Чем отличается магистратура от аспирантуры в россии
Содержание:
- Социальные льготы
- Перечень необходимых документов для поступления в аспирантуру
- В чем разница между бакалавриатом и аспирантом?
- Как стать аспирантом в университете
- Демаркационная линия
- На какую помощь могут рассчитывать аспиранты?
- Как проходит обучение
- Трудности совмещения
- Формы аспирантуры
- Функционал и намерения
- Кто такой аспирант?
- О преимуществах
- Аспиранты очной формы и работа на полной ставке
- Отличия аспирантуры и ординатуры
- Спор двух моделей
- Стоит ли бросать аспирантуру?
- Кому подходит соискательство
- Студент vs аспирант
- Формы обучения
- Средний возраст абитуриентов поступающих в аспирантуру
- Государственная поддержка
- Как поступить в аспирантуру без экзаменов
- Стремиться и искать, найти и не сдаваться
- Права и обязанности аспиранта
- Магистр против специалиста
- Зарплата аспиранта
- Карьерный рост и работодатели
- Аспиранты и работа в вузе
- Что дает и кому нужна аспирантура?
- Что такое ученая степень?
Социальные льготы
Аспиранты имеют право на предоставление социальных льгот как полноправные субъекты социального страхования. Данной категории обучающихся полагается:
- выплаты по листу нетрудоспособности при продолжительности болезни более 30 дней, с сохранением выплаты стипендии и продлением срока обучения соответственно длительности болезни;
- оплата больничного листа за время нахождения аспирантки в отпуске по беременности и родам, с сохранением стипендиальных выплат и увеличением продолжительности периода обучения;
- выплата одновременного пособия на ребенка при его рождении. Выплата ежемесячного пособия на ребенка до полутора лет. Выплаты осуществляются отделом соцзащиты населения;
- аспирантам, которые обучаются бесплатно на очном отделении один раз в год полагается выплата в двухкратном размере стипендии на цели приобретения научной литературы.
За работодателем закреплены следующие функции:
- оплата командировочных расходов аспиранта;
- расходы на переезд аспиранта в иностранные образовательные учреждения по обмену знаниями.
Перечень необходимых документов для поступления в аспирантуру
Стандартный пакет документов при поступлении включает бланковое заявление (можно получить у сотрудников приемной комиссии), копию диплома с приложением, автобиографию, характеристику. Если студент рекомендован к дальнейшему обучению педагогами своего вуза, его могут принять без характеристики, достаточно выписки протокола собрания Ученого совета.
Для трудоустроенных аспирантов нужны:
- копия трудовой (с листком учета кадров);
- справка медицинской комиссии;
Всем претендентам надо предоставить список публикаций, свидетельство, подтверждающее сдачу кандидатских экзаменов (если имеются).
В чем разница между бакалавриатом и аспирантом?
• Студент — это тот, кто только что сдал экзамены школьного совета и поступил на курс бакалавриата в колледже или университете. Другими словами, бакалавр — это студент университета, который еще не получил первую степень.
• Аспирант — это тот, кто получил первую степень по предмету и переходит на другой курс после первой степени. Эта аспирантура может иметь диплом или другую степень.
• Внимательное руководство предоставляется студентам, тогда как аспиранты имеют независимую учебную среду.
• Для получения степени бакалавра требуется не менее трех лет. Срок обучения в аспирантуре зависит от выбранного вами курса. Для получения степени это может быть два года. Для получения диплома один год.
• Научные степени могут быть получены только аспирантами.
Изображения любезно предоставлены:
- Бакалавр математической ассоциации Америки (CC BY-ND 2.0)
Как стать аспирантом в университете
Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:
- заявление
- удостоверяющий личность документ;
- диплом магистра или специалиста.
О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.
Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:
- историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);
- иностранный язык;
- предмет по специальности.
Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.
На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.
Демаркационная линия
Респонденты-сотрудники вузов, которым в целом легче сочетать учебу с работой, более позитивно оценивают условия аспирантуры и свой опыт обучения. Так, среди тех, кто трудится полный день в университете, 57% считают аспирантский опыт полезным для работы. А среди полноценно занятых вне вуза эта доля — лишь 46%.
О недостатке финансовой поддержки говорит большинство респондентов. Наибольшие сложности — у тех, кто подрабатывает от случая к случаю (81% опрошенных), а наименьшие — у аспирантов, занятых весь день вне вуза (68%). Опрошенные второй группы полагаются на зарплату.
Таким образом, возникает дилемма. Работа вне вуза материально обеспечивает, но мешает учебе. И наоборот, занятость в университете или нерегулярные подработки приносят меньше денег, зато дают удачный аспирантский опыт.
На какую помощь могут рассчитывать аспиранты?
Поступление в аспирантуру происходит добровольно. Никто не может заставить учиться или писать научную работу ради получения ученой степени принудительно. Более того, соискателю нужно иметь представление о направлении будущей деятельности, иметь под рукой базу для выполнения научного изыскания и пр.
Поступление в аспирантуру происходит в традиционной форме: абитуриент должен подать документы в ВУЗ, где действует образовательная ступень, выбрать направление подготовки преодолеть вступительные испытания (схожие с кандидатским минимумом), пойти конкурсный отбор и приступить к обучению.
Помощь аспирантам
Если аспирант намерен осваивать научную нишу очно, то он будет обязан посещать все занятия, выполнять поручения преподавателей, следить за выполнением индивидуального плана обучения и писать кандидатскую диссертацию. В этом случае совмещать работу и учебу будет непросто.
Если же аспиранту возможно осилить образовательную программу заочно, то здесь дела обстоят проще. Учащиеся могут работать и писать научную работу параллельно.
Более того, иногородним аспирантам ВУЗ должен предоставить место в общежитии. Здесь также можно найти массу плюсов: экономия средств на проживании (съем квартиры особенно в больших городах или неподалеку от Вуза обойдется в несколько раз дороже), возможность обмениваться опытом с другими аспирантами и пр.
Но самой приятной привилегией аспирантов-очников, обучающихся на бюджете, является получение специального пособия раз в год в размере 20 000 рублей, которое предназначено для приобретения научной литературы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
дипломные магистерские диссертации
Также еще одним достоинством обучения в аспирантуре является то, что обучение на заочном отделении платно будет стоить в 2-3- раза дешевле, чем на очном отделении. Более того каждый аспирант-выпускник имеет право на получение отпуска продолжительность до 6 месяцев для выполнения диссертации и ее защиты.
Как проходит обучение
Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.
За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.
В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.
Трудности совмещения
Аспирантура меняется. Вместо модели наставничества — самостоятельной работы, курируемой научным руководителем, — появились структурированные программы. Учебная нагрузка растет — на фоне сохранения традиционных элементов: подготовки диссертации, статей по теме и пр. Эти изменения корректируют восприятие аспирантуры. Особенно у тех учащихся, которые трудоустроены.
73% респондентов сложно сочетать учебу с работой. Это совмещение особенно проблематично для тех, кто занят полный день вне вуза (89% опрошенных этой группы). Среди сотрудников университетов эти трудности отметили 65%. Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу.
Формы аспирантуры
Магистрам, планирующим связать свою жизнь с наукой, необходимо знать, что это можно сделать на различных условиях. Так, обучение в аспирантуре допускается в трех формах:
- Очная (дневная).
- Заочная.
- Соискательство.
Сразу стоит выделить наиболее предпочтительный вариант для будущих кандидатов наук. Конечно же, потому как она позволяет совмещать получения образования с работой. Тем более что в большинстве случаев аспирантура — это платное образование, поэтому без регулярного дохода не обойтись.
Дневное обучение подойдет тем студентам, которые всерьез намерены заняться научной или, возможно, даже преподавательской деятельностью. Оно позволит больше времени уделять исследовательской работе и консультациям у руководителя проекта, тогда как аспирантура заочно заметно ограничивает эти возможности. Однако если вы вдруг решите устроиться на работу, то придется переводиться на другую форму.
Последний тип обучения для аспирантов — это соискательство. Для того чтобы получать образование таким образом, не нужно сдавать вступительные экзамены и регулярно посещать вуз. Студент прикрепляется к определенной кафедре с возможностью самостоятельного написания диссертации и сдачи экзаменов.
Функционал и намерения
Ясно, что содержание труда и карьерные планы взаимосвязаны. Это четко видно на примере аспирантов — вузовских работников. Доля желающих остаться в том же университете после выпуска ниже среди тех, кто занят наукой и исследованиями (80%), и выше среди преподавателей (87%) и администраторов (89%). При этом среди респондентов:
Исследователи намерены продолжить работу по профилю, но не обязательно в вузе, а, например, в научных и коммерческих организациях.
Те, кто преподает, планируют делать это и дальше (45%).
Администраторы хотят остаться в вузе, но преподавать (41%) или заниматься наукой (13%).
То есть занятые наукой и исследованиями планируют сохранить содержание работы, но готовы сменить место. А те, кто преподает и администрирует, хотят остаться в вузе.
Кто такой аспирант?
Поступление в помещения колледжа или университета — не первый опыт для аспиранта. Аспиранту не нужно изучать смежные предметы во время учебы. Вместо этого он сосредоточился бы только на главном или главном предмете. Кроме того, аспирант должен проучиться в течение двух лет, чтобы закончить аспирантуру по выбранному им предмету. Однако это когда мы рассматриваем возможность получения степени магистра, например, магистра. Когда речь идет об аспирантуре, продолжительность обучения может составлять всего 12 месяцев или, другими словами, год. Аспирантура может быть степенью магистра или исследовательской степени. В любом случае вы можете зарегистрироваться на любой курс, если у вас уже есть первая степень и вы соответствуете требованиям университета, который предлагает вам эту степень. Кроме того, аспирант уже имеет представление о предмете, который он выбирает, так как он уже получил первую степень. Аспирант также может напрямую подать заявку на работу по своему выбору и построить свою карьеру. Когда дело доходит до аспирантуры, контроль со стороны учителя минимален. Можно сказать, что это самообучение. Однако вы можете попросить помощи у преподавателей. Плата за обучение в аспирантуре может быть меньше первой степени.
О преимуществах
Статусы профессора или доцента, как и степени в науке дают обладателям несколько преимуществ, привилегий:
- Возможность занять высокий преподавательский пост. Карьера в академической среде строится поэтапно: от ассистента, старшего преподавателя до профессора. Университеты предпочитают нанимать титулованных, признанных специалистов. Это вопрос престижа, уровня образования. К кандидатам на преподавательские должности предъявляют существенные требования.
- Возможность влиять на образовательный процесс. Именитые ученые, педагоги высокого статуса занимаются разработкой, внедрением авторских подходов, методических материалов.
- Облегченные условия публикации материалов в журналах. Периодические издания более лояльны к именитым ученым. Уровень кандидата сказывается на скорости рецензирования.
Регалии, статусные атрибуты играют в ученом сообществе огромную роль. Они сказываются на перспективах карьерного роста, продвижения в науке. Также имеют прикладное значение, поскольку могут стать выгодным конкурентным преимуществом.
Аспиранты очной формы и работа на полной ставке
Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки — аспирант вправе работать на любом основании. Исключение — совместительство.
Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.
Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.
- Он везде успевает.
- Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.
Отличия аспирантуры и ординатуры
Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.
Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.
Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.
Спор двух моделей
Традиционная модель, о возврате к которой говорят академики, строится по образцу немецкой модели подготовки научных кадров. В ней аспиранта курирует наставник — научный руководитель, который, контролируя работу своего подопечного над диссертацией, передает ему знания и навыки. Судьба диссертации, да и всей научной карьеры во многом зависит от отношений между «мастером» и «учеником».
В модели структурированных программ аспиранты посещают много курсов, и руководителей у них может быть несколько (каждый действует в соответствии со своими компетенциями). Учащиеся получают более широкий набор компетенций и застрахованы от неудачного единоличного руководства ими. Этой модели придерживаются США, Испания, Швеция.
В то же время, в ряде европейских стран — например, в Германии, Австрии, Польше, Италии и Норвегии — структурированные программы сосуществуют с наставничеством.
Количественная часть исследования Натальи Малошонок показала, что между преподавателями нет консенсуса в том, что считать идеальной моделью аспирантуры.
За распределенный мониторинг прогресса аспирантов высказалась половина (51%) респондентов. Они убеждены, что кафедра, департамент, факультет должны периодически контролировать, как аспирант справляется со своим индивидуальным планом. Вдвое меньше (24%) тех, кто возлагает ответственность за аспиранта на одного только научного руководителя. И столько же — четверть — колеблющихся.
Сторонников узкопрофильной подготовки в аспирантуре и тех, кто за более широкий спектр компетенций, — примерно одинаковое количество: 42% против 39%. И еще 19% не определились.
И, наконец в ответе на главный вопрос: какая аспирантура предпочтительна — преобладают сторонники структурированных программ: их 40% против 29% приверженцев наставничества. И 31% предлагают комбинировать две модели.
Получается, что по главным вопросам, связанным с аспирантурой, довольно много — от одной пятой до почти одной трети — людей занимают промежуточную позицию, окончательно не склоняясь ни к одному из вариантов.
В качественных интервью представлена аргументация этих точек зрения.
Стоит ли бросать аспирантуру?
Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.
Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.
Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.
Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.
Живите яркой жизнью!
Больше постов НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ БЛОГА и в АРХИВЕ ПУБЛИКАЦИЙ
Оперативная информация на наших аккаунтах:
fb — , ;
vk — vk.com/labprir;
ok — ok.ru/group/52618336075994;
t — t.me/koteykarorshah;
ig — instagram.com/koteykarorshah
Кому подходит соискательство
Отличия соискательства от аспирантуры:
- занимает больше времени (до 5 лет);
- стоимость обучения соискателя ощутимо ниже;
- права на отсрочку от армии соискатель не имеет, но, получив ученую степень (кандидата) вправе отказаться служить.
Такой формат подготовки определяет преимущество соисканий для представительниц прекрасного пола, серьезных специалистов с опытом работы, пришедших к желанию заниматься научной практикой. Часто соискательство предпочитают молоды ученые, которые не определились окончательно с профилем. Очень удобен формат работникам НИИ, вузов, уже накопившим огромный пласт научной информации и готовым переходить на новый уровень (в том числе, уровень заработка).
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Студент vs аспирант
Бакалавриат и аспирант — это два слова, которые используются по-разному с точки зрения их характеристик и квалификации, поскольку между ними существует явная разница. Студент — это тот, кто только что сдал экзамены школьного совета и поступил на курс бакалавриата в колледже или университете. Другими словами, как сказано в Оксфордском словаре английского языка, студент — это студент университета, который еще не получил первую степень. С другой стороны, аспирант — это тот, кто получил первую степень по определенному предмету и переходит на другой курс после первой степени. Эта аспирантура может иметь диплом или другую степень.
Формы обучения
Формы получения данного вида образования могут быть следующими:
- очная;
- заочная.
Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.
Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное — это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.
Средний возраст абитуриентов поступающих в аспирантуру
Мотивы аспирантов сильно отличаются. А вот самих претендентов старше 45 лет становится меньше. На 2015−2016 гг. их доля в общей численности учащихся российских вузов составила меньше 4%.
Средний же возраст отечественных будущих кандидатов наук определен на 2015-й на уровне 26−28 лет. Он ниже, чем у Европы (32−33), Америки (30) и Канады (28−31).
Это связано с 2 условиями.
- Различия подхода к среднему образованию (некоторые американцы остаются колледжистами до 27−30 лет).
- Более высокий статус ученого за рубежом. Отдельные государства закрепили законодательно первенство кандидатур со степенью кандидата на руководящие посты. В Израиле на самые престижные должности исследовательских институтов, научных центров, аналитических агентств принимают только выпускников аспирантуры.
Какие существуют иные ограничения?
Диплом магистра/специалиста и оговоренный правилами (пусть не всегда обусловленными законом) возраст — два ключевых условия перехода на третью ступень профессиональной подготовки. Но они не являются исчерпывающими.
Работающему претенденту нужно предоставить и рекомендацию за подписью работодателя. Часто требуется минимальный стаж профессиональной занятости от двух лет. Выпускнику магистрата нужен набор характеристик педагогов.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Государственная поддержка
Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.
Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.
Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.
Как поступить в аспирантуру без экзаменов
Правила поступления претендента вуз устанавливает самостоятельно. У нас предусмотрены льготные условия зачисления выпускников нашей магистратуры, доступны упрощенные программы перевода аспирантов других учреждений.
Экзаменация проводится обязательно. Может отличаться порядок проведения испытаний (устное собеседование, тестирование, письменная экзаменовка). Набор сдаваемых дисциплин:
- определенные законом экзамены по иностранному языку, философии;
- профильный предмет (зависит от выбора специальности, о ней чуть ниже).
Претенденты, успешно сдавшие кандидатские экзамены (философия, иностранный язык), могут освобождаться от вступительных испытаний. Обязательным условием зачисления является предоставление реферата — исследовательской работы на выбранную тематику.
Стремиться и искать, найти и не сдаваться
В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.
В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.
Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.
Права и обязанности аспиранта
Обучение в аспирантуре дает право:
- использовать техническую базу вуза;
- быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
- получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
- иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
- занимать штатную должность (или работать на других условиях).
Обязанности аспиранта четко определены:
- выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
- активно участвовать в жизни кафедры;
- для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.
Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.
Могут ли аспиранты преподавать в вузе
Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.
Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.
По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.
Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.
Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.
Магистр против специалиста
Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.
В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.
Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.
В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.
Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.
К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.
Зарплата аспиранта
Наверняка каждый студент задумывается о том, сколько может получить аспирант.
В аспирантуре на время обучения заводится трудовая книжка, но в то же время с учащимися трудовой договор не заключается и взносы в фонд социального страхования не отчисляются. В трудовой стаж время обучения не вносится. В связи с этим, нет такого определения как «заработная плата аспирантов». Трудовая книжка учащегося – это недействительный документ, так как здесь студент только обучается.
Источником дохода аспирантов является стипендия. К сожалению, даже на максимальную выплату прожить сложно. Соответственно, многие обучающиеся задумываются о дополнительном источнике заработка.
Закон Российской Федерации не запрещает аспирантам очной формы обучения совмещать учебу с работой. По статье 59
, аспирант, обучающийся на дневном отделении, может заключить с работодателями срочное трудовое соглашение. Таким образом, обучающиеся будет получать заработную плату как работник соответствующей отрасли. Аспирант имеет право работать как за пределами вуза, так и в самом университете.
Карьерный рост и работодатели
Аспирант — это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, — юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек — карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Аспиранты и работа в вузе
Учебное заведение, которое готовит научного сотрудника, наравне с любым НИИ, коммерческим предприятием, иным местом занятости может выступать в роли нанимателя. Условия оформления аналогичны во всех случаях:
- аспирант оформляется с ведением книжки;
- со студентом заключается договор — срочный/стандартный.
Педагогический стаж и трудовая книжка
Хотя на размер страхового стажа учеба влияния не оказывает, помимо отсрочки от армии и доступа к научным экспериментам она несет еще один плюс. В педагогический стаж ее годы учитываются. С позиции рабочих отношений данный факт ничего не меняет, но научно-педагогический стаж имеет значение для работодателя (в том числе, вуза, НИИ).
Предоставление отпуска аспирантам-очникам
Хотя учеба на третьей ступени образования предполагает преимущественно самостоятельную работу (минимум лекций, занятий, семинаров), ТК РФ сохраняет право студента на социальные гарантии, включая учебный отпуск. Очники могут претендовать на оплачиваемый отпуск до 3 месяцев для подготовки диссертационного труда (статья 173.1).
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Что дает и кому нужна аспирантура?
Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.
Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:
Учеба в аспирантуре предоставляет уникальную возможность для самосовершенствования. Пока вы молоды и амбициозны, это может показаться вам не таким важным. Но жизнь такова, что чем старше вы становитесь, тем больше понимаете, что без постоянного самосовершенствования можно очень скоро лишиться всего.
Что дает аспирантура (даже без защиты диссертации) – так это возможность заниматься научной деятельностью. Аспиранты могут спокойно и оправданно заниматься наукой, посещать научные конференции и выступать на них, получают доступы к библиотекам.
Диплом аспирантуры дает возможность заниматься преподавательской деятельностью
И это важно, так как по окончании аспирантуры вы можете быть не только специалистом в изученном направлении, но и учить этому направлению других. Например, что дает аспирантура врачу? Возможность не только практиковать, скажем, хирургию, но и брать к себе интернов, обучать их своему нелегкому ремеслу
Но главное, что дает диплом при окончании аспирантуры – это возможность получить степень кандидата наук. Правда, это возможно только при успешной защите диссертации. Но если уж вы получите эту ученую степень, то у вас будет масса преимуществ: всяческие доплаты за наличие ученой степени, увеличенные размеры гонораров при написании учебных пособий и статей (до 10% больше научных трудов людей без ученой степени). А еще, получив степень кандидата наук, вы можете претендовать на защиту диссертации доктора наук. А это уже неплохой карьерный рост в рамках выбранного направления.
Что такое ученая степень?
Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.
Виды
Российская наука позволяет получить степени двух уровней:
- Кандидата наук.
- Доктора наук.
Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.
Кандидат наук
Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:
- Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
- Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.
Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.
Доктор наук
Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.
Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.