Балетмейстер — это кто?

Анна Павлова

Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.


Анна Павлова. (wikipedia.org)

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.

В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Голейзовский Касьян Ярославович

Касьян Ярославович родился в Москве 22 февраля (5 марта) 1892 года. Мать будущего хореографа – артистка балета Большого театра, Елена Дмитриевна Голейзовская, отец – артист оперы, Ярослав Матвеевич Голейзовский, умер до рождения сына. Свое имя балетмейстер получил в честь Святого Касьяна, день которого празднуется 29 февраля.

Профессиональное обучение балету Касьян начал в Московском Хореографическом Училище, куда его привела мама. А затем был переведен в Петербург. Многие знаменитые танцовщики, у кого Касьян учился, а также вместе с кем обучался хореографии, формировали мировоззрение и эстетический вкус балетмейстера, а также его личность.

Ответственность

4.1. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Балетмейстер-постановщик несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Майя Плисецкая


Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.

Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.

Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.

Какими чертами должен обладать хореограф

Интересно, что всем хореографам присуща грация, при этом совершенно не имеет значения, каков их возраст. Эти люди с молодости заряжены бодростью, имеют великолепную физическую подготовку и хорошее здоровье. Действительно, представить себе, как согбенный или страдающий ревматизмом хореограф показывает ученикам сложные телодвижения, довольно сложно.

Среди черт характера хореографа должны преобладать:

  • выдержка и терпение. Ему часто придется объяснять, в прямом смысле этого слова, на пальцах, свои задумки непонятливым ученикам, по этой причине хореографу необходимо быть максимально корректным и хладнокровным, чтобы не срывать свое раздражение на людях и не портить отношений с членами коллектива;
  • темперамент. Это качество вроде бы не согласуется с предыдущими, однако хореограф, начисто лишенный эмоций, не сможет глубоко чувствовать музыку и танец, что отразится на его работе негативным образом;
  • любознательность. Необходимо хореографу для того, чтобы регулярно знакомиться с новинками и не отставать от своих коллег;
  • коммуникативные способность. Хореограф — это прежде всего учитель, поэтому ему совершенно необходимо понимать людей любого возраста, чтобы вливать в них свои знания и свое мастерство;
  • чувство ритма. Если хореографу, как говорится, на ухо наступил слон, ему не удастся ни двигаться самому, ни учить этому других.

Досконально изучить профессию и на деле узнать, хореограф кто это можно, пройдя обучение в высшем либо среднем специальном учреждении. Под руководством опытных преподавателей будущие хореографы постигнут эту сложную науку в совершенстве.

Стоит отметить, что стать хореографами смогут лишь те люди, в чьи планы не входит сидячий образ жизни. Хореографы часто путешествуют по свету вместе с родным коллективом, знакомятся со множеством новых личностей, постоянно развиваются. Так что необходимо присутствие жажды ярких впечатлений и легкого налета авантюризма.

При удачном стечении обстоятельств хореограф может открыть собственную школу — балетную или танцевальную — где будет подготавливать учеников.

Возможно вам будет интересна статья: Балерина это кто. Профессия посвященная танцу!

Специализация, карьера и перспективы

Специализация у хореографов может быть следующей:

  • бальные танцы;
  • балетмейстер;
  • художественная гимнастика;
  • народные танцы и танцы различных национальностей;
  • театральные постановки;
  • фигурное катание и танцы на льду;
  • современные танцы;
  • цирковое искусство.

Что касается перспектив, то следует сказать, что занятость у представителей описываемой профессии может быть различной. Начинающим хореографам, без опыта работы, часто предлагают вакансии, условием которых является свободная занятость. Такие предложения не очень привлекательны в плане зарплаты.

Достаточно большое количество молодых специалистов дополнительно преподают, дают частные уроки, танцуют, чтобы получать больше денег. Но, набравшись опыта, можно рассчитывать на повышение заработной платы.

Если вы решите найти работу в крупном городе, со временем вы можете попасть на телевидение в качестве постановщика какого-то шоу. Это отличный карьерный рост: после того как ваше имя начнут узнавать, заработки станут на порядок выше.

Плюсы и минусы профессии балетмейстер

Плюсы

  1. Балетмейстеры заняты творческой работой, которая приносит им моральное удовлетворение и неплохой доход.
  2. Балетмейстеры, не получившие признание, не останутся без работы. Они могут заниматься с учениками разного возраста в частном порядке, открыть собственную школу или вести блог в интернете.
  3. Работа связана с физическими нагрузками и постоянным движением, поэтому балетмейстеры отличаются крепким здоровьем и не склонны к профессиональному выгоранию.
  4. Профильное образование можно получить как в ссузе, так и в вузе.
  5. Талантливые балетмейстеры, обладающие работоспособностью и силой воли, могут быстро продвинуться по карьерной лестнице.
  6. Нередко балетмейстеры выполняют дополнительные заказы, например, несут ответственность за постановку танцевальных номеров для рекламы, телевизионных шоу, кинофильмов или музыкальных клипов. Все это помогает им приобрести популярность и существенно повысить уровень благосостояния.

Минусы

  1. Растяжение связок, ушибы, синяки, мозоли, деформация пальцев стоп – это лишь малый перечень профессиональных травм, от которых страдают балетмейстеры.
  2. Возможны конфликты, ведь творческие люди очень чувствительные, требовательные и капризные.
  3. Профессия требует полной самоотдачи, ведь график может быть ненормированным, а гастроли – длительными.
  4. Небольшая часть балетмейстеров добивается успеха, многие специалисты на протяжении всей жизни дают частные уроки и работают с непопулярными коллективами.

Борис Эйфман сейчас

В 2021 году Борис Яковлевич продолжил творческую деятельность. В апреле театр представил новый спектакль — «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Этот проект стал вторым обращением балетмейстера к личности великого французского драматурга (постановка «Дон Жуан и Мольер» увидела свет в 2001 году). Сам Эйфман назвал Жана-Батиста Поклена наиболее близким для себя художником.

Перед зрителями хореограф приоткрыл завесу театрального закулисья, показав через язык танца, в каких терзаниях и душевных муках рождаются на свет великие комедии. С помощью декораций и световой партитуры мастеру и труппе удалось передать контраст между ярким, обманчивым миром сцены и повседневностью театральной жизни.

Мария Абашова в проекте Бориса Эйфмана «Анна Каренина»

После снятия ограничений, связанных с распространением Covid-19, труппа Эйфмана смогла наконец выехать на гастроли. В частности, в Новосибирске артисты представили два балета: «По ту сторону греха», созданный по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», и «Анна Каренина». В каждом из проектов в главной роли выступила прима-балерина театра Мария Абашова. В первом спектакле танцовщица предстала в образе Грушеньки, во втором — самой Карениной.

А в июле в Александринском театре прошел торжественный гала-концерт, посвященный 75-летнему юбилею мастера. В программе вошли фрагменты из популярных постановок Бориса Яковлевича, а также эпизоды из проекта «Чайка. Балетная история» — нового видения бессмертной пьесы Антона Павловича Чехова.

В современной хореографии можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.                                                                                                                                                 
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.  
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.                                                                                                                                  
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

В настоящее время балетмейстеры могут работать в театрах, школах танцев, опереттах, на эстраде, а также давать частные уроки.

Читайте так же:

  • С какого возраста отдавать ребенка на танцы
  • Андрис Лиепа
  • Академия танца Бориса Эйфмана

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

Сон в летнюю ночь (1960)

Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.

К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…

«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.

Общие положения

1.1. Должность «Балетмейстер-постановщик» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) без требований к стажу работы. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      — действующее законодательство в области культуры и искусства;      — теорию и практику хореографии и актерского мастерства;      — основы сценического и музыкального оформления;      — классический и современный балетный репертуар;      — классическую, современную и народную хореографию;      — опыт работы отечественных и мировых учреждений культуры;      — работу с партитурой и клавиром хореографического произведения;      — основы экономики, организации труда и управления;      — основы авторского и трудового права;      — правила внутреннего трудового распорядка;      — правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Балетмейстер-постановщик назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Балетмейстер-постановщик подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Балетмейстер-постановщик руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Балетмейстер-постановщик во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Кому подходит профессия

Прежде всего, необходимо обладать профессиональными качествами, о которых будет сказано ниже, а также соответствовать некоторым требованиям:

  1. Желательно владеть несколькими различными видами танцев.
  2. Возможность уделять большое количество времени работе (часто даже в ущерб личной жизни и свободному времени).
  3. Хорошее знание психологии и педагогики (в случае работы с детьми).
  4. Дополнительным бонусом будет знание иностранного (желательно английского) языка, если вы планируете работать в гастролирующем коллективе.
  5. Хорошее знание как репертуаров классических композиторов, так и современных веяний в музыке.
  6. Желательно обладать музыкальным чувством, чтобы иметь возможность соединять различные стили. Сейчас очень востребована эклектика — к примеру, хип-хоп или рок в соединении с классикой.
  7. Коммуникабельность в отношении подопечных (и их родителей, если речь идёт о детях), а также техперсонала, художника по костюмам, гримёра и др.
  8. Требовательность и умение добиваться результата.
  9. Помимо всех вышеперечисленных качеств, хореографу крайне желательно иметь знания в таких элементах постановки: свет, костюм, макияж, причёска, декорации, а также уметь всё это соединить в гармоничную композицию.

Главные постановки 70-80-х годов

Именно в эти годы Иржи Килиан получил международное признание.

Знаковые балеты этого периода:

«Свадебка»; «Просветленная ночь»; «Торс»; «Ритуальный шаг»; «Симфония в ре»; «Затонувший собор»; «Симфониетта»; «Возвращение в чужую страну»; «Дитя и волшебство»; «История солдата».

Балеты поставлены на музыку таких композиторов, как А. Шёнбер, И. Стравинский, Л. Яначек, Т. Такемиц, К. Дебюсси, Й. Гайдн, К. Чавес, М. Равель. В постановке «Свадебка» хореограф демонстрирует поразительное проникновение в сознание и ритуалы славян. Здесь смешаны православное христианство и язычество. «История солдата» — это смесь классического балета, современных танцев, пантомимы и танго. Сюжет повествует о человеке, который заключил сделку с дьяволом. «Дитя и волшебство»- это история французской писательницы Г.С. Колетт о мальчике, который был очень плохим и непослушным. Однажды ночью все игрушки, которые он сломал, все лягушки и бабочки, которых он мучил, собрались вместе, чтобы отомстить этому ужасному ребёнку.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.

Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.

Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.

После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.

Самая успешная постановка 21 века

В 2004 году на музыку Дирка Хибриха Иржи Килиан поставил балет «Бессонница». В спектакле заняты шесть танцовщиков. Сцену по диагонали пересекает занавес белого цвета из листов бумаги. Он создаёт грань между вымыслом и реальностью, сознательным и бессознательным. Танцовщики проникают за экран и там начинается их трансформация. Балет «Бессонница» — это анализ человеческих желаний и взаимоотношений между людьми, рассказанный в шести монологах и четырёх дуэтных номерах. И. Килиана называют великим мастером нюансов, он прекрасно умеет находить такие танцевальные движения, которые способны выразить мельчайшие движения души — вздёрнутое плечо, сникшая кисть и т.д. Отзывы о постановках У зрителей различные эмоции вызывает Иржи Килиан (хореограф). Отзывы о его постановках можно встретить и весьма положительные, и крайне отрицательные. Многие пишут, что балеты этого хореографа их не цепляют и не впечатляют. Зрители не могут вникнуть в суть задуманного и воспринимают сюжет как бессмысленный. Многие считают, что в балетах Иржи музыка и хореография не одно целое, они сами по себе и не зависят друг от друга. А танцовщики просто исполняют какие-то движения, которые ни во что не складываются и больше похожи на вольные упражнения в гимнастике.

Спектакли И. Килиана, по мнению публики, будут интересы исключительно тем, кто является поклонником современного балета, а те, кому ближе классика, их просто не смогут понять. Есть люди, которые говорят, что большинство балетов И. Килиана вызывает у них ощущение мёртвого бездушия. Некоторые зрители пишут, что не любили авангард на сцене, пока не познакомились с творчеством знаменитого на весь мир чеха. Поклонники современного искусства называют Иржи гением, а его спектакли — шедеврами. В любом случае нужно обязательно сходить на балеты этого постановщика, чтобы как минимум познакомиться с его творчеством и составить о нём своё мнение, которое не заменят чужие отзывы.

Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина

Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер  появился в семье музыкантов:  его отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором,  народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) — композитор, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).

В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» , конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.

В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.

Места работы

В настоящее время существует масса совершенно разных мест работы для хореографа: начиная от районного дома культуры и заканчивая постановкой танцев труппе известного певца или в каком-то модном телешоу. Существует масса школ современного, классического, латиноамериканского танца, также эта специальность востребована в фитнес-клубах, на частных занятиях — это постановка танца в детско-юношеских учреждениях, организация и постановка танца жениха и невесты, постановка выступления в вузовском КВН, дебюте и т. д. Развлекательные клубы, имеющие танцевальные шоу, тоже нуждаются в представителях рассматриваемой профессии.

Если же говорить о профессиональном уровне, то хореографы могут работать в уже упомянутых подтанцовках певцов, различных шоу, профессиональных танцевальных коллективах, постановках для спортсменов (фигурное катание, художественная гимнастика), в театре оперы и балета (должность балетмейстера).

Также талантливые хореографы постоянно востребованы при съёмках видеоклипов, на киносъёмках, а также при работе в цирке.

Обучение на хореографа

Сегодня получить специальность хореографа могут и те люди, которые решили посвятить жизнь танцу в возрасте 15-20 лет. Но такие постановщики в дальнейшем редко работают с профессионалами, они могут найти хорошую работу в фитнес-центрах, детских учреждениях, школах современного танца, будут принимать участие в любительских конкурсах.

Курсы хореографов

Национальная школа современной хореографии

Обучение в этой школе длится всего 9 месяцев, программа, разработанная опытными танцовщиками и хореографами, состоит и из теоретических, и из практических знаний. Студентам, прошедшим курс, будут выданы дипломы или свидетельства государственного образца, представители школы могут оказать содействие в трудоустройстве.

Московский Дом самодеятельного творчества, хореографические курсы «Спутник»

На курсы приглашают профессиональных хореографов и танцовщиков, которые хотят повысить свою квалификацию и получить документ о среднем специализированном образовании. В течение 2 лет танцовщики и постановщики оттачивают свое мастерство, узнают больше о разных видах танца и получают другие полезные знания. Занятия, длительность каждого из которых составляет 6 часов, проводятся 3 раза в неделю, форма обучения — очная.

Вузы

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Хореографическое искусство (Институт славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))

Российский университет театрального искусства – ГИТИС

Хореографическое искусство (Балетмейстерский факультет)

Московская государственная академия хореографии

Хореографическое искусство (Московская государственная академия хореографии)

Московский государственный институт культуры

Хореографическое искусство (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Хореографическое искусство, профиль Искусство балетмейстера-репетитора (Институт физической культуры и спорта)

Хореографические училища

Хореографическое Училище Академии Натальи Нестеровой

Ленинградский областной колледж культуры и искусства

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой

Московская государственная академия хореографии

Московское государственное хореографическое училище имени Л.М. Лавровского

Профессиональный хореограф — это тот человек, который начал заниматься танцами в возрасте 5-8 лет. В возрасте 11-12 лет танцовщики поступают в училища или колледжи, после окончания которых они подают документы на балетмейстерский факультет (направление «Хореографическое искусство»)

Во время поступления очень важно отлично сдать творческий экзамен, продемонстрировать пластичность, музыкальный слух, а вот про стеснительность и скованность лучше забыть

Личная жизнь

Из личной жизни хореограф не делает большой тайны. В молодости артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Громкие романтические отношения связывали хореографа с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.

Борис Эйфман и Анастасия Вертинская в молодости

Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Особенности

Человек, занимающийся постановкой танцевальных эстрадных номеров, называется хореограф. К этому разряду можно отнести и учителя танцев. Невозможно точно сказать, когда состоялся первый танец. В Индии и Древнем Египте были найдены лишь картинки с танцующими людьми. В XIII-XIV веке танцы стали расцениваться как развлекательный момент для богатых. С тех пор начали ставиться различные композиционные номера. Они очень нравились людям, поэтому пошло быстрое развитие танцевальной индустрии.

Сегодня хореографами становятся талантливые люди, имеющие безупречный вкус. Эта профессия всегда востребована. Бывшие артисты балета, фигуристы, гимнасты гипотетически могут стать хореографами. Но только люди, прошедшие практику, смогут выполнить следующие условия:

  • обучить актерскому мастерству студентов;
  • улучшить технику;
  • поставить ряд коллективных и индивидуальных номеров;
  • подобрать костюмы для артистов;
  • провести репетицию;
  • создать репертуар;
  • развить вкус, музыкальный слух, эстетическое восприятие у людей.

Профессия учителя танцев не так проста, как кажется на первый взгляд. Тот, кто связал свою жизнь с танцами, является грациозной и творческой личностью. Однако сначала нужно получить специальное образование. Без помощи родителей не обойтись, так как обучение нужно начинать в возрасте 5 лет. Уже в 12 лет юные таланты поступают в специальные учебные заведения, а после их окончания продолжают учиться на балетмейстерском факультете.

Не все идут работать в балет. Многие становятся руководителями любительских коллективов в специализированных школах для детей и взрослых. Преподаватели восточных танцев имеют возможность воплотить свое творческое начало в танце и хорошо зарабатывать. Данное направление на сегодняшний день пользуется большой популярностью как среди взрослого населения, так в молодежной среде. Чтобы научить девушку исполнять танец живота, учителю потребуется много усилий. Но это того стоит. Благодарные ученики с удовольствием демонстрируют свои таланты. Многие представительницы прекрасного пола занимаются таким направлением для красоты и здоровья. Поэтому хореографы востребованы даже в маленьких городках.

Как стать хореографом

В настоящее время получить профессию хореографа могут даже молодые танцоры, но чаще всего такие люди вряд ли могут рассчитывать на работу на высоком уровне.

Вероятнее всего, они ограничатся школой танца, фитнес-центром, частной постановкой любительских номеров (например, постановкой свадебных танцев, частными уроками латиноамериканского танца и т. д.), постановкой детско-юношеских номеров (выпускной танец в саду или школе).

Хореограф, работающий профессионально, должен начать занятия танцами в 5–7 лет. К 15 годам такие артисты, которых уже можно назвать профессионалами, поступают в колледжи или училища культуры.

Окончив училища, будущие специалисты получают высшее образование по профессии «хореографическое искусство» (балетмейстерский факультет). В момент поступления необходимо показать свои лучшие качества, такие как пластика, слух, техника выполнения элементов.

Стоит также отметить, что просто диплома хореографа для получения работы в профессиональном коллективе будет недостаточно. Менеджер группы сначала оценит, умеет ли претендент на вакансию работать с артистами, как он сам двигается, его личные качества и культурный уровень.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.

После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.

Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана — создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Борис Эйфман на репетиции

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением, тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, мастер первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки. С 1990-х годов детище балетмейстера стало носить иное название — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

В 2005 году в репертуаре театра появилась постановка «Анна Каренина», в основу которой лег одноименный роман Льва Толстого. В качестве музыкального оформления использовались сочинения П. И. Чайковского

Эйфман убрал второстепенные сюжетные линии произведения русской классики, сосредоточив внимание зрителей на любовном треугольнике Анна — Вронский — Каренин. По идее режиссера страсть стала камнем преткновения для главной героини, породила драму

Через 4 года на сцене театр представил проект «Евгений Онегин», очередную отсылку к русской литературе. Хореографическая версия пушкинского романа в стихах в концепции Бориса Яковлевича соединила прошлое и настоящее. Герои книги превращаются в знаковых персонажей нашего времени, а музыка Чайковского органично соседствует с рок-композициями Александра Ситковецкого.

Хореограф Борис Эйфман

В 2011 году состоялась премьера оригинального спектакля «Роден, ее вечный идол». Пластический проект стал данью памяти великого французского скульптора Огюста Родена и возлюбленной мастера, Камиллы Клодель. Через хореографию постановщик сумел передать не только тему трагической любви между автором «Поцелуя» и его ученицей, но и затронуть мотивы творчества, вдохновения, владеющего душами творцов.

А в 2019 году постановка Бориса Яковлевича «Эффект Пигмалиона» вошла в репертуар Большого театра. В основу проекта легла популярная пьеса Бернарда Шоу о перерождении. В интерпретации балетмейстера история обрела новые детали: профессор лингвистики превратился в преподавателя бальных танцев, а героиня — в его ученицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector