Что такое бакалавриат
Содержание:
- Чем отличаются дипломы
- Плюсы и минусы магистратуры
- Подробнее о магистратуре
- В чем разница
- Что такое магистратура
- Главные отличия
- Возможности получения академических степеней в Европе
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Еще несколько противоположностей по поводу магистратуры
- Отличия от специалиста
- Часто задаваемые вопросы о бакалавриате
- История профессионального образования в России
- Как выбрать уровень обучения
- Бакалавр и специалист: отличия
- Специалитет — что это
- Магистр и аспирант: в чём разница?
- Кто такие магистры
- Главные отличия
- Нужно ли продолжать обучение
- Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Плюсы и минусы магистратуры
Если душа лежит к науке
Плюсы:
- повышенная конкурентоспособность при поиске работы
- возможность работать в научных и исследовательских сферах
- знание каких-либо мелочей и профессиональных тонкостей, которые могут потребоваться в избранной специальности
Минусы:
- для того, чтобы стать магистром, необходимо учиться ещё два года, помимо бакалавриата. Не все готовы жертвовать своим временем для получения этого диплома
- не у всех достаточно финансов на то, чтобы обеспечить еще два года обучения.
- иногда бывает так, что эти два года обучения на практике при работе не пригождаются и со временем забываются. Не всегда бывает так, что те знания, которые получаются во время обучения на магистра на самом деле пригождаются во время работы по специальности.
Исходя из этих плюсов и минусов, каждый может выбрать сам, на что ему ориентироваться и стоит ли оставаться обучаться на магистра.
Подробнее о магистратуре
Магистратура — это вторая ступень высшего образования в Болонской системе, которая занимает 2 года. Сюда отправляются только в том случае, если полностью определились с профессией. Необязательно оставаться в прежнем вузе или продолжать обучение без перерыва: вы можете поступить в магистратуру в любой университет или институт страны и мира тогда, когда будете готовы.
Нужно запомнить два важных нюанса:
- в магистратуре вы учитесь самостоятельно. Если в бакалавриате вас все еще «ведут» преподаватели, давая знания, литературу, рекомендации, проверяя, хорошо ли вы усвоили материал, то будущие магистры должны проводить исследования и изучать все необходимое сами. Но вас все равно будут оценивать;
- цель вашего обучения — написание диссертации. Магистерская диссертация — это полноценный научный и исследовательский труд, к которому вы приступаете с самого первого дня обучения. Уже в первые дни вы должны определиться с темой и доказать, что она заслуживает внимания. Степень магистра вы получите только в том случае, если успешно защитите диссертацию.
Можно ли сопоставить последние курсы специалитета с магистратурой? Да, но лишь отчасти. Дело в том, что у вас есть выбор — идти на магистра или искать работу. Продолжать обучение — осознанное решение, и в вузе это понимают.
В чем разница
Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.
Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.
Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.
Что такое магистратура
Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.
Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.
Зачем нужна
Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.
Что дает
Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ.
Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:
- Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
- Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
- Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
- Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
- Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
- У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.
Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата
Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование.
Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:
- диплом признается на международном уровне;
- опыт работы с иностранными преподавателями;
- проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
- равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.
Главные отличия
Бакалавриат и магистратура — это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.
Бакалавр — это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.
Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.
Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.
Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:
- Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
- Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по специальности, которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
- Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
- Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.
Таким образом, бакалавр и магистр — это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.
Возможности получения академических степеней в Европе
Программы бакалавриата, магистерские и докторские программы
Высшее образование в Европе базируется на структуре степеней «LMD», что является аббревиатурой для Licence (французский эквивалент степени бакалавра), Master и Doctorate. На сегодняшний день система LMD принята во всем Европейском Союзе (ЕС) и позволяет осуществлять перезачет зачетных единиц и устанавливать критерии эквивалентности степеней между различными университетами и национальными системами образования. Она была разработана в целях обеспечения мобильности иностранных студентов как в границах ЕС, так и во всем мире.
Структура обучения в европейских университетах, прежде всего в государственных, подразделена на три основных уровня, каждый из которых соответствует определенному количеству зачетных единиц в рамках Европейской системы перезачета зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System).
- Бакалавр (Licence/Bachelor): 3-4 года обучения (180-240 ECTS)
- Магистратура в Европе (Master): 5 лет обучения (дополнительные 1-2 года или 90-120 единиц ECTS после окончания обучения на степень бакалавра)
- Доктор, или эквивалент российской аспирантуры в Европе (Doctorate): в целом восемь лет обучения и научных исследований (дополнительные три года после окончания обучения на степень магистра)
В рамках Европейского Союза признание международных степеней основывается на общей системе академических зачетных единиц, называемых единицами ECTS.
Зачетные единицы ECTS суммируются и могут быть перезачтены. Поэтому при переходе из одного европейского университета в другой обеспечивается перезачет всей учебной работы, которую вы выполнили.
Одной из сильных сторон европейской системы является широкий выбор предлагаемых степеней в рамках базового и дальнейшего высшего образования.
Каждой степени соответствует четко определенный курс обучения, поэтому степень, полученная в европейских высших учебных заведениях, точно указывает на содержание обучения и навыки, полученные для будущей трудовой деятельности.
Обзор степеней высшего образования в Европе
Кроме традиционных степеней бакалавра (Licence/Bachelor), магистра (Master) и доктора (Doctoral degree) также присутствуют программы профессионального и технического обучения с присвоением степеней, программы получения степеней, преподаваемые на английском языке, международные совместные программы и мастерские программы со специализацией по двум дисциплинам (Dual-degree Master), а также предлагается обучение за пределами Европы в рамках программ по обмену, организуемых в сотрудничестве с партнерскими университетами и организациями в США.
В таблице ниже приведен наглядный обзор различных степеней высшего образования, присваиваемых европейскими высшими учебными заведениями со вступлением в силу Болонской декларации. Количество лет, указанное в таблице для каждой степени, соответствует периоду обучения, необходимому после окончания старшей средней школы (как правило, 12 лет).
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Еще несколько противоположностей по поводу магистратуры
Сейчас мы рассмотрим 5 вопросов об обучении в университете как таковом с учетом магистратуры:
- Кто вообще придумал двухуровневую систему? Данная схема учебы стала обязательной для всех ВУЗов, начиная с 2010 года. Как только Россия вступила в Болонский процесс для подготовки специалистов международного уровня, все заговорили о том, чтобы перевести все ВУЗы на двухуровневую систему. Закон об этом был утвержден еще в 2007 году.
- Сколько времени нужно учиться? Бакалавр подготавливается за четыре года и представляет собой полноценное образование. Магистратура предполагает еще пару лет за партой и предназначена для тех, кто желает пойти в науку или стать учителем. Т. е. на таком уровне степень позволяет максимально углубить познания в специальности.
- Всем ли хватит мест по направлению подготовки магистров? Для поступления в магистратуру нужно сдавать вступительные экзамены. Бюджетных мест будет меньше чем в бакалавриате. К примеру, один ВУЗ может принимать 570 бюджетников на бакалавра и всего 100 на магистратуру.
- Нормальное ли это образование? Двухуровневая система собрала вокруг себя огромное количество споров. Основной из них это то, что бакалавр является недоучившимся студентом. Люди, которые представляют лучшие ВУЗы, с этим утверждением в корне не согласны. Интересно отметить, что подавляющее количество студентов американских ВУЗов выпускаются с дипломом бакалавра. Никакой речи о магистратуре вообще не идет.
- Как относятся к высшему образованию работодатели? Большинство родителей сомневаются: отдавать ребенка на подготовку в бакалавриат или нет? Ведь они беспокоятся о том, чтобы будущий выпускник нашел достойную работу после получения диплома. Вот что говорит директор по маркетингу от компании Head Hunter:
– Работодателю важно наличие образования и только. Опубликовывая заявку о наличии вакансии, никто не указывает, что требуются магистры или бакалавры
Соискатели в резюме стараются избегать уточнений о высшем образовании.
В таком случае будущий работник способен подумать, что бакалавр подразумевает возможность получить магистра, которая покажется работодателю упущенной.
В итоге отметим, что высшее образование как было пропуском в большинство компаний, так и будет. Однако при поступлении на работу некоторым работодателям все же требуется степень магистра. Все это из-за того, что в обществе сложился спорный стереотип о как бы «полном высшем образовании».
Мы же отметим, что обучение в магистратуре дает следующий ряд преимуществ:
Еще можно немного поучиться, если вам уж очень это нравится.
Для парней это отличная возможность получить отсрочку от армии.
Неизвестно, как жизнь повернет, может, вам понравится преподавать, а степень магистра уже есть.
После магистратуры есть смысл пойти на аспиранта.
Некие работодатели все же придираются к важности наличия «полного высшего образования».
Если вы сильно увлечены своей специальностью – магистратура это хорошая дополнительная возможность углубить свои знания.
Таким образом, исходя из доводов нашей статьи, теперь вы легко сможете определить для себя, стоит ли поступать на магистратуру или нет. Ведь все это делается на основании собственного опыта, взглядов на жизни, а также стремлений.
Отличия от специалиста
Проще перечислить, что у бакалавра и специалиста общего (список получится более коротким). Обе ступени относятся к первому высшему. В обоих случаях поступить на курс можно, только окончив 11 классов общеобразовательной школы или ссуз. В остальном больше отличий, чем схожих качеств.
- Длительность учебного процесса. Для бакалавра это 4−4,5 года против 5−6 лет на специалитете.
- Дальнейшее обучение. Поступление после бакалавриата в магистратуру рассматривается образовательным законодательством, как этап непрерывного процесса учебы. Для специалиста же это второе высшее. Зато ему не нужно становиться магистром, чтобы поступать в аспирантуру.
- Болонская система действует в большинстве стран мира, а специалитет сохранился в немногих государствах. С первым дипломом при условии его нострификации можно трудоустроиться практически в любой точке мира. Специалисту придется подтверждать квалификацию или проходить обучение заново.
Часто задаваемые вопросы о бакалавриате
Чаще всего молодых людей интересует три вопроса.
- Является ли бакалавриат полноценным высшим образованием?
- Да, это полное общее высшее образование.
- Обязательно ли после него идти в магистратуру?
- Нет, выпускник может выбирать между дальнейшей учебой и трудоустройством.
- Насколько охотно работодатели принимают на работу бакалавров?
- Большинству работодателей бакалаврского достаточно для подтверждения профподготовки кандидата.
К этому остается добавить, что на международном поле бакалаврская степень ценится выше, чем диплом специалиста.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
История профессионального образования в России
Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.
В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.
Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.
Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.
Как выбрать уровень обучения
- Определиться, в какой сфере ребёнок хочет работать, выбрать специализацию и посмотреть программы подготовки. Возможно, по выбранной программе подготовки будут программы и бакалавриата, и специалитета. Выбирать надо по качеству образования, которое вы получите в том или ином вузе.
- Посмотрите представленность вузов в рейтингах университетов и в отраслевых рейтингах по выбранной сфере.Российские: рейтинги «Интерфакс», «Форбс», РА «Эксперт».Международные: QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities (ARWU), , «».
- Изучите, какие преподаватели обучают на программах, какой у них уровень материально-технической базы, какие достижения.
- Узнайте о наличии программ двойных дипломов.
- Посмотрите рейтинг вузов с точки зрения востребованности выпускников вуза у компаний-работодателей.
После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!
Изображения: MUTI / Dribbble
Бакалавр и специалист: отличия
Как писалось выше, изначально в нашей стране первой ученой степенью была квалификация специалиста, на получение которой отводилось минимум 5 лет. Потом появился бакалавр. На сегодняшний день, подавая документы в ВУЗ, молодые люди могут выбирать, какая форма образования им больше подходит.
Специалиста часто путают с бакалавром, считая эти термины синонимами. Чтобы развеять все мифы, выделим основные пункты, показывающие, чем отличается бакалавриат от специалитета:
Отличия специалитета и бакалавриата очевидны: каждая квалификация по-своему хороша и имеет свои минусы. Выбирая между ними, необходимо полагаться на свои представления о будущем.
Специалитет — что это
Что такое бакалавр – ясно. Переходим к специалисту. Это тоже базовый уровень высшего бесплатного образования, но на выходе человек получает конкретную профессию. Например, не психолог, а психолог-гештальтетрапевт. То есть, первое – это что-то общее, второе – конкретное.
Специалист, как и бакалавр, в первые 2 года занимается изучением общих предметов. Но следующие три года обучение на специалитете предполагает овладение конкретной профессией – узким направлением в ее пространстве (не просто художник, а портретист или мультипликатор).
При желании человек может пойти дальше – учиться на степень магистра или поступить в аспирантуру (что это такое?), но уже на платной основе, так как квалификация «специалист» является одноуровневым высшим образованием. В России бесплатно дается только одно, хотите второе – платите.
Плюсы и минусы специалиста
В нашей стране специалист имеет более весомые преимущества, чем бакалавр:
Минусы у специалитета также имеются: молодые люди попадут в армию сразу после защиты диплома. Магистратура и аспирантура не являются уважительной причиной для отсрочки.
И второе: трудности с трудоустройством в других странах. Практически везде действует двухуровневая система высшего образования (бакалавр и магистр), а диплом специалиста не представляет ценности.
Магистр и аспирант: в чём разница?
Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».
В послевузовском образовании также есть свои ступени: I — аспирантура (адъюнктура) и II — докторантура
Получается такая лестница. Сначала ты поступаешь на программу специалитета либо бакалавриата, затем повышаешь квалификацию в магистратуре. Если хочешь заняться наукой, учишься в аспирантуре. А когда твой научный труд набирает серьёзные обороты, заканчиваешь докторантуру. Разобрался?
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Кто такие магистры
Рассматривая степени «бакалавр» и «магистр», разница в терминах – вот о чем нужно рассказать. Но прежде нужно понять, кто же такие магистры. Так, магистратура – это ступень высшего образования. Но вот вторая или третья – об этом можно долго спорить. В нашей стране степень «специалист» пока еще существует. И списывать всех специалистов со счетов просто неразумно. Но магистр все же находится на ступень выше специалиста. Тут также надо отметить, что в европейской практике степени «специалист» нет. После бакалавра студент, желающий продолжить обучение, поступает сразу же в магистратуру. У нас же обучение более расширенное.
Диплом магистра можно получить по истечении двух с половиной или трех лет обучения (конечно же, не считая бакалавриата). Особенность магистратуры в том, что тут группы намного меньше, информация подается узкопрофильная, а программа направлена не на общеобразовательные дисциплины, а на специфические, особенные для той или иной специальности. Также в программу должна быть включена производственная практика и написание научных работ, чаще всего именно статей.
Главные отличия
До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.
Бакалавриат и магистратура это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.
Бакалавр это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.
Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.
Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.
Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:
- Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
- Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по специальности, которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
- Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
- Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.
Таким образом, бакалавр и магистр это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.
Нужно ли продолжать обучение
Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.
Степень магистра необходима в двух случаях:
- для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью;
- для получения возможности преподавания в вузе.
От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.
Несмотря на длительность обучения в целом (чтобы получить степень магистра нужно потратить 6 лет), эта степень имеет множество преимуществ:
- большинство работодателей отдают предпочтение выпускникам магистратуры;
- большое количество семинаров, стажировок;
- участие в научных конференциях и написание исследовательских работ;
- возможность продолжить научную деятельность и поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру.
Важно! Кроме того, в России отмечается такая тенденция: средняя заработная плата у выпускников магистратуры выше в среднем на 20%.
Не стоит забывать, что степень бакалавра также довольно хороша, диплом уже свидетельствует о наличии высшего образования. Но если целью студента становится наука и исследования предмета, то необходимо серьезно задуматься о дальнейшем поступлении на высшую образовательную ступень.
Каждый студент может сделать осмысленный выбор и решить, нужно ли ему продолжать обучение на протяжении еще двух лет.
Высшее образование
Чем бакалавр отличается от магистра
Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом
Официально с двухуровневой системой образования в России познакомились в 2009 году. Ранее все студенты преодолевали 5 лет обучения и получили диплом. Разделение на два этапа вызвало путаницу. Уровни высшего образования:
- Бакалавр. Считается первой ступенью, неполным высшим. Фундаментальная общая подготовка.
- Магистратура и Специалитет. Уровень направлен на углубление в специальность, практическую деятельность, подготовку к научной деятельности.
- Аспирантура. Обучение включает образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность. Студенты пишут диссертацию, получают квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Присваивается степень кандидата наук.
Европейская система образования имеет такую структуру:
- Бакалавр – 3-4 года обучения.
- Магистратура – 5 лет или 1-2 года после бакалавра.
- Доктор – 8 лет обучения, 3 года после магистратуры.
Три уровня подразумевает Болонская система образования. На нее Россия перешла в 2003 году. Преимущества перехода:
- Приобретение конкретных навыков и появление разных квалификаций.
- Учащиеся вправе выбирать место и программу обучения.
- Есть возможность получить несколько дипломов.
Недостатки:
- Система образования СССР считалась одной из лучших в мире. Переход на нее стал невозможным.
- Молодые специалисты спешат уехать на ПМЖ в Европу.
- В Европе не котируются даже лучшие российские ВУЗы.
Специалисты сделали вывод, что недостатки есть не у самой системы образования, а у применения ее в России. При введении нескольких уровней были допущены ошибки, чтобы довести качество получаемых знаний, необходимо проделать еще много работы.