Профессия геолог, кто такой геолог

Как получить эту профессию

Для начала следует точно определиться, что вы точно хотите стать геологом, готовы изучить достаточное количество информации, совершенствовать свою квалификацию.

Если же вы всё-таки открыты к обучению на геолога, то следует узнать, где этому учат:

  • Итак, чтобы стать настоящим специалистом своего дела сначала необходимо пройти обучение в учебном заведении на факультете геологии. К тому же существуют специальные курсы, которые способны подготовить профессионального геолога за небольшое количество времени, но только при наличии иного образования.
  • Далее необходимо получить соответствующую квалификацию, опыт работы.

До ядра Земли еще далеко. Геолог ищет работу

Несколько месяцев поиска работы не принесли результата. Приняла решение встать на биржу труда. Думала, что там помогут. Только посмеялись. «Стране врачи нужны», – такой был ответ специалиста по кадрам. Сейчас вспоминаю этот день со смехом. Специально и не придумать. Вышла из кабинета — и звонок на сотовый. Меня принимают на работу. Не буду описывать изумление на лице того самого специалиста, когда спустя пять минут вернулась, чтобы убрали с базы. Работу я нашла. Геологом.

Бывают и такие шахты

Новая должность — геолог участка

Небольшой шахтерский городок Североуральск встречал осенью 2010 года молоденькую двадцатилетнюю девушку. С собой дорожная сумка и желание стать специалистом.
Никто не ждал и здесь. Жилье не предоставили. Было пару часов, чтобы в чужом городе без больших финансов найти, где остановиться. Получилось выпросить место в общежитии предприятия.

Коллеги встречали по-разному. Кто-то был рад новому человеку. Молодые девушки отнеслись без энтузиазма. Можно понять. Принята была стажером геолога и уже определено будущее место — участок. Повезло с наставником. Владимир Иванович. Строгий, но справедливый. Специалист своего дела. Научил всему, что знал.

2011 год начался с новой должности – геолога участка. Шахты СУБРа известны в России своей глубиной. Полторы тысячи метров — еще не предел. Сложные геологические и гидрогеологические условия. Без преувеличения можно сказать, что они опаснее угольных.

Почему работать под землей — круто и опасно

На моих глазах произошла мистическая история. Пошли мы в шахту. Я, нормировщик, начальник участка. После завершения дел, уже по направлению к выходу, нормировщик решил посчитать крепление в выработке, чтобы произвести оплату. Начальник участка еле уговорил ее – это была женщина тридцати пяти лет — отложить на потом. Сейчас пора возвращаться, а то на клеть не успеем. Она забирает из шахты в определенное время. Только мы отошли, как произошел горный удар. Место, где стоял нормировщик стало шире на четыре метра, а высота выработки от трех метров изменилась до пяти. Это была основная выработка, по которой передвигается транспорт и люди. Из строя вышел весь участок, а шахтеры возвращались на поверхность по запасным путям.

Работа на большом предприятии — бесценный опыт

Работа на СУБРе дала бесценный профессиональный опыт. В должностные обязанности входит все то же, что и в Башкортостане. Только здесь больше объем работы и документации. Больше сам участок. После приема на работу я стала геологом самого большого участка на шахте. Вела три горизонта – это очень много. Пешком приходилось от ствола и обратно проходить порядка десяти километров. Пробы, молоток, рулетка, самоспасатель – все при себе. Стоит отметить, что месторождение имеет пластовое залегание и наклонено на восток под углом 30 градусов. Приходится подыматься вверх около 200 м в каждую выработку, чтобы проконтролировать работы, произвести документацию и отобрать пробы. А таких выработок 9-10. Вот где я вспоминала тот самый лифт, что остался в Башкортостане.

Особенности профессии

Предметом профессиональной деятельности специалиста геохимика являются:

  • изучение вещественного состава земной коры, слагающих ее пород и минералов;
  • проведение специализированных видов геохимических, геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ;
  • комплексное изучение минерального сырья;
  • выполнение научных исследований геолого-геохимического, минералого-петрографического и эколого-геохимического профиля.

В прикладной геохимии, используемой при разведке месторождений полезных ископаемых и составлении геологических карт, выделяют 4 направления работ: собственно геохимия, минералогия, петрография и кристаллография.

Задачей геохимика-поисковика является проведение геохимической съемки — составление геохимических карт района на основе геохимического опробования территории по определенной системе. После сбора образцов минералов геохимик приступает к лабораторному этапу качественного и количественного анализа материала. Получаемые данные о качественном составе пород, о концентрации тех или иных химических элементов на данном участке могут свидетельствовать о наличии месторождения полезных ископаемых.

Геохимик-минералог описывает условия образования, нахождения и изменения минералов в природе. Отобрав образцы минералов, характерных для данного района, проводит их первичную классификацию (проводится «на глаз» в соответствии со справочниками-определителями минералов: по цвету, характеру вкраплений, форме вкраплений и излома породы и пр.), составляет таблицы наличия определенных минералов на данном участке.

Геохимик-петрограф тоже занимается классификацией пород, исследованием их минералогического и химического состава, структуры, условий залегания и распространения в данном геологическом районе, а также литографическими изысканиями — исследованием осадочных пород. В результате составляются литографические карты и атласы, позволяющие наглядно показать закономерности пространственного распределения осадочных пород.

Геохимик-кристаллограф исследует кристаллическое строение пород. Основное место работы — лаборатория.

История

Изучением геологии – науке о строении и развитии Земли – люди занимались еще с глубокой древности. Ведь даже изготовление примитивных орудий труда (топоры, остроконечники, рубила) требовало подбора подходящих камней. А для этого необходимо было разбираться в минералах и обломках горных пород.

Первая систематизированная информации о геологических наблюдениях есть в работах Пифагора (570 год до н. э.) и Теофраста (372 –378 гг. до н. э., издание «О камнях»). Это время и принято считать точкой отсчета профессии геолога. Однако термин «геология» появился значительно позже – в 1657г., автором стал ученый из Норвегии М. Эшольт. С этого времени стали организовываться полноценные экспедиции. С начала 20 века работа геологов значительно усовершенствовалась: появились математические и физико-химические методы исследования.

Традиционно с 1996 года день геолога отмечается в первое воскресенье апреля, когда были открыты первые месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Вместе с тем активное наступление весны предвещает полевые геологические работы и экспедиции.

Мужская работа: геолог-разведчик

Довольно часто профессия геолога ассоциируется у молодежи с дальними романтическими путешествиями. В известной мере это действительно так, только путешествуют геологи не на известнейшие мировые курорты, а чаще всего куда-нибудь в глухую тайгу или тундру, на разведку месторождений.

В большинстве случаев их работа подразумевает частые и длительные командировки, происходит в полевых условиях («кабинетные» геологи, занимающиеся преимущественно анализом информации в стационарных условиях, тоже встречаются, но реже). Нередко работа осуществляется так называемым вахтовым методом — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме и практически без выходных, зато после каждой такой поездки получают довольно длительный период отдыха.

В условиях экспедиций работа происходит в ограниченном коллективе, требует умения быть терпимым к другим людям, уживаться с ними, лояльно относиться к недостатку бытовых удобств и различным затруднениям, связанным с походной жизнью.

Места применения труда этих специалистов — геолого-разведочные экспедиции, геофизические и буровые партии, научно-исследовательские и проектные организации. Основная сфера применения их труда — это разведка и освоение месторождений полезных ископаемых. Требуются они и в строительстве (например, для выявления особенностей грунтов на месте будущих сооружений).

Профессия имеет квалификации техника (среднее образование) и инженера (высшее образование). Получить ее можно в специализированных училищах и институтах, на геологических факультетах университетов. Чтобы стать хорошим геологом, требуются такие качества, как наблюдательность, умение анализировать информацию, для работы в экспедициях — физическая выносливость, любовь к жизни в походных условиях и готовность преодолевать связанные с этим сложности.

Противопоказаниями являются серьезные физические недостатки, плохое зрение, склонность к простудным заболеваниям.

Профессия является умеренно распространенной, трудоустройство проблем обычно не вызывает. Уровень оплаты труда средний или высокий. У специалистов, занятых на разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, особенно таких, как нефть и газ, уровень доходов превышает среднюю зарплату в промышленности в 2-3 раза (однако и условия их труда являются весьма тяжелыми).

По мере накопления профессионального опыта работники могут претендовать на карьерный рост по административной линии (например, стать начальником экспедиции или директором какого-либо подразделения в научно-исследовательском институте) и на соответствующее повышение уровня оплаты труда.

Оплата труда

Знания и навыки

Необходимы познания в области физики и географии, умение проводить измерения с помощью измерительных приборов и обрабатывать полученные результаты с помощью специальных компьютерных программ. Также необходимо уметь анализировать полученные данные в соответствии со своими исследованиями.

Дополнительные особенности:

Специалистов-геофизиков готовят университеты и геологоразведочные вузы. Иногда в эту профессию приходят работать люди с физико-математическим образованием. Выпускники геологоразведочных техникумов, обучавшиеся по этой специальности, могут работать геофизиками-техниками. Под руководством инженера они выполняют отдельные виды измерений и обрабатывают полученные материалы.

Вузы

Среднее специальное образование:

  • Московский геологоразведочный техникум
  • Новосибирский геологоразведочный техникум и др.

Квалификация «техник» (работает под руководством геофизика с высшим образованием).

Высшее образование

Московский государственный Университет (МГУ) им. Ломоносова

Геологический факультет

Кафедра геофизических методов исследований земной коры

Готовит геологов-геофизиков

Кафедра сейсмометрии и геоакустики

готовит дипломированных специалистов по сейсмометрии и морской геофизике.

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) Геодезический факультет

Направление «Геодезия и землеустройство»

Готовят инженеров по прикладной геодезии, по астрономогеодезии, по космической геодезии. А также бакалавров и магистров техники и технологий.

Направление «Прикладная информатика (в геодезии)».

Готовят бакалавров и магистров прикладной информатики.

Казанский (Приволжский) государственный университет

Институт геологии и нефтегазовых технологий (в структуре университета)

Кафедра геофизики

Специальности: «рудная геофизика», «сейсмометрия и сейсмология», «геофизические методы исследования скважин».

И др. вузы.

Плюсы и минусы профессии

Как и в любой профессии, в трудовой деятельности геолога присутствует определенный ряд положительных и отрицательных сторон, которые просто нельзя оставить без внимания.

Давайте сначала поговорим о плюсах, их в трудовой деятельности геолога немало:

  • Довольно нестандартная работа, которая приносит удовольствие от процесса.
  • Работу можно назвать творческой, ведь подход к ней неординарен, геолог сам строит последовательность своих действий. Стоит лишь помнить о правилах техники безопасности, а так данным специалистам есть где разгуляться.
  • Возможность новых и интересных знакомств.
  • Путешествия по всему миру.
  • Довольно высокая заработная плата.
  • Возможность самореализации и развития своего потенциала.

Теперь перечислим минусы представленной профессии:

  • К сожалению, данная профессия требует от её обладателя полной отдачи, поэтому временные рамки здесь не ограничены. Иногда геологам приходится трудиться сутки напролет, совсем не оставляя времени на отдых.
  • Условия работы не всегда комфортны.
  • Часто геологу приходится заполнять множество отчетов, а это очень скучно и долго.

Образование

Чтобы стать геологом необходимо получить среднее специальное либо высшее образование по соответствующей специальности. Однако после окончания техникума или колледжа рассчитывать можно только на должность помощники либо специалиста с узким кругом обязанностей, хотя до экспедиций такие геологи допускаются. Профессионалом же можно стать только имея диплом вуза, так как практическая подготовка таких выпускников более углубленная. К наиболее престижным высшим учебным заведениям относятся:

  • Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, геологический университет им. С. Орджоникидзе и университет нефти и газа им. И.М. Губкина в г. Москве;
  • Горный университет в г. Санкт-Петербурге;
  • Дальневосточный геологический институт в г. Владивостоке;
  • Геологический институт СО РАН в г. Улад-Удэ;
  • Тюменский государственный университет в г. Тюмень;
  • Сибирский федеральный университет в г. Красноярске;
  • Сибирский государственный университет геосистем и технологий в г. Новосибирске;
  • Уральский государственный горный университет в г. Екатеринбурге;
  • Кемеровский государственный университет в г. Кемерово.

Чем занимается

Геолог проводит исследовательские работы с целью поиска полезных ископаемых для дальнейшего их использования в жизнедеятельности человека. Его работа проводится как в «поле» (экспедиции), так и в офисе для обработки полученных данных и проведения научно-исследовательских работ.

Геологов еще называют первопроходцами или разведчиками, так как они всегда первыми заходят на исследуемую территорию. После них приходят энергетики, строители, геодезисты и другие специалисты. Любой производственный или инвестиционный план зависит от данных геологоразведки.

Таким образом, работа геологов развивает экономику всей страны.

Схема работы геологов следующая: сначала анализируются прошедшие работы на определенном участке, потом подается заявка на получение лицензии на проведение работ. В случае одобрения начинаются геологоразведочные работы и далее полученные результаты анализируются и систематизируются.

Современные геологи помимо молотка, компаса и бумажной карты, пользуются GPS-устройствами, планшетами, цифровыми фотоаппаратами, ноутбуками, геофизической аппаратурой. При обработке полученных материалов широко применяются электронные микроскопы и специальные компьютерные программы.

Оплата труда

Компании для трудоустройства по профессии «Геолог»

Заработная плата геолога зависит от профессионального уровня, занимаемой должности и состоит, как правило, из твердого оклада и надбавок к нему: районный коэффициент, полевое довольствие, коэффициент за работу в высокогорных, безводных и др. сложных условиях.

Ступеньки карьеры и перспективы

Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.

Знаменитые и великие геологи:

Губкин Иван Михайлович

Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945), чл. През. (с 1929 г.) АН СССР

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

Зонов Валентин Иванович (1932-1996)

Портрет современного геолога:

Около 100 лет назад у международных геологических конгрессов был девиз «Умом и молотком». Некоторые дополняли:«Глазами и ногами». В настоящее время в распоряжении геолога космические снимки, электронный микроскоп, буровой станок, разнообразная геофизическая аппаратура, компьютеры. Современный геолог должен в совершенстве владеть этими средствами труда. Однако глаза и ноги, молоток и ум сохраняют свое значение.

Интересные факты

Всем известная первая древнейшая профессия таковой не является. Самой древней является профессия геолога. Ведь с чего вообще началась человеческая цивилизация? С того, что человек начал отличать камень, который годится для изготовления каменного топора от негодного для этой цели камня. А это уже основы геологии. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен. Позднее рудокопы стали добывать глину и уголь. С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В это время и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.

Профессиональный праздник

День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций.

День геолога отмечается практически во всех геологических и добывающих организациях. Кроме геологов его считают своим профессиональным праздником маркшейдеры, взрывники, проходчики шахт и люди тех профессий, которые занимаются поиском и добычей полезных ископаемых.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям о том, кто такие геологи.

Дети, вы знаете кто такие геологи? (Выслушивает ответы детей.) Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Ребята, давайте представим, что мы геологи. И мы сейчас отправляемся в экспедицию (дети самостоятельно и быстро одеваются на прогулку). Наша задача добраться до определенного места (участок группы), найти камни- самоцветы. Путь будет трудный, прошу не отставать.

Дети строятся в одну колону и движутся вперед друг за другом выполняя различные упражнения

  • Ходьба на носках, в приседе, полуприседе, приставным шагом, спиной вперед;
  • Бег змейкой, на носках, широким шагом, галопом;
  • Преодоление препятствий: забраться на горку, спуститься с нее, перешагивание через дугу, подлезание под дугу прямо и боком, не касаясь руками земли, перепрыгнуть канавку;
  • Ходьба, упражнение на восстановление дыхания. (Воспитатель напоминает, как правильно дышать, вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.)

Игра Найди камни самоцветы(Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет камешки на участке. Предварительно сам находит такой камень). Воспитатель: Ребята посмотрите, какой я нашла красивый камень. Значит, мы не зря сюда пришли. Давайте разойдемся по всему участку и будем искать камни. Кто найдет камень, подойдет ко мне. (Дети расходятся по всему участку, ищут камни.) Ребята, к какой природе мы отнесем камни? (Ответы детей.)

Исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?

Вывод: камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству.

Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?

Вывод: камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.

Д/упражнение. Подбери к предмету признаки, действия. Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).

Игра Польза вред. Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.)

ОБЖ. Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого. Запомните это правило.

Воспитатель. Мы продолжаем нашу экспедицию. В колонну по одному стройся! На первый, второй рассчитайся! (Дети делятся на две команды.)

Эстафеты:

1. Попади в цель. (Из каждой команды дети по очереди бросают мяч стараясь попасть в колесо, колеса лежат на земле).

2. Кто быстрее? (первый ребенок бежит, берет камень, лежащий на песке, кладет в ведро, бежит, передает ведро следующему ребенку, сам становиться позади).

3. Чья команда быстро и правильно выложит букву (одна команда выкладывает из камней букву А, другая У).

Воспитатель дает оценку каждой команде. Молодцы, ребята, вы все сильные, смелые, выносливые юные геологи. Посмотрите, как много камешков и все они разные. Давайте их соберем в ведро.

Труд. Дети собирают на участке камешки для коллективной работы.

Строительство домов из разного природного материала (песок, ветки, солома, камни), подвести детей к тому, что самый прочный дом из камня.

Воспитатель.Дети пора нам возвращаться в детский сад.

Последующая работа:

В группе оформить выставку Наши находки.

Рисование на тему Камни бывают разные.

Проведение сюжетной игры Геологи.

Как стать геологом

Для тех молодых людей, которые задумываются, кто такой геолог и как им можно стать, есть два пути, ведущих в эту специальность. Во-первых, можно закончить колледж или техникум и после этого приступать к работе. Однако все же высшее образование в данной сфере ценится больше. Для того чтобы успешно осваивать программу на геологическом факультете в вузе, нужно иметь хорошие познания в нескольких научных областях. Это география, физика, химия, геодезия, а также математика.

Карьеру представители данной профессии могут построить, если проведут полезную экспедицию, в ходе которой будут открыты нужные месторождения. Однако можно добиться профессионального роста и на научном поприще. Трудолюбие и авторитет могут привести геолога к должности руководителя лаборатории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector