Ученые звания в россии — academic ranks in russia

О соответствии ученых и академических званий и степеней воинским званиям и различным должностям

Условное соответствие академических статусов воинским званиям:- бакалавр — младший лейтенант (как правило, и тот и другой — недоучки, учившиеся по некой ускоренной/сокращённой/незавершённой программе);- магистр/специалист или преподаватель – лейтенант;- старший преподаватель или докторант PhD — старший лейтенант; — кандидат наук или доктор PhD – капитан;- кандидат наук, доцент — майор (имеется в виду наличие учёного звания доцента);- доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – подполковник;- доктор наук, профессор — полковник (имеется в виду наличие учёного звания профессора);- член-корреспондент Академии — генерал-майор (члены Академий наук — штатские генералы);- действительный член (академик) Академии — генерал-лейтенант;- академик, ректор вуза — генерал-полковник;- академик, ректор Национального вуза — генерал армии;- министр образования и науки – маршал.Интересно сопоставить академические статусы с гражданскими и военными чинами в Российской империи:- бакалавр — провинциальный секретарь или прапорщик;- магистр/специалист или преподаватель – губернский секретарь или подпоручик;- старший преподаватель или докторант PhD — коллежский секретарь или поручик; — кандидат наук или доктор PhD – титулярный советник или капитан;- кандидат наук, доцент — коллежский асессор или майор; — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – надворный советник или подполковник;- доктор наук, профессор — коллежский советник или полковник; — член-корреспондент Академии – статский советник или бригадир;- действительный член (академик) Академии – действительный статский советник или генерал-майор;- академик, ректор вуза — тайный советник или генерал-лейтенант;- академик, ректор Национального вуза – действительный тайный советник или генерал от инфантерии (генерал-аншеф);- министр образования и науки – канцлер или генерал-фельдмаршал.Уставное обращение, соответственно классу:- «Ваше благородие» — ко всем лицам с высшим образованием, но не имеющим ученого звания (то есть до кандидата наук или доктора PhD – титулярного советника или капитана);- «Ваше высокоблагородие» – к лицам, имеющим ученые звания доцента или профессора и занимающим соответственно одноименную должность (от доцента — коллежского асессора или майора до профессора — коллежского советника или полковника);- «Выше высокородие» — к членам-корреспондентам Академии – статским советникам или бригадирам;- «Выше превосходительство» — к академикам, занимающим высшие руководящие должности в «обычных вузах» —  действительным статским советникам или генерал-майорам и тайным советникам или генерал-лейтенантам;- «Выше высокопревосходительство» к обладателям двух наивысших в  иерархии должностей.Забавно выглядят сопоставление наименований консультантов разного уровня в сетевых компаниях с различными академическими статусами:- консультант – студент колледжа;- старший консультант – выпускник колледжа;- вице-директор – студент вуза;- директор – бакалавр;- серебряный директор – магистрант;- золотой директор – магистр;- рубиновый директор – магистр, преподаватель;- бриллиантовый директор – магистр, старший преподаватель или докторант PhD; — исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD;- золотой исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, преподаватель, без ученого или академического звания;- рубиновый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, старший преподаватель, без ученого или академического звания;- бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент кафедры, академический доцент;- дважды бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент по званию и по должности;- золотой Вице-президент — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор;- рубиновый Вице-президент — доктор наук, профессор;- бриллиантовый Вице-президент — доктор наук, профессор, в должности заведующего кафедрой, декана, проректора;- Президент — доктор наук, профессор, член-корр. в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации; — Президент-миллионер — доктор наук, профессор, академик в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации.

Обучение

В отличие от учителя, который заканчивает педагогический вуз и отправляется работать в школу, преподавателя ждет более сложный путь. Недостаточно получить только диплом бакалавра, нужно закончить магистратуру, а затем пойти в аспирантуру. При этом специальность необязательно получать в педагогическом вузе, направление может быть любым. Главное – наличие профессиональных знаний, а преподавательским методикам обучат в аспирантуре.

Способы образования также могут быть разными. Получить специальность можно очно или заочно. Аспирантура тоже может предусматривать дистанционное обучение, все больше учебных заведений практикует такой подход.

Сравнение

Система
Содружества
Система
Соединенных Штатов
Немецкая система Французская система
Профессор (кафедра) Профессор, выдающийся профессор, под председательством профессора или эквивалент Профессор (Ordinarius, W3 со стулом, C4) Профессор университетов, Директор научных исследований
Чтец, старший преподаватель Профессор Профессор (экстраординарный, W2, W3 без стула, C3) Профессор университетов, Директор научных исследований
Старший преподаватель Доцент Hochschuldozent, Oberassistent (W2, C2), Privatdozent Maître de conférences
Лектор Доцент Privatdozent, младший профессор, Wissenschaftlicher Assistant, Akademischer Rat (W1, C1, A13) Maître de conférences
Ассистент, демонстратор, руководитель семинара Научный сотрудник, преподаватель, исследователь, инструктор Приватдозент Attaché temporaire d’enseignement et de recherche (ATER)
Адъюнкт профессор Приватдозент

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Карьера: образование или способности?

В карьерном росте играет роль образование человека, но не всегда и не во всех областях

Можно назвать отрасли, где не важно, какое учебное заведение окончил человек и есть ли у него вообще диплом. Основную роль играют его организаторские способности и умение ладить с людьми. Например – фермерство,  ресторанный бизнес или кафе, торговля

Например – фермерство,  ресторанный бизнес или кафе, торговля.

В других отраслях – педагогике, юриспруденции, науке, исследованиях – без образования не обойтись. По сути – человек начинает учиться в детстве и занимается этим всю свою жизнь, постепенно оканчивая вуз, магистратуру, после магистратуры – аспирантуру, докторантуру.

Мы попробуем разобраться, у всех ли может получиться стать авторитетным руководителем, выдающимся ученым или, например, ректором высшего учебного заведения.

Для этого проанализируем отзывы и опыт некоторых великих людей в своей области, которые впоследствии стали хорошими руководителями и привели свое учебное заведение к процветанию: стремились ли они в начале карьеры стать руководителями, что они думали по поводу менеджмента.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Недостатки профессии преподаватель

Основной недостаток преподавательской деятельности – значительные психологические и эмоциональные нагрузки. Особенно сложной эта работа может быть для интровертов. Ведь преподаватель должен постоянно контактировать с большим количеством учащихся, и не каждый из них спокоен, вежлив и усидчив. Преподавателю также приходится регулярно сталкиваться с еще одним стрессовым фактором – высоким уровнем ответственности, который наиболее ощутим во время сессии.

Преподаватели частенько сталкиваются с ненормированным рабочим днем. При этом заработная плата у них не всегда высокая (во многом она зависит от того, насколько престижным является учебное заведение и в каком городе оно расположено). Хотя правительство уже не первый год декларирует повышение зарплаты (и, нужно отметить, кое-какие шаги в этом направлении все-таки делаются), в среднем уровень оплаты до сих пор оставляет желать лучшего – среднестатистический показатель колеблется в пределах 15-50 тысяч рублей в месяц.

Права и привилегии старосты группы

Он может обращаться в деканат с вопросами по учебному процессу, и даже инициировать решение сложных или конфликтных вопросов, которые могут возникнуть у группы с отдельными преподавателями.

Как правило, всю группу никто слушать не будет, а староста, имея определенный вес в деканате, сможет довести до сведения руководителей информацию об инцидентах для их скорейшего разрешения.

Также староста может представлять интересы группы и отдельных студентов, и при взаимодействии с другими службами ВУЗа, например, решать вопросы по организации досуга студентов в профкоме, помогать решать сокурсникам проблемы в общежитии.

Староста может быть приглашен на заседания профкома или деканата как официальный представитель студенческого сообщества, выступать от имени коллектива студентов с предложениями по совершенствованию учебного или воспитательного процесса.

К такому студенту преподаватели относятся более лояльно, чем ко всем остальным, и могут делать ему поблажки при сдаче зачетов и экзаменов, менее жестко оценивать качество его курсовых работ или практических заданий.

У старосты есть шанс получить рекомендации из ВУЗа

В некоторых ВУЗах старосте могут доплачивать к стипендии небольшие суммы за выполнение дополнительных обязанностей или финансово поощрить по результатам учебного года.

Профком может помочь ему получить льготную путевку на отдых, предложить билеты в театр или на концерт.

И, наконец, старосте никогда не откажут в рекомендации, которую ему потребуется предъявить, например, будущему работодателю.

Что такое кафедра и факультет в университете

Что такое кафедра в институте

Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету

Основные задачи кафедры вуза:

  • реализация учебного процесса;
  • проведение прикладных и научных исследований;
  • организация методической работы;
  • создание условий для интеллектуального и личностного развития студентов;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Существует несколько типов кафедр.

  1. Выпускающая кафедра отвечает за профильную подготовку специалистов.
  2. Общепрофессиональная кафедра ведет циклы дисциплин, которые преподаются студентам любого направления (экология, социология, русский и английский языки и пр.)
  3. Базовая кафедра на предприятии — это площадка взаимодействия учебного заведения и профильной компании.

Чаще всего она расположена непосредственно в организации, чтобы студенты, приходя туда, использовали необходимое оборудование. Сотрудниками такой кафедры могут быть и работники фирмы, и преподаватели вуза.

Факультет в институте или университете

Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.

Описание

Многие не знают, чем преподаватель отличается от учителя, и считают, что это синонимы. На самом деле это разные должности. При этом и того и другого специалиста можно называть педагогом – это не будет ошибкой. Учитель может работать в школе и других общеобразовательных заведениях начального или среднего звена. Деятельность такого специалиста предполагает не только передачу знаний, но и носит воспитательный характер. Практически все учителя являются и классными руководителями, проводят развивающие мероприятия для детей, следят за их успеваемостью и поведением. Профессия преподавателя подразумевает работу в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах либо в вузах.

Педагог преподносит студентам материал для изучения, дает задания и оценивает выполненную работу. Этот специалист не занимается воспитанием. Хотя в некоторых случаях преподаватель может быть еще и куратором в колледже, если он обучает несовершеннолетних студентов. В этом случае его обязанности аналогичны деятельности классного руководителя старших школьников. Преподаватель также приобщает студентов к научной деятельности, чтобы они могли участвовать в конференциях, реализовывать свои проекты, публиковать статьи.

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с
2013 года не существует. В

статье 108

Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО
приравнено среднему профессиональному по программам подготовки
квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в
профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные
заведения следующих форм:

  • профессиональные
    училища;
  • профессиональные
    лицеи.

Они дают возможность за
короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую
специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами,
мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных
заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при
    Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в
    Курске;
  • ПЛ №25 в
    Красноярске;
  • Сальский
    казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских
ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу
несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных
дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим
физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector