Профессии по специальности «информационные системы»

Развитие информационных систем и технологий

Информационные системы существуют с момента появления общества, поскольку на каждой стадии его развития имеется потребность в управлении или обмене информационными данными — передачей знаний как между отдельными членами и коллективами общества, так и между разными поколениями.

Древнейшими и наиболее распространенными информационными системами (ИС) считают библиотеки. Издавна в библиотеках собирают книги (или их аналоги), сохраняют их, соблюдая определенные правила, создают каталоги различного назначения для облегчения доступа к книжному фонду. Издаются специальные журналы и справочники, информирующие о новых поступлениях, ведется учет выдачи. Старые (в моральном и физическом смысле) информационные системы полностью базировались на ручном труде. Позже, с развитием технологии, им на смену пришли различные механические устройства для обработки данных (например, для сортировки, копирование, ассоциативного поиска и т.д.). Следующим шагом в развитии технологии стало внедрение автоматизированных информационных систем, то есть систем, где для обеспечения информационных потребностей пользователей используется ЭВМ со своими носителями информационных данных.

Становлению современных автоматизированных информационных систем предшествовали следующие этапы.

1. Начальный (60-е годы XX в.) — накопление базового опыта использования компьютеров, определение вектора развития технологии, выявление основных направлений их применения.

2. Систематическое введение новых информационных технологий (70-е годы XX в.). С такими признаками:

  • поиск новых сфер применения компьютеров;
  • создание организационных систем управления техникой;
  • выявление влияния информационных систем на процессы управления в целом;
  • изолированность и, как правило, несовместимость отдельных информационных систем;
  • использование информационных систем и технологий узким кругом пользователей;
  • создание в организациях единой информационной службы.

3. Объединение информационных систем (с 80-х годов XX в.) С такими признаками:

  • преодолены технические трудности в разработке процессоров, оперативной памяти;
  • разработаны новые, чрезвычайно вместительные носители данных;
  • разработаны скоростные линии передачи данных и средства спутниковой связи;
  • введены в действие мощные компьютерные сети, объединенные с информационно-коммуникационными системами: по телефону, телетайпу, радио, телевидением;
  • с развитием технологии передачи данных реализовано требование максимального приближения пользователя к информационным данным: у пользователя создается впечатление, что нужные данные содержатся на его компьютере, хотя реально они могут содержаться в различных узлах локальной сети;
  • выдвинута концепция рассмотрения информационных данных как важнейшего ресурса такого же порядка, как финансы, материалы, оборудование и персонал;
  • сформирован новый эталон работника, который готов к применению новых информационных технологий;
  • растет статус информационных служб организаций.

В современном информационном обществе создано много информационных систем, имеющих различный уровень автоматизации, которые используют различную техническую базу и технологии и имеют разное назначение. Зато все они имеют:

  • аппаратное обеспечение — комплекс технических средств, обеспечивающих ее функционирование (компьютеры, периферийное оборудование, разнообразная аппаратура и каналы передачи данных);
  • программное обеспечение — набор программ, использующих для решения задач и программ, которые управляют эффективным использованием вычислительной техники и обеспечением работы информационной системы.

Конструктивно любой компьютер состоит из четырех основных частей — устройств с таким назначением:

  • ввод информационных данных;
  • передача и обработка информационных данных (центральный процессор);
  • хранение и накопление информационных данных (память);
  • вывод информационных данных.

Особенности профессии

Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:

  1. Создание и сопровождение информационных систем:
  • переговоры с заказчиком с целью выяснения его требований к информационной системе;
  • сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований будущих пользователей системы;
  • составление совместно с заказчиком технического задания на разработку информационной системы;
  • разработка информационной системы и взаимодействие со всеми участниками проекта в ходе работы;
  • развертывание рабочих мест информационной системы у заказчика;
  • установка и настройка прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования системы;
  • настройка технического оборудования, участвующего в работе системы;
  • интегрирование информационной системы с техническим обеспечением заказчика;
  • проведение внутреннего тестирования системы с настройкой параметров;
  • опытная эксплуатация информационной системы на предприятии;
  • ликвидация претензий пользователей системы после опытной эксплуатации;
  • выявление и устранение ошибок в процессе работы.
  1. Техническая поддержка:
  • проведение инсталляции информационной системы;
  • сопровождение системы в ходе эксплуатации;
  • кодирование ПО в определенных рамках поставленных задач;
  • разработка инструкций по эксплуатации и технической документации.
  • обучение пользователей информационной системы приёмам работы с ней; консультирование пользователей информационной системы;
  • создание презентаций и демонстрационных версий системы;
  • составление отчета по результатам обучения.

На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.

Обучение на Специалиста по информационным ресурсам

От специалистов низшего звена не требуется законченного высшего фундаментального образования. Для руководства отделом информационных ресурсов в соответствии с Профессиональными стандартами необходимо высшее образование в сфере IT-технологий. Желательно повышение квалификации по программам управления персоналом и бюджетом.  Переподготовку с целью освоения новых технологий можно пройти на различных онлайн- или оффлайн-курсах, например:

Высшая школа бизнес-информатики «Управление в сфере информационных технологий»

Онлайн-курсы Zillior «Как заниматься мобильным маркетингом. Инструменты и стратегии»

Онлайн-курс netology.com «Разработка нового продукта методом lean startup”

Минусы профессии ИТ-специалист

Идеальной работы не бывает, и IT-сфера — не исключение. Поговорим про недостатки: — для некоторых специальностей работа после работы — обычное явление. Бывает и ненормированный рабочий график, авралы, запары и прочая «производственная необходимость»; — высокие умственные нагрузки нередко заканчиваются эмоциональным выгоранием и нарушением функций нервной системы. Весьма неприятное явление; — сидячая работа тоже негативно влияет на здоровье. А тут ещё и повышенная нагрузка на органы зрения. Всё это не может не сказываться на вашем состоянии, поэтому не забывайте про спорт и активный отдых.

Необходимые навыки будущего студента

Чтобы хорошо выучиться на программиста и добиться определенного успеха в данном направлении, человек должен обладать определенным набором знаний и личных качеств:

  • отличное знание математики и информатики;
  • хорошее владение компьютером и знание стандартных основных программ;
  • терпение и усидчивость, так как предстоит долгое время проводить сидя за монитором — активным людям такая профессия не подойдет;
  • аналитический склад ума (для расчета кодов и создания программ).

Что нужно знать для старта работы

Проблема многих курсов, которые готовят специалистов по информационной безопасности — акцент на одном из направлений сферы:

Много теории . Например, на курсах рассказывают много про особенности проектирования, про возможные уязвимости, но нет практических заданий

Это плохо — важно, чтобы вы могли сразу попробовать атаковать или защищаться.

Только сети — если посмотреть на структуру таких курсов, то окажется, что это учёба для системных администраторов. Ничего плохого в этой профессии нет, но она всё-таки отличается от специалиста по ИБ

Сисадмин настраивает сеть, заботится о работоспособности парка техники, даже настраивает процесс непрерывной интеграции продукта вместе с DevOps. Специалист по ИБ же во всех этих процессах участвует с точки зрения внедрения системы защиты. Это разные профессии.

Только взлом — на таких курсах много практической информации, и это хорошо. Но не забывайте, что сейчас работодатель платит в основном за внедрение защиты, а не только за пентесты.

Если вы планируете строить карьеру в сфере информационной безопасности, стоит поискать курсы, на которых учат полноценному внедрению системы защиты. Плюс учат использовать уязвимости для пентестов. И обязательно рассказывают о том, как всё это делать законно — нужно разобраться в нормативной базе и особенностях законодательства. То есть и законам, и настройкам сети, и хакингу, и защите от взломов.

Стек навыков

Вот примерный список того, что нужно знать и уметь для старта:

  • Настроить сетевой стек.
  • Провести аудит системы, проанализировать, какое место уязвимое.
  • Атаковать сетевые ресурсы популярными способами и настроить систему защиты от таких атак.
  • Настроить систему мониторинга и систему предупреждения о проблемах.
  • Учитывать человеческий фактор в построении защиты.

Кроме этого, пригодится понимание криптографических и других методов защиты. Плюс разберитесь в нормативно-правовых актах в сфере ИБ, сфере ответственности государственных структур (ФСТЭК, ФСБ, Министерство Обороны, ЦБ).

Стек инструментов

Вот что нужно попробовать ещё до устройства на работу стажёром:

  • Linux — сделайте свою сборку, почитайте о популярных уязвимостях самой системы и внутренних программ.
  • Windows — пригодится умение настраивать как пользовательские, так и серверные решения. Знать, как проводить атаки через обновления, подмену драйверов или служебных утилит.
  • DLP — попробуйте популярные технологии защиты утечек данных. Проще говоря, это программы, которые умеют блокировать запись на флешку или отправку в соцсети или на почту определенных видов данных. Например, Sophos или McAfee DLP
  • IDS — системы выявления сетевых атак. Такие инструменты, если их грамотно настроить, сообщат о срабатывании определённого правила. Например, попытки неавторизованного доступа или повышения прав определённого пользователя.
  • SIEM — система, которая в реальном времени анализирует события в сетевых устройствах и реагирует при появлении настроенного правила. Проще говоря, смотрит, изменилось ли что-то в настройках, и если да — делает то, что придумал специалист по ИБ. Можно потрогать решения Splunk, IBM и LogRhythm.
  • Kubernetes. Если вы умеете разворачивать кластер Kubernetes, работать с конфигурацией и сетевой безопасностью, то шансы устроиться стажером в любую облачную компанию повышаются в разы.

Ещё пригодится знание методологий. Разберитесь в том, как работает DevSecOps. Это современная философия, которая позволяет внедрять защиту на любом этапе разработки продукта. Пригодится, если вы будете работать специалистом по ИБ в компании, занимающейся созданием продуктов. Для старта в карьере не обязательно знать все технологии на уровне профессионала. Достаточно иметь общее представление о системе, не теряться в настройках и документации. Если условно — нужно знать, «как» сделать, а не «что» сделать.

Перспективы

Академическая перспектива

В академическом контексте Ассоциация вычислительной техники определяет ИТ как «программы бакалавриата, которые готовят студентов к удовлетворению потребностей в компьютерных технологиях бизнеса, правительства, здравоохранения, школ и других организаций …. Ответственность за выбор берут на себя ИТ-специалисты. аппаратные и программные продукты, подходящие для организации, интеграция этих продуктов с потребностями и инфраструктурой организации, а также установка, настройка и обслуживание этих приложений для пользователей компьютеров организации ».

Степени бакалавра в области информационных технологий (BS, AS) аналогичны другим степеням в области компьютерных наук. Фактически, они часто проходят курсы базового уровня. Программы по информатике (CS), как правило, больше ориентированы на теорию и дизайн, тогда как программы информационных технологий структурированы так, чтобы дать выпускникам опыт в практическом применении технологических решений для поддержки современного бизнеса и потребностей пользователей.

Коммерческая перспектива и перспектива занятости

Компании, работающие в сфере информационных технологий, часто называют группой как «технологический сектор» или «технологическая индустрия». Эти названия иногда могут вводить в заблуждение, и их не следует принимать за «технологические компании»; которые, как правило, представляют собой крупные коммерческие корпорации, продающие потребительские технологии и программное обеспечение. Также стоит отметить, что с точки зрения бизнеса отделы информационных технологий большую часть времени являются «центром затрат». Центр затрат — это отдел или персонал, которые несут расходы или «издержки» внутри компании, а не генерируют прибыль или потоки доходов. Современные предприятия в своей повседневной деятельности в значительной степени полагаются на технологии, поэтому расходы, делегированные на покрытие технологий, которые облегчают ведение бизнеса более эффективным образом, обычно рассматриваются как «просто затраты на ведение бизнеса». ИТ-отделам выделяются средства высшим руководством, и они должны пытаться достичь желаемых результатов, не выходя за рамки этого бюджета. Правительство и частный сектор могут иметь разные механизмы финансирования, но принципы более или менее одинаковы. Это часто игнорируемая причина быстрого интереса к автоматизации и искусственному интеллекту, но постоянное давление, требующее делать больше с меньшими затратами, открывает двери для автоматизации, чтобы взять под контроль хотя бы некоторые незначительные операции в крупных компаниях.

Многие компании теперь имеют ИТ-отделы для управления компьютерами, сетями и другими техническими областями своего бизнеса. Компании также стремились интегрировать ИТ с бизнес-результатами и принятием решений через BizOps или отдел бизнес-операций.

В контексте бизнеса Американская ассоциация информационных технологий определила информационные технологии как «изучение, проектирование, разработку, применение, внедрение, поддержку или управление компьютерными информационными системами». Обязанности тех, кто работает на местах, включают администрирование сети, разработку и установку программного обеспечения, а также планирование и управление жизненным циклом технологии организации, в рамках которого аппаратное и программное обеспечение обслуживается, обновляется и заменяется.

Информационные услуги

Информационные услуги — это термин, который в некоторой степени применяется к различным ИТ-услугам, предлагаемым коммерческими компаниями, а также брокерами данных .

Этические перспективы

Сфера информационной этики была основана математиком Норбертом Винером в 1940-х годах. Некоторые из этических проблем, связанных с использованием информационных технологий, включают:

  • Нарушение авторских прав теми, кто загружает файлы, хранящиеся без разрешения правообладателей.
  • Работодатели отслеживают электронную почту своих сотрудников и другое использование Интернета
  • Незапрашиваемые электронные письма
  • Хакеры, обращающиеся к онлайн-базам данных
  • Веб-сайты, устанавливающие файлы cookie или шпионское ПО для отслеживания действий пользователя в Интернете, которые могут использоваться брокерами данных.

Индивидуальный предприниматель

Следующий вариант развития событий — это путь индивидуального предпринимателя. Данная «вакансия» (если ее можно таковой назвать) доступна, в принципе, всем и каждому. Вам потребуется просто придумать идею для собственного дела, а затем реализовать ее.

Индивидуальными предпринимателями работают очень многие выпускники разных специальностей и направлений. Почему? Все благодаря свободе действий — ваша карьера целиком и полностью будет зависеть только от собственных стремлений и успехов. Точно так же, как и собственный заработок. Сколько наработали — столько и получили.

И тут неважно, кто вы — филолог, физик, менеджер, экономист или программист. Главное, чтобы у вас были идеи

Наиболее популярное занятие тут — это ведение бухгалтерии, открытие небольших магазинчиков, а также салонов красоты или спортивных залов. То, что так необходимо людям.

Офис-менеджер

Также любой выпускник может работать офис-менеджером. Данная вакансия популярна среди молодых девушек. Независимо от оконченного направления они с огромной охотой идут работать в офис, пока не подыскали себе более престижное место.

Как правило, офис-менеджеры выполняют офисную работу и «контактируют» с важными бумагами фирмы. Только на практике такие работники обычно сидят за компьютером, обрабатывают информацию и играют в игры, пока начальство не видит. Заработок тут низкий для мужчин, зато средний (порой и высокий) для женщин. График работы стабильный. Это и привлекает молодых специалистов.

Копирайтер

Человек, знающий свое дело, хорошо разбирающийся в специфике программирования и обладающий творческим складом ума, может добиться определенного успеха в области копирайтинга. Что это такое? Копирайтинг подразумевает написание статей на разные профильные темы, преимущественно из области программирования.

Чтобы стать профессионалом и заработать на этом деле, нужно, как уже говорилось ранее, иметь творческое мышление, грамотно и доходчиво выводить свои мысли на экран монитора, а также следить за качеством написанного. В среднем хороший копирайтер получает 40-50 рублей за каждые 1000 символов. Чем больше будет статей, тем выше заработок.

Как проходит обучение по специальности информационные технологии

Специалистов готовят в учебных заведениях разной аккредитации. В колледже специальность информационные технологии осваивают до 4 лет. В ВУЗах есть бакалавриат и магистратура. Полный цикл обучения длится до 5-6 лет. Что изучают студенты:

  • иностранные языки и другие гуманитарные дисциплины (для общего развития);
  • языки программирования;
  • элементы высшей математики и вычислительных технологий;
  • правовые аспекты деятельности;
  • основы эксплуатации и проектирования информационных систем;
  • особенности компьютерных систем и телекоммуникаций.

Плюсом является знание иностранного языка — позволяет сотрудничать с зарубежными компания, выводить продукцию на международный рынок.

Отдельная отрасль — кибербезопасность. Студенты изучают способы защиты корпоративных данных, различных ИС. Они создают защищенные соединения, которые гарантируют конфиденциальность не только для компаний, но и для частных пользователей. Сегодня кибербезопасность широко применяется для работы внутри мессенджеров, облачных хранилищ и т.д.

Обучение предполагает получение практических навыков. Студенты обязательно работают над собственными проектами, пользуясь теоретической базой. Профессионалы востребованы на рынке и имеют отличную перспективу трудоустройства и дальнейшего карьерного роста.

Куда пойти учиться: специальность «Информационные системы и технологии»

Информационные системы — область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение систем сбора, передачи, обработки, хранения и накопления информации.

Инженер по специальности «Информационные системы и технологии» может выполнять проектно-конструкторскую, производственно-управленческую, экспериментально-исследовательскую, эксплуатационную работы.

Он владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; основными понятиями и методами дискретной математики; методами распределенной обработки информации сетевыми программными и техническими средствами информационных сетей; принципами и методикой организационной защиты информации; принципами построения защищенного документооборота, защиты документной информации в архивах, защиты аудиовизуальных и машиночитаемых документов; знаниями об основной номенклатуре и характеристиках аппаратуры, используемой для перехвата и анализа сигналов в технических каналах утечки информации. И, конечно, он владеет компьютерными технологиями, знает компьютеры и умеет работать с ними.

Выпускники могут работать на любых государственных и коммерческих предприятиях и в организациях, где используется компьютерная техника для управления, делопроизводства, сбора и обработки информации.

Требования по общепрофессиональным дисциплинам

Специалист должен знать и уметь использовать:

  • принципы описания информационных систем и их элементов;
  • информационные модели знаний и методы представления знаний в базах данных;
  • методы моделирования, принципы построения моделей информационных процессов, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ;
  • фундаментальные положения электротехники, важнейшие свойства и характеристики электрических цепей, современную аналоговую и цифровую элементную базу средств вычислительной техники;
  • алгоритмизацию и конструирование программ с использованием различных алгоритмических языков;
  • основные методы и алгоритмы формирования и преобразования изображений;
  • возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов ЭВМ в информационных системах;
  • модели и структуры информационных сетей;
  • методы и модели управления информационной системой, программные и технические средства реализации системы управления;
  • способы построения баз данных, баз знаний и экспертных систем;
  • методы новых информационных технологий и их средства при разработке и проектировании информационных систем;
  • современные методы и средства разработки алгоритмов и программ, способы отладки, испытания и документирования программ информационных систем;
  • методы организации работы в коллективах разработчиков.

Требования по дисциплинам специальности

Инженер должен знать и уметь использовать технические и технологические решения, изучаемые в рамках следующего набора дисциплин:

  • Методы оптимизации.
  • Теория информационных процессов и систем.
  • Моделирование систем.

Поделиться

Требования к профессиональной подготовке

Существуют определенные требования к профессиональной подготовке техников по информационным системам:

  • Необходимо знать современные языки, позволяющие программировать, операционные системы. Также нужны теоретические знания баз данных.
  • Программные средства и платформы инфо технологий организаций.
  • Средства, позволяющие моделировать бизнес-процессы.
  • Нужно знать, как устроены информационные системы и стандарты их взаимодействия.
  • Технологии, позволяющие проводить комплексное обследование компании.

Естественно нельзя обойтись без знания трудового кодекса РФ. Также специалист должен уметь делать следующее:

  • Проектировать бизнес-процессы.
  • Уметь пользоваться средствами автоматического проектирования, тестирования и сопровождения разработанных проектов.
  • Уметь делать оценку эффективности проектов.

Во время выполнения проекта требуется также уметь вести диалог с заказчиком и планировать работу IT-отделов.

Виды информационных систем и технологий

Принципы построения информационных систем является относительно постоянными. Но разнообразие сфер и форм применения современных информационных технологий порождает большое разнообразие способов классификации информационных систем.

Информационные системы классифицируют:

1. по степени автоматизации:

  • ручные, в которых обработку информационных данных выполняет человек;
  • автоматизированные, в которых часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляют автоматически, а часть — выполняет человек;
  • автоматические, которых все функции управления и обработки данных осуществляется с помощью технических средств без участия человека.

2. по масштабу использования:

  • одиночные, которые реализованы, как правило, на автономном персональном компьютере без обязательного подключения к компьютерной сети и содержащие несколько простых составляющих с общим информационным фондом;
  • групповые, которые ориентированы на коллективное использование информационных данных и зачастую построены на основе локальной компьютерной сети;
  • корпоративные, которые ориентированы на крупные компании с поддержкой территориально удаленных компьютерных информационных узлов и сетей. Как правило, они имеют иерархическую клиент-серверную структуру со специализацией серверов;
  • глобальные, охватывающие территорию государства или континента (например, Интернет).

3. по сфере назначения (предметной области, указаны лишь некоторые):

  • экономическая (функция управления на предприятии);
  • медицинская;
  • географическая;
  • административная;
  • производственная;
  • учебная;
  • экологическая;
  • криминалистическая;
  • военная.

4. по месту деятельности:

  • научные, предназначенные для автоматизации деятельности ученых, анализа статистических данных, управления экспериментом;
  • автоматизированного проектирования, предназначенные для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники или технологий. Они помогают осуществлять:
    • разработку новых изделий и технологий их производства; различные инженерные расчеты:
    • определение технических параметров изделий; расходных норм — трудовых, материальных, финансовых;
    • создание графической документации (чертежей, схем, планировок) моделирования проектируемых объектов;
    • создание программ для станков с числовым программным управлением.
  • организационного управления, предназначенные для автоматизации функции административного (управленческого) персонала промышленных предприятий и непромышленных объектов (банков, бирж, страховых компаний, гостиниц и т.д.) и отдельных офисов (филиалов);
  • управления технологическими процессами, предназначенные для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.д.).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector