Что такое кафедра в университете, в чем заключается суть её работы

Содержание:

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Как правильно составить резюме?

Когда перед вами чистый лист — это провоцирует страх при создании документа. Не нужно бояться писать резюме, ведь в крайнем случае можно найти подходящий для вас шаблон или образец. Тем не менее относиться к данному документу нужно серьезно. Во-первых, нужно знать требования, а они следующие:

  • данный документ должен быть максимально информативным, но в то же время очень кратким, 2 страницы — это более, чем достаточно;
  • если вы только начинаете свою трудовую деятельность и в резюме хвастаться особо нечем, допишите пару пунктов в свои личные качества и не забудьте вспомнить о навыках; владение компьютером, знание программ пакета «Майкрософт», организаторские способности, владение языками и все остальное, что касается вашей будущей должности рекомендуется перечислить;
  • резюме — деловой документ, поэтому лучше использовать один шрифт и читаемый размер;
  • сейчас поощряется и рекомендуется добавление фото к своему резюме в деловом или сдержанном стиле;
  • вся информация должна быть структурированной, легко читаться, текст должен быть без ошибок.

Что такое кафедра и факультет в университете

Что такое кафедра в институте

Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету

Основные задачи кафедры вуза:

  • реализация учебного процесса;
  • проведение прикладных и научных исследований;
  • организация методической работы;
  • создание условий для интеллектуального и личностного развития студентов;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Существует несколько типов кафедр.

  1. Выпускающая кафедра отвечает за профильную подготовку специалистов.
  2. Общепрофессиональная кафедра ведет циклы дисциплин, которые преподаются студентам любого направления (экология, социология, русский и английский языки и пр.)
  3. Базовая кафедра на предприятии — это площадка взаимодействия учебного заведения и профильной компании.

Чаще всего она расположена непосредственно в организации, чтобы студенты, приходя туда, использовали необходимое оборудование. Сотрудниками такой кафедры могут быть и работники фирмы, и преподаватели вуза.

Факультет в институте или университете

Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.

Примеры факультетов в резюме

Что такое факультет в резюме бухгалтера? Хоть данную профессию и можно приобрести в техникумах, училищах и колледжах, а также пройдя специальные курсы, для должности главного бухгалтера все-таки нужно окончить вуз. Чаще всего для приобретения данной профессии выбирают экономический или учетно-экономический факультет и кафедру учета и аудита. Если речь идет о финансовом университете, то в таком случае название «Учет и аудит» может иметь целый факультет. Здесь же могут учиться и будущие продавцы-кассиры, экономисты и финансисты.

Благо сейчас практически все высшие учебные заведения имеют собственные официальные сайты, где можно уточнить данную информацию.

Менеджеры по продажам чаще всего учатся на факультете менеджмента и маркетинга, внешнеторгового менеджмента, менеджмента логистики и туризма или просто менеджмента. Некоторые экономические факультеты имеют кафедры международного или инновационного менеджмента. Престиж их достаточно высок.

Сравнение кафедры и факультета

В чем же разница между кафедрой и факультетом?

Факультет объединяет несколько кафедр и координирует направления их научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Административное управление работой кафедр возлагается на научный совет факультета во главе с деканом. Научным советом принимаются решения о сроках проведения защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций, о выдвижении научных работ на соискание премий, об организации научных конференций и симпозиумов, об участии преподавателей и студентов в подобных мероприятиях международного уровня.

Канцелярией факультета ведется необходимая документация, включая подготовку и выдачу дипломов государственного образца и заверенных печатью факультета свидетельств о повышении квалификации.

Деканом факультета назначают обладающего административным опытом научного сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и звание профессора.

Кафедру возглавляет член ее профессорско-преподавательского состава с ученым званием профессора или доцента. Под его руководством решаются задачи кафедры, в которые, в частности, входит чтение лекций, организация научно-исследовательской и методической работы, проведение промежуточных аттестаций и сессий.

Обучение и подготовка специалистов на кафедре ведется по одной или нескольким смежным дисциплинам. Кафедра обычно располагает собственными лабораториями или исследовательскими центрами, оснащенными соответствующим оборудованием.

Для координации учебной и научной работы регулярно проводятся заседания кафедры, в которых принимают участие преподаватели, и консультации для студентов по подготовке курсовых и дипломных работ.

Кафедра решает и вопросы, связанные с курсовой переподготовкой, последипломным образованием и повышением квалификации кадров.

Совместная работа отдельных кафедр заключается в выполнении образовательных программ, утвержденных для данного вуза.

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Примеры факультетов в резюме

Что такое факультет в резюме бухгалтера? Хоть данную профессию и можно приобрести в техникумах, училищах и колледжах, а также пройдя специальные курсы, для должности главного бухгалтера все-таки нужно окончить вуз. Чаще всего для приобретения данной профессии выбирают экономический или учетно-экономический факультет и кафедру учета и аудита. Если речь идет о финансовом университете, то в таком случае название «Учет и аудит» может иметь целый факультет. Здесь же могут учиться и будущие продавцы-кассиры, экономисты и финансисты.

Благо сейчас практически все высшие учебные заведения имеют собственные официальные сайты, где можно уточнить данную информацию.

Менеджеры по продажам чаще всего учатся на факультете менеджмента и маркетинга, внешнеторгового менеджмента, менеджмента логистики и туризма или просто менеджмента. Некоторые экономические факультеты имеют кафедры международного или инновационного менеджмента. Престиж их достаточно высок.

Основные характеристики факультета

Слово факультет происходит от латинского facultas, что переводится как «возможность, способность». Факультет – это учебно-научное и административное структурное подразделение вуза, которое проводит подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким сходным специальностям. На сегодняшний день не существует такого вуза, в котором не было бы разделения на факультеты. Это обязательное правило и условие существование любого высшего учебного заведения, не зависимо от его направленности. На факультетах при университете проводятся курсы повышения квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью тех кафедр, которые в него входят. Факультет характеризуется тем, что в нем объединены сразу несколько подразделений, которые координируются им. Курируется как научная, исследовательская деятельность, так и учебно-воспитательная работа, проводимая со студентами.

Факультеты вузов

Поступление на факультеты проходит следующим образом: абитуриент, прежде всего, определяется с выбором специальности, сдает соответствующие экзамены, по их результатам происходит зачисление. Каждый факультет – это определенное направление, ориентированное на будущую профессиональную деятельность студентов. В рамках обучения студент получает как теоретические, так и практические знания по выбранной специальности.

По окончании вуза выдается диплом, в котором прописаны факультет и полученная специальность выпускника. Эти сведения необходимы при приеме на любую работу, поскольку работодатель должен быть уверен в том, что человек, которого он берет на службу, обладает соответствующей квалификацией.

Определение профиля обучения

Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.

Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.

Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:

  • Прикладная информатика в химии;
  • Математические методы в информатике;
  • Прикладная математика;
  • Математическое моделирование в экономике и т.д.

При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.

Определение профиля обучения

Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.

Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.

Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:

  • Прикладная информатика в химии;
  • Математические методы в информатике;
  • Прикладная математика;
  • Математическое моделирование в экономике и т.д.

При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.

Чем отличается институт от университета

Отличие универа от института заключается в том, что в первом активнее ведется научная деятельность, больше педагогов с научной степенью, а спектр изучаемых специальностей шире.

Перечислим конкретные показатели:

  • институт обычно готовит специалистов для конкретной отрасли, университет ведет подготовку по разным отраслям обучения (минимум 7);
  • в институте количество студентов и аспирантов соотносится как 100 к 2, в университете — 100 к 4;
  • в институте ученые звания и научные степени должны быть как минимум у 55% педагогов, в университете — как минимум у 60%;
  • в институте сотрудники сами решают, хотят ли они заниматься научными исследованиями, в университете научная работа обязательна (минимум в 5 сферах деятельности).

Учеба в институтах более прикладная и узкопрофильная. Сотрудники университетов активно ведут научные разработки, действуют научные школы, создается большая библиотека с современной литературой.

Но есть у этих типов вузов и общие черты:

  • проводят обучение на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;
  • ведут курсы переподготовки и повышения квалификации.

Чем отличается институт от факультета в вузе

В состав некоторых крупных университетов могут входить институты. В этом случае основное отличие факультета от института заключается в количестве научно-педагогических сотрудников и характере их деятельности.

В институт обычно объединяют несколько факультетов, сходных по направлениям подготовки и специфике научной работы, которую ведут преподаватели.

И факультеты, и институты остаются структурными подразделениями университета.

Различия между университетом, институтом и академией в требованиях, которым они должны соответствовать

Специальность и направление подготовки

Специальность состоит из профилей и программ обучения студентов. В высшем учебном заведении специальность представляет собой определенное направление подготовки, которое входит в конкретную область направлений и имеет свой уникальный код. Для примера можно взять направление бакалавриата № 01.03.00, которое называется «Математика и механика». Оно имеет сразу несколько специальностей:

  • Математика (01.03.01);
  • Прикладная математика и информатика (01.03.02);
  • Математическое моделирование и механика (01.03.03);
  • Прикладная математика (01.03.04).

Дополнительно у каждой из этих специальностей есть свои профили, которые также входят в кадастр Министерства образования и науки РФ.

Принцип работы

Кафедра — вид научно-образовательного подразделения, которое осуществляет обучение в рамках конкретной специальности. Например, на кафедре лингвистики можно получить диплом переводчика. Одновременно проводятся лекции и семинары, исследовательская работа, организовывается производственная либо учебная практика.

Один факультет может состоять из нескольких кафедр. Главой каждого отделения является заведующий. Его управление длится 5 лет. Он выбирается путём голосования лекторов (преподавателей, доцентов). Заведующий подчиняется декану, который выполняет указания ректора. Претендовать на должность заведующего кафедрой может каждый преподаватель ВУЗа с высшей квалификацией.

Разница между факультетом и кафедрой: в Институте нефти и газа им. Губкина можно написать заявление о зачислении на факультет геологии и геофизики нефти и газа, который состоит из нескольких кафедр:

  • литология;
  • геология углеводородной системы;
  • геофизические информационные системы.

Список кафедр в каждом конкретном ВУЗе можно узнать в деканате. При кафедре студенты потоков защищают курсовые, дипломные и докторские работы. В задачи органа входит решение вопросов, которые появляются у студентов в процессе обучения. Продвижение по карьерной преподавательской лестнице тоже осуществляется в пределах кафедры.

Особенности структуры кафедры ВУЗа:

  • наличие секций в качестве подразделений, во главе которых находятся начальники;
  • классификация преподавателей с учётом стажа, учёных степеней (преподаватели, доценты, профессоры);
  • делопроизводство ведёт секретарь, он же составляет графы с расписаниями занятий для студентов и преподавателей.

Список кафедр:

  • межфакультетская;
  • базовая;
  • военная.

Первое подразделение существует в каждом ВУЗе. Его значение для преподавателей заключается в следующем: чтение лекций, проведение практических занятий, принятие зачётов и экзаменов. В большинстве высших учебных заведений РФ межфакультетская кафедра считается департаментом физического воспитания, в технических ВУЗах — русского либо иностранного языка, в творческих — истории искусств. Некоторые преподаватели таких отделений привлекаются в качестве рецензентов либо консультантов по написанию дипломных работ.

Специальность: разбираемся в значении термина

Итак, став выпускником ВУЗа, вы получаете заветный диплом, который является документом, подтверждающим у вас наличие знаний, умений и навыков в определенной трудовой сфере.

Специальность — это область, в который вы являетесь специалистом

Это и есть ваша специальность, то есть область чего-либо, в которой вы являетесь специалистом.

Профессия в данном случае является более широким понятием, объединяющим людей близких по приобретенным профессиональным навыкам, а специальность более узкое понятие, применимое для людей конкретной сферы деятельности.

Именно специальность прописана у вас в дипломе и иногда она будет совпадать с наименованием вашей профессии.

Здесь же стоит отделить понятие работа. Работа — это вообще любого рода трудовая деятельность, приносящая какой-либо доход (выгоду, пользу) человеку, занимающемуся ею.

Работа не всегда зависит от наличия у вас специальности. Рассмотрим на конкретном примере.

Вы — выпускник педагогического ВУЗа.

В дальнейшей жизни вы планируете связать себя с работой в образовательной среде, по профессии вы являетесь учителем, но можете работать педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования.

Хотя прошли обучение на естественно-математическом факультете по специальности учитель физики и математики.

Кстати, существенным отличием специальности от профессии будет и то, что специальность должна быть получена путем обучения, а профессия может быть приобретена в ходе практики.

К примеру, чтобы стать хорошим актером, не всегда нужно окончить театральный институт, можно иметь диплом инженера, а с профессиональной точки зрения относиться к сфере искусств.

Именно на принципах профессиональных специальностей и базируется современное разделение труда в обществе.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Советы по написанию

Резюме должно быть максимально сдержанным (не более двух страниц формата А4), при этом не лишенным индивидуальности, чтобы при прочтении можно было понять, что за человек его автор. Составить такой документ – задача не из легких, именно поэтому потребуется некоторое количество времени, чтобы создать его.

Необходимо четко продумать все формулировки, которые используются. Если у кандидата отсутствуют какие-либо качества или опыт, необходимый для того, чтобы занять желаемую должность, не следует придумывать лишнего. Любая неправда, добавленная в резюме, проверяется очень легко, поэтому не стоит ставить себя в неудобное положение и отнимать время у работодателя. Лучше написать о том, как быстро он обучается, умеет работать с большим объемом информации, о курсах, которые окончил.

Чем более правдивая и точная информация указана в резюме, тем выше вероятность найти именно ту работу, которая подойдет кандидату.

Фото в деловом стиле – лучший вариант, независимо от того, на какую должность претендует соискатель. Желателен белый фон, студийный свет, аккуратная прическа, сдержанный макияж (для женщин). Легкая улыбка и поза вполоборота будут смотреться более выигрышно, чем прямолинейный анфас и серьезное лицо.

Базовые кафедры РГУНГ им. Губкина

Специализация: кафедра рассчитана на магистров и аспирантов. Первый год обучение теоретическое, второй — практика на предприятии «Газпром нефть».

Год основания: 2015 год.

Результаты: выпускникам дается приоритет при устройстве на работу в «Газпром нефть».

Особенности поступления: отбор проходит на конкурсной основе из числа студентов, а также выпускников.

Специализация: кафедра направлена именно на подготовку кадров для компании «Лукойл-Инжиниринг». 

Год основания: 2013 год.

Результаты: выпускникам дается приоритет при устройстве на работу в «Лукойл-Инжиниринг».

Особенности поступления: набор происходит по внутреннему экзамену. Программа обучает магистров.

Кафедра управления системой снабжения в нефтегазовом комплексе — «Роснефть»

Специализация: кафедра также ориентирована на подготовку магистров. Направления обучения:

  • Управление закупками и категорийное управление
  • Правовое регулирование государственных закупок
  • Основы проектного снабжения
  • Управления запасами, складская и транспортная логистика
  • Автоматизация и цифровизация в области снабжения

Год основания: 2017 год.

Результаты: выпускникам дается приоритет при устройстве на работу в «Роснефть».

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека,
  • лаборатории,
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью,
  • издательский отдел,
  • научно-методический отдел,
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Базовые кафедры РЭУ

Базовая кафедра компании «1С»

Специализация: кафедра готовит IT-специалистов. Основные направления:

  • Разработка и внедрение программного обеспечения корпоративных информационных систем 
  • Бизнес-анализ и консалтинг 
  • Прикладное программирование 
  • Системное программирование

Большинство занятий проводится в офисах компании «1С».

Год основания: 1991 год.

Результаты: большинству выпускников предлагается рабочий оффер в компанию 1С.

Особенности поступления: приём по заявкам.

Базовая кафедра Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала»

Специальность: кафедра считается одной из самых старейших с России и готовит как бакалавров, так и магистров по следующим направлениям:

  • Экономика и управление человеческим капиталом,
  • Кадровый консалтинг и аудит,
  • Стратегическое управление персоналом организации.

Стажировки студентов проходя в Торгово-промышленной палате. 

Год основания: 1945 год.

Результаты: высокий процент трудоустройства в Торгово-промышленную палату.

Особенности поступления: внутренние вступительные экзамены. 

Задачи факультета

К подразделениям ВУЗа относится факультет. Он выделяется на основе административных и научно-учебных критериев, там подготавливаются учащиеся на несколько смежных профессий. Состоит он из кафедр. В его задачи входит координация их взаимосвязанной деятельности. Во главе факультета находятся научный совет и декан. Лицо, претендующее на последнюю должность, обязано иметь:

  • большой опыт административной работы;
  • звание профессора;
  • степень доктора наук.

Научный совет решает многочисленные вопросы, включая определение срока защиты дипломных работ и диссертаций, проведение научной конференции и аналогичных мероприятий, организацию выступления ВУЗа по России, награждение авторов научных работ. Факультет вручает дипломы и документы, подтверждающие повышение квалификации. Процесс их оформления и выдачи входит в задачи канцелярии.

Факультет в качестве составной единицы присутствует не только в университетах, но и в колледжах. Количество отделений зависит от масштаба и типа учебного заведения. В специализированном, но небольшом ВУЗе насчитывается до десяти факультетов. В структуру крупного классического университета входят более 20 подобных отделений.

Так как институты готовят специалистов для разных отраслей и сфер деятельности, факультеты бывают разные. Их названия в любом ВУЗе отражают направления подготовки:

  • юридический;
  • экономический;
  • исторический;
  • математический.

В различных ВУЗах на одну специальность могут готовить различные факультеты. Сфера деятельности выпускника в будущем определяется выбранной специальностью и программой подготовки, но не факультетом, указанным в дипломе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector