Методы конспектирования: как составить конспект по истории?

Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.

Где вести конспект

Собственно выбора не так уж и много.

  • Конспект в электронном виде.Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.При работе с компьютером гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Конспект от руки.Конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации.
  • Использование диктофона.Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.Теперь, с развитием техники, можно использовать и видеозапись.Обязательно спросите у лектора разрешение на запись диктофоном или осуществеления видеозаписи.

Здесь выбрать можете только вы. Причём для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

MetaMoJi Note Lite

Плюсы и минусы

Доступно создание текстовых и рукописных заметок.
Наличие текстового и графического редактора.
Можно работать с pdf файлами и вносить в них корректировки.
Кроссплатформенность.

Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.

Удобство ведения конспектов

8

Использование различных видов информации

7

Удобство проведения структурирования

7

Удобство при изучении записей

8

Итого

7.5
Средство конспектирования при помощи создания заметок.

Одним из способов использования является создание заметок. На самом деле эта программа является комплексным продуктом, позволяющим решать задачи офисного типа различной степени сложности. Здесь присутствуют текстовый и графический редакторы. Есть возможность вносить корректировки в файлы pdf. Существует средство для создания графических схем.

Оно является кроссплатформенным. Существуют варианты, выпущенные для iOS и Windows. В записях можно одновременно использовать различные типы информации: текст, картинки, аудио и видео записи.

Для оформления можно применять различные стили и цвета, менять шрифты. Использование медиафайлов и графических схем позволит лучше понять записанную в приложении информацию. В документах можно сочетать рукописный и напечатанный текст. Предусмотрена возможность виртуального масштабирования материалов.

Программа может качественно производить импорт и экспорт веб страниц. Информацию можно сохранять в облачном хранилище данных. Доступна возможность синхронизации документов, с которыми работают на различных устройствах.

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались)

В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером)

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Для чего нужны конспекты

Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.

Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.

Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.

Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.

Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.

При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.

Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

Онлайн платформа Писец

Этот ресурс похож на предыдущий, но здесь меньше опций и вариантов шрифтов. Однако, с его помощью быстро писать на дистанционке конспекты даже проще – меньше заморочек. Самое главное, чтобы препод по дистанционному обучению был не слишком придирчивым.

Рассмотрим, как писать конспекты на дистанционном обучении с помощью сервиса https://coo.by/writer:

  1. Откройте сайт;
  2. Быстро вставьте в левое поле печатный текст задания по дистанционному обучению;
  3. Нажмите «Перевести в рукопись»;
  4. В поле справа отобразится результат;
  5. Если захотите изменить почерк, нажмите кнопку еще раз. Стиль изменится. Всего доступно 3 варианта написания.
  6. На рукописи щелкните правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить изображение»;
  7. Далее нужно наложить картинку на тетрадный лист в любом графическом редакторе, например, в PicsArt. Чистую страничку в тетрадке надо сфоткать. Далее, быстро добавить созданную на ресурсе рукопись, нажать «Смешать» и фон объединится с «написанным».
  8. Ну, а если учитель по дистанционному обучению не требователен, обрежьте поля картинки и отправьте прям так. Как будто писали на альбомном листе.

Приемы ведения конспекта

Акронимы и аббревиатуры помогают не только общаться в Интернете, но и учиться

Сокращение словосочетаний и слов, сюда можно включить:

  • использование для обозначения часто употребляемых слов их первые буквы. Например, т.е. – то есть, м.б. – может быть, т.д. – так далее, т.п. – тому подобное;
  • опущение гласных звуков. Согласные в совокупности несут в себе больше смысла, но, чтобы в не запутаться в этом приеме, можно оставлять в сокращенном слове гласную в окончании;
  • опущение букв в середине слова и замена их дефисом. Например, характеристика – харак-ка;
  • сокращение путем опущения второй половины слова. Например, конференция – конф., коммуникация – комм., грамматика – грамм.;
  • сокращение часто употребляемых местоимений. Например, который – кот..

Использование акронимов и аббревиатур. Эти два понятия очень схожи между собой, но имеют определенные различия.

Акроним составляется из первых букв фразы или выражения, но в конечном итоге образуют не просто набор букв, а слово, которое также может нести смысловую нагрузку.

Аббревиатура обычно просто состоит из набора букв.

Существует также такое понятие, как гипераббревиатура. Оно состоит только из одной буквы, студенты часто используют такой способ сокращения.

Например, Л – литература, Т – тема и тому подобное. В основном используется для обозначения сложных и длинных терминов.

Всем знакомый амперсанд можно использовать для конспектирования

Сокращение слов при помощи иероглифов.

Всем нам знакомы иероглифы, на которых писали в древнем Египте, но здесь речь пойдет об иероглифах, общепринятых на сегодняшний день:

  • логические/математические символы (-, +, = и т.д.);
  • & — амперсанд. Он используется в основном только, как союз «и»;
  • V – заменяет союз «или»;
  • N – наоборот.

Сокращение предложений путем их переработки. В этом случае читатель должен хорошо ориентироваться в тексте и понимать, что можно сократить, а что – нет.

Обычно треть текста занимает «вода», то есть лишняя информация. Чтобы сократить большое предложение, его нужно прочитать, понять и выделить основные моменты, которые будут законспектированы, а все лишнее, не несущее никакой смысловой нагрузки, убрать.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Способы конспектирования

Существует множество различных техник по ведению конспекта, приведем самые интересные и полезные:

  • скоростное конспектирование;
  • схематический план;
  • опорный конспект;
  • система кратких обозначений.

Есть много интересных и полезных техник ведения конспекта

Скоростное конспектирование считают самым распространенным способом фиксирования информации среди студентов.

Он одинаково хорошо подходит для конспектирования как гуманитарных дисциплин, так и научных.

Данный способ характеризуется особенным разделением пространства для конспектирования.

Лист бумаги делится вертикально на две колонки до половины страницы, на половине подводится горизонтальная черта таким образом, чтобы внизу листа оставалось пространство, неподеленное линиями, шириной примерно семь сантиметров.

Главная информация/суть записывается в правую колонку, которая является основной частью вашего конспекта.

Во время письменной фиксации материала нужно не забывать переходить от главной информации к фактажу, приводить примеры для полного ее пояснения.

В левую колонку нужно записать ключевые слова и выражения прослушанного/прочитанного материала для иллюстрирования содержания, отраженного в правой колонке.

В нижней части листа нужно описать главную мысль материала, а также описать ее преимущества и особенности относительно предыдущих лекций и т.д..

Такая техника конспектирования позволит вам быстро все вспомнить по истечении некоторого времени и проанализировать написанное.

Наиболее подходящая вам техника конспектирования поможет не только читать, но и запоминать гораздо больше книг

Схематический план отличается от других видов тем, что здесь сначала нужно записать вопросы, на которые нужно дать короткие ответы в процессе изучения материала.

Если совместить схематический план с принципом скоростного конспектирования, важную роль будет играть заполнение сначала левой колонки, а уже после – правой.

То есть порядок заполнения будет противоположным первому способу конспектирования.

Опорный конспект представляет материал целыми блоками различных тем. Каждый блок в опорном конспекте отображается в виде системы знаков, которые в свою очередь составляют мини блок.

Таким способом ведения конспекта преподаватель имеет хорошую возможность реализовать индивидуальный подход к процессу обучения, делать его более интересным и понятным для учащихся с разным уровнем знаний.

На сегодняшний день метод написания опорного конспекта набирает все большую популярность. Некоторые издания даже выпускают особые издания таких конспектов для отдельных дисциплин.

Система кратких обозначений отлично поможет при конспектировании книги, так как с ее помощью можно в значительной мере сократить содержание, а также использовать различные символы и обозначения, раскрывающие главную мысль прочитанного.

Необязательно придумывать собственные символы, так как их можно позаимствовать из общепризнанной системы обозначений.

Таким образом, если вы забудете, как расшифровывается тот или иной символ, всегда можно обратиться за помощью в Интернет.

Работа с текстом

Много веков назад до изобретения печатных станков книги писали от руки. И самым простым способом работы с текстом было их переписывание, которое обязательно должно было быть дословным.

Конспектирование, в том числе и книг, помогает лучше усваивать прочитанную информацию

Для средневекового читателя такой способ извлечения информации из написанного было самым обычном делом.

Процесс переписывания мог занимать месяцы и даже годы.

За такое количество времени действительно можно было выучить весь объем наизусть.

Грамотными и умными людьми тогда считались те, кто освоил таким образом примерно десять книг.

Но современному человеку в век высоких технологий потребуется более быстрый способ копирования информации.

На первый взгляд может показаться, что информационная среда значительно упрощает нам жизнь, но на самом деле она только усложняет ее.

Конечно, скопировать сейчас большой объем текста или целую книгу можно одним нажатием клавиши, но сможете ли вы настолько же быстро извлечь из нее нужную информацию?

Конспектирование можно назвать самым эффективным способом извлечения и усвоения знаний.

Плюсы умения вести конспект:

  • конспектирование способствует прочному усвоению прочитанного/услышанного материала, а также закреплению знаний;
  • развивает навык быстрого письма и анализирования информации, грамотного изложения и перестройки текста.

Конспекты можно вести по-разному

На сегодняшний день можно выделить несколько видов конспекта:

  1. Текстуальный. Его составляют только из цитат автора конспектируемого материала или предложений, несущих важную смысловую нагрузку. Для читателя он может стать хорошим источником интересных цитат и фактов, но у него имеется один недостаток – не активизирует память на прочитанный текст.
  2. Плановый. Последовательное и четкое изложение по заранее разработанному плану. Этот конспект очень прост в выполнении и понимании. Минус в том, что через некоторый промежуток времени будет тяжело восстановить в памяти тот материал, о котором писался конспект.
  3. Тематический. Конспект ведется на одну тему, информация для которого берется из различных источников. Такой вид конспекта позволяет в полной мере углубленно изучить интересующую вас тему.
  4. Свободный. Изложение информации в формате наиболее удобном для того, кто его ведет. Это индивидуально изложение, которое может сопровождаться планом, таблицами, цитатами и т.д..

Как видите, даже привычные каждому студенту конспекты могут быть разными.

Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

Простые лайфхаки, как научиться писать ещё быстрее

Поработайте с правильным захватом

Детей учат, как держать ручку, чтобы пальцы меньше уставали. Мы рассказывали об это в статье про ручки для первоклассников. Для закрепления новой привычки нужно время. А прямо сейчас можно отказаться от дешёвых ручек с маленьким диаметром корпуса. Перейдите на большой диаметр корпуса с мягкой манжеткой. Сразу почувствуете облегчение.

Разгрузите запястье

Когда во время письма перемещаете руку из стороны в сторону, используйте всё предплечье, а не только запястье. (Да, оказывается, так можно было). Это избавит от напряжения, боли в запястье. Будете чувствовать себя комфортнее, повысите выносливость вр время многочасовых записей.

Сядьте правильно

Этому учили в первом классе. Но почему-то у большинства пролетело мимо ушей. Поэтому повторим. Когда часть предплечья свободно висит над столом, идёт большая нагрузка на запястье. Если во время письма положить всё предплечье на стол, напряжение в руке сразу уменьшится.

Научитесь писать второй рукой

Это полезно, удобно и просто развивает мозг. Начать тренировки можно с простого: управлять компьютерной мышью той рукой, которой раньше этого не делали. Переворачивайте ей страницы книги, стирайте ластиком, подчёркивайте маркером. Постепенно можно стать амбидекстром (и левша, и правша одновременно) и во время письма переключаться с уставшей руки на отдохнувшую. В общем, вариант для тех, кто не ищет лёгких путей.

Учимся писать левой рукой

Сегодня актуален еще один вопрос: как быстро научиться писать левой рукой? Ведь, выработав навык письма именно этой рукой, можно повысить уровень развития своей интуиции, творческих способностей, а также чувства юмора

И уж тем более важно знать, как быстро научиться писать левой рукой, если ты правша

  • Начинаем с правильного расположения листа. Для меньшего напряжения рук его верхний левый угол необходимо приподнять над правым.
  • Для левшей гораздо удобнее обхватывать ручку или карандаш повыше, поэтому их длина должна быть больше.
  • На начальной стадии обучения лучше воспользоваться разлинованным листом, чтобы не беспокоиться по поводу прямизны строчек. Начать можно с выведения крупных печатных букв, после приступать к прописным буквам. Не обязательно планировать исключительно уроки чистописания, можно записывать телефонные номера, названия кинофильмов. Причем именно левой рукой.
  • Рисование поможет полноценному развитию моторики этой руки, а также скорейшему обучению письму. Начинать нужно с проставления точек-контуров предполагаемого изображения, после они соединяются. Еще одна рекомендация для тех, кого заинтересовало, как научиться писать быстро, это синхронное рисование при помощи обеих рук. После него можно сделать плавный переход к рисованию левой рукой.

При появлении усталости или судорог лучше немедленно передохнуть. Регулярное проведение занятий позволит добиться результата в более короткие сроки. Выполнение упражнений не должно занимать много времени. Пусть это будет не длительная ежедневная процедура, чем периодическая и занимающая не один час.

Какими бывают конспекты

Каждый человек усваивает информацию по-разному: кому-то проще работать с тезисами, а кому-то – пользоваться таблицами и схемами. Также цель, с которой составляется конспект, влияет на то, какое изложение информации будет более продуктивным.

Эти два момента определяют разные категории возможных конспектов. Выделяют пять их основных видов:

  • плановый;
  • схематический плановый;
  • текстуальный;
  • тематический;
  • свободный.

Если цель конспекта – подготовиться к семинару или публичному выступлению, то лучше составлять плановый конспект. При его написании нужно составить подробный план выступления или доклада с пунктами и подпунктами, а потом кратко, в два-три предложения раскрыть суть каждого пункта и подпункта плана. Чем точнее и подробнее будет написан план, тем информативнее и полнее будет раскрыто содержание.

В схематическом плановом конспекте все пункты плана являются вопросами. Кратко отвечая на них, можно хорошо проследить структуру и взаимосвязь полученных сведений. Такой вид конспекта позволяет хорошо усвоить информацию.

Если очень важны цитаты автора, например, в литературе, то лучше делать текстуальный конспект. Его составляют их цитат и выдержек из первоисточника, разных терминов и тезисов

Сложность составления такого конспекта заключается в том, что бывает трудно выделить важное

Если одна тема изучается с разных сторон, с использованием нескольких источников – для наибольшей целостности картины, то составляется тематический конспект. Суть его не в том, чтобы законспектировать информацию, содержащуюся в каждом источнике, а в том, чтобы всесторонне изучить заданную тему.

Свободный конспект не ограничен в способах изложения информации. Он может содержать план, тезисы, цитаты, схемы и графики. Такой конспект является наиболее целостным и содержательным. Он подойдет для людей, которые могут использовать несколько приемов работы со сведениями.

Сколько стоят ручки, которые увеличивают скорость письма

Цены на хорошую ручку для экзаменов и лекций — разные, начинаются от 100 рублей.

Если выбираете роллер, присмотритесь к Pilot BXRT-V5. У него большой диаметр корпуса, мягкая прорезиненная манжетка в зоне захвата, толщина линии 0.35. Мягкий ход, как у всех роллеров, потому что в стержне не вязкая паста, а жидкие чернила.

Шариковая ручка UNI JetStream создана именно для быстрого письма. Паста высыхает на бумаге за 1 секунду. У шарика нет шанса выскочить, потому что пишущий узел сделан из карбида вольфрама. (Того самого вольфрама, который раньше выдерживал электрическое напряжение в лампах накаливания). Толщина линии 0.24 мм. На корпусе ручки есть резиновая манжетка.

Если вдруг приходится не только писать, но и стирать написанное, для этих случаев есть Pilot BL-FR7 Frixion. Это не совсем та же ситуация, что с карандашом. Чернила не исчезают навсегда. Они становятся бесцветными.

И для левшей есть ручка для быстрого письма STABILO Left Right, треугольная, с резиновой манжеткой и толщиной линии 0.4 мм. Её создавали, чтобы предотвращать напряжение и усталость в руке во время письма.

Тетрадь

Преимущества:

Структура. Понятно мы пишем медленней, чем печатаем, а потому в конспекте останется лишь необходимая информация, никакой «воды». Также есть возможность уводить текст влево, вправо и вверх для лучшей наглядности и схем.

Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.

Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.

Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.

Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.

Много ненужного. Вряд ли ты когда-нибудь доводила до конца целую 48-листовую тетрадь. Бумага расходуется просто так, а ты еще и платишь за это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector