Разбор заданий на егэ по литературе: как сдать на 100 баллов?
Содержание:
- Список изменений
- Даты и правила написания
- Научить учиться
- Поэтика (теория литературы, основные понятия)
- ЕГЭ 2018 по литературе: чего ждать, к чему готовиться
- Апелляция
- Критерии оценивания
- Композиция произведения
- Зачем убрали тесты?
- Классики стало меньше
- Поэтика (теория литературы, основные понятия)
- Структура экзамена
- Структура ЕГЭ по литературе
- Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.
- Заключение
Список изменений
С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.
Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.
- В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
- Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
- В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
- Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
- Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
- В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
- В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
- Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
- Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.
Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.
Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану
Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе
Даты и правила написания
В 2021 году не стоит ждать таких уж глобальных изменений. Самый сложный год остался позади, выдыхаем с облегчением. Экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.
Основным днем проведения объявлено 24 мая 2021. Существует два дополнительных резервных дня – 23 июня и 1 июля 2021 года. Но не спешите обводить эту дату красным кружочком в календаре: из-за пандемии все еще может измениться, как с итоговым сочинением, например.
Уважаемые Выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.
По великому обыкновению проводится всё следующим образом:
- В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу.
- Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
- Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
- Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
- В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
- Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
- Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
- Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
- Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
- Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
- За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
- Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
- Сдаёте работу и покидаете ППЭ.
Научить учиться
— Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?
— Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.
Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге — проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература — один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.
Статья по теме
К учебе готовы: новый предмет и контроль питания
— А можно наверстать упущенное перед экзаменами?
— Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.
— А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?
— База закладывается в начальной школе
И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет
Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.
— Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?
— Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.
У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.
Статья по теме
Куда идем? Ждут ли школу большие потрясения в этом учебном году?
— Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?
— ЕГЭ — это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник — тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.
Чтобы сдать ЕГЭ — нужно работать еще и дома, а не только в школе. Фото: АиФ/ Романов Кирилл
— Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?
Поэтика (теория литературы, основные понятия)
Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.
Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.
Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения
Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.
Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.
Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.
«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)
ЕГЭ 2018 по литературе: чего ждать, к чему готовиться
ЕГЭ по литературе состоит из двух частей.
I часть включает два комплекса заданий:
- Отрывок произведения (эпического, лироэпического, драматического), содержащий семь заданий с кратким ответом и два задания — с развернутым, объём которого должен составлять 5–10 предложений;
-
Отрывок лирического произведения, содержащий пять заданий с кратким ответом, и два — с развёрнутым (5–10 предложений).
То есть, ученикам предлагается фрагмент определённого произведения (в данном примере – «Отцы и дети» И. С. Тургенева), который необходимо прочитать, проанализировать и ответить (кратко) на поставленные вопросы, например:
- к какому жанру относится произведение;
- как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым;
- какая фамилия у властителя дум революционно-демократической молодёжи тех лет — литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети»;
- есть ли соответствие между героями, данного фрагмента, и фактами их дальнейшей судьбы (предлагается два столбца, варианты в которых необходимо сопоставить);
- как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики;
- как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении;
-
как звучат фамилии двух персонажей известного произведения И.А. Гончарова, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой (как старший Кирсанов), является его полной противоположностью.
Для развернутого ответа предлагаются вопросы следующего вида:
- как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения;
- в каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и как эти произведения можно соотнести с тургеневскими «Отцами и детьми»?
II часть содержит в себе четыре темы сочинений, например:
- Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (с опорой на анализ произведения);
- Тема родной природы в лирике С.А. Есенина;
- Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе (на примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов).
Ученику необходимо будет выбрать одну из них и раскрыть её в тексте сочинения, объём которого должен быть не менее двухсот слов.
Апелляция
За каждый балл придется бороться. Грызть зубами соперников, пробивая себе место на бюджет в вузе. Да-да, Вы не ослышались! Или не «овиделись»…
Ладно, расслабьтесь
Это все немного не так, но важность каждого балла никто не отменял. Для таких случаев существует специальная комиссия по проверке работ
Апеллируется только письменная часть, поэтому если Вы заполнили что-то неверно в тестовой, то придется смириться. Работу первой части проверяет исключительно компьютер. Для письменной стоит подготовиться. Проверять будут всю работу, а не только те моменты, которые Вы бы так хотели уточнить. Говорят, что комиссия придирчива и порой забирает баллы, которые уже были поставлены. И все же, согласно статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.
Идти на апелляцию следует в сопровождении взрослого. Возьмите за ручку маму или папу, а лучше своего педагога! Если региональная апелляция Вас не устроит, то можно подать заявление на федеральную апелляцию. Там работу проверят с самого начала, не зная, сколько баллов за нее поставили. Литрекон желает успехов в этом трудном деле. Он думает, что у Вас все получится!
Так что же можно сказать выпускникам? Стоит пожелать удачи и терпения. Впереди еще долгий путь, но время летит неумолимо быстро. Сейчас Вы читаете текст, а уже завтра выходите с экзамена, уверенные в том, что отлично справились со своей работой. Все это вполне реально, если прикладывать усилия. Прекрасных Вам результатов!
Критерии оценивания
Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.
Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:
- Соответствие условию.
- Аргументы взяты из литературных произведений.
- Логичность мысли, соответствие речевым нормам.
По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.
Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.
Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:
- Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
- Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
- Опора на теоретико-литературные понятия. (2б)
- Логичность и композиционная целостность. (3б)
- Соблюдение речевых норм. (3б)
Композиция произведения
Экспозиция | Обрисовка персонажей, времени и места перед началом действия |
Завязка | Исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт. |
Развитие действия | Развитие сюжета произведения |
Кульминация | Момент наивысшего напряжения в развитии действия |
Развязка | Заключительный эпизод; завершение конфликта |
Эпилог | Заключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий |
«Авторские отступления» — композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам
Зачем убрали тесты?
На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.
Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2021 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.
Классики стало меньше
— В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?
— Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, — становится все меньше.
Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок — не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.
Статья по теме
«Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться?
Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой — они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.
— Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?
— Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.
Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Фото: pixabay.com
Поэтика (теория литературы, основные понятия)
Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.
Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.
Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения
Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.
Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.
Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.
«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)
Структура экзамена
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
- Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
- Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Структура ЕГЭ по литературе
И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.
Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!
Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.
Блок первый
- Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
- Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
- 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
- Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.
Блок второй
Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.
В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.
Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.
Часть два
Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.
Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.
Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.
Подытожим
Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.
КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.
- Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
- Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.
На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.
Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.
Анастасия Шереметьева, 100 баллов:
— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две.
Артем Князьков, 100 баллов:
— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно.
Заключение
Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).
Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.
Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.
Рекомендации
- Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
- Отразите свои личные мысли по выбранной теме
- Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.