Главная информация в тексте. задание 1 егэ по русскому языку 2021. теория и практика

Содержание:

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Примеры заданий ЕГЭ по математике

Пример №1

Полет самолета происходит на высоте 39000футов. 1 фут равен 30,5 см. Найдите высоту полета в метрах. Ответ округлите до целых.

Решение:Вместо фута подставим равную величину в сантиметрах, затем сантиметры переведем в метры
39000футов=39000*30,5см=1189500см=1189500*0,01м=1189,5м
В данной задаче округление производим по правилу математического округления.
1189,5м≈1190м

Ответ: 1190

Пример №2

Спортсмен пробежал 500м за 1 минуту 12 секунд. Найдите его среднюю скорость. Ответ дайте в километрах в час.

Решение:Сначала переведем 1 минуту 12 секунд в секунды.
1мин+12с= 60с+12с=72с
Так как среднюю скорость надо дать в км/ч, можем поступить двумя способами.
1) Сначала вычислить скорость в м/с и затем перевести в км/ч.
2) Перевести время в часы, расстояние в километры и затем вычислить скорость.

В данной задаче во втором способе вычисления оказываются проще.
500м=500*0,001км=0,5км
72с=72*(1/3600)ч=0,02ч
0,5 км/0,02ч=25км/ч

Ответ: 25

Пример № 3

Пакет молока стоит 45 рублей. В первой половине дня для пенсионеров предусмотрена скидка в размере 10%. Сколько рублей заплатит пенсионер за 2 пакета молока в 11 часов утра?

Решение:Сначала определяем, получит ли пенсионер скидку. 11 часов утра – время до обеда, значит получит. Дальше возможны три способа решения.

1 способ:Определяем стоимость пакета молока в процентах
100-10=90%
Находим стоимость пакета молока в рублях
45р*0,9=40,5р
Вычисляем стоимость двух пакетов молока
40,5р*2=81р

2 способ:Находим размер скидки на один пакет
45р*0,1=4,5р
Определяем цену 1 пакета молока со скидкой
45р-4,5р=40,5р
Вычисляем стоимость 2 пакетов
40,5р*2=81р

3 способ:Находим стоимость двух пакетов без скидки
45р*2=90р
Определяем размер скидки на два пакета молока
90р*0,1=9р
Вычисляем стоимость покупки
90р-9р=81р

Ответ: 81

Пример №4

Оптовая цена общей тетради составляет 40 рублей. Розничный магазин продает тетради с наценкой 20%. Сколько тетрадей сможет купить школьник, имея 570 рублей?

Решение:Находим наценку в рублях
40р*0,2=8р
Вычисляем розничную стоимость тетради
40р+8р=48р
Определяем количество тетрадей
570/48=11,875
По смыслу ответ округлить надо в меньшую сторону, так как на 12-ую тетрадь денег недостаточно.

Ответ: 11

Пример №5

Для участников конференции закупается чай. В каждой упаковке 100 пакетиков чая. За день расходуется 130 пакетиков. Какое количество упаковок необходимо закупить, если конференция продлится 4 дня.

Решение:Находим необходимое количество пакетиков чая
130пакетиков*4дня=520пакетиков
Находим нужное количество упаковок
520пакетиков/100пакетиков в упаковке= 5,2 упаковки/ По смыслу этого задания результат надо округлить в большую сторону, т.к. 5 упаковок не хватит.

Ответ: 6

Пример №6

Поезд Москва-Нижневартовск отправляется в 13:25 и прибывает на следующий день в 12:25 по местному времени. Сколько часов поезд находится в пути, если время в Нижневартовске на два часа опережает московское. Ответ дайте в часах

Решение:Переводим время в Нижневартовске в московское
12ч 25мин+2ч=14ч 25мин
Вычисляем время в пути с учетом, что поезд прибывает через сутки
14ч 25мин+24ч-13ч 25мин=25ч

Ответ: 25

Первое задание обычно не вызывает затруднений. Однако в нем бывает довольно много ошибок, вызванных банальной невнимательностью. Прежде, чем записать ответ, прочитайте еще раз задачу.Что требуется найти?Убедитесь, что вы нашли именно то, что спрашивается в задаче, и после этого записывайте ответ.

Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)

Синтаксические средства

Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицание Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)
Риторическое обращение Условное обращение А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
Повтор Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего
(Ф.М. Достоевский)
Анафора Повтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
Эпифора Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи Фестончики, все фестончики: пелеринка
из фестончиков, на рукавах фестончики,
везде фестончики (Н.В. Гоголь)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов в предложении И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
(А.С. Пушкин)
Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости Барина холить, беречь, ублажать.
(Н. Некрасов)
Антитеза (контраст) Противопоставление Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин)
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
Умолчание Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

Аллитерация Повтор согласных Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою (В. Жуковский)
Ассонанс Повтор гласных звуков Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний
Поминаний;
Перед весной бывают дни такие,
И дома своего не узнаёшь (В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Эпитет Образное определение Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
Метафора Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
Метонимия Перенос наименования по смежности Торговал только рынок. (И. Бунин)
Синекдоха Обозначение части вместо целого «Дожить до седых волос» вместо «дожить
до старости»
Олицетворение Одушевление неодушевлённых понятий Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
Сравнение Сопоставление двух предметов по общему признаку Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)
Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
Гипербола Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
Перифраз Замена слова описательным выражением Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
Оксюморон Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
Аллегория Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

Подготовка

Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.

Теория

Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:

  1. Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
  2. Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
  3. Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
  4. Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
  5. Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
  6. Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
  7. Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
  8. Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.

План сочинения

План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

  • Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
  • Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
  • Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
  • Краткое описание позиции автора текста.
  • Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
  • Подвести итог сочинения, а не исходного текста.

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут. 

Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!

Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.

Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.

Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  • Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
  • Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
  • Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
  • Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!

Композиция произведения

Экспозиция Обрисовка персонажей, времени и места перед началом действия
Завязка Исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт.
Развитие действия Развитие сюжета произведения
Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия
Развязка Заключительный эпизод; завершение конфликта
Эпилог Заключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий

«Авторские отступления» — композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

«Пишется Ё»

1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.

2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван

3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.

4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.

«Пишется О/Е»

1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.

2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.

СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

ПРИЧАСТИЕ — особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-

Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый

Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой

          Искл.: милостивый, юродивый.

Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ

Только с И: совестливый, опрометчивый

Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-

!  Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет

Суффиксы –ИЙ-

Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий

В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему

Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.

Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый

Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый

Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый

Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –

 -ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький

-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький

Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ

Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:

1)    от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский

2)    от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин- мариинский,сестра – сестрин – сестринский

3)    от сущ на –ИН: воин – воинский

В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский

Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня — пресненский

Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-

Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.

Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН- в прилаг. — дощатый, брусчатый

-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:

                                           Доска – дощ-ат-ый,          воск– вощ-ан-ой

Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Виды комического

Юмор Добрый смех, незлобная насмешка Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
Ирония Скрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
Сатира Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
Сарказм Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки
Пример ошибки
Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами
«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»
«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами
«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»
«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения
«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»
«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных
«Двое тигров охотились на антилоп»
«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью
«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»
«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами
«Наука опирается и изучает законы природы»
«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением
Я читаю книгу «Войну и мир»
Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
«Те, кто умеют ждать, достигают цели»
«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
«Он берёт косу и пошёл на луг»
«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №9–15

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах

Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.

1. Обособленные определения

  1. причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
  2. одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
  3. прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.

2. Обособленные приложения

  1. именами существительными; Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
  2. именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.

3. Обособленные обстоятельства

  1. одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
  2. деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.

4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Вид Определение Пример
Уточняющие члены предложения   сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.
Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.
Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми. Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.

  • Решай задание 17 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Дополнительный материал:

Знаки препинания:

  • в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
  • в предложениях с вводными словами
  • в сложноподчиненном предложении
  • в сложных предложениях с разными видами связи

Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике

1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

множество:

перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

Вася, Петя, Коля
1, 17, 22, 55

В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

линейный список

Важна упорядоченность следования элементов.

таблица

В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве

Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.

«Родитель» B: A.

«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.

«Предки» F: A, C.

Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

файловая система (иерархия)

Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

Получим дерево:

графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками

матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф

Дерево

Дерево — связный граф без циклов

взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

  • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Егифка :

Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения (план работы):

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
  3. Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?

Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием

Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector