Требования по русскому языку и литературе

Требования по русскому языку и литературе для иностранных абитуриентов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Иностранные абитуриенты, поступающие в Казанскую государственную консерваторию, должны продемонстрировать владение лексическими, грамматическими нормами русского языка и умение решать простые коммуникативные задачи. В связи с этим на вступительных испытаниях они должны выполнить следующие задания:

√ Выполнить письменный тест, включающий в себя 15 вопросов, проверяющий знания абитуриентов в области склонения именных частей речи (существительного, прилагательного, местоимения). Абитуриент должен выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, в котором правильно указано окончание той или иной части речи.

√ Написать под диктовку преподавателя небольшой текст (6–7 предложений), проверяющий умение абитуриентом адекватно воспринимать иностранную (русскую) речь на слух и записывать ее.

√ Прочитать предложенный текст и ответить на вопросы преподавателя, продемонстрировав тем самым его понимание.

√ Рассказать о своей будущей специальности, используя имеющийся лексический запас, и ответить на вопросы преподавателя по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА

На экзамене по литературе иностранные абитуриенты должны продемонстрировать свою осведомленность в отношении выдающихся русских писателей и их произведений. Поступающий должен уметь рассказать об одном из писателей-классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), назвав основные вехи его жизни и творчества, а также перечислив его главные произведения. Абитуриент должен уметь продекламировать одно из стихотворений русских поэтов (Пушкин, Лермонтов).

Фортепиано

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Одно полифоническое произведение в оригинале.2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).3. Одно романтическое произведение свободной формы.4. Два виртуозных произведения, одно из которых — этюд (или два этюда).

По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы. 

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

1.   Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.Время выполнения — 25 минут. 

Русский язык

РУССКИЙ ЯЗЫК

Вступительное испытание проводится в форме письменного теста, состоящего из 20-25 заданий с выбором ответа. Продолжительность вступительного испытания – 40 минут.

Пример теста

1.Укажите словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.А. держаться вблизиБ. роняя листьяВ. семеро друзейГ. озорной парнишка

2.Укажите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.А. похожий на матьБ. наши соседиВ. уйти прочьГ. обман зрения

3. Определите вид придаточного предложения. Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок.А. придаточное местаБ. придаточное причиныВ. придаточное целиГ. придаточное образа действия

4. Определите вид придаточного предложения. Я очень не люблю бывать там, где идут дожди.А. придаточное местаБ. придаточное мерыВ. придаточное определительноеГ. придаточное степени

5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне слова.А. раздражатьБ. панорамаВ. бокалГ. касаться

6. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне слова.А. умолятьБ. абзацВ. кампанияГ. загорелый

7. Какое слово образовано суффиксальным способом?А. сторожкаБ. нерешительныйВ. по-зимнемуГ. полив

8. Какое слово образовано приставочным способом?А. купленныйБ. где-нибудьВ. доверхуГ. размешать

9. В каком слове пишется ПРИ-?А. пр..грустныйБ. пр..ободрилсяВ. пр..спокойныйГ. знаки пр..пинания

10. В каком слове пишется ПРИ-?А. пр..творить мечту в жизньБ. пр..бывать на работеВ. пр..творить дверьГ. пр..дание старины

11. В одном из приведённых ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. А. НАРАЩИВАНИЕ ногтейБ.  ГАРАНТИРОВАННЫЙ талонВ.  ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор Г. ДОЖДЕВАЯ вода.

12. В одном из приведённых ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. А.  БЛАГОТВОРНАЯ акция Б.  Глубокий ВДОХ В.  ЛЕДЯНОЙ ужасГ.  ГЛИНЯНАЯ ваза

13. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова.А. пара сапогБ. наиболее спокойныйВ. более семиста учащихсяГ. гораздо красивее

14. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. А. опытные профессораБ. пять яблокВ. поехай в городГ.  пришел из школы

15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. А. тОртыБ. бАнтыВ. стОлярГ. каталОг

16. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. А. занятАБ. аэропОртыВ. цемЕнтГ. сливОвый

17. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.А. прикасатьсяБ.  прожевал (мясо)В. рогатый (бык)Г. давление

18. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.А. возлагать (надежды)Б. единицаВ. каморкаГ. деканат

19. Укажите синоним к слову ГЛУБОКИЕ (знания)А. основательныеБ. капитальныеВ.бездонныеГ. крепкие

Литература

Литература XIX века

  • Мотивы лирики А.С. Пушкина.
  • Проблематика и система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • Поэзия М.Ю. Лермонтова.
  • Актуальность комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: проблематика, сюжет, герои произведения. Своеобразие жанра пьесы.
  • Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», ее художественный смысл.
  • Обломов как тип русской жизни (роман И.А. Гончарова «Обломов»).
  • Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • Смысл названия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  • Духовные искания героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
  • А.П. Чехов-рассказчик: темы, устойчивые мотивы, повествовательная техника.

Литература XX века

Менеджмент музыкального искусства

Экзамен по специальности проводится в письменной и устной форме. Абитуриент предоставляет портфолио, отражающее опыт самостоятельной исследовательской или практической работы в избранном направлении. Портфолио оформляется в виде папки с вложенными в нее листами формата А4, содержащими подтверждение достижений абитуриента. При оценке материалов учитывается активность абитуриента, разнообразие видов деятельности, самостоятельность и инициативность в работе над проектами.

Письменная часть экзамена по специальности включает в себя тестирование на основе изучения специальной литературы и терминологии (примерный список и образец теста). Время выполнения теста – 30 минут.

Устная часть экзамена по специальности – обсуждение представленного портфолио с целью выявления мотивации и готовности абитуриента к выбранной программе обучения. 

Оркестровые духовые и ударные инструменты

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ (специальность ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

1. Один этюд из пяти подготовленных (исполняется по нотам).2. Одна-две части сонаты или концерта; или вариации (исполняются наизусть).3. Две разнохарактерные пьесы (исполняются наизусть).

Кроме того, поступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение по выбору комиссии), D7, ум.VII7, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ (специальность УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

МАЛЫЙ БАРАБАН

1. Тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению.2. Один этюд.3. Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюансы.

ЛИТАВРЫ

1. Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением.2. Тремоло ppp < > ppp и другие нюансы.3. Ритмический этюд.4. Прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

КСИЛОФОН ИЛИ МАРИМБАФОН

1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло».2. Один этюд наизусть.3. Одна-две части сонаты или концерта.4. Две пьесы виртуозного характера.5. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

1. Гамма и трезвучия мажорные и минорные.2. Одна пьеса.3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Кафедра скрипки

Первыми педагогами-струнниками казанской консерватории были приглашенные из состава Государственного симфонического оркестра СССР воспитанники Московской консерватории – виолончелист А.В. Броун и скрипач А.М. Лукацкий. Кафедра струнных инструментов была открыта в 1948 году. Первым заведующим кафедрой стал Н.В. Брауде, работавший до приглашения в Казань ассистентом профессора Московской консерватории А.И. Ямпольского.С 1955 по 1993 годы кафедрой заведовал А.Н. Хайрутдинов, окончивший Казанскую консерваторию и аспирантуру Московской консерватории по классу выдающихся виолончелистов С.М. Козолупова и М.Л. Ростроповича.С 1993 по 2004 годы кафедрой струнных инструментов руководил В.А. Афанасьев – выпускник Московской консерватории по классу скрипки профессора Ю.И. Янкелевича.Кафедра струнных инструментов Казанской консерватории с первых лет своего существования развивает традиции московской струнно-смычковой школы.В развитие казанской школы струнно-смычкового исполнительства и педагогики заметный вклад внесли долгое время работавшие в консерватории профессора С.З. Басовский, Х.Г. Ходжаев, Б.В. Каплун. Нынешние ведущие педагоги кафедр являются выпускниками Казанской консерватории. Современная струнно-смычковая педагогика Республики Татарстан опирается на огромный педагогический и концертный опыт кафедры струнных инструментов. Профессора В.А. Афанасьев, М.Г. Ахметов, Ш.Х. Монасыпов неоднократно приглашались в жюри всероссийских конкурсов скрипачей и виолончелистов.Воспитанниками струнно-смычковой школы Казанской консерватории являются артисты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, оркестра Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, Казанского государственного камерного оркестра “La Primavera”; солисты Государственного квартета Республики Татарстан.Выпускники и студенты неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.С 2004 года кафедра струнных инструментов разделилась на кафедру скрипки (в 2004-2015 гг. заведующий — профессор В.А. Афанасьев) и кафедру альта, виолончели и контрабаса (в 2004-2010 гг. заведующий — профессор К.Х. Монасыпов; с 2010 г. — профессор А.А. Асадуллин).В 2015-2018 гг. заведующей кафедрой скрипки была профессор И.В. Бочкова, в 2018-2020 гг. — доцент Е.И. Рольбина.С 2021 года кафедрой скрипки заведует профессор Ш.Х. Монасыпов.

Музыкальная педагогика

КОЛЛОКВИУМ

1. Собеседование по профилирующим вопросам в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры и педагогики, выявление общекультурного уровня абитуриента, эрудиции в области музыкального и других видов искусства.2. Анализ одного музыкального произведения из своей программы (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).3. Исполнение программы (инструментальной или вокальной).В зависимости от профиля подготовки абитуриент может представить исполнение программы на музыкальном инструменте (полифония, произведение крупной формы, произведение малой формы) или вокальной (классическая ария, романс, народная песня).

 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ (ПИСЬМЕННО И УСТНО)

Письменно: диктант (одноголосный) в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства.

Устно:- определение на слух модуляции в тональность диатонического родства; тонального план музыкального фрагмента;- определение на слух: аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями, V9 в основном виде) от звука и в тональности;- пение с листа одноголосной мелодии, содержащей хроматизмы, отклонения и модуляции, ритмические фигуры (синкопы, триоли) в простом и сложном размерах.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УСТНО)

Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы по специальностям среднего профессионального образования в области музыкального искусства, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной музыки, профессиональную терминологию.

Список музыкальной литературы:

Бах И.С. ХТК(1) (по выбору),органная Токката и фуга ре-минор; Месса си-минор

Берлиоз Г. Фантастическая симфония

Бетховен Л. Симфонии №№ 3, 5, 9; увертюра «Эгмонт»; Сонаты для ф-но №№8, 14, 17, 23

Бизе Ж. Опера «Кармен»

Брамс И. Симфония №4

Вагнер Р. Опера «Тангейзер» (увертюра); опера «Лоэнгрин»

Вебер К. Опера «Волшебный стрелок»

Верди Дж. Оперы «Риголетто», «Аида», «Травиата»

Гайдн Й. Симфонии №№ 103, 104

Гендель Г. Оратория «Самсон» (фрагменты)

Глюк К. Опера «Орфей» (фрагменты)

Григ Э. Сюита «Пер Гюнт», Концерт для ф-но с оркестром ля-минор

Дворжак А. Симфония «Из Нового света»

Дебюсси К. Прелюдии для ф-но (2-3 по выбору)

Лист Ф. «Прелюды», «Годы странствий» (по выбору)

Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор

Моцарт В. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»; Симфонии №№ 40, 41; Соната Ля-мажор; Фантазия и соната до-минор

Равель М. Болеро

Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»

Шопен Ф. Мазурки (2-3 по выбору); Ноктюрн, этюды (1-2 по выбору); Полонезы (1 по выбору); Прелюдии (3-4 по выбору); Баллада №1 соль-минор; Соната №2

Шуберт Ф. Симфония h-moll («Неоконченная»), Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Песни

Шуман Р. Фортепианный цикл «Карнавал», вокальный цикл «Любовь поэта»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ музыкальная литература (XIХ-ХХ век)

Балакирев М. Увертюра на темы трёх русских народных песен, Фантазия «Исламей»

Бородин А. Опера «Князь Игорь», Симфония №2 («Богатырская»), Романсы и песни

Глинка М. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия». Романсы

Даргомыжский А. Опера «Русалка». Романсы

Лядов А. Симфонические произведения: «Волшебное озеро», «Кикимора»

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов», «Хованщина» (оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке»); «Картинки с выставки». Песни

Рахманинов С. Концерт для ф-но с оркестром № 2; Прелюдии и этюды-картины для ф-но (3-4 по выбору); Романсы

Римский-Корсаков Н. Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко». Симфоническая сюита «Шехеразада»

Стравинский И. Балет «Петрушка»

Скрябин А. Поэма экстаза; Соната для ф-но №4; Прелюдии ор. 11

Танеев С. Симфония до минор

Глазунов А. Симфония №5

Чайковский П. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Симфонии №№ 4, 6; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Романсы

Мясковский Н. Симфония №21

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта». Кантата «Александр Невский». Симфонии №№5, 7; Соната №7, фортепианный цикл «Мимолётности» (2-3 пьесы по выбору)

Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина»

Шостакович Д. Симфонии №№ 5, 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector