Психолог
Содержание:
- Чем еще занимается клинический психолог
- Когда нужно идти за помощью профессионала
- Особенности профессии: кто такой психолог?
- ПСИХОЛОГ
- Предмет клинической психологии
- Особенности обучения специалистов
- Обучение на клинического психолога
- Обучение на клинического психолога
- Получаемые знания и навыки
- Чем занимаются представители профессии клиническая психология
- Что ждёт психологов в будущем
- Расписание тренингов и семинаров9
- Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии
- Работа с людьми
- Обучение на клинического психолога
- Обучение и переподготовка специалистов
- Общие сведения
- Отрасли клинической психологии
Чем еще занимается клинический психолог
Клинические психологи встречаются с людьми, чтобы определить проблемы (эмоциональные, психические и поведенческие) в их жизни. Посредством наблюдения, собеседований и тестов, психолог будет диагностировать любые существующие или потенциальные расстройства. Затем вместе с пациентом они составляют программу лечения в соответствии с потребностями клиента. Психологи регулярно следят за прогрессом клиента, чтобы убедиться, что его потребности удовлетворены ходом действия, и скорректировать его при необходимости.
На работе клинические психологи:
- Определяют психологические, эмоциональные или поведенческие проблемы.
- Диагностируют психологические, эмоциональные или поведенческие расстройства.
- Разрабатывают и внедряют план лечения и лечебных процессов.
- Помогают клиентам определить цели и спланировать действия для достижения личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.
- Отслеживают прогресс клиента через регулярные встречи.
Когда нужно идти за помощью профессионала
Профессиональная помощь может понадобиться на любом этапе жизни. Возраст, социальный статус и положение не имеют значения, когда речь идёт о психологическом здоровье.
Детям
Ребенок сталкивается с множеством факторов, которые могут повлиять на его психоэмоциональное состояние — компьютерные игры, гаджеты, проблемные отношения с другими детьми. Взрослые тоже могут негативно повлиять на психику ребенка: испугать, поставить жесткие запреты или напротив, вседозволеностью. Помощь профессионала особенно необходима, если в детском возрасте пришлось пережить насилие.
Подросткам
Трудный пубертатный возраст сопряжен с гормональной перестройкой организма
Очень важно подростку в этом возрасте получить ответы на возникающие «взрослые» вопросы. Профессионал сможет скорректировать поведенческие факторы, поможет избежать деструктивизма
Взрослым
При личных проблемах или тяжелых эмоциональных состояниях близких нужно заручиться помощью специалиста. Самостоятельные попытки выбраться из трудных обстоятельств часто приводят к ухудшению положения.
Особенности профессии: кто такой психолог?
Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди». Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое. Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:
- Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
- Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
- Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
- Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
- Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
- Проведение профориентационных мероприятий.
- Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
- Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
- Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.
От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.
ПСИХОЛОГ
Описание:
Специальность высшего образования I ступени
Профессия психолога с каждым годом набирает популярность. Он помогает людям адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность у детей к школе. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.
Психолог может выполнять следующие виды деятельности:
- диагностическую и коррекционную;
- экспертную и консультативную;
- учебно-воспитательную;
- научно-исследовательскую;
- культурно-просветительную.
Существует следующее условное разделение:
Психолог-теоретик/исследователь. Занимается изучением, исследованием и выявлением закономерностей, психологических механизмов, разработкой теорий.
Психолог-практик. Занимается применением профессиональных знаний, умений и навыков на практике. Психологи-практики, как правило, имеют какую-то специализацию в соответствии с той сферой деятельности в которой они практикуют (например, детский психолог, медицинский психолог, спортивный психолог).
Преподаватель психологии. Обычно относят к теоретикам, хотя имеет смысл выделить это направление психологической деятельности отдельно. Потому как помимо преподавательской деятельности преподаватель имеет возможности для научно-исследовательской деятельности и практической работы (психологическое консультирование, тренинги и практические семинары), а также для решения задач прикладного характера на заказ, в образовательном учреждении или вне его стен).
Главные различия психолога от психиатра и психотерапевта состоят в следующем:
Психолог — не врач, то есть не имеет специального медицинского образования; соответственно не ставит медицинских диагнозов, не лечит, не выписывает и не назначает лекарственных препаратов — в отличие от психотерапевта.
Психолог работает с психически здоровыми людьми (клиентами, а не больными), имеющими какие-то трудности или попавшими в сложную жизненную ситуацию.
К психологу обращаются в таких случаях, как:
- травматические и стрессовые ситуации: смерть, развод, насилие, тяжелое заболевание и т. п., а также беременность, рождение ребенка, переезд на новое место жительства, переход на новую работу и др.;
- когда человек испытывает различные трудности и проблемы в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми (близкими, детьми и т. д.);
- когда есть какие-то телесные симптомы или психосоматические заболевания (например, нейродермит, вегетососудистая дистония, синдром хронической усталости и др.);
- когда человек испытывает ощущение, что «что-то не так» с ним или с его окружением и у него есть желание поменять свою жизнь к лучшему;
- а также любые другие причины, требующие поддержки или помощи со стороны.
Место работы:
Психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения.
_____________________________________________________________________
«Гештальт», или «Гештальт-терапия», — направление прикладной психологии и психотерапии, основанное в ХХ века Ф. Перлзом и уже признанное одним из самых эффективных методов оказания психологической помощи людям. Сегодня по всему миру тысячи студентов, будущих психологов, проходят дистанционное обучение гештальт-терапии.
Предмет клинической психологии
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят термин «медицинская психология
», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
- Психические проявления различных расстройств.
- Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
- Влияние различных расстройств на психику.
- Нарушения развития психики.
- Разработка принципов и методов исследования в клинике.
- Психотерапия, проведение и разработка методов.
- Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
Особенности обучения специалистов
Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).
Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:
- нейропсихология;
- патопсихология;
- психосоматика.
Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.
Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.
Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.
Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.
В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.
Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.
Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.
При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.
В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:
- Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
- Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
- Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
- Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
- Проводится анализ творческой деятельности индивида.
Обучение на клинического психолога
Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:
- биология – профильный экзамен;
- русский язык – обязательный экзамен;
- обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.
Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.
Обучение на клинического психолога
Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:
- биология – профильный экзамен;
- русский язык – обязательный экзамен;
- обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.
Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.
Вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
Государственный университет «Дубна»
Патопсихологическая диагностика и психотерапия (Факультет социальных и гуманитарных наук Университета «Дубна»)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Клиническая психология (Уральский гуманитарный институт УрФУ)
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Клинико-психологическая помощь ребенку и семье (Институт психологии и образования КФУ)
Российский государственный гуманитарный университет
Клиническая психология (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)
Получаемые знания и навыки
Выпускники научатся работать не только непосредственно с людьми совершенно разных возрастов, которым нужны консультации и терапия, но и разрабатывать методические указания, программы обследований и коррекции, писать рекомендации.
Перечень умений, важных для клинического психолога, очень обширен:
- проведение психодиагностики на выявление отклонений и особенностей личности;
- составление программ работы, разработка рекомендаций по лечению и восстановлению;
- осуществление коррекции внутреннего состояния взрослых и детей, а также их межличностного и внутрисемейного взаимного непонимания;
- оказание психологической помощи заключенным, людям из групп риска, родителям, чьи дети оказались в непростой ситуации;
- помощь подопечным в налаживании социальных связей;
- проведение консультаций для разных социальных и профессиональных групп – родителей, медицинского персонала, подследственных и заключенных;
- оказание психологической помощи в условиях ЧП;
- проведение исследований в рамках различных экспертиз (судебно-медицинской, военно-психологической и т.д.);
- делать анализ результатов проведенных исследований и экспертиз, выдавать заключения.
Чем занимаются представители профессии клиническая психология
В должностные обязанности специалиста в первую очередь входит поддержание, восстановление и лечение эмоционального состояние человека. Клинические психологи не назначают лекарственные препараты. Они воздействуют на человека другими методами, которые исключают применение психотропных таблеток. Прежде всего профессионал диагностирует состояние больного и его личности, а уже потом сопровождает пациента на пути к реабилитации, лечению. Также клинический психолог проводит профилактические диагностики, которые требуются в большинстве случаев для детей.
Клинический психолог лечит без назначения медикаментов
Параллельно с этим работник определяет условия, затрудняющие нормальное развитие пациента. Отдел специалистов такой направленности важен для учреждения, в котором он находится. От них зависит престиж и доверие к компании, ведь им приходится работать непосредственно с клиентами, которые обращаются за помощью. График работы характеризуется полной занятость. В зависимости от места работы клинический работник может быть вынужден работать по сменному графику.
Что ждёт психологов в будущем
Что ждёт психологов в будущем, будут ли они востребованы и поменяется ли специфика их работы? Вопрос интересный. Специалисты прогнозируют этой профессии рост популярности. Уже сегодня стало очень модным обращаться к специалистам за помощью в решении психологических проблем, возможно, в будущем у россиян войдёт такая практика в привычку. Специфика работы, конечно, несколько изменится. Личные встречи, скорее всего, сведутся к минимуму, а консультации будут проводиться преимущественно в режиме онлайн посредством общения по видеосвязи или переписки. Такие методы работы имеют определённые преимущества – анонимность, стирание территориальных границ, доступность и относительная безопасность.
Расписание тренингов и семинаров9
2 октября |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
10 октября |
Очный и онлайн курс «Канистерапия в психологии, обучении и реабилитации» Узнать подробности 80 ак. часов |
|
13 ноября |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
11 декабря |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
22 января |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
12 февраля |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
12 марта |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
16 апреля |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии
Психиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются. Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения. Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.
Подготовка врача-психиатра занимает от 6 до 10 лет. Обучение и дальнейшее прохождение интернатуры дает им право использовать все формы лекарственных препаратов. Клиент для психиатра — в первую очередь, пациент с заболеванием, для лечения которого используют сочетание психотропных препаратов и психотерапевтических методов. Различие психологии и психотерапии состоит только в объеме медицинского инструментария, который может использовать специалист.
Работа с людьми
Хорошую работу без образования можно найти и в сфере услуг, нужно только знать, где искать. Одни находят себя в ресторанном бизнесе, другие работают непосредственно по заказам клиентов, третьи устраиваются в государственные или муниципальные организации.
- Няня. Правильно должность в детском садике называется «помощник воспитателя», работать можно девушке без специального образования. На первых порах новому сотруднику будут в основном поручать застилать постели, выносить горшки и мыть посуду, но со временем общение и игры с самыми разными детьми станут привычным делом. Платят немного, но могут что-то подкинуть благодарные родители. А главное, что получает няня, – это опыт, который позволит идти выше.
- Бебиситтер. Это хороший способ подработки для молодых женщин. Имея за спиной работу помощником воспитателя в детсаду или общение с собственными младшими сестрами и братьями, вполне можно предложить свои услуги по присмотру за ребенком на несколько часов, пока родители будут заняты. Работа интересная, но очень ответственная, поэтому расслабляться нельзя ни на секунду, чтобы малыш не натворил дел. Желательно предварительно пройти курсы первой медицинской помощи и иметь в телефоне на быстром наборе номера не только родителей ребенка, но и других родственников, а также скорой.
- Официант. Одна из самых востребованных профессий, куда берут в основном молодежь. Надо иметь медицинскую книжку, быть расторопным и выносливым. График работы зависит от договоренности: возможны смены в выходные дни и ночью. Основная нагрузка приходится на ноги, поэтому сразу нужно подбирать максимально удобную обувь. Минусы – общение с подвыпившими посетителями, плюсы – чаевые и бесплатное питание. Эта профессия в основном рассматривается молодыми людьми как старт карьеры, поэтому текучка большая даже в хороших ресторанах.
- Менеджер по продажам. Основное занятие таких сотрудников – привлечение новых покупателей, поддержание контактов с постоянными клиентами и представление им дополнительных услуг или товаров, заключение договоров. Нужна коммуникабельность, способность добиваться результата в ходе дружеского разговора по телефону. Клиентскую базу и стандартный алгоритм беседы предоставляет работодатель, все остальное – мастерство и изобретательность менеджера. От эффективности работы напрямую зависит доход.
- Продавец-консультант. Все посетители магазинов знают, насколько велика роль продавца в совершении покупки. Если вас оценивающе рассматривают, заставляют ждать, а информацию предоставляют очень скупо, то товар, скорее всего, останется на полке. Если же девушка/юноша на своем месте, то вы купите даже то, что и не собирались. Лучше идти в консультанты в тот магазин, товар которого вас привлекает. Продавать мобильные телефоны, парфюмерию, стройматериалы или модную одежду нужно по-разному. Главное – умеющий общаться, доброжелательный и компетентный сотрудник с большой долей вероятности пойдет на повышение.
С развитием служб такси и уменьшением количества нелегальных «бомбил» растет спрос на диспетчеров, которые принимают заказы и ведут переговоры с водителями. Этой работе можно научиться за несколько недель, но нужно быть внимательным, вежливым, собранным и готовым работать в режиме «нон-стоп» всю смену (днем или ночью).
Обучение на клинического психолога
Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:
- биология – профильный экзамен;
- русский язык – обязательный экзамен;
- обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.
Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.
Курсы
Российский институт профессионального образования «ИПО»
Российский институт профессионального образования, НАНО «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальностей: «Клиническая психология» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 2000+ курсов обучения. 15000+ выпускников из 200+ городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
Государственный университет «Дубна»
Патопсихологическая диагностика и психотерапия (Факультет социальных и гуманитарных наук Университета «Дубна»)
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Клиническая психология (Психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова)
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Клиническая психология (Факультет клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова)
Обучение и переподготовка специалистов
Кафедра клинической психологии проводит исследования и отвечает за обучение и переподготовку на базовом, продвинутом и исследовательском уровне в области КП.
Чаще на кафедре проводятся исследования и обучение, посвященные этиологии, диагностике, профилактике и лечению различных форм клинических состояний, то есть психических заболеваний и расстройств у детей и взрослых. Это включает, в частности, разработку и оценку исследований в области КП на основе сотрудничества с другими исследователями, студентами и внешней деятельностью.
На факультете в институте могут не только обучать и переподготавливать специалистов, но и проводиться научные исследования на национальном и международном уровне, в частности, в следующих областях:
· Интернет-психологическое лечение.
· Побочные эффекты психологического лечения.
· Лечение и профилактика игровой зависимости.
· Психоаналитическое и психодинамическое лечение.
· Когнитивно-поведенческая терапия.
· Профессиональное развитие психотерапевтов.
· Судебная и свидетельская психология.
· Партнерская психология и воспитание детей.
· Контекстуальная поведенческая наука.
· Обучение психологов распознаванию эмоций при психологическом лечении.
· Психическое здоровье беженцев, лиц, ищущих убежища, а также имеющих опыт травмы.
Различные программы институтов, кафедр включают преподавание по теме психологии на факультете психологии, обучение новых и переподготовку специалистов из смежных областей, самостоятельные курсы по психологии, а также курсы в рамках последипломного образования, повышения квалификации и переобучения.
Общие сведения
Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.
На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.
Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:
- Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
- Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
- Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.
Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.
Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:
- Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
- Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
- Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
- Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
- Возможность открытия собственного дела.
Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:
- Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
- В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
- Эмоциональная напряженность;
- Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.
Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:
Вирусоносительство.
Нервно-психические заболевания.
Хронические мигрени.
Нарушения речи, зрения и слуха.
Сердечно-сосудистые заболевания.
Проблемы с памятью и вниманием.
Отрасли клинической психологии
- Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
- Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
- Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
- Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.
5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.