Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов

Содержание:

Основные образовательные программы

ПЕРЕЧЕНЬ направлений (специальностей) института

Образовательные программы по ГОС ВПО — II поколения (прием в институт прекращен) в 2011 в связи с переходом на ФГОС III поколения

Квалификация (степень) «специалист»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности)

Код направлений (специальности)

Специализация (профиль)

Экономика и управление

080000 Менеджмент организации 080507 40. Менеджмент на воздушном транспорте

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000

Летная эксплуатация воздушных судов

160503 01. Летная эксплуатация гражданских воздушных судов
05. Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем ВС
Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства 160505 01. Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства
Автоматика и управление 220000

Управление качеством

220501 01.Управление качеством в технике и технологии авиатранспортных систем

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Безопасность технологических процессов и производств 280102 01. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение ГА
12. Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности

Квалификация (степень) «бакалавр»

Укрупненные группы направлений подготовки Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Экономика и управление

080000 Менеджмент 080500 62. Менеджмент
Образовательные программы по ФГОС (очная форма обучения)

Квалификация (степень) «специалист»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Специализация (профиль)

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

162001 01. Организация летной работы

02. Организация использования воздушного движения

Квалификация (степень) «бакалавр»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Экономика и управление

080000 Менеджмент 080200 06. Производственный менеджмент

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000 08. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов
09. Обеспечение авиационной безопасности
Автоматика и управление 220000 Управление качеством 221400 01. Управление качеством в производственно-технологических системах

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Техносферная безопасность 280700 02. Безопасность технологических процессов и производств
Образовательные программы по ФГОС III поколения (заочная форма обучения)

Квалификация (степень) «специалист» (со сроком обучения 6 лет)

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Специализация (профиль)

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения 162001 01. Организация летной работы
02. Организация воздушного движения

Квалификация (степень) «бакалавр»(со сроком обучения 3 года 6 месяцев)

Укрупненные группы направлений подготовки Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000 03. Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем воздушных судов

Квалификация (степень) «бакалавр»(со сроком обучения 5 лет)

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Профиль подготовки
Экономика и управление 080000 Менеджмент 080200 06. Производственный менеджмент

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000

08. Поисковое и аварийно- спасательное обеспечение полетов воздушных судов

09. Обеспечение авиационной безопасности
Автоматика и управление 220000 Управление качеством 221400 01. Управление качеством в производственно-технологических системах

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Техносферная безопасность 280700 02. Безопасность технологических процессов и производств

Что делать абитуриенту

Понять, точно ли вуз проводит конкурс на определенную программу, а не «оптовый набор» студентов на направление, можно, вдумчиво изучив план приема. Его до 1 ноября года, предшествующего началу вступительной кампании, учебные заведения обязательно размещают на своих сайтах в разделах для абитуриентов. План еще может называться «Контрольные цифры приема».

Если в плане приема указано точное количество бесплатных и договорных мест на программе, а не вообще на всем направлении и тем более в укрупненной группе, значит, вуз проводит конкурс именно на каждую отдельную программу (профиль, специализацию – это варианты названий), и после поступления вы точно будете учиться тому, чему хотели. Как правило, наименования программ – это работающие ссылки, по которым можно перейти и прочитать описания содержание программы.

Несколько наглядных примеров.

Так подробно представляет свой план приема НИУ ВШЭ.

Скрин с сайта НИУ ВШЭ из раздела «Абитуриентам бакалавриата» → «Программы»

В строке «Направление» нет цифр – это значит, что прием не будет вестись на все направление в целом. Зато указаны названия отдельных программ и места на них (условные знаки красного цвета).

В СПбГУ тоже все прозрачно и предсказуемо для поступающих.

Скрин с сайта СПбГУ из раздела «Приемная комиссия СПбГУ» → «Перечень образовательных программ»

 А вот в УрФУ уже есть сюрпризы для абитуриентов.

Скрин с сайта УрФУ из раздела «Абитуриентам» → «Бакалавриат, специалитет» → «План приема»

В строке «Направление подготовки» указано общее количество мест для приема на укрупненную группу в целом – сразу по всем специальностям. Что будет изучать студент, робототехнику или машиностроение, за него решит вуз, на свое усмотрение распределив по специальностям и программам тех, кто прошел по конкурсу на всё, что есть в группе. 

В общем, многопрофильный конкурс – это лотерея, которую вуз проводит для своих абитуриентов. Если вам все равно, куда поступать – главное получить диплом, то это реальный шанс оказаться в рядах студентов. Университет с удовольствием зачислит вас на непопулярную программу, чтобы бойко отчитаться о высоких показателях приема. Если не хотите играть в лотерею, откажитесь от идеи поступать в облегчающий себе жизнь университет.

Вузы с многопрофильным конкурсом

К счастью, многопрофильный конкурс собираются проводить далеко не все вузы – университетов-«многостаночников» примерно 10 % от всех высших учебных заведений. Собираясь подавать документы, внимательно изучите правила приема: в них обязательно указывается, какие виды конкурса выбрал вуз.

Пока о том, что на некоторые укрупненные группы специальностей собираются проводить многопрофильный конкурс, заявили 10 ведущих российских вузов:

  • МГУ (1 укрупненная группа);
  • УрФУ, Екатеринбург (6 групп);
  • ДГТУ, Ростов-на-Дону (18 групп);
  • МГСУ (4 группы);
  • РХТУ им. Менделеева (2 группы);
  • МИФИ (4 группы);
  • ТИУ, Тюмень (2 группы);
  • МГПУ (1 группа);
  • МЭИ (2 группы);
  • МИСиС (2 группы).

70 % вузов проводят однопрофильный конкурс на направление (специальность). При таком варианте вероятность поступить совсем не туда, куда хотелось, намного меньше, тем не менее она есть. Если у вуза по направлению единственная программа, тут все прозрачно: абитуриент поступает именно туда, куда и собирался. А если несколько – могут быть неприятные сюрпризы. К примеру, по направлению «Психология» есть больше 30 профилей с самыми разными программами со специализацией от сопровождения лиц с девиантным поведением до психоанализа. В этом случае даже при однопрофильном конкурсе на единственное направление абитуриент рискует стать криминальным, а вовсе не детским, психологом, как он мечтал.

Остальные 20 % вузов честны со своими абитуриентами и проводят конкурс на определенные программы – то есть поступающие точно знают, что им предстоит изучать, еще на этапе подачи заявлений. С уважением к будущему своих студентов и их выбору относятся РАНХиГС, СПбГУ, ВШЭ, СПбГЭУ (Экономический университет) и еще примерно пятая часть российских университетов.

История

Цель открытой публикации, описанная Мэтью Арнисоном, заключалась в том, чтобы любой мог внести свой вклад в историю и увидеть, как она мгновенно появляется в общедоступном пуле рассказов. Эти истории фильтруются как можно реже, чтобы читатели могли найти те истории, которые им нужны. Читатели могут видеть редакционные решения, принимаемые другими. Они могут увидеть, как принять участие и помочь в принятии редакционных решений. Если они смогут придумать лучший способ для программного обеспечения, которое поможет формировать редакционные решения, они могут скопировать программное обеспечение, потому что оно бесплатное и с открытым исходным кодом, чтобы изменить его и создать свой собственный сайт. Если они хотят распространять новости, они могут это сделать, желательно на открытом издательском сайте.

Интернет-сайты, работающие на основе открытого программного обеспечения для публикации, позволяют любому, у кого есть доступ в Интернет, посещать сайт и загружать контент напрямую, без необходимости проникать через фильтры традиционных средств массовой информации. Некоторые фундаментальные принципы, как правило, используются организациями и сайтами, посвященными открытым публикациям, хотя и в разной степени. Эти принципы включают отсутствие иерархии, участие общественности, минимальный редакторский контроль и прозрачность.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — СПЕЦИАЛИТЕТА

Коды укрупненных групп специальностей.
Коды специальностей
Наименования укрупненных групп специальностей.
Наименования специальностей высшего образования
Квалификация
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
30.00.00 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
30.05.01 Медицинская биохимия Врач-биохимик
30.05.02 Медицинская биофизика Врач-биофизик
30.05.03 Медицинская кибернетика Врач-кибернетик
31.00.00 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
31.05.01 Лечебное дело Врач — лечебник
31.05.02 Педиатрия Врач — педиатр
31.05.03 Стоматология Врач — стоматолог
31.05.04 Остеопатия Врач — остеопат
32.00.00 НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
32.05.01 Медико-профилактическое дело Врач по общей гигиене, по эпидемиологии
33.00.00 ФАРМАЦИЯ
33.05.01 Фармация Провизор

Как взаимодействуют хищнические журналы, научные организации и базы данных?

Хищнические журналы часто называют «мусорными». Это издания, где посреднические организации за высокую плату продвигают статьи российских авторов без рецензий и проверок. Недобросовестное сотрудничество с самими журналами-хищниками или посредниками материально выгодно для сотрудников учебных заведений и научных организаций. Вот как выглядит эта схема:

  1. За размещение статьи в международном источнике автор платит посреднику свои деньги.
  2. Научная организация получает дополнительное финансирование из бюджета в качестве поощрения за публикационную активность коллектива.
  3. Сотруднику выплачивают хорошую премию, которая может быть в 10 раз больше, чем первоначальные затраты ученого на публикацию.

Таким образом, все три участника процесса оказываются в выигрыше – и автор, и университет, и журнал (с посредником). Стоимость публикации с нарушением авторских прав через российских посредников может доходить до 6 тысяч евро. Каждая десятая такая статья публикуется за счет государственных научных фондов. В основном это РНФ и РФФИ (РГФИ).

Связанные идеи

Идею Арнисона об открытых публикациях можно сравнить с точкой зрения Эрика С. Реймонда в дебатах о сравнении программного обеспечения с открытым исходным кодом и свободного программного обеспечения . Учитывая достаточно большую аудиторию коллег, читателей и / или комментаторов, сторонники открытой публикации надеются или ожидают, что почти весь проблемный контент будет быстро замечен, выделен и исправлен. В этом контексте закон Линуса можно было бы описать как закон Арнисона, перефразированный следующим образом: «При достаточном количестве глазных яблок проблемное содержание поверхностно».

Термин «открытая публикация» призван быть гораздо более открытым, чем более ограниченная идея публикации с открытым доступом , при которой публикация материалов организована таким образом, что для читателя нет финансовых или иных препятствий, но нет требование прозрачности в методах и процедурах публикации. Другими словами, открытая публикация — это открытый доступ , но публикация в открытом доступе лишь иногда бывает «открытой публикацией».

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной). 

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз. 

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема. 

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.  

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Что такое «переводной плагиат»?

В 2013 году начался резкий рост числа российских публикаций в иностранных журналах, а в 2015 году такие журналы стали исключать из баз данных Scopus и Web of Science. В составах редколлегий были обнаружены представители, которые имели отношение к защите некачественных диссертаций, выступая в роли научных руководителей, оппонентов или консультантов. Еще десяток журналов принял в печать статьи, переведенные с русского на английский язык автоматическим переводчиком.

Все эти факторы объединяют понятием переводной плагиат, а издания, замеченные в подобных нарушениях, называют хищническими журналами. Помимо этого, к переводному плагиату относят:

  • переведенные онлайн-программами тексты, которые ранее были опубликованы в российских источниках;
  • приписное соавторство, когда «новая статья» получается в результате машинного перевода уже опубликованной ранее научной работы, написанной соавторами;
  • исправление уже выпущенных статей добавлением в текст новых литературных источников с целью скрытия факта незаконного заимствования.

Чаще всего переводной плагиат замечается в изданиях, у которых не присвоен квартиль и не рассчитывается импакт-фактор. Такие журналы индексируются по ESCI (Индекс цитирования новых источников), это так называемая младшая база данных Web of Science.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Как проходит

Для абитуриентов многопрофильный конкурс – это что-то вроде игры в русскую рулетку или покупки кота в мешке. Фактически поступающих лишают права выбирать, на какую именно программу подавать документы, – они могут участвовать в конкурсе только сразу на несколько специальностей (направлений). О том, куда именно поступил, абитуриент узнает, когда будет писать заявление с согласием на зачисление. Вуз сам распределит поступающих по программам, будущим студентам остается или согласиться с навязанным выбором, или забрать документы.

Чтобы было понятнее, что такое многопрофильный конкурс, конкретный пример. Абитуриент поступает в бакалавриат на укрупненное направление «Промышленная экология и биотехнологии» 19.00.00. Это значит, что, как и все остальные участвующие в многопрофильном конкурсе, он может не по своей воле, а по решению вуза пройти на одну из программ совершенно разных направлений:

  • 19.03.01 «Биотехнология» с программами «Медицинская биотехнология»; «Биоинжиниринг и бионанотехнологии»; «Микробные и клеточные технологии»; «Разработка, производство и сертификация лекарственных средств и биологически активных препаратов и изделий медицинского назначения»; «Ветеринарная биотехнология»; «Пищевая биотехнология» и еще с десяток возможных вариантов программ.
  • 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья» с одноименной программой и узкоспециализированными «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов»; «Технология производства и экспорт зерна и зернопродуктов»; «Технология спирта, ликероводочных изделий и виноделие»; Технология организации ресторанного дела» и еще с двумя десятками программ.
  • 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» с программами «Технология мяса и мясных продуктов»; «Технология молока и молочных продуктов»; «Технология рыбы и рыбных продуктов» и еще 5 профилей.
  • 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» с программами «Международный ресторанный бизнес»; «Технология продуктов общественного питания», «Технология и организация индустриального производства кулинарной продукции и кондитерских изделий» и еще 9 программ.

А теперь представьте ужас убежденного вегетарианца, собиравшегося изучать производство продуктов из растительного сырья, но зачисленного вузом на программу «Технология мясных продуктов»… Или разочарование абитуриента, который хотел посвятить себя международному ресторанному делу, а ему предложили в будущем заняться микробными или ветеринарными технологиями… 

В общем, при многопрофильном конкурсе не абитуриенту решать, будет ли он после окончания вуза биотехнологом или менеджером ресторанного бизнеса.

В чем состоит проблема?

Страдает в этой ситуации бюджет нашей страны и наука, которая не может полноценно развиваться из-за наличия недостоверных источников информации. Также от деятельности хищнических журналов страдают добросовестные ученые, которые заметно проигрывают «авторам» переводного плагиата в борьбе за размещение публикаций.

Помимо этого, недобросовестные ученые обращаются к услугам посреднических организаций не только ради материальной выгоды, но и для повышения цитирования своих статей и увеличения индекса Хирша. Благодаря завышенным показателям ученые успешно проходят аттестации и намного быстрее движутся вверх по карьерной лестнице.

В большинстве случаев хищнические журналы индексируются в Scopus и WoS непродолжительное время, буквально несколько лет, после чего их исключают из международных баз. Поэтому издания стремятся заработать как можно больше за короткий срок, действуя в ущерб этическим нормам.

Ситуация с переводным плагиатом в России

В результате проверки среди российских ученых было обнаружено свыше 1100 человек, оказавшихся причастными к незаконному переводному заимствованию. Из них более 30 ученых занимают руководящие посты в высших учебных заведениях. В целом свыше 23700 статей с участием российских авторов признано заимствованными.

Больше всего недобросовестных авторов выявлено в следующих учебных заведениях нашей страны:

  1. Российский экономический университет им. Плеханова – 18 сотрудников, в том числе ректор, 37 присвоенных соавторов.
  2. Казанский федеральный университет – 11 человек, включая руководителя ВУЗа, 26 соавторств.
  3. Финансовый университет при правительстве РФ – 16 участников, 20 случаев соавторства.
  4. Российский государственный социальный университет – ректор и 2 сотрудника, 15 соавторств.
  5. Российский университет дружбы народов – 10 человек, 16 хищнических публикаций.

В этом «рейтинге» Россию превосходит только Индия. Ниже представлен график количества выявленных хищнических статей в исследуемых журналах, включенных в базу Scopus, в зависимости от страны автора:

Повышенный спрос на публикацию российских ученых в иностранных журналах, индексируемых в Scopus и WoS, вызван, вероятнее всего, указом президента РФ №559 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В документе идет речь о намерениях увеличить интернационализацию учебных заведений России за счет:

  • повышения числа публикаций российских ученых в международных изданиях базы данных Web of Science;
  • попадания как минимум пяти вузов России в первую сотню мирового рейтинга ведущих университетов.

И действительно, в середине 2010-х годов количество статей российских авторов в иностранных изданиях резко возросло, что наглядно видно на графике, представленном ниже. При этом учитывается лишь сам факт наличия публикации, но никто не говорит о качестве публикуемых работ.

Первыми выявленными журналами-хищниками, которые и послужили толчком для проведения исследований по поиску переводного плагиата, стали:

— Asian Social Science,

— World Applied Sciences Journal,

— Middle East Journal of Scientific Research,

— Life Science Journal и

— Mediterranean Journal of Social Sciences.

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

  • 45.03.01 Филология.
  • 45.03.02 Лингвистика.
  • 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика.
  • 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки ).

Укрупненные группы объединены в области образования.

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.  

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

  • 01 – код укрупненной группы (Математика и механика)
  • 03 – уровень образования, бакалавриат
  • 01 – код конкретной специальности в группе.

Коды уровней высшего образования:

  • 03 – бакалавриат;
  • 04 – магистратура;
  • 05 – специалитет;
  • 06 – аспирантура;
  • 07 – адъюнктура;
  • 08 – ординатура;
  • 09 – ассистентура-стажировка.

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Информация о Московском государственном гуманитарно-экономическом университете — МГГЭУ

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) – уникальное высшее образовательное учреждение. По данным Минздравсоцразвития, сегодня в России около 2 млн. инвалидов нуждается в специализированных образовательных учреждениях. И университет, адаптированный для инвалидов, предоставляет им эту возможность.

Главная цель университета — оказание социальной помощи людям с ограниченными возможностями, создание условий для их адаптации и активной жизнедеятельности в обществе. Он – для тех, кто не смотря на трудности, стремится найти свое место в мире. В университете студенты находятся на государственном обеспечении (обучение, проживание, питание, медицинское обслуживание), размер стипендии студентам установлен на 25 % выше по сравнению с общепринятыми стипендиями других вузов.

У учебного заведения большая история. В начале 1988 года сотрудник института ядерной физики МГУ, профессор, инвалид с детства Л.А. Саркисян выдвинул предложение о создании в Москве высшего учебного заведения — интерната для инвалидов-опорников. 11 октября 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР об организации Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. В ноябре того же года Л.А. Саркисян был назначен ректором института. Таким образом, в России впервые было создано высшее учебное заведение нового типа для людей с ограниченными возможностями.

В трудный для страны 92 год в институте открылось подготовительное отделение, на котором обучалось 48 слушателей, 10 из них были «колясочниками». К 1993 году было создано пять факультетов: экономический, юридический, иностранных языков, прикладной математики и информатики и факультет книгоиздания и редактирования. С 2001 по 2006 годы институт возглавлял профессор Н.А. Корягин. В этот период благодаря слаженной работе коллектива было продолжено развитие института.

С 2006 года и по настоящее время ректором института является доктор социологических наук, профессор Вагиф Дейрушевич Байрамов. На сегодняшний день в структуре МГГЭИ – 7 факультетов, 9 специальностей, 19 специализаций. В институте создана безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями. Студентам бюджетной формы обучения предоставляется бесплатное обучение, трехразовое питание, качественное медицинское обслуживание, для иногородних студентов предоставляется общежитие, выплачивается повышенная стипендия с 25 % надбавкой. За период существования института с 1990 по 2010 годы нами подготовлено 734 дипломированных специалиста.

Институт состоит из 3-х корпусов с лифтами и пандусами, а так же 2-х общежитий и столовой. Кроме того, работают секции по футболу, теннису, баскетболу на колясках, открыты туристический, шахматно-шашечный и компьютерный клубы, кружок эстрадных и народных танцев, поэтический клуб «Библион». Наши студенты ежегодно участвуют во всероссийских и международных спортивных соревнованиях, фестивалях и конкурсах студенческого творчества, являются лауреатами и дипломантами. Руководство института делает акцент на физическом и нравственно-патриотическом воспитании молодежи, стремится повысить их культурный и морально-психологический уровень.

В мае 2011 года приказом Министра Образования и науки наш институт МГСГИ переименовывается в Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ) и присоединяет к себе три филиала: Волгоградский (ВКЭПК), Челябинский (ЧППК) и Калмыкский (КГФЭК).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».

Заключение

На протяжении 10 лет российская академия наук и мировая научная общественность борется с переводным плагиатом и хищническими журналами. К сожалению, многих недобросовестных ученых и руководителей учебных заведений, научных организаций привлекает возможность повысить свой рейтинг и занять почетную должность, затрачивая на это минимум времени, усилий и пренебрегая нормами академической этики.

Тем не менее, благодаря техническому прогрессу и повышенному вниманию к проблеме выявить незаконное заимствование даже в переведенных текстах становится все проще. Журналы-хищники быстро превращаются в «мусорные» и исключаются из международных баз данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector