Костюмер в театре — описание профессии и должностные обязанности
Содержание:
- Чем занимается?
- Должностная инструкция заведующего костюмерной
- Знания и навыки
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности
- Вузы, где учат на художника по костюмам
- Часто ли встречаются вакансии этой специальности
- Особенности
- Костюмер в театре
- История профессии
- Костюмер профессия
- Виды художников по костюмам
- Особенности профессии
- Монтаж окон
- Костюмер: профессия в кино
- Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
- Рабочая инструкция костюмеру (2-й разряд)
- Мероприятия по внедрению профстандартов.
Чем занимается?
Основное место работы – это костюмерный цех. А основная обязанность специалиста состоит в том, чтобы следить за чистотой, а также сохранностью сценических костюмов.
В цеху хранят сценический реквизит, каждый экземпляр которого имеет специальные ярлыки, на которых указаны названия постановок, а также фамилии актеров, для которых предназначены костюмы. Благодаря столь тщательному подходу удается избежать недоразумений в случае, если на съемках занят не только основной актер, но и дублер, выполняющий сложные элементы.
Сценический реквизит для каждой роли также должен иметь опись с перечислением всех входящих в него деталей вплоть до аксессуаров и нижнего белья.
Должностная инструкция заведующего костюмерной
Утверждаю М. П. |
Должностная инструкция заведующего костюмерной
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Заведующий костюмерной относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя учреждения, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.
1.2. На должность заведующего костюмерной принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Заведующий костюмерной должен знать:
– приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива;
– основы организации производственно-творческого процесса театра;
– технику обработки и сохранения костюма, подбора необходимого материала и деталей костюма (серьги, броши, пояса и пр.);
– весь гардероб театра и его распределение с учетом особенностей артистов труппы;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
На заведующего костюмерной возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Выполняет работы по обеспечению артистов на репетициях и спектаклях необходимыми костюмами, по подбору костюмов из запасного художественного гардероба для новых спектаклей и спектаклей текущего репертуара во время ввода новых исполнителей.
2.2. Участвует в подборе и подготовке кадров костюмерного цеха.
2.3. Ведет учет рабочего времени работников костюмерной службы.
2.4. Проводит списание реквизита при износе его и утрате материальных ценностей, работе над эскизами с художником-постановщиком и художником по костюмам.
3. Права
Заведующий костюмерной имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д.
3.4. На получение рабочей одежды.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.7. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
3.8. Запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность
Заведующий костюмерной несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с
Руководитель кадровой службы
Согласовано:
С инструкцией ознакомлен:
Знания и навыки
Создатель сценических костюмов должен обладать следующими навыками:
- уметь рисовать;
- владеть швейным делом и различать стили в одежде;
- разбираться в процессе создания костюмов;
- интересоваться современной модой;
- знать свойства тканей и иметь навык работы со средствами обработки (художественной);
- обладать усидчивостью и тягой к кропотливой деятельности.
Кроме того, работник культурной сферы обязан иметь расширенный кругозор, интересоваться различными направлениями в искусстве и музыке. Несомненно, художник по костюму – личность творческая и многогранная, которая постоянно ищет разные источники вдохновения.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К самостоятельной работе в качестве костюмера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы ведения работ и прошедшие проверку знаний требований охраны труда. 1.2. Не реже одного раза в шесть месяцев костюмер должен проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Лица, допущенные к работе, обязаны соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленные на предприятии режимы труда и отдыха. 1.4. Костюмер должен: — знать свои должностные обязанности и инструкции по охране труда; — руководствоваться в работе Правилами внутреннего распорядка; — соблюдать режим труда и отдыха, определённый графиком работы; — соблюдать правила личной гигиены; — обеспечивать соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности во время работы; — правила пользования средствами индивидуальной защиты. 1.5
В процессе работы на костюмера возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов: — поражение электрическим током при включении электроосвещения, при включении и пользовании швейной машины, утюга, при использовании неисправных электрических приборов; — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места; — получение травм вследствие неосторожного обращения с иглами, булавками, ножницами); — пыль. 1.6
При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка. При глажении ткани используется диэлектрический коврик. 1.7. В служебном помещении должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.8. При работе нужно соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, в помещении должен быть огнетушитель. 1.9. Костюмеру запрещается: — использовать в работе колющие и режущие предметы не по назначению; — курить в помещении учреждения; — хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся вещества (краска, растворитель и т.д.); — пользоваться неисправным электрооборудованием (повреждение изоляции провода, корпуса, розетки, штепсельной вилки, при появлении запаха горелой изоляции); — использовать самодельные электроудлинители, светильники, обогревательные приборы; — оставлять без присмотра включенные электроприборы; — при выключении электрооборудования тянуть за шнур. Выключать и включать электроприборы мокрыми руками; — самостоятельно производить ремонт электроприборов, розеток, выключателей, штепсельных вилок и т.п.; — качаться на стуле. 1.10. При несчастном случаи пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить администрации учреждения. 1.11. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.12. По дороге на работу и с работы домой работник должен соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте. 1.13. При передвижении на личном автотранспорте работник должен соблюдать правила дорожного движения для водителей, уважительно относится к другим участникам дорожного движения, соблюдать все меры безопасности, во избежание несчастных случаев на дороге. 1.14. Лица, допустившее невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности
Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.
Описание профессии
Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.
Обязанности работника
У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:
- Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
- Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
- Он ремонтирует сценические костюмы.
- Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
- Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
- Он дежурит в период постановок или репетиций.
Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.
В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.
Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.
Уровень зарплаты
Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.
Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.
Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.
Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.
Кому подходит специальность
Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.
Качества костюмера
Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:
- Трудолюбие.
- Художественный вкус.
- Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
- Ответственное отношение к рабочему процессу.
Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.
Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.
После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.
Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.
Необходимое образование
Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии
Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование
Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.
Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.
Вузы, где учат на художника по костюмам
Обучаться на профессию художника по костюмам можно в очень немногих высших учебных заведениях страны. Основные ВУЗы, дающие такое образование:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет. Специализация «художник кино и телевидения по костюму». Факультет подготавливает высококвалифицированных специалистов, а набор студентов здесь происходит по одному очень интересному принципу, который называется принцип мастерских. Преподаватели, профессионально занимающиеся художественной сферой деятельности, открывают свои мастерские, в которые набирают учащихся и курируют их до конца учебы. Мастер или куратор отвечает за своих студентов и ведет у них предметы, относящиеся только к их профессиональной деятельности. Остальные предметы ведут другие преподаватели ВГИК;
- Школа студия МХАТ. Специализация «Художник-технолог по костюму». Занятия проводятся по индивидуальным планам и авторским программам. Здесь изучают историю не по учебникам, а на практике, при помощи музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, а также фонда Российской Государственной библиотеки искусств;
- Санкт-Петербургская академия театрального искусства. Постановочный факультет. Это старейшее театральное учебное заведение страны, где готовят специалистов высочайшего уровня в области театра. Многие художники по костюмам «Ленфильма» окончили именно эту академию, но на сегодняшний день большинство выпускников идет работать в театр, а не в киноиндустрию.
Среди художников по костюмам можно встретить и тех, кто не оканчивал ВУЗы по данной специальности, но имеют смежное образование. Например, Мухинское училище, где учатся на художников по всем видам декоративно-прикладного искусства. Но есть и другие возможности попасть в сферу киноиндустрии и театра.
Начинающие художники по костюмам, которые хотят работать в кино, сначала поступают в ассистенты, а уже после нарабатывают опыт на практике и учатся сразу на киноплощадках или сценах театра. Тем, кто сразу получил нужное образование, будет проще найти работу по специальности, но, как показывает практика, это не всегда бывает обязательным критерием.
Часто ли встречаются вакансии этой специальности
К сожалению, вакансии «художник по костюмам» встречаются не так часто, как хотелось бы. В зависимости от областей и регионов спрос на данную специальность сильно варьируется и скачет.
Помимо того, что в Ленинградской области собрано большее количество вакансий специальности «художник по костюмам», там же за данную вакансию вам предложат более высокую заработную плату в размере 35 000 рублей. Следом идут Красноярский край – от 25 000 рублей, Московская область – от 21 000 рублей и завершает список Владимирская область, где за работу художником предлагают от 18 000 рублей.
Художник по костюмам – достаточно высокооплачиваемая профессия, но в зависимости от регионов меняется и спрос. Можно встретить вакансии этой специальности с предлагаемой зарплатой больше 35 000. По диапазонам заработной платы в Российской Федерации для 50% вакансий работодатели указывают зарплату от 22 000 до 27 000 рублей, 25% от 32 000 до 37 000 рублей, еще 25% от 37 500 и выше.
В этом видео вы увидите интервью с легендарным художником по костюмам Викторией Севрюковой:
Особенности
Сама художественная деятельность появилась еще в каменном веке. Первые изображения рисовали на камнях и скалах. В наши дни данная профессия имеет более широкое и многогранное понятие. Художник по костюму является профессионалом, который обладает знаниями в моделировании предметов сценической одежды. В круг его задач входят создание визуального образа и взаимодействие с костюмерами. Данный специалист выстраивает целый ряд деталей, который в конечном итоге отражает сущность того или иного персонажа. Художник по костюму является неотъемлемой частью творческой группы, в которую входят режиссер, костюмер, постановщик и гример.
Костюмер в театре
Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.
В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.
Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.
История профессии
Театральные постановки являются развитием древних мистерий и религиозных культов. Очень долго ни каких специальных сценических костюмов не существовало, так как театральные труппы были в основном бродячими. С возникновением первых театров современного типа и распространением театрального искусства во времена Ренессанса в XV-XVI веках представления стали более сложными и костюмированными, актеры переодевались по ходу спектакля. Поэтому нужны были люди, которые помогали бы актерам надевать нужные наряды, а также чинили бы и сберегали бы их. Теперь эта профессия – обязательный элемент театрального дела и ни один театр не может обойтись без костюмера.
Костюмер профессия
Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.
Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.
Виды художников по костюмам
Как правило, профессиональные художники по костюмам делятся на три основных типа: фрилансеры, штатники и академики.
- Фрилансеров нанимают для работы над конкретной театральной, танцевальной или оперной постановкой. Они могут быть привязаны к театру, в котором работают, а могут быть просто наемными свободными художниками. Оплата их труда может производится тремя различными способами: предоплатой, на момент завершения работ или по открытии спектакля. Художники-фрилансеры не обязаны ограничивать себя только одной постановкой и могут работать в нескольких местах сразу.
- Штатники нанимаются определенным театром для серии постановок. Контракт может охватывать как краткий сезонный период, так и годы сотрудничества. Также, в некоторых случаях, при наличии этого пункта в контракте, штатным художникам по костюмам не дозволяется брать работу на стороне. В отличие от фрилансеров, штатники всегда должны быть на месте и быть доступными для труппы.
- Академики , как правило, ведут учебные профессиональные курсы. Обычно они выполняют роль, прежде всего, инструктора, но могут также состоять в штате какого-нибудь театра, работая по специальности. Кроме того, они часто работают фрилансерами, насколько им позволяет расписание. Если раньше инструкторами становились опытные профессионалы возможно и без специального образования, сейчас на эту должность берут в основном лишь дипломированных специалистов.
Особенности профессии
В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.
Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.
После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.
Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.
Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.
При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.
Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.
Монтаж окон
В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.
Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее узнать из советов специалистов . Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.
Костюмер: профессия в кино
Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.
С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения
Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
В обязанности костюмера входит:
- надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
- осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
- осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
- мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
- осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
- обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
- постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.
Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.
Рабочая инструкция костюмеру (2-й разряд)
Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата КОСТЮМЕРУ (2-Й РАЗРЯД)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________. 2. Костюмер подчиняется ___________________________.
3. В своей деятельности костюмер руководствуется:
— уставом организации;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
— настоящей рабочей инструкцией.
4. Костюмер должен знать:
— наличный фонд гардероба студии;
— правила простого ремонта, шитья, утюжки, стирки;
— способы укладки и упаковки костюмов, головных уборов и обуви, их хранения;
— порядок и формы материальной отчетности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
5. Костюмеру поручается:
5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций под руководством костюмера более высокой квалификации.
5.2. Получение на складе костюмов, головных уборов и обуви, подобранных художником или ассистентом художника.
5.3. Частичное или полное одевание участников массовых и групповых сцен.
5.4. Мелкий ремонт костюмов непосредственно на съемках и репетициях, их утюжка.
5.5. Укладка и упаковка костюмов, головных уборов, обуви, обеспечение их сохранности и санитарного состояния.
ПРАВА
6. Костюмер имеет право:
6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.
6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.
6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.
6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7. Костюмер несет ответственность:
7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
КОММЕНТАРИЙ
Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.
Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.
Мероприятия по внедрению профстандартов.
Все государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 до 1 января 2020 года должны были провести ряд мероприятий по внедрению профстандартов.
Согласно данному постановлению и Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации, чтобы внедрить профстандарты, работодателям нужно было осуществить следующие действия.
-
Создать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы утверждается приказом работодателя (можно утвердить положение о рабочей группе).
-
Провести анализ:
-
реестра профессиональных стандартов (см. сайт Минтруда – http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации, и составить соответствующий список. При составлении списка профстандартов нужно помнить, что в него включаются стандарты, утвержденные для различных категорий сотрудников (то есть не только работники культуры и искусства, но и работники бухгалтерии, отдела кадров и т. д.). В список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов или дата начала действия которых не наступила;
-
положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения;
-
соответствия должностей штатного расписания, по которым установлены льготы, компенсации или ограничения, наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах.
-
-
Установить соответствие уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям профстандартов с учетом выполняемых трудовых обязанностей.
-
Провести анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профстандартов. Изменения вносятся в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляются на основании приказа работодателя.
-
Составить план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников. В него необходимо включить:
-
список профстандартов, подлежащих применению;
-
сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по их образованию и обучению в установленном порядке;
-
список сотрудников, направляемых на прохождение аттестации;
-
этапы применения профессиональных стандартов;
-
перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
-
-
Актуализировать штатное расписание при необходимости оптимизации системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификации.
-
Подготовить годовой отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов.
-
В случае утверждения новых профстандартов или изменения действующих внести изменения в план-график мероприятий по внедрению профстандартов.
Обратите внимание: провести данные мероприятия должны все учреждения культуры. А вот применять профстандарты или нет, зависит от того, установлены ли:
-
должности, квалификационные требования, которые прямо предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Например, требования к образованию контрактного управляющего установлены ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
-
должности, по которым законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения. К примеру, для должности «электромонтер» такие компенсации предусмотрены, поскольку согласно Приказу Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» эта работа осуществляется в опасных условиях труда.
Кроме того, учреждения культуры будут обязаны применять профессиональные стандарты, если руководитель примет соответствующее решение в отношении отдельных должностей и включит их в план-график.