Чему учат программы контраварийной подготовки и защитного вождения

Контраварийная подготовка

В чем суть?

Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.

Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот 🙂 А именно туда входит:

  • экстренное торможение перед внезапно возникшим препятствием
  • экстренный объезд препятствия – «переставка», «лосиный тест»
  • приемы предотвращения скольжения автомобиля: заноса, сноса, вращения
  • как вписаться в поворот в случае превышения скорости?
  • постановка правильных навыков управления при включенных электронных системах безопасности: ABS, ESP и т.д.
  • отсутствие нетрадиционных и неприменимых в жизни приемов:

— отключения электронных систем

— использования ручного тормоза

— вождения в управляемом заносе

— полицейского разворота

— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса

Практическая польза

Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.

Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.

Отделяйте мух от котлет

Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.

И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.

А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.

Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.

Экстремальное вождение

Чему там учат?

В целом это скорее из разряда спорта или хобби – водителей на таких курсах, по сути, знакомят с приемами профессиональных гонщиков ралли. Помогают освоить трюки вроде уже упомянутого полицейского разворота, «змейку», управляемый занос и другие. Учат водить в нестандартных ситуациях – например, с отключенными электронными системами безопасности – и использовать ручной тормоз в движении.

Чем они полезны?

Они действительно повышают чувство автомобиля и уровень мастерства (да и уметь выполнять киношные трюки – соблазн для каждого автолюбителя). Но не несут никакой практической пользы в условиях города. Компетентный инструктор подтвердит: этими курсами стоит заканчивать, а не начинать. Поэтому если ваше образование ограничивается автошколой, курсы экстремального вождения – идея плохая. Они не только не помогут вам избежать аварийной ситуации на дороге, но и способны повысить риск ее возникновения. Полицейский разворот едва ли спасет жизнь внезапно выскочившему перед вами на дорогу пешеходу. К тому же считается (проводились соответствующие исследования), что у водителей после таких курсов повышается самооценка (а самооценка, конечно, должна быть адекватной, а не завышенной) и они начинают с уверенностью пускать в ход разученные трюки на городских дорогах – это приводит к большему риску возникновения аварийной ситуации. Так что не торопитесь: как бы ни хотелось уметь все и сразу, лучше идти к цели (если ваша цель – гоночные приемы) планомерно и пройти сначала курсы безопасного и контраварийного вождения.

Германия – лидер по безопасности и…по контраварийной подготовке

С одной стороны, да, критики контраварийной подготовки в чем-то правы. С другой – если бы это можно было принять за чистую монету, Германия не была бы одним из мировых лидеров в области дорожной безопасности. А ведь там построены сотни автодромов для контраварийной подготовки, и они никогда не пустуют 

К завышенной самооценке приводят курсы спортивного вождения

Теперь расскажу, в чем фишка. В России термин «контраварийная подготовка» ввел, если не ошибаюсь, профессор Цыганков, еще лет 30 назад. Он же стал ее родоначальником и долгое время был монополистом, в результате в России сложился стереотип «контраварийная подготовка – Цыганков». И теперь задам ключевой вопрос: а что же входит в контраварийную подготовку профессора Цыганкова и его многих последователей? Когда учился я, туда входили по сути базовые навыки спортивного вождения, ралли. Управляемый занос, создаваемый либо пробуксовкой задних колес (дрифт), либо ручным тормозом, поворот автомобиля на различные углы в заносе, змейка в заносе, езда по кругу в заносе, полицейский разворот, разворот передом на 180 градусов, ритмический занос, вращение автомобиля и другие интересные мульки. Естественно, научившись все это делать даже на базовом уровне, начинаешь себя чувствовать… ну если не Шумахером, то Вальтером Рёрлем точно :)) То есть, после всего этого самооценка выросла больше, чем реальный уровень водительского мастерства. И в итоге все это привело к повышенному риску на дороге и к регулярным, хотя и мелким ДТП. Проверено на себе!))

Аналогичные курсы проводились и в Европе, и еще раньше, чем у нас. В частности, я слышал про финский опыт, который закончился тем же: водители, прошедшие курсы контраварийной (а по сути – спортивной) подготовки, стали чаще попадать в аварии. На этом программу прикрыли, посчитав ее неэффективной.

Контраварийная подготовка – это НЕ спортивное вождение

Теперь, что сделали немцы, австрийцы (во главе с Францем Вурцем, который, кстати, 3-кратный чемпион Европы по ралли) и некоторые другие страны. Они поняли тупиковость этого пути и убрали из курсов повышения водительского мастерства приемы откровенно спортивного вождения. Электронные системы всегда включены, никакого дрифта и прохождения поворотов в заносе уже быть не может в принципе. Никаких приемов, неприменимых на дороге тоже нет: полицейского разворота, змейки, тем более, в заносе нет. И оставили только то, что реально может пригодиться на дороге:

  • экстренное торможение,
  • экстренный объезд препятствия (переставка),
  • двойная переставка «лосиный тест»,
  • безопасное прохождение поворота,
  • снос автомобиля,
  • занос автомобиля

Вот это и есть настоящая современная контраварийная подготовка. Программа составлена так, чтобы вместо повышения самооценки возникало трезвое представление об ограниченных возможностях автомобиля и здоровый пессимизм. Такая подготовка имеет следующие задачи:

  • продемонстрировать истинные возможности автомобиля, показать, насколько они ограничены
  • «подружить» водителей с электронными системами активной безопасности автомобиля
  • привить навыки управления в нештатных дорожных ситуациях
  • убедить, что полученные навыки в большинстве случаев не помогут, и замотивировать на предотвращение опасных ситуаций

Наша Академия водительского мастерства работает по этим же технологиям, и наши ученики по окончании говорят одну из двух фраз: «мы поняли, что ни черта не умеем, надо ездить тише» или «надо ездить на метро» )))

Программы летнего сезона (1 апреля — 1 ноября)

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, движение в городе, скорость маневрирования.

Программа включает 20 ч. занятий

свой автомобиль

40 000 р. (скидка 11 000 р.) 29 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

53 000 р. (скидка 11 000 р.) 42 000 р.

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.

Программа включает 25 ч. занятий

свой автомобиль

54 000 р. (скидка 20 000 р.) 34 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

70 000 р. (скидка 20 000 р.) 50 000 р.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на нескользящем покрытии (асфальт).

Программа включает 14 ч. занятий

свой автомобиль

35 000 р. (скидка 6 000 р.) 29 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

56 000 р. (скидка 6 000 р.) 50 000 р.

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (асфальт)

Программа включает 22 ч. занятий

свой автомобиль

47 000 р. (скидка 17 000 р.) 30 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

68 000 р. (скидка 17 000 р.) 51 000 р.

 

Зима (с декабря по 1 марта)

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.

Программа включает 25 ч. занятий

свой автомобиль

54 000 р. (скидка 20 000 р.) 34 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

70 000 р. (скидка 20 000 р.) 50 000 р.

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, городская практика, движение в пробках, ледовый автодром.

Программа включает 20 ч. занятий

свой автомобиль

40 000 р. (скидка 11 000 р.) 29 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

53 000 р. (скидка 11 000 р.) 42 000 р.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на скользящем покрытии (лед).

Программа включает 12 ч. занятий

свой автомобиль

28 000 р. (скидка 4 000 р.) 24 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

44 000 р. (скидка 4 000 р.) 40 000 р.

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (лед)

Программа включает 26 ч. занятий

свой автомобиль

54 000 р. (скидка 15 000 р.) 39 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

78 000 р. (скидка 15 000 р.) 63 000 р.

 

Всесезонные

Высококласный персональный инструктор решает с вами индивидуальные задачи вождения в любом районе Москвы

2 занятия по 2.5 часа

14 000 р. (скидка 2 000 р.) 12 000 р.

4 занятия по 2.5 часа

28 000 р. (скидка 8 000 р.) 20 000 р.

Полная контраварийная программа, включающая в себя летние и зимние курсы.

Программа включает 40 ч. занятий

свой автомобиль

89 000 р. (скидка 24 000 р.) 65 000 р.

автомобиль «Экстрим драйв»

134 000 р. (скидка 24 000 р.) 110 000 р.

 

Два курса контраварийной подготовки на мотоцикле.

Программа включает 8 ч. занятий

14 000 р. (скидка 2 000 р.) 12 000 р.

Тактика вождения автомобиля

Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения. Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру. Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.

И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:

  • равномерность движения
  • приемы экономичного вождения автомобиля
  • отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
  • навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
  • знание критериев безопасности окружающего пространства
  • умение быть видимым для других участников движения
  • умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
  • умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
  • знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
  • умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
  • умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
  • умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
  • 5 способов эффективного перестроения
  • навыки безопасных опережения и обгона
  • навыки безопасного выезда на главную дорогу
  • умение учитывать намерения других участников движения
  • способность сознательно жертвовать своим приоритетом
  • умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
  • понимание и использование принципа рационального приоритета проезда

И этому тоже не учат в автошколах

Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.

В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.

Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.

Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.

Курсы экстремального вождения

В чем суть?

Популярная тема как среди водителей, так и среди моих коллег, обучающих опытных водителей. Что это такое? Я бы это назвал «квази-спорт». Это курсы, где водители учатся приемам гонщиков-раллистов или близким к ним. Их объединяет следующее:

  • приемы вождения автогонщиков в ралли
  • вождение с отключенными электронными системами безопасности
  • регулярное использование ручного тормоза в движении
  • нетрадиционные способы вождения и трюки:

— управляемый занос

— змейка

— полицейский разворот

— разворот «с ручником»

— разворот и повороты с помощью ритмического заноса

Отсутствие практической пользы

Конечно, это интересные курсы, дают адреналин, драйв, открывают новые возможности автомобиля и водителя. Но главный подводный камень этих курсов в том, что изученные приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования.

Повышение аварийности

То есть водитель прошел курсы экстремального вождения, научился супер-приемам управления автомобилем, но по факту остался безоружным перед реальными критическими ситуациями на дороге. Выходит, курсы экстремального вождения не имеют практической применимости и ценности. Но водитель же чему-то научился! Он же лучше почувствовал машину! Он же поднялся на новую ступень водительского мастерства! Да, но вопрос: к чему же это приводит? А приводит это к повышению самооценки водителя, появлению самоуверенности и изменению манеры вождения в сторону большего риска и увеличению числа аварийных ситуаций. Что, кстати, уже давно подтверждено специальными исследованиями в Европе.

Итак сделаем промежуточные выводы. Курсы экстремального вождения повышают уровень водительского мастерства, но не имеют практического применения на дорогах общего пользования и часто приводят к повышению самооценки водителя и уровню его аварийности.

Зачем нужны курсы экстремального вождения?

Нужны ли такие курсы вообще? Да, нужны — почему бы и нет? — людям нравится! Все эти нетрадиционные приемы вождения интересны и реально повышают чувство машины и уровень водительского мастерства. В нашей школе есть такие курсы: «Искусство дрифта» (для заднего и полного приводов) и «Секреты управляемого заноса» (для переднего привода). Есть еще курс «Вождение по гоночной трассе«, где отрабатывается гоночная техника пилотирования и движение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой. Чем не экстремальное вождение? Только, по нашему мнению, подготовка водителей должна не начинаться с этих курсов, а заканчиваться ими. И уж точно эти программы не должны быть единственными в цикле обучения. А что же еще должно быть в программе? Читайте дальше!

Контраварийное и экстремальное вождение

Не только начинающие автовладельцы, но и опытные инструкторы, профессиональные гонщики, а также представители различных популярных автошкол склонны считать, что курсы контраварийного вождения и обучение экстремальной езде – одно и то же. Эксперты разделяют эти понятия:

  1. Контраварийное вождение относят к техникам управления автомобилем в сложных и опасных ситуациях, которые могут возникнуть на дорогах общего пользования.
  2. Экстремальным вождением называют квазиспортивный способ управления транспортным средством, при котором водитель использует на обычных дорогах приемы раллийных гонщиков.

Таким образом, экстремальное вождение – это то, чем занимаются каскадеры или водители, участвующие в противозаконных, неофициальных городских гонках. А контраварийное вождение позволяет минимизировать ущерб от ДТП или даже свести на нет возможность его возникновения.

Оба вида вождения объединяет то, что для безопасной езды в любом из этих режимов водителю следует овладеть схожими техниками и иметь высокий уровень мастерства. То есть грань между ними размыта и на курсах контраварийного вождения тоже изучаются элементы и приемы, которые использует в своей профессиональной деятельности спортивный автогонщик, чтобы выжать на соревнованиях из своего спорткара максимум возможностей, но с другой целью – научить обычного водителя избегать ДТП. Поэтому можно сказать, что курсы контраварийного вождения это и есть обучение экстремальному вождению, но на них никто не будет учить водителя лихачить на людных городских улицах. Просто школы, реализующие такие программы обучения, используют более мягкие официальные термины для названия своих курсов, чтобы не привлекать к себе внимания контролирующих государственных органов.

Исследователи против

Недавно мне попалась на глаза цитата австралийского специалиста:  «Контраварийная переподготовка обычно неэффективна с точки зрения снижения рисков. Исследователи уверены, что это следствие того, что выработка более совершенных водительских навыков приводит к гораздо более рискованному вождению, поскольку водитель уверен, что теперь, когда он более подготовлен, он может ездить с более высокой скоростью» (Christie, R. «The effectiveness of driver training as a road safety measure: A review of the literature», Melburn, Australia, RACV, 2001).

Что я думаю об этом? Конечно, в этих словах есть рациональное зерно. Более того, европейцы уже много лет назад обнаружили этот негативный эффект от курсов экстремального вождения и нашли решение, но об этом ниже. И я сам через это прошел: 15 лет назад я впервые посетил курсы экстремального вождения в ЦВВМ профессора Э.С. Цыганкова и… стал попадать в аварии с завидной регулярностью :)) И именно это меня натолкнуло тогда на поиск истины!

Информация для водителей

В помощь водителю: дорожная разметкаДорожные знаки с пояснениями и обозначениямиРегулируемые перекрестки – основные правила проездаКультура вождения и этические нормы водителяРейтинг самых лучших аккумуляторов 2013Новогодние скидки на покупку автомобиляРейтинг лучших зимних шин 2013-2014В начале пути: о выборе автоГотовимся к морозам: правильный выбор зимней резиныВиды административных правонарушений водителяСоветы по вождению на скользкой дорогеМотоциклисты приняли участие в эксперименте властей Десятки тысяч водителей, оплативших свои штрафы, попали в списки неплательщиков«Олимпийские» полосы в Сочи: готовимся к ИграмКатегории водительских правВиды ответственности водителяСлепая зона автомобиляСодержание автомобильной аптечкиТри предупреждения для водителяПлатный участок трассы М4 «Дон»Доверенность ушла в прошлоеНеприятные встречи в путиЗеленая картаПромилле уйдут в прошлоеЕсли вы оказались в пробкеВелосипедисты на дорогахДорогие разговорыКак избежать рисков при покупке подержанного автомобиляСоветы начинающим автолюбителямАвтошкола и частный инструкторКакие документы понадобятся в автопутешествииВаш выбор: частный автоинструктор или школа для водителейОбучение экстремальному вождению на занятиях с автоинструктором

Контраварийное вождение

Чему там учат?

За контраварийную подготовку зачастую выдают курсы экстремального вождения, что не вполне корректно. Контраварийная подготовка – это не про трюки, а как раз про продуманные навыки предотвращения аварийных ситуаций в реалистичных условиях города (без использования ручного тормоза или отключения электронных систем). Например, на таких курсах вас научат экстренно тормозить перед внезапно возникшим препятствием (и покажут, как его объехать), вписываться в поворот на высокой скорости и предотвращать скольжение автомобиля (особенно актуально в зимний сезон).

Чем они полезны?

Программа контраварийной подготовки строится вокруг городских условий и учит в случае возникновения непредвиденных ситуаций выходить из них наилучшим из возможных способом – то есть имеет практическую пользу для любого водителя. Поэтому если ваша задача – почувствовать себя увереннее в городе и научиться водить безопаснее, а не щеголять опасными трюками, то вам туда.

Что в итоге?

Курсы экстремального вождения дадут вам навыки нетрадиционного управления автомобилем, использующиеся в ралли. Приемы не имеют применения на дорогах общего пользования, часто повышают самооценку водителей, что приводит к повышению аварийности.

Контраварийная подготовка даст вам навыки предотвращения аварийных ситуаций, которые могут произойти на дороге общего пользования в реальном дорожном движении. Кроме того, в результате водители глубже осознают степень опасности вождения автомобиля и становятся более адекватны в самооценке и более ответственны и осторожны за рулем.

В следующей статье я напишу о безопасном вождении и безаварийном вождении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector