Подготовка егэ по литературе: как сдать экзамен на 100 баллов?

Типы композиций

Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

Линейная Естественная последовательность событий И. Гончаров «Обломов»
Инверсионная События происходят в обратном порядке И. Бунин «Легкое дыхание»
Кольцевая (опоясывающая) Произведение начинается и заканчивается одинаково Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери»,
Концентрическая Повторение событий по ходу развития сюжета М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Зеркальная симметрия Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм Посвящена отдельная страница
Акмеизм Посвящена отдельная страница
Футуризм Посвящена отдельная страница
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 — 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Развивался на протяжении XX века.
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 — 1920 гг.
Посвящена отдельная страница
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Полезные материалы для подготовки

Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий. Справиться со всем этим помогут электронные и печатные источники.

Онлайн

В интернете имеется множество ресурсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно. Помимо прекрасного портала «Решу ЕГЭ» и видеоуроков на YouTube, стоит более внимательно рассмотреть материалы ФИПИ.

Во-первых, это видеоконсультация разработчиков КИМ, экспертов и опытных педагогов. Она находится в разделе «Выпускникам». Также не лишним будет ознакомиться с методическими материалами для учителей: в них подробно разобраны ошибки, допущенные в работах прошлого года. Ориентируясь на них, можно составить план подготовки к ЕГЭ

Наконец, много важной информации, включая примеры сочинений с их разбором, содержится в методических рекомендациях для предметных комиссий

Потренироваться в выполнении заданий ЕГЭ по литературе можно на онлайновых тренажерах «Яндекс.Репетитора». Вопросы составлены по материалам ФИПИ.

С кратким содержанием литературных текстов можно ознакомиться на ютьюб-канале онлайн-библиотеки MyBook. В коротенькие (по 9–15 минут) ролики втиснут подробный, с важными деталями синопсис произведений. Знакомство хотя бы в такой форме с обширным прозаическим и поэтическим материалом очень поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля – когда в срочном порядке надо получить представление о содержании примерно сотни книг.

Пособия и справочники

При выборе печатных материалов следует предпочесть те, которые составлены разработчиками КИМ: например, под редакцией или при участии С. А. Зинина. Такие издания снабжены грифом «ФИПИ – школе». Из других пособий очень полезна будет книга М. И. Мещеряковой «Литература в таблицах и схемах». Тем не менее экс-глава Рособрнадзора, а теперь министр просвещения С. Кравцов на ежегодной встрече с родителями школьников однозначно заявил, что продающиеся на каждом углу методички по подготовке к ЕГЭ не имеют прямого отношения к рекомендациям Рособрнадзора, у них нет статуса учебников и «все это частные инициативы». У ведомства есть открытый банк заданий, в котором содержится все, с чем на экзамене столкнутся выпускники. В копилку включены не только задания прошлого и позапрошлого года, но и, по словам министра, «даже частично текущего».

Таким образом, главное, что требуется, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе, – это анализ пробелов в своих знаниях и составленный на его основе план работы по их ликвидации. Даже если на уроках в школе целенаправленная подготовка не ведется, это не повод отказываться от экзамена: грамотно распорядившись ресурсами – временем и знаниями – подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно даже с нуля вполне реально, не зря же самое большое количество стобалльников – именно среди сдававших на первый взгляд один из самых сложных предметов итоговой аттестации.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.


Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2021 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Вспоминаем классику

Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.

Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных

К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.

Не игнорируйте «автора одной книги» – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова «Тихий Дон», а вы читали «Поднятую целину», можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется «Горе от ума», которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.

Бывает обидно, если вы прочитали несколько «кирпичей», а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.

Критерии оценивания

Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.

Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:

  1. Соответствие условию.
  2. Аргументы взяты из литературных произведений.
  3. Логичность мысли, соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.

Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.

Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:

  1. Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
  2. Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. (2б)
  4. Логичность и композиционная целостность.(3б)
  5. Соблюдение речевых норм. (3б)

Важно отметить, что в этом году критерии оценивания немного изменились, вот полный список критериев оценки ЕГЭ по литературе для 2022 года

Новшества в ЕГЭ по литературе

Изменения в проведении общегосударственного экзамена, начавшиеся в прошлом году планируется закончить в 2021-м. Теперь акцент ставится не на умение владения литературной терминологией, а на общее знание произведений – содержания, героев, некоторых цитат. Такой подход должен будет расширить область познания в литературе.

При подготовке к сдаче ЕГЭ учащимся необходимо уделить пристальное внимание работе со стихотворениями. Традиционно ученики рассчитывают на то, что в экзаменационном билете им предстоит найти какое-то конкретное произведение автора, изученного в рамках школьной программы

Стоит подчеркнуть, что КИМы нового типа будут требовать от экзаменующихся умения проводить анализ всего творчества поэта и предложат любое стихотворное произведение.

Такой подход можно считать наиболее результативным, так как он сможет показать, насколько ученик обладает умением творчески анализировать, а не просто ссылаться на страницы школьного учебника. Фрагменты использования подобного метода оценивания встречались и ранее, начиная с 2017 года в КИМах можно было встретить некоторые стихотворения, не входившие в школьную программу. Не стоит сомневаться, что количество таких произведений с каждым годом будет только больше.

Предварительные заявления представителей образовательных ведомств свидетельствуют о том, что общегосударственный экзамен по литературе станет по своей сути поистине творческим процессом. С этой целью определённые пункты коснутся основательных изменений. Основная задача КИМов будет сосредоточена на проверке наличия знаний, дающих глубокое понимание литературных произведений, а не просто умение пользоваться терминами и владение теоретико-литературными понятиями.


Структура экзаменационного билета будет аналогична подобным документам прежних лет и состоять из 2-х частей. Планируется предложить пять заданий, в которых будут опросы, объединённые в три блока.

В первом блоке ученику предлагается провести анализ отрывка из прозаического произведения и написать два небольших сочинения не менее чем на пятьдесят слов, тему одного из которых можно взять на выбор. Такие сочинения можно, скорее, считать развёрнутым ответом на поставленный вопрос.

В следующем блоке учащийся уже должен будет показать свою способность проводить анализ и интерпретацию поэтического произведения. Задания второго блока идентичны первому, разница состоит лишь в том, что меняется характер произведения с прозаического на лирический.

Задания третьего блока относятся к уровню повышенной сложности – ученик должен будет написать объёмное развёрнутое сочинение на предложенную тему. От вариантов прошлых лет нынешнее задание третьего блока отличается тем, что содержит четыре темы для написания сочинения. Наряду с тем, что расширяется выбор, становятся более высокими требования к объёму сочинения – количество слов в нём должно быть не менее 250-ти. В нём должен быть детальный анализ, который обязан раскрыть проблематику сюжета, интерпретацию, содержать собственное, подкреплённое аргументами, мнение.
От учащегося требуется чёткое соблюдение структуры сочинения, оно должно состоять из вступительной части, основной и заключения. При изложении мыслей необходимо придерживаться логической последовательности, при этом не забывать о соблюдении речевых норм.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
  3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
  6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
  7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
  8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
  10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
  11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
  12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
  13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
  14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
  15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
  16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
  17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
  18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
  19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
  20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
  21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
  22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
  23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
  24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
  25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
  26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector