Уровни российского высшего образования

Как получить ученую степень

Медики, которые ведут научную деятельность, могут претендовать на степень. Они могут специализироваться в любой отрасли медицины. К ним относятся преподаватели в ВУЗе, ученые в исследовательских центрах и ведущие практику врачи.

Сначала получают степень кандидата. Чтобы получить ее, защищают диссертацию. Ее результаты публикуют заранее. Разрешено защищаться только после экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискатель готовит исследование под началом научного руководителя, который обязательно имеет степень. Итоги должны быть опубликованы в рецензируемых журналах. Котируются только те журналы, которых входят в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Минимум публикаций — это две статьи. По объему работа должна быть около 150−200 страниц. Она пишется и защищается на русском.

Автореферат тоже должен быть на русском. Его распечатывают в количестве 100 экземпляров или около того, а потом рассылают по университетам, научным библиотекам, а также раздают членам диссертационного совета. Диссертант обязан сделать это за два месяца до защиты. Еще диссертация и автореферат загружаются на сайт учреждения, на базе которого защищаются.

Точно так же за два месяца до защиты текст передают в библиотеку организации, где будет защищаться соискатель. Также он обязан предоставить текст исследования оппонентам, чтобы они заблаговременно ознакомились с ним и подготовили письменные отзывы. Один из них должен быть доктором наук, но при этом оба не могут быть соавторами или работать в одном месте с защищающимся.

Как защищаются:

  1. Диссертант представляет итоги своего труда, доказательства главных тезисов и выводы из них, после чего ему задают вопросы по автореферату и тексту исследования.
  2. Зачитываются отзывы от учреждения-организатора и отзывы на автореферат. Диссертант отвечает и на них.
  3. Оппоненты зачитывают свои отзывы, за этим следуют ответы соискателя.
  4. В финале проходит свободная дискуссия, во время которой высказываются все желающие вне зависимости от своей квалификации или звания. Диссертант продолжает отвечать на вопросы.
  5. Потом проходит тайное голосование.

Если большинство (две трети и больше) по его итогу проголосовали за, документы отсылают в ВАК. Их называют аттестационным делом. После нескольких месяцев ВАК дает добро на выдачу документов. Иногда ВАК вызывает диссертанта защищать работу повторно, если эксперты решили так при изучении аттестационного дела.

Есть три варианта для представления работы: рукопись, доклад или монография. Ее объем должен быть около 200−250 страниц. Пишется и защищается текст на русском. Автореферат готовят за три месяца до защиты (он должен занимать две страницы) и высылают его диссертационному совету, а также научным заведениям. Назначают трех оппонентов, а не двух. Дипломы успешно защитившимся вручают спустя пару месяцев после выступления на торжественной церемонии.

Определенные организации имеют право самостоятельно присуждать степени и не обращаться в ВАК. Также существуют крайне редкие случаи, когда защищаются без диссертационного исследования. Вместо него оценивают все публикации ученого. Этот вариант доступен только тем, кто совершил по-настоящему выдающиеся открытия.

Звания в этих случаях значения не имеют.

Отличие ученой степени от ученого звания

Если вы не имеете непосредственного отношения к научному миру, то немудрено запутаться в ученых степенях и ученых званиях.

Чтобы прояснить все сомнения, давайте обозначим, чем отличаются эти «научные ранги».

Для получения этого научного титула важны опыт работы, количество опубликованных трудов, число «подопечных» – студентов и аспирантов, проводящих свои исследования под руководством преподавателя.

Ученое звание присуждают за достижения в научно-педагогической деятельности

В России присваивают два ученых звания:

  1. Доцент;
  2. Профессор.

Если захотите блеснуть своей образованностью в обществе научных деятелей, не забудьте, что степень «присуждают», а ученое звание «присваивают» — такое обозначение принято в профессиональном лексиконе и в нормативных документах.

Еще до недавних пор звание обозначало два понятия: вышеописанный научный титул и принадлежность к кафедре, на которой работал сотрудник. С 2014 года его можно получить лишь как квалификационный ранг.

Присваивать ученое звание отныне имеет право только Министерство образования, опираясь на стаж и профессиональные заслуги, прежде это была прерогатива ВАК (Высшей аттестационной комиссии – компетентный орган, уполномоченный Министерством).

Подвергся изменению также порядок получения звания – если раньше «профессора» можно было получить сразу, то теперь обязательное условие – трехлетний стаж в звании доцента.

Традиционно ученые сперва получают степень – и уже потом оказываются удостоены звания.

То есть в большинстве случаев происходит так: научный работник получает степень, предположим, кандидата наук, а потом уже звание доцента.

Таким образом, профессорами в основном становятся доктора наук.

Но, поскольку это не прописано законодательно, можно встретить профессора без докторской степени. В научном лексиконе таких профессоров принято называть «холодными».

Требования к магистерским диссертациям: ГОСТ, оформление

Написание магистерской включает следующие этапы:

Что касается требований к написанию диссертации, она должна соответствовать нормативам, установленным ГОСТом. Правила касаются как содержания, так и оформления текста. Необходимым является соблюдение интервалов, нумерации, размера шрифта, правильное использование ссылок и сносок.

Многим магистрантам известно — доработка уже готовой диссертации может занять много дней, поэтому легче просто заказать. Нам соискатели доверяют написание магистерской профессионалам с ученой степенью, знакомым с тематикой, а также со всеми требованиями и нюансами к оформлению текста.

Чешская Республика, Словакия

Как и все государства-члены ЕС, Чешская Республика и Словакия следуют Болонскому процессу. Чешская Республика и Словакия используют две системы получения степени магистра. Оба присуждают титул Mgr. или Ing. будет использоваться перед именем. Более старая система требует 5-летней программы. Новая система длится всего 2 года, но требует прохождения ранее завершенной 3-летней программы бакалавриата (звание Bc. ). Требуется написать диссертацию (как в магистратуре, так и в бакалавриате), а также сдать выпускные экзамены. Чаще всего выпускные экзамены охватывают основные области обучения всей учебной программы, т.е. студент должен подтвердить свои знания по многим предметам, которые он посещал в течение 2-х или 2-х респ. 3 года.

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по специальности, которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Входит ли учеба в магистратуре в период двухлетней отработки после окончания I ступени высшего образования на бюджетной основе?

После окончания I ступени высшего образования за счет средств республиканского бюджета специалист распределяется на два года. В случае поступления в этом же году на дневную магистратуру за счет средств республиканского бюджета, выпускник обязан в течение трех дней после зачисления письменно уведомить о своем зачислении нанимателя, учреждение образования и вернуть свидетельство о направлении на работу в учреждение образования. После получения образования на II ступени магистр распределяется на два года. В этом случае шанс занять сразу руководящую должность выше.

В случае отчисления из магистратуры до завершения обучения выпускник перераспределяется и отрабатывает срок обязательной работы по специальности I ступени высшего образования.

Зачисление в магистратуру на платной основе либо в заочной форме получения образования не освобождает от обязанности «отработки».  

В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

Периоды обучения на любом уровне образования в срок обязательной работы не входят. 

Юго-Восточная Европа

В славянских странах на юго-востоке Европы (особенно в бывших югославских республиках) система образования в значительной степени основывалась на немецкой университетской системе (в основном из-за присутствия и влияния Австро-Венгерской империи в регионе). До внедрения Болонского процесса обучение в академических университетах включало 4-5-летнюю дипломную программу для выпускников , за которой могла бы последовать 2-4-летняя магистерская программа, а затем 2-4-летняя докторантура .

После внедрения Болонского процесса, опять же на основе внедрения в Германии, звания и программы Diplom были заменены на M.Sc. и магистерские программы (в зависимости от направления обучения). Обучение построено таким образом, что магистерская программа длится достаточно долго, чтобы студент набрал в общей сложности 300 кредитов ECTS, поэтому ее продолжительность будет зависеть от количества кредитов, полученных во время обучения на степень бакалавра. Программы Pre-Bologna Magister были заброшены — после получения степени магистра наук / магистратуры и удовлетворения других академических требований студент мог перейти к получению степени доктора философии напрямую.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек

Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Как написать автореферат к магистерской

Автореферат магистерской относится к сопроводительной документации, необходимой для дальнейшей защиты работы. Автор кратко и аргументированно излагает суть проведенных исследований, полученных результатов без использования дополнительной интерпретации данных. Рекомендуемый объем – до семи стандартных страниц формата А4.

На титульном листе документа указываются все данные, что и на «титулке» диссертации, но с обязательным упоминанием слова «АВТОРЕФЕРАТ».

Основные структурные элементы

Автореферат состоит из четырех основных разделов.

Для правильного составления текста автореферата, автору рекомендуется придерживаться нескольких простых советов.

Как можно поступить

Один из интересных вариантов, который предоставляет шанс бесплатно или максимально дешево отучиться в магистратуре ВШЭ, был уже описан в предыдущем пункте. Этот вариант – участие в Олимпиаде и победа в ней.

Подготовка к экзаменационным испытаниям

Во всех остальных случаях необходимо будет пройти экзаменационные испытания.

И тут многие, кто желает приобщиться к научному и студенческому миру Высшей школы экономики сталкиваются с вопросом о том, на сколько направлений можно подавать документы в магистратуру.

Необходимо обратить внимание, что существуют несколько отделений ВШЭ:

  • В Москве.
  • В Санкт-Петербурге.
  • В Перми.
  • В Нижнем Новгороде.

Правила и требования при поступлении в каждом из отделений ВУЗа отличаются.

Так, например, в Московском подразделении можно подать документы исключительно на 1 программу.

В Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде возможности у студентов расширяются. Руководство разрешает подавать документы при поступлении в магистратуру сразу на 2 программы обучения.

А вот в Перми для абитуриентов все обстоит еще проще. Им разрешается подавать документы на поступление на неограниченное количество программ, что значительно повышает их шансы.

Что касается остальной организационной информации, то она заключается в следующем:

  • Документы на поступление подаются ежегодно в течение сентября месяца.
  • Обучение начинается с 1 октября.
  • Длительность периода обучения в магистратуре ВШЭ составляет 1 учебный год, который заканчивается в конце мая.
  • Для тех, кто не уверен в своих силах или кому нужно подтянуть определенные предметы и знания – существует такая услуга как специализированные курсы или программа дополнительного образования, позволяющие подтянуть определенные пробелы и повысить свою квалификацию.

Каждое направление потребует подготовки определенного предмета. Всего сдаются 2 квалификационных испытания – одно непосредственно по специальности, тогда как второе связано со знанием английского языка.

В зависимости от выбранного направления, также может быть некоторая корректировка именно в форме проведения экзаменов:

  • Английский проверяется тестированием и аудированием.
  • Математика, менеджмент, биология и некоторые другие проводятся исключительно в письменном виде.
  • Тогда как для ряда специальностей может быть характерна устная форма в виде предоставления портфолио и беседы по нему. К таким дисциплинам и направлениям относятся демография, управление кадрами, бизнес в электронной сфере и прочее.

Кто присуждает степень

Защищаются перед диссертационным советом, который создан при ВУЗе, НИИ или другого исследовательского центра. Он же присуждает ученые степени, как и лишает их из-за нарушений. Членов в нем должно быть одиннадцать или больше. Состоит он из докторов по соответствующей специальности. На звания при этом внимания не обращают.

Так, в России существуют две научных степени: кандидат и доктор наук. Путать их со званиями не следует. Если есть планы сделать карьеру исследователя в медицине или стать высококлассным врачом, получение ученой степени кандидата или доктора обязательно. Когда исследователь нацелен на ученое звание, это тоже будет кстати.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021

На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

  1. «Доцент» сокращается как «доц.».
  2. «Профессор» — «проф.».
  3. «Кандидат» — «канд.».
  4. «Доктор» — «д-р».

Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

Иерархия

В российской системе две степени: кандидат и доктор наук. К медицине это также применимо. Сокращаются они таким образом:

  • Кандидат медицинских наук — канд. мед. наук — к.м.н.;
  • Доктор медицинских наук — докт. мед. наук — д.м.н.

У кандидатов уже есть высокая квалификация и профессиональный опыт. Обычно им около 30 лет. Они опытные исследователи, у них уже есть опубликованные статьи в уважаемых изданиях. Как правило, это университетские преподаватели или работники НИИ. Они становятся аспирантами и учатся. Это занимает 3 года.

Кандидатами становятся, чтобы продолжать исследовать свой предмет и реализоваться в науке. Также эту степень обязательно получают те, кто планирует стать доктором. Но многие останавливаются на получении кандидата, потому что это позволяет заниматься исследовательской деятельностью самостоятельно.

Доктора проходят докторантуру, которая обычно длится 3 года. У них больше публикаций, они в науке 10 лет и более, у них уже есть репутация, они состоялись как ученые. Авторитет заработан выступлениями с докладами на конференциях, научными статьями и рецензированием. Доктор совершил выдающееся открытие в своем направлении и имеет патенты. Докторов меньше, чем кандидатов наук. Именно последние составляют большую часть научных сотрудников.

Часто после получения степени случается и присвоение звания.

Также существует особая почетная степень. Ее дают за заслуги в науке. Диссертацию защищать не нужно.

Направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности:

Код Наименование специальности, направления подготовки Уровень образования Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности Cведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
38.03.01 Экономика бакалавриат учетно-экономические науки Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 5Количество студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 15Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год: 1Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год: 3/3Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок): 23,77 Компьютерные классы, оборудованные необходимым программным обеспечением
38.03.02 Менеджмент бакалавриат интеллектуальный капитал, управление знаниями Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 5Количество студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 15Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год: 1Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год: 3/2Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок): 11,0 Компьютерные классы, оборудованные необходимым программным обеспечением
38.03.05 Бизнес-информатика бакалавриат общие вопросы информатики Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 3Количество студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 10Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год: 0Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год: 3/3Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок): 29,9 Компьютерные классы, оборудованные необходимым программным обеспечением
38.04.01 Экономика магистратура учетно-экономические науки Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 5Количество студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 15Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год: 0Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год: 1/1Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок): 23,77 Компьютерные классы, оборудованные необходимым программным обеспечением
38.04.02 Менеджмент магистратура интеллектуальный капитал, управление знаниями Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 5Количество студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности: 20Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год: 0Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год: 2/2Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок): 11,0 Компьютерные классы, оборудованные необходимым программным обеспечением

Как правильно писать: магистрант или магистрантка в отношении женщин

Как же правильно писать и произносить по отношению к женскому полу: магистрант и магистрантка? По правилам русского языка писать и произносить необходимо – магистрант. Это слово только мужского рода. Впрочем, так же как и студент.

В современной России система образования построена так, что человек, обучаясь в ВУЗе, может получить как степень бакалавра (неоконченное высшее образование), так и диплом квалифицированного специалиста (степень магистра). Причем, обучаясь в магистратуре, можно получить еще одну специальность, а значит, получить два документа о профессиональном образовании.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector