Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании
Содержание:
- Порядок проведения
- «За» и «против» сотрудничества со студентами
- Где можно пройти практику студентам разных специальностей
- Нюансы
- Виды практики в Германии
- Что такое стажировка?
- Чем стажировка отличается от практики
- Специалисты без опыта работы
- Как проходит педагогическая практика
- «На вопрос: что делать тем, кто живет с пожилыми родственниками, ответили — думайте позитивно!»
- Стажировка как форма реализации дополнительного образования
Порядок проведения
Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.
После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.
Всё, что остается сделать практиканту, это:
- Взять в деканате направление.
- Исправно посещать базовую компанию, при этом:
- соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
- выполнять индивидуальное задание;
- вести дневник практики;
- придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
- Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
- Написать и защитить отчет по практике.
Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.
По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.
Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.
«За» и «против» сотрудничества со студентами
«За»:
1) Бесплатно, нет финансовых затрат.
2) Возможность освободить время штатных сотрудников для решения более важных задач. Студентам можно доверить решение простых и длительных по времени выполнения задач, не требующих высокой компетенции.
3) Альтернатива аутсорсингу. Хорошо решаются творческие и креативные задачи по дизайну, это позволяет сэкономить средства на работе дизайн-агентства.
«Против»:
1. Временные затраты на работу со студентами, на постановку задач и курирование их выполнения. Нужен постоянный контроль с вашей стороны за качеством выполнения работы.
2. Студенты, как и фрилансеры, могут пропадать, но это реже случается со студентами-практикантами, пришедшими по рекомендации преподавателей вуза.
3. Короткий период работы со стажерами – всего два-три месяца, после чего нужно искать новых практикантов или переходить на работу за вознаграждение.
Итак, у вас есть понимание, что студентам можно доверить проекты, при этом важно четко разделять проект на простые задачи и контролировать их выполнение. Вы знаете, как и где можно найти студентов-практикантов
Теперь осталось только протестировать формат работы со студентами. Пробуйте, и у вас получится.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 5 мая 2015 года
Где можно пройти практику студентам разных специальностей
Многие студенты (особенно это касается младших курсов) не имеют чёткого представления, где проходить практику. Мы подскажем, куда стоит обратиться, чтобы получить полезный опыт.
Где пройти практику студенту-программисту
На рынке труда в ИТ-отрасли все ещё чувствуется «кадровый голод», и потому найти компанию, где можно пройти практику студенту-программисту не очень сложно
Стоит обратить внимание на крупные и средние фирмы: именно они заинтересованы в работе со студентами, т. к
часто расширяются и набирают персонал.
Во многих ИТ-компаниях есть специальные учебные центры по программированию, где студенты могут выполнять реальные проекты параллельно с основной командой разработчиков.
Где можно пройти практику студенту-юристу
Ответ на вопрос «где лучше проходить практику студенту-юристу» зависит от его специализации. Лучше выбрать базу практики, связанную с будущей работой:
- адвокатское бюро;
- прокуратуру;
- суд и пр.
Особенно актуален этот совет для тех, кто решает, где пройти преддипломную практику, ведь ВКР надо писать на основе реальной работы.
Если же вы учитесь на младших курсах и ещё не определились с будущим направлением, можно остаться в юридическом отделе университета (обычно там требуются помощники для бумажной работы) или на кафедре.
Где проходят практику лингвисты
Самый простой способ попрактиковаться в иностранном языке и получить характеристику с базы практики — устроиться в брачное агентство, которое специализируется на знакомствах с иностранцами. В такие конторы всегда требуются сотрудники, которые помогают девушкам заполнять анкеты и вести переписку.
Если эта сфера деятельности не привлекает, можно обратиться в бюро переводов: студенту, который хорошо знает язык, могут поручить несложный заказ.
Где можно пройти практику студенту-бухгалтеру
Чтобы подкрепить теоретические знания практическими навыками, будущим бухгалтерам стоит выбирать в качестве базы крупные предприятия. Там студент научится работать со специальными бухгалтерскими программами и вести документацию. В маленьких фирмах может не быть отдельной должности бухгалтера, и в таком случае студент останется без наставника.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Залог успешной практики — хорошие отношения с коллективом фирмы
Где пройти практику студенту-экономисту
Тем, кто ищет, где можно пройти практику студенту-экономисту, советуем остановить свой выбор на крупных банках. Как правило, в такие учреждения постоянно набирают сотрудников, которые могут работать консультантами (в стационарном, телефонном или онлайн-режиме). Это хорошая возможность изнутри изучить деятельность финансового предприятия и получить базовые профессиональные навыки работы с банковским продуктами.
Сложнее всего тем, кто ищет где пройти практику по специальности «экономическая безопасность»: эта отрасль предусматривает работу с конфиденциальной информацией и в профильные организации неохотно берут стажёров. Следует обратиться к куратору практики от кафедры — возможно, он порекомендует доступные варианты.
Где пройти практику психологу
Должность психолога или целые психологические службы сегодня есть во многих компаниях, но не в каждой готовы доверить душевное здоровье своих сотрудников студенту. Проще всего устроиться в социальный центр помощи зависимым, государственный детский дом или геронтологический центр: в таких организациях часто не хватает персонала и они охотно берут на практику молодых специалистов.
Другой вариант — прохождение стажировки в службе с «телефоном доверия»: там всегда нужны люди, особенно с профессиональными знаниями.
Где проходить практику менеджеру
Базой практики для будущего менеджера может стать предприятие любого профиля: главное, чтобы там были должности менеджера и студент мог видеть, чем занимаются данные специалисты.
Обычно кафедры менеджмента сами заключают договора с подходящими компаниями и помогают студентам с выбором места, где можно проходить практику.
Часто самым сложным оказывается вопрос не «где пройти практику?», а «как получить за неё хорошую оценку?». Справиться с этой проблемой, как и с многими другими, поможет студенческий сервис: его эксперты помогут определиться с базой, составить грамотный отчёт и хорошую характеристику.
Нюансы
Нанимая студента-очника, работодатель надеется, что гражданин продолжит выполнение обязанностей в компании после окончания ВУЗа. Организация сможет получить подготовленного специалистов с высшим образованием. Дополнительно учреждение может предоставлять заработную плату студентам значительно ниже, чем штатному сотруднику, занимающему аналогичную должность.
Внимание
Взаимодействие с лицами, проходящими обучение в высших образовательных учреждениях, связано с рядом дополнительных нюансов. Так, сотрудник-студент имеет право потребовать установление сокращенной рабочей недели. Дополнительно гражданин будет периодически уходить на сессию. Учебный отпуск с основным не совмещается. Период оплачивается. Организация не может оказать в ученическом отпуске, если работа является основной. Отклонение заявки будет считаться нарушением прав работника.
Студент будет отсутствовать на рабочем месте дольше остальных сотрудников. Продолжительность ученического отпуска может доходить до 4 месяцев. Такой срок устанавливается для дипломников. Обучающиеся начальных курсов отсутствуют меньше. Средняя продолжительность сессии составляет 1 месяц.
Современные молодые люди нередко стараются совмещать обучение и работу. И в вопросе, можно ли принять на работу студента дневного отделения высшего или профессионального учебного заведения, ответ безусловно будет положительным: не существует законодательно установленного запрета на совмещение дневной формы обучения с профессией.
Но стационарное образование обуславливает нехватку времени, поэтому приём на работу студента очного отделения характеризуется определёнными особенностями как для работодателя, так и для сотрудника.
Оформление студента на определённую вакансию должно соответствовать всем правилам приёма на работу, оговоренным в трудовом законодательстве (главы 11,12 Трудового кодекса РФ). Следует знать, как именно происходит процесс приема на работу новых сотрудников в этом случае, какие условия должны быть регламентированы.
Режим работы
Поскольку учащиеся имеют возможность работать только неполный рабочий день, руководителю следует документально утвердить все нюансы, касающиеся режима труда, основываясь на статье 57 ТК РФ.
В трудовом договоре, заключаемом во время приёма на службу студента, обязательно должны быть закреплены такие положения:
- длительность каждой рабочей смены;
- часы начала и завершения деятельности;
- количество рабочих смен в неделю;
- чередование выходных дней с рабочими.
Чтобы студент мог продуктивно исполнять свои обязанности по работе без вреда для учебного процесса, подходящим вариантом может стать место работы с гибким графиком. По поводу того, могут ли работать студенты дневного отделения только во время каникул, стоит отметить, что когда сотрудник оформляется на работу на оговоренный срок, которым могут быть и каникулы, трудовой контракт является срочным. Такое соглашение ограничено определёнными временными рамками.
Необходимые документы
Работодатель, осуществляющий прием на работу студентов, обязан подписать приказ о трудоустройстве, оформленный надлежащим образом. Также открывается трудовая книжка — это необходимо, если данное рабочее место является первым для молодого человека.
Виды практики в Германии
В немецких вузах есть два вида практики:
- обязательная;
- добровольная.
Обязательная практика
Ее должны пройти все студенты. Обязательная практика длится обычно 3–6 месяцев, и на это время учащиеся освобождаются от занятий. На некоторых специальностях, например, на медицинских, педагогических, практика длится дольше.
Решение об оплате обязательной практики принимает работодатель. То есть он может вообще ее не оплачивать либо назначить ту или иную сумму до 1557 евро в месяц.
Учащийся сам ищет место прохождения практики, поэтому выбор за ним. Иногда имеет смысл поработать бесплатно, если компания престижная или опыт работы в ней очень интересен, либо позволяет приобрести какие-то особые навыки и знания.
Добровольная практика
В свободное от учебы время, например, во время каникул или работы над курсовой, учащиеся могут проходить дополнительную практику по собственной инициативе. Место прохождения практики студент ищет самостоятельно, а вот отношения с работодателем регулируются законом: если длительность стажировки превышает 3 месяца, он обязан оплачивать работу не ниже минимальной заработной платы (1557 евро в месяц до вычета налогов).
Альтернативная практика
У немецких студентов популярны стажировки за рубежом, причем практика может быть не связана со специальностью. Молодежь едет в интересные страны, чтобы преподавать немецкий, ухаживать за животными, принимать участие в волонтерских программах. Цель таких поездок — расширение кругозора, культурные связи, получение нового жизненного опыта.
Что такое стажировка?
Первая работа, а точнее устройство на нее — та еще головная боль для студента или учащегося среднего специального, высшего учебного учреждения. Нет опыта — не берут на работу, а как его получить, если сотрудники без опыта никому не нужны? И тут на помощь приходит стажировка для студентов. Она позволяет получить необходимые навыки и знания в ходе производственного процесса без отрыва от обучения, поскольку проходит во время практики, каникул или по свободному графику.
Популярны летние стажировки для студентов — их можно проходить в своей стране либо за рубежом, все зависит от возможностей и целей учащегося
Самое главное то, что они позволяют получить первый практический опыт и, что не менее важно, запись в трудовой, посмотреть на профессию изнутри и даже получить за это небольшие деньги. Попасть на стажировку в хорошую компанию не очень легко, но все равно намного проще, чем устроиться на работу
Учтите, что чем солиднее организация, тем более высокие требования она предъявляет к соискателю — от вас могут потребовать знания иностранных языков, руководство будет уделять повышенное внимание личным качествам. Впрочем, при отсутствии опыта именно коммуникабельность, целеустремленность, обязательность, умение находить решения в самых нестандартных ситуациях становятся главными путевками в большой мир
Чем стажировка отличается от практики
На первый взгляд может показаться, что практика и стажировка для студентов – это одно и то же. Но эти виды профессиональной деятельности существенно отличаются по сути и способу достижения поставленных целей.
Критерии | Стажировка | Практика |
---|---|---|
1. Суть | Дополнительное профильное образование. Главная цель – знакомство с особенностями работы конкретной организации, использование знаний для достижения определенных целей на практике. | Обязательная часть обучения в вузе, необходимая для профессиональной подготовки студентов, сбора информации для написания дипломной работы. |
2. Кто и когда направляет | Осуществляется исключительно по желанию студента. Рекомендуется искать возможность стажировки, начиная с 4-го курса. Может проводиться в каникулярное время. | Реализуется согласно образовательной программе (4-5 курс) на основе договора, заключенного с производственной организацией. Осуществляется исключительно в учебное время. |
3. Продолжительность | Устанавливается принимающей организацией. Обычно занимает от двух до трех месяцев. Отдельные программы могут длиться около года. Занятость студента – полная или частичная. | Устанавливается учебным заведением. В зависимости от вида практики, направления и профиля подготовки может продолжаться от шести до десяти недель с восьми часовым рабочим днем. |
4. Особенности работы | Выполнение заданий, предусмотренных программой стажировки, иногда не связанных со специальностью. | Деятельность студента основана на достижении целей и задач практики, отраженных в индивидуальном плане. |
5. Трудоустройство | Часто одним из условий стажировки является отбор лучших кандидатов для замещения вакантных должностей. | Как правило, прием на постоянную работу не предусмотрен. Предложение получают только наиболее инициативные практиканты. |
Специалисты без опыта работы
Конечно, многие работодатели с радостью возьмут молоденького студента без опыта работы. Мы могли бы соврать вам, что работодатели входят в положение молодых специалистов и прекрасно понимают, что им негде набраться опыта.
Но на самом же деле правда гораздо банальнее – просто специалисту без опыта можно платить в разы меньше и требовать от него куда больше. А многие вообще не получают никакого материального вознаграждения . Вот чем чревата учебная практика студентам.
Ну а так как пройти практику студентам нужно всенепременно и обязательно, бедняжкам ничего не остается, кроме как соглашаться на рабский труд. К тому же, нужно же как-то нарабатывать опыт.
Как проходит педагогическая практика
Обычно педагогическая практика состоит из нескольких этапов:
- Знакомство с базой практики, её структурой.
- Согласование с куратором круга обязанностей, которые будет выполнять практикант (проведение занятий с воспитанниками/учениками, организация мероприятия, проведение бесед с родителями и пр.).
- Подготовка и выполнение поставленных задач (при помощи куратора и пед. коллектива).
- Анализ работы (насколько успешно практикант исполнял обязанности).
- Подготовка отчёта по педагогической практике и характеристики со стороны базы практики.
Конкретные обязанности зависят от учебной программы и места прохождения практики: это может быть проведение занятий с воспитанниками детского сада или уроков со школьниками, участие в проведении родительского собрания, подготовка утренника, концерта, отрядного мероприятия и пр.
Педагогическая практика может быть как учебной, так и производственной или преддипломной. Чем старше курс — тем сложнее задания практики.
Дадим несколько советов по прохождению практики:
- Во время всего периода практики студенты должны вести дневник, где фиксируют, чем они занимались на протяжении дня. Внимательное и регулярное заполнение дневника поможет составить полный и подробный отчёт.
- Перед проведением урока практикант обычно посещает занятия опытных преподавателей, анализирует их, выделяет применяемые методические приёмы, педагогические техники и пр. Не пренебрегайте этой возможностью: опыт старших коллег может пригодится.
- Готовя мероприятие, старайтесь учитывать склонности детей, не заставляйте их делать то, с чем они плохо справляются.
- При проведении бесед с родителями совмещайте критику и похвалу ребёнка: разговор только о недостатках не будет конструктивным.
- Старайтесь поддерживать со всеми членами пед. коллектива дружеские отношения: тогда вы в любой момент сможете обратиться за советом и сможете рассчитывать на хорошую характеристику.
Студентов, которые учатся в профильных техникумах, часто интересует, как проходит практика в педагогическом колледже. Она организована также, как и в вузе: учащихся направляют в садик, школу или летний лагерь и выдают определённое задание. После выполнения задания на практику, студенты пед. колледжей готовят отчёт, где отражают прохождение практики и фиксируют, какие новые знания и умения приобрели в этот период.
Правильно составить отчёт по пед. практике и получить за неё помогут профессионалы из студенческого сервиса. Они научат, как справляться с любыми учебными работами.
«На вопрос: что делать тем, кто живет с пожилыми родственниками, ответили — думайте позитивно!»
Студентка 4 курса МГПУ (городской педагогический)
В субботу поступила информация, что, скорее всего, мы 19-го числа выходим на практику в школы. Нам ничего не сообщается кроме того, что эта практика будет длиться один-полтора месяца, да и это не точно, её могут увеличить. Ни на один вопрос нам четкого ответа не дали. Было очень много вопросов касаемо количества часов, которые мы проведем на практике, того, чем мы должны будем заниматься на этой практике, насколько вообще правомерно так менять вид практики. Изначально предполагалось, что мы проведем 15 уроков, сделаем отчет по практике, а нам в итоге увеличили количество часов и ничего не говорят о том, чем мы там будем заниматься. Далее был вопрос о том, что многие студенты проживают с родителями или бабушками/дедушками, которые старше 65 лет. Им непонятно, что они должны делать в этой ситуации, поскольку они не хотят подвергать родных такой опасности. На это нам дали ответ: «Выходите на практику!». Это прозвучало в очень грубой форме. Было видно, что в наше положение никаким образом не хотят войти и никак не будут помогать решать эту проблему. Ближе к концу собрания, после ряда всех этих вопросов об организации и наших попыток выяснить, что же вообще нас ждет и что с этим делать, нам предложили «не нагнетать обстановку, думать позитивно и задавать позитивные вопросы».
Также во время собрания многократно упоминалась ситуация со студентами-медиками, но мы посчитали такое сравнение нецелесообразным, потому что студентам-медикам за это платили, и они работали со своими коллегами. В нашей же ситуации получилось так, что учителей оставляют дома, а нас отправляют на их место в классы. Вот эта вот замена одного человека на другого неравнозначна тому, что было в случае с медперсоналом. Подводя итог этого собрания, мы по-прежнему не знаем, что нас ждет в школах. Мы по-прежнему не понимаем, сколько часов мы будем работать. Мы не понимаем, сколько будет длиться практика. Мы не понимаем, что будет с нашим образованием после такого большого перерыва без семинаров. Выпускные курсы не понимают, как они при этом должны параллельно готовиться к государственным экзаменам и писать ВКР. Университет ясно дал понять, что либо мы выполняем этот приказ и просто работаем бесплатно под видом практики неопределенное количество времени, либо забираем документы.
В МГПУ на запрос The Insider не ответили.
Стажировка как форма реализации дополнительного образования
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:
-
самостоятельная работа с учебными изданиями;
-
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
-
изучение организации и технологии производства, работ;
-
непосредственное участие в планировании работы организации;
-
работа с технической, нормативной и другой документацией;
-
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
-
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.
Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.