Капитан судна

Кто такой судоводитель?

Судоводитель – представитель командного состава судна, один из помощников капитана. Он умеет не только управлять суднами различного типа, но и при необходимости осуществлять командование экипажем.

История мореходства насчитывает, по мнению многих ученых, около 50-60 тысяч лет – одним из доказательств этой теории является генетическое сходство между австралийскими аборигенами и коренными жителями африканского континента. Преодоление водной части планеты и переселение на другие материки, которые стали поворотным моментом в истории развития цивилизации, во многом зависело от первых мореплавателей.

Скорее всего, они управляли самыми примитивными средствами передвижения по воде – плотами. Но и этот «корабль» нужно было вести по морю, используя течение, ветер, ориентируясь по звездам. То есть, древние люди были знакомы с главными принципами судовождения. Надо заметить, что такие рискованные морские путешествия требовали немалой отваги.

Также будущим мореплавателям очень пригодятся способности к изучению математических и естественных наук. Юношам, которые мечтают о кругосветных круизах на туристических лайнерах, кроме специальных предметов, со школьной скамьи следует заняться серьезной филологической подготовкой, так как без знания языков попасть на такие направления судоходства проблематично.

Кроме пассажирских перевозок, морские и речные судна задействованы в грузоперевозках. А промышленная ловля рыбы без этого вида транспорта просто невозможна. Специфика работы на таких суднах отличается прозаичностью и даже суровыми буднями, но именно в этих отраслях профессия судоводителя более востребована.

Судоводитель, являясь одним из троих помощников капитана, управляет судном, отвечает за сохранность грузов, руководит экипажем. Кроме стояния на вахте за штурвалом, он ведет бортовые журналы. На транспортных и рыболовецких судах он отвечает за погрузку и разгрузку, ведет отчетную документацию.

Трудовой договор с моряком

Трудовой договор с моряком должен содержать все условия, которые перечислены в статье 57 ТК РФ, помимо этого существует примерная форма трудового договора с моряком, которая утверждена Приказом Минтруда РФ от 20.01.2015 за № 23н «Об утверждении примерной формы трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (моряком)». Данная форма носит только рекомендательный характер, то есть использовать ее не обязательно, но в ней подробно освещены все необходимые условия, которые включаются в текст трудового договора:

Сведения о месте работы.
Порядок оплаты труда.
Трудовые функции с учетом характера работы личного состава водного транспорта.
График работы, в данном случае особое внимание уделяется оплате и компенсации отгулами сверхурочных часов работы.

Очень часто с работниками водного транспорта заключаются трудовые договора только на определенный срок. Подробнее о том, в каких случаях работодатель может это делать без согласования с работником можно посмотреть в таблице:

Основание для заключения срочного трудового договора Нужно ли согласование с работником
Работа носит сезонный характер Не требуется
Работа носит временный характер, ее период не будет превышать два месяца Не требуется
Для замещения временно отсутствующего работника Не требуется
Временный трудовой договор с трудящимся на водном транспорте По согласию сторон
Прием по совместительству По согласию сторон

Обратите внимание! Если работник на основной работе управляется транспортным средством (судном), то по совместительству его нельзя принять на такую же должность (статья 282 ТК РФ). Все вышеуказанные основания содержатся в статье 59 ТК РФ, в противном случае заключение временного трудового договора с моряком будет незаконным

Все вышеуказанные основания содержатся в статье 59 ТК РФ, в противном случае заключение временного трудового договора с моряком будет незаконным.

Особенности работы на корабле

Трудоустройство на морском судне бывает двух видов: для квалифицированных моряков, имеющих соответствующее образование и опыт работы, а также для обслуживающего персонала (официанты, повара, аниматоры и т.д.). Некоторые должности на корабле требуют обязательного наличия «паспорта моряка» и документов о профильном образовании. Другие вакансии доступны для всех желающих с 18-летнего возраста. Главное требование здесь состоит лишь во владении разговорным английским языком.

Основной недостаток работы на корабле — длительность контракта. На круизных судах он может заключаться на срок от 4 до 12 месяцев. Учитывая специфику морских путешествий, поехать домой «на праздники» не получится.

Преимущества также очевидны: работодатель обеспечивает бесплатным проживанием во внутренней каюте (размещение по 2-3 человека) и питанием. Это значительно сокращает расходы.

Плюсы и минусы работы матросом

У любой рабочей профессии есть как плюсы, так и минусы. Если при этом профессия связана с морем, то все тяготы и лишения можно смело умножать на два. Ну и преимущества тоже:

  • высокий спрос на хороших специалистов;

  • высокий заработок;

  • возможность путешествовать.

Минусы, однако, тоже существенны:

  • высокая ответственность;

  • физически тяжелая работа;

  • тяжелое трудоустройство;

  • требуется множество документов для получения работы;

  • строгий распорядок службы и дисциплина;

  • высокие профессиональные риски (несчастные случаи, кораблекрушение и т.д.).

Все эти данные дают возможность сделать вывод, что матрос — это тот, кто хочет не только путешествовать и получать достойную зарплату, но и умеет нести ответственность за вверенное имущество и стремиться к развитию своих навыков.

Плюсы и минусы морской работы

Словосочетание «морские профессии» для многих окутано романтикой, ведь это возможность видеть бесконечный морской простор, дышать соленым воздухом, знакомиться с новыми странами.

Но помимо этого работа в море — это долгие разлуки с сушей, семьей и друзьями, повышенная нагрузка на организм, вынужденное длительное пребывание на ограниченном пространстве в замкнутом коллективе. Для этого нужны не только хорошие профнавыки, а еще и крепкое здоровье, устойчивая психика.

Вот как выглядят обе стороны морского дела.

Преимущества

Путешествия «без отрыва от производства». Освоить морскую профессию — это, пожалуй, оптимальный способ реализовать потребность в путешествиях, да еще и заработать на этом. Новые страны, традиции, блюда — все это доступно морякам просто так, «по долгу службы».

Финансовая обеспеченность. Работа в море высоко оплачивается. Кроме того, в рейсе моряк находится на полном довольствии и по его окончанию получает внушительную сумму. Многим удается за несколько лет работы на судах собрать стартовый капитал для собственного дела.

Возможность работать в разных странах. Морские профессии интернациональны, поэтому их обладатели имеют хорошие шансы трудоустроиться не только в родной стране, а и за ее пределами.

Недостатки

Неблагоприятные условия труда. Морские профессии собрали немало признаков, по которым работу называют опасной или вредной для здоровья. Это повышенная влажность, перепады температур, воздействие шума и качки, взаимодействие с нефтепродуктами, вахтовый режим труда. И все это — одновременно.

Изоляция. Даже очень большое судно — это ограниченная территория. Даже очень многочисленная команда — это узки круг общения. А если оказаться в интернациональном коллективе, то прибавится еще и языковая изолированность. Со временем эти обстоятельства могут начать давить на психику, угнетать.

Высокие риски. Воздействие стихии, возможные поломки судна, другие непредвиденные факторы переводят морские профессии в категорию высокорискованных. Даже нападение пиратов — все еще в списке возможных опасностей, в технологически развитом XXI веке.

Как видите, выбирая морскую профессию, стоить отодвинуть завесу романтики и тщательно взвесить все за и против.

Но если уж решили, значит, это ваше призвание, надо изучать возможности.

Связанные с природой

Рассмотрим список профессий, связанных с природой, благодаря которым можно путешествовать по миру.

  1. Археолог.

Чтобы быть членом экспедиции, не обязательно иметь ученую степень и большой опыт работы в этой сфере.

При этом археология:

  • откроет вам мир под новым ракурсом;
  • подарит возможность познать историю предков;
  • позволит увидеть воочию предметы из древности.

Путешествовать и познавать историю – прекрасный вариант для молодежи.

  1. Геолог.

Еще одна профессия, требующая путешествий. Ее представители изучают строение земной коры, открывают новые возможности наших недр.

При этом находятся на свежем воздухе и познают планету, так сказать, изнутри.

  1. Биолог.

Работники профессии имеют возможность колесить по земному шару в поисках новых форм жизни, они изучают флору и фауну.

  1. Помощник в частных фермерских хозяйствах, сборщик ягод.

Ковыряться в грядках можно не только на собственном участке, но и в других странах.

Участником предоставляются:

  • жилье;
  • еда;
  • небольшая плата.

Рабочий день длится не больше 6 часов. Все остальное время вы можете тратить на знакомство с природой и культурой чужой страны.

  1. Туристический агент.

Эта профессия дает приятные возможности. Большую часть года вы проводите в своем родном офисе. Но периодически отправляетесь по служебным заданиям.

Вам придется ездить в разные отели, чтобы собрать информацию о них и подготовить рекламные материалы для будущих туристов-путешественников. Заодно вы и сами сможете отдохнуть и познакомиться с новой страной.

  1. Блогер-путешественник.

Зарабатывать на путешествиях может и видео-блогер. Для этого ему сначала придется раскрутить сам блог, наполнив его интересными видеороликами и статьями. А затем найти спонсора для своих поездок.

  1. Водитель-дальнобойщик.

Работа подойдет для тех, кто не любит душных офисов и ежедневного однообразия, а общение с сотрудниками вызывает легкое отвращение.

Кстати, читайте нашу статью о профессиях для интровертов.

  1. Океанограф.

Любителям морских путешествий и тем, кто жаждет все новых и новых знаний о подводном мире, эта профессия подойдет как нельзя лучше.

Специалисты проводят практически все рабочее время на исследовательских судах, находясь вдалеке от дома многие месяцы.

  1. Инструктор подводного плавания с аквалангом.

Нет ничего сложного в том, чтобы получить международный сертификат, дающий право сопровождать и обучать погружениям под воду.

А устроиться на работу можно в таких живописных уголках планеты, как:

  • Египет;
  • Мальдивы;
  • Мексика;
  • Гондурас;
  • Филиппины;
  • Гавайи и т.д.

Подводный мир водоемов этих стран по истине прекрасен, и наслаждаться видами можно бесконечно.

  1. Уфолог.

Изучает все, что связано с инопланетной жизнью. Посещает места на планете, где по уверению очевидцев, были замечены инопланетные тарелки.

Очень мистическая профессия, позволяющая путешествовать, расширяющая сознание и мировосприятие.

Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно. 

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.  

Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.  

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт. 

Только для девушек

Определим, какие профессии для девушек связаны с путешествиями.

  1. Модель.

Если вы выглядите иначе, чем большинство граждан вашей страны, то, считайте свою внешность экзотикой.

  1. Медсестра.

Во многих странах не хватает квалифицированных сотрудников в сфере медицины, поэтому медсестры пользуются большим спросом на мировом рынке труда.

Это отличный способ путешествовать и хорошо зарабатывать.

  1. Няня.

Няня — очень востребованная профессия, особенно в наше время, когда все заняты, а женщины редко сидят дома с детьми. Найти работу няни можно и в своей стране. Но если есть цель хорошо заработать, то лучше всего устроиться за границу.

  • Вы сможете заключить контракт с семьей на определенный срок, например, месяц или год. по истечении срока вы снова — вольная птица. Можете переезжать и искать место няни в новой регионе.
  • Бывает и так, что семья ищет няню для совместной поездки в отпуск. Пока родители отдыхают под пальмами, няня будет присматривать за малышом.
  1. Инструктор по йоге.

А можно и вовсе, уехать на Бали и преподавать там йогу. Женщины-инструкторы обязательно смогут найти своих единомышленниц и создать группу, выполняющую асаны на свежем воздухе.

  1. Au Pair (с французского «на равных»).

Это международная программа культурного обмена, которая позволяет:

  • жить в принимающей семье;
  • изучить местный язык;
  • познакомиться с культурой и страной в целом.

От иностранца требуется выполнять небольшую работу в доме. Например, приводить детей после школы, заниматься уборкой помещений, покупать продукты по списку и т.п.

  1. Агент по закупкам.

Для модниц, у которых страсть к путешествиям, работа в закупках может стать работой мечты.

В дополнение к мониторингу товаров в магазине, агенты по закупкам участвуют в совещаниях поставщиков, показах мод и конференциях в разных странах, чтобы определить отрасли и потребительские тенденции. А также принимают решения о том, какие товары лучше всего продавать.

Обязанности

Само по себе слово «моряк» обобщает все морские специальности. В зависимости от выполняемых функций моряки могут быть капитанами, штурманами, лоцманами, матросами и т. д. При этом на судне, как правило, представлено две основных службы — палубная и машинная.

Капитан стоит во главе всего экипажа и палубной службы, куда входят офицеры — старший, второй, третий, четвёртый помощники капитана, а также рядовой состав — боцман, матросы, повара и официанты. Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы — занимается смазкой, уборкой, покраской.

Старший механик возглавляет машинную службу, куда входят офицеры — второй, третий, четвёртый, системный механики, электромеханик, рефрижераторный механик, а также рядовой состав — мотористы, уборщики, сварщики, токари. Машинная команда поддерживает в работоспособном состоянии весь комплекс механизмов машинного отделения.

Морские специальности

Чтобы выяснить какие морские специальности существуют, нужно иметь представление о том, кто входит в экипаж судна. В его составе капитан, офицеры – старший, а также второй, третий и четвертый помощники капитана, рядовой состав – уборщики, мотористы, токари, повара, официанты, боцманы и другие; старший механик и ему подчиняющиеся системный механик, электромеханик и рефрижераторный механик.

Как известно, капитан всему голова, именно он стоит заведует экипажем и палубной службой. Экипаж может состоять из огромной команды людей. При этом каждый сотрудник занимает свою нишу и выполняет функции, возложенные на него, а все вместе они обеспечивают бесперебойную и безопасную работу судна.

В экипаж входят офицеры и рядовой состав (повара, официанты). Палубная служба осуществляет подготовку и тренировку экипажа. В их обязанности также входит построение маршрута на карте, проверка оборудования и при необходимости смазка, покраска палубных механизмов.

В свою очередь машинная служба занимается поддержкой работоспособности всех механизмов машинного отделения, соответственно. Во главе этой службы находится старший механик. Ему подчиняются второй, третий, четвертый офицеры, системные механики, рефрижераторный механик и рядовой состав (уборщики, сварщики, токари).

Записи в трудовой книжке моряка

Информация о работе трудящихся на водном транспорте заносится сразу в два документа:

  • Трудовая книжка – она ведется на всех работников, для которых данная работа является основной. Все записи делаются в порядке предусмотренным законодательством.
  • Мореходная книжка – это документ, который выдается трудящимся только на морском транспорте. Она ведется на двух языках, в ней указываются данные работника и его должность. Ведение данного документа регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 за № 628, в нем приведен не только порядок ведения мореходной книжки, но и ее бланк.

Тем, кто работает на речном транспорте, сведения о работе заносятся только в трудовую книжку. Как и обычным категориям работников.

Обучение на моряка дальнего плавания

Командный (офицерский) состав судна должен иметь высшее образование, члены судовой команды – среднее профессиональное образование. В ссузах РФ открыты следующие направления подготовки:

  • «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
  • «Судовождение»,
  • «Матрос»,
  • «Повар судовой»,
  • «Электрик судовой» и другие.

Если вы желаете изучать морское дело в вузе, то стоит рассмотреть направления подготовки «Судовождение» (код: 26.05.05), «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» (код: 26.03.01) и другие. Для работы необходимо хорошее знание английского языка. Потребуются дополнительные международные сертификаты, например, Marlins, ECDIS, STCW, HUET и другие (зависит от должности, типа судна, требований нанимающей компании и других факторов).

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов, как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$. Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.

В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.


Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.

Сколько зарабатывает матрос

Зарплата матроса на рейсах внутри страны (каботажное плавание) раза в два меньше, чем на международных рейсах и составляет 600-700 долларов в месяц.

Матрос международного рейса может зарабатывать от 1000 до 2500 долларов в месяц. Все зависит от опыта, рекомендаций, характеристик и наличия полного пакета документов допуска к работе, а также от того, с какой компанией посчастливится заключить контракт.

Работа матросом на судне: кого возьмут, где и сколько учиться

Возрастной ценз для матроса довольно широкий – до 60 лет. Но необходимо подтвердить своё богатырское здоровье, пройдя специализированную медкомиссию (справки из обычных поликлиник не котируются).

Обучением матросов занимаются многочисленные платные тренировочные морские центры. Их достаточно много в приморских городах. Такие курсы функционируют при средних специальных и высших морских военных и гражданских учебных заведениях. Стоимость обучения на матроса колеблется от 10 до 15-18 тысяч рублей. Причём, не обязательно есть прямая связь между качеством обучения и высокими расценками. Обучают на матроса недолго: теоретический курс длится 2-3 месяца, затем следует 2 месяца обязательной практики в море. Обычно кадеты ищут её самостоятельно.

Востребованность работы матросом: вакансии

Вакансии матроса соискателям предоставляют крюинговые агентства, которых великое множество в припортовых городах. Вы можете также воспользоваться услугами онлайн сервисов, которые разошлют Ваше резюме по судовладельческим компаниям. Приготовьтесь к тому, что для получения места на судне международного следования, вам придётся сначала отработать определённый срок на отечественном каботаже, чтобы соответствовать условиям набора персонала для международных компаний. Для участия в международных рейсах вам также понадобятся:

  • Знание и сдача экзамена по «морскому английскому».

  • Прививка от жёлтой лихорадки.

  • Рабочий диплом моряка международного образца (на него меняют учебный диплом после окончания основных курсов, если Вы проходите спец. аттестацию).

  • Паспорт моряка международного образца.

  • Международный сертификат по прохождению курсов безопасности (СОЛАС) – курсы длятся 5 дней, каждые 5 лет надо проходить переаттестацию.

  • Международный сертификат по прохождению шлюпочных курсов – длятся 3 дня.

  • Справка от специализированной медкомиссии.

Рабочий диплом и паспорт моряка выдаёт государственная морская администрация. Сертификаты международного образца по шлюпочным курсам и СОЛАС – только лицензированные тренажёрные курсы. Поэтому выбирая, где учиться, заведомо узнайте, имеет ли учебное подразделение лицензию на выдачу этих сертификатов.

Профессии, связанные с морем для девушек

В противовес популярной песни, где говорится, от имени девушки, что, я – морячка, а ты, мол, моряк,  ты – на море, я – на суше: все не свидимся никак, сейчас достаточно много женских специальностей морского направления. Начиная от востребованности представителей, вернее представительниц развлекательного жанра, и, заканчивая обслуживающим персоналом во время круизных рейсов морских и океанских судов.

Кроме развлекательных и обслуживающих функций девушки и женщины на кораблях могут занимать, и капитанские, и штурманские должности, а также быть лоцманами и шкиперами, не говоря уже о корабельных врачах.

По статистике среди всего численного состава, скажем так, отъявленных моряков сейчас находится около 2 процентов женщин.

Однако морская жизнь – это не только романтика приключений, но и суровые будни вдали от родных очагов и семей, поэтому женщинам, как хранительницам семейных ценностей морские профессии менее привлекательны, чем для мужчин.

Особенности профессии

Деятельность моряков дальнего плавания тесно связана с путешествиями, постоянным общением, высокой ответственностью и сложной физической работой. Многие моряки выбирают длительные рейсы с целью получения материальной выгоды, ведь за 2-3 года активной работы можно быстро собрать деньги на крупную покупку: квартира, машина, дом и т. д. Главный человек на судне – капитан, однако в экипаж также входят:

  • помощники капитана,
  • механики и электромеханики,
  • боцман,
  • судовой повар (кок),
  • радиоспециалисты,
  • матросы и другие специалисты.

Все члены экипажа разделены на руководящий состав и судовую команду (палубная, машинная). На судне царит строгая иерархическая система подчинения, которая необходима для соблюдения порядка. Каждый специалист несет ответственность за свой участок работ: капитан осуществляет руководство экипажем, матрос – убирает, кок – готовит и т. д. Моряк имеет отличное здоровье, медкомиссия не пустит в рейс человека, страдающего, например, от проблем со зрением.

Недостатки профессии судоводитель

Даже работа на гражданском судне по условиям больше похожа на суровые будни военных моряков. А все потому, что смысл профессии состоит в том, что рабочее место судоводителя находится не на берегу. Другими словами, он несет вахту вдали от дома, что накладывает отпечаток на бытовые условия жизни. Из-за того, что он часто находится вне дома, ему сложно решать семейные вопросы, заниматься обустройством дома и другими «сухопутными» вопросами.

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Трудоустройство

Подбором кадров для судовладельца и оформлением документов для следования моряка на судно чаще всего занимаются крюинговые компании – посредники между судовладельцем и моряком, расположенные по всему миру. Связь с ними поддерживается по телефону и электронной почте.

Как устроиться на судно, работающее под иностранным флагом? Моряку необязательно являться на собеседование в другую страну: всё делается по телефону. А вот чтобы получить лицензию страны флага на право работы, кандидатам на место на судне иногда приходится лететь и сдавать экзамен на английском языке в страну, выдающую документ.

Поначалу, когда нет достаточного опыта работы, крюинговые компании предлагают контракты продолжительностью до 9–10 месяцев. Иногда судовладелец заключает с моряком постоянный контракт. В иностранных компаниях моряки работают чаще всего по временным контрактам.

Более высокую зарплату опытным морякам предлагают европейские и американские компании. Зарплата русского старшего механика, к примеру, может составлять 500 долларов в день при продолжительности контракта 6 недель. На этом же судне зарплата помощника повара из Непала – всего 200 долларов в месяц при продолжительности контракта 2 года. Кстати, полноценное питание на борту также предоставляется моряку за счет судовладельца.

В некотором смысле, моряк не выбирает, где ему работать, ведь один и тот же пароход может перевозить грузы как между несколькими определенными портами по заранее составленному расписанию (это называется линейным судоходством или работой на линии), так и между разными портами, меняющимися при каждом новом грузе (это называется трамповым судоходством, от английского слова tramp – бродяга).

Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз. 

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам: 

  • 25.05.06  Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
  • 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 26.05.05 Судовождение
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы: 

Колледж Специальности
Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство

Судостроение является одним из видов морских профессий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector