Музыка для улучшения работы мозга и памяти
Содержание:
- Что надо знать об открытии Георги Лозанова? И музыка для развития мозга и памяти у взрослых
- Главный миф музыкальной терапии
- Какие части мозга мы используем для музыки?
- Секрет людей, обладающих феноменальной памятью
- Музыка для улучшения работы мозга
- Музыка для развития детского мозга
- Как повысить продуктивность работы
- Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение
- Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?
- Как музыка влияет на настроение и психику
- Что такое «эффект Моцарта»?
- Самое древнее влияние музыки на человека
- Классическая музыка и концентрация внимания
- Потенциал музыки
- Интеллект и образование
- Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Что надо знать об открытии Георги Лозанова? И музыка для развития мозга и памяти у взрослых
Георги Лозанов с его коллегой Алеко Наваковым, изучив этот вопрос, доказали, что музыка, имеющая ритм 60 ударов в минуту, дающая альфа состояние, может помочь изучить иностранные языки, любые предметы.
Не только запомнить нужную информацию, но и расширить память. Вы вспомните то, что давно знали, но забыли. Милтон Эриксон и Линн Купер обнаружили такой же эффект от альфа состояния.
К такой музыке относятся медленные части произведений Баха, Вивальди, Телемана.
Нужная нам музыка начинается с 3:32 минуты.
Усиление любого обучения, любого усвоения информации дает музыка именно с темпом от 60-64 ударов в минуту. Он используется в медленной части произведений.
Эти произведения часто писались для струнных инструментов, дающих высокочастотные звуки, для скрипки, гитары, мандолины.
Слушая такую музыку студенты расслаблялись и слушали информацию, которую необходимую запомнить на ее фоне. Студенты Георги Лозанова и Алеко Навакова, находясь в расслабленном состоянии, запоминали на высокой скорости и до 98 процентов от всего объема.
И это очень хороший результат. За 10 лет работы Г. Лозанов научился обучать студентов 3000 иностранным словам в день, а если вы знаете столько слов, то вы можете бегло общаться на языке.
Представьте, что сегодня вы язык не знаете, а завтра вы на нем разговариваете. Кстати его методика сегодня частично используется в некоторых ВУЗах иностранных языков в Москве.
Но, конечно, мы не Георги Лозанов, он обладал поистине удивительными способностями, но мы можем использовать музыку и его открытие. Мне бы хватило 500 иностранных слов в вдень)
Но не так все просто.
Главный миф музыкальной терапии
Одна из самых популярных спекулятивных теорий в области использования музыки для повышения результатов умственной деятельности — так называемый эффект Моцарта. Утверждают, что музыка Моцарта — жизнерадостная и позитивная — помогает решать задачи и учиться.
Судя по всему, это мнение породило исследование, опубликованное в журнале Nature, в котором ученые анализировали влияние музыки разного темпа и тональности на состояние обучающихся. Проблема в том, что участникам эксперимента давали слушать одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. Результаты показали, что быстрая и жизнерадостная музыка лучше способствует решению пространственных задач. Ну а выбор был: Моцарт или Моцарт. Так что победил Моцарт. Возможно, музыка великого композитора действительно позитивно влияет на состояние и помогает настроиться, однако с говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» полностью опровергает красивую теорию. Скорее всего, это просто влияние позитивной мажорной музыки. Например, к таким выводам пришли организаторы исследования 2017 года.
Какие части мозга мы используем для музыки?
Какой у вашего малыша любимый композитор — Моцарт, Бетховен, Бах? Только не говорите, что вы поете своему ребенку только «Шалтай-Болтай» и ничего кроме. Разве вы не знали, что существует миниатюрная музыкальная библиотека для «развития детского мозга с помощью классической музыки»? Большую ее часть занимает Моцарт, но можно попробовать и Бетховена («Тренировка мозга малыша») или сборники Генделя, Пахельбеля, Вивальди и других. Существуют даже специальные подборки Моцарта для новорожденных, а также подборки под каждое настроение младенцев — «от игр до подготовки ко сну».
Я думаю, эти записи были бы мне полезны, если бы у меня съезжала крыша от бессонных ночей и от бесконечного удовлетворения непрестанных нужд моего новорожденного ребенка. Я бы решил, что адажио Моцарта из струнного квартета в издании Хоффмайстера— это как раз то, что мне нужно; малышу, возможно, музыка тоже пришлась бы по душе. Но, конечно, дело не в магии музыки: идея заключается в том, что «эффект Моцарта», благодаря которому, как говорят, детишки становятся умнее, предположительно запустит в работу новые грани мозга вашего ребенка.
Нас не должно удивлять, что звукозаписывающие компании заприметили и исследовали маркетинговый потенциал этой идеи, особенно если учитывать эмоциональную заряженность вопроса детского развития. Но на самом деле не существует никаких доказательств эффекта Моцарта, а Министерство образования и научных исследований Германии даже выпустило специальный доклад по этому вопросу — всех разочаровавший — после того, как спонсоры завалили министерство предложениями о проведении исследований на тему взаимосвязи музыки и интеллекта. Волна воодушевления поднялась из-за публикации 1993 года в научном журнале Nature, а ведь ее авторы даже не смогли доходчиво объяснить — и не потрудились хоть как-то исследовать — вопрос благотворного влияния музыки Моцарта на развитие интеллекта у детей.
Когда мы слушаем музыку, то вспыхивают все центры разом, активность наблюдается во всем мозге
Позже мы еще вернемся к сомнительному эффекту Моцарта, а пока скажу только, что его идея не появилась ниоткуда. Авторы исследования 1993 года писали, что у идеи о способности музыки стимулировать работу мозга и улучшать выполнение когнитивных функций довольно долгая история: изначально эта концепция основывалась только на словесной информации, но в наши дни новые технологии, а именно магнитно-резонансная томография (МРТ), позволяют нейроученым напрямую увидеть, чем занят мозг во время прослушивания музыки, как и выяснить, пересекается ли его активность с другими ментальными функциями.
В следующих главах я более подробно расскажу о нескольких примерах подобного. Увидеть «напрямую», пожалуй, слишком сильно сказано. Нынешние технологии обгоняют нашу способность интерпретировать то, что мы видим с их помощью: мы пока не в состоянии четко понять, какую работу выполняют все отделы мозга и как они взаимодействуют. Картинка получается очень впечатляющей, но при взгляде на нее мы можем сказать только то, что мозг включает одну свою область для обработки того и этого. Но мы не знаем, что подразумевает восприятие того и этого. Если смотреть с позиции музыки, то исследования при помощи МРТ часто имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Многочисленные когнитивные задачи, к примеру, зрение и речь, связаны со строго определенными центрами активности мозга, чего не скажешь о музыке.
Секрет людей, обладающих феноменальной памятью
Сначала надо выяснить как запоминали люди, обладающие суперпамятью. Эти вопросы также изучались в Советском Союзе и не просто так.
Например, йоги могут пересказывать дословно в течение многих дней очень длинные древние тексты. А люди, которые считают быстрее компьютера? Что помогает им?
А есть люди, которые получают данные, недоступные следователям и разведчикам? Как они все это делаю и доступно ли это обычному человеку, можно ли к этому приблизиться?
Я же не говорю о том, чтобы стать гениальным, хотя почему бы и нет?
Ученые выяснили, что эти люди запоминают находясь в определенном состоянии, их мозг испускает преимущественно волны низкого уровня, его еще называют альфа-уровня (7-13 Гц в секунду).
Это происходит, когда мозг работает в замедленном режиме, когда тело полностью расслаблено. Конечно, полной противоположностью является наш бодрствующий режим.
Когда мы бежим, что-то делаем, думаем, анализируем, наш мозг испускает бетта-волны и он очень далек от гипермнезии — от суперпамяти.
И наоборот, когда наше тело расслаблено, а мозг работает в расслабленном режиме, наши способности усиливаются. Такого состояния йоги достигают при помощи медитаций.
Мы же можем этого достичь используя необходимую музыку, просто нажав на кнопочку Play.
Как вы можете догадаться, что в таком состоянии оба полушария головного мозга начинают работать в параллельном режиме или как обычно говорят синхронно.
Музыка для улучшения работы мозга
Ежеминутно человеческому мозгу приходится воспринимать и обрабатывать огромные информационные блоки. Это сильно истощает и утомляет весь организм. Чтобы упорядочить свои мысли, существуют идеально подходящие мелодии. Нередко из-за больших объемов информации в памяти образуются пробелы.
Главной отличительной чертой подобной музыки является то, что мелодии должны быть размеренными и спокойными. Особенным плюсом будут повторяющиеся мотивы то с нарастающим, то с затихающим звуком. Такое умиротворенное звучание создает условия для возобновления нервных клеток
Немаловажно будет перед прослушиванием хорошо проветрить помещение для поступления достаточного количества кислорода
Музыка для развития детского мозга
В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.
Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции
Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов
Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!
Как повысить продуктивность работы
Если вы хотите повысить продуктивность, можно включить в наушниках энергичное произведение. Это может быть и не классика. Мозг начинает обрабатывать все звуки, которые поступают к нему от слуховых рецепторов. При этом человеку легче сосредоточиться на работе
Важно, чтобы в мозг поступали именно звуки музыки, а не сторонний шум
Если музыка настраивает на продуктивную работу, то посторонний шум вызывает стресс, снижает выработку гормона удовольствия дофамина. При шуме начинаются сбои в работе префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за последовательные действия, внимательность, восприятие импульсов. Если же включить музыку, которая вам нравится, можно поднять настроение, успокоиться.
Выполнять монотонные действия на работе будет легче и продуктивнее, если заниматься этим под музыку. Как показывают наблюдения, в этом случае работается бодрее, веселее, а ошибок становится меньше, также растет производительность.
Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение
Темп
Канадские исследовали, меняя различные музыкальные настройки, пришли к выводу, что результаты IQ-тестов улучшаются при прослушивании более динамичной музыки.
Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».
Громкость
По данным исследователей сразу 4-х университетов:
- тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление,
- средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации,
- среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания.
Песни или «инструменталка»
48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения.
Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков. Например:
Звуки природы
Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции
Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки
Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?
Для эффективной учебы студенту нужна сосредоточенность и высокая продуктивность. И в этом нам помогает музыка. Главное – правильно подобрать мелодии.
Ученые Бирмингемского университета доказали эффективность музыки при выполнении монотонных действий. Заполнение таблиц, проверка электронной почты, работы с формулами и любые другие скучные действия можно выполнять быстрее с музыкой.
Но если человек выполняет сложную интеллектуальную или творческую работу, важен грамотный подбор музыки, а не просто ее наличие. Вот примеры музыки, которая поможет лучше учиться даже когда мозг и тело сопротивляются.
Звуки природы
Исследователи Политехнического института Ренселлера увидели повышение работоспособности у людей, которые учились в опен-спейсах, где воспроизводились звуки живой природы.
Как и белый шум, звуки природы маскируют посторонние звуки (гул, человеческую речь, шум транспорта), которые так отвлекают человека. Кроме того, они улучшают концентрацию внимания и когнитивные функции.
Природные звуки явно повышали общую удовлетворенность испытуемых во время работы
Благотворным эффектом обладают звуки щебетания птиц, дождя, журчания ручья, шума горного потока
Все они повышают внимание при выполнении каких-то действий
Внимание повышается вне зависимости от того, слушаем ли мы запись отдельных звуков природы или же музыки со включением данных элементов
Любимая мелодия
У каждого из нас есть песни, заставляющие сердце биться быстрее, а улыбку расширяться в геометрической прогрессии. Так вот ученые заметили, что плей-лист из любимых треков оказывает большую пользу во время учебы.
Тереза Лисиук из университета Майами в своих исследованиях пришла к выводу, что к поспешным решениям человека приводит стресс, сильно снижая зону внимания. А вот улучшить настроение поможет любимая музыка, которая расширяет кругозор и увеличивает количество вариантов решения проблемы.
Особенно интересен факт, что любимые треки наиболее эффективны у студентов и других людей, еще не ставших специалистами в какой-то области. Приятные знакомые мелодии способствуют более быстрому выполнению задач и генерации лучших идей.
Нейтральная музыка
Разные люди по-разному воспринимают окружение. И есть те, кто отвлекается при прослушивании любимой песни, полностью уходя в нее.
Тайваньский университет провел исследования, в ходе которого установил: максимально и минимально привлекательная мелодия приводит к понижению концентрации внимания у некоторых людей.
Если вы – один из тех, кого знакомая музыка сильно отвлекает, старайтесь выбирать для учебы мелодии, к которым вы безразличны и которые не вызывают выраженных эмоций.
Инструментальная музыка
Исследования, проведенные Cambridge Sound Management, показали: к падению производительности приводит не столько шум в целом, сколько именно слова (как отдельно, так и в составе музыки).
Слыша человеческую речь, наш мозг автоматически переключается с текущей задачи, стараясь выявить тему разговора. Это наша природа, с которой не стоит бороться.
И если вы – один из тех, кто старательно прислушивается к тексту песен во время прослушивания треков, в этом случае старайтесь отдавать предпочтение инструментальной музыке.
Чем меньше слов, тем меньше отвлекающих факторов
Музыка в стиле барокко
Темп музыки во многом влияет на состояние человека. Это подтверждают канадские исследования, во время которых увидели лучшую результативность у тех, кто сдавал IQ-тесты под динамичную музыку, и в частности – под музыку эпохи барокко.
Ученые из университета Филадельфии и госпиталя Балтимора, а также малайзийского инженерного колледжа подтвердили ее эффект. Более того, в результате ее применения было выявлено значительное снижение стресса. У испытуемых отметили наличие признаков релаксации во время прослушивания музыки, темп которой соответствовал 60 ударам в минуту.
Средняя громкость
Идеальной для прослушивания является не тихая или сильная, а именно средняя громкость. К такому выводу пришли ученые сразу четырех университетов, отметив прилив сил и благоприятной воздействие на творческое мышление при средней силе звучания.
И средняя, и сильная громкость способствует абстрактному мышлению. Но чрезмерная громкость создает мозгу помехи в обработке информации.
Как музыка влияет на настроение и психику
Ученые выяснили, что на человека оказывают влияние следующие факторы:
- звуки определенных музыкальных инструментов,
- традиционные мелодии,
- современные направления,
- психологический настрой человека,
- произведения определенных авторов,
- определенный жанр музыки.
На наше настроение не могут повлиять какие-то конкретные вещи или действия. Основополагающим фактором для настроения служит общая жизненная ситуация.
Также на настроения оказывают влияние события, слова, внутреннее состояние личности.
Настроение играет огромную роль в определении нашего мировосприятия. В плохом настроении мы видим мир в серых тонах, мрачным и негативным. Именно в таком пониженном тонусе мы обращаемся к любимым мелодиям.
При этом стоит иметь в виду, что разные жанры по-разному оказывают влияние на наше настроение. Сильный психологический эффект будут оказывать:
- музыкальный ритм,
- многообразие тональностей,
- частоты,
- громкость,
- дополнительные эффекты.
Что такое «эффект Моцарта»?
В последнее время часто упоминается об «эффекте Моцарта». Суть его заключается в том, что музыке Моцарта под силу существенно улучшить умственные способности любого человека.
Чтобы доказать это утверждение, часто ссылаются на пример из жизни известного артиста французского кино Жерара Депардье. Когда Жерар приехал в столицу Франции, желая овладеть профессией артиста, он заикался, а также имел плохую память. Депардье обращается к врачу, который использовал новые прогрессивные методы лечения. Доктор советует Жерару Депардье каждый день нескольких часов посвящать прослушиванию музыки Моцарта.
Будущий артист не пренебрег советами доктора, и результат не заставил себя долго ждать: заикание прошло, проблема запоминания исчезла. Однако следует помнить, что музыка Моцарта не является единственным вариантом решения проблемы улучшения памяти. Человек должен слушать те ритмы, которые не вызывают раздражения. Только таким образом можно получить желаемый результат.
Есть и другие методы применения музыки для существенного улучшения памяти. Можно заниматься умственной работой, при этом включив негромкую приятную музыку. Если прослушивать одну и ту же музыку некоторое время, то вскоре выработается условный рефлекс: головной мозг и память во время звучания знакомых звуков автоматически будут настраиваться на рабочий лад. Кроме этого, можно наговорить поверх звучания музыки ту информацию, которую необходимо запомнить. Прослушивать такую мелодию с текстом для хорошего эффекта желательно перед сном.
Самое древнее влияние музыки на человека
Все по порядку.
В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.
Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.
Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.
И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?
Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.
В древности считалось, что музыка открывает доступ к другим мирам и имеет сильное воздействие на тело и разум человека.
Еще в Древней Греции существовало требование, что каждый врач должен уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Медицина была связана с музыкой очень тесно. Больных лечили музыкой.
Из «Канона врачебной науки» Авиценна следует, что меланхолию необходимо развевать музыкой, боль уходит от хорошего пения.
Музыка может расширить память, снять стресс, ускорить обучение. В 2003 году в России лечение музыкой было признано официальным лечебным методом — музыкотерапией.
У нас, конечно, пока не готовят таких докторов, как на западе, но я думаю, что все впереди.
А раз музыка может лечить болезнь, то здоровый орган она улучшает и развивает. Но конечно, не вся музыка обладает лечебным и развивающим эффектом.
В прошлом веке ученые Советского союза выяснили, что музыка благотворно влияет на пациентов в санаториях и профилакториях.
Когда больные находились в расслабленном состоянии и слушали музыку, она начинала творить чудеса — пациенты выздоравливали.
Специалисты заинтересовались этой музыкой и выяснилось, что это не просто музыка, а музыка определенного ритма.
Музыка барокко?
Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.
Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?
Классическая музыка и концентрация внимания
Идеальным помощником человека для улучшения мышления и памяти, концентрации внимания считается классическая музыка. Ее благотворное влияние отмечается и на развитие интеллекта ребенка еще в раннем возрасте.
Ученые также выяснили, что если, например, водитель слушает за рулем музыку, воздействующую на левое полушарие мозга, то его внимательность значительно снижается. Музыка же, влияющая на правое полушарие, наоборот, помогает водителю сосредоточиться и более внимательно следить за дорогой. В данном примере показано воздействие медитативной и классической музыки на человека.
Если необходимо улучшить процесс запоминания информации, увеличить до максимума концентрацию внимания, то без всяких сомнений можно наслаждаться музыкой Моцарта и Гайдна, ведь их произведения отличаются особой мелодичностью и гармонией. Неоспоримо положительное влияние музыки на интеллект человека и мозг, при этом наблюдается значительное улучшение памяти и ускорение обучения.
Неврологи уверены в положительном влиянии классической музыки на концентрацию внимания, поэтому эта музыка идеально подходит для библиотечных читальных залов. Тихое звучание музыки дает возможность улучшить процесс запоминания и обработки информации, таким образом сокращается время для достижения желаемых результатов. Увеличить концентрацию внимания поможет музыка таких композиторов, как: Чайковский, Мендельсон, Дебюсси.
Из всего выше сказанного следует, что музыка эпохи барокко способствует запоминанию, благотворно влияет на внимание, а также на другие интеллектуальные процессы
Потенциал музыки
Музыка для работы мозга может использоваться в профилактических и лечебных целях. Она способна стимулировать сразу целые области и зоны мозга, потому с ее помощью можно корректировать состояние при разных патологиях и заболеваниях органа. Научно доказано, что музыкальные произведения помогают улучшить память, замедляют болезнь Альцгеймера, деменцию. Даже если человек пережил нарушение мозговой деятельности из-за болезни или травмы, можно эффективно улучшить показатели работы мозга. Звуковая терапия способствует восстановлению после инсульта и серьезных ЧМТ.
Хорошие музыкальные произведения могут стать отличным и вполне доступным средством реабилитации. Их прослушивание – приятная и ненавязчивая процедура, которая может выгодно дополнять основные методики восстановления. При этом результат будет более быстрым и эффективным, а пациент не будет затрачивать большие усилия на возвращение утраченных функций.
Музыка для улучшения памяти и работы мозга доступна каждому. Это могут быть классические произведения. При помощи музыки также можно улучшить свое настроение, снять полученный стресс. Психологи рекомендуют каждый день на 10-15 минут включать в доме классическую музыку
Важно, чтобы ее слышали все близкие, тогда вся семья получит заряд отличного настроения, релакса
Отдельно следует сказать о потенциале музыки, который должен использоваться для детского развития. Детские психологи согласны с тем, что музыка для развития мозга у детей может и должна использоваться каждый день. Родителям нужно не забывать каждый день знакомить своего ребенка с лучшими произведениями классики. Всего 5-10 минут прослушивания классических шедевров помогут ребенку успокоиться, повысить активность нейронов, улучшить память, мыслительные процессы. Традиционно рекомендуется слушать именно классическую музыку для развития интеллекта. Повышение этих показателей связано с тем, что она способна влиять на клеточном уровне на мозг и ЦНС. Ее гармоничные звуки способствуют нормализации давления, стабилизируют работу сердца, дыхание, активизируют деятельность нейронов. После таких несложных сеансов наблюдается стабильное улучшение речи, памяти, мышления. Они хорошо влияют на эмоциональное состояние, улучшают сон.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции
Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями
Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Экономика образования
Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга
Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые
Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.