Чем отличается специальность от профессии и что такое должность

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте

Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.

Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».

Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения

ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:

  • профили на данное время очень мало востребованы;
  • некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
  • техническая ошибка.

Куда лучше не поступать?

Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.

Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.

Эксперты не рекомендуют получать высшее образование по профилю, который не свойственен конкретному ВУЗу (филиалу). Первым сигналом к предостережению будет отсутствие бюджетных мест на данной программе обучения. Если государственный ВУЗ не располагает хотя бы минимальной бюджетной квотой по профилю, то с ним явно что-то не так. Скорее всего причина кроется в отсутствии лицензии на подготовку специалистов по данной программе.

Также абитуриентов должно насторожить уникальное название профиля, которое не используется ни в одном другом университете. Такие программы обучения могут быть даже в профильных ВУЗах

При анализе подобных профилей нужно обратить внимание на их предметную область и реальные перспективы на рынке труда. Работодатели не жалуют кандидатов с сомнительным профилем в дипломе, о котором они никогда ранее не слышали

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей

В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности. Возможности дополнительного образования огромны

Перечислим лишь некоторые из них:

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

  • В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

  • Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

  • Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

  • Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

  • Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Как исключить ошибки?

Важно отметить, что профили могут называться одинаково, но иметь абсолютно разные профессиональные дисциплины, да и подход к обучению будет кардинально отличаться. В итоге выпускники разных программ будут заняты в разных сферах деятельности, и их карьера будет развиваться в разных направлениях

Если абитуриент мечтает в будущем работать в сфере веб-дизайна, то есть проектировать интерфейсы программных продуктов и информационных системы, то ему необходимо выбрать профиль из специальности «Информационные системы и технологии». Основными предметами здесь будут программирование, архитектура информационных систем, веб-верстка и т.д.

Если выбрать для поступления направления «Дизайн», то по его профилям подготовка веб-дизайнеров будет намного слабее. В основном студентов будут знакомить с общими понятиями и базовой структурой программирования. Более углубленно разобраться в области просто не позволит ограниченное количество выделенных на предметы часов.

В чем скрыт главный подвох?

Большинство абитуриентов черпает информацию о направлениях и программах подготовки на официальных сайтах ВУЗов, но они так и могут разобраться в тонкостях обучения по каждого пункту. В чем причина? Дело в том, что многие сайты университетов действительно малоинформативны. Сегодня Министерство образования и науки РФ обязывает ВУЗы публиковать только бюджетные квоты по специальностям. Все остальные сведения для абитуриентов могут быть скрыты.

В итоге выпускник школы может просмотреть все разделы сайта выбранного университета и не найти ничего полезного для себя, кроме списка факультетов и специальностей. Однако при подаче документов он должен сразу написать в заявлении ректору выбранную программу обучения. Хорошо, если стенды на факультете предоставляют всю необходимую для анализа информацию. Но что делать, если абитуриент живет далеко от выбранного ВУЗа? Не ехать же ему через всю страну ради прочтения стендов, а по телефону члены приемной комиссии всегда неохотно отвечают на вопросы о профилях, ограничиваюсь только их названиями или кодом из федерального образовательного кадастра.

Выхода из этой ситуации не найти, потому что невозможно выявить системность. Одни университеты специально прячут информацию о профилях, другие указывают ее на стендах, третьи дают исчерпывающее описание каждой программы обучения на сайте, четвертые предлагают любую информацию при личном общении с членами приемной комиссии. Пока данный момент не будет четко регламентирован в законодательстве РФ, никакой системности не будет. Получается, абитуриенты должны своими силами искать информацию из неофициальных источников (форумы, социальные сети, рейтинги и т.д.).

Зачем университетам нужно скрывать информацию о профилях? Основная причина в том, что ВУЗы стараются всячески выполнить планы отбора студентов на наиболее непопулярные профили образования. Нередко бывает, что итоговое распределение абитуриентов по программам обучения происходит без ведома и участия самих поступающих. К примеру, подросток выбрал специальность, но не указал в заявлении профиль. В итоге он прошел по среднему проходному баллу на наименее востребованную программу обучения, куда автоматически зачисляется без личного согласия.

Подобные манипуляции разрешены законом, чем ВУЗы с радостью пользуются. В итоге это грозит молодым людям ужасными последствиями, связанными неправильным выбором профессии, социальной дезадаптацией и сниженной самооценкой.

Что такое специальность?

На сегодняшний день все образовательные стандарты отечественных ВУЗов регламентированы в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ. В них прописаны все нюансы реализации главных программ высшего образования, которые легитимны на территории России. Для каждого уровня образования существуют свои стандарты. В настоящее время выделяют 4 общепринятых уровней высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет;
  • магистратура;
  • аспирантура.

Несмотря на то, что многие университеты уже перешли на болонскую систему образования, в некоторых еще остается специалитет. Законодательно ВУЗам не диктуется, какую систему обучения выбирать, главное, чтобы она соответствовала федеральным стандартам. Вышеуказанные уровни образования призваны обеспечить потребность экономики страны в подготовке квалифицированных специалистов и сохранений знаний и профессионального опыта на местном рынке труда. Большая часть программ обучения направлена на подготовку кадров для народного хозяйства и экономики.

Для примера можно рассмотреть стандарты образования на бакалавриате. Сегодня они предусматривают более 200 специальностей. Пусть в одном условном университете на бакалавриате студенты могут обучаться по 5 направлениям подготовки. Каждое из них состоит еще из 6 профилей обучения.

В итоге абитуриенту для поступления будет на выбор 30 программ обучения. При этом 20 из них могут быть посвящены прикладным наукам. Если абитуриент хочет быть в будущем занятым в практической сфере, к примеру, инженерии, то ему придется тщательно проанализировать все плюсы и минусы каждой из 20 программ обучения.

Что такое программа обучения?

Программа обучения регламентирована конкретным высшим учебным заведением. Она подразумевает не только определенный профиль подготовки кадров, но и форму обучения:

  • очное отделение;
  • заочное;
  • дистанционное;
  • вечернее.

Кроме того, выбор программы предполагает выбор формата обучения и стоимости курса. Это программа обучения имеет платные и бюджетные места и проходные баллы, а не специальность или профиль. Каждый абитуриент поступает на нее, так что в итоге нужно искать для себя подходящую программу обучения в ВУЗе.

Если абитуриент собирается поступать на программу двойного диплома, то ему нужно заранее уточнить, какие конкретно специальность и профиль подготовки будут указаны в международном образце диплома.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Должность

Должность – служебное положение в компании, в рамках которого на сотрудника возлагаются обязанности и обязательства, что он обязан выполнять в процессе своей трудовой деятельности, обусловленной трудовым договором. Обычно иерархия должностей указывается в штатном расписании компании.

Чтобы занять определенную должность работник обязан иметь необходимую специальность, практический опыт работы (иногда специализацию), подтвержденные навыки, рекомендации (не обязательно).

Должности могут быть:

  1. Рабочими. На них требуются граждане, с минимальным опытом работы, навыками, образованием (дворник, уборщица, курьер). Возможно обучение непосредственно на производстве.
  2. Инженерно-техническими, экономическими. Здесь требуются сотрудники, имеющие определенную квалификацию, а также специализацию по направлениям деятельности.
  3. Руководящими. Обычно на эти должности претендуют наиболее всесторонне подготовленные в конкретном коллективе сотрудники, имеющие организационные, коммуникационные, а также лидерские качества.

К примеру, если человек имеет специальность «юрист», он может занимать в компании должность «младшего юриста», «юриста», «ведущего юриста», «начальника юридического отдела», «руководителя юридической компании».

Переход с одной должности на другую называют «карьерным ростом».

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Как правильно выбрать ВУЗ?

При выборе подходящего учебного заведения для получения высшего образования необходимо смотреть на целый ряд критериев:

Лицензирование. В первую очередь ВУЗ должен быть аккредитирован на свою деятельность, то есть иметь все соответствующие лицензии. В противном случае полученный диплом о высшем образовании окажется недействительным на территории России

При этом важно уточнять наличие лицензии по всем выбранным программам обучения. Если государственные ВУЗы практически все имеют соответствующую аккредитацию, то с частными дела обстоят намного сложнее.
Профессионализм преподавателей

Основные предметы должны вести только доктора и профессора наук. В этом случае студентам будет гарантировано качественное обучение по выбранному направлению. Молодые и неопытные педагоги могут выступать в качестве лаборантов или читать лекции по непрофильным дисциплинам. Однако две трети преподавательского штата должны представлять доценты и научные руководители.
Программа обучения. При анализе программы необходимо учитываться предметную область, которую она охватывает, а также степень углубления в дисциплины. Если речь идет о подготовке инженеров, проектировщиков или программистов, то главным критерием выбора будет максимальное количество часов, выделенных на практические занятия и исследовательскую работу. Психологам и социологам больше важны теоретические знания, семинары и конференции.
Дополнительные источники опыта. Престижные университеты часто приглашают на лекции известных гостей, которые добились славы самостоятельно в пределах данной области. Они могут поделиться собственным опытом, который станет отличным дополнением к имеющейся профессиональной базе студентов. Кроме того, для некоторых профилей важны экскурсионные мероприятия и занятость в лаборатории.
Перспективы выпускников. Большинство авторитетных ВУЗов предлагают своим выпускникам распределение на производство, предприятия, в различные организации, компании и государственные учреждения, с которыми у них есть договоренность. Это важный момент, если абитуриент строит на будущее конкретные карьерные планы. Возможно, предлагаемые ВУЗом варианты не будут соответствовать запросу поступающего.
Формы обучения. Сегодня принято выделять очную, заочную, вечернюю и дистанционную форму обучения в университете. Каждый абитуриент самостоятельно выбирает, какая из них ему больше подходит, но иногда ВУЗ не располагает нужной формой обучения по конкретным профилям.
Уровни образования. Поступая на бакалавриат, абитуриент должен убедиться в том, что он сможет продолжить обучение по специальности в выбранном ВУЗе, к примеру, на магистратуре. Если речь идет о прикладном бакалавриате, то есть смысл сразу задуматься о распределении.
Программы двойного диплома. Если абитуриент ставит перед собой цель трудоустройства за границей или в филиале иностранной компании, то ему понадобится диплом о высшем образовании международного образца. Эту возможность предоставляет программа двойного диплома. Дополнительными плюсами являются обязательная стажировка по обмену в другой стране и углубленное изучение иностранных языков.
Географическое положение. Этот критерий играет важную роль, если абитуриент собирается поступать в отдаленный ВУЗ, который не предоставляет иногородним студентам общежитие. В таком случае придется дополнительно тратиться на аренду жилья. Если общежитие предоставляется, то нужно узнать о его состоянии, условиях проживания и местонахождении.
Финансовые запросы. Некоторые университеты повышают стоимость обучения, особенно это касается самых востребованных и известных ВУЗов страны. Однако статус образовательного учреждения еще не гарантирует качество обучения. Иногда региональные ВУЗы готовят более квалифицированных специалистов, чем те же столичные.

Для анализа всех приоритетных вариантов поступления информацию рекомендуется брать не только с официальных сайтов ВУЗов и их буклетов, но и из независимых источников, к примеру, из социальных сетей и форумов, от действующих студентов, недавних выпускников и т.д.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Направленность образования

Определение 1

Учебная направленность – это общее определение эффекта, результата реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.

Итоги освоения учениками содержания образовательных программ определяются степенью обучения. Однако, в целом – это конкретизированный, унифицированный объем предметных знаний, умений гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в комбинации «цель-результат» оказывает воздействие на модели подхода к оцениванию работы образовательного учреждения, производительности, где доминантным является познание конечной цели образования. Нужно соотносить уровень и тенденции образовательной программы с учебными намерениями и расписанием занятий, что подтверждает факт реализации данной программы. Проведение оценочных мероприятий позволяет выявить уровень подготовки учеников и степень реализации программы обучения.

Определение 2

Проводить оценку программы образования в конкретном учреждении можно посредством сопоставления поставленных задач и степени их реализации.

Обоснование целей образовательной программы обязано быть максимально упрощенным, точным и определенным. Это необходимо для эффективного анализа степени реализации цели и формирования определенного дидактического процесса, способного обеспечить решение поставленной задачи в максимально короткие сроки. Однако процесс формулировки не совершенен, поскольку неотъемлемой его частью является человек со своими особенностями настроения, темперамента, нрава и других личностных качеств.

Помимо этого в практике существует немало примеров, когда четко сформулированная цель не только не давала результата, но приводила к совершенно непредсказуемым последствиям ее реализации. Следовательно, рассуждая о результативности образовательного процесса конкретного учреждения необходимо помнить о степени активности или пассивности учащихся, их стремления к достижению поставленной цели и других косвенных аспектах неизбежно оказывающих влияние на весь образовательный процесс.

Зачастую результат не заметен сразу, поскольку эффект от педагогического воздействия может актуализироваться в течение многих лет. В свете этого факта цепочка «цель-результат» не должна трактоваться упрощенно и конкретно. Образованию, как процессу, присуща причинно-следственная неопределенность, а соответствие целей и эффектов образования многогранно.

Задача конкретного учебного занятия и образовательной программы, в общем, обязана четко формулироваться, быть следовательной, однозначной и диагностичной. Однако, чем выше степень контроля процесса обучения в учреждении, тем вариативнее, неопределеннее система и тем более комбинированными должны быть цели. Следовательно, выводы о согласовании эффектов с поставленными целями могут быть получены через групповое исследование компонентов процесса обучения.

Структура общего образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет.
В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование

Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях.
В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов (ФЗС и семилетка) из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.

Среднее общее образование

Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Во Франции — «лицей» (10-12 классы)

Факультет – основная структурная единица института

Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.

Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.

Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.

В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:

  • установка сроков защиты студенческих дипломных работ, а также диссертаций претендентов на звание кандидата наук;
  • проведение научных конференций и аналогичных мероприятий;
  • выступление представителей вуза на мероприятиях за пределами вуза;
  • выдвижение на соискание наград и премий научных работ, написанных представителями факультета.

Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.

Учим язык вуза

Для начала стоит разобраться в терминологии. 10 минут на это скучное занятие — и ваши годы в вузе будут продуктивными и счастливыми.

В вузе есть факультеты, кафедры, направления подготовки, специальности, профили и программы. Что это значит?

Например, на историческом факультете МГУ работают 18 кафедр

  1. Факультет — структура, которая обучает студентов по смежным специальностям. Например, факультет гуманитарных наук может обучать историков, социологов, психологов и учителей. 
  2. Кафедра входит в состав факультета. Она может быть обучающей или исследовательской. В любом случае, она работает в области одной конкретной специализации. 
  3. Направление подготовки и специальность — вот то, что вам предстоит получить в вузе. Разница в терминах лишь в том, что направление подготовки соответствует бакалавриату, а специальность — специалитету. У каждой специальности и направления есть свой уникальный код. Не пугайтесь: всё намного проще, чем звучит. 
  4. И наконец, самая мелкая детализация — профиль подготовки (он же «образовательная программа»). Например, в направление 38.03.01 Экономика входят такие профили: «Аудит», «Экономика предприятий», «Мировая экономика и глобальные процессы». Все это про экономику, просто разные ее области.

Посмотрим на реальный пример с сайта вуза. 


Вот скриншот из документа, который на сайте МГУ называется “Перечень направлений подготовки (специальностей), контрольные цифры, структура и порядок организации приема в МГУ имени М.В.Ломоносова с указанием перечня и приоритетности вступительных испытаний”.

Еще немного о кодировках. Небольшое усилие, и вы сможете заглянуть в тайны вузовского языка. Код вообще всех образовательных программ выглядит как три пары цифр с точками — 00.00.00. Второе число в коде говорит о том, какого оно вида: 

  • 03 — это бакалавриат, то есть вы будете учиться на очной программе 4 года, 
  • 05 — это специалитет, то есть программа, на которой обучаются от 5 до 6 лет. 

То есть “38.03.01 Экономика” — это… бакалавриат! Подробно кодировках читайте в специальном материале Комитета РФ по стандартизации. Если сомневаетесь насчет выбора профессии, воспользуйтесь бесплатной консультацией со специалистом по поступлению — разберемся вместе.

Профессиональная принадлежность

Профессиональная принадлежность – это обобщённое направление деятельности, к которому относит себя конкретный сотрудник. Чтобы лучше понять значение этого словосочетания, его можно разбить рассматривать как «направление деятельности, к которому вы себя относите».

Здесь важно понять, что в процессе обучения конкретной специальности, а также получения квалификации, человеку прививаются общие знания, которые можно использовать по этой профессии. Таким образом, при определенном уровне дополнительной подготовки (стажировки, прохождение специальных курсов, тренингов, семинаров), сотрудник сможет быстро адаптироваться и приспособиться выполнять новую работу

К примеру, если после окончания обучения гражданин получил квалификацию «детский психолог», его профессиональная принадлежность будет психология (а иногда и педагогика). Поэтому, ему могут предложить трудоустройство психологом в ВУЗе. В этом случае для получения недостающих знаний не требуется радикальная переподготовка (как в случае, если психолога хотят сделать с инженера, либо юриста со строителя).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector