Нужно ли высшее образование?

Внешние отличия диплома государственного и установленного образца (образец)

Главным отличием государственного диплома от диплома установленного образца является наличие государственной символики – герба Российской Федерации – на дипломе государственного образца.

На дипломе государственного образца в обязательном порядке должны присутствовать:

  1. Квалификация, присвоенная выпускнику (бакалавр, магистр, специалист);

  2. Регистрационный номер диплома, который вносится в базу данных университета;

  3. Дата выдачи документа;

  4. Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;

  5. Полное название учебного заведения, которое выдало документ об образовании, и город;

  6. Наименование учебной программы и её код в ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей по образованию);

  7. Дата решения Аттестационной комиссии о присвоении квалификации;

  8. Ф.И.О. ректора вуза и председателя Аттестационной комиссии вместе с их подписями;

  9. Специальное звание, которое указывает на ступень в обучении и название специальности.

Образовательная организация, которая выдает дипломы установленного образца, не имеет права использовать символику РФ в его оформлении (герб или что-то стилистически его напоминающее). Вместо этого обычно на нем располагается логотип самой образовательной организации (учебного центра). В принципе, документ о квалификации и форму для его заполнения учебный центр выбирает самостоятельно. Однако это вовсе не означает, что он может вносить какие угодно данные. Есть специальные рекомендации Министерства образования и науки, изложенные в письме от 12.03.2015 года, где обстоятельно разъяснено, что должен содержать такой документ.

  1. Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;

  2. Период (сроки) обучения;

  3. Название образовательной организации, выдавшей диплом;

  4. Полное наименование учебной программы;

  5. Дата решения аттестационной комиссии о выдаче диплома;

  6. Вид профессиональной деятельности, на которую переучивался слушатель, и наименование присвоенной квалификации, если таковая есть;
  7. Ф.И.О. руководителя учебного центра и председателя Итоговой аттестационной комиссии вместе с их подписями;

  8. Город, где был выдан документ;

  9. Регистрационный номер диплома по книге регистрации документов об образовании, которая в обязательном порядке должна быть у каждой образовательной организации.

Почему для достижения успеха требуется высшее образование

Приводя аргументы в пользу необходимости высшего образования, мы не будем говорить о том, что без диплома вы не сможете получить высокооплачиваемую работу, так как данную теорию легко опровергнуть многочисленными историями успеха. Поэтому остановимся лишь на следующих преимуществах обучения в ВУЗе:

  • за 4-6 лет учебы у будущего выпускника вырабатывается отличная интуиция, позволяющая ему без труда справляться с решением самых нетривиальных задач. Ведь высшее образование в большей степени нужно не для того, чтобы корпеть над формулами или анализировать какие-либо литературные произведения. В процессе обучения человек учится думать и принимать правильные решения в любых ситуациях;
  • гибкость решений. Мозг человека, который провел лучшие годы в ВУЗе, гораздо быстрее перестраивается под какие-либо внезапные изменения. Это качество будет необходимо специалистам, работающему практически в любой сфере – программисту, врачу, инженеру и так далее. Особенно оно необходимо для открытия бизнеса, так как свое дело требует постоянной гибкости и адаптации к различным условиям;
  • приобретение нужных связей. Поступление в ВУЗ после школы – это переход на новую ступень социализации, которая дает возможность заводить массу новых знакомств. Как показывает практика, многие из них становятся в будущем чрезвычайно полезными для молодого специалиста;
  • приоритет в процессе поиска работы. Об этом просто нельзя не упомянуть, так как любой работодатель, не зная претендентов на ту или иную должность, обязательно выберет того из них, у которого будет диплом. Несмотря на то что его обладателя все равно придется практически учить заново с учетом специфики деятельности конкретной фирмы, этот документ будет явным аргументом в пользу своего владельца;
  • мощный толчок для успешной карьеры. Отсутствие диплома – это почти всегда необходимость всю жизнь работать на одном и том же месте, не надеясь на продвижение по должностной лестнице. С высшим образованием эта проблема отпадает сама собой.

Наконец, студенческие годы – это масса приятных и ярких воспоминаний, без которых жизнь может показаться очень скучной.

Почему для достижения успеха требуется высшее образование

Приводя аргументы в пользу необходимости высшего образования, мы не будем говорить о том, что без диплома вы не сможете получить высокооплачиваемую работу, так как данную теорию легко опровергнуть многочисленными историями успеха. Поэтому остановимся лишь на следующих преимуществах обучения в ВУЗе:

  • за 4-6 лет учебы у будущего выпускника вырабатывается отличная интуиция, позволяющая ему без труда справляться с решением самых нетривиальных задач. Ведь высшее образование в большей степени нужно не для того, чтобы корпеть над формулами или анализировать какие-либо литературные произведения. В процессе обучения человек учится думать и принимать правильные решения в любых ситуациях;
  • гибкость решений. Мозг человека, который провел лучшие годы в ВУЗе, гораздо быстрее перестраивается под какие-либо внезапные изменения. Это качество будет необходимо специалистам, работающему практически в любой сфере – программисту, врачу, инженеру и так далее. Особенно оно необходимо для открытия бизнеса, так как свое дело требует постоянной гибкости и адаптации к различным условиям;
  • приобретение нужных связей. Поступление в ВУЗ после школы – это переход на новую ступень социализации, которая дает возможность заводить массу новых знакомств. Как показывает практика, многие из них становятся в будущем чрезвычайно полезными для молодого специалиста;
  • приоритет в процессе поиска работы. Об этом просто нельзя не упомянуть, так как любой работодатель, не зная претендентов на ту или иную должность, обязательно выберет того из них, у которого будет диплом. Несмотря на то что его обладателя все равно придется практически учить заново с учетом специфики деятельности конкретной фирмы, этот документ будет явным аргументом в пользу своего владельца;
  • мощный толчок для успешной карьеры. Отсутствие диплома – это почти всегда необходимость всю жизнь работать на одном и том же месте, не надеясь на продвижение по должностной лестнице. С высшим образованием эта проблема отпадает сама собой.

Наконец, студенческие годы – это масса приятных и ярких воспоминаний, без которых жизнь может показаться очень скучной.

Назад в недалекое прошлое

Если рассматривать отечественный рынок труда 20-25 летней давности (или раньше), то люди с дипломом об оконченном высшем образовании по умолчанию считались первоклассными специалистами в своей области. Поэтому каждый порядочный родитель считал своим долгом выучить ребенка, подарив ему таким образом «билет в безбедное будущее».

Давайте подумаем, работает ли эта модель сейчас? Навскидку можно выделить несколько противоречивых суждений:

Сегодня диплом никому не нужен.
Высшее образование всегда ценилось и его важность не стоит недооценивать.

Разберемся с каждым мнением, а затем попробуем сделать вывод в пользу одного из вариантов.

Немного статистики

Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.

Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.

Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%. Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.

Почему против

Среди тех самых 26% опрошенных людей, которые скептически относятся к высшему образованию, многие называют следующие аргументы.

Стоимость

Хорошо, если выпускник попал на бюджет и не платит за обучение, в противном случае семью ждут серьёзные затраты.

Время

Зачем нужно высшее образование, если можно сразу пойти работать. Любому молодому человеку хочется начать зарабатывать и обрести независимость от родителей как можно раньше, а не ждать 4-5 лет, кропя над учебниками.

Нерациональность образования

Высшее образование предполагает изучение множества ненужных и неинтересных предметов, которые никогда не пригодятся в будущем.

Количество ВУЗов

В наше время возросло количество так называемых коммерческих институтов. Низкие проходные баллы соответствуют качеству обучения. Квалификация педагогов в таких заведениях также оставляет желать лучшего.

Отсутствие практических навыков выпускников

В отличие от техникумов и колледжей, дающих рабочие специальности, ВУЗ даёт лишь теоретические знания в области профессии.

Отсутствие гарантий

Никто не может сказать с полной уверенностью, что получив долгожданный диплом, сможет устроиться на престижную работу по специальности. На первый взгляд, со многими утверждениями трудно не согласиться, ведь университет действительно не даёт никакой рабочей специальности, не учит, как заработать деньги или построить собственный бизнес. Но почему же тогда столько студентов сидит на парах, сдаёт курсовые, зачёты, лабораторные и дипломные работы? Может и в самом деле гонка за высшим образованием отнимает лишние 4-5 лет молодости, после которых придётся идти на низшую должность и получать копейки, вместо того, чтобы пойти работать сразу и стать богатым и успешным.

Можно ли реализоваться в жизни без высшего образования?

Выбор каждого человека уникален, каждый сам устраивает свою жизнь. Сейчас ходят слухи о том, что можно реализоваться в этой жизни и без высшего образования. Да что там слухи! Достаточно ввести в строчку поисковика значимость высшего образования, и мы увидим, что сейчас всё же возможно работать без него. Но так ли это? Вообще-то не совсем. Слух этот появился давно, не стоит слепо верить тому что без высшего образования удастся поступить на достойную и хорошо оплачиваемую работу. Конечно есть исключения. Даже не считая тех людей, кто устраивался благодаря влиятельным или богатым родственникам, есть люди с талантом и умениями на высшем уровне. Но где подтверждение этому? Сейчас работодатели отдают предпочтения людям, у которых на рука есть диплом о высшем образовании.

Выступление на защите

Даже идеально подготовленная речь может подвести вас, если плохо произнести ее. Во время произнесения речи старайтесь учитывать нижеследующие рекомендации:

Наладьте зрительный контакт. Не стоит смотреть вдаль, в окно или, что еще хуже, в пол. Это создает впечатление, что вы не совсем готовы к защите и полностью не уверены в произносимых словах. Смотрите членам комиссии в глаза.

Следите за интонацией и ритмом речи. Выступление не должно звучать безэмоционально, плоско, блекло. Понижайте и повышайте голос, когда это нужно, а также не забывайте про многозначительные паузы.

Не стоит употреблять «как бы», «в общем» или «короче» в ходе произнесения речи

Также избегайте пространных звуков «а-а», «э-э», «м-м», они тоже могут свидетельствовать о вашей неуверенности и спровоцировать целый шквал дополнительных вопросов.

Обратите внимание на свои жесты. Движения должны быть сдержанными и естественными, так что обязательно потренируйтесь произносить речь перед зеркалом

Это поможет обозначить и побороть существующие проблемы в жестикуляции.

Конечно – за

Естественно, среди незакончивших ВУЗы есть много состоявшихся во всех смыслах людей, поэтому нет смысла утверждать, что иметь высшее образование абсолютно необходимо. Однако существует множество серьёзных оснований все же поступить в ВУЗ.

Выработка интуиции

ВУЗ нужен не для того, чтобы студент хранил в голове формулы, константы и теоремы. Он должен научить мыслить, понимать и не бояться абсолютно новых задач и экстремальных ситуаций. Человек, имеющий высшее образование, получает определённые навыки и карту таких человеческих знаний, которые позволяют ему интуитивно принимать правильное решение. В этом и есть истинная ценность высшего образования, а не в наличии энциклопедической эрудированности.

Всегда в тонусе

Молодой выпускник обладает гибким и мощным мозгом, который способен быстро учиться. Это наглядно доказывает сессия! Но и людям старшего возраста образование очень полезно. Осваивая новую информацию, человек заставляет мозг работать и не даёт ему стареть. В самом деле, образованные и начитанные люди не теряют ясность ума и имеют отличную память.

Связи

Время обучения — прекрасная возможность обрасти полезными знакомствами, без которых не обойтись в наше время.

Изменение карьерного пути

Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер

В жизни всякое случается. Зачастую даже при наличии достойной работы без специализированного высшего образования не получится подняться по карьерной лестнице.

«Образованные» в приоритете

Любой руководитель, нанимая сотрудника, готовится к тому, что его придётся обучать и переучивать, вводить в реалии конкретного предприятия

И неважно будет ли это краснодипломник или просто толковый человек. Однако «корочка» все же станет большим плюсом в пользу соискателя

«Гуляй, пока молодой»

Студенческие годы – это самые яркие впечатления и воспоминания. Они останутся на всю жизнь. Это то время, когда молодые люди не только учатся самостоятельности, но и влюбляются, гуляют, веселятся, создают крепкие дружественные связи. Упускать все это просто бессмысленно!

Многие, получая образование, не останавливаются на достигнутом и продолжают развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Такие люди часто становятся успешными. Здесь главное, чтобы образование стало средством, а не самоцелью. Если человек не хочет учиться, зачем его заставлять? Может, кому-то нравится работа сварщика, тогда ему дорога в ПТУ, где его обучат ремеслу и дадут достойную и высокооплачиваемую работу. А тому, кто грезит актёрством, лучше прислушаться к своему сердцу и смело постигать азы искусства. В противном случае из него вряд ли выйдет хороший специалист в другой области. Как часто можно встретить тех, кто отучился 5 лет в институте на неинтересную для себя специальность, а работать не хочет, да и не может!

Недоучкой стать тоже не лучший вариант. Такой человек не может вызывать доверия. Какой работодатель захочет иметь работника, который не привык доводить дело до конца. Поэтому чаще всего самые успешные студенты, это те, которые:

  • выбирают себе профессию по зову сердца, а не родительскому настоянию;
  • получают образование нацелено, осознано, отчётливо представляя себя в профессиональной деятельности;
  • не отходят от намеченных целей и повышают образование даже будучи трудоустроенным.

Послесловие

Без диплома прожить можно. После школы можно работать и не вспоминать про обучение в средне-профессиональных или высших учебных заведениях. Но если планы амбициозные: строить карьеру, заниматься своим делом, ни от кого не зависеть и зарабатывать, то без профильных знаний и навыков не обойтись. Растите профессионально – от ступени к ступени:

  • ищите первые рабочие места после школы или техникума и получайте образование вместе с нами дистанционно в вузах России и Беларуси;
  • проходите курсы повышения квалификации и становитесь ценнее в глазах начальника;
  • не бойтесь менять профессию и соответствуйте рынку труда осваивайте программы переподготовки;
  • открывайте мир высоких руководящих должностей с магистерским образованием или ученой степени, программами МВА.

Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.

Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by

Как принять верное решение?

Вот несколько советов и рекомендаций:

Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.

При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.

Изучите рынок труда

Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.

Не стоит выбирать чересчур популярные направления. При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.

Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами

Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.

Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.

Общие советы

  • Постарайтесь хорошо выспаться. Вы будете отлично себя чувствовать, если проспите минимум 8 часов перед защитой.
  • В день защиты диплома старайтесь унять нервозность, поскольку она сильно мешает сосредоточиться. Начните утро с нескольких чашек зеленого чая, а за пару часов до выступления примите успокоительную таблетку. Также активность мозговой деятельности могут повысить несколько кусочков черного шоколада.
  • Приезжайте на защиту заранее, в идеале за час до начала. Комиссия очень негативно относится к опаздывающим дипломантам.
  • При выборе наряда для этого знаменательного дня следует остановиться на классическом варианте одежды. Девушкам лучше всего отказаться от яркого макияжа и броских, громоздких украшений.

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы

При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям

Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Когда высшее нужно

Высшее образование необязательное и без него можно прекрасно жить, построить успешную карьеру, открыть доходное дело. Но бывает, без него не обойтись.

Вышка необходима:

  1. Чтобы освоить профессию, которой невозможно научиться другим способом
    Вот пример: когда работала в издательстве, познакомилась с тремя дизайнерами. Все трое окончили разные курсы по верстке или дизайну и отлично справлялись со своей работой, каждый день оформляли газеты, журналы и книги. Стоило ли им получать высшее образование? Скорее всего, нет.

    Но большинство профессий невозможно, опасно или неэтично изучать вне вуза + квалификационные требования для большинства позиций содержат высшее. Вы не научитесь самостоятельно лечить людей, проектировать машины, исследовать планеты или преподавать в университете сопромат.

  2. Попасть «в среду»

    Если говорить об очном (и дистанционном, если вуз позаботился), высшая школа погружает в особую академическую среду, где студенты учатся мыслить творчески, критически, исследовательски.

    Есть мнение, когда мы взаимодействуем с человеком с высоким уровнем интеллекта, мы считываем и усваиваем его модели и механизмы мышления и поведения. На парах (видеолекциях), семинарах (вебинарах), конференциях и просто в коридорах (чатах, форумах веб-университетов) студент находится в круговороте умных, интересных и заинтересованных людей. Косвенно это взаимодействие дает большой интеллектуальный толчок. Как когда вы едете в другую страну на несколько месяцев и сами не замечаете, как начинаете свободно говорить на иностранном языке.

  3. Повысить общую эрудицию

    Специализация начинается только со второй трети обучения, первые 1,5-2 года – общее высшее образование в сфере, которое не имеет прямого отношения к профессии. Обычно из-за этого все возмущаются, а студенты считают, что непрофильные предметы святое дело прогулять. Но программа обучения составлена так, чтобы у специалиста было полное представление о том, как его сфера знаний вписывается в мироустройство.

    Это хорошо видно на медиках – сначала все получают общее медицинское образование, только на последних курсах выбирают узкую область. Например, чтобы работать со зрением, врач должен знать о нервах, мозге, кровеносной системе. Так же экономист, чтобы оптимизировать процессы в одной организации, должен понимать, как работают деньги, ресурсы, рынки в целом.

  4. Повзрослеть

    Для выпускников школ это плавный способ перейти к взрослой жизни из детства. Преподаватели отмечают, что первокурсники, иногда и второкурсники – это еще не те студенты, с которыми можно работать как со взрослыми, а наполовину детишки, которых все еще нужно вести за ручку, бранить и воспитывать. К медиуму они постепенно меняют поведение, отношение к учебе и себе. Переход ко взрослой жизни может быть травматичным, но вуз делает процесс более естественным и мягким.

    Для многих студенчество – запоминающееся время как продление беззаботной юности, не столько как академическая ступень. Сложно использовать это в качестве причины для поступления, но момент важный и совершенно нормально его учитывать при планировании будущего.

В первую очередь высшее дает квалификацию, надежный способ обеспечить себя работой и заработком. Затем – опыт развития и взросления, контролируемый с разных сторон и отлаженный. Можно выбрать другие пути становления, и не менее эффективные, но для этого нужно больше воли, целеустремленности и осознанности. Эти качества редко сформированы у выпускников школ и даже колледжей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector