Статья 10. структура системы образования
Содержание:
- Принципы образовательной политики в России
- ↑ Функции образования
- Система образования в России
- Развивающая функция[править]
- Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характерправить
- Источники содержания образования
- ↑ Самообразование
- Тенденции развития образования
- Развитие инклюзивного образования в России
- Инклюзивное образование
- Сложности для педагогов
- Результаты инклюзии:
- Особенности инклюзивного обучения
- Похожие термины:
- Интеллектуальное воспитание[править]
- Интернациональные интерпретации
- Что свидетельствует об успешном получении полного среднего образования
- Бакалавриат
Принципы образовательной политики в России
- Гуманизация. Приоритетная роль отдается воспитанию общечеловеческих ценностей – трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к природе.
- Светский характер образования означает, что государственное образование отделено от церкви.
- Демократизация. Развитие национального образования в регионах России, сохранение их культурных традиций.
- Автономность. Утрата государством монополии в образовании, децентрализация управления, усиление местных органов власти.
- Общедоступность. Равные права на получение образования закреплены Конституцией РФ (статья 43). Обязательным является получение основного общего образования.
- Адаптивность к потребностям и возможностям обучающихся. Обучение на дому. Инклюзивное (включенное) образование для детей с особенностями развития. Такие дети ходят в класс с остальными детьми.
↑ Функции образования
Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций
- ликвидация неграмотности;
- передача знаний и опыта предшествующих поколений;
- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
- социализация личности;
- обеспечение профессионального становления молодежи;
- способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.
Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.
Система образования в России
Система образования в России представляет собой иерархическую структуру, в которой обучение происходит от простого к сложному, от низшей ступени к высшей. В нее входят:
- дошкольные образовательные учреждения (детские сады);
- средние общеобразовательные учреждения (школы, гимназии);
- начальные и средние профессиональные учреждения;
- высшие учебные заведения;
- учреждения дополнительного образования (школы искусств, спортшколы, дома детского творчества);
- специальные (коррекционные) учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения для детей-сирот (дома детства).
Исходя из устройства системы образования, типы образовательных программ делятся на два вида:
- общеобразовательные – дают необходимые знания и навыки, основу для выбора профессии;
- профессиональные – программы направлены на усвоение специальности, приобретение квалификации.
Развивающая функция[править]
Вопрос о соотношении обучения и развития является дискуссионным. В отечественной психологии и педагогике распространена точка зрения, согласно которой обучение – мощный фактор развития. Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития (уже достигнутый уровень, уровень задач, которые ребенок может решать самостоятельно); второй – зона ближайшего развития (уровень, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач).
Развивающее обучение ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону в актуальный уровень развития ребенка. Иными словами, обучение должно идти впереди развития и двигать его вперед, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения.
В педагогической практике наиболее распространены системы развивающего обучения, основанные на концепциях В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В
Занкова, в которых особое внимание уделяется продуктивной деятельности учеников и развитию абстрактного теоретического мышления
Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.
Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характерправить
В педагогике одним из базовых понятий является понятие «содержание образования». Одна из дискуссионных, проблема содержания образования разрабатывается преимущественно в рамках дидактики и по сути представляет собой проблему содержания обучения, понимаемого в единстве всех его функций. Поэтому мы не будем делать различия между понятиями «содержание обучения» и «содержание образования».
Содержание обучения – есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Источники содержания образования
Источников содержания образовании несколько. Согласно Лернеру и Скаткину это:
- культура и наука;
- виды деятельности;
- логика развертывания любой деятельности;
- средства и формы обучения.
Наука является одним из основных источников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном объеме, так как на изучение всего у человека может попросту не хватить жизни. В связи с этим проводится отбор содержания в соответствии с целым рядом факторов:
- потребностей общества;
- закономерностей учебной деятельности;
- интеллектуальных способностей учащихся;
- личности преподавателя.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
Тенденции развития образования
- Демократизация (в связи с ликвидацией безграмотности в ряде стран – образование становится доступней большему населению, хоть и присутствует разделение по учреждениям)
- Рост продолжительности образования (для углубления в специфику дисциплин срок обучения увеличивается)
- Непрерывное образование (в нынешних условиях развития – индивиду необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть новейшими технологиями)
- Гуманизация образования (переход на мягкий тип образования, акцент учителей и школы ставится на личность учеников: способности, потребности и особенности)
- Интернационализация (единая система образования для разных государств)
- Компьютеризация (использование, в процессе обучения, современных технологий и глобальной сети)
Развитие инклюзивного образования в России
В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег».
Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью.
Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ.
В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.
Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзивное образование
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:
- технически оснастить образовательные учреждения;
- разработать специальные учебные курсы для педагогов;
- создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
- разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.
Сложности для педагогов
Designed by Freepik
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
-
чему обучать школьников;
-
как выстроить процесс обучения;
-
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий
Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение
Результаты инклюзии:
· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
· Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
· Инклюзивные сообщества включают:
1. Изменение взглядов в целом: «Разнообразие включает каждого»
2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения — чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
3. Возможность для каждого быть успешным
· Социальные изменения:
1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
4. Действие отличается от убеждений и теории!
Особенности инклюзивного обучения
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия — оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако степень разницы между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Инклюзия и интеграция: сходства и отличия
Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.
Инклюзивное обучение |
Интегрированное обучение |
|
|
Похожие термины:
-
образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полно
-
необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность профессиональное воспитание и обучение (подготовка) на тех уровнях образования, в отношении которых действуют федеральные госуда
-
совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального обр
-
установленные в Российской Федерации следующие уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее обр
-
самостоятельная область образования, возникшая в условиях индустриализации общества и борьбы за социальное равноправие женщины. Главным фактором, обусловившим появление низшего и среднего женс
-
звено в цепи непрерывного образования человека, целью и содержанием которого является профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов разных уровней квалификации (среднее профессио
-
степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т. е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и об
-
имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельны
-
уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся прис
-
(АПО) – новая форма интеллектуального труда, призванная генерировать новые идеи, обобщать передовой опыт, поддерживать инициативу в области профессионального образования. Логикой самой жизни ас
-
образование, получаемое гражданами в государственных образовательных учреждениях (начальное или среднее профессиональное), а также по направлению службы занятости потерявшими возможность рабо
-
наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти
-
характеризуется различными концепциями образовательного процесса. Они определяют два направления (модели) в педагогике: рационалистическое и гуманистическое. Рационалистическая модель процесс
-
документы государственного образца, удостоверяющие профессиональное образование и отражающие ступени профессиональной квалификации; являются основанием для получения работы по профессии или
Интеллектуальное воспитание[править]
Суть проблемы интеллектуального воспитания, согласно М.А. Холодной, заключается не только в формировании знаний, умений и навыков или в развитии теоретического мышления, а в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка. Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, в качестве которых М.А. Холодная рассматривает:
– компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности; такие знания должны быть разнообразны, быстро актуализироваться в необходимый момент, элементы знания должны быть четко выделены и находиться в определенных взаимосвязях между собой, причем как содержание, так и связи могут меняться под влиянием тех или иных факторов (гибкость), организация знаний должна предусматривать выделенность ключевых идей, принципов, элементов, способность к переносу знания в новую ситуацию, наличие знания о собственном знании;
– интеллектуальную инициативу – желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать новые области деятельности; готовность выходить за пределы заданного и включаться в нестимулированную извне интеллектуальную деятельность. Интеллектуальную инициативу рассматривают как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов (Д.Б. Богоявленская);
– интеллектуальное творчество основано на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Для развития творческих качеств детей необходимо, в первую очередь, создать положительный эмоциональный фон, сделать процесс обучения психологически комфортным, стимулировать и приветствовать проявления нестандартной мысли учеников, снизить роль познавательных стереотипов в обучении;
– интеллектуальную саморегуляцию – умение управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны своего интеллекта и, главное, самостоятельно строить процесс самообучения. Для этого необходимо оказать ребенку помощь в формировании тех психологических механизмов, которые лежат в основе непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля и метакогнитивной осведомленности (системы представлений об основаниях интеллектуальной деятельности и о своих индивидуальных интеллектуальных особенностях);
– уникальность склада ума – это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений. Учет уникальности склада ума важен как условие успешного учения и реализации индивидуального потенциала творческих решений. Поэтому необходимо не только сохранять, но и укреплять индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.
Интернациональные интерпретации
Цели развития тысячелетия
Плакат в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке , штат Нью-Йорк , США, с изображением целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Организации Объединенных Наций Цели развития тысячелетия 2 (2002) , заключается в обеспечении всеобщего начального образования к 2015 году, к тому времени их цель состояла в том, чтобы обеспечить , чтобы все дети во всем мире, независимо от расы или пола, будет иметь возможность полного начального образования.
В связи с тем, что Организация Объединенных Наций уделяла особое внимание Африке к югу от Сахары и Южной Азии , поскольку они являются домом для подавляющего большинства детей, не посещающих школу, они предположили, что они, возможно, не смогут достичь своей цели к 2015 году. Согласно информационному бюллетеню за сентябрь 2010 года, это произошло потому, что около 69 миллионов детей школьного возраста все еще не ходили в школу, из них почти половина населения проживает в странах Африки к югу от Сахары и более четверти — в Южной Азии.. По оценкам Организации Объединенных Наций, для достижения цели к 2015 году все дети официального возраста поступления в начальную школу должны были посещать занятия к 2009 году
Это будет зависеть от продолжительности начальной ступени, а также от того, как хорошо, что школы удерживают учеников до конца цикла.
По оценкам Организации Объединенных Наций, для достижения цели к 2015 году все дети официального возраста поступления в начальную школу должны были посещать занятия к 2009 году. Это будет зависеть от продолжительности начальной ступени, а также от того, как хорошо, что школы удерживают учеников до конца цикла.
Не только важно, чтобы дети получали образование, но и страны должны были обеспечить наличие достаточного количества учителей и классных комнат для удовлетворения спроса. По состоянию на 2010 год количество новых учителей, необходимых только в странах Африки к югу от Сахары, равнялось существующему количеству учителей в регионе.. Гендерный разрыв для получающих сократился
В период с 1999 по 2008 год количество девочек, не получающих образование, во всем мире снизилось с 57 процентов до 53 процентов, но в некоторых регионах этот процент увеличился.
Гендерный разрыв для получающих сократился. В период с 1999 по 2008 год количество девочек, не получающих образование, во всем мире снизилось с 57 процентов до 53 процентов, но в некоторых регионах этот процент увеличился.
По данным ООН, в регионах многое уже сделано. Хотя набор в африканский регион к югу от Сахары продолжает оставаться самым низким регионом в мире, к 2010 году «он все еще увеличился на 18 процентных пунктов — с 58 процентов до 76 процентов — в период с 1999 по 2008 годы». Также был достигнут прогресс как в Южной Азии, так и в Северной Африке, где в обоих регионах наблюдался рост приема учащихся. Например, в Южной Азии он увеличился на 11 процентов, а в Северной Африке — на 8 процентов за последнее десятилетие.
Значительные успехи были достигнуты даже в самых бедных странах, например, отмена платы за начальную школу в Бурунди, где наблюдался рост приема в начальную школу, который достиг 99 процентов по состоянию на 2008 год. Аналогичный результат произошел и в Танзании . За тот же период страна удвоила свой коэффициент охвата. Более того, другие регионы Латинской Америки, такие как Гватемала и Никарагуа , а также Замбия на юге Африки «преодолели 90 процентов в сторону большего доступа к начальному образованию».
Что свидетельствует об успешном получении полного среднего образования
Успешное основание полного курса среднего образования зависит от многих факторов. Ученик может делать упор на предметы конкретной категории, которые нравятся ему больше всего, и достигать достаточно хороших успехов именно по ним. Но в то же время возможны значительные проблемы в других областях. Нередко школьники, предпочитающие точные науки, имеют некоторые проблемы с языками. Или наоборот.
Получение полного среднего образования предусматривает комплексное освоение программы, которое означает:
- получение теоретических знаний и практических умений по всем преподаваемым предметам;
- способность использовать полученные навыки в реальной жизни;
- возможность дальнейшего развития выбранной специализации на основании среднего образования.
Школьное образование носит комплексный характер, предусматривающий знания в самых разных областях. Ученики ежегодно проходят определенный программный курс, дающий общее представление о мире, возможность самостоятельно жить в современном мире, отвечая за свои действия и не теряясь в различных ситуациях.
Успешное усвоение школьной программы означает, что выпускник готов к самостоятельной жизни, так как имеет пакет необходимых навыков и умений. Именно поэтому каждый ребенок обязан посещать школу. Для его получения существуют свои структуры, которые могут быть как государственными, так и частными. Среднее специальное образование означает уже поступление в колледж для актуализации той области знаний, которая понадобится для будущей профессии.
Для чего получают полное среднее образование
Завершение курса школьной программы требуется не только для того, чтобы продолжить учебу в высшем учебном заведении. Данная ступень предусмотрена законодательством, так как без основных знаний невозможно стать полноценной личностью. Получая общие и углубленные сведения об окружающем мире, будущие выпускники школ готовиться к самостоятельной жизни.
Продолжение учебной деятельности в высших учебных структурах требует наличия конкретных документов (аттестат) и набора знаний. Любой школьник, имеющий соответствующий аттестат, имеет право продолжить обучение в колледже, выбрав ступень среднего специального образования, либо обратиться непосредственно к возможностям ВУЗа.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Бакалавриат
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как учиться и поступить
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.
Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:
- фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
- наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
- фармации (33.00.00);
- экранных искусств (55.00.00).
Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .