Что такое опорный вуз?
Содержание:
Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.
Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.
А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.
Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.
iPhones.ru
Новая реформа образовательной системы призвана помочь высшему образованию. Или убить множество ВУЗов в Москве и регионах. Как не оказаться за бортом без диплома, закончить полное высшее и получить актуальные знания?
Какие еще есть ВУЗы
Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.
Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.
Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.
Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.
Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.
Как все начиналось
Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).
Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.
Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:
- озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
- сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
- предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.
Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.
На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:
- Гостехуниверситеты — Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
- Госуниверситеты — Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.
Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.
Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.
Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой «гонке» являются:
- Костромской государственный технологический университет;
- Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
- Вятский государственный университет.
Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование — 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.
Достижение целей
По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.
Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:
- В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
- Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
- Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
- ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
- Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.
Проходные баллы
Учитывая внушительное количество бюджетных мест, по которым опорные вузы России ежегодно проводят набор, уровень проходных баллов не такой высокий, как, к примеру, в столичных учебных заведениях. Конкретные цифры зависят от выбранной специальности. В таблице приведен сводный обзор возможного разброса значений.
Название опорного вуза | Диапазон минимальных баллов | Диапазон проходных баллов |
---|---|---|
КемГУ | 99–118 | 173–195 |
АлтГУ | 90–110 | 112–197 |
ОмГТУ | 99–120 | 134–221 |
ПсковГУ | 99–105 | 174–248 |
БГТУ | 99–164 | 155–333 |
СамГТУ | 105–150 | 141–226 |
ВГТУ | 99–198 | 151–341 |
СГТУ | 99–123 | 152–275 |
СГУ | 101–159 | 129–257 |
ТулГУ | 99–105 | 134–345 |
УлГУ | 99–150 | 126–371 |
ЧГУ | 99–154 | 145–253 |
ЯрГУ | 90–110 | 174–278 |
МАГУ | 106–125 | 164–276 |
СибГМУ | 116–121 | 179–302 |
УГНТУ | 100–119 | 130–245 |
Минимальный рейтинг, превышающий 120-балльный порог, складывается не только из итогов ЕГЭ. В него включены дополнительные вступительные испытания, проводимые опорным вузом самостоятельно при поступлении на некоторые специальности.
Судя по данным с сайтов вузов, сложнее всего пробиться в Ульяновский государственный университет: несмотря на лояльный порог допуска к участию в конкурсе, реальные проходные баллы высокие. Ненамного отстают Тульский ГУ, Воронежский и Белгородский технические университеты.
Список опорных университетов
- Алтайский государственный университет
- Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
- Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Волгоградский государственный технический университет
- Воронежский государственный технический университет
- Вятский государственный университет
- Донской государственный технический университет
- Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
- Кемеровский государственный университет
- Костромской государственный университет
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
- Марийский государственный университет
- Мурманский арктический государственный университет
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Новосибирский государственный технический университет
- Омский государственный технический университет
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
- Петрозаводский государственный университет
- Псковский государственный университет
- Самарский государственный технический университет
- Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
- Сибирский государственный медицинский университет
- Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
- Сочинский государственный университет
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
- Тольяттинский государственный университет
- Тульский государственный университет
- Тюменский индустриальный университет
- Ульяновский государственный университет
- Уфимский государственный нефтяной технический университет
- Череповецкий государственный университет
- Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Опорный вуз – новые возможности
— Дмитрий Владимирович, что такое опорные вузы?
— В 2013 году в рамках программы развития образования на федеральном уровне Министерством образования и науки была выдвинута инициатива создания нового типа университетов. Опорные вузы должны играть роль ведущих вузов в своих регионах: обеспечивать инновационное развитие территории, удерживать и привлекать молодежь, чтобы эти программы развития были обеспечены кадрами. Мы участвовали во второй волне конкурса, вышли в финал и из 86 заявителей попали в число 8 лидеров, которые получат федеральное финансирование на ближайшие 3 года.
— А что дает получение статуса опорного вуза?
— Присвоение этого статуса – это не награда, а вызов для университета, дающий возможность стать настоящей опорой образованию региона. Это и новые возможности: в опорных университетах предполагается увеличение количества мест бюджетного приема на приоритетные для региона направления. Мы ожидаем, что ЧГУ получит дополнительные бюджетные места на базовые направления подготовки, связанные с металлургией, химией, машиностроением, педагогикой, а также на гуманитарные направления. Уже сегодня университет предлагает 63 направления подготовки. В этом году открыты 983 бюджетных места на различные специальности. В последующем мы ожидаем их увеличения. Готовится к открытию ряд новых направлений. В частности, уже сегодня впервые объявлен набор на такие направления, как робототехника и мехатроника, подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.
Опорные вузы получают дополнительные бюджетные места на второй и третьей ступенях высшего образования — мы говорим о магистратуре и об аспирантуре
Это очень важно, потому что здесь ведется подготовка высококвалифицированных кадров, заточенных под конкретные потребности организаций и предприятий
Кроме того, опорный вуз — это дополнительные возможности развития научной деятельности. Мы сможем получать государственные субсидии на реализацию научных проектов и финансирование инновационных разработок
Это важно для региона, который хочет стать инновационным
— Какие условия должен выполнить университет как опорный вуз?
— Речь идет о пакете из двух десятков проектов, охватывающих научно-инновационную, образовательную деятельность, развитие инфраструктуры, систему управления университетом. Это гигантский объем работы на ближайшие 5 лет. Мы выделили несколько направлений, касающихся промышленности, бизнеса и социальной сферы, повышения привлекательности региона, поддержки развития муниципалитетов. Проекты связаны с созданием лабораторий, инжиниринговых центров, с развитием пояса высокотехнологичных малых предприятий вокруг университета, с внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс. Предполагается развитие уникальной системы внеучебного взаимодействия со студентами, их личностного и профессионального роста.
Задача опорного вуза сегодня — способствовать удержанию и привлечению и молодого, и более старшего поколения на территорию региона. За счет чего? За счет лучшего предложения — более качественного образования, широкого набора образовательных программ, интересных схем трудоустройства, программ личностного и профессионального развития, широкого послевузовского образования, в том числе цифрового. Для поступающих — это возможность остаться жить и работать в своем регионе, получив при этом достойное высококачественное образование, возможность гарантированного трудоустройства после окончания вуза. Добавлю, что сегодня Череповец – молодой, динамично развивающийся город, который позволит преуспеть не только в профессиональном, но и в культурном развитии. Кроме того, близость к Москве и Санкт-Петербургу делает Череповец привлекательным местом для студентов. А быстро развивающаяся инфраструктура и университета, и города будет способствовать повышению комфортности и учебы, и работы, и жизни.
Из источника:
https://www.chsu.ru/news/-/asset_publisher/T7kog939SY0S/content/opornyj-vuz-novye-vozmoznosti?_101_INSTANCE_T7kog939SY0S_redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1&redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1
Что значит «опорный вуз»
Понятие «опорный университет» – новое в системе российского, да и мирового, высшего образования.
Программа создания в регионах технологических и инновационных центров запущена в 2015 году, первый перечень учебных заведений, получивших такой статус, Минобрнауки утвердило в начале 2016 года. В него вошло 11 университетов, в следующем году он был расширен, и в настоящий момент список опорных вузов включает 33 учебных заведения.
Цель учреждения опорных университетов – создать в каждом субъекте РФ вуз, способный на равных конкурировать со столичными учебными заведениями, чтобы обеспечить региональные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами, требующимися для решения задачи развития конкретного субъекта федерации. Взамен получаемого бюджетного финансирования образовательные учреждения обязуются готовить студентов по тем направлениям, которые востребованы в регионе.
К сожалению, пока в зоне охвата программы далеко не все области. Чтобы получить статус опорного вуза, необходимо представить в Министерство образования и науки 5-летнюю стратегию развития учебного заведения. В ней должны быть отражены следующие аспекты:
- предлагаемые нововведения в образовательный процесс и систему управления вузом;
- развитие кадровых возможностей;
- направление модернизации научно-исследовательских работ и инновационной деятельности;
- развитие коммуникаций с местными работодателями, городской администрацией и всей региональной средой.
Не все образовательные организации могут участвовать в конкурсе. Критерии, препятствующие получению статуса опорного вуза:
- территориальное расположение в Москве или Санкт-Петербурге;
- присвоенная ранее категория федерального университета;
- участие в программе «5–100» (направлена на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке);
- расположение в городе, уже имеющем опорный университет.
В целом, «Опорный вуз» – это совместный проект государства и региональных университетов, цель которого – перейти на новый, более качественный уровень подготовки кадров. Программа предусматривает постоянный контакт с ведущими предприятиями региона и профориентацию выпускников школ.
Где работают выпускники
У выпускников есть два варианта трудоустройства – предприятия региона, в котором расположен опорный вуз или учреждения в других областях страны со схожими стратегическими задачами.
Вероятность того, что выпускнику опорного вуза придется осваивать другую профессию, минимальна (если только он сам решит, что выбранное поприще ему не по душе). Ведь каждый конкретный участник проекта ведет подготовку по направлениям, в которых в регионе отмечается колоссальная нехватка специалистов. Детальная информация о предприятиях, с которыми сотрудничает каждый из опорных университетов, представлена на сайте Национального фонда подготовки кадров на страничке вуза.