Система образования в россии — общие принципы и структура
Содержание:
- Средства обучения
- Положение бакалавриата в структуре СО
- Развитие системы образования
- Состав
- Гимназии
- Структура образования
- Развитие системы образования
- Понятие образования
- Общее среднее образование
- Типы образовательных учреждений
- Найдено научных статей по теме — 15
- IT-технологии как необходимый компонент системы образования
- Билингвальный компонент в системе физкультурного образования
- Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования
- Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования
- Компоненты ретренинга в системе дополнительного профессионального образования
- Компоненты модели воспитательного пространства в системе открытого образования
- Научно-инновационная компонента — неотъемлемая составляющая системы образования
- Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников
- Информационно-образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования
- Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение
- Содержание формирования компетенций студентов вуза как компонент системы образования
- Образование и его учебно-методическое обеспечение
- ↑ Самообразование
- Современные модели организации обучения
- Роль образования в жизни общества
- Типы образовательных учреждений
- Дистанционное образование
- Как можно оценить российское образование
- Структурные компоненты педагогической системы
Средства обучения
Определение 5
Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.
Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.
Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:
- материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
- организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).
Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:
- словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
- визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
- аудиальные (проигрыватели);
- аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
- средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
- учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует
: Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты,
либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум.
Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания
по программе вуза.
Сколько учиться
: В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на
студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому
направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в
техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в
зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать
: Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата
При этом не
важно, университет это,
академия или институт.. Куда дальше. : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру
При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Куда дальше
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
- Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
- Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
- Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
- 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
- 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.
Состав
Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах — носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.
Следующий этап обучения — важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:
- Начальный.
- Базовый (основной).
- Средний.
Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны. Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни. Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.
Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях. В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе. По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.
Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.
Гимназии
Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.
На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.
Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.
Структура образования
Много лет функционирует привычная система образования в России. Образовательный процесс делится на пять формальных звеньев, каждый из которых представляет собой ряд учебных заведений. Первое звено включает в себя дошкольное обучение, второе – общеобразовательные заведения, школы, гимназии и лицеи, третье – учреждения для получения среднего профессионального образования, четвертое – высшее образование, и пятое – послевузовское.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
- Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
- Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
- Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
- 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
- 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Компоненты образования:
-
Совокупность образовательных стандартов и программ.
-
Органы управления образованием.
-
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
-
Обучение в учебных заведениях.
-
Образование в семье.
-
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
-
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
-
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Общее среднее образование
Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.
Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.
За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.
Типы образовательных учреждений
В РФ представлены различные виды образовательных учреждений, дающих базовое и специальное образование:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- организации высшего образования;
- организации дополнительного и профессионального дополнительного образования.
Таким образом, образование, являющиеся базовым социальным институтом, удовлетворяет важнейшие общественные потребности. Оно представляет собой многоуровневый комплекс взаимосвязанных компонентов и служит мощным регулятором социальных процессов. Из видео ниже, которое мы предлагаем вам посмотреть, вы также сможете узнать интересную информацию о том, насколько актуально сегодня хорошее образование и как выбрать правильное направление.
Найдено научных статей по теме — 15
IT-технологии как необходимый компонент системы образования
Мамедова Кунаш Аскеровна
Отмечено, что на сегодняшний день информационные технологии это важнейший фактор, который оказывает влияние на качество системы образования.
Билингвальный компонент в системе физкультурного образования
Аслаханов Саид-али Махмудович, Эльмурзаев Махмутгири Атуевич
В статье рассмотрен вопрос использования билингвального терминологического аппарата в процессе решения задач образовательной области «Физическая культура».
Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования
Абрамова Мария Алексеевна, Кошеутова Ольга Леонардовна
Статья посвящена анализу трансформаций одного из компонентов системы непрерывного образования в России дополнительного образования.
Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования
Баженова Наталья Геннадьевна, Луценко Екатерина Леонидовна
Качество высшего профессионального образования является существенной основой в создании единого образовательного пространства Российской Федерации.
Компоненты ретренинга в системе дополнительного профессионального образования
Швецова Валентина Михайловна
В статье рассмотрена сущность компонентов ретренинга в системе дополнительного профессионального образования и их роль в инструктировании кадров.
Компоненты модели воспитательного пространства в системе открытого образования
Какалина Елена Викторовна
В статье рассматриваются модель создания и развития воспитательного пространства в системе открытого образования и его компоненты, единство процессов воспитания и обучения, взаимодействие всех сред, в которых происходит жизнедеяте
Научно-инновационная компонента — неотъемлемая составляющая системы образования
Журавков Михаил
Наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня системы образования залог успешногоразвития государства и общества, важнейший фактор эконом
Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников
Раджабов Исмаил Магомедович, Шахбиева Хулимат Хамидовна
В статье рассматриваются возможности национально-регионального компонента в художественном образовании школьников, дается подробный анализ и использование творческого опыта наследие предков в образовательно-воспитательной деятельн
Информационно-образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования
Ковалева Алевтина Ивановна
В статье рассмотрены тенденции развития образования в условиях информационного общества.
Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение
Бородина Светлана Николаевна
В статье автор обращает внимание на ситуацию, получившую развитие в российской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв.
Содержание формирования компетенций студентов вуза как компонент системы образования
Кагакина Елена Андреевна
В статье рассматриваются основания проектирования содержания формирования компетенций студентов вузов в целостном процессе их обучения в вузе.
Образование и его учебно-методическое обеспечение
Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.
Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.
Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.
Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
Современные модели организации обучения
Структурные компоненты образовательной системы являются фундаментальными элементами, уникальными для системы образования. Их шесть:
- Цель — «важнейшая составляющая любой педагогической системы, обуславливающая факт ее создания»;
- Учебная информация, «которая должна быть получена отдельными лицами».
- Педагогическая коммуникация «является средством, с помощью которого организуется деятельность учащихся по получению образовательной информации в соответствии с целями педагогической системы».
- Учащиеся, «конкретная группа людей, нуждающихся в специальном образовании, подготовке или обучении».
- Педагоги, «соответствующие целям системы, обладающие определенной информацией и средствами коммуникации и обладающие психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия»;
- Результат — знания, умения, навыки, способности, сформировавшиеся у студента к концу функционального периода системы, т.е. к моменту окончания обучения.
- гностические, в том числе действия, связанные с процессом накопления новых знаний о системе и ее компонентах в процессе решения педагогических задач;
- проектирование, которое включает в себя действия, связанные с упреждающим планированием задач и путей их решения;
- конструктивный, связанный с подбором и комплексным построением содержания учебно-педагогической информации
- коммуникативным, с действиями, связанными с построением педагогически адекватных отношений между участниками педагогического процесса
- организация, связанная с реализацией педагогической концепции и организацией взаимодействия между участниками процесса
- Корректировка, связанная с перестройкой деятельности педагогической системы в зависимости от степени ее успешности.
По мнению В.П. Беспалько, «система — это любой процесс, происходящий при определенных условиях в совокупности с этими условиями». Более того, В.П. Беспалько считает, что педагогическая система, будучи замкнутой, изменяет активность других компонентов в зависимости от требований социальной системы, предъявляемых хотя бы к одному из ее элементов, который в данный момент является системообразующим.
Педагогический процесс происходит в педагогической системе (ПС), объединенной компонентами (частями), которая остается стабильной перед лицом изменений. Если изменения (нововведения) превышают определенный запас прочности, система рушится, и на ее месте появляется новая система с различными характеристиками.
«Педагогическая система — это очень стабильное и сильное сочетание элементов». Структура любой педагогической системы (древней или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет профессор В.П. Беспалько, — представляется сегодня следующим взаимосвязанным набором вариантов.
Ученики; Образовательные цели (общие и частные); содержание образования процессы образования (фактическое воспитание и обучение) учителя (или TSO — технические средства обучения); Организационные формы воспитательной работы».
Роль образования в жизни общества
- Передает социальный опыт. Молодые люди усваивают культурные ценности, становятся “продуктами” своей среды. Так общество обеспечивает порядок.
- Социализация личности. Обществу необходимы квалифицированные кадры. Это позволяет ему развиваться.
- Социальный отбор. Благодаря образованию, люди занимают определенную ступень в социальной иерархии.
- Социальный контроль. Ученики определенное время проводят в школе под контролем педагогов. Многие получают дополнительное образование в кружках, клубах, спортивных секциях и т.п. В учебных заведениях поддерживается дисциплина, регулируются отношения. Все это способствует стабильности общества.
Функции образования определяются актуальными задачами современного этапа развития.
Типы образовательных учреждений
В РФ представлены различные виды образовательных учреждений, дающих базовое и специальное образование:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- организации высшего образования;
- организации дополнительного и профессионального дополнительного образования.
Таким образом, образование, являющиеся базовым социальным институтом, удовлетворяет важнейшие общественные потребности. Оно представляет собой многоуровневый комплекс взаимосвязанных компонентов и служит мощным регулятором социальных процессов. Из видео ниже, которое мы предлагаем вам посмотреть, вы также сможете узнать интересную информацию о том, насколько актуально сегодня хорошее образование и как выбрать правильное направление.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
- Первый — опирается на интерактивное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
- Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие различные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
- Третий сочетает в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.
Как можно оценить российское образование
В сфере образования в России занято чуть больше 5,5 миллионов человек. Это много – учителей больше, чем чиновников или медиков, и примерно столько, сколько занято людей в сельском хозяйстве. В процентном отношении это больше 15% от всех работающих в стране.
Большая часть этих людей работает на государство (конечно, есть и частные детские сады, школы, колледжи и вузы, но их меньшинство), поэтому именно от государства непосредственно зависит то, как работает образование.
Охарактеризовать состояние российской сферы образования однозначно не получится – с чем-то у России относительно неплохо (число людей без начального общего образования старше 25 лет – всего около 0,2%), а в чем-то есть проблемы (зарплаты учителей).
Оценить же уровень образования можно только в сравнении с другими странами. Один из главных индикаторов – то, сколько государство тратит на образование. В России это 3,5% от ВВП или 10,8% от суммарных государственных расходов. В сравнении с другими странами это не так уж много:
- в Великобритании на образование тратится 4,9% от ВВП или 12,4% от расходов государства;
- в Южной Корее – 4,1% от ВВП и 14% от расходов государства;
- в Швеции – 5% от ВВП и 11,6% от суммарных расходов государства.
Однако эти цифры говорят не так уж много – бюджет Южной Кореи на 2020 год составляет 423,2 миллиарда долларов, а расходы федерального бюджета России – эквивалент 296,7 миллиардов долларов, и это при населении Кореи втрое меньше российского.
Что касается уровня образования взрослого населения, то проблема безграмотности была побеждена много десятилетий назад в СССР (впрочем, большинство стран мира ее тоже победили). Так, в России 94,2% жителей старше 25 лет имеют образование на уровне среднего общего (11 классов) и выше.
Высшее образование есть у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет, в среднем по развитым странам цифры примерно такие же: от 18,7% в Италии до 35,7 в Великобритании. Однако доступность высшего образования – скорее часть политики государства, поэтому эти цифры тоже мало о чем говорят.
Поэтому относительно взвешенную оценку российскому образованию могут дать только международные оценки. Первая из них – индекс уровня образования, который используется ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Индекс учитывает 2 показателя – долю грамотного взрослого населения и долю учащихся заведений среднего и высшего образования.
Россия сейчас находится на 32 месте между Грецией и Лихтенштейном с показателем 0,832. Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9 (но таких стран немного). Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.
Также очень важны рейтинги стран по качеству среднего и высшего образования. Прежде всего, это результаты анализа Международной программы оценки образовательных достижений (PISA), в которой школьникам выставляются оценки по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
В 2018 году Россия оказалась на 31-33 местах из 79 стран мира по разным направлениям. В 2015 году позиции России были выше, хоть баллов тогда российское образование набрало меньше (но и стран-участниц рейтинга было меньше).
Интересно, что в исследовании посчитали показатели отдельных 3 регионов России, и по читательской грамотности школьники Москвы заняли третье место после Сингапура и китайских провинций.
Что касается рейтинга стран по уровню вузов, здесь стоит учитывать Рейтинг лучших университетов мира, который ежегодно публикует журнал Times Higher Education (THE) из Великобритании. Он оценивает более 1300 вузов из 92 стран мира, и в 2019/2020 учебном году в него вошли 39 российских вузов.
Лидерами из России стали:
- МГУ им. Ломоносова – занял 189 место в рейтинге;
- МФТИ – попал в группу с 201 по 250 место;
- ВШЭ – попала в группу с 251 по 300 место;
- ИТМО и НИЯУ МИФИ – попали в группу с 401 по 500 место.
Российские вузы попадают и в другие рейтинги по качеству образования – но, как правило, это те же МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана и другие громкие имена.
Так что по международным оценкам российское образование сложно назвать совсем депрессивным, но и первые места в мировых рейтингах страна тоже не занимает.
Структурные компоненты педагогической системы
1) Цели образования и профессиональной подготовки (общие и частные цели образуют «дерево целей»);
2) Предметы образования и подготовки (учителя, учащиеся, учебная группа);
3) Предметы образования и подготовки (те же, т.е. учитель, ученик, педагог).
4) Приобретенный опыт, т.е. образовательный контент, т.е. знания, умения, способности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений
5) Средства педагогической коммуникации (все виды методов, приемов, материалов и технических средств обучения и воспитания).
Педагогические системы характеризуются чертами, общими для всех социальных систем. Это целенаправленность, целостность, структурированность, динамичность, взаимодействие с окружающей средой и с системами низшего и высшего порядка.
Отличительными особенностями образовательных систем являются:
- Они включают в себя развитие личности как цели, объекта и субъекта ее функционирования и педагогической деятельности как ее функционирования.
- Управляющий субъект находится не снаружи, а внутри системы, так что педагогическая система имеет внутреннее управление, то есть самоуправление. В результате педагогическая система обладает определенной безопасностью (стабильностью) и сохраняет относительную независимость от внешних воздействий (автономию). Это означает, что внешние воздействия в определенной степени не вызывают значительных изменений в системе. Если изменения (нововведения) выходят за рамки безопасности, система рушится и на ее месте появляется новая система с различными характеристиками.