Проблемы в текстах егэ. тематический список проблем, встречающихся на экзамене

Содержание:

Историческая память

Проблема исторической памяти — отнюдь не редкость на ЕГЭ по русскому языку

В таком сочинении нужно акцентировать внимание читателей на важности данной темы для всего человечества и делать отсылки к отечественной истории. Вот отличный пример такого эссе. В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

Аргументацию можно найти в следующих источниках:

  1. «Прощание с Матерой» (В. Распутин). Старики не хотят покидать родного села, где похоронены их предки и близкие люди. Она с негодованием наблюдают, как разрушается старое кладбище, как горит деревня, которая строилась с таким трудом. Каждое дерево, каждый цветок дороги местным жителям, и они с большой неохотой покидают родные земли, боясь утратить связь со своими историческими корнями.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Несмотря на нашествие Красной армии, жители обдонья не хотят покидать свои курени. Многие из них остаются, рискуя погибнуть от рук врага, но не могут покинуть родную землю на произвол судьбы, оставить могилы и те любимые места, к которым так привязались. Здесь вся история их рода, все богатство, накопленное веками. Ильинична и Пантелей Прокофьевич пресекают любое предложение об уходе и покидают дом только под реальной угрозой уничтожения. Казаки справедливо опасались, что вне родных степей они утратят историческую память и национальную идентичность. Так и произошло. Весьма символично, что старик Пантелей находит смерть именно вдали от своего хутора.
  3. Обелиск (В. Быков). После войны люди решают, стоит ли ставить памятник местному учителю, который пожертвовал собой ради спасения детей. Особенно горячо защищал его добрую память тот ученик, который остался в живых благодаря его подвигу. Именно Мороз отвлек нацистов, дав Павлу шанс бежать. Его сильно ранили, но он сумел выжить. Остальных задержанных детей и их учителя казнили. Он был с ними до последней минуты. Но после войны этот поступок многие партийные деятели сочли глупостью, и фамилия Мороза была приписана к обелиску в честь его учеников белой масляной краской.
  4. «В списке не значился» (Б. Васильев). Николай Плужников попал в Брестскую крепость накануне войны. Он еще не успел найти свой полк и записать в него, ведь началась оккупация. Нацисты прорвались через границу. Боец сразу же принял на себя удар и стал оборонять вверенный участок. В итоге Николай боролся с захватчиком десять месяцев, прячась в подвалах и выходя по ночам, чтобы убивать врагов, пользуясь покровом темноты. За эти месяцы он потерял здоровье от голода, жажды и вечной погони. Он не значился в списках, но остался в памяти людей, как последний защитник крепости, которому даже враги отдали честь.
  5. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). В финале повести сын Риты и старшина Васков приезжают на место их славной гибели и гуляют по тем местам, где когда-то погибли храбрые зенитчицы, задерживая диверсантов. Васкову удалось пронести через года память о своих бойцах, павших за родину.

Комментируем проблему текста вместе

Чтобы подтвердить теорию практикой, попробуем вместе прокомментировать проблему текста. Обратимся к тексту В.Г. Распутина о мальчике Саньке. Выделим в нем следующую проблему: что значит быть самостоятельным? При внимательном чтении текста можно без проблем найти примеры, подтверждающие существование данной проблемы.

  • Первый пример: Санька хотел стать более самостоятельным, но родители не позволяли ему этого, окружая своей заботой и участием.
  • Пояснение: порой нам мешают быть самостоятельными наши близкие.
  • Второй пример: оставшись дома один, мальчик сам ходил в магазин, готовил обед, полол грядки.
  • Пояснение: автор показывает самостоятельность Саньки, описывая его жизнь без взрослых.
  • Связь: приведенные примеры показывают, как новые обстоятельства делают человека самостоятельным.

Эти мысли не являются готовым комментарием. Но если их правильно соединить в единое целое, то получится прекрасный аргумент к проблеме текста. Кстати, связь можно расположить и перед примерами, немного ее изменив: Самостоятельным человека могут сделать жизненные обстоятельства, отсутствие рядом близких людей.

Помните, что комментарий представляет собой основную часть сочинения. Правильное его написание может говорить о том, что вы верно поняли текст и, следовательно, верно сформулировали проблему и авторскую позицию.

Теперь вы еще на один шаг ближе к 100 баллам на ЕГЭ по русскому языку. Продолжайте изучать методические рекомендации по написанию сочинения, и удача будет на вашей стороне.

Примеры из жизни

  1. Моя бабушка пережила всю Великую Отечественную войну, ей было 9 лет на момент начала боевых действий. Несмотря на столь юный возраст, ужасов повидать ей пришлось немало. В первую очередь при захвате города немцами, наши солдаты взорвали элеваторы и водонапорную станцию, чтобы ничего не досталось врагу, даже шахты были затоплены. На плечи моей бабушки легла забота обо всей семье, потому как её мать тяжело болела, а отец бросил их ради другой женщины. Для того чтобы напоить младших сестрёнок и брата она ходила с вёдрами за водой к водохранилищу, находившемуся на расстоянии 10 километров от дома. Два ведра на коромысле были тяжёлой ношей для девятилетней девочки, но выбора у неё не было. Затем бабушка устроилась подрабатывать на конюшню, где её часто били немцы кнутом за то, что воровала овёс. Делала это она только, для того чтобы накормить родных, потому как к ним уже пришёл постоянный спутник войны – голод. Из-за голода у семьи моей бабушки не осталось выхода, кроме как вернуться в родное село, которое находилось в 700 километрах от города, где они жили. Шли на родину пешком, бабушка тащила на себе повозку, в которой лежала мама, и иногда отдыхали сёстры и брат. Шли в общей сложности больше месяца, во время путешествия пережили многое: притворялись мёртвыми в поле, чтобы не быть убитыми немцами, стирали ноги до костей, питались травой и корнями, похоронили младшего брата. Из семи детей до конца войны дожили только трое, и праздник Победы стал для них самым важным, потому что этот день навсегда остался самым радостным днём в жизни моей бабушки и её сестёр.
  2. Моя бабушка рассказывала мне историю одной партизанки, которая была взята в плен и находилась в немецком лагере неподалеку от их дома. Девушка-партизанка была необыкновенно красивой, и один немец влюбился в неё без памяти. Он был неплохим человеком, которого долг перед своей родиной заставил отправиться на войну. Он не хотел убивать, не придерживался взглядов фашистов, но судьба распорядилась иначе. Как только этот немец увидел советскую красавицу, безумная любовь поселилась в его сердце. Это чувство способно подвигнуть на любое безрассудство и немецкий офицер решил, во что бы то ни стало, спасти возлюбленную. Но девушка была гордой и мужественной, она не изменила своим нравственным принципам и посчитала, что лучше расстаться с жизнью, чем принять помощь из рук врага. Так и не удалось немцу её уговорить поверить ему и дать себя спасти, красавицу-партизанку сбросили в шахту, чтобы не тратить на неё ценные патроны. Находясь на краю шахтного ствола, русская защитница успела обнять толкнувшего её фашиста и забрать его с собой навстречу смерти.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац

Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как сформулировать позицию автора

Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.

Используйте речевые шаблоны:

  • «…» — в этой фразе содержится позиция автора относительно затронутой проблемы.
  • Позиция автора выражена достаточно ясно и четко.
  • Автор текста убежден в том, что …
  • Решая актуальную для современного общества проблему, автор приходит к выводу о том, что…
  • Задача автора заключается в том, чтобы убедить читателя в …
  • «…» — это итог авторских размышлений по рассматриваемой проблеме.

Человек и природа

  1. Влияние человека на природу
  2. Проблема любви к природе
  3. Разрушающая сила природы
  4. Проблема отношения человека к природе
  5. Влияние природы на человека
  6. Проблема постижения прекрасного в природе
  7. Проблема бережного отношения к природе
  8. Проблема беззащитности природы
  9. Проблема жестокого обращения с животными
  10. Проблема бережного отношения к животным
  11. Проблема любви к животным
  12. Проблема преданности животных
  13. Проблема безответственного отношения к животным
  14. Гармоничные отношения с природой
  15. Проблема экологии
  16. Проблема потребительского отношения к природе
  17. Проблема восприятия окружающего мира

↑ Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

— отношение- взаимоотношение- воздействие- взаимодействие- влияние- роль- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться…?Как следует относиться…?Почему важно +глагол…?Почему нужно +глагол…?Что такое +существительное…?Для чего нужно…+глагол?Для чего нужен (на, ны) …+существительное?В чем причина…?Какова роль… в жизни человека?Что такое…?Что важнее: _ или _?Что необходимо…?В чем различие между _ и _?Что такое истинная (ое, ый)…?Что значит …?. https://rustutors.ru/problema.html

https://rustutors.ru/problema.html

Постоянная ссылка

↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

Подробности вопроса

Методов решения проблемы существует большое количество, но все их можно свести к 5 основным способам:

  1. Обход проблемы, попытка решить ее с другой стороны, выйти из текущей ситуации. Например, у вас поднялась температура. Это проблема, тем более, если вам сейчас нужен здоровый и критичный ум. Что вы делаете? Идете и пьете обезболивающее и жаропонижающее. Проблема решена? Решена. Но на самом деле проблема просто замаскирована, так как причиной повышения температуры в теле всегда является наличие воспалительного процесса, с которым организм борется самостоятельно. Температура понизила, а вот воспаление вероятнее всего никуда не ушло. Это опять вопрос к тому, что считать проблемой.
  2. Избегание проблемы или попытка изменить ситуацию. Уход от проблемы, чтобы ее не решать. Например, вместо того, чтобы приготовить еду дома, мы идем в ресторан или заказываем доставку, так как чтобы приготовить еду надо закупить продукты, помыть посуду и так далее.
  3. Расстраиваться из-за возникшей проблемы и ничего не предпринимать. Просто горько переживать, что такая проблема могла возникнуть только у тебя, можно еще позвонить маме, подруги, другу пожаловаться и поплакаться. Или взять себя в руки и пересмотреть свое отношение к данной ситуации. Принять ее как вызов, как способ прокачать какие-то свои способности, навыки и умения, как способ стать лучше, чем ты был вчера. Отделив свои эмоции от проблемы можно увидеть очевидные и простые варианты ее разрешения.
  4. Не замечать проблемы. Это не то же самое, что игнорировать. Не замечать, это значит вообще не признавать, что проблема есть, что она существует. Например, в поры какой-то контактной игры, вы получили травму, больно, неудобно, но вы этому не придаете значения и не замечаете, думаете, что пройдет и это не проблема вовсе, просто продолжаете играть. Часть проблем могут даже успешно решиться таким способом.
  5. Реально посмотреть на проблему и начать искать способы ее решения. Возможно, стоит тут начать с себя, пересмотреть собственное поведение и свои ценности. Спросить у тех, кто сталкивался с похожей ситуацией, поискать ответ в интернете, поштурмить на эту тему с коллегами или друзьями. В общем, искать решение, пробовать и решать ситуацию.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три

На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как выявить авторскую позицию?

В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу.  Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:

Выражена прямо

В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку,  или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.

Выражена косвенно

Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста

Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры

↑ Какие бывают проблемы?

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.   Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 

Способы найти проблему в тексте

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Что такое «Авторская позиция»

Авторская позиция — распространившееся в литературоведении понятие, приблизительно соответствующее термину И. Канта “эстетическая идея”. В эстетике Г. Гегеля и его последователей “художественная идея совпадает с тем, что традиционно именуется темой… Это — постигнутая и запечатленная творцом произведения бытийная сущность. Ho чаще и настойчивее об идее в искусстве говорилось (и в XIX, и в XX в.) как о сфере авторской субъективности, как о выраженном в произведении комплексе мыслей и чувств, принадлежащих его создателю” . Однако в завершенном произведении нет ничего чисто субъективного, как и ничего чисто объективного. Художественная идея — идея чего-то, мысль о чем-то. Это высший уровень содержания произведения, как правило, воплощающийся непосредственно в теме, но иногда частично и другими средствами: такими значимыми заглавиями, как “Герой нашего времени” или “Отцы и дети”, прямыми авторскими высказываниями, особенно в поэзии, словами и мыслями наиболее близких автору персонажей — таких, как Андрей Болконский у Л.Н. Толстого или, в меньшей степени, Обломов у И.А. Гончарова. В классицизме для этого существовали герои-резонеры типа Стародума (“Недоросль” Д.И. Фонвизина); чертами резонера наделен Чацкий в “Горе от ума”, при этом Фамусов — своего рода антирезонер. Сатин (“На дне” ML Горького), по сути, лишь играет роль резонера, играет буквально, как бывший участник любительских спектаклей и приятель Актера: пьяная патетика его монолога о правде и лжи сурово корректируется финалом драмы, где Сатин упивается особой “ложью” — иллюзорным миром песни — и отвечает бранным словом на сообщение потрясенного Барона о самоубийстве его приятеля, который “испортил песню”. Философская идея М. Горького относительно правды и лжи предстает далекой от однозначного, прямолинейного истолкования.

Понятие “авторская позиция” логично применять не к законченному произведению, а к процессу его создания. Очевидно, “Мертвые души” не могли быть закончены не только из-за грандиозности и отвлеченной сконструированности замысла, но и вследствие превращения Гоголя из художника в морализирующего проповедника. Тургенев же проявил исключительную художническую честность и человеческое благородство, оценив объективно, даже сочувственно в лице Базарова отнюдь не близкий ему социально-психологический тип.

Многие художники утверждают свою позицию весьма отчетливо и настойчиво. Таковы Грибоедов, Гоголь, Лермонтов (в стихах), Heкрасов, Фет, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Горький, Маяковский, Твардовский, Солженицын, Распутин. Другие писатели (Гончаров, Чехов, а в XX в. — Ю.В. Трифонов) являются художниками подчеркнуто объективной манеры, их авторская позиция далека от прямолинейности и более или менее завуалированна. Ф.М. Достоевский страстно отстаивал свои убеждения, но постоянно подвергал их жестоким испытаниям в различных идейно-художественных экспериментах, мучительно сомневался в самом дорогом для него. Таковы и его персонажи-”идеологи”. “У Достоевского — стенограммы незавершенного и незавершимого спора”, — писал крупнейший философ и филолог XX в. М.М. Бахтин .

В советское время далеко не всякий художник мог донести до читателя свою авторскую позицию без потерь. В не опубликованном при жизни М.А. Булгакова “Собачьем сердце” идея вполне соответствует авторской позиции. С “Мастером и Маргаритой” ясности меньше. Великий роман долго перерабатывался, писатель рассчитывал, хоть и безосновательно, на его публикацию, и, возможно, идейная проблема “личность (художник) и власть”, когда Дьявол предпочитается мелким “бесам” как превосходящая их сила, — следствие некоторых отчасти конъюнктурных соображений. И уж конечно “Дни Турбиных” не шли бы на советской сцене, если бы драматург не допустил, особенно в финале, ряда лестных для большевиков высказываний персонажей, которые вовсе авторской позиции не выражали.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Итоги

Если вам так и не приходит решение вашей проблемы, и вы никак не можете отдать предпочтение тому или иному способу, они все для вас кажутся не эффективными, то можно попробовать еще один довольно не стандартный способ, которым, тем не менее, довольно часто пользуются и топ-менеджеры крупных компаний. «Подвесьте» проблему. Просто оставьте её без решения на какое-то время.

Если уж совсем ничего не получается, и вас накрывает отчаянье от того, что вы никогда не справитесь с этой проблемой, то всегда есть вариант найти профессионала в этой сфере и получить от него квалифицированную консультацию или помощь.

В общем, решение проблемы есть всегда и в любой ситуации. Если вы думаете, что вы столкнулись с проблемой, которую невозможно разрешить, то вероятнее всего вы просто не хотите ее разрешать очевидным, а возможно, и неприятным для вас способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector