Профессия проводник: особенности, требования, обучение, плюсы и минусы
Содержание:
- Задачи проводников и должностная инструкция
- Девятый класс: куда дальше
- Выручка на подземных магистралях
- Курсы проводников пассажирских вагонов
- Плюсы и минусы работы в РЖД
- О профессии Проводника пассажирского вагона, которую можно получить в Тольятти
- Режим работы
- Внешний вид, спецодежда
- Из чего складывается доход проводника
- Маленький старт большого пути
- Профессиональные обязанности
- Навыки и знания
- Требования к претендентам
- Кому подходит
Задачи проводников и должностная инструкция
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.
К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки. Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы. Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.
Во время следования состава проводник поезда должен:
- размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
- следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
- снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
- сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
- в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
- проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
- убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
- в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.
На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.
Пример должностной инструкции
Пример инструкции (стр. 2)
Пример инструкции (стр. 3)
Девятый класс: куда дальше
В данной статье мы разбираемся, куда поступать подростку после 9 класса
Рассматриваем все возможные варианты, и, конечно же, каждому следует уделить особое внимание
У любого подростка существует масса вариантов и возможностей, остается только сделать правильный выбор и не ошибиться.
Первый из вариантов – это продолжить обучение в школе. Это будет самым правильным решением, если подросток еще не до конца определился со своей будущей профессией. Также этот вариант станет подходящим, если ребенок, наоборот, твердо знает, кем он хочет стать, и для этого ему требуется высшее образование. Такие ребята зачастую очень целеустремлены, учатся отлично и готовятся к поступлению в высшее учебное заведение заранее. Велика вероятность того, что им удастся поступить на бюджет и обучаться там, где хотят.
Для молодых людей, которые никак не сделают свой выбор и не могут найти свое призвание в жизни, дополнительные два года станут спасительным плотом. За пару лет реально осознанно сделать свой выбор, определиться с тем, что хочется делать всю оставшуюся жизнь. Для тех, кто слишком торопится повзрослеть, есть один совет: лучше на пару лет задержаться на школьной скамье, а после этого сделать осознанный выбор, чем поспешить и потом жалеть о своем решении каждый день, делая нелюбимую работу.
Также бывают ученики, которые в силу своего характера или каких-то обстоятельств не желают оставаться в школе. Это может быть конфликт с учителями, одноклассниками или просто очень сложно дается обучение. Ни в коем случае это не говорит о том, что ребенок неспособный или проблемный! Истории известно очень много примеров, когда человек становился выдающейся личностью, хотя в школе был ничем не примечателен. В подобных случаях таким ребятам стоит задуматься, а нужно ли просиживать еще два года и тратить время впустую?
Вторым вариантом можно рассмотреть колледж или училище. Этот вариант отлично подойдет для тех, кто мечтает о полном среднем образовании и рабочей профессии. Для чего сидеть в школе лишние два года, если потом вы все равно пойдете на производство учеником и будете получать минимальную ученическую зарплату? Правильнее будет поступать в учреждение среднего спецобразования и осваивать востребованную профессию, которая к тому же будет приносить не только удовольствие, но и желаемый доход.
Если, окончив 9-й класс, вы уже твердо знаете, какую профессию хотите освоить, то, не задумываясь, поступайте в колледж! Во время учебы уже окончательно можно осознать, куда дальше следует двигаться в жизни: идти работать или продолжить обучение уже в высшем учебном заведении. Такой вариант подойдет и для тех, кто желает работать и продолжать учебу. Заочная форма обучения доступна абсолютно всем, к тому же совмещая учебу и работу, материальное положение не будет таким проблемным.
Третьим вариантом для выпускника 9 класса может быть техникум или ПТК. Данные учебные заведения очень перспективны и позволяют получить вполне достойное образование, даже если в начале обучения уровень знаний был не очень высоким. Обучаться в профессионально-техническом колледже намного проще, чем в институте. Обучение в таких заведениях бесплатное, а дополнительным стимулом станет еще получение стипендии. Стипендия для студента – это возможность иметь дополнительный доход, независимость от родителей.
Студенты данных учебных заведений взрослеют быстрее. Пока их одноклассники доучиваются в школе, ученики техникума или ПТК уже делают свои первые шаги во взрослой жизни, учатся принимать решения и брать на себя ответственность за свои поступки.
Все учащиеся техникумов и ПТК обеспечиваются местами в общежитии. Для большинства ребят это немаловажный фактор, да и родителям спокойнее, что их ребенок пристроен и у него гарантированно есть крыша над головой.
Решающим перевесом таких учебных заведений является то, что по их окончании возможно продолжить обучение в институте, университете уже в сокращенные сроки. А это означает, что, поступая в институт после ПТК или техникума, вас зачисляют сразу на 2-й или 3-й курс. Таким образом, имея специальность, можно зарабатывать деньги и получать высшее образование.
Выручка на подземных магистралях
Заработок водителя электропоезда в метро зависит от таких условий:
- квалификационный уровень;
- стаж работы по специальности;
- количество ночных смен;
- количество рабочего времени;
- поощрительные премии – до 45% от оклада.
В России построено всего 7 метрополитенов. Средняя выручка машинистов – 46000 руб. ($688).
- в Москве они получают около 65000 ($974);
- в Северной столице – 52000 ($778);
- в других городах – от 20000 ($299) до 45000 ($673).
За работу во вредных для здоровья условиях, специалисты получают существенные надбавки.
Прибыли работников на спецтехнике
В различных областях экономики заняты операторы сложных машин.
В сравнительной таблице показаны доходы профессионалов в двух странах:
Машинист | Россия | Украина | ||
RUB | USD | UAH | USD | |
экскаватора | 57000 | 853 | 16000 | 572 |
бульдозера | 69000 | 1033 | 24300 | 869 |
автогрейдера | 76760 | 1148 | 15114 | 540 |
башенного крана | 35000 | 524 | 12000 | 429 |
земснаряда | 76500 | 1145 | 85733 | 3066 |
Работники, освоившие управление разных агрегатов, получают:
- автокран – 80000 руб. ($1197);
- кран – 45000 ($673);
- мостовой кран – 34000 ($509);
- трелевочная машина – 44000 ($658);
- спецтехника – 68000 ($1018);
- тепловоз – от 30000 ($449) до 61000 ($913);
- буровая установка – 64700 ($968);
- аппаратура котельной – до 60000 ($898);
- трубоукладчик – 76670 ($1147);
- каток – 78335 ($1172).
Больше всех зарабатывают машинисты экскаваторов в Алдане – 80000 руб. ($1197) в месяц.
Доходы в странах Содружества
Средняя зарплата машиниста в Киеве составляет 25000 грн ($894).
Специалисты в областях получают:
- Кировоградская обл. – 27000 грн ($965);
- Ровенская – 22000 ($787);
- Киевская – 16670 ($596);
- Волынская – 15000 ($536);
- Николаевская – 11670 ($417).
Профессионалы на спецмашинах зарабатывают:
- машинист экструдера – 12000 грн ($429);
- / фронтального погрузчика – 30000 ($1073);
- / погрузчика – 29500 ($1055).
В таблице показаны доходы специалистов в странах СНГ:
Начальный | Максимальный | Средний | ||||
В нац. валюте | $ | В нац. валюте | $ | В нац. валюте | $ | |
Россия, RUB | 26000 | 389 | 90000 | 1347 | 52000 | 778 |
Казахстан, KZT | 100600 | 269 | 320000 | 862 | 176000 | 474 |
Украина, UAH | 4000 | 143 | 57000 | 2038 | 10000 | 358 |
Беларусь, BYN | 300 | 141 | 2963 | 1388 | 740 | 347 |
Оплата труда в зарубежных странах
Машинист электропоезда в Германии зарабатывает от 3000 евро, а в США – до $5000/месяц.
За пассажирские перевозки в метро американские специалисты получают:
- минимум $79000/год;
- в среднем $87810;
- максимум $96100.
В зависимости от полученной прибыли, профессионалы платят от 0 до 35% налогов. Сравните заработки машинистов с окладами их руководства в разных странах:
Германия | Канада | США | Украина | ||
В грн | $ | ||||
Председатель правления | 8500 | 16000 | 12500 | 463000 | 18520 |
Член правления | 7100 | 8500 | 9500 | 415000 | 16650 |
Начальник департамента | 5700 | 6100 | 5000 | 114000 | 4560 |
Машинист локомотива | 3000 | 8300 | 5000 | 11200 | 448 |
Курсы проводников пассажирских вагонов
Курсы – это самый быстрый способ овладения профессией проводника. Поступающим может быть любой гражданин – мужчина или женщина. Экзамены при поступлении на курсы не сдают, нет высоких требований к образованию поступающего, достаточно лишь иметь аттестат об окончании 9 классов. Есть некоторые требования по здоровью – хорошее зрение и слух, отсутствие некоторых хронических заболеваний.
Чтобы пойти учиться на курсы проводника поезда, важно не упустить момент и вовремя подать документы на поступление – набор на занятия, как правило, осуществляется не круглый год, а в определенный период, например, с сентября по декабрь. Средняя продолжительность курсов проводников пассажирских вагонов – 1,5-2 месяца
Занятия можно совмещать с другой работой, но только если у вас вечерние или ночные смены, поскольку учеба на курсах идет почти каждый день. И обычно – это время с утра и до вечера
Средняя продолжительность курсов проводников пассажирских вагонов – 1,5-2 месяца. Занятия можно совмещать с другой работой, но только если у вас вечерние или ночные смены, поскольку учеба на курсах идет почти каждый день. И обычно – это время с утра и до вечера.
Со стороны пассажиров, работа проводника пассажирских вагонов кажется весьма простой и не требующей серьезного багажа знаний. На самом же деле сотрудников железной дороги, которым предстоит обслуживать пассажиров вагонов поезда, предстоит узнать очень многое.
Именно проводник отвечает за чистые туалеты, постельные принадлежности, проверяет исправность электрооборудования, бойлеров, множественных датчиков. Проводник также несет материальную ответственность. Всему этому и учат на курсах.
Также в процессе учебы осваиваются:
- Правила трудового распорядка, требования по эксплуатации оборудования вагона;
- Правила обслуживания пассажиров, приемы и методы решения конфликтов;
- Правила техники безопасности, охраны труда.
Само собой, что на курсах проводников студенты проходят инструктаж, стажировку, готовятся к тестированию и сдают экзамены. Без этого допуск к работе не получить.
Наиболее распространенные варианты – это официальные курсы РЖД. Такие есть у ФПК и учебного . Учеба в данных образовательных центрах идет в соответствии со всеми требованиями, программа занятий стандартизирована и учитывает все, что необходимо знать будущим проводникам.
Несмотря на то, что существуют и платные курсы, стоимость обучения на проводника может быть абсолютно бесплатной. В некоторых случаях студенты даже могут претендовать на стипендию
Чтобы не платить за обучение, важно обращаться в официальные представительства учебных центров РЖД
Овладеть профессией частично можно и дистанционно, но только в области теоретических знаний. Практические навыки получить дистанционно не получится и при обучении с нуля нужно посещать занятия очно.
Теоретически, минимальный возраст для записи на курсы ничем не ограничен, но для трудоустройства на работу вам должно быть не менее 18 лет. Таким образом, вы можете записаться на курсы, достигнув 17 лет, но к моменту окончания занятий вам должно исполниться 18, иначе допуск к работе вы получить не сможете. Максимальный же возраст для записи на курсы не ограничен. Так что поступить на занятия можно как в 17, так и 30 или даже в 50 лет.
Плюсы и минусы работы в РЖД
Преимущества:
- РЖД одна из немногих сфер, где гарантировано трудоустройство в пределах РФ, после окончания обучения в профильных учебных заведениях.
- Возможность дальнейшего обучения на корпоративных условиях.
- Высокие оклады и достойная зарплата.
- Соцпакет: страхование здоровья и жизни, медицинское страхование на расширенных условиях.
- Профсоюзное обеспечение: лечение в санаториях, домах отдыха, льготные путевки в детский сад, ипотечное кредитование на привлекательных условиях и т. д.
- Обеспечение униформой.
- Карьерный рост.
- Бесплатный проезд 1 раз в году во время отпуска.
- Возможность проехать по всей стране и за ее пределами, в зависимости от маршрута поезда.
Недостатки:
- Опасные условия работы.
- Высокая степень вредности для здоровья при работе на путях.
- Частые стрессовые и конфликтные ситуации.
- Длительные рабочие смены.
- Система лишений денежных премий и штрафов за должностные нарушения.
О профессии Проводника пассажирского вагона, которую можно получить в Тольятти
Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.
В его обязанности также входит:
- Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
- Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
- Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
- Обеспечение безотказной работы приборов отопления,
Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.
В его обязанности также входит:
- Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
- Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
- Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
- Обеспечение безотказной работы приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха.
- Отопление вагонов в зимнее время.
- Регулирование работы принудительной вентиляции, устройств кондиционирования воздуха, приборов освещения и отопления в зависимости от температуры наружного воздуха и населенности вагона.
- Наблюдение за работой электрооборудования, кипятильника, нагревом букс с помощью прибора СКНБ (система контроля нагрева букс), проверка ручного тормоза. Обеспечение пассажиров постельными принадлежностями и снабжение чаем.
- Круглосуточное обеспечение пассажиров фирменных поездов и поездов международного сообщения чаем, кофе и кондитерскими изделиями.
- Доставка по просьбе пассажиров с детьми, инвалидов и престарелых в фирменных поездах и поездах международного сообщения заказываемой ими продукции из вагона-ресторана или буфета.
- Получение и сдача в соответствующие кладовые белья, продуктов чайной торговли при отсутствии экипировочной бригады.
- Заправка и уборка постелей в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров спальных вагонов, а в фирменных поездах и поездах международного сообщения — обязательная.
- Составление актов на испорченные или уничтоженные материальные ценности и взыскание их стоимости с виновных лиц в установленном порядке.
- Оповещение пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них.
- Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи пассажирам.
- Своевременное сообщение начальнику (механику-бригадиру) поезда о наличии свободных и освобождающихся мест в вагонах (на специальных бланках).
- Влажная и сухая уборка вагона, уборка туалетов с применением дезрастворов.
- Навешивание на вагон порядковых номеров и маршрутных досок.
- Заправка твердым топливом, чистка топки и зольника от золы и шлака.
- Приготовление охлажденной кипяченой воды с помощью насоса или специальных приспособлений.
- Принятие и сдача по инвентарной описи и накладным внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагонов (согласно должностной инструкции проводника пассажирского вагона).
- В поездах международного сообщения — оформление дорожной ведомости, таможенной декларации и предъявление их таможенным органам для отметки; получение и сдача валюты, продажа пассажирам плацкарт и оформление доплатных квитанций в соответствии с действующими тарифами международного сообщения; оформление установленных отметок на проездных документах международного сообщения по требованию пассажиров; контроль за выполнением установленных для пассажиров правил при следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями.
- При обслуживании последнего вагона — обеспечение контроля за состоянием хвостовых сигнальных фонарей.
- Ограждение хвоста поезда при остановке поезда в случае подхода вызываемого пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда.
- Обеспечение ограждения поезда при его вынужденной остановке в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России.
РазвернутьСвернуть
Режим работы
Технологическая численность проводников пассажирских вагонов устанавливается на все поезда формирования железной дороги, предусмотренные служебным расписанием движения пассажирских поездов; при этом по каждому поезду численность проводников рассчитывается с учетом соблюдения нормального режима их работы и отдыха. Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками принимаются в зависимости от времени нахождения поезда в пути следования в одном направлении.
Рабочее время одного проводника за рейс устанавливается графиком режима работы и отдыха проводников вагонов в рейсе, разработанным в соответствии с типовыми графиками, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения и обслуживания пассажиров.
Например, при времени в пути следования в одном направлении до 9 часов установлена следующая норма обслуживания: два проводника – на два вагона.
При увеличении времени пути следования в одном направлении норма обслуживания увеличивается прямо пропорционально.
Так, при норме от 9 до 12 часов – пять проводников на четыре вагона; от 12 до 24 часов – три проводника на два вагона; от 24 до 48 часов – два проводника на один вагон.
Режим рабочего времени проводников пассажирских поездов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем для каждого поезда применительно к местным условиям, с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна быть более 16 часов.
При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому из них в рабочее время включается половина времени в пути следования и, в соответствии с графиком сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.
Учет рабочего времени ведется на специальных маршрутных листах, выписываемых на каждого проводника. Начало работы отсчитывается от времени явки работника к постоянному месту работы, а окончанием работы является время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей – в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка. При этом в рабочие часы включается также время, затраченное на приемку и сдачу вагонов и на подготовку к рейсу.
Фактически рабочее время проводника железнодорожного поезда реализуется в пути, хотя одновременно для них предусмотрена и не совсем обычная форма трудовой деятельности – дежурство на дому (при возможности вызова на работу), в специально оборудованной комнате (помещении) или в купе вагона. Подобная форма допускается с письменного согласия работника, в соответствии с положением о дежурстве для определенного вида деятельности на железнодорожном транспорте, принятом с учетом мнения представительного органа работников и утвержденном работодателем.
Внешний вид, спецодежда
Аккуратный внешний вид обязателен для всех поступающих в железнодорожный колледж в Минске. Особенно этот пункт строго соблюдается в отношении будущих проводников вагонов.
Регулируется это стандартом СТП БЧ 20.341- 2016 «Порядок обслуживания пассажиров в поездах (вагонах) белорусской железной дороги«. На видимых частях тела должны отсутствовать татуировки, пирсинг. Не допускаются распущенные волосы, неухоженная растительность на лице, яркий макияж, длинные ногти с ярким лаком.
На время учебы все поступившие обязаны носить форму установленного образца. После зачисления учащиеся шьют ее в специализированных ателье города Минска. На это дается 30-45 дней от начала учебы.
Из чего складывается доход проводника
У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2020 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.
Что влияет на уровень доходов проводников
Помимо оклада, проводники получают:
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Часть социального пакета работников РЖД
Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.
Маленький старт большого пути
Для тех, кто желает надеть железнодорожную униформу, я бы хотела посоветовать взглянуть внутрь самого себя и понять: смогли бы вы убирать отходы жизнедеятельности недобросовестных граждан (происходит масса различных случаев)? Готовы ли сдержать эмоции во время неадекватного поведения пассажира? Нашли бы улыбку в ответ на хамское обращение?
И если вы все же готовы вступить в ряды «колесящих страну», то дело осталось за малым. Обучение не требует огромных затрат, времени и сил. Я прошла курсы ППВ в государственном университете путей сообщения (ДВГУПС) за 3 месяца. В России очень много железнодорожных техникумов, которые предоставляют такой вид обучения на платной основе. В общей сложности вышло не более 30 тысяч рублей.
Знания, конечно, тоже были втрамбованы в голову экспресс-методом. Учить нужно было огромное количество материала, начиная основными положениями, строением вагона (неисправности, экипировка, электрооборудование, система отопления) и заканчивая приличным списком различных огнетушителей и поездной документации.
Колесные пары обязательны к изучению.
https://youtube.com/watch?v=3KTXbjefN7Q
Профессиональные обязанности
Работать проводником поезда непросто. У сотрудника масса обязанностей, которые условно можно разделить на две части.
Первая – подготовка к поездке:
- прохождение инструктажа, получение указаний от руководства;
- сухая и влажная уборка вагона;
- получение необходимого инвентаря (моющие средства, постельное белье) и продуктов (кофе, чай, сахар);
- получение товаров для торговли по каталогу РЖД.
Вторая – это непосредственно работа на маршруте:
- посадка и высадка пассажиров на конечных и промежуточных станциях;
- проверка проездных документов;
- размещение в вагоне пассажиров в соответствии с приобретенными билетами;
- выдача пассажирам постельного белья и напитков по требованию;
- своевременная чистка и контроль работы титана;
- контроль над функционированием всех систем (кондиционирование, отопление, освещение);
- поддержание санитарно-гигиенического состояния вагона (сбор и вынос мусора, уборка санузлов, очистка поручней и т.д.);
- своевременное оповещение пассажиров о приближении к их станции назначения;
- оказание первой медицинской помощи (в случае необходимости);
- разрешение конфликтных ситуаций, поддержание порядка;
- оформление таможенных деклараций и дорожных ведомостей на международных маршрутах;
- контроль работы хвостовых сигнальных светильников (на последнем вагоне).
Все действия проводника регламентированы многочисленными инструкциями, которые необходимо выполнять. Обычно в бригаду включают опытного проводника и молодого сотрудника, который только недавно закончил учебу.
В процессе работы проводник подчиняется начальнику поезда, также взаимодействует с правоохранительными органами для пресечения нарушений общественного порядка.
Навыки и знания
Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки
Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи
Еще локомотивная бригада должна:
- проводить техническое обслуживание состава;
- устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
- успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
- знать правила движения по железной дороге;
- уметь воспользоваться радиосвязью;
- знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
- уметь проверить исправность всех систем локомотива;
- оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.
Требования к претендентам
Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.
Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:
- пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
- ответственность, коммуникабельность;
- умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
- коммуникабельность, навыки работы в команде;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
- аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.
Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.
Кому подходит
Эта профессия широко распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Для того чтобы обслуживать пассажиров в поезде, нужно иметь возраст не меньше 18 лет, крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов или диплом ссуза.
Хорошему проводнику должны быть присущи такие личные качества:
- дисциплинированность и организованность;
- рассудительность и крепкие нервы;
- трудолюбие и готовность к сложностям;
- пунктуальность и исполнительность;
- вежливость и приветливость, несмотря на усталость;
- умение работать с разными категориями людей;
- способность правильно заполнять дорожные документы;
- способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций.
Положительные стороны профессии:
- постоянное наличие вакансий в ОАО «РЖД»;
- возможность выполнять эту работу людям различного возраста (от молодежи до пожилых);
- льготы на проезд в ЖД транспорте;
- стабильная оплата труда и социальный пакет.
Вагоны сейчас становятся более комфортабельными, что значительно облегчает работу проводника.
Недостатки работы:
- большое количество командировок и постоянные разъезды, из-за чего нередко не удается полноценно отдохнуть;
- работа по сменам, в том числе в праздничные и выходные дни;
- высокий уровень ответственности, как материальной, так и за жизнь и здоровье пассажиров;
- возможность получить травму на железной дороге;
- работа в устаревших вагонах с недостаточным комфортом;
- вынужденное общение с неприятными и конфликтными людьми.