Ресторанный критик

Стоит ли рестораторам реагировать на негативную критику?

Д. В.
: Есть два ответа на этот вопрос. Первый — конечно, на претензии надо отвечать

Например, лондонский шеф-повар Том Селлерс из ресторана со звездой Michelin открыл еще одно место — Restaurant Ours (насчет названия было много шуточек, и вообще Селлерс — спорная фигура, но неважно), о нем очень плохой материал в Evening Standart и, на мой взгляд, довольно справедливый. Селлерс вступил в полемику

Но куда катится мир, если ресторатор или шеф начинает войну с ресторанным критиком? Да, плохие отзывы бывают у всех, но надо жить дальше. И второе: лучшее, что можно сделать в данном случае, — продолжать делать свое дело как можно лучше, и, если критика обоснована, постараться прислушаться к ней.

Лучшие вузы для обучения

Возможность стать критиком в основном зависит от личных способностей и качества полученного образования, поэтому лучше выбирать известные вузы с сильным преподавательским составом:

  • Литературный институт им. А. М. Горького готовит писателей и переводчиков, в аспирантуре доступна также специальность «языкознание и литературоведение». Студенты глубоко погружаются в современные литературные процессы, имеют все возможности для занятия наукой и стажировок в вузах США, Италии, Германии, Бельгии, Ирландии в рамках программ по обмену.
  • Московский государственный институт культуры обучает на факультетах медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, театрально-художественном, музыкальном и хореографическом. Здесь можно освоить профиль «литературно-художественная критика».
  • Санкт-Петербургский государственный университет предлагает несколько вариантов обучения для тех, кто желает стать критиком. Можно поступить на программу «история искусств», где дадут глубокие знания по разным направлениям: от культуры Древней Греции и Византии до христианской иконографии. Также подойдет специальность «свободные искусства и науки», где делается акцент на истории архитектуры и живописи, изучаются проблемы классического и актуального искусства.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. В вузе основной упор делается на декоративно-прикладное искусство и дизайн, но глубоко изучается теория и история мировой художественной культуры с древнейших времен до современности.
  • Российский университет дружбы народов преподает профиль «искусство и гуманитарные науки». Выпускники факультета являются специалистами с междисциплинарными знаниями и могут трудиться в традиционных сферах (издательство, театр, концертный и выставочный зал) или заниматься менеджментом в области культуры. Проектная деятельность организовывается совместно с испанским университетом Балеарских островов.

В крупных региональных вузах также можно подобрать специальность, связанную с литературоведением и искусствами, и в рамках программы получить базовые знания, необходимые для того, чтобы стать критиком.

Советы для того, кто критикует

Критикующим может выступить руководитель или более опытный коллега, однако в первую очередь и тот, и другой должны быть уверены, что обладают достаточной компетенцией и профессионализмом, так как их задача – не столько отметить недостатки, сколько указать на возможности их исправления и реальные позитивные результаты в итоге работы и корректировки ошибок.

Необходимо: решить, насколько необходима критика и в каких объёмах её изложить, а также подумать, есть ли способы обойтись без неё.

Желательно: дождаться адекватной обратной связи, дать возможность критикуемому защитить свой труд и работу.

Можно: советовать, предлагать пути решения, подсказывать возможные варианты.

Нельзя: повышать голос, проявлять агрессивность и эмоциональность, выражать недовольство поведением критикуемого или другие негативные реакции.

Зарплата и перспективы

Вакансии ресторанных критиков доступны не только за рубежом, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Это вовсе не значит, что после прохождения специальных курсов сразу можно трудоустроиться. Возможно, придется какое-то время заниматься поисками работы. Многие престижные места заняты известными критиками, пишущими идеально точно и красиво. Они знают о деле ресторатора, рецептах приготовления блюд и даже правилах содержания кухни абсолютно все. Но такие люди не называют сами себя гурманами, напротив, они позиционируют себя в качестве профессионалов.

Любители обсудить рестораны получают зарплату, которая сильно варьируется в зависимости от страны. В России средняя зарплата начинающего специалиста составляет 20000 р. Иногда таким работникам даже предлагают вместо оплаты бесплатный обед и ужин. Бывает и такое, что самопровозглашенным экспертам приходится за свой счет заказывать блюда в ресторанах, чтобы потом написать на них обзор.

Для сравнения: в США известные и авторитетные представители аналогичной профессии могут получать до 100 тыс. долларов в год. Некоторые зарабатывают еще больше, но это уже настоящие звезды, о которых знает весь мир. Многое зависит от опыта работы и специализации. Наиболее успешные эксперты работают не только в журналах и газетах, но и на телевидении.

Если человек решил стать ресторанным критиком с нуля, но не готов проходить долгое обучение, ему придется потратить много времени на накопление опыта. Понадобится ходить по ресторанам, пробовать различные блюда, сравнивать полученные впечатления. Возможно, придется посещать не только красивые и фешенебельные места, но и отельные заведения. Но именно опыт в первую очередь сможет превратить такого специалиста в профессионала с большой буквы.

Кто такой ресторанный критик?

Мнение эксперта Екатерина Колоколова

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Ресторанным критиком может выступать журналист печатных, электронных и интернет-СМИ. После посещения заведений общепита он дает им оценку. В данном случае разговор ведется не о банальных «вкусно – невкусно», «хорошо – плохо». Здесь нужно быть настоящим знатоком этой сферы.

Довольно часто в редакциях нет ставки ресторанного критика. И его обязанности возлагаются на обычных представителей пишущей братии. Однако без опыта и специальных знаний в этой области не обойтись. Потому со временем человек, который начинает работать в данном направлении, осваивает тематику и получает отдельную колонку. В ее пределах он свободно излагает собственные мысли и выставляет их на суд читателей в виде рецензий. Кроме того, этот человек в будущем может создать собственную программу на телевидении. Работа для него найдется и на просторах Всемирной паутины. А в перспективе у него появится возможность издавать собственный журнал или тематическую газету.


Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде.

Особенности профессии

Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.

В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов –  в ресторанных путеводителях. 

При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он – гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.

Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны. А с другой, нужно отличать критика от рекламиста. Если кто-то пишет о ресторанах, это само по себе ещё не делает его ресторанным критиком.

Ресторанная критика – это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд. В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами – обычная рекламная статья.

Настоящий ресторанный критик неподкупен.  Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять. Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.

Например, когда в 2003 году итальянский ресторанный критик Эдуардо Распелли назвал Биг Мак,  подаваемый в McDonald’s, скотской пищей, он получил иск на 20 миллионов долларов. Впрочем, критика фаст-фуда из McDonald’s никого не удивляет. Английская радиостанция BBC и вовсе присудила концерну премию «Заплесневелый свиной пирог» с формулировкой «за подрыв основ качественного, своевременного и самобытного питания». McDonald’s отказался от столь обидной премии, т.к. счёл мнение ресторанных экспертов несправедливым.

В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.

Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915–2010) говорил, что его цель – сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если  подробно  рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного.

О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась. 

В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.

Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого.

Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел.  В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.

Получите кулинарное образование

Бытует мнение, что для работы ресторанным критиком требуется только образование журналиста, однако такая подготовка не позволит стать профессионалом. Как оценить всю вкусовую гамму блюда без развитого вкуса и обоняния? Как понять, правильно ли соблюдена рецептура? Как оценить шедевр, не представляя, каким он должен быть на вкус? А как описать все впечатления в честном отзыве, не умея излагать мысли на бумаге? Профессия ресторанного критика требует высокой образованности, как в кулинарном искусстве, так и журналистике. Более того, ему стоит узнать как можно больше подробностей о стандартах работы в индустрии питания. Как должны работать официанты, какие нормы обслуживания приняты в заведениях разного типа и т.д. Ресторанный критик – это «тройной агент» со способностями к объективной критической оценке.

«Я считаю, что для работы важна честность, постоянная работа над собой и практика, понимание, что не стоит критиковать блюда, которые вам незнакомы, пригодится любознательность и любовь к чтению книг», – говорит известный ресторанный критик Себастьен Рипари из Франции.

Узконаправленных программ подготовки таких профессионалов не существует. Если вы хотите стать ресторанным критиком, пройдите обучение в кулинарных школах в Европе. Отлично подойдут программы следующих учебных заведений:

  • Le Cordon Blue
  • International Culinary Institute Switzerland
  • Culinary Arts Academy Switzerland
  • La Scuola Internazionale di Cucina Italiana

Обучение поварскому искусству и ресторанному делу сделает вас конкурентоспособным. Вы научитесь готовить самые разные блюда, узнаете о стандартах работы в индустрии, научитесь правильно оценивать не только кухню, но и обслуживающий персонал, интерьер, сервис, винную карту и атмосферу. За время обучения в Европе вы побываете в роли повара и официанта, сомелье и управляющего, лучше поняв ресторанный бизнес. Читатели будут доверять вашему мнению, т.к. вы не теоретик, высказывающий любительскую точку зрения, а практик, прекрасно разбирающийся в деле. Конечно, вам не обязательно становиться отменным поваром, но преуспевающий критик Джо Варвик считает, что «главное много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления».

Программы обучения варьируются в зависимости от школы, но их можно разделить на несколько категорий:

  • Кулинария
  • Кондитерское искусство
  • Ресторанный бизнес
  • Винное дело

При выборе учебного заведения и курса у многих возникает масса вопросов. Не бойтесь обратиться за помощью. Эксперты STUDIES&CAREERS подберут оптимальную школу и программу, а также помогут оформить документы для поступления и получения визы.

Не ограничивайтесь кулинарным образованием. Пройдите обучение на журналиста. Если самообразование – не ваш метод, поступите на полноценные программы Бакалавриата или краткосрочные курсы.

Образование ресторанного критика продолжается на протяжении всей жизни. Он должен постоянно следить за тенденциями ресторанной индустрии, развиваться в писательском деле и улавливать новые веяния в кулинарии.

Когда гастроблогеры — проблема, а когда — наоборот

Д. В.: К сожалению, сейчас критика часто сводится к нападкам на рестораторов или шефов. Этим занимаются блогеры, непрофессионалы. Они повсюду. Единственное, что остается делать, — просто игнорировать их. Не бойтесь, люди поймут, где несправедливость. Сюда же — чертов Tripadvisor, ненавижу его. (Некоторые рестораторы, кстати, очень здорово и с юмором отвечают на комментарии в этом и аналогичных сервисах). Порой кажется, что все эти негативные рецензии написаны с одного IP-адреса и напоминают порой нападки бывших любовников. Но если серьезно, это все очень грустно, это дискредитирует индустрию.

Но при этом нельзя делить блоги и прессу на черное и белое — есть прекрасные блоги и есть ужасные печатные издания. Кроме того, есть блогеры, которые выросли в великолепных журналистов

Другое важное качество, которое привлекает меня в блогах, — независимость. Их делают реально независимые люди. Многие из них тратят свои деньги

И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе

Многие из них тратят свои деньги. И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе.

Cococouture

Новое воплощение «Кококо». «Дом 12» на Новой Голландии стал уже третьей локацией для этого проекта. Cococouture работает в формате файн-дайнинга: шеф-повар Игорь Гришечкин работает с высокой кухней, переосмысляя русскую. Например, щи он делает из морской капусты и кальмара, а печенье «Мария» — из гречневых чипсов и фуа-гра. Гостям ресторана предлагают два гастрономических сета, лаконичное меню a la carte действует только в одном из трех залов. В оформлении интерьера множество декоративных элементов: панно с сухоцветами в смоле, зеркала и живописное полотно Игоря Баранова. Подробнее читайте в гиде «Бумаги».

АДРЕС

РЕЖИМ РАБОТЫ

15:00–23:00 (на время действия ограничений)

ССЫЛКА

МЕНЮ

5900 ₽ — большой сет

3900 ₽ — малый сет

Доставка

Нет

ресторанный критик, главный редактор MarketMedia

— Строить в 2020 году в России масштабный fine-dining-ресторан (пусть и без скатертей, но это никого не обманывает) — чистое безумие. Которому хочется аплодировать стоя. Главное открытие года.

редактор лайфстайл-направления «Бумаги»

— Гастрономический театр от Игоря Гришечкина в декорациях «Дома 12» — с панорамными окнами в пол, кирпичными сводами, светильниками-матрешками и множеством зеркал. В барном зале есть небольшое a la carte меню, но идти в Cococouture нужно не за ним, а за сетами. Каждый из них — вещь в себе, кулинарный спектакль на пару часов, требующий некоторого осмысления.

редактор спецпроектов ИД «Коммерсантъ» в Петербурге

— Интерьер нового ресторана Матильды Шнуровой Cococouture идеален, не побоюсь этого слова

Орнаменты по мотивам Билибина и Васнецова на фризах, под 11-метровыми кирпичными сводами фантазийные люстры, отливающие благородной бронзой, сочные оригинальные цветочные панно — я потрясена необыкновенным чувством стиля и вниманием к деталям. Это лучший из ресторанных интерьеров, которые я видела в последние годы. И не только в России

И не только в России.

Как можно изменить реакцию на критику

Я думаю, что можно напомнить себе о том, что сейчас Вы просто наблюдаете за внешним проявлением различных свободных суждений в голове другого человека. То есть, сейчас он делится с Вами тем, что он думает по тому или иному поводу. Можете обижаться на его слова, а можете и не обижаться. Это лично Ваше решение.

Поэтому я стараюсь взять из критики то, что меня продвигает, а то, что мне не нужно – не использовать. Вы же знаете, что даже доллар не всем нравится. (Смеется)

Думать о том, что Вы будете нравиться всем – это нецелесообразно, так как это попросту невозможно.

Я стараюсь выявлять в критике то, что указало бы мне на мои ошибки, на вещи где я, может быть, чуть не доработала. И да, это может быть неприятно, но это то, что может мне помочь.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

На самом деле, лучше всего, получать обратную связь от людей, которые являются экспертами и профессионалами. Людей, которые не пожалеют тебя, а смогут дать действительно ту обратную связь, которую не увидит, не заметит и не поймет никто другой. И это очень сильно.

Мне так кажется, что нужно самим находить таких людей, просить их, что бы они дали некое суждение, потому что это то, что может продвинуть. Здоровое отношение к хорошей критите – это именно такое отношение. Многие люди платят за то, чтобы им дали профессиональных фитбэк, это стоит денег, а мы еще очень часто на это обижаемся. Обижаться можно если это непрофессионально, неуместно, не нужно, и когда это просто не относится к Вам лично.

Очень часто, в моей практике, люди дают суждения даже не относящиеся к тому, что я делаю. И я сразу понимаю, что это не относится ко мне. Это его личное суждение, его прошлый опыт, это ассоциации, это то, что связано с ним, но это никоим образом не характеризирует меня.

Как изменить жизнь за 4 недели: 5 тридцатидневных установок

Как стать модным критиком

Получите знания и опыт: учитесь

Уйдите с головой в мир моды. Читайте фэшн-журналы, изучайте биографии кутюрье, знакомьтесь с коллекциями уважаемых дизайнеров, углубитесь в fashion-историю, а также узнайте, как создается одежда

Важно освоить терминологию, связанную с тканями, швами, техникой шитья.
Если вы поняли, что модный критик – это действительно серьезная профессия, которая приносит солидный доход, получите профильное высшее образование. Идеально подойдут программы по модному дизайну Istituto Marangoni
Более того, стоит обратить внимание на трехлетние курсы Бакалавриата «Стайлинг и визуальный мерчендайзинг» и «Стайлинг и менеджмент»

Качественное образование позволит получить знания, а также конкурентные преимущества перед другими кандидатами при устройстве на стажировку или работу.
Модные критики публикуют обзоры на разных медиа-платформах
Вы должны отточить навыки письма, отлично подойдет вариант с подробным разбором уже опубликованных статей в журналах, которые вам нравятся. Постепенно вы разовьете собственный стиль. Например, некоторые предпочитают добавлять в обзоры факты и статистику, высказывая личное мнение парой фраз. Другие делают упор на индивидуальность точки зрения. Если вы мечтаете работать на фэшн-телешоу, уделите внимание дикции и ознакомьтесь с правилами интервью.
Пройдите стажировку. Многие модные критики развивают навыки и начинают карьеру с практики в журналах, фэшн-домах или на телевидении. Это даст вам ценный опыт и поможет расширить профессиональный круг знакомств, важный в индустрии.

Отточите мастерство

  • Развивайте собственный блог. Используйте любую возможность для публикации фэшн-обзоров, онлайн-площадка – идеальный вариант для профессионального развития. Не обязательно зарабатывать деньги на блоге, благодаря ему вы привлечете лояльных подписчиков, уважающих ваше мнение. Впоследствии это поможет продавать публикации в значимые издания. Не размещайте недоработанные статьи, помните, что вы создаете репутацию, которая основывается на качестве и профессионализме.
  • Пишите модные обзоры и отправляйте в профильные журналы, сайты и другие СМИ. Не стоит расстраиваться, если редактор отвергнет вашу первую статью, главное, что вы заявили о себе и установили связь. Скорее всего, вас запомнят, а при случае попросят написать критический обзор.
  • Отправляя резюме на должность модного критика, не забывайте прикреплять сопроводительное письмо и примеры работ. Если у вас нет опубликованных обзоров, добавьте те, что считаете самыми удачными. Портфолио позволит фэшн-редакторам составить представление о вашем стиле письма, точке зрения и авторитетности.

Из жизни ресторанных критиков

Как известно, критик Эдуардо Распелли охарактеризовал Биг Мак в Макдоналдсе как «скотскую» пищу, за что ему был выписан штраф в размере двадцати тысяч долларов. Маркетинговые специалисты хорошо понимают значение «буквы» и как высказанное слово влияет на приток клиентов, «творит историю» или сводит к нулю все труды. Поэтому критика должна быть информативной, и не более, а сам автор — неподкупным.

Эгон Рони — известный британский ресторанный критик — считал, что добиться улучшенного качества еды можно, если подробно анализировать, чем безупречно приготовленное блюдо отличается от посредственного. Таким методом возможно добиться отменного качества еды не только для элиты, готовой переплачивать за товар, но и для потребителей всех категорий.

Позднее он писал статьи для периодических изданий, а в 1957-м создал справочник-путеводитель по ресторанам Лондона. Над таким произведением работают независимые эксперты, которые проводят свои исследования, и их информация стоит дорого. Подобные справочники востребованы туристами, особенно если отельный путеводитель объединён с ресторанным.

Подготовка к профессии ресторанного критика включает наличие специфических способностей, приобретение соответствующего образования, постоянное развитие в выбранном направлении.

Описание профессии

Попробуем разобраться, кто такой критик сегодня. Это высококвалифицированный специалист, который в курсе новинок искусства и максимально объективно и взвешенно оценивает события культурной жизни. Это может быть новый альбом музыкальной группы, широко разрекламированный кинофильм, ожидаемый роман известного автора, выставка картин. Причем материал должен быть опубликован быстро и подан в понятной для читателя или слушателя форме.

Критики обычно специализируются на каком-то одном из видов искусства, исключения редки. Это связано с тем, что для этой работы нужно владеть огромным фактическим материалом, что отнимает много времени.

Специализации критиков могут быть разными:

  • Литературный. Работает с новинками книжного рынка, причем сферой его внимания являются печатные издания самой разной тематики. Профессионал способен дать оценку и художественному роману, и историческому труду, и научно-популярной брошюре, и детской книжке. Он посещает книжные ярмарки и выставки, сотрудничает с издательствами, получая от них книги, только вышедшие из печати, общается с писателями. Нередко положительная рецензия знаменитого критика дает старт головокружительной карьере молодого никому не известного автора.
  • Театральный. Его дело – приходить на все премьеры как в знаменитых театрах, так и на небольших площадках, на которых играются самые разные постановки – классические, андеграунд, молодежные студенческих спектакли. Критик указывает на достоинства и недостатки в игре актеров, мастерстве режиссера, сценариста, костюмера.
  • Музыкальный. Живет в мире звуков, и должен разбираться в различных жанрах. Если специалист избирает для себя какое-то конкретное музыкальное направление, он может стать в нем суперпрофессионалом, но при этом отрежет от себя целые пласты почитателей других стилей. Сольные и сборные концерты, альбомы, музыкальные фестивали и гастроли исполнителей в разных уголках страны не должны ускользнуть от его внимания.
  • Художественный. Специализируется на произведениях искусства (картинах, скульптурах, современных арт-проектах). Его познания должны быть очень глубоки и системны: начиная от истории культуры до понимания цветообразования и стилистических особенностей каждого мастера. Обязательные места посещения – музеи, галереи, персональные выставки, вернисажи.
  • Кинокритик. Одно из самых популярных на сегодня направлений. Если музыкальные и театральные события концентрируются в основном в крупных городах, то кино – гораздо более демократичный вид искусства, и интересуются ним многие. Рецензии можно размещать на разных тематических интернет-площадках и в специализированной прессе.
  • Кулинарный. Относительно новый профиль, который широко распространен в Европе, где гастрономическая культура и ресторанный бизнес находятся на высоком уровне. От отзыва критика во многом будет зависеть репутация заведения, количество посетителей, соответственно, и прибыль.
  • Критик компьютерных игр. В этой сфере экспертами нередко становятся молодые люди, находящиеся «в теме» с самого детства. Оценка уникальности сюжета, спецэффектов, визуализации героев, музыкального сопровождения, технических возможностей дает представление о качестве игры.

Принято считать, что в отличие от обычного слушателя или зрителя, специалист способен максимально абстрагироваться от своих эмоций и дать именно беспристрастную и объективную экспертную оценку.

Куратор как катализатор и проводник идей

Один из важных аспектов роли куратора состоит в том, чтобы высветить актуальную тему и в подходящий момент предъявить ее на суд публики. Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают диалог (а точнее, даже триалог) между зрителями, художниками и миром искусства.

Мелани О’Брайен, занимавшая посты куратора и программного директора галереи современного искусства

The Power Plant в Торонто и директора-куратора независимого центра современного искусства Artspeak в Ванкувере, сравнивает курирование с работой литературного редактора:

Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают две эти специальности достаточно близкими. Кураторы — редакторы концепций — приближают искусство и другие культурные практики к аудитории, причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикаций на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий.

Тем самым кураторы часто выступают катализаторами других проектов, программ и параллельных практик, а также новых выставок, проводимых их коллегами.

Иного рода диалог ведет куратор, работающий на подготовительном этапе выставки один на один с художником. Здесь ему позволено обсуждать с художником предлагаемый им проект и вносить свои замечания, в идеале — с некоторой критической дистанции

Он может задавать вопросы и даже спорить с художником, следя за тем, чтобы не давить на своего «подопечного» и не навязывать ему свой ход мысли: важно помнить, что куратор — не художник. В этом смысле куратору нужно действовать по образцу тренера или наставника, стимулируя художника — по возможности незаметно — к наилучшим результатам

Светлана Кесоян — легенда гастрономической публицистики.

 Многие люди называют Светлану Кесоян легендарным ресторанным критиком. Женщина является ресторатором, редактором гастрономического журнала, кулинарного путеводителя и книги под названием «Торт». Это один из немногих критиков, который большую часть своей жизни посвящает ресторанной кухне, а не профессии журналиста

Она знает тонкости и нюансы работы ресторанов, сложные моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание. Оценка ею блюд происходит не из субъективного мнения и индивидуальных вкусовых рецепторов, а на основании профессионализма и многолетнего опыта работы в ресторанном деле. Она знает, как должна проходить автоматизация ресторана, как она работает, зачем нужен стоп-лист, какие фразы официантов являются коммерческой необходимостью, а какие вызваны желанием получить свои чаевые

К мнению этого критика прислушиваются не только потребители, любящие хороший сервис и вкусную еду, но и рестораторы, желающие попасть в мемуары Светланы Кесоян.

Она знает, как должна проходить автоматизация ресторана, как она работает, зачем нужен стоп-лист, какие фразы официантов являются коммерческой необходимостью, а какие вызваны желанием получить свои чаевые. К мнению этого критика прислушиваются не только потребители, любящие хороший сервис и вкусную еду, но и рестораторы, желающие попасть в мемуары Светланы Кесоян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector