Егэ по географии: к чему готовиться и как сдавать

2011 год

  • ЕГЭ 2011 — География — Типовые тестовые задания — Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2011 — География — Универсальные материалы для подготовки учащихся — Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Диагностическая работа №2
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Диагностическая работа, 2010
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2010
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Тренировочная работа №2
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Тренировочная работа №4
  • ЕГЭ 2011, География, Анализ
  • ЕГЭ 2011, География, Вариант пробного ЕГЭ, 2011
  • ЕГЭ 2011, География, Методические рекомендации
  • ЕГЭ 2011, География, Тренировочные задания, Чичерина О.В., Соловьева Ю.А., 2010
  • ЕГЭ 2011. География. Демонстрационный вариант. Спецификация.
  • ЕГЭ 2012, География, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2011
  • ЕГЭ 2012, География, 11 класс, Диагностическая работа №1, Апробация банка заданий, 2011
  • ЕГЭ 2012, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2011
  • ЕГЭ 2012, География, Типовые экзаменационные варианты, 31 вариант, Барабанов В.В., 2011
  • ЕГЭ 2012. География. 11 класс. Демонстрационный вариант. 2011
  • ЕГЭ по географии 2012, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2011

2013 год

  • ЕГЭ 2013 по географии, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2013 по географии, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013 по географии, 11 класс, Диагностическая работа №2
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Диагностическая работа №2
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Диагностическая работа №2, Краткая
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Диагностическая работа №2, На один урок
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант 3-4, 2012
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Тренировочная работа №2
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2013, География, 11 класс, Тренировочная работа №4
  • ЕГЭ 2013, География, Основной этап, Дальний Восток
  • ЕГЭ 2013, География, Основной этап, Сибирь
  • ЕГЭ 2013, География, Основной этап, Урал
  • ЕГЭ 2013, География, Основной этап, Центр
  • ЕГЭ 2013, География, Практикум по выполнению типовых тестовых заданий, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.
  • ЕГЭ 2013, География, Практикум, Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2013, География, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Соловьева Ю.А., Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2013, География, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Соловьева, Барабанов
  • ЕГЭ 2013, География, Сборник заданий, Соловьева Ю.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, География, Сдаем без проблем, Петрова Н.Н., Соловьева Ю.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, География, Тематические и типовые экзаменационные варианты, 31 вариант, Барабанов В.В., 2012
  • ЕГЭ 2013, География, Тематические тренировочные задания, Соловьева Ю.А., Чичерина О.В., 2012
  • ЕГЭ 2013, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2013, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.
  • ЕГЭ 2013, География, Тренировочные задания, Соловьева Ю.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, География, Шпаргалки
  • ЕГЭ 2014, География, Диагностическая работа с ответами, 11 класс, Варианты 201-204, 03.12.2013
  • ЕГЭ 2014, География, Тематические тренировочные задания, Соловьева Ю.А., 2013
  • ЕГЭ 2014, География, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 101-104, 01.11.2013
  • ЕГЭ по Географии, Демонстрационный вариант, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ по Географии, Кодификатор, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ по Географии, Спецификация, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ-2013, География, Тематические и типовые экзаменационные варианты, 31 вариант, Барабанов В.В., 2012
  • Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания географии, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., 2013

2014 год

  • География, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Барабанов В.В.
  • География, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Барабанов В.В., 2014
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 по географии, 11 класс
  • ЕГЭ 2014, География самое полное издание типовых вариантов заданий, Соловьева Ю.А., Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2014, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2014, География, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2014, География, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2014, География, Диагностическая работа с ответами, 11 класс, Варианты 201-204, 03.12.2013
  • ЕГЭ 2014, География, самое полное издание типовых вариантов заданий, Соловьева Ю.А., Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2014, География, Самое полное издание типовых вариантов, Соловьева Ю.А., Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2014, География, Тематические тренировочные задания, Соловьева Ю.А., 2013
  • ЕГЭ 2014, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Чичерина О.В.
  • ЕГЭ 2014, География, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 101-104, 01.11.2013
  • ЕГЭ 2014, География, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 301-302, 03.02.2014
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Тренировочная работа, Варианты ГГ10101-ГГ10102, 2014
  • ЕГЭ, География, Методические рекомендации, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., 2014
  • Кодификатор ЕГЭ 2014 по географии, 11 класс
  • Спецификация ЕГЭ 2014 по географии, 11 класс

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.


Пример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших

При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным


Пример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами

Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.


Пример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран

Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%

Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.


Пример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Ответ: 0,8‰

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.


Пример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

2009 год

  • ЕГЭ — География — Демонстрационный вариант — 2009.
  • ЕГЭ 2009 — География — Сборник экзаменационных заданий — Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2009, География, 10 класс, Диагностическая работа №1
  • ЕГЭ 2009, География, 11 класс, Диагностическая работа №1
  • ЕГЭ 2009, География, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2009, География, Анализ
  • ЕГЭ 2009, География, Методическое письмо
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Диагностическая работа, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №4, 2009
  • ЕГЭ-2009 — География — Репетитор — Петрова Н.Н.
  • Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании географии в средней школе» — география

3 задание

#1 вариант — распределение по температуре

Сумма активных температур – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур.

  1. Ленинградская область

  2. Липецкая область

  3. Республика Крым

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Решение

В задании необходимо расставить регионы в порядке повышения суммы активных температур. Чем южнее находится регион — тем выше в нем сумма активных температур (больше днем, когда температура выше).

В данном задании самой северным регионом является Ленинградская область, самым южным — республика Крым.

Ответ: 123

#2 вариант — увеличение продолжительности дня

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

  • 1) Ханты-Мансийск

  • 2) Омск

  • 3) Воркута

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр

Решение

В этом задании необходимо вспомнить, что 1 мая солнце находится в зените около северного тропика, продолжительность светового дня растет при движении к северному полюсу. Исходя из этого, необходимо расположить города в порядке с юга на север.

Ответ: 213

7 задание

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Решение:

В наименее развитых странах мира население в основном работает в сельском хозяйстве, в развитых странах — в сфере услуг.

Алгоритм решения:

  1. Определяем уровень развития страны

  2. Устанавливаем соответствие между страной и диаграммой

Дания — развитая страна, большая часть населения занята в сфере услуг.

Афганистан — аграрная страна, большая часть населения занята в сельском хозяйстве

Парагвай — развивающаяся страна. В таких странах может быть довольно развита сфера услуг благодаря туризму, но ее доля меньше, чем в развитых странах.

Правильный ответ: 321

2016 год

  • Готовимся к Единому государственному экзамену по географии, текст, методические рекомендации, Рябов В.А., 2016
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Демонстрационный вариант КДР
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2016, География, 11 класс, Тренировочная работа, Варианты ГГ10101-ГГ10102
  • ЕГЭ 2016, География, Досрочный экзамен, Реальный вариант №107
  • ЕГЭ 2016, География, Комплекс материалов для подготовки учащихся, Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.
  • ЕГЭ 2016, География, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.
  • ЕГЭ 2016, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Соловьева Ю.А.
  • ЕГЭ 2016, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Соловьева Ю.А.
  • ЕГЭ 2016, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Соловьева Ю.А., 2016
  • ЕГЭ 2016, География, Тренировочные варианты 1-15
  • ЕГЭ 2016, География, Тренировочный вариант №1, 4-6, 10-18
  • ЕГЭ 2016, География, Тренировочный вариант №1-17
  • ЕГЭ 2017, География, 30 тренировочных вариантов, Барабанов В.В., Соловьёва Ю.А., 2016
  • ЕГЭ 2017, География, Методические рекомендации, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., 2016

Как распределить время?

Для того, чтобы набрать необходимое количество баллов на ЕГЭ по географии необходимо не только хорошо подготовится к экзамену, но и также правильно распределить имеющееся время. Всего для того, чтобы сдать ЕГЭ по географии в 2021 году ученикам даётся 180 минут (3 часа). Считается, что этого времени достаточно для того, чтобы справиться с заданиями. Стоит отметить, что так как ЕГЭ по географии длится меньше, чем 4 часа, то выпускник может не брать с собой перекус. Ведь за это время, если плотно поесть перед экзаменом, не захочется есть. Еда будет лишь отвлекать от выполнения работы. Что касается воды, то небольшую бутылочку все же можно взять с собой.

Что изменилось в ЕГЭ-2021 по географии?

География не является обязательным предметом для того, чтобы сдавать по нему ЕГЭ. Данный предмет выбирается малым количеством выпускников около 3%. Это составляет 20 тысяч школьников. Данная ситуация возникает потому, что не во всех ВУЗАХ требуется данный предмет. Лишь определённая категория учебных заведений требует, чтобы выпускник сдал ЕГЭ по географии. Однако несмотря на это, некоторые школьники все же сдают ЕГЭ по географии. В этом случае их интересует не только возможное изменение в структуре экзамена, но и то, какое количество баллов можно получить за то или иное задание. Стоит отметить, что в 2021 году в ЕГЭ по географии изменения не произошли. Также нет изменений в структуре заданий. Экзамен по данному предмету можно сдать, как в основной, так и в досрочный период. Если выпускник не смог сдать экзамен по географии, его можно переслать в резервные дни или прийти на сдачу ЕГЭ по географии в следующем году.

Изменения ЕГЭ 2022 по географии

  1. Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
  2. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающуюдля решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
  3. Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
  4. В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса:– задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;– задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;– задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;– задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.

Другие предметы:

Демоверсии ЕГЭ 2022 по всем предметам

Текущая версия уже идёт как «предварительные варианты», которые (как правило) не меняются.

Тренировочные варианты ЕГЭ по географии

Оставляйте свои комментарии ниже. Задавайте вопросы!

8 задание

Выберите все верные высказывания и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Уровень экономического развития страны напрямую зависит от её обеспеченности разнообразными природными ресурсами.

  2. Темп роста населения Земли зависит от превышения рождаемости над смертностью.

  3. При добыче открытым способом каменного угля его себестоимость будет тем выше, чем выше его доля на месторождении.

  4. Повышение содержания метана в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта.

  5. Теплые течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков

Решение:

  1. Уровень экономического развития страны напрямую зависит от её обеспеченности разнообразными природными ресурсами. — это неправильно.

Пояснение: так как уровень экономического развития зависит от совокупности различных факторов, одним из них может быть обеспеченность природными ресурсами.

  1. Темп роста населения Земли зависит от превышения рождаемости над смертностью — это правильный ответ.

Пояснение: численность населения на планете изменяется только благодаря тому, что люди рождаются и умирают. Инопланетяне пока не эмигрируют.

  1. При добыче открытым способом каменного угля его себестоимость будет тем выше, чем выше его доля на месторождении -неправильно.

Пояснение: открытый способ добычи дешевле, чем закрытый. Однако он более экологически не безопасный.

  1. Повышение содержания метана в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта. Правильно.

Пояснение: так как метан является парниковым газом. Чем больше метана — тем больше парниковый эффект.

  1. Теплые течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков — неправильно. Пояснение: над теплыми течениями влага испаряется сильнее, из-за этого происходит образование облаков и выпадают осадки.

Ответ: 24

9 задание

#1 вариант — хозяйство России

Регионы, богатые топливно-энергетическими ресурсами, поставляемыми на экспорт, выделяются более высоким уровнем жизни населения.

В каких трёх из перечисленных регионов России ведётся добыча нефти? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

  • 1) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

  • 2) Ивановская область

  • 3) Республика Татарстан

  • 4) Сахалинская область

  • 5) Забайкальский край

  • 6) Республика Карелия

Основные нефтедобывающие регионы России это Западная Сибирь, Поволжье, Сахалин.

Ответ: 134

#2 вариант — мировое хозяйство

В последнее десятилетие Россия стала одним из крупнейших мировых экспортёров зерна. Постоянная забота о качестве продукции, поставляемой на мировой рынок, способствует успеху в конкурентной борьбе с другими странами – экспортёрами зерна.

С какими тремя из перечисленных стран Россия конкурирует на мировом зерновом рынке? Запишите цифры, под которыми указаны эти страны.

  1. Австралия

  2. США

  3. Турция

  4. Египет

  5. Канада

  6. ЮАР

Решение

В больших масштабах зерно выращивают в странах с умеренным климатическим поясом. Есть небольшая подсказка: в задании говорится, что России — один из крупнейших мировых экспортёров зерна, Россия в большей степени находится в умеренном климатическом поясе, а значит надо выбрать страны, которые тоже близки к умеренному поясу и в которых есть большие площади для выращивания зерна.

Это Австралия (находится в субтропическом поясе, но в данном климатическом поясе также благоприятные условия для выращивания зерна), США и Канада.

Ответ: 156

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран

Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить

Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Как переводить первичные баллы в тестовые?

После того, как экзаменационная работа будет проверена экспертами, за неё выставляется оценка, а именно первичный балл. Полученное количество баллов необходимо перевести во вторичные. Для того, чтобы сдать ЕГЭ по географии в 2021 году необходимо получить минимальных 13 первичных баллов- это 40 вторичных. Однако такое количество баллов говорит лишь о том, что ученик справился с экзаменом. Этого показателя не хватит для того, чтобы поступить в ВУЗ.Необходимое для поступления в учебное заведение количество баллов ЕГЭ устанавливается самим ВУЗом. Вот почему выпускник должен заранее узнать, какое количество баллов по ЕГЭ географии необходимо для поступления в тот или иной университет.

2015 год

  • География, Подготовка к ЕГЭ-2016, 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год, Эртель А.Б., 2015
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по географии
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, 12 класс ВСОШ, Краевая диагностическая работа
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Диагностическая работа
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Тренировочная работа, Вариант 5
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Тренировочная работа, Варианты ГГ10101-ГГ10102, 2014
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Тренировочная работа, Варианты ГГ10203-ГГ10204
  • ЕГЭ 2015, География, 11 класс, Экзаменационная работа
  • ЕГЭ 2015, География, Досрочный экзамен
  • ЕГЭ 2015, География, Методические рекомендации, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.
  • ЕГЭ 2015, География, Методические рекомендации, Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.
  • ЕГЭ 2015, география, типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В.
  • ЕГЭ 2015, география, типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В., 2015
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по географии 2015
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по географии

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл

Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

2010 год

  • География — Подготовка к ЕГЭ 2010 — Олейник А.П.
  • География — Подготовка к ЕГЭ-2010 — Эртель А.Б.
  • География, Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Дюкова С.Е., 2010
  • География. Подготовка к ЕГЭ 2010 — Олейник А.П. — 2010
  • ЕГЭ — География — Демонстрационный вариант — 2010.
  • ЕГЭ 2010 — География — Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ — Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2010 — География — Сборник заданий — Соловьева Ю.А.
  • ЕГЭ 2010 — География — Типовые тестовые задания — Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Диагностическая работа, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №4, 2009
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №5
  • ЕГЭ 2010, География, 11 класс, Тренировочная работа №6
  • ЕГЭ 2010, География, Анализ
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Диагностическая работа, 2010
  • ЕГЭ 2011, География, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2010
  • ЕГЭ 2011, География, Тренировочные задания, Чичерина О.В., Соловьева Ю.А., 2010
  • ЕГЭ-2010 — География — Кодификатор.
  • Отличник ЕГЭ, География, Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б., 2010

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.


Пример задания 5 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.


Пример задания 19 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.


Пример задания 22 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

2020 год

  • География, Единый государственный экзамен, Готовимся к итоговой аттестации, Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., 2020
  • География, подготовка к ЕГЭ в 2020 году, диагностические работы, Барабанов В.В., Подымов А.В., 2020
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по географии
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Методические рекомендации, Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2020, География, 11 класс, Тренировочный вариант №1-16
  • ЕГЭ 2020, География, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2020, География, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Барабанов В.В.
  • ЕГЭ 2020, География, Диагностические работы, Барабанов В.В., Подымов А.В.
  • ЕГЭ 2020, География, Досрочный вариант
  • ЕГЭ 2021, География, Методические рекомендации, Лобжанидзе А.А., Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В., Дюкова С.Е., 2020
  • ЕГЭ 2021, География, Тематические тренировочные задания, Соловьёва Ю.А., 2020
  • ЕГЭ, География, Готовимся к итоговой аттестации, Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., 2020
  • ЕГЭ, География, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., 2020
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по географии, 2020
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по географии

Система географических координат. География

Земля как планета

Почему только так, а не иначе?

А давайте вернёмся к началу этого параграфа. Помните? Вы — капитан тонущего корабля. По радио вы подаёте сигнал о помощи и указываете свои координаты. Но связь может быть не очень хорошей, и нужно обязательно сделать так, чтобы сообщение было по возможности понятным. Если вы выполнили правило записи координат, то радист другого корабля, услышав сквозь треск и шум всего два числа, будет точно знать, что первое из них — широта, а второе — долгота, а не наоборот. И когда радист с другого корабля получит ваше сообщение о том, что вы находитесь в точке с координатами 30° ю.ш. 150° з.д., тогда — ждите помощи, и она придёт. На море принято помогать всем, кто терпит бедствие. Потому что никто не может быть уверен в том, что завтра ему самому не понадобится чья-то помощь.

Повторим главное

1. С помощью географических координат можно определить своё местоположение на земном шаре, а также найти на нём нужную точку.

2. Географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до этой точки. Широта бывает северная и южная.

3. Географической долготой точки называют выраженное в градусах расстояние от начального меридиана (Гринвича) до этой точки. Долгота бывает восточная и западная.

Ключевые слова

Система координат, географическая широта, параллель, географическая долгота, меридиан, Гринвич

Проверим знания

1. Для чего нужны координаты? 2. На какие полушария экватор делит земной шар? 3. Чему параллельна параллель? 4. Какие точки соединяют меридианы? 5. Чем экватор отличается от любой другой параллели? 6. Почему начальный меридиан называют Гринвичем? 7. На какие полушария делит Гринвич земной шар? 8. Что показывает географическая широта? 9. Что такое географическая долгота? 10. Чему равна географическая широта экватора?

А теперь более сложные вопросы

1. С помощью рис. 38 определите географическую широту Москвы, Парижа и Сиднея. 2. Определите географическую долготу Москвы и Сиднея. 3. Каковы максимально возможные значения географической широты и долготы? Почему? 4. Как вы объясните такое определение: «Экватор — самая длинная параллель»? 5. По какой параллели кругосветное путешествие будет короче: 40° с.ш. или 50° ю.ш.?

Поработаем с картой

1. Определите координаты следующих географических объектов: вулкана Килиманджаро, южной оконечности Африки, острова Пасхи, южной оконечности острова Гренландия. 2. Где находится точка с координатами 0 широты и 0 долготы? 3. Чему равна географическая широта Северного тропика и Южного полярного круга?

И наконец, тест

1. Географическая широта откладывается от:

  • а) экватора; б) Северного полюса; в) начального меридиана; г) Москвы.

2. Какое максимальное значение имеет географическая широта:

  • а) 0°; б) 90°; в) 180°; г) такого значения не существует?

3. Географическая долгота откладывается от:

  • а) Гринвича; б) нулевого меридиана; в) начального меридиана; г) верны все варианты ответа.

Ответы на тесты

1. а, 2. б, 3. г.

2017 год

  • География, подготовка к ЕГЭ в 2017 году, диагностические работы, Барабанов В.В., 2017
  • ЕГЭ 2017, География, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2017, География, 11 класс, Кодификатор элементов
  • ЕГЭ 2017, География, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2017, География, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2017, География, 30 тренировочных вариантов, Барабанов В.В., Соловьёва Ю.А., 2016
  • ЕГЭ 2017, География, Вариант 101
  • ЕГЭ 2017, География, Методические рекомендации, Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., 2016
  • ЕГЭ 2017, География, Методические рекомендации, Брабанов В.В.
  • ЕГЭ 2017, География, Типовые тестовые задания, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Соловьева Ю.А., 2017
  • ЕГЭ 2018, География, 10 тренировочных вариантов, Барабанов В.В., Соловьёва Ю.А., 2017
  • ЕГЭ 2018, География, 30 тренировочных вариантов, Барабанов В.В., Соловьёва Ю.А., 2017
  • ЕГЭ, География, Комплекс материалов для подготовки учащихся, Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., 2017
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector