Как написать изложение на гвэ по русскому языку
Содержание:
- Разбор пунктов
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ
- Реальные темы от 15 апреля 2021
- ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
- Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой? Разговор с собой. ЗАЧЕТ 4 БАЛЛА
- Сочинение №1 «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- Начните с плана подготовки
- Сочинение №3
- Приемы сжатия текста
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения
- Какие произведения прочитать для итогового сочинения
Разбор пунктов
Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.
Вступление
Здесь Вам нужно сделать три шага:
- Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски.
- Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
- Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.
Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.
Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:
- Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду.
- Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.
Основная часть
Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.
Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:
- Аргумент = отдельный абзац;
- Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
- Один тезис = один аргумент.
Структура аргумента проста и лаконична:
- Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
- Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.
- Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.
Заключение
Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.
Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».
Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.
Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко
Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути)
Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир»
Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ
Каким путём человек идёт к самому себе?
Любовь как путь самопознания.
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Как обрести счастье?
Возможен ли жизненный путь без ошибок?
Чем путешествия обогащают личность?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Путешествие — способ познания себя и мира.
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
Реальные темы от 15 апреля 2021
Темы по направлению «Забвению не подлежит»
- 101.Какого человека можно по праву назвать героем?
- 102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
- 103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
- 104. Только ли добрые дела не подлежат забвению?
- 105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- 106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- 108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- 107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
- 111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- 112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
- 113. Этот день изменил судьбу России…
Темы по направлению «Я и другие»
- 201. Как найти своё место в обществе?
- 202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- 203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
- 204. В чём польза и опасность компромисса?
- 205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
- 206. Что труднее: подчиняться или подчинять?
- 207.Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
- 208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- 210. Может ли отдельная личность изменить общество?
- 212. Что мешает доверию между людьми?
- 213.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
Темы по направлению «Время перемен»
- 301.Что должно оставаться неизменным в любое время?
- 302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
- 303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
- 304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- 306. Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
- 307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
- 308.Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
- 309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
- 310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
- 311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
- 313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
Темы по направлению «Разговор с собой»
- 401. Почему люди обманывают себя?
- 402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
- 405. Что значит быть совестливым человеком?
- 406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- 407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
- 408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
- 409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
- 410.Помогает ли разговор с собой понять других людей?
- 411. Чем опасна завышенная самооценка?
- 412.Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- 413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
Темы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
- 502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- 503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- 505. Что для Вас является жизненным успехом?
- 506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
- 507. Можно ли судить о поколении по его кумирам?
- 508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- 509. Каково отношение современного человека к природе?
- 510. Кого можно считать героем нашего времени?
- 511.Какие черты моего поколения я считаю положительными?
- 512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
- 513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
ГВЭ как альтернативная форма аттестации за 11 лет учёбы в школе существует уже давно. Многие об этом не знают, но ГВЭ каждый год сдают (вместо ЕГЭ) школьники с ОВЗ, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы.
Схема поступления в вузы у выпускников, сдавших ГВЭ, другая. Они имеют право участвовать в конкурсе на бюджетные места в вузах не по баллам ЕГЭ, а по результатам внутренних вузовских экзаменов. Этот алгоритм очень похож на систему поступления в вузы в советское время: сначала сдаёшь экзамены в школе, получаешь аттестат и затем сдаёшь вступительные экзамены в вузе.
ГВЭ — это всегда облегчённый вариант экзамена (по сравнению с ЕГЭ), но не надо думать, что всё так просто. Во-первых, получить возможность сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ можно только при условии прохождения ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссии), и любой желающий до 2021 года не мог получить право заменить ЕГЭ на ГВЭ без справки от ПМПК.
Во-вторых, многие выпускники с ОВЗ, имеющие полное право не сдавать ЕГЭ, всё равно не подают документы на сдачу ГВЭ, поскольку проще сдать один раз ЕГЭ, чем сначала ГВЭ, а затем вступительные в вузах. У каждого такого школьника есть выбор (ГВЭ или ЕГЭ), и многие выбирают ЕГЭ с целью экономии времени и сил.
Как будут сдавать ГВЭ школьники с ОВЗ в 2021 году
В этом году выпускники с ОВЗ будут сдавать только два обязательных экзамена: ГВЭ по русскому языку и ГВЭ по математике. Успешно сдав ГВЭ, выпускники с ОВЗ получат аттестаты и смогут подать заявления на участие в конкурсе на бюджетные места высших учебных заведений. Для поступления в вузы они должны будут, как и во все предшествующие годы, пройти вузовские вступительные испытания.
Задания ГВЭ-2021 у выпускников с ОВЗ будут свои
Демоверсии этих ГВЭ для выпускников с ОВЗ давно опубликованы разработчиками ФИПИ:
Ещё раз обращаем внимание: эти задания не подходят для основной массы выпускников 2021 года, которым дали возможность в этом году сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ. Об этой категории выпускников тоже рассказываем подробно, чтобы не было путаницы
Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений
(дорога реальная, воображаемая, книжная)
Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.
Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:
- Зачем человек путешествует?
- Самое интересное путешествие: какое оно?
- Куда я хотел бы поехать?
- Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?
И тому подобное.
Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество
Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?»
В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».
К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.
Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.
Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:
- Как определиться с выбором жизненного пути?
- Река жизни — что это значит?
- Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
- «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
- Правда ли, что все мы в этом мире странники?
В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:
- Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
- Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
- Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
- Особенности пути героя.
Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:
«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.
Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.
Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
«Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой? Разговор с собой. ЗАЧЕТ 4 БАЛЛА
(Автор сочинения – Дубова Полина Геннадьевна)
Так из-за чего же человек борется с самим собой? Причиной может быть любовь, чувство совести за свои поступки либо другие перемены в самой личности. Внутренний конфликт также характеризует не только противоречивую, но и сильную личность. Попробую доказать это на примере классических произведений русской литературы.
Начнём с произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров в течение всего романа был нигилистом, но всего одно событие в его жизни вовлекло его в эмоциональный диссонанс. Время, показанное в романе – это эпоха перемен и реформ, и как результат появление новых течений. Нигилизм является основой убеждений героя, в которые он верил до определенного момента. Евгений влюбляется в красивую и гордую девушку Анну Одинцову. Так почему же он её полюбил? У них было много общего, как в их убеждениях, так и в характерах. Не заметно для себя он начал испытывать к ней те чувства, которые презирал и высмеивал сам. В его душе идёт противостояние между чувствами к Одинцовой и отрицанием веры и настоящей любви. К сожалению, его внутренние переживания привели его к смерти. Таким образом, можно сделать вывод, что причиной внутренней борьбы Базарова с самим собой стала любовь. Она смогла изменить его, это стало ясно перед его смертью.
Ещё одним примером может служить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин в этом произведении был лишним человеком, то есть совершенно другим. Это было время людей, потерявших стремление служить Родине и перенасыщенное жизнью света. Герой, воплощавший все эти черты, был очень холодным, циничным и расчетливым. Это бы не было причиной страданий в его сердце, дело было в другом — он рушил жизни многих хороших людей, не заслуживших это. Приносило ли это ему удовольствие? Очень сомнительно, ведь его личность была разрознена: одна состоит из разных человеческих грехов того времени, другая осуждает и презирает себя. Так что же стало причиной раздвоения личности Печорина? Таким его сделало общество и среда, в которой он находился. Итак, как мы увидели из этого примера именно общественная среда становиться основой развития личности.
Мы убедились в том, что внутреннее противостояние человека с собой имеет много причин, но одно понятно точно, что в процессе этой борьбы люди могут менять себя и свои взгляды. Одних эта борьба закалит и сделает сильнее, другие же станут жертвами и не совладают с ней.
Оценка эксперта
- К1 Дан ответ на вопрос темы. Зачёт
- К2 В первом примере есть фактические ошибки, второй пример не раскрывает тему сочинения. На грани, можно поставить «незачет». Зачёт
- К3 Пишешь много лишнего и не по теме, вывод не по теме. Незачёт
- К4 Качество речи (в том числе речевые ошибки) не мешает понять смысл сочинения. Зачёт
- К5 Допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Зачёт
ИТОГ зачёт, 4/5
Как улучшить ваше сочинение?
- Вступление хорошее
- В основной части не забывай о тезисах и микровыводах. Перед каждым примером из литературы должен быть тезис (ответ на вопрос темы).
- Вывод не по теме.
- Речевые недочеты в итоговом сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них снизят баллы по критериям К10 и К6. Поработай с речевым оформлением сочинений уже сейчас, чтобы не переучиваться весной!
- Поработай над грамотностью!
Сочинение №1 «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.
Асылаева Регина Астемировна
В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.
Так, в рассказе Х. Андерсена «Девочка со спичками» мы видим плохо одетую девочку с деревянными туфлями на ногах, продававшую спички в новогоднюю ночь. Она не могла продать ни одной спички, так как прохожие не обращали на нее внимания. К девочке не только проходившие мимо люди были безразличны, но и родной отец был жесток с ней. Он отправил ее продавать эти спички в лютый мороз, и ему было все равно, что с ней будет. Для него главным было, чтобы она не возвращалась домой без денег. Таким образом, можно сказать, что девочка умерла скорее от равнодушия окружающих, нежели от холода.
А в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» мы видим доброго и отзывчивого доктора Пирогова, который не прошел мимо беды Мармеладовых. Семья оказалась в бедственном положении: отец не мог устроиться на работу, дома были голодные жена и трое детей, один из которых грудной ребёнок. От отчаяния отец семейства хотел повеситься, и в этот момент встретил доктора, который не только осмотрел больного ребенка и выписал рецепт, но и оставил деньги на столе. Благодаря этой помощи Пирогова, семья поправила свое положение. Так, доктор спас целую семью от голодной смерти.
Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.
Начните с плана подготовки
В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?
По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет.
Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?
Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться.
Сочинение №3
Зачем люди отправляются в путешествия? Человек путешествующий
Бердинских Денис Владимирович
Вероятно, каждый задумывался над тем, с какой целью люди планируют путешествия. Что побуждает этих людей посетить новые места, сменить обстановку, открыть новые культуры?
Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. В самом начале романа мы знакомимся с молодым, амбициозным Пьером, недавно вернувшимся в Россию. Он является поклонником Бонапарта, считает его гением. Проходит некоторое время, Пьер женится на Элен Курагиной, брак приносит ему лишь только разочарование, и молодой граф осознает, что жизнь его повернула в неправильном направлении. Во время поездки из Москвы в Петербург он встречает главу русского масонского общества и впоследствии вступает в ряды масонов. Чтобы найти себя, привести свою жизнь в порядок, Пьер посещает заграницу, а после направляется в свои киевские имения, с целью поправить жизнь крестьян. Он путешествует не просто ради того, чтобы посетить как можно больше мест, а с целью понять свое истинное я, обрести душевный покой и умиротворение.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» также присутствует персонаж, отправившийся в путешествие – это Чичиков, коллежский советник. Он карьерист, стремится к богатству, уважению и высокому положению в обществе. Для достижения этой заветной цели он не гнушается даже тем, чтобы обманывать государство и торговать уже умершими крестьянами, то есть «мертвыми душами». Именно за этим он и отправляется в свое путешествие по губернии от одного помещика к другому. Что побудило его к подобному авантюрному путешествию? Наверное, скупость, расчетливость и страсть к легким деньгам.
Так зачем же люди отправляются в путешествия? Думаю, что каждый человек находит свою цель: первый едет куда-либо, чтобы просто посетить новые места, второе ищет себя, свое предназначение в жизни, а третий и вовсе ведом скупым расчетом и большими деньгами. Таким образом, причины для путешествий у каждого разные, целиком и полностью зависящие от характера человека, его убеждений и жизненной ситуации, в которой он находится.
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Всё получилось, хорошая работа, легко и приятно читать!
Обрати внимание на ошибки: грамматические, пунктуационные и речевые ошибки присутствуют в твоей работе. В этой работе они не сыграли роли, но на ЕГЭ ты потеряешь баллы
Приемы сжатия текста
Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.
Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам.
Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.
Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.
Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).
Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).
Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.
А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения
1 абзац
Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису). Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.
То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.
2 абзац
Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.
В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.
В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).
3 абзац
Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”
Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.
Какие произведения прочитать для итогового сочинения
Забвению не подлежит
- М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
- А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
- “Слово о полку Игореве” (18 минут)
- М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
- А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)
Я и другие
- А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
- К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
- М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
- В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
- А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)
Время перемен
- С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
- А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
- Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
- А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
- М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)
Разговор с собой
- “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
- “Герой нашего времени (2006)
- “Мастер и Маргарита” (2005)
- “Отцы и дети” (2008)
- “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)
“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
- А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
- А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
- А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
- В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
- Дж.Роулинг “Гарри Поттер”