Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Причина 9: будь здоров, школяр!

Большинство университетов и научных институтов основано на принципах «школярства». Являющиеся неотъемлемой частью работы ученого изучение нового, написание научных работ, преподавание и наставничество не дадут вам расслабиться и перестать впитывать новое. И если по сути своей вы вечно юны и полны тяги к знаниям, подобно студенту, то иметь такую работу — неоценимое преимущество и возможность воплотить в жизнь классическое «век живи, век учись».

Ученые облечены доверием просвещенного общества, которое делает это школярство возможным, отдавая себе отчет в том, что только «профессиональное школярство» способно сказать новое слово в промышленности и общественном укладе жизни. Долг исследователя — оправдать это доверие и усердно работать на благо всего человечества .

Редакция воздерживается от язвительных комментариев по поводу этих высоких стремлений. — Ред.

Круг обязанностей

Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.

Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги. В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования. Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Итак, профессиональный историк обязан:

  • исследовать события, происходящие в жизни человечества;
  • изучать отдельно взятые факты и то, как они воздействуют на исторические события;
  • прогнозировать грядущие события, руководствуясь опытом предков;
  • освещать результаты проведенных исследований, публикуя статьи в специализированной прессе и в литературе научно-публицистического направления;
  • проводить научные эксперименты;
  • участвовать в археологических раскопках;
  • совершенствовать уже имеющиеся научные методики и создавать новые.

Кому подходит


Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию – вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

Инепросто любопытство, аопределённая въедливость. Нужно стремление докопаться досути, допричин конкретного явления. Сейчас так, аесли что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально ихспровоцировало? Что ещё могло повлиять напроцесс? Естьли другие возможности, которые могут привести ктакомуже результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя ксамостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе повыбранной теме. Просто отбывать время влаборатории неполучится.

Внимание кмелочам

Внауке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя втупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики иреактивы, сохранять ссылки наисточники информации. Зачастую открытие можно сделать даже втой области, где, казалосьбы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, агде следствие, инепутать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить

Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет начеловека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет насостав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично вразвитии некоторых патологий, изменения ворганизме или изменение микробиоты, пока неясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе сживыми объектами. Бактерия небудет планировать свое развитие вугоду исследователю иего удобству

Чтобы увидеть нужное явление внужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, втом числе работать вовнеурочное время.

Умение задавать вопросы иправильно интерпретировать ответы

Чтобы вчём-то разобраться, необходимо уметь правильно поставить вопрос иправильно понять ответ, без этого невозможен научный поиск.

Умение общаться иподдерживать социальные связи

Это помогает нетолько продвинуться всвоих исследованиях, ноисделать карьеру. Разговоры сколлегами, обсуждения дают новый взгляд напроблему ипорой экономят время часто оказывается, что коллега знаком свопросом иможет поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только взарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить наанглийский, чтобы они котировались вмеждународном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, нознание языка всё равно необходимо, чтобы проверить ихработу. Переводчики неразбираются ввашем вопросе также хорошо, каквы, имогут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок награнты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал тыидля чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие доколлег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всёли правильно сделано, нетли ошибок, естьли похожие результаты уколлег. Если никаких ошибок ненашлось, нужно выдохнуть ипровести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.

История

История профессии ученого напрямую связана с возникновением первых научных знаний. Тягу к исследованию люди проявляли с первобытных времен, и постепенно их стремление к познанию лишь усиливалось. Поистине ошеломляющих результатов достигли ученые Древней Греции и Рима: именно в эпоху Античности появились первые научные гипотезы об устройстве мира и теории физики, расширялись знания человека о собственном теле, свойствах поверхностей, веществ и мире в целом. Цивилизация стремительно развивалась. Затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. Само стремление к познанию считалось греховным, а потому участь ученых, которых истина интересовала больше религиозных догматов, была незавидна. Но развитие цивилизации нельзя остановить, его можно лишь замедлить, и с наступлением эпохи Возрождения наука начинает развиваться с новой силой: появляются новые теории, технологии и устройства, мир постепенно раскрывает человеку свои секреты. Дальше прогресс только ускорялся. В XIX веке появилось полноценное исследовательское оборудование, а люди, которые занимались изысканиями, стали восприниматься как специалисты особого рода – «ученые», люди, обладающие более высоким уровнем знаний, чем их рядовые коллеги.


Всеми благами цивилизации, которыми мы каждый день пользуемся, мы обязаны именно ученым. Они играют ключевую роль в развитии человека и потому их дело заслуживает глубокого уважения. Правда в России это, к сожалению, никак не сказывается на уровне их зарплат, но об этом после.

Сферы, в которых работает исследователь

В жизни существует огромное разнообразие направлений, в которых трудятся исследователи.

Здесь мы об этом поговорим подробнее.

  • Исследования в области древних рукописей и картин;
  • Эксперименты в области техники;
  • Исследования в сфере науки;
  • Медицинские исследования;
  • Исследования животного мира;
  • Исследования неживой природы и так далее.

Как видите, сфер, где трудятся такие специалисты очень много и все их не перечислить в рамках одной статьи.

Все работы проходят строго по регламенту в соответствии с предписанием выше стоящих органов.

Каждое исследование и эксперимент проводится в соответствии с планом работ, технических заданием и графиком. Каждый этап регистрируется документально и к нему прикладывается промежуточный отчет.

Преимущества профессии ученый

Ученый – это не столько профессия, сколько призвание. Для человека, занимающего наукой, самое главное преимущество заключается в возможности применения научного метода, а также в признании его работы коллегами

Осознание важности того вклада, который он вносит в развитие общества и государства, приносит ученому большое моральное удовлетворение. Высшая степень признания ученого со стороны российского научного сообщества – избрание в государственную академию наук

Однако больше всего научный сотрудник гордится своей работой при получении Нобелевской премии, означающей признание его трудов во всем мире.

Вовлеченные в прикладные исследования ученые могут претендовать на достойную оплату труда. Коммерческие организации заказывают проведение разработок различных препаратов, химических средств, механизмов, которые в краткосрочной перспективе могут принести им большую прибыль. За это они готовы платить научным работникам до 100 тысяч рублей.

Обычно ученые не испытывают проблем с трудоустройством. Их знания и опыт открывают перед ними двери в различные организации, где они могут получить высокую должность. Нередко наличие ученой степени позволяет стать ректором, главным врачом, директором и пр.

Муми-утопия

Я учился в одной из первых московских частных школ «Муми Тролль», которая находилась и по сей день находится в районе метро «Сокол».

Это была интеллигентская утопия, реализованная на волне вольницы 90-х годов. Особенно это проявлялось в начальной и средней школе, школьная программа тогда была в хорошем смысле анархистской. Многие из наших преподавателей были связаны с наукой, занимались конкретной научной работой и по совместительству обучением детей. Наши преподаватели имели возможность ставить эксперименты, ну, а ученики получали от этого дополнительные знания.

В третьем классе мы с нашей преподавательницей, к сожалению, ныне покойной Ириной Георгиевной Рудиной очень долго занимались «Русланом и Людмилой», слушали оперу параллельно с чтением текста. Потом в течение целого года на уроках литературы читали «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. А в 96-ом, в тот день, когда умер Бродский, наш учитель просто взял и провёл урок его памяти.

Биологию у нас вела Александра Борисовна Гончар, она же Рахманинова, генетик, которая еще в конце 70-х публиковалась в западных научных журналах.

Курс литературы в старших классах читал Илья Борисович Иткин, который написал диссертацию по русской морфонологии и занимался в свое время вепсским и тохарским языками — он научил меня вниманию к деталям в любом тексте.

Моим учителем истории, человеком, который во многом определил мою траекторию, был Константин Григорьевич Боленко; недавно он выпустил книгу, посвященную Верховному уголовному суду, судившему, в частности, декабристов. В школе работает по сей день Елена Ивановна Лебедева, — по совместительству сотрудник Института всеобщей истории, специалист по истории Франции.

В старших классах литература шла уже не просто как набор неких сюжетов, а как навык, метод — у нас вырабатывали внимание к тексту, учили понимать его значение. Конечно, эта среда способствовала занятиям наукой

Так получилось, что у нас учились многие дети достаточно известных и признанных профессоров и ученых. Например, на год старше меня учился (увы, ныне покойный) старший сын генетика, заместителя главного редактора «Троицкого варианта» Михаила Сергеевича Гельфанда Александр.

Наверное, школа, подобная нашей, в которой действующие учёные ведут уроки для детей, создается большими усилиями. Как минимум, здесь нужно желание администрации мириться с тем, что у тебя есть предметники, которые могут работать только в определенные часы, и что они должны иметь возможность работать без жестких программных рамок. К сожалению, в современной массовой школе этого сделать нельзя.

Когда школьник приходит в формальную систему, в которой он, по большому счёту, никому не нужен, он относится к учёбе как к формальности, — мне нужно сходить, отсидеть некоторые часы, получить свою галочку и уйти. Другое дело — когда ты попадаешь туда, где много всякой внеклассной активности — какие-то концерты, открытые лекции, обязательно два раза в год турслеты, причем эта активность, в том числе, направлена на постижение мира вокруг тебя.

Наша школа в плане создания такой среды совершенно не одинока — есть целый ряд московских и петербургских школ с похожей системой ценностей. Но это, увы, штучные места. Конечно, хотелось бы, чтобы такое образование было доступно всем и каждому, но я пока не представляю, как это можно сделать.

Какими личностными качествами должен обладать ученый?

Так как научная деятельность предполагает обработку большого потока информации и адекватную оценку проводимых опытов ученому очень важно иметь хорошую память и аналитический склад ума. Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем

Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам

Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам.

Ученому нередко приходиться заниматься организационными вопросами или руководить группой коллег, поэтому он должен иметь лидерские качества. Для проведения исследований требуется особая внимательность и аккуратность. Научным сотрудникам нужно уметь адекватно воспринимать критику, которая является основной составляющей оценки труда со стороны коллег

При этом очень важно не бояться отстаивать свою точку зрения

Профессия подходит для целеустремленных и терпеливых людей, которые готовы годами заниматься начатым делом в ожидании положительных результатов. Очень много времени занимает бумажная работа, поэтому ученый должен быть готов к рутинному и сидячему образу жизни.

Константин Эдуардович Циолковский

Ученый-самоучка, ныне известный как дедушка советских космических путешествий. В его честь назван один из кратеров на противоположной стороне Луны.

Циолковский был автором как научно-фантастических работ, так и серьезных трактатов о ракетостроении. Его статья «Исследование космического пространства с помощью ракетных устройств», опубликованная в 1903 году, представила идею использования жидкого топлива в качестве ракетного топлива, а также коснулась невесомости.

А последующая его статья, опубликованная в 1911 году «Цели астронавтов» в 1914 году вызвала широкий интерес в научном мире, обсуждая две ключевые проблемы: ракетные двигатели и межпланетную связь.

Циолковский был убежден в том, что будущее человечества лежит на небесах, чтобы справиться с растущими потребностями постоянно растущего населения Земли. Именно он был автором знаменитой фразы:

Циолковский утверждал, что колонизирующее пространство приведет к совершенствованию человечества. Он считал, что у человечества есть все основания для «космического оптимизма», поскольку человеческая культура может развиваться без ограничений в просторах космоса. Для Циолковского целью освоения космоса было достижение всеобщего счастья.

1

Где можно получить профессию ученый?

Чтобы стать ученым необходимо сначала получить высшее образование по выбранной научной области, после чего продолжить обучение в аспирантуре, которая займет еще 4 года с возможностью досрочной защиты. После успешного прохождения подготовки аспиранту присваивается ученая степень – кандидат наук. Для получения высокой степени доктора наук кандидату потребуется еще 3-4 года, хотя иногда он может подготовиться к защите и за год.

В процессе обучения аспиранты и кандидаты должны написать диссертацию, которая и является подтверждением их работы на соискание степени. Также для защиты диссертации потребуются публикации в научных изданиях, количество которых зависит от степени соискателя, а для перехода от кандидата к доктору – признание научного сообщества в виде разрешения руководить научной работой аспирантов.

В России почти при каждом учебном заведении присутствует аспирантура на разных факультетах. Получение степени в престижном ВУЗе является показателем более высокого уровня квалификации ученого. Из списка лучших российских университетов для обучения можно выделить:

  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

История профессии

Такие люди стремились познавать окружающий их мир, ими совершались открытия, которые впоследствии передавались из поколения в поколение.

Так развивались гипотезы о создании мира, зарождались такие науки как химия и физика. Люди вокруг просвещались, что позволяло быстрому развитию общества.

С развитием новых технологий и научных знаний, востребованность профессии ученый значительно возросла.

Кто такие генетики

Генетики специализируются на работе с пациентами или на проведении лабораторных исследований. Обычно специалисты совмещают врачебную практику с научной деятельностью. Генетики изучают особенности строения хромосом и наследственных молекул, а также генетические изменения и их последствия для отдельных особей и популяции.

Будущие генетики получают высшее образование на разных программах: биотехнология, биохимия, селекция, биоинженерия, биомедицина. Чтобы самостоятельно работать с пациентами или делать анализы в лаборатории, необходимо пройти ещё одну ступень медицинского образования — ординатуру.

Экзометеорология

Юпитер

Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.

Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.

Описание профессии

Если рассуждать логически, то профессия ученый — это скорее общее понятие.

На самом деле таких специалистов можно разделить на множество групп в соответствии с направлением их деятельности.

  • Сфера изобретений — именно специалисты в этой сфере подарили миру автомобили, самолеты, корабли и другую технику
  • Сфера естественных наук — все что касается биологии и других естественных процессов;
  • История – такие ученые помогают нам восстановить события давних лет, раскрыть жизнь наших предков.
  • Информационные технологии – это родители телевидения, интернета и радио.

Это лишь самый малый перечень сфер, где трудятся умы самых лучших ученых.

Карьерный рост

Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений. Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать. В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.

Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.

Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения. Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности. Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.

Описание профессии

Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:

  • Древний мир;
  • Средние века;
  • Новое время.

Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст. Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных. В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.

Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами. Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях. Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.

Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:

  • музеи и исторические заповедники;
  • издательства;
  • учебные заведения;
  • библиотеки, архивы и отделы документации;
  • коммуникационные, рекламные и PR-агентства;
  • научно-исследовательские центры.

Кому подходит


Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию – вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Выводы

Стоит смириться и с тем, что окружающие будут смотреть на вас как на чудика, который добровольно распрощался со всеми прелестями мира бизнеса. Впрочем, вам-то что? Умных людей мало когда интересовало, что о них думают посторонние, не так ли?

Так стоит ли становиться ученым? Точно знаем лишь одно: чтобы стать представителем мира науки, нужно быть по-настоящему влюбленным в свое дело. Только тогда жизнь будет приносить истинное удовольствие, а в семье, в душе и на работе будет царить покой.

Ну а если вы хотите войти в мир науки, но пугаетесь вечных отчетов, докладов, статей и прочей писанины, не отчаивайтесь. Ведь всегда есть кто-то, готовый освободить вас от этого хлама, например, тот же сервис студенческой помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector