Специальность «технологические машины и оборудование»: кем работать?
Содержание:
- Профессия в современности
- Необходимое для работы образование
- Программы
- Плюсы и минусы профессии
- Куда поступать
- Профессия в современности
- Приобретаемые навыки
- Необходимые для работы знания
- Чем занимаются выпускники
- Куда поступать
- 6B07106 — Технологические машины и оборудование (по отраслям)
- Виды профессии
- Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
- Возможные специальности и учебные заведения
- Историческая справка
- О профессиональных обязанностях
- Историческая справка
- Чему научат студентов
- Чему учиться
- О профессии
- Профильные дисциплины
Профессия в современности
Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.
В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:
- Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
- Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
- Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.
Необходимое для работы образование
Чтобы работать в сфере «15. 03. 02. Технологические машины и оборудование», необходимо получить высшее образование. Сделать это можно почти в любом техническом вузе страны.
Такие специальности, как «рынок машин и инновации», «легкая машинная промышленность», «оборудование лесного комплекса», позволят получить место работы в рассматриваемой профессиональной сфере.
Чтобы поступить в вуз на представленные выше специальности, необходимо сдать ЕГЭ по дисциплинам «математика», «русский язык» и «физика». Некоторые учебные учреждения, однако, не позволят получить высшее техническое образование без баллов по информатике, химии или иностранному языку. Срок обучения составляет, как правило, 4 года бакалавриата.
Программы
Профили зависят от направленности университета. Абитуриенты могут выбрать обучение в определенной сфере деятельности и получить квалификацию специалиста по технологическим машинам и оборудованию в нефтяной, строительной, горнодобывающей, лесотехнической и других отраслях, авиастроении и т. д.
Примеры образовательных программ:
- Металлургические машины и оборудование.
- Машины и аппараты нефте- и газоперерабатывающих предприятий.
- Инжиниринг технологического оборудования.
- Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений.
- Горные машины и оборудование.
- Технологии и материалы цифрового производства.
- Технические комплексы ресторанной индустрии.
- Инжиниринг машин, агрегатов и процессов.
Плюсы и минусы профессии
Какие достоинства и недостатки существуют в рассматриваемой трудовой сфере? На самом деле каждый работник сможет найти в представленной профессии что-то свое. Однако наиболее общие моменты все же выделить можно. Так, к плюсам специальности можно отнести:
- достойную зарплату;
- образование можно получить практически в большинстве городов — факультет «технологические машины и оборудование» есть практически в любом техническом вузе;
- возможность скорого карьерного роста;
- актуальность и престижность рассматриваемой трудовой сферы.
Безусловно, есть у рассматриваемой профессии и другие достоинства. А что можно сказать о недостатках?
Здесь стоит выделить разве что работу в производственной среде, что несколько вредит здоровью. Для некоторых большим минусом в профессии покажется и немалое количество обязанностей.
Тем не менее рассматриваемая профессия является очень престижной и востребованной. Множество молодых людей предпочитают именно эту специальность.
Куда поступать
Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).
Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.
Среди них можно выделить:
- МФТИ – Московский физико-технический институт.
- МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
- РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
- МИФИ – Национальный ядерный университет.
- ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».
Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:
- На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
- На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
- На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.
Профессия в современности
Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.
В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:
- Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
- Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
- Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.
Приобретаемые навыки
В процессе обучения студенты осваивают следующие навыки и умения:
- Техническое обслуживание приборов и оборудования.
- Организация работы машин и их эксплуатация.
- Обеспечение контроля за соблюдением требуемых правил при производстве продукции.
- Оформление технических документов и отчетности по качеству изготавливаемого оборудования.
- Поддержание экологической безопасности на производстве.
- Осуществление расчетов и разработка машинных деталей и конструкций с соблюдением всех технологических норм.
- Организация опытов и анализ полученных результатов.
- Навыки установки и наладки инновационных изделий.
- Проведение анализа затрат, необходимых для налаживания качественного производства.
- Разработка и составление графика работ для подразделений.
- Планирование деятельности персонала и оплаты их труда.
Необходимые для работы знания
Высшее техническое образование в вузах должно обеспечить полное усвоение обучающимся лицом всех необходимых дисциплин.
Что именно здесь можно выделить? Специалист, работающий в сфере технологического и машинного оборудования, обязан знать:
- математику;
- оборудование в металлургическом производстве;
- компьютерную графику;
- физику;
- основы экологии;
- основы проектирования;
- методы машиностроения;
- основы сопротивления материалов;
- основы информационных технологий;
- электротехнику;
- автоматику и некоторые другие учебные предметы.
Стоит отметить, что знания одних лишь вышеперечисленных дисциплин будет совершенно недостаточно для осуществления трудовой деятельности. Сама специальность » технологические машины и оборудование» предполагает постоянное совершенствование и дополнение имеющихся знаний. Дело в том, что производство непрерывно модернизируется и видоизменяется. Работать на протяжении нескольких десятков лет, имея при этом явно устаревший багаж знаний, вряд ли удастся
Именно поэтому так важно постоянно повышать квалификацию и задумываться над своими трудовыми навыками
Чем занимаются выпускники
Деятельность будущих специалистов связана с сопровождением работы производств разных отраслей. Магистры обслуживают техническое оборудование, электро-, пневмо- и гидроприводы, отвечают за проектирование, эксплуатацию, ремонт машин (станков, принтеров, лазерных резчиков и т. д.) и контролируют технологический процесс. Также выпускники занимаются компьютерным моделированием и разрабатывают производственные системы нового поколения, при этом магистры отвечают не только за их техническую составляющую, но и за экологическую безопасность и экономическое обоснование.
Дисциплины
В учебный план включаются блоки теории (общие и профессиональные модули), практики и аттестации. Студенты вне зависимости от профиля обязательно изучают:
- иностранный язык;
- менеджмент;
- экономику;
- философию;
- компьютерные технологии;
- математическое моделирование;
- методы в инженерии;
- диагностику систем и приводов;
- основы машиностроения;
- стандартизацию и технические измерения.
Применять полученные теоретические знания студенты учатся на учебной и производственной практиках. Одновременно учащиеся пишут научно-исследовательскую работу, которую защищают в рамках государственной аттестации. Степень магистра присваивается после успешной сдачи профильного экзамена.
Навыки
Согласно паспорту компетенций учащиеся осваивают общие и профессиональные навыки. После успешного окончания курса и получения степени магистра выпускники умеют:
- проектировать машины и процессы;
- рассчитывать количество необходимых ресурсов, в том числе материалов и топлива;
- составлять технические задания для коллектива;
- оценивать экономический эффект результата работы;
- анализировать причины возникновения брака;
- следовать международным стандартам при изготовлении продукции;
- внедрять в работу новые технологии;
- руководить проектом и коллективом;
- общаться на иностранном языке.
Куда поступать
Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).
Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.
Среди них можно выделить:
- МФТИ – Московский физико-технический институт.
- МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
- РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
- МИФИ – Национальный ядерный университет.
- ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».
Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:
- На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
- На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
- На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.
6B07106 — Технологические машины и оборудование (по отраслям)
Руководитель ОП
Каталог элективных дисциплин
Цель ОП:
Предоставить обучающимся высококачественное образование, ориентированное на производство и обслуживание технологических машин и оборудования (по отраслям), включающее знания, умения и практические навыки по методам проектирования, технологиям изготовления и эксплуатации технологических машин и оборудования. Подготовка практико-ориентированного специалиста, владеющего знаниями и умениями по проектированию, изготовления и эксплуатации горных машин и оборудований, практическими навыками осуществления технологических процессов и руководства производством.
Области профессиональной деятельности: Эксплуатация, проектирование, конструирование, и производство горных машин и оборудований
Виды профессиональной деятельности: Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, конструирование, проектирование, изготовление, испытания, техническое обслуживание, ремонт технологических машин и оборудования.
Функции профессиональной деятельности:
1. Начальник отдела:
- Стратегическое управление и руководство работой структурного подразделения предприятия
- Организация и контроль результатов деятельности структурного подразделения предприятия
2. Инженер-конструктор:
- Конструирование и проектирование горных машин и оборудований
- Конструирование и проектирование технологического оборудования для производства, технического обслуживания и ремонта горных машин и оборудований
3. Инженер-технолог:
- Разработка технологических процессов производства горных машин и оборудований
- Подготовка, запуск, наладка и управление технологическими процессами производства горных машин и оборудований
4. Инженер по эксплуатации и ремонту горных машин и оборудований:
- Управление процессами эксплуатации и ремонта горных машин и оборудований предприятия
- Управление парком машин и оборудований предприятия
5. Механик:
- Обеспечение исправного состояния горных машин и оборудований
- Обеспечение исправного состояния технологического оборудования для производства, технического обслуживания и ремонта горных машин и оборудований
- Контроль за расходом материально-технических ресурсов
Объекты профессиональной деятельности: Коммерческие и некоммерческие организации и объеденения, требующие профессиональные знания в области горных машин и оборудования: шахты, рудники, карьеры, предприятия городского подземного строительства, обогатительные фабрики, машиностроительные и ремонтно-механические предприятия, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации
Студенты принимают активное участие в конкурсах студенческих научных работ, в Республиканских и Международных научных конференциях молодых ученых и студентов.
На Республиканских предметных олимпиадах по специальности студенты ежегодно занимают призовые места.
В период обучения наши студенты активно участвуют в жизни университета, а также представляют университет на областных, республиканских и международных соревнованиях по многим видам спорта, входят в состав команд КВН.
После окончания обучающемуся присваивается академическая степень бакалавра по образовательной программе «6В08301 Лесные ресурсы и лесоводство».
После окончания бакалавриата выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре ВКГТУ по специальности 6В07106 — Технологические машины и оборудование (по отраслям)
Виды профессии
Рассматриваемая специальность невероятна обширна. Работа с технологическим оборудованием нужна на большинстве производств. Какие виды трудовой деятельности должен осуществлять специалист? Где он может работать? Об этом будет рассказано далее.
Человек сделал свой выбор профессии и получил диплом в университете. Где он теперь может работать? Рассматриваемая специальность предполагает следующие виды деятельности:
- в проектно-расчетной сфере (в инженерных компаниях, строительных организациях);
- в технологической и производственной среде (заводы, производственные предприятия);
- в сфере экспериментов и исследований (университеты, учебные заведения, лаборатории);
- в организационной или управленческой среде;
- в сервисно-обслуживающей среде;
- в сфере монтажа и наладки.
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
- Физика — по выбору вуза
- Химия — по выбору вуза
Технологические машины – это специальные приборы, используемые в изготовлении изделий и реконструкции материалов. Именно такая техника применяется в сфере металлургической, деревообрабатывающей, пищевой промышленности и в других областях. По этой причине технологическое оборудование является основой любого производственного процесса и выполняет главную функцию в работе по изготовлению разнообразной продукции. Специалисты, имеющие высокий уровень подготовки в эксплуатации подобной техники, востребованы практически во всех промышленных отраслях. И именно поэтому многие современные выпускники выбирают направление 15.03.02 «Технологические машины и оборудование». Специальность раскрывает большие возможности и в будущем способна обеспечить финансовой стабильностью.
Возможные специальности и учебные заведения
В российских машиностроительных вузах готовят бакалавров по следующим направлениям:
- машиностроение;
- технологические машины и оборудование;
- прикладная механика;
- автоматизация технологических процессов и производств;
- конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
- мехатроника и робототехника.
Кроме того, существуют программы специалитета и магистратуры. Стоит учитывать, что профессию, связанную с машиностроением, можно получить и в среднем специальном учебном заведении. Там готовят техников по обслуживанию машин, мы же сейчас говорим о профессии инженера, получить которую можно только в профильных вузах, количество которых в России довольно велико: почти в каждом субъекте Российской Федерации найдется хотя бы один машиностроительный вуз. Если говорить более подробно:
- В Сибири и на Урале машиностроительные вузы ориентированы, как правило, на добывающую и обрабатывающую промышленность. Добыча полезных ископаемых, выплавка и изготовление металлоизделий требуют огромного количества сложнейших механизмов и специалистов по их эксплуатации. Последние должны разбираться в станках, в горнодобывающем, обогатительном и плавильном оборудовании, в двигателях и приводах. Примеры вузов:
- Новосибирский государственный технический университет;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
- В Центральном федеральном округе машиностроение напрямую связано с конструированием и эксплуатацией самих машин. Это авиастроение, создание космической техники, двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение. Примеры вузов:
- Московский государственный технологический университет «Станкин»;
- Московский политехнический университет.
- В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах наиболее востребованы специалисты в области судостроения, тяжелого и легкого автомобилестроения, двигателестроения. Вузы:
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.
- В Южном и Приволжском федеральных округах наиболее востребовано машиностроение в области сельского хозяйства (производство посевной и уборочной техники). Примеры учебных заведений:
- Донской государственный технический университет;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.
Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой учебе. Совокупность предметов и полученных знаний по ним дает результат курсу к третьему: восприятие мира в целом и многих отдельных явлений в нем меняется кардинально. Причина в том, что машиностроение – область сугубо практическая. Конструирование развивает нелинейность мышления – не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно – и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки! Но прежде, чем научится самому видеть проблему в целом и решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти тернии механики, физики, химии, сопромата, деталей машин, а со студентами младших курсов преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение – это определенный образ мышления и особый подход к решению задач, привыкнуть к которому можно лишь за годы напряженной учебы.
Историческая справка
Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.
Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».
Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.
О профессиональных обязанностях
Несмотря на то что специальность «технологические машины и оборудование» включает в себя множество различных подвидов и разрядов, все-таки можно выделить наиболее общие и единые обязанности специалистов, трудящихся в рассматриваемой сфере. Специальные должностные инструкции прописывают, что работник обязан:
- заниматься обслуживанием разного рода устройств и оборудования (электрического, пневматического, гидроприводного и проч.);
- проводить специальные подготовительные мероприятия для качественного производства необходимой продукции;
- контролировать соблюдение работниками с квалификацией ниже техники безопасности и эффективного производства;
- контролировать уровень экологической безопасности;
- осуществлять проверку функционирования машин;
- разрабатывать планы выполнения работ;
- заниматься необходимой документацией и т. д.
Таким образом, специалисты в сфере технологического производства обладают довольно большим количеством обязанностей и функций.
Историческая справка
Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.
Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».
Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.
Чему научат студентов
Очень большое количество студентов каждый год получают специальность «Технологические машины и оборудование». Кем работать выпускникам после окончания обучения, какие умения им потребуются для успешного построения дальнейшей карьеры в этой отрасли? В первую очередь необходимо рассмотреть перечень навыков, которые они получат в процессе освоения своей специализацией.
- Выпускники научатся обслуживать электроприводы, гидроприводы и пневмоприводы.
- Научатся осваивать, обслуживать и использовать различные машины, системы и комплексы.
- Научатся настраивать производственные комплексы под изготовление новой продукции.
- Будут вести контроль за соблюдением техники безопасности, контролировать производство бракованных изделий.
- Освоят составление технической документации и отчетности по менеджменту качества машин и оборудования подконтрольной и вновь созданной ими техники и устройств.
- Экологическая безопасность также является их будущей обязанностью.
- Математическое моделирование, экспериментальное строение машин и технических станков, их тестирование и документирование результатов.
- Выпускникам придется проводить тесты и составлять документацию по проектно-экономическим решениям.
- Профилактические осмотры существующего оборудования, монтаж и наладка новых станков, а также введение программ для изготовления новой продукции.
Все это и многое другое — результат обучения специальности «Технологические машины и оборудование». Кем работать, исходя из этого списка, становится вполне ясно. Технические профессии проектировщиков ждут своих специалистов.
Чему учиться
Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ?
В некоторых машиностроительных вузах на подготовительных курсах специально учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет и первый курс, черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Это головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей им учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего.
Чтобы учиться на машиностроительном факультете, предварительно требуется также знать физику и математику — большего не требуется, так как при желании студента преподаватели с удовольствием поделятся с ним знаниями и опытом. А осваивать придется материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, детали машин, термодинамику и теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах вы будете изучать системы автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технологию изготовления и сборки. Плюс к этому выполните многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких «форматов» — до 15-20.
Практике — как летней, так и в процессе учебы (курсовые работы и проекты) — уделяется огромное значение. Теории не так уж и много — теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР — вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории — и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. Зато позднее, на работе, не придется заново постигать многие очень важные вещи.
К примеру, концепция предмета «Конструирование самолетов» кажется совсем простой, укладывающейся в небольшую вузовскую методичку. Однако это один из самых объемных предметов: практика занимает огромную часть курса, а про лабораторные занятия и говорить не приходится — все постигается на реальных объектах и примерах.
Или взять «расчетные» предметы:
- теплопередача и термодинамика,
- расчет конструкций,
- строительная механика — очень часто на лекциях и семинарах объясняются реальные, практические задачи.
Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: в процессе учебы студенты часто сталкиваются с соответствующими предметами, да и в работе их знание будет совсем не лишним. Однако в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленках» не получится — надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: изначально отклонения в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) допускаются до 15%, да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить; выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.
О профессии
Довольно актуальной и востребованной на сегодняшний день является сфера, именующаяся как «технологические машины и оборудование» (специальность). Кем работать приходится лицам, имеющим соответствующее образование? На самом деле вариантов множество. Грамотные профессионалы, способные качественно обслуживать различные технические устройства, нужны практически на каждом производстве.
Основной задачей специалистов в рассматриваемом направлении считается создание мощной технологической продукции, способной конкурировать с производимым материалом других предприятий. Также можно выделить работы по инновационному компьютерному моделированию и обеспечение оптимальных технических процессов.
Работать в сфере технологического оборудования не так уж и просто, довольно тяжело за всем уследить. Однако благодаря качественному обучению в образовательных учреждениях можно отлично освоить все необходимые знания и навыки, и сделать правильный выбор профессии в рассматриваемой сфере. Об обучении и пойдет речь далее.
Профильные дисциплины
У каждой отдельно взятой специальности есть свои профильные предметы, знанием которых невозможно пренебречь, если человек действительно планирует связать свою жизнь с данной профессией. Не является исключением и специальность «Технологические машины и оборудование». Кем работать после окончания высшего учебного заведения, если не знаешь фундамента своей специализации? Перечислим же особенно важные предметы для студентов этой специализации.
Первое — безопасность жизнедеятельности. Если не знать правил техники безопасности при работе со сложными техническими комплексами, можно легко получить травму. Причем иногда подобная травма может стоить жизни.
Инженерная графика потребуется студентам для проектирования новых машин, модернизирования старых, монтажа, наладки производственной линии.
Следующий предмет — метрология, стандартизация, сертификация — с этим должны быть ознакомлены все студенты инженерных специальностей.
Механика жидкости и газа, основы проектирования, основы технологии машиностроения, техническая механика, технология конструкционных материалов, электроника и электротехника — все это должен знать человек, обучающийся по направлению «Технологические машины и оборудование». Кем работать инженеру, который не знает законов физики, того, как разные вещества реагируют при различных способах воздействия, и так далее? Без этих дисциплин просто не может быть нормального инженера.