Валеолог

Наука валеология

Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.

Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.

На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.

Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.

Особенности профессии

Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.

Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:

  • Составление установок для ЗОЖ.
  • Использование мотивации для повышения настроения и желания заниматься саморазвитием.
  • Разработка и применение основ питания.
  • Лечение драгоценными камнями.

Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.

Достоинства и недостатки

К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.

К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.

Перспективы и вознаграждение

Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.

Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2021 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.

Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.

Исторические замечания

В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом, книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века.

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».[источник не указан 484 дня]

С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК. С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения.

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог».[] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология».[] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.[источник не указан 447 дней]

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий, учебников и иной литературы по валеологии.

В те же годы появилось большое количество литературы,[] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: «медитация», «инь и ян», практики эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки, так и Русской православной церкви.

В результате[] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.[источник не указан 484 дня]

Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев, хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки.

В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году.

В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология».

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.[источник не указан 484 дня]

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием «Здравствуй, наука валеология!»

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни

Валеология — наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение

Кто такой валеолог?

Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.

Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».

Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:

  • оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
  • планировать виды медицинской помощи;
  • определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
  • разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
  • пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.

Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:

  • пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
  • участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
  • информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
  • организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
  • проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
  • проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.

Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:

  • проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
  • грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
  • проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
  • внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
  • проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.

Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.

Подразделы валеологии

Само понятие весьма абстрактное. Ясно, что направление определенным образом связано со здоровьем человека. Но как же она применяется в твоей повседневной жизни? Вот несколько основных подразделов, характеризующих валеологию как универсальную, пусть и непризнанную официально науку:

Семья и отношения.

Здоровье бывает не только физическое, но также эмоциональное и психическое. И зачастую два последних пункта уходят своими корнями прямиком в личную жизнь и семью.


Giphy

Изучение валеологии подскажет тебе, как роды влияют на формирование дальнейшего иммунитета человека, а также, почему детские травмы проявляются во взрослой жизни. Это полезно для анализа типа конкретной личности, а также решения его психологических проблем.

Работа и карьера.

Одним из внешних факторов, оказывающих сильное влияние на здоровье, является профессия, которую ты выбрала. Здесь нужно рассматривать условия, в которых приходится «обитать» на протяжении выполнения своих будничных обязанностей. Возможно, что стресс, который ты испытываешь изо дня в день, является непосредственной причиной снижения иммунитета.

Не зря же на Западе валеологию почитают все руководители крупнейших корпораций. Они стараются делать все, чтобы сотрудники получали все необходимые средства для эмоциональной и психологической реабилитации.

Экология.

Здесь, пожалуй, подробные разъяснения не требуются. Какие бы ни были у тебя ресурсы при рождении, нездоровая внешняя среда непременно окажет негативное влияние на организм. Валеология утверждает, что здоровье нации и его потомства напрямую зависит от экологии государства

Если не уделять ей должное внимание, никакая инновационная медицина не справится с последствиями


Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels

Социум.

Неважно, любишь ты людей или же стараешься укрыться от них при помощи удаленной работы. С окружением все равно приходится контактировать

И зачастую это приводит к разного рода изменениям в организме.

Валеология изучает не влияние не только внешней, но и социальной среды. В зависимости от типа и глубины твоих контактов с людьми, здоровье либо укрепляется, либо дает брешь.

Возрастные изменения.

Сейчас стало модным списывать любой недуг на старение организма. Ты еще молода, но при этом уже вовсю жалуешься на «коварный возраст»? Значит, настал момент изучить раздел валеологии, посвященный изменениям внутренних ресурсов человека в соответствии с количеством времени его пребывания в этом мире. Поверь, большинство твоих проблем имеют совсем другие причины.

Итак, кое-что о валеологии уже известно. Теперь можно раскрыть главные секреты и познакомить тебя с полезными советами по улучшению самочувствия как в настоящее время, так и на будущее.

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

Медицинские новости

27 мая, на площадке ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова», открылся IV Инновационный Петербургский медицинский форум. Данное мероприятие реализуется в рамках программы НЦМУ «Центр персонализированной медицины».

Двигательные нарушения при болезни Паркинсона возникают вследствие нарушения работы экстрапирамидной системы головного мозга, которая обеспечивает согласованность работы различных мышц, выполнение автоматизированных движений.

Специалисты заявляют о нестабильной эпидемиологической ситуации по заболеваемости коклюшем в различных регионах РФ – в том числе, и в Санкт-Петербурге. По данным Федеральной службы по надзору…

Мигрень широко распространена во всем мире, изучена лучше других типов головной боли и является второй ведущей причиной потерянных лет жизни . На сегодняшний день в России от этого заболевания страдают  более 20 миллионов человек. При этом большинство из них не знают о своем диагнозе…

Фотовыставка «Видеть главное», посвященная пациентам с псориазом, открылась на портале МБОО «Кожные и аллергические болезни» в виртуальном формате. «Видеть главное» — это 12 портретов, выполненных в технике стерео-варио, которая позволяет увидеть фото со следами псориаза и без них в зависимости от того, под каким углом смотрит посетитель.

Валеология: место среди других наук

Article Index
Валеология: место среди других наук
Классификация валеологии
All Pages

Page 1 of 2

МЕСТО ВАЛЕОЛОГИИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК. КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИИ.

Место валеологии среди других наук.

Валеология – научное направление, базирующееся на знании возрастной анатомии, физиологии, широкого спектра медицинских наук (психологии, гигиены и др.), социологии, педагогики, экономики и имеющее целью формирование научных знаний и потребности человека в здоровье. Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и др. наук. Необходимость выделения валеологии в самостоятельную дисциплину доказана современными научными исследованиями и практической деятельности многих специалистов (медиков, физиологов), выявивших низкий уровень знаний у молодежи о путях формирования и укрепления здоровья, о принципах здорового образа жизни. Необходимо определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки с другими науками, исходя из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология – исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология – обеспечивает научную основу рационального природа пользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина – разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.

Психология – изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности.

Педагогика – разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания.

Физическое воспитание и физическая культура – определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.

Социология – выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политика – определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика – обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и экономическую ценность здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

История – прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География – устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека.

Prev — Next >>

Примечания

  1. ↑ , Введение, с. 6—9.
  2. ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2018.
  5. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
  7. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  8. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
  9. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  10. , с. 267.
  11. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
  12. , с. 264.
  13. Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
  14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  15. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  16. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
  17. Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
  18. , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector