Виды практики в университете

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. Ознакомить с некоторыми учебными заведениями и производственными предприятиями и организациями в области культуры по справочным данным;

  1. Научить анализу практических занятий по декоративно-прикладному творчеству в различных условиях образования: в общеобразовательной школе, общеобразовательной школе с эстетическим направлением, художественной школе;

3. Посещать учебные заведения или художественные мастерские (организуется руководителями практики);

4. Углублять и расширять теоретические знания, полученные в вузе в предыдущих семестрах;

5. Овладеть навыками исследовательской работы: педагогическим наблюдением, анкетированием, изучением документации.

  1. Формировать профессиональные педагогические умения и навыки;
  2. Ознакомить с разнообразными методиками преподавания специальных дисциплин: «Композиция ДПИ»; «Рисунок», «Живопись» и др.
  3. Научить проектировать тематические и поурочные планы уроков на основе программы по специальным дисциплинам;
  4. Формировать умения фиксировать результаты педагогических наблюдений.

9 стр., 4058 слов

Нетрадиционные формы организации учебного процесса в школе

… подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть … объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных заведений. Интеграция дает возможность, с … в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и …

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Типы практик:

Учебная практика

  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по развитию социально-профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная)
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (проектная)
  • Учебная практика по получению навыков исследовательской работы
  • Учебная практика по формированию навыков социального взаимодействия
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в т.ч. первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 Производственная практика

  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ознакомительная)
  • Производственная технологическая практика
  • Производственная технологическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная научно-исследовательская практика (НИР)
  • Производственная преддипломная практика

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.  

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.  

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.  

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Особенности прохождения ознакомительной практики

В чем отличия ознакомительной практики от других видов производственных практик?

Ознакомительная практика осуществляется по программе, которая специально разрабатывается кафедрой, курирующей данным видом деятельности.

Длительность практики определяется, исходя из учебного плана, обычно она составляет около двух недель.

Базой практики является организация или предприятие, с которым вуз заключил договор. Местом практики может быть и сам вуз, его отдельные кафедры, если позволяет специфика будущей профессии студента.

Традиционная форма прохождения – экскурсии по организациям и предприятиям. Студентов могут знакомить с особенностями одного или нескольких объектов. Конечно же, экскурсия по нескольким предприятиям продуктивнее, так как дает возможность сравнить особенности их производственной системы. Также проводятся лекции и беседы с представителями предприятия и преподавателями вуза, дисциплина которых связана с практикой.

Особенности прохождения ознакомительной практики

В чем отличия ознакомительной практики от других видов производственных практик?

Ознакомительная практика осуществляется по программе, которая специально разрабатывается кафедрой, курирующей данным видом деятельности.

Длительность практики определяется, исходя из учебного плана, обычно она составляет около двух недель.

Базой практики является организация или предприятие, с которым вуз заключил договор. Местом практики может быть и сам вуз, его отдельные кафедры, если позволяет специфика будущей профессии студента.

Традиционная форма прохождения – экскурсии по организациям и предприятиям. Студентов могут знакомить с особенностями одного или нескольких объектов. Конечно же, экскурсия по нескольким предприятиям продуктивнее, так как дает возможность сравнить особенности их производственной системы. Также проводятся лекции и беседы с представителями предприятия и преподавателями вуза, дисциплина которых связана с практикой.

Советы, которые помогут пройти научную практику

Советы для тех, кому предстоит пройти научную практику.

  1. Если вы хотите сменить место прохождения научной практики, с этим вопросом нужно обращаться к руководителю практики, он подскажет, что для этого нужно сделать.
  2. Все помнят фильм о Шурике и легендарную фразу «Огласите весь список, пожалуйста», так вот, ею должны руководствоваться и вы. Перед выполнением заданий ознакомьтесь со всем их перечнем, далее разберите задания на сложные и не очень, это поможет правильно распределить ваше время.
  3. Имейте в виду, что результат этого вида практики, как и других, – отчет. Данные для него нужно собирать на протяжении всей практики, а не в последний вечер перед сдачей.
  4. Руководителя практики нужно регулярно уведомлять о том, как продвигается ваша работа, а также в случае возникновения проблем и трудностей в ходе ее выполнения.
  5. Не забывайте о том, что ваша научная деятельность зависит не только от кураторов практики из кафедры или организации, но и от научного руководителя, к нему тоже можно обращаться за консультацией.

О работе молодежной научной школы «Исследование космоса: теория и практика» вы можете узнать, посмотрев видео:

Разновидности

Учебная практика предполагает наличие следующих видов практических занятий:

Ознакомительных. Подразумеваются экскурсии по учреждениям с целью познакомиться с рабочими процессами, которые полностью соответствуют будущей профессии практикантов. 

Предметно-методических. Предполагается проведение лекций и множественных бесед, раскрывающих практическую сторону выбранной специальности.

Направленных на приобретение начальных профессиональных умений

При этом акцентируется внимание на современном оборудовании, эксплуатирующемся на предприятии, сообщается о близких и дальних перспективах развития той или иной отрасли. Также рассказывается о потребностях сферы в хороших специалистах, значимости выбранной профессии и пр. 

Таким образом, учебная практика в целом позволяет уже на начальном этапе обучения познакомиться с особенностями будущей профессиональной деятельности. 

Форма организации учебной практики

Как правило, учебная практика проходит в следующем формате:

  • групповые семинары, во время которых практиканты обсуждают результаты проведенных под руководством преподавателя исследований, касающихся рабочих процессов в том или ином направлении;
  • коллективные занятия-дискуссии;
  • беседы с сотрудниками учреждений, в ходе которых практиканты задают интересующие их вопросы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
  • индивидуальная работа, предполагающая детальный анализ собранных практикантом данных;
  • коллективные уроки, подразумевающие проведение своего рода «защиты» результатов практических занятий;
  • групповые лекции, во время которых практиканты выдвигают собственные предложения по усовершенствованию рабочего процесса в той или иной сфере.

По завершении учебной практики студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные в ходе занятий знания и опыт.

Неожиданная практика

Вот пример типичной ситуации. Учебный процесс идет своим чередом, приближается сессия, когда из деканата вдруг поступает требование: к определенному числу необходимо предоставить подписанный документ о прохождении практики. 

Времени мало, а значит приходится искать самый простой путь решения проблемы: найти принимающую организацию через родителей, знакомых или карьерный центр вуза.

Конечно, при известной удаче хорошее место можно найти и таким способом. Однако рассчитывать на большую заинтересованность со стороны компании не стоит. Скорее всего, практиканта будут воспринимать или как дополнительные свободные руки, или даже как своего рода «трудового туриста», от которого мало пользы и от которого следует как можно скорее избавиться. 

В обоих случаях практиканту, скорее всего, поручат рутинные и скучные задачи, чтобы он подольше был занят и «не мешался под ногами».

Пример. Один из наших клиентов столкнулся с подобной ситуацией, когда с просьбой о прохождении практики студентом к нему обратился вуз, с которым у компании был подписан договор о сотрудничестве. 

К сожалению, произошло это за неделю до дня трудоустройства, и отдел, который теоретически был бы очень рад помощи и был бы готов выделить интересные и понятные студенту задачи, находился в процессе завершения большого проекта для заказчика. 

В итоге большая креативная команда передавала своему стажеру рутинные ассистентские задачи. Не потому, что они не хотели другого опыта, а потому что в пылу сдачи проекта и так приходилось дневать и ночевать в офисе – тут уж не до стажера.

Формы проведения практических занятий в вузе

Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:

По месту проведения По форме выполнения
аудиторные; индивидуальные;
онлайн-занятия (дистанционные); работа в малых группах;
частично аудиторные. коллективные.

Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.

Студенческая практика: ожидания и реальность

Практика для студента – всегда предвкушение открытия чего-то нового. Но не всегда наши ожидания оправдываются. Часто случается, что придя на практику студент сталкивается с ситуацией, когда его попросту не допускают вообще ни к каким процессам, даже посмотреть. Тогда, собственно говоря, и записи в дневник сделать невозможно, и отчет написать тяжело.

А бываю случаи, когда вас отправили на производство, а ваш непосредственный руководитель обрадовавшись тому факту, что у него появился человек, на которого можно «взвалить» все поручения,  прямо заваливает вас работой.

В такой ситуации ваш дневник прирастает записями ежедневно. К концу практики в нем черт ногу сломит и написать отчет из вороха информации просто невозможно.

Если вы оказались в сложном положении перед сдачей отчета о прохождении практики, то мы всегда с радостью вам поможем. Успехов вам в учебе!

Главная задача – быть полезным

Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность. 

Пример. В нашей практике был случай, когда студентка, претендовавшая на роль стажера в департаменте маркетинга, отлично продала себя на собеседовании. Более того, она сама обратилась в компанию с просьбой взять ее, очень логично и увлеченно рассказывала о том, почему ей интересен именно такой опыт, прекрасно справилась с тестовым заданием. 

Через три дня после начала практики она стала просто пропадать, ссылаясь то на болезнь, то на срочные дела в вузе. Появилась снова только за пару дней до окончания практики для подписания необходимых бумаг.

Обязательно попросите руководителя провести с вами установочную встречу и узнать на ней об основных функциях и ключевых проектах, над которыми работает департамент. Во время этой встречи составьте список задач, в решении которых вы можете поучаствовать. 

Постарайтесь избежать ошибок, которые совершает большинство стажеров.

  • Не бойтесь задавать вопросы. Многие молодые специалисты считают, что должны прийти к наставнику с уже выполненной задачей, готовым решением. Это отличный подход. Но только в том случае, если вы досконально поняли задачу и у вас не возникло вопросов по ходу выполнения. В противном случае вы рискуете потратить большое количество времени и прийти с результатом, который совсем не соответствует ожиданиям руководителя. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Но, конечно, знайте меру, не отвлекая наставника от работы постоянно.
  • Смотрите на задачу шире. Если вам дали одну конкретную задачу – например, написать пост для группы компании на Facebook, это не значит, что вы не можете, выполнив ее, подумать о том, что еще можно предложить руководителю в этой области. Вы – ценный ресурс, так как смотрите на бизнес «незамыленным» открытым взглядом и можете предложить интересные идеи, благодаря которым вас в конечном итоге и запомнят.
  • Будьте активны. Мы не рассматриваем случаи, когда цель стажировки – просто получить необходимую подпись. Если вы хотите, чтобы практика стала ценным опытом, а возможно, началом карьеры в компании, ваша главная цель – сделать так, чтобы ваше присутствие в команде было ощутимо. Слушайте, что обсуждают коллеги, отмечайте, в каких направлениях им не хватает ресурсов или идей. Именно в эти направления вы должны органично встроиться и стать полезным. 

Источники:

  1. https://topwork24.ru/articles/otcet-po-praktike/gotovaa-harakteristika-na-studenta
  2. https://edunews.ru/students/primenenie/harakteristika-studentu-po-praktike.html
  3. http://100umov.ru/services/otchet-po-praktike/kharakteristika-studenta-s-mesta-praktiki/
  4. http://blognalog.com/na-zametku/harakteristika-s-mesta-proizvodstvennoy-praktiki-studenta.html
  5. https://po-praktike.com.ua/kharakteristiki-po-praktike/47-kharakteristika-studenta-s-mesta-praktiki.html
  6. http://uriston.com/trudovoe-pravo/priem-na-rabotu/proizvodstvennaya-praktika/harakteristika-i-otzyvy.html
  7. http://pozovsud.com.ua/obrazets-harakteristiki/obrazets-harakteristiki-studenta-prohodivshego-praktiku-2.html
  8. http://delodelay.ru/dokumenty/xarakteristika/chto-predstavlyaet-soboj-xarakteristika-studenta-s-mesta-proxozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki.html
  9. https://zaochnik.ru/blog/gosha-xoroshij-xarakteristika-na-studenta-s-mesta-praktiki-primer-napisaniya/
  10. http://pedsovet.su/load/1129-1-0-52223

Подпишитесь на свежие новости

Основные виды практики в университетском обучении

Существует три вида получения практических навыков во время обучения в университете:

  • ознакомительная
  • преддипломная
  • производственная

Каждый из этих видов тесно взаимодействует друг с другом, что порой выделить существенные
различия проблематично. Но мы постараемся осветить основные особенности каждого вида.

Практика с целью ознакомления

Название данного вида получения практических навыков говорит само за себя. Целью такой
разновидности практики является ознакомление студента с основными принципами практической
работы, студент знакомится с условиями, в которых ему предстоит осваивать профессию, впервые
учится применять накопленный теоретический материал в реальной профессиональной деятельности.

Например, студент, который обучается по специальности «педагог и воспитатель детского сада»,
впервые знакомится с процессом в определенном учебном учреждении. Задачами такого практического
ознакомления будут:

  • увидеть организацию, структуру учебного процесса в дошкольном заведении;
  • ознакомиться с основными методами и принципами воспитания дошкольников;
  • попробовать самостоятельно, на начальном уровне реализовать свои теоретические знания
    в реальном процессе обучения, разработать план педагогического процесса;
  • научиться делать ключевые выводы по своей работе и работе опытных педагогов, выделять
    ошибки.

Этот пример показывается, что ознакомительная практика – начальная стадия профессионального
обучения студента. Этот этап можно назвать своеобразным «вхождением» в реальный профессиональный
мир, где делаются первые шаги в реализации теоретических навыков и обретении практических.

Преддипломная и производственная практики

В целом, преддипломная практика включает в себя и получение производственных практических
навыков. На последних курсах обучения в университете провести определенную черту между ними
практически невозможно, так как они тесно переплетаются между собой.

Цель преддипломной практики – это подготовка к окончательной защите своей квалификационной
работы. Производственная практика предполагает расширение профессиональных навыков, полученных
во время ознакомительной. Эти два вида практической деятельности студента напрямую влияют
друг на друга:

  • студент разрабатывает теоретическую часть своей дипломной работы, после чего теоретические
    навыки применяет на практике
  • непосредственно реализованные и углубленные практические умения на производстве влияют
    на дальнейшее написание и завершение дипломной работы – ее практической части.

Таким образом, эти два вида тесно связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности.
Обычно производственная и преддипломная практика проходят в одно и то же время – на
третьем-четвертом курсе для получения степени бакалавра или на пятом курсе магистратуры

Как пишется характеристика

Каждый практикант официально, пусть даже и временно, занимает ту или иную должность. Соответственно, круг обязанностей и область ответственности определяется согласно должностной инструкции и иным внутренним регламентирующим документам. Поэтому и характеристику нужно писать, опираясь на них.

Автор документа должен отобразить следующие аспекты:

  1. Наименование должности.
  2. Обязанности, которые выполнялись в ее рамках.
  3. Уровень теоретических знаний, полученных в ходе обучения.
  4. Способность применять эти знания в условиях производственного процесса.
  5. Новые знания, навыки и компетенции, которые студент приобрел в ходе процесса.

Должны быть указаны и личностные качества человека. Степень его ответственности, соответствие предъявляемым требованиям, коммуникативные навыки, исполнительность, инициативность, ответственность, способность усваивать новые компетенции и знания.

Отдельная графа должна быть посвящена конкретным заданиям, которые выполнял студент. Могут быть даны наименования документов и текстов, с которыми проходила работа. Это варьируется в зависимости от типа работы, которая выполнялось и в зависимости от профессиональной специфики деятельности. В любом случае все индивидуальные задания должны быть сформулированы.

Содержание характеристики остается в сфере ответственности автора. Обычно они пишутся шаблонно, однако, рекомендуется отразить результаты наиболее корректно и правдоподобно, с указанием всех недостатков и изъянов, если они имели место. Если студент не просто выполнял ряд учебных заданий, но непосредственно участвовал в рабочем процессе, это также следует отобразить, так как зачтется при выставлении конечной оценки.

Отвечающий за студента куратор обязан также ознакомиться с другими документами: дневником и отчетом о прохождении

Важно, чтобы информация, которая содержится в характеристике, не противоречила тому, что написано в других документах. В частности, это касается индивидуальных заданий, их количества, содержания и качества выполнения. Далее указывается, какую оценку студенту рекомендуется поставить по итогам прохождения

Это следует формулировать в сугубо рекомендательной форме, поскольку конечное решение принимается куратором со стороны образовательного заведения

Далее указывается, какую оценку студенту рекомендуется поставить по итогам прохождения. Это следует формулировать в сугубо рекомендательной форме, поскольку конечное решение принимается куратором со стороны образовательного заведения.

Сроки предоставления документов на практику и отчета:

  • Документы на все виды практик (за исключением производственной преддипломной практики) необходимо предоставить на выпускающую кафедру, соответствующую направлению подготовки не позднее первой недели лабораторно-экзаменационной сессии весеннего семестра.
  • По производственной преддипломной практике предоставляется заявление на закрепление темы ВКР. Документы на производственную преддипломную практику необходимо предоставить на выпускающую кафедру не позднее чем за месяц до начала практики. Студенты направление «Юриспруденция», выбравшие место практики из Матрицы мест практик предоставляют заявление на практику за два месяца до ее начало.
  • Выполненный отчет по практике скрепляется в папку и сдается в деканат ОЗВО, ауд. 1231 (за исключением производственной преддипломной практики) на последней неделе практики. Отчет по производственной преддипломной практике студентам необходимо предоставить на выпускающую кафедру.

Устройство на работу после стажировки

Мы знаем, как непросто попасть в хорошую компанию для прохождения стажировки, но устроиться на работу в нее уще сложнее. Если вы хотите остаться в организации, заявите о себе, не допуская основных ошибок юных стажеров-соискателей:

— Покажите себя — если вы будете просто исполнителем, таким же, как и все, на вас могут просто не обратить внимания.

— Не пытайтесь сделать все и сразу — рассчитывайте силы и берите на выполнение столько задач, сколько сможете решить. Лучше сделать меньше, но хорошо, чем много, но как получится.

— Спрашивайте — за каждым стажером закрепляется куратор, к которому вы можете обращаться по любым вопросам.

— Изучите формат общения сотрудников между собой и начальством, пожелания руководства и прочий уклад компании. Став «своим», вы сможете работать эффективно и получите все шансы на успех.

— Работа работой, а дружба дружбой — не нужно пытаться подружиться со всеми. Кроме того, в каждой компании есть место зависти и конкуренции — работайте за себя.

Если вы сможете показать начальнику, что вы — именно тот сотрудник, который ему нужен, есть шанс, что он оставит вас работать в своей компании. Поначалу заработная плата может быть не очень большой, но со временем перспективные специалисты обязательно «растут» и повышаются в цене.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)

Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:

Пн — Пт: 09.00−20.00;

Сб — Вс: 10.00−17.00.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector