Всероссийская олимпиада школьников по математике

Содержание:

Подготовка к олимпиадам: младшие школьники (5–7 классы)

Две основные олимпиады для младших школьников — это Математический праздник и Турнир Архимеда. Наряду с ними готовимся к олимпиадам «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», «Высшая проба», «Курчатов», а также к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников по математике.

Группировка листков по темам во многом следует тематическому каталогу problems.ru (как наиболее удачному с моей точки зрения). Листки содержат:

  • все задачи Матпраздника с момента его появления (то есть с 1990 года);
  • все задачи Городской устной математической олимпиады для 6–7 классов с момента её появления (с 2002 года);
  • все задачи Турнира Архимеда с 2011 года;
  • задачи последних олимпиад «Покори Воробьёвы горы!», «Ломоносов», «Высшая проба» «Курчатов» и «Физтех», а также школьных и муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников.

На базе этих листков создано пособие Олимпиадная математика. Задачник 6–7.

Задачи ЕГЭ по математике

В данном разделе приведены задачи ЕГЭ по математике (профильный уровень, сложная часть), а также диагностических и тренировочных работ МИОО начиная с 2009 года. Последнее пособие («Нестандартные задачи на ЕГЭ по математике») содержит авторские решения.

  • Тригонометрические уравнения на ЕГЭ по математике
  • Стереометрия на ЕГЭ по математике
  • Алгебраические уравнения и неравенства на ЕГЭ по математике
  • Показательные уравнения и неравенства на ЕГЭ по математике
  • Логарифмические уравнения и неравенства на ЕГЭ по математике
  • Планиметрия на ЕГЭ по математике
  • Экономические задачи на ЕГЭ по математике
  • Задачи с параметрами на ЕГЭ по математике
  • Нестандартные задачи на ЕГЭ по математике

Долгая дорога к успеху в математике

К призёрству на Всеросе я плавно шёл с пятого класса. Раз в неделю мы приходили на кружок и по 2-3 часа решали задачи. Достаточно найти одного хорошего преподавателя, который даст базовые знания, а дальше — практиковаться как можно больше.

Постепенно ребята из нашего маткружка стали участвовать во всевозможных олимпиадах, причём по разным предметам. Опыт олимпиад стал ключевым в моей подготовке: я меньше волновался, больше узнавал разных подходов и методов решения задач. В результате на очередную олимпиаду приходил как к себе домой. Это не значит, что я был совершенно спокоен. На заключительном этапе в 11-ом классе было трудно справиться с волнением — всё-таки это большая ответственность.

Я, например, думал, что стану историком, когда в 6 классе занял одно из первых мест в Москве по этому предмету. Но в следующем году уровень конкуренции среди «историков» серьёзно возрос, я не успел под него подстроиться, а вот в математике успел — так определился мой путь.

На протяжении всей средней и старшей школы я посещал математический кружок раз в неделю. Домашних заданий в кружке нам не задавали: мы приходили, решали, кто сколько мог. Конечно, были и обычные уроки по школьной программе, но никаких других дополнительных занятий не было. Если математики слишком много — тоже плохо, может надоесть. Я знаю нескольких ребят, в том числе трёхкратного призёра Всероса по математике, которые побеждали в олимпиадах, занимаясь только в нашем кружке.

Я становился призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике три года подряд: в 9, 10 и 11 классах. Каждый раз я оказывался в числе «средних» призёров: не приближался к победителям, но и не был «в хвосте».

Так выглядит диплом призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Льготы для победителей и призеров. Вопросы и Ответы

Какие олимпиады могут давать льготы при поступлении в высшие учебные заведения?

Согласно действующему законодательству (порядок приёма граждан в ВУЗы, закон «Об образовании»), льготы при поступлении в ВУЗ могут быть предоставлены только победителям и призёрам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также победителям и призёрам олимпиад, вошедшим в Перечень олимпиад школьников на 2012-2013 учебный год.

Что даёт диплом победителя/призёра регионального (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников?

Статус победителя/призёра регионального (муниципального) этапа, при условии продолжения обладателем диплома обучения в общеобразовательном учреждении в следующем году, даёт возможность участвовать во Всероссийской олимпиаде по этому предмету с регионального (муниципального) этапа, минуя предыдущие.

Никаких льгот при поступлении в ВУЗ данный диплом не даёт.

Что даёт диплом победителя/призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников?

Данный диплом, при наличии у его обладателя права на получение высшего образования за счёт средств бюджета Российской Федерации, даёт ему право зачисления без вступительных испытаний в ВУЗы на направления подготовки, соответствующие профилю олимпиады.

На направления подготовки, не соответствующие профилю олимпиады, результаты победителей и призёров могут быть засчитаны как наивысшие результаты вступительных испытаний по этому предмету (в случае их наличия).

Вопрос о соответствии профиля олимпиады направлению подготовки решает ученый совет Вуза.

Какие бывают льготы победителям и призёрам олимпиад из Перечня?

Льготы бывают двух видов: зачисление без экзаменов и засчитывание максимальной оценки за ЕГЭ по предмету или за дополнительное внутреннее вступительное испытание.

Кто определяет льготы по дипломам олимпиад из Перечня? Когда они будут утверждены и опубликованы? Почему ВУЗы дают разные льготы за один и тот же диплом?

Согласно приказу №285, льготы при поступлении для победителей и призёров олимпиад из Перечня предоставляются по решению вуза.

По этой причине Оргкомитет обращается к участникам, их учителям и родителям с просьбой: ВСЕ вопросы по поводу льгот адресовать НЕ Оргкомитетам олимпиад, а исключительно приемным комиссиям соответствующих факультетов интересующих Вас вузов.

Как узнать, какая олимпиада какого уровня?

В настоящий момент доступен проект приказа Министерства Образования и Науки РФ «Об установлении уровней олимпиад школьников«. В скором времени он будет подписан и опубликован в «Российской Газете».

Какие документы являются основанием для предоставления приёмной комиссией ВУЗа льготы при поступлении?

В соответствии с письмом МОН РФ, в качестве документа об олимпиаде абитуриент имеет право предоставить Диплом или Свидетельство о внесении записи в общероссийскую базу данных победителей и призёров олимпиад школьников (далее — электронная версия диплома), которое может быть верифицировано приёмными комиссиями на сайте миролимпиад.рф.

Могу ли я несколько раз воспользоваться своей льготой?

Льготой «Зачисление без вступительных экзаменов» можно воспользоваться не более одного раза независимо от того, в каком количестве олимпиад, дающих такую льготу, человек победил.

Льготой «Максимальный балл по вступительному испытанию» можно пользоваться сколько угодно раз (в том числе по дипломам, предоставляющим льготу «Зачисление без вступительных экзаменов» в другие ВУЗы).

Где взять электронную версию диплома олимпиады из Перечня?

После подписания приказа об уровнях олимпиад школьников, электронные версии дипломов будут доступны для скачивания на сайте РСОШ.

Я не могу распечатать электронную версию диплома. В дипломе неверно указаны мои ФИО или школа. Что делать?

В случае, если Ваш диплом не распечатывается или содержит ошибки, обратитесь за помощью в оргкомитет соотвествующей олимпиады или в службы РСОШ.

Как я могу получить оригинал своего диплома (не электронную версию)?

Данную информацию Вам стоит уточнить у организаторов конкретной олимпиады. Контактные данные олимпиад по праву можно найти в соответствующем разделе.

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Во Всероссийской олимпиаде по физике участвуют школьники 7–11 классов. При этом в 7 и 8 классах присутствуют только школьный и муниципальный этапы; для семиклассников и восьмиклассников роль регионального и заключительного этапов играет олимпиада им. Дж. К. Максвелла.

В 9–11 классах Всероссийская олимпиада проводится полноформатно — в четыре этапа.

Муниципальный этап проходит в заранее установленный день. Предлагается четыре-пять задач различной степени сложности.

Региональный и заключительный этапы проходят по единой схеме: теоретический тур и экспериментальный тур. На теоретическом туре даётся пять задач, каждая оценивается в 10 баллов. Экспериментальный тур содержит два задания, каждое по 15 баллов. Таким образом, как на регионе, так и в финале школьник может набрать максимум 80 баллов.

В 2020/21 году общая сумма баллов за задания регионального этапа равнялась 100.

В следующих трёх таблицах можно посмотреть граничные баллы победителей и призёров (соответственно в 9, 10 и 11 классе) последних региональных этапов Всероссийской олимпиады по физике в Москве, а также проходные баллы на заключительный этап.

РЭ 9 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 30 81 71
2019/20 26 63 56
2018/19 40 75 70
2017/18 25 63 55
2016/17 30 70 64
2015/16 34 65 57
РЭ 10 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 40 73 66
2019/20 30 63 58
2018/19 40 66 62
2017/18 35 68 63
2016/17 30 60 53
2015/16 35 65 57
РЭ 11 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 40 75 57
2019/20 30 60 55
2018/19 35 66 58
2017/18 45 69 67
2016/17 30 60 56
2015/16 36 70 62

Хорошо видно, что проходной балл может значительно варьироваться от года к году, поэтому опираться на опыт прошлых лет нет никакого смысла: всё зависит только от того, как написали в этом году остальные участники. Единственный ориентир — проходной обычно на несколько баллов меньше границы победителей в Москве.

В следующей таблице приведены задания Всероссийской олимпиады по физике последних лет, в частности — все варианты предпоследнего и заключительного этапов за всю историю Всероссийской олимпиады (с 1992 года). На пересечении строки (ваш класс) и столбца (этап Всеросса) находятся ссылки на варианты. Цифры ссылки — год проведения финала олимпиады.

Отметим, что до 2009 года Всероссийская олимпиада состояла из пяти этапов: школьный, муниципальный, региональный, предпоследний (который назывался зональным до 2002 года и федеральным окружным в 2002–2008 годах) и заключительный. С целью единообразия предпоследний этап мы всегда называем региональным.

ШЭ МЭ РЭ ЗЭ
7 класс ,
,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,

,

8 класс ,
,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,

,
,

9 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

10 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

11 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

На основе классификации задач 1992–2017 годов составлены программы подготовки к региональному и заключительному этапам:

  • 9 класс;
  • 10 класс.

Чтобы успешно подготовиться к экспериментальным турам регионального и заключительного этапов, обязательно ознакомьтесь с соответствующими материалами последних лет.

  • Экспериментальный тур регионального этапа (с 2002 года).
  • Экспериментальный тур заключительного этапа (с 2000 года).

Математика вокруг нас

Друзья, оглянитесь! Вокруг нас появляется столько новых технологий и изобретений, просто невозможных без математики; навыки вычислений, умение правильно считать требует от Вас каждая хорошая профессия, не говоря уже о просто походе за покупками.

Математика – «царица наук», и это не случайно – она существует во всем.

В наше время у нас есть отличная возможность учиться и развиваться каждый день на протяжении всей жизни, поэтому математические навыки и умения улучшать и преумножать никогда не поздно!

Основоположник современной механики и физики Галилео Галилей говорил:

«Математика — это язык, на котором написана книга природы».

От познания этой великой науки можно получить неимоверное удовольствие.

Математический конкурс, безусловно, очень полезен для всех школьников, в нем отрабатывается безукоризненный подход к пониманию механики окружающего мира, улучшается логическое мышление и способность действовать, четко анализируя ситуацию. Улучшение памяти при этом является закономерным приятным последствием.

Призеры XXI Российской олимпиады школьников по математике (Саратов, 1995)

Первые премии

по девятым классам получил

Дуров Николай — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по десятым классам —

Норин Сергей — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по одиннадцатым классам —

Челкак Дмитрий — Санкт-Петербург, с.ш. 30.

по девятым классам получили
Старков Константин — Санкт-Петербург, с.ш. 30.
Шаповалов Данил — Иваново, с.ш. 13,
Спиридонов Антон — Киров,с.ш. 35,
Уздин Сергей — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Русаков Александр — Калуга, с.ш. 10,
Плахов Андрей — Сургут, с.ш. 1,
Сааль Александр — Санкт-Петербург, академическая гимназия,
Вашевник Андрей — Москва, с.ш. 57,
Шадрин Сергей — Москва, с.ш. 57,
Симоновский Андрей — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по десятым классам —

Запорожец Дмитрий — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Рудо Елена — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Егоров Александр — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Салихов Константин — Москва, СУНЦ МГУ,
Якимова Оксана — Москва, с.ш. 57,
Френкель Владимир — Санкт-Петербург, с.ш. 30,
Потапов Владимир — п. Черноголовка Московской обл., с.ш.82,
Слободянин Николай — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Есаулова Вероника — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Макарычев Юрий — Москва, с.ш. 57;

по одиннадцатым классам —
Островский Михаил — Москва, с.ш. 57,
Косовский Николай — Санкт-Петербург, с.ш. 30,
Куликов Михаил — Черноголовка Московской обл., с.ш. 82,
Петров Константин — Москва, с.ш. 7
Борисов Александр — Нижний Новгород, с.ш. 40.
Буфетов Александр — Москва, с.ш. 2,
Баргачев Виктор — Санкт-Петербург, Аничков лицей,
Подлинский Олег — Долгопрудный, с.ш. 5,
Кацев Илья — Санкт-Петербург, с.ш. 30,
Алехнович Михаил — Москва, с.ш. 57,
Никонов Игорь — Москва, с.ш. 345.

Третьи премии

по девятым классам получили

Смирнов Александр — Москва, с.ш. 57,
Малистов Алексей — Рязань, с.ш. 52,
Мельник Сергей — Санкт-Петербург, с.ш. 239
Мищенко Андрей — Ульяновск, с.ш. 2,
Севрюхин Юрий — Москва, с.ш. 57,
Самойлов Борис — п. Юрья Кировской обл., с.ш. 2,
Лепчинский Михаил — Челябинск, с.ш. 31,
Прудников Андрей — Москва, с.ш. 57,
Злобин Сергей — Киров, с.ш. 35;

по десятым классам —

Патрикеев Михаил — Екатеринбург, СУНЦ,
Сергеева Татьяна — Ижевск, с.ш. 41,
Рогожников Евгений — Калуга, с.ш. 41,
Белозеров Дмитрий — Долгопрудный, с.ш. 5,
Коровин Александр — Долгопрудный, с.ш. 5,
Крюков Виктор — Москва, с.ш. 57;

по одиннадцатым классам —

Зеленский Олег — Темрюк, с.ш. 13,
Кириенко Денис — Тула, с.ш. 73,
Попов Олег — Москва, с.ш. 57,
Прафенов Антон — Новосибирск, СУНЦ НГУ,
Дужин Федор — Переславль-Залесский.с.ш. 7,
Евдокимов Лев — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Романова Софья — Кирово-Чепецк, с.ш. 3,
Тиморин Владлен — Москва, с.ш. 1303,
Никулин Сергей — Киров, с.ш. 35.

Короткий путь к призёрству по информатике

До 8 класса я был с компьютером «на вы», а потом в школу пришла новая преподавательница курса программирования, и я заинтересовался информатикой. Я понял, что не хотел бы заниматься теоретической наукой и увидел возможности применить знания на практике.

В 10 классе я и вовсе не попал на заключительный этап, зато отправился в летнюю компьютерную школу от «Московского центра непрерывного математического образования». Это стало переломным моментом в истории с информатикой. Лучший способ подкачать знания по предмету — поучаствовать в школе, где несколько недель в интенсивном режиме преподают олимпиадные основы.

На выездной школе ученики не распыляются на другие школьные предметы, нет больших перерывов — все сосредоточены на занятиях. Мой уровень значительно вырос, и эффект летней школы сказался через год — я стал призёром на Всеросе.

Хотя я занялся информатикой довольно поздно и добился успеха на олимпиаде, не советую затягивать с подготовкой. Единицы выпускников способны взять призовые места, если начали готовиться во втором полугодии 10 класса. Нужно как минимум за 2-3 года готовиться к Всероссийской олимпиаде.

Призеры XX Российской олимпиады школьников по математике (Тверь, 19-25 апреля 1994)

Дипломы I степени

по 9 классам получили
Горшенин А. — Челябинск, ФМЛ 31.
Козлов М. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Норин С. — Санкт-Перетбург, с.ш. 239,
Уздин С. — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по 10 классам —
Борисов Л. — Нижний Новгород, с. ш. 40,
Петров К. — Москва, с.ш. 7,
Челкак Д. — Санкт-Петербург, с.ш. 30;

по 11 классам —
Карасев Р. — Долгопрудный, с.ш. 5,
Сенцов Ю. — Калуга, с.ш. 5.

Дипломы II степени

по 9 классам получили
Бабенко В. — Москва, с.ш. 91, 8 кл,
Гимон И. — Москва, с.ш. 57.
Есаулова В. — Санкт- Петербург, с.ш. 239,
Запорожец Д. — Санкт-Петербург, с.ш. 239
Казаков М. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Макарычев Ю. — Москва, с.ш. 57,
Мамедов М. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Рудо Е. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Сергеева Т. — Ижевск, с.ш. 41.
Слободяник Н. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Спиридонов А. — Вятка. ФМШ 135;

по 10 классам —
Буфетов А. — Москва, с.ш. 2,
Дужин Ф. — Переславль-Залесский, с.ш. 7,
Кацев И. — Санкт- Петербург, с.ш. 30.
Куликов М. — п. Черноголовка Московской обл.. с.ш. 82.
Островский М. — Москва, с.ш. 57,
Сай С. — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по 11 классам —
Богданов И. — Пермь, ФМШ 9,
Бондарко М. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Дюбина А. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Тарасов А. — Москва, СУНЦ МГУ,
Уткин П. — Челябинск, ФМЛ 31.

Дипломы III степени

по 9 классам получили
Беляев А. — Саратов, ФТЛ 1,
Бойцов Я. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Васильев С. — Москва, с.ш. 57.
Герко А. — Москва, с.ш. 57,
Грибалко А. — Иваново, с.ш. 33,
Громова О. — Краснодар, с.ш. 4,
Егорова Ю. — Северодвинск, лицей 17,
Коровин А. — Долгопрудный, с.ш. 5,
Медведев Д. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Никитин П. — Мурманск, гимназия 1,
Плахов А. — Сургут, гимназия, 8 кл,
Якимова О. — Москва, с.ш. 57;

по 10 классам —
Алехнович М. — Москва, с.ш. 57,
Баргачев В. — Санкт-Петербург, Аничков лицей.
Бушков С. — Вятка, с.ш. 35,
Голубев А. — Челябинск, ФМЛ 31,
Драгошанский О. — Ухта, технический лицей,
Евдокимов Л. — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Ершов М. — Троицк Московской обл., с.ш. 5,
Захаров А. — Курган, с.ш. 19,
Зеленский О. — Темрюк, с.ш. 13,
Кириенко Д. — Тула. с.ш. 73,
Колинько К. — Санкт-Петербург, с.ш. 610
Корнилов А. — Ростов-на-Дону, с.ш. 5,
Пикулин С. — Вятка, с.ш. 35,
Романов А. — Пермь, с.ш. 9;

по 11 классам —
Белов П. — Санкт-Петербург, ФМГ 30,
Голынский А. — Москва, СУНЦ МГУ,
Добринская Н. — Саратов, ФТЛ 1,
Дубова О. — Заволжье Нижегородской обл., с.ш. 17.
Зубов М. — Москва, с.ш. 57,
Казаков Е. — Челябинск, ФМЛ 31.
Ковалев Л. — Владивосток, с.ш. 73,
Кондратьев М. — Санкт-Петербург, ФМГ 30,
Кострыкин С. — Ангарск, с.ш. 10,
Кравцов А. — Старый Оскол, с.ш. 17,
Лапунов А. — Вятка, ФМЛ,
Мальков К. — Вятка. ФМЛ,
Матюнин Е. — Москва, с.ш. 57,
Орлов А. — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Павчинский Р. — Санкт- Петербург, ФМГ 30,
Храпай В. — Тихвин, с.ш. 8.
Шувалов В. — Москва, с.ш. 57.

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Во Всероссийской олимпиаде по математике участвуют школьники 4–11 классов. При этом для 4–6 классов в настоящее время проводится только школьный этап, а для 7 и 8 классов — только школьный и муниципальный этапы.

В восьмом классе роль регионального и заключительного этапов Всеросса играет олимпиада им. Леонарда Эйлера.

В 9–11 классах формат Всероссийской олимпиады становится полным — присутствуют все четыре этапа.

Муниципальный этап проходит в заранее установленный день. Предлагается пять-шесть задач различной степени сложности.

Региональный и заключительный этапы проходят по единой схеме: первый день и второй день. В каждый из этих дней предлагается по пять задач (РЭ) или по четыре задачи (ЗЭ), любая задача оценивается в семь баллов. Таким образом, максимально возможная сумма на региональном этапе Всеросса по математике составляет 70 баллов.

Посмотрите граничные баллы победителей и призёров последних региональных этапов Всероссийской олимпиады по математике, а также проходные баллы на заключительный этап.

РЭ 9 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 34 60 49
2019/20 35 63 48
2018/19 35 60 48
2017/18 31 56 44
РЭ 10 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 34 62 50
2019/20 35 60 47
2018/19 35 60 53
2017/18 40 59 53
РЭ 11 класс Призёр Победитель Проходной
2020/21 34 53 44
2019/20 35 60 51
2018/19 35 60 54
2017/18 33 54 49

В нижеследующей таблице приведены задания Всероссийской олимпиады по математике последних лет. На пересечении строки (ваш класс) и столбца (этап Всеросса) находятся ссылки на варианты. Цифры ссылки — год проведения финала олимпиады. Прочерк означает, что данный этап не проводится для школьников данного класса.

ШЭ МЭ РЭ ЗЭ
5 класс ,
,
,
,
,

,

6 класс ,
,
,
,
,

,

7 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

8 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

9 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,

10 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

11 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,

Варианты математических олимпиад

Здесь содержатся варианты олимпиад по математике, используемые в повседневной работе. Ведь наилучший способ подготовиться к олимпиаде — это постоянно решать варианты последних лет.

Двузначное число в каждой ссылке означает год проведения финала олимпиады.

Всероссийская олимпиада школьников по математике

ШЭ МЭ РЭ ЗЭ
5 класс ,
,
,
,
,

,

6 класс ,
,
,
,
,

,

7 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

8 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

9 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,

10 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

11 класс ,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,
,

,
,
,
,

Примечания.

  • Муниципальный этап для 5 и 6 классов начиная с 2015/16 года не проводится.
  • Региональный и заключительный этапы для 5–8 классов не предусмотрены. Вместо них проводится олимпиада им. Леонарда Эйлера (для восьмиклассников).

Олимпиада им. Леонарда Эйлера

Олимпиада им. Леонарда Эйлера («Всеросс в младшей лиге») проводится с 2008/09 года.

Регион ,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Финал ,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Олимпиада «Покори Воробьёвы горы!»

5–6 классы ,
20a,
20b,
18.1a,
18.1b,
18.2a,
18.2b,
18.3a,
18.3b17.1a,
17.1b,
17.2a,
17.2b,
17.3a,
17.3b16.1a,
16.1b,
16.2a,
16.2b,
16.3a,
16.3b
7 класс ,
20a,
20b,
18.1a,
18.1b,
18.2a,
18.2b,
18.3a,
18.3b17.1a,
17.1b,
17.2a,
17.2b,
17.3a16.1a,
16.1b,
16.2a,
16.2b,
16.3a,
16.3b
,
,
,

8 класс ,
20a,
20b,
18.1a,
18.1b,
18.2a,
18.2b,
18.3a,
18.3b17.1a,
17.1b,
17.2a,
17.2b,
17.3a16.1a,
16.1b,
16.2a,
16.2b,
16.3a,
16.3b
,
,
,

9 класс ,
20a,
20b,
18.1a,
18.1b,
18.2a,
18.2b,
18.3a,
18.3b17.1a,
17.1b,
17.2a,
17.2b,
17.3a16.1a,
16.1b,
16.2a,
16.2b,
16.3a,
16.3b
,
,
,

10–11 классы ,
20.10,
20.1119.1,
19.2,
19.3,
19.4,
19.5,
19.618.1,
18.2,
18.3,
18.4,
18.5,
18.617.1,
17.2,
17.3,
17.4,
17.516.1,
16.2,
16.3,
16.4,
16.5,
16.615.1,
15.2,
15.3,
15.4,
15.5,
15.614.1,
14.2,
14.3,
14.4,
14.5,
14.6,
14.713.1,
13.2,
13.3,
13.4,
13.5,
13.712.1,
12.2,
12.3,
12.4,
12.5,
12.6,
12.711.1,
11.2,
11.3,
11.410.1,
10.2,
10.3,
10.4,
10.5

Олимпиада «Физтех»

Онлайн Финал
5 класс ,
,

6 класс ,
,

7 класс ,
,
,

8 класс ,
,
,
,

9 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.2; 
19.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.3
10 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.2; 
19.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.315.1,
15.2,
15.3
11 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.2; 
19.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.315.1,
15.2,
15.314.1,
14.2; 
13.1,
13.212.1,
12.2; 
11.1,
11.210.1,
10.2; 
09.1,
09.2; 
,

Экзамен1994 — 2008 08.1,
08.2,
08.3,
08.407.1,
07.2,
07.3,
07.406.1,
06.2,
06.3,
06.405.1,
05.2,
05.304.1,
04.2,
04.303.1,
03.2,
03.302.1,
02.2,
02.301.1,
01.2,
01.3
00.1,
00.299.1,
99.298.1,
98.297.1,
97.2,
97.396.1,
96.2,
96.395.1,
95.2,
95.394.1,
94.2,
94.3

Примечания.

  • Очный финал для 5–8 классов пока не проводится.
  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 5 и 6 классов давалось задание 7 класса.
  • Очный финал для 10 класса впервые прошёл в 2015 году, а для 9 класса — в 2016 году.

Письменный экзамен мехмата МГУ и ДВИ МГУ

Мехмат ,
,
,
,
,
04-03,
04-07; 
03-03,
03-05,
03-0702-03,
02-05,
02-07; 
01-03,
01-05,
01-0700-03,
00-05,
00-07; 
99-03,
99-05,
99-0798-03,
98-05,
98-07; 
97-03,
97-05,
97-0796-03,
96-05,
96-07; 
95-03,
95-05,
95-0794-05,
94-07,
93-05,
93-07
ДВИ ,
,
,
,
,
,
,

Призеры XXIII Всероссийской математической олимпиады школьников (Калуга, 18–25.04.1997)

Дипломы I степени

по 9 классам получили
Поярков Алексей — Рыбинск, гимназия, 8 кл.;

по 10 классам —
Дуров Николай — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Дилъман Степан — Челябинск, лицей 31,
Черепанов Евгений — Рыбинск, с.ш.17;

по 11 классам —
Уздин Сергей — Санкт-Петербург, ФМЛ 239.

Дипломы II степени

по 9 классам получили
Волк Денис — Москва, с.ш.57,
Фарутин Владимир — Санкт-Петербург, с.ш.610,
Дремов Владимир — Волгодонск, с.ш.24, 8 кл.,
Жиляев Владимир — Москва, с.ш.1543,
Петров Федор — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Евсеев Антон — Москва, с.ш. 1260,
Мазин Михаил — Москва, с.ш.2,
Галкин Сергей — Москва, с.ш.2,
Горшков Алексей — Москва, с.ш.1543,
Тихомиров Сергей — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Асомчик Александр — Новгород, с.ш. 117,
Певзнер Игорь — Киров, ФМЛ 35,
Хинцицкий Иван — Калуга, с.ш. 24;

по 10 классам —
Анно Ирина — Москва, с.ш.57,
Беленький Алексей — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Розенберг Антон — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Бахарев Федор — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Сопкина Екатерина — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Плахов Андрей — Волгодонск, с.ш. 19/20;

по 11 классам —
Митрофанов Михаил — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Лепинский Михаил — Челябинск, лицей 31,
Мищенко Андрей — Москва, СУНЦ МГУ,
Самойлов Борис — Ростов-на-Дону, с.ш. 33,
Клепцын Виктор — Москва, с.ш. 57,
Шаповалов Данил — Иваново, с.ш. 33,
Тухвебер Сергей — Брянск, лицей 1.

Дипломы III степени

по 9 классам получили
Карвонен Максим — Рыбинск, с.ш. 2, 8 кл.,
Лебедев Алексей — с.Семеново, Уренского р-на Нижегородской обл., Семеновская с.ш.,
Лешко Денис — Ангарск, с.ш. 10,
Лифшиц Юрий — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Мелещук Елизавета — Санкт-Петербург, Академическая гимназия,
Баскаков Илья — Москва, с.ш. 710,
Лузгарев Александр — Киров, ФМЛ 35,
Черников Алексей — Королев Московской обл., с.ш. 4,
Бейлин Андрей — Ростов-на-Дону, с.ш.58,
Ершов Денис — Москва, с.ш. 2,
Бабенко Максим — Саратов, ФТЛ 1,
Зинин Евгений — Краснодар, с.ш. 87,

 
Алишев Равиль — д. Кадырово Заикинского р-на, Татарстан, Татарско-турецкий лицей,
Шадрин Владимир — Киров, ФМЛ 35;

по 10 классам —
Етеревский Олег — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Ткаченко Артем — Омск, с.ш. 88,
Водомеров Александр — Вологда, ВГЕМЛ,
Доценко Владимир — Москва, с.ш. 57,
Железняк Александр — Санкт-Петербург, ФМЛ 239,
Фирсова Татьяна — Саров, с.ш. 2,
Зинин Денис — Казань, ЭШЛ,
Рыбников Леонид — Москва, с.ш. 57,
Растатурин Алексей — Краснодар, с.ш. 48;

по 11 классам —
Малистов Алексей — Рязань, лицей 52,
Прудников Андрей — Москва, с.ш. 57,
Рафиков Евгений — Пермь, с.ш. 146,
Чернышев Сергей — Ярославль, с.ш. 33,
Шатохин Евгений — Армавир, гимназия 1,
Лившиц Евгений — Ижевск, с.ш. 30,
Новосельцев Андрей — Ростов-на- Дону, с.ш. 5,
Фирдман Илья — Омск, с.ш. 74,
Вашевник Андрей — Москва, с.ш. 57,
Злобин Сергей — Киров, ФМЛ 35,
Потапов Алексей — Сосновый Бор Ленинградской обл., с.ш. 8,
Спиридонов Антон — Киров, ФМЛ 35,
Петров Александр — Первоуральск, с.ш. 7,
Тимошенко Егор — Томск, с.ш. 7,
Федотовская Екатерина — Киров, ФМЛ 35.

Как внести исправления на эту страницу

Несмотря на то, что большинство этих списков взято из разных официальных публикаций,
(в том числе финальных протоколов жюри или публикаций в «Кванте»), очевидно, что
в любом длинном списке есть и прямые опечатки, и разные возможности для улучшения.
Никакого способа это собирать и делать, кроме как усилиями сообщества, не придумано.
Всякий желающий исправить опечатку, добавить своё имя (вместо инициала), поставить ссылку на свою страницу и т.п.
волен написать письмо на адрес olymp@mccme.ru

Этапы Всероссийской олимпиады школьников

ВсОШ делится на четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Первый этап — самый массовый: в нём принимают участие около шести миллионов человек. А теперь представьте сложность отбора, если до финала доходят только несколько сотен. 

Школьный этап

Это ступень для всех желающих с 5 по 11 класс, так как квоты на количество участников нет. При желании можно выполнять задания более старших классов. Особенности этого этапа ВсОШ:

  • организуется школами, лицеями, гимназиями; 
  • проводится в сентябре-октябре;
  • по русскому языку и математике участниками могут быть четвероклассники;
  • проводится очно, но существует также интернет-этап (о нём расскажем чуть позже). 

Муниципальный этап

Ступень с более сложными заданиями. Чтобы попасть, нужно войти в списки преодолевших порог по каждому предмету и классу на школьном этапе. Особенности этого этапа ВсОШ:

  • организуется органами местного самоуправления в сфере образования, 
  • проводится в ноябре и декабре,
  • рассчитан на 7–11 классы.

Региональный этап

Помогает отобрать лучших среди победителей муниципального этапа. Здесь всё серьёзно — нужна академическая база за рамками углублённой школьной программы, подкованность, эрудиция и умение нестандартно мыслить. Особенности этапа:

  • организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования,
  • проводится в январе-феврале,
  • рассчитан на 9–11 классы. 

Заключительный этап

Вот и финал! Если вы добрались до последней ступени этой интеллектуальной битвы, значит, обошли ребят со всей России. Двери вузов уже открыты! Финальный этап ВсОШ:

  • организуется Министерством просвещения России,
  • проводится в марте–апреле. 

Переход от этапа к этапу

Вот некоторые нюансы того, как регулируется продвижение участников по уровням соревнования:

  • В первом этапе ВсОШ могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, на региональный — отличившихся на муниципальном, и так далее. 
  • «Хорошо выступил» — это необязательно стал победителем или призёром. На каждом этапе Всеросса есть порог, при преодолении которого ученик проходит в следующий тур. 
  • Задания по классам, а не по возрасту. Например, задачки муниципального этапа строятся исходя из программы седьмого класса и старше, а начиная с регионального этапа — из программы старшей школы. В истории Всеросса был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник: вундеркинд выполнял задания девятого класса, начиная со школьного этапа.
  • Победители и призёры прошлого года могут участвовать в том этапе, на котором остановились, минуя отборочные туры. Например, если в 2018 году вы стали призёром заключительного этапа по физике, то в 2019 году вы вправе снова приехать на него. Поэтому существуют двух- и даже трёхкратные победители финала Всеросса. 

Выбор вуза: между МФТИ и НИУ ВШЭ

Я выбирал между факультетом инноваций и высоких технологий МФТИ и факультетом компьютерных наук Вышки. В обоих вузах были кафедры «Яндекса», а я мечтал поработать в этой компании. В Вышке факультет только открывался, и было непонятно, что из этого выйдет. Поэтому я послушал совета родителей и лучших друзей — «выбрать что-то проверенное» — и пошёл на Физтех.

Пожалуй, на Физтехе приходится больше ботать. Для меня это плюс, так как получается воспитательный эффект — меньшая нагрузка меня бы расслабила. Сейчас я привык много трудиться и всегда знаю, чем себя занять. В любом случае надо быть готовым к тому, что придётся работать больше, чем в школе. Свободного времени у студентов сильных вузов мало, тусовки — редкая возможность.

По моим ощущениям, Физтех — это что-то более коллективное, ВШЭ — более индивидуальное. МФТИ расположен в Долгопрудном, студенты вместе и учатся, и отдыхают — это создаёт командную атмосферу. Сначала я этого не понимал, но теперь считаю атмосферу единения главным преимуществом Физтеха.

Призеры XXII Всероссийской олимпиады школьников по математике (Рязань, 18-24 апреля 1996)

Первые премии

по девятым классам получили

Бахарев Федор — Санкг-Петербург, с.ш. 239).
Дуров Николай — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по десятым классам —

Сун Шйаомин — Китай;

по одиннадцатым классам —

Рудо Елена — Санкт-Петербург, с.ш 239.
Норин Сергей — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Салихов Константин — Москва, СУНЦМГУ,
Егоров Александр — Санкт-Петербург, с.ш. 239.

Вторые премии
по девятым классам получили

Ли Цинхин — Китай.
Лебедев Алексей — Нижегородская обл., Семеновская с.ш., 8 кл.
Антонов Михаил — Омск. с.ш. 88,
Салль Александр — Санкт-Петербург, академическая гимн.,
Беленький Алексей — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Цэо Цин — Китай.
Чернышенко Дмитрий —
Москва, С.Ш. 57.
Дремов Владимир — Волгодонск, с.ш. 24, 7кл.,
Ладонкин Дмитрий — Кропоткин,с.ш. 3,
Растатурин Алексей — Краснодар, с.ш. 48,
Етеревский Олег — Санкт-Петербург.с.ш. 239;

Ванюшина Ольга — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Самойлов Борис — Ростов-на-Дону,с.ш. 33,
Карпенков Олег — Москва, с.ш. 50,
Плохое Андрей — Сургут, гимназия 1,
Симановсхий Андрей — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Лепчинский Михаил — Челябинск, с.ш. 31.
Малистов Алексей — Рязань, школа-лицей 52,
Лившиц Евгений — Ижевск, с.ш. 30,
Шенг Йонгдай — Китай.
Старков Константин — Санкт-Петербург. Аничков линей.
Спиридонов Антон — Киров, с.ш. 35,
Тухвебер Сергей — Брянск, лицей 1;

Потапов Владимир — п.Черноголовка Московской обл.,с.ш.2,
Макарычев Константин — Москва, с.ш. 57,
Угловой Андрей — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Есаулова Вероника — Санкт-Петербург.с.ш. 239.
Макарычев Юрий — Москва, с.ш. 57.
Герко Александр — Москва, с.ш. 57.
Ляховицкий Григорий — Челябинск.с.ш. 31.
Запорожец Дмитрий — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Эстеров Александр — Москва, с.ш. 57,
Якимова Оксана — Москва, с.ш. 57.

Третьи премии
по девятым классам получили

Любимов Андрей — Москва, с.ш. 57,
Дильман Степан — Челябинск, с.ш. 31,
Петров Виктор — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Плохое Андрей — Волгодонск.с.ш. 19/20,
Розенберг Антон — Санкт-Петербург, с.ш 419,
Сопкина Екатерина — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Водомеров Александр — Вологда. ЕМЛ,
Шаповалов Данил — Иваново, с.ш. 33.
Фахрутдинов Валентин — Челябинск, с.ш. 31,
Анно Ирина — Москва, с.ш. 57.
Маликов Олег — Ижевск, с.ш. 41;

по десятым классам —

Чернышов Сергей — Ярославль, с.ш. 33.
Хин Зонг — Китай.
Рафиков Евгений — Пермь, с.ш. 146,
Алишев Равиль — Нижнекамск, лицей.
Уздин Сергей — Санкт-Петербург,с.ш. 239,
Шатохин Евгений — Армавир, с.ш. 1,
Клепцын Виктор — Москва, с.ш. 57,
Федотовская Екатерина — Киров, с.ш. 35.
Прудников Андрей — Москва, с.ш. 57,
Юное Аркадий — Краснодар, с.ш. 90,
Тимошенко Егор — Томск,с.ш. 7,
Гинзбург Павел — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Мищенко Андрей — Москва, СУНЦ МГУ,
Рыбин Михаил — Санкт-Петербург, с.ш. 239;

по одиннадцатым классам —

Никитин Павел — Мурманск, гимназия 1,
Беляев Александр — Саратов. ФТЛ 1,
Буденков Александр — Нижний Новгород, с.ш. 40.
Слободяник Николай — Санкт-Петербург, с.ш. 239.
Рогожников Евгений — Калуга, с.ш. 36,
Кузнецов Евгений — Ульяновск, с.ш. 40.
Козлов Марат — Санкт-Петербург, с.ш. 239,
Сергеева Татьяна — Ижевск, лицей 41,
Еттянова Дарья — Новосибирск, с.ш. 25.

Специальными призами

жюри награждены также

 
Салихов Константин — за оригинальное решение задачи 4 (11 кл.).
Есаулова Вероника — за оригинальное решение задачи 8 (11 кл.).
Беляев Александр — за оригинальное решение задачи 4 (11 кл.).Рогожников Евгений — за оригинальное и полное решение задачи 8 (11 кл.),
Громова Ольга (Краснодар, лицей 4. 11 кл ) — за волю к победе.
Мальцев Дмитрий (Кропоткин, гимназия 3, 11 кл.) — как лучший геометр.
Попов Сергей (Таганрог, с.ш. 37, 11 кл.) — за оригинальное решение задачи 1,
Сун Шйаомин — за оригинальное решение задачи 4 (10 кл.).
Лившиц Евгений — за существенное продвижение в задаче 8 (10 кл.),
Старков Константин — за оригинальное решение задачи 7 (10 кл.),
Спиридонов Антон — за оригинальное решение задачи 4 (10 кл.).
Малистов Алексей — как достойно представивший Рязань на олимпиаде,
Чернышенко Дмитрий — за красивое решение задачи 7 (9 кл ).
Лебедев Алексей — как лучший восьмиклассник.
Губин Ярослав (Белорецк, компьютерная школа, 9 кл.) — за оригинальное решение задачи 6.
Дремов Владимир — как лучший семиклассник,
Шапченко Кирилл (Рязань, с.ш. 24, 6 кл.) — как самый юный участник олимпиады.
Антонов Михаил — приз надежды и симпатий жюри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector