Вузы москвы (университеты, институты) — рейтинг, специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021

Содержание:

Рейтинги IT-вузов России

В международных рейтингах, в том числе и по направлению Computer Science, прочные позиции занимают: Физтех (МФТИ), МГУ, МИФИ, Бауманка (МГТУ), СПбГУ, НГУ (Новосибирск), Томские госуниверситет и политех, Вышка (ВШЭ), Университет Петра Великого, РУДН.

По версии (THE) десятка лучших IT-вузов России выглядит так:

  1. ИТМО.
  2. МФТИ.
  3. МГУ им. Ломоносова.
  4. Политех Петра Великого.
  5. ВШЭ.
  6. МИФИ.
  7. СПбГУ.
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. НГТУ (Новосибирск).
  10. РУДН.

В свежий рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) в номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») вошли 105 российских университетов, большинство из них – это вузы с информатикой на высоком уровне преподавания. Три высших учебных заведения – МГУ, СПбГУ, НГУ – возглавили транснациональный рейтинг.

За ними в сотне лучших следуют еще 14 университетов, которые с полным правом можно назвать лучшими IT-вузами России:

  1. Томский госуниверситет.
  2. МФТИ.
  3. ВШЭ.
  4. МИФИ.
  5. Томский политех.
  6. УрФУ (Екатеринбург).
  7. КФУ (Казань).
  8. МИСиС.
  9. ИТМО.
  10. СПбПУ Петра Великого.
  11. РУДН.
  12. Университет Лобачевского.
  13. ДВФУ.
  14. Самарский университет.

Все вузы – участники этих двух мировых топов занимают верхние строчки академического рейтинга Европейской научно-промышленной палаты (ARES). Его достоинство заключается в том, что что при оценке качества образования, степени востребованности выпускников на рынке труда и других традиционных позиций используются компьютерные программы, что полностью исключает субъективность ранжирования (тот самый пресловутый человеческий фактор).

ARES присваивает вузам категории A, B, C и D. Первая означает, что качество преподавания, научная деятельность и востребованность выпускников находятся на высоком уровне. «В» присваивается, если образование, которое дают в вузе, достаточно надежное. Уровень «C» значит, что показатели университета средние, категория «D» – что низкие.

Отечественные ренкинги

Российские эксперты тоже составляют рейтинги IT-вузов. Лидерами на ниве подготовки профи для сферы информационных технологий RAEX признал МГУ, МФТИ и ИТМО. Это не значит, что хорошее образование можно получить только в Москве и Санкт-Петербурге. В двадцатку лучших IT-вузов по версии РА «Эксперт» входят университеты из разных регионов РФ.

Необходимый перечень документов для поступления в ВУЗ

Обязательный перечень.

  1. Заявление. В каждом вузе форма заявления своя. Заполняется оно абитуриентом, содержит информацию о личности поступающего, выбранных специальностях (направлениях), результатах ЕГЭ, согласие на обработку и проверку предоставленных данных.
  2. Копия документа удостоверяющего личность. Как правило, копия это паспорта. Также можно использовать Заграничный паспорт, водительское удостоверение, военный билет и другие документы, заменяющие паспорт в качестве удостоверения личности.
  3. Копия документа об образовании государственного образца. То есть аттестат об окончании школы. Оригинал предоставляется непосредственно при зачислении в ВУЗ.
  4. Фотографии. Каждый образовательная организация сама устанавливает, сколько фотографий нужно для поступления в ВУЗ. Как правило, оно варьируется от 4 до 6 штук, размером 3х4 сантиметра в черно-белом исполнении.
  5. Медицинская справка по форме 086/у, которая удостоверяет отсутствие противопоказаний для прохождения обучения. Данную справку можно получить в вашей поликлинике, к которой вы приписаны, либо платных клиниках профосмотров.

Это общий перечень документов для всех высших учебных заведений нашей страны

Важно запомнить, что при предоставлении копии каких-либо документов (паспорта, аттестата, грамот и других) при себе необходимо иметь оригиналы, для заверения копий!. Дополнительные документы

Дополнительные документы.

  1. Военный билет (при его наличии) либо приписное удостоверение для молодых людей подлежащих призыву на воинскую службу.
  2. Свидетельство об инвалидности I или II группы, свидетельство о смерти одного либо обоих родителей, если вы претендуете на квоту для инвалидов и сирот.
  3. Портфолио. В него должны входить документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего (дипломы и грамоты об участии и завоевании призов в олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам разных уровней, спортивных соревнованиях, подтверждающие наличие значка ГТО и другие), которые могут служить основанием для начисления дополнительных баллов при поступлении.
  4. Оригинал целевого направления от организации, осуществляющей подобную работу и договор с данной организацией.
  5. Перечень дополнительных документов для поступления в медицинский институт не установлен, набор соответствует всем другим специальностям.

Особый, дополнительный перечень документов может быть установлен при приёме на военные специальности, в Вузы Министерства обороны, ФСЮ, МВД и другие, имеющие доступ к государственно и служебной тайне. С особенностями поступления в данные образовательные учреждения можно на их сайтах.

Специальность и направление подготовки

Специальность состоит из профилей и программ обучения студентов. В высшем учебном заведении специальность представляет собой определенное направление подготовки, которое входит в конкретную область направлений и имеет свой уникальный код. Для примера можно взять направление бакалавриата № 01.03.00, которое называется «Математика и механика». Оно имеет сразу несколько специальностей:

  • Математика (01.03.01);
  • Прикладная математика и информатика (01.03.02);
  • Математическое моделирование и механика (01.03.03);
  • Прикладная математика (01.03.04).

Дополнительно у каждой из этих специальностей есть свои профили, которые также входят в кадастр Министерства образования и науки РФ.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения – обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Насколько хорошо вы сами знаете правила поступления по целевому направлению?

Ответье на 7 вопросов и узнайте!

Целевой набор: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места

Правило 3. Изучите понравившиеся вузы

Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.

Информацию для выбора вуза можно черпать:

В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.

Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».

Желаем удачи!

<<Форма с консультацией>>

Правило 1. Сначала выберите профессию

Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?

В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.

Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.

Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».

Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.

Какой факультет даст лучшую зарплату?

В следующем видео – 10 самых востребованных профессий:

Как уже упоминалось выше, в разных вузах на одну и ту же специальность могут готовить на разных факультетах. Сфера деятельности будущего выпускника определяется не тем, какой факультет указан в его дипломе, а тем, какую специальность он избрал и программу подготовки прошел.

На данный момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются:

  • врачи;
  • инженеры;
  • программисты;
  • управленцы высшего звена;
  • агрономы;
  • специалисты по связи и коммуникациям;
  • специалисты банковского сектора;
  • специалисты по подбору персонала.

Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)

Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.

Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.

Специализация означает более детальное изучение необходимых знаний и навыков

Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.

Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:

  • 03.01 «Математика»;
  • 03.02 «Прикладная математика и информатика»;
  • 03.03 «Механика и математическое моделирование»;
  • 03.04 «Прикладная математика».

Стоит разобраться прежде всего для себя на какую специальность стоит идти учиться

А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:

  • прикладная математика;
  • математические методы в информационных технологиях;
  • математическое моделирование в экономике и технике;
  • прикладная информатика в химии;
  • математические методы в экономике.

Что такое специальность?

Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки. Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались. Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».

Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.

Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.

Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:

  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • анализ производительности сетей телекоммуникаций;
  • инженерия разработки программного обеспечения;
  • сетевые технологии и вычислительные комплексы;
  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • искусственный интеллект и экспертные системы.

Бюджетные места и проходные баллы

Информация о бюджетных местах, проходных баллах и стоимости года учебы в IT-вузах, расположенных в разных регионах, представлена в таблице.

Название вуза Количество бюджетных мест на очном отделении Годовая стоимость обучения (для очной формы), руб. Проходной балл
МГТУ им. Н. Э. Баумана 57 284 341 255
ТГУ 25 142 800 223
КФУ 100 145 500 268
СПбПУ 24 191 000 254
УрФУ им. Б. Н. Ельцина 79 168 000 201
ИТМО 90 226 000 303
СПбГЭТУ ЛЭТИ 100 166 000 252
НИУ БелГУ 18 110 660 183
ДВФУ 25 200 000 144
НИТУ МИСиС 25 228 000 258
ВГУ (Воронеж) 75 112 000 227
НГТУ 98 – * 239

*На официальном сайте НГТУ пока нет данных о стоимости обучения.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Правило 2. Составьте собственный рейтинг университетов

Представьте вуз вашей мечты. Какой он?

В Сети вы найдёте множество рейтингов высших учебных заведений, но объективную картину даст только ваш личный.

Зайдите на сайт «Вузотека», «Типичный абитуриент» или любой другой агрегатор вузов, поставьте фильтр по специальностям и выпишите учебные заведения, имеющие соответствующие кафедры.

Скорее всего, наберётся несколько десятков университетов и институтов. Сразу вычеркните те, что не подходят по географическому принципу, а затем проранжируйте список более детально, чтобы выбрать для себя один или несколько основных вузов.

Критериями отбора могут быть следующие факторы:

  • Государственный или коммерческий. Обязательно проверьте вуз на наличие аккредитации на сайте Рособрнадзора. Только аккредитованные учебные заведения выдают дипломы гособразца и предоставляют отсрочку от армии.
  • Наличие бюджетных мест либо возможность перехода на бюджет.
  • Проходной балл ЕГЭ и конкурс. Чем популярнее специальность, тем больше «очков» придётся набирать на госэкзаменах. Ориентируйтесь на проходные баллы прошлых годов, чтобы выбрать вуз по баллам ЕГЭ.
  • Сильные преподаватели. Здорово, если в вузе работают доктора или кандидаты наук, а также иностранные лекторы.
  • Международные программы. Маст-хэв, если вы мечтаете о зарубежной стажировке или двойном дипломе.
  • Формы обучения: очное и очно-заочное отделение, дистанционное обучение и экстернат — играют важную роль при выборе университета.
  • Инфраструктура: комфортные аудитории, современные библиотеки, лаборатории и прочее.
  • Стипендия. Материальное поощрение за хорошую учёбу поможет быстрее обрести независимость от родителей.
  • Транспортная доступность или наличие мест в общежитии как один из критериев выбор вуза для иногородних абитуриентов.  
  • Студенческая жизнь. Своя спортивная команда или творческий коллектив, внеурочные мероприятия и комьюнити учащихся.    

Выберите показатели, которые важны при выборе университета лично вам, и нарисуйте примерно такую таблицу.

Посмотрите, какие университеты и институты наберут больше всего плюсов. Так вы получите персональный рейтинг вузов, который поможет вам сузить поиск и выбрать наиболее подходящее учебное заведение.

Совет от наставника Анастасии Скрыпки: «На мой взгляд, очень важно имя учебного заведения, насколько оно на слуху. Ведь от этого напрямую будет зависеть, будет ли котироваться диплом

С дипломом МГУ вас охотнее возьмут на работу, чем с дипломом никому не известного вуза на периферии. Также в наше время важно наличие заочной формы обучения и современной дистанционной платформы. Причём заочка должна быть хорошая, а не для галочки! Благодаря этому можно начать работать, не дожидаясь выпускного, или параллельно получать второе высшее».

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Для того, чтобы не стать обманутым, до того, как будет подаваться заявление в учебное заведение, стоит провести анализ этого ВУЗа

Обратить свое внимание нужно на такие вещи, как:

  • отсутствие бюджетных мест на выбранном профиле;
  • количество платных мест на этом профиле существенно преобладает над другими специализациями;
  • название профиля, которое нигде ранее не встречалось. В этом случае необходимо быть крайне осторожными. Это может быть либо собственная программа ВУЗа, либо просто заманчивым названием самой обычной специальности.

В популярном учебном заведении всегда много бюджетных мест

У каждого ВУЗа есть свой баланс бюджетных и контрактных мест. Учебные заведения, которые пользуются популярностью, имеют больше бюджетных мест, чем платных. Если в выбранном ВУЗе все наоборот, то стоит узнать о нем побольше.

Направления подготовки в сфере информационных технологий

Согласно перечню Министерства образования и науки, в России есть 15 направлений подготовки в сфере информационных технологий: 

  • Прикладная математика и информатика;
  • Математика и компьютерные науки;
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии;
  • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
  • Информатика и вычислительная техника;
  • Информационные системы и технологии;
  • Прикладная информатика;
  • Программная инженерия;
  • Бизнес-информатика;
  • Информационная безопасность;
  • Компьютерная безопасность;
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
  • Информационная безопасность автоматизированных систем;
  • Информационно-аналитические системы безопасности;
  • Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере.

Закончив одно из этих направлений, вы сможете находить и исправлять ошибки в кодах, писать собственные коды программы, обеспечивать информационную безопасность цифровых систем, работать с большими данными и даже разрабатывать искусственный интеллект. 

Список лучших информационных вузов России

Однако помимо направлений подготовки, напрямую связанных с IT, есть еще несколько —они тесно связаны с другими дисциплинами:

  • Картография и геоинформатика;
  • Бионженерия и биоинформатика;
  • Фотоника и оптоинформатика.

Геоинформатик создает онлайн-карты местностей, биоинформатик занимается диагностированием и предсказанием генетических заболеваний, а оптоинформатик разрабатывает инновационные способы передачи данных.

Список популярных профессий в IT сфере

22 авг

156145

219

Читать позже

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их «выдавят» новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны: Почтальон — сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам. Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей Вахтер — специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.Зарплата: от 15 000 рублей Няня/бебиситтер/гувернантка — обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей

Кассир — работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке. Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей Продавец-консультант — сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара. Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей. Помощник воспитателя в детском саду («нянечка») — сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей — работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

Курьер — сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей Грузчик — рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара. Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей — сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей Рабочий на стройке — работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ. Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей Хостес — сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях. Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей Администратор в офисе — сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса. Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей Вожатый — сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены. Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

Какую специальность выбрать после 9 класса >>10 перспективных рабочих профессий >>

Водитель такси — сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны. Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей Мойщик машин — работник автомойки, который моет автомобили. Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей Дворник/уборщик (куда без него) — работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении. Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте

Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.

Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».

Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения

ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:

  • профили на данное время очень мало востребованы;
  • некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
  • техническая ошибка.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Структура и деятельность вузовской кафедры

В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.

Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:

  • моделирования месторождений углеводородов;
  • геологии углеводородных систем;
  • литологии;
  • геоэкологии;
  • геофизических информационных систем;
  • теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
  • разведочной геофизики и компьютерных систем;
  • общей и нефтегазопромысловой геологии.

Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.

Кафедра характеризуется наличием:

  • учебных подразделений;
  • возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
  • производственных участков для организации практических испытаний;
  • филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
  • лабораторий для научно-исследовательской работы;
  • библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).

Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.

Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.

Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.

В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector