Звукорежиссер

Содержание:

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность «Звукорежиссура кино и телевидения». Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Государственный специализированный институт искусств.

Государственный специализированный институт искусств

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 291 000,00 ₽

Российская академия музыки имени Гнесиных

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 275 200,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 85 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 110 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 207 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 650,00 ₽

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

Нижний Новгород

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 000,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 000,00 ₽

Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Москва

Особенности профессии

Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры:  паркет, асфальт, камни, тростник и пр.  Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность  звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением,  т.е.  перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки),  монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.

Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром,  со  звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Как стать востребованным специалистом

Что делает звукооператора востребованным специалистом на российском, мировом поле художественной (театральной, телевизионной, концертной, студийной) деятельности:

  • Практика. Ее нужно много. У нас будущие специалисты начинают практиковаться в реальных условиях работы с первого курса.
  • Владение новейшими системами управления звука (программный инструментарий).
  • Отличное знание основ теории музыкального сопровождения.
  • Развитый слух. Он тренируется постоянно.
  • Вокальные данные.
  • Увлечение музыкой.
  • Высшее образование.

Для трудоустройства важны авторитет вуза, репутация, опыт, статус педагогов, которые с вами работали. Наличие собственного стиля, владение несколькими музыкальными инструментами, мнение исполнителей или администрации звукозаписывающих студий, где вы проходили практику, — все имеет значение.

Где можно работать?

Места работы звукооператора многочисленны:

  • Звукозаписывающая студия (обработка, запись, микширование, создание фонограмм).
  • Киностудия (звукозапись, обработка, нарезка звуковых дорожек, озвучка).
  • Телевидение (озвучка, балансировка, фоновые эффекты).
  • Театр.
  • Радио.
  • Живые выступления (работа с живым звуком, фонограммами).
  • Популярные развлекательные клубы, кафе, дома культуры.

Сфера деятельности открывает просторы для занятости в свободном графике на фестивалях, мероприятиях (event-индустрия). Концертная звукозапись, прямой эфир на телевизионном канале или радиостанции — высший пилотаж звукооператора.

Перспективы, актуальность отрасли

Учитывая особенности профессии, вывод о ее актуальности сделать несложно. Пока существует эстрада, кино, театр в современном или классическом понимании, оператор звука востребован. Без него не проходит ни один концерт. От него зависит будущее талантливых исполнителей, которые пишут альбомы на студиях звукозаписи. В условиях эволюции компьютерных технологий (использование которых требует знаний, технических навыков) перспективы его трудоустройства — самые блестящие.

Доход

Правда, труд оператора звука в России недооценен. Средняя месячная зарплата молодого специалиста отрасли по РФ на январь 2021 года составляла 40−42 тысячи рублей. По Москве — 70 тысяч рублей.

Зато на международном поле (зарубежные турне, выездные театральные представления, американский и европейский рынок кино) доход мастера-техника по звуку значительно выше. Для опытного специалиста это 15−20 тысяч долларов в год. Признанные мастера получают до 2−5 тысяч долларов ежемесячно (или от 1000 долл. США за мероприятие).

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Описание профессии звукорежиссера

По сути, специалист создает звуковые образы в зрелищных мероприятиях, шоу, кино.

Он занимается записью звуков, их редактированием, наложением звуковых эффектов. Работа находится на стыке творчества и технологий. Профессия звукорежиссера https://bryansk.videoforme.ru/tvschool/sound-producer считается очень интересной и разнообразной.

При этом в одном определении кроется масса нюансов, специфика зависит от выбранного направления деятельности. Звукорежиссер отвечает за качество звукового ряда, работает над его драматургией, созданием звуковых образов, сопоставляет части для создания целостного образа, который дополнит визуальный ряд.

Специалист создает свою базу звуков и по сути, она у каждого уникальна, поэтому можно говорить о стилистике и почерке талантливого сотрудника. Кроме уже записанных звуков и шумов для каждого кадра или сцены в спектакле подбирается своя фонограмма или заново записывается звуковой фон, для чего в арсенале хранятся, например, по-разному скрипящие двери, куски стекла, пластика, металлические пруты и другая атрибутика

По мере приобретения опыта звукорежиссер начинает обращать внимание на малейшие несоответствия или накапливать оригинальные образцы фонов. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного звучания

Плюсы и минусы профессии звукорежиссера примерно равны, но для каждого есть свой резон выбора этого рода занятий. К достоинствам относят постоянную новизну поставленных задач, возможность проявить свою индивидуальность, создать звуковой шедевр. А также широкий круг общения с известными людьми, работа по смежным направлениям без дополнительного обучения. К явным недостаткам относят ненормированный рабочий день, высокую степень эмоционального напряжения, частые стрессовые ситуации, командировки, перенос тяжелого оборудования.

Какое должно быть образование

Кстати, об учебе: для постоянной работы с серьезными студиями, концертными и киностудиями оно обязательно. Начать (с младших должностей) можно с квалификацией техника (среднее профессиональное образование). Но если вам интересно карьерное развитие, то обучение на звукооператора в Москве следует продолжить. У нас это можно сделать на факультете Театра, кино и телевидения (бакалавриат, специальность музыкальной звукорежиссуры). Что это даст:

  • музыкальную грамотность;
  • тренированный слух;
  • навыки электротехника, акустика;
  • владение современными технологиями обработки звука (микширование, маршрутизация, мониторинг, мастеринг);
  • умение пользоваться профессиональной аппаратурой, программными инструментами;
  • комплексную подготовку, практику концертных записей, участие в закрытых студийных мероприятиях;
  • общую музыкальную подготовку.

Здесь вы научитесь понимать свойства звучания, оперировать акустическими возможностями помещений, чувствовать музыкальные инструменты, формировать качественные продукты, удобные для восприятия слушателем.

Обязанности звукооператора

Звукооператор — человек, востребованный в телевидении, кинематографе, театре, концертах, публичных мероприятиях. Поэтому его обязанности могут меняться —  от ванильного контроля микрофонов в актовом зале до бесперебойной работы со сложнейшим оборудованием.

В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.

В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.

Оплата труда

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры

Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:

  • работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
  • проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
  • осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
  • назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
  • принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
  • использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
  • поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
  • руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
  • контролировать монтаж звуковых записей;
  • пополнять шумотеку.

Учеба и ЕГЭ

Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.

Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:

  • Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.

  • Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
  • Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
  • Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
  • Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
  • Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
  • Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
  • Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
  • Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
  • Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.

Чем занимается звукооператор

Задача оператора — добиться идеального звучания, согласно требованиям восприятия художественного продукта. Это мастер гармоничного звукового оформления. Он востребован в современном театре, киноиндустрии, ресторанах, на концертах, выступлениях, массовых мероприятиях. Области работы звукооператора:

  • обработка звуковых дорожек;
  • микширование;
  • подбор звуковых эффектов;
  • создание или воссоздание фонограммы;
  • своевременное включение фонограммы;
  • балансировка звучания;
  • звукозапись.

В отличие от звукорежиссера, оператор не работает с концепциями звукового сопровождения (творческая составляющая оформления художественных композиций звуком). Его область — техническая часть: сопровождение, контроль, предупреждение звуковых накладок, распределение фонов (следит, чтобы фоновая музыка не перекрывала голос актеров в кино или певцов).

Вам будет интересно учиться на звукооператора, если вы интересуетесь пением, технологиями создания видеопродукции, музыкальными эффектами. Профессия требует определенных навыков, готовности к ненормированному графику.

Звукорежиссёр в кинематографе

Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

Звукорежиссёр выполняет следующие функции:

  • осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
  • отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
  • готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.

Кто такой звукорежиссер?

Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Чем отличается звукорежиссер от звукооператора

Не стоит путать эти специальности, ведь они выполняют разные задачи. Но иногда всё приходится совмещать одному человеку.

  • Звукооператор, это член съемочной группы, который можеть сделать запись звука во время съемок, используя профессиональное оборудование, она дополнит конечный продукт или передасться для доработки звукорежиссеру, шумовику или редактору эффектов. От специалиста требуется достаточная сосредоточенность, чтобы в реальном времени работать с микрофонами, отслеживать уровень звука диалогов и фоновых шумов.
  • Звукорежиссер руководит звуковым цехом. Взаимодействуя с его участниками, он должен провести творческую работу с полученной базой. Среди его задач — создание художественных образов, общей концепции, драматургии звука — чем он и занимается. Звукорежиссер должен предоставить конечный, завершенный по звучанию продукт, при этом всецело гармонирующий с визуальным рядом. Этим и отличается звукорежиссер от звукооператора.

Критическое слушание для студийного производства

Освободи Себя критическое прослушивание для студийного производства — один из бесплатных онлайн-курсов по звукорежиссуре, предлагаемых Королевским университетом и онлайн-платформой для онлайн-обучения FutureLearn.

Этот курс разработан для улучшения ваших навыков слушания, обучая вас программам технической тренировки слуха, чтобы вы приобрели критические навыки слушания, необходимые в контексте музыкальной студии. Одним из качеств, необходимых для всех звукорежиссеров, является умение слушать, и этот курс предоставит вам эти навыки.

Вы получите теоретические знания в области звука и звука, а также техническое мастерство студийного оборудования и программного обеспечения. Вас ждет сертификат, но за его получение нужно заплатить небольшую плату.

Кто это такой и что делает?

Одна из главных особенностей специальности заключается в том, что работа может выглядеть очень по-разному, а востребован такой специалист во многих сферах деятельности. По сути, звукорежиссер – это тот человек, который отвечает за создание звуковых образов. Вы слышите музыкальное сопровождение и озвучку в кино или радиопостановках, на представлении в театре – ее собирает именно звукорежиссер.

Но должностная инструкция такого работника этим не ограничивается – если готового звукового эффекта в его распоряжении нет, он должен записать его самостоятельно, придумав, как воспроизвести необходимый звук, и проследив, чтобы качество записи было на уровне. Он же занимается дальнейшей обработкой звукозаписи.

Концертный звукорежиссер занимается иной деятельностью – это незаменимый помощник для дома культуры, где часто проходят живые выступления. В обязанности такого сотрудника входит обеспечение достойного качества звука, настраивать который приходится прямо в режиме Live. Аналогичным может быть описание деятельности звукорежиссера и на радио, но там он зачастую параллельно занимается еще и тем, что было описано выше – создает звуковые дорожки для рекламы, придумывает заставки, отбивки и так далее, занимается их записью и сведением. В таком контексте звукорежиссер может быть штатным сотрудником и в рекламном агентстве, и в звукозаписывающей студии, и еще много где. В современном мире не стоит удивляться звукорежиссуре как фрилансу.

Подытожить описание деятельности такого профессионала лучше тезисно. Он занимается следующим:

  • подбирает звуковые решения;
  • руководит монтажом аудиооборудования на сценах или в студиях, проверяет исправность его работы, вносит необходимые изменения;
  • записывает и редактирует звуковые дорожки – как музыкальные, так и голосовые, создает фонограммы;
  • отвечает за качество записи звука или живого звучания;
  • настраивает звук на любых публичных мероприятиях или прямых эфирах, следит за тем, чтобы качество передачи звука не падало независимо от развития событий;
  • разрабатывает аранжировки для композиций.

Описание профессии

Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.

Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.

Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.

Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.

В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.

Звукооператор и его зарплата

Звукооператор, который работает в звукозаписывающей студии может назначить сумму за сведение и запись одного трека — от 1 тыс. рублей — либо за рабочий промежуток времени. Его зарплата зависит от места, где он работает. Среди минусов — нерегулярный заработок, постоянное обучение, а часто незакрепленное трудоустройство.

Работа в СМИ предоставляет более надежные условия труда — четкий график работы и выдачи зарплат, больничные и ежегодные отпуска оплачиваются, а за переработку полагаются премии. В среднем по стране зарплата такого специалиста составляет 25-30 тыс. рублей.

На большую зарплату может рассчитывать работник театра, но требования будут совершенно другими. Здесь нужно быть готовым к постоянным репетициям, безустанной творческой работе с самим спектаклем, действие которого длится несколько часов.

Требования

Чтобы быть хорошим звукорежиссером, надо изначально соответствовать определенным требованиям, а также старательно учиться. Профстандарт в данном случае состоит из двух частей – врожденных или устойчиво выработанных личных качеств, а также приобретенных во время обучения знаний и навыков.

Личные качества

Деятельность звукорежиссера неразрывно связана со звуками и музыкой, потому крайне желательно обладать музыкальным слухом и тонко чувствовать прекрасное. Только богатая фантазия и хорошее восприятие помогут через звук вызвать у слушателей необходимые эмоции, так что эти качества очень важны. Специалист должен хорошо запоминать звуки, чтобы быть в состоянии восстановить то, что когда-то слышал.

Для создания звуковых образов профессионал должен быть достаточно эрудированным во всех сферах, четко представлять себе, какие ассоциации вызовет у публики тот или иной прием. Поскольку деятельность творческая, он должен понимать, что никакая покоренная вершина не является абсолютной – всегда можно двигаться вперед, нужно постоянно учиться у коллег, даже если пока что они якобы отстают.

Знания и навыки

Поступив в подходящий вуз, вы будете обучаться по утвержденной программе и вряд ли что-то пропустите, но все равно не помешает заранее знать, чему придется учиться. Работа звукорежиссера предполагает уверенное ориентирование в ряде специфических сфер знаний – например, в акустике и физике звука. Такие познания позволят понимать, как влияет на звучание форма помещения и материал отделки стен. Обучившись, вы научитесь нивелировать недостатки тех помещений, где приходится настраивать или записывать звук. Со временем это можно будет использовать в своих целях – для целенаправленного создания различных звуковых эффектов.

Безусловно, профессионал должен свободно обращаться со звуковыми редакторами для компьютера. Такие программы, как Sound Forge, Adobe Audition или даже Fruity Loops очень помогут в создании отбивок и звуковых заставок. Если вы в своей деятельности все-таки рассчитываете на элемент творчества и самостоятельное создание звуковых дорожек или хотя бы аранжировку чужих, то без соответствующего программного обеспечения не обойтись.

Наконец, звукорежиссер обязан уметь управляться со звуковым оборудованием и прекрасно в нем разбираться. Для этого стоит знать технические параметры и возможности массы моделей пультов, усилителей, микрофонов и так далее. Даже новая и качественная аппаратура может давать плохой звук – просто потому, что ее неправильно настроили, не так используют или просто неразумно расставили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector