Уровни высшего образования и ученые степени, звания

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Особенности поступления

Аспирантами становятся те, кто успешно получил образовательный уровень магистра. Но иногда абитуриентов интересует, можно ли поступить в аспирантуру после бакалавриата или специалитета.

Согласно современному законодательству диплом специалиста дает право для поступления в магистратуру или аспирантуру. В то же время диплом бакалавра дает право только на магистратуру. И именно после ее успешного завершения выпускник может рассчитывать стать аспирантом.

Не менее популярен вопрос, до какого возраста можно поступить в аспирантуру? Законы никак не регламентируют возрастной максимум аспиранта. Но вузы иногда устанавливают собственный порог. Чаще всего на очную форму берут людей до 35 лет, на заочную — до 45.

Люди старше этого возраста могут стать соискателями.

Соискательство предполагает самостоятельную работу над диссертацией, без освоения программы по философии, английскому и др. Это своеобразный аналог заочной аспирантуры.

Трудности совмещения

Аспирантура меняется. Вместо модели наставничества — самостоятельной работы, курируемой научным руководителем, — появились структурированные программы. Учебная нагрузка растет — на фоне сохранения традиционных элементов: подготовки диссертации, статей по теме и пр. Эти изменения корректируют восприятие аспирантуры. Особенно у тех учащихся, которые трудоустроены.

73% респондентов сложно сочетать учебу с работой. Это совмещение особенно проблематично для тех, кто занят полный день вне вуза (89% опрошенных этой группы). Среди сотрудников университетов эти трудности отметили 65%. Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу.

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки — аспирант вправе работать на любом основании. Исключение — совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Отработка сценариев

Таким образом, аспиранты с разным трудоустройством и планами по-разному себя ведут в процессе обучения и воспринимают его неодинаково. Респонденты, выбравшие академическую карьеру, — высокого мнения о возможностях аспирантуры. Но таких аспирантов, успешно совмещающих учебу с полной занятостью и удовлетворенных условиями в аспирантуре, — меньше одной пятой. В то же время, разнообразие трудоустройства аспирантов — тоже важный сигнал.

С одной стороны, во многих странах похожая ситуация. Так, в Великобритании для выпускников со степенью в области точных и инженерных наук академическая сфера отнюдь не приоритетна. Доля выпускников этих профилей, укорененных в академии, — лишь 20%. 

С другой стороны, частое трудоустройство вчерашних аспирантов вне академической сферы может говорить о перепроизводстве кадров с таким уровнем образования.IQ

Авторы исследования:

Сауле Бекова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Зибейда Джафарова, стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

15 июля, 2019 г.

Образование

вузы

образование

Подпишись на IQ.HSE

Как поступить в аспирантуру без экзаменов

Правила поступления претендента вуз устанавливает самостоятельно. У нас предусмотрены льготные условия зачисления выпускников нашей магистратуры, доступны упрощенные программы перевода аспирантов других учреждений.

Экзаменация проводится обязательно. Может отличаться порядок проведения испытаний (устное собеседование, тестирование, письменная экзаменовка). Набор сдаваемых дисциплин:

  • определенные законом экзамены по иностранному языку, философии;
  • профильный предмет (зависит от выбора специальности, о ней чуть ниже).

Претенденты, успешно сдавшие кандидатские экзамены (философия, иностранный язык), могут освобождаться от вступительных испытаний. Обязательным условием зачисления является предоставление реферата — исследовательской работы на выбранную тематику.

Совмещение работы и аспирантуры: законно или нет?

На одну стипендию аспиранту явно не прожить, а то минимальное количество часов преподавания, которое ему выделяет вуз, не оплачивается должным образом. Вот поэтому и возникает острая необходимость в дополнительном источнике доходов, не связанным с педагогикой и профессиональным обучением. Однако вот здесь имеется одно, но очень существенное НО.

Согласно официальным правилам, которые должен знать любой учащийся аспирантуры, аспирант очной формы обучения не имеет права работать в каком-либо другом месте, несвязанным со стенами вуза и наукой.

Правило, конечно, строгое, но, как известно, все правила созданы для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому все аспиранты пренебрегают такими рекомендациями и запретами, а для улучшения своего материального состояния подыскивают денежную подработку.

В аспирантуре об этом знать не должны, хотя по неофициальным данным профессора понимают финансовые трудности и закрывают глаза на некоторые нарушения.

На аспирантов – заочников и соискателей такие правила не распространяются, однако и обучение для них включает более продолжительный период времени. Защита кандидатской диссертации становится тем финишем, который обеспечивает хорошую должность и вполне приличную заработную плату.

Сроки обучения индивидуальны, но результат, по сути, один и тот же, как и перспективы молодого, но уже квалифицированного специалиста.

Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен

Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:

  • необходимости отпуска по беременности;
  • при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.

Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.

Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.

Контакты и сроки

Несмотря на уход от модели наставничества, научный руководитель остается ключевой фигурой для учащегося. Он не только помогает с диссертацией, но и вводит аспиранта в научное сообщество. 90% респондентов консультируются с научным руководителем по диссертации как минимум раз в месяц. Аспиранты-сотрудники вуза общаются с ним чаще, причем по разным вопросам. У занятых вне академии это случается намного реже. Между тем, этот контакт тоже влияет на результаты аспирантуры — например, на защиту в срок. 

83% респондентов предполагают, что защитятся вовремя или в течение года после окончания обучения. При этом аспиранты, занятые в вузе, независимо от объема работы, планируют защищаться через год после выпуска или позже. Включенность в университетскую среду дает основания для такой оценки, полагают авторы.

Доля тех, кто не уверен в выходе на защиту или не планирует защищать диссертацию, мала. Но среди работающих полный день вне вуза она выше всего (7%). Хотя эта доля, скорее всего, даже занижена. Выбор ответа «не буду защищаться» означает осознание собственной неуспешности в аспирантуре. А в этом признаться не всегда просто. 

Как поступить в аспирантуру: с чего начать

Выбираем тему

Учеба в аспирантуре заканчивается защитой кандидатской диссертации, поэтому перед поступлением выберите тему исследования и научного руководителя. Им может выступать кандидат или доктор наук. Чаще всего в качестве научного руководителя выбирают руководителя дипломной работы, продолжая глубже разрабатывать уже знакомую тему.

Формулировка темы будущей диссертации обсуждается с научным руководителем, потом — на заседании кафедры, и в итоге утверждается ученым советом факультета.

Обращаемся в отдел аспирантуры

Главное условие поступления в аспирантуру — ее наличие в вузе. Не все учебные заведения лицензируют эту форму подготовки, поэтому проверьте, действует ли в университете отдел аспирантуры. Там же вам расскажут главные правила поступления.

Эти правила касаются нескольких моментов:

  1. Наличия бюджетной и контрактной формы.
  2. Очного и заочного режима аспирантуры.
  3. Пакета документов и сроков их подачи.
  4. Программы экзаменов и их графика.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними

Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:

  •  магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
  • магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
  • магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
  • в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
  • по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.

Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности. 

Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук — но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Что такое магистратура?

Многоуровневая система образования была введена уже более 16 лет назад. Она предполагает приобретение степеней бакалавра и магистра. С понятием «бакалавриат» все предельно просто и понятно, а что же такое магистратура нам предстоит разобраться.

После окончания начальной степени высшего образования Вы становитесь обладателем диплома, что дает возможность получить степень магистра. С каждым годом становится все больше программ магистратуры более узкой направленности и специализации. Таким образом, в программе бакалавриата Вы приобретаете базу знаний, а уже в магистратуре получаете практические навыки и узконаправленные знания в выбранной области.

Длительность данной программы составляет два года. Для поступления нужно предоставить только заявление и диплом. При дипломе специалиста, полученном до 2012 года, и дипломе бакалавриата можно рассчитывать на бесплатные места на обучение.

Раньше поступить в магистратуру на бесплатной основе можно было только в те учреждения, где был получен основной диплом, но сейчас это можно осуществить и в другом вузе. Магистратура состоит из образовательной и исследовательской деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что по окончанию программы нужно не только сдать экзамены, но и предоставить научную работу, т.е. магистерскую диссертацию.

Магистратура является прекрасным фундаментом для поступления в аспирантуру и получения степени кандидата наук.

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

5. Зачисление в МФТИ

5.1.К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, приславшие в приёмную комиссию все необходимые документы в соответствии с п. 3.10-3.16.

5.2.Конкурс осуществляется по сумме конкурсных баллов, полученных за вступительное испытание и индивидуальные достижения. 

5.3.Список поступающих ранжируется следующим образом:

  • по убыванию суммы конкурсных баллов,
  • при равенстве суммы конкурсных баллов – по убыванию количества баллов по результатам вступительного испытания,
  • при равенстве по предыдущим критериям – по наличию публикаций в журналах из перечня ВАК (в т.ч. индексируемых Web Of Science или Scopus),
  • при равенстве по предыдущим критериям – по убыванию среднего балла документа об образовании.

5.4.Зачисление на бюджетные места происходит с учётом приоритетности условий приёма.

5.5.Зачисление в число аспирантов МФТИ на бюджетные и платные места осуществляется приказом ректора на основании решения центральной приёмной комиссии. 

5.6.Зачисление в пределах квоты на образование иностранных граждан осуществляется отдельными приказами ректора на основании направления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5.7.Зачисление на платные места проводится после заключения договора об оказании платных образовательных услуг при представлении заявления о согласии на зачисление.

5.8.Зачисление на платные места осуществляется не позднее начала учебного года.

5.9.Зачисленные лица распределяются по базовым кафедрам и направленностям.

5.10.Если после зачисления остаются вакантные места, могут быть объявлены следующие этапы приёма заявлений и проведения вступительных испытаний в соответствии с графиком работы приёмной комиссии.

5.11.В случае отказа от обучения зачисленного на бюджетное место после окончания процедур зачисления на основании решения центральной приёмной комиссии зачисляется следующий поступающий в соответствии с п. 5.4. Если в ранжированном списке нет поступающего, удовлетворяющего требованиям п. 5.4, могут быть объявлены следующие этапы приёма заявлений и проведения вступительных испытаний в соответствии с графиком работы приёмной комиссии.

Как получить дополнительные баллы при поступлении в аспирантуру?

Согласно новым правилам при поступлении в аспирантуру будут учитываться индивидуальные достижения. Их перечень и количество баллов определяется образовательными учреждениями самостоятельно. При этом список достижений, количество баллов за каждое из них и максимальное количество возможных баллов могут быть разными для каждого факультета внутри одного ВУЗа.

Так, НИУ-ВШЭ публикует на своем сайте «Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение» для каждого из направлений обучения. Например, поступающие по направлению «Математика и механика» могут получить суммарно 50 баллов. За публикации в журналах первого и второго квартиля баз Scopus и WoS можно получить от 41 до 50 баллов, за знание языка программирования – от 0 до 7 баллов, за участие в исследовательских проектах — от 0 до 10 баллов,

РАНХИГС начисляет дополнительные баллы при поступлении в аспирантуру за индивидуальные достижения, которые являются едиными для всех 10 направлений обучения:

  • отличная оценка за представленный реферат – 4 балла;
  • наличие научных публикаций ВАК – 3 балла;
  • наличие иных научных публикаций – 2 балла (если нет публикаций ВАК);
  • диплом о высшем образовании с отличием – 1 балл;
  • победы в научных конкурсах по профилю специальности, участие в исследовательских проектах (грантах) – 0,5 балла за каждое документально подтвержденное индивидуальное достижение.

РУДН и МГИМО рассматривают портфолио индивидуальных достижений при равенстве всех остальных показателей. Причем баллы начисляются при личном собеседовании, одна из задач которого определение профпригодности. Наличие личных достижений наглядно подтверждает интерес абитуриента к выбранной специальности.

Перед подачей документов в аспирантуру узнайте условия получения дополнительных баллов конкретного учебного заведения, потому что каждый ВУЗ самостоятельно определяет перечень индивидуальных достижений и количество баллов, которые вы сможете за них получить.

Выбор формы обучения

Форму
обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел
аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют
две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что
есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в
аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно.
Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в
аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и
заочной форме.

Очная
форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать
образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении.
Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием
денег.

Поэтому

прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность
науке или финансовая независимость.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии — 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector