Чем колледж отличается от лицея
Содержание:
- ? Как устроена система
- Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
- Что же лучше?
- Чем отличается гимназия от школы
- Таблица
- # 15: Вы будете много читать
- Отличие школ от лицеев и гимназий
- Поставьте себя на место
- Педагоги
- Как извлечь максимальную пользу из обучения
- Плата за обучение
- # 14: У вас будет меньше оценок в классе
- Заключение
- Что в итоге выбрать?
? Как устроена система
Образование в России подразделяется на четыре типа.
- Общее образованиеЕго получают в школах или вне образовательных организаций в форме семейного образования. Для получения основного общего образования нужно закончить 9 классов, для получения среднего — 11 классов.
- Профессиональное образованиеБывает средне-профессиональным или высшим. Среднее дают колледжи, техникумы и другие учреждения среднего профессионального образования (СПО) и готовят квалифицированных рабочих и служащих самых разных профессий.Высшее образование получают в вузах — институтах, университетах, академиях. Есть несколько уровней высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. Сюда же относится обучение в аспирантуре, а в медицине ещё и в ординатуре.
- Дополнительное образованиеБывает для детей и взрослых, программы дополнительного образования — общеразвивающие или профессиональные.
- Профессиональное обучение.Сюда входит обучение на специальных курсах, организуемых работодателями или в образовательных институтах, до поступления на работу либо во время работы. Цель — повышение квалификации.
Куда пойти учиться
Чтобы решить, куда поступать, нужно:
- представлять, чем именно хочется заниматься и что хорошо получается, то есть определить свои склонности;
- понимать, какие профессии востребованы на современном рынке труда или станут востребованы в ближайшем будущем;
- выбрать образовательную траекторию.
Варианты образовательной траектории
11 классов → Вуз → Работа
Обучение в вузе на бакалавриате занимает три-четыре года, магистратура — плюс ещё два года. Есть также вариант специалитета — пять лет и диплом, приравненный к диплому магистра.
В этом варианте начало трудового стажа откладывается с момента окончания школы на три-шесть лет или дольше в зависимости от выбранного направления.
Обучение в вузе
Плюсы
- Высшее образование престижно и ценится работодателем.
- Некоторые профессии можно получить только в вузе.
- Именно в вузе вы получите багаж крепких теоретических знаний.
Минусы
- Долгий срок обучения.
- Вуз даёт меньше практических навыков, чем СПО.
- Трудности при поступлении: ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания для некоторых профессий.
- Дорогое обучение, если вы не прошли на бюджет.
9 или 11 классов → Колледж (СПО) → Работа → Вуз (если необходимо)
Если вы окончили 9 классов, обучение по базовой программе колледжа будет продолжаться четыре-пять лет, если у вас в активе 11 классов — от десяти месяцев до трёх лет. Дополнительная программа повышенного уровня будет длиться ещё десять месяцев. Содержание программ базового и повышенного уровня зависит от колледжа.
После окончания колледжа вы получаете диплом и можете приступать к трудовой деятельности. Таким образом, при выборе этой траектории можно пойти работать уже через год после окончания 11-го класса.
Обучение в колледже и других учреждениях СПО
Плюсы
- Можно раньше начать работать.
- Есть возможность сразу получать практические навыки по профессии.
- В колледже можно определиться, чем хочешь заниматься, не тратя пять лет.
Минусы
- Иногда специалисты СПО менее востребованы, так как работодатель требует наличия высшего образования.
- Стереотипы. Многие считают, что обучаться по программе СПО менее престижно. Но это лишь изживающий себя стереотип, не более.
- Сложность адаптации, особенно если идёшь в СПО после 9-го класса.
- Поступление по среднему баллу аттестата. В последние годы проходной балл сильно вырос.
Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования с 1 сентября 2013 г.
Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)
Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат
Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом
Высшее образование – бакалавриат
Высшее образование – специалитет или магистратура
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки
Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее». Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г
(таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
Начальное (общее) образование Начальное общее образование
Основное (общее) образование Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Что же лучше?
Это вопрос индивидуальный. Плюсов и минусов хватает у всех типов образовательных учреждений.
В лицеях и гимназиях дают более качественное образование. Однако не каждый ребенок «потянет» такую нагрузку. Большое количество вступительных и переводных испытаний для некоторых детей может обернуться стрессом. Особенно, если их результаты окажутся ниже среднего.
Кроме того, даже в государственных лицеях и гимназиях плата за дополнительные услуги и «родительские» сборы обычно выше, чем в обычных школах.
Но если ребенок одарен и нацелен на учебу, то лучшее применение своих способностей он встретит именно в элитном учебном учреждении.
То есть выбор образовательной организации – это дело сугубо индивидуальное, требующее учета особенностей ребенка и семьи.
Чем отличается гимназия от школы
Гимназия – это, так сказать, элитная школа, в отличие от обычной.
Выше уже отмечалось, что простой общеобразовательной школе до статуса «гимназия» очень далеко. Попробуем разобраться в главных факторах истинного положения вещей:
- Нужен педагогический состав с высокой квалификацией (приветствуется обладание высшей категорией). В лучшем случае здесь должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, и существовать дополнительный резерв учителей.
- Достаточная обеспеченность материальной базой и техническими ресурсами.
- В гимназии обучение идет по особым альтернативным программам, с помощью которых ребенок может легко освоить нужные учебные предметы. Упор делается на доскональном изучении гуманитарных предметов.
- Иностранные языки находятся в приоритете.
- Согласно учебным стандартам, в гимназии требуют изучения минимально двух иностранных языков. Кроме английского языка выбирают китайский, французский, иногда можно встретить немецкий. Дети начинают изучать английский с 7-8 лет, а еще один язык вводит в пятом году обучения. Для лучшего усвоения материала ребят разделяют на подгруппы, примерно по 8-12 человек. Класс (в реалии российских школ состоящий из 30 детей) разбивают на 3 группы. Бывает, что правило нарушается из-за того, что в некоторых гимназиях в классе обучается по 40 детей.
- Технические науки изучаются по стандартным учебникам, принятым министерством образования, в отличие от гуманитарных дисциплин. Их дети осваивают по учебникам с углубленной подачей материала. В перечне преподаваемых дисциплин можно увидеть мировую культуру, религию, ритмику, ораторское искусство, филологию и т.д.
- К положительным сторонам гимназии можно отнести то, что здесь имеются всевозможные кружки, проводятся факультативные занятия и т. д., которые помогут ребенку с пользой провести внешкольное время.
- Гимназии очень тесно сотрудничают, как и лицеи (чаще взаимодействуют, а не подписывают контракт) с различными университетами и учреждениями культуры. Поэтому учебное и внешкольное время ученика гимназии проводится очень насыщено.
- Сейчас почти во всех гимназиях принята одежда особого образца, которая шьется только для детей обучающихся там. Поэтому и можно еще раз констатировать, что «гимназист – это звучит гордо».
Есть школы, где тоже существует своя форма, но это чаще всего носит рекомендательный характер. У гимназиста на форме можно заметить специальный символ его учебного заведения.
Теперь при выборе учебного заведения родители наверняка будут знать, чем отличается гимназия от школы.
Таблица
Колледж |
Училище |
Что общего между ними? |
|
Колледжи и училища — средние образовательные учреждения | |
В чем разница между ними? |
|
В колледжах в большинстве случаев преподаются гуманитарные знания | Во многих училищах преподаются технические знания |
Предполагают обучение преимущественно по теоретическим программам | Предполагают обучение практической направленности |
Длительность обучения в колледжах — порядка 4 лет | Длительность обучения в некоторых училищах — 2 года |
Часто являются подразделениями вузов | Достаточно редко бывают подразделениями вузов |
Учебный процесс в колледжах похож на организуемый в вузах | Учебный процесс в училищах может иметь немного общего с обучением в вузах |
Однако существует и веское различие между колледжем и вузом. Если образование в университете направлено, в первую очередь, на подготовку научных кадров, то в колледжах готовят работников-практиков для множества областей: экономики, здравоохранения, культуры, промышленного и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий. В средне специальном учебном заведении можно освоить любую специальность из любой сферы. Именно поэтому специалисты среднего звена очень ценятся на рынке труда.
При выпуске каждому студенту присваивается определенная квалификация, благодаря которой он может идти работать по специальности, или же поступить в высшее учебное заведение для получения дальнейшего образования. Если выбор профессии остается неизменным, выпускник колледжа может поступить сразу на старшие курсы университета.
# 15: Вы будете много читать
Вы знаете эти фотографии измученных студентов, сидящих рядом с грудой учебников, которые им нужно пройти? Так думают многие студенты колледжа. Ожидайте много читать в колледже, включая учебники, журнальные статьи и литературу. Если вы специализируетесь в такой области, как информатика или математика, вы можете ожидать меньше чтения (и большего количества домашних заданий), но вам все равно гарантировано, что у вас будет хотя бы несколько классов, где вам будет поручено прочитать пару десятков страниц учебника до этого. следующий класс. Вы очень хорошо узнаете школьную библиотеку.
Отличие школ от лицеев и гимназий
Сегодня ФГОСы несколько уравняли качество образования во всех видах учебных заведений. То есть сейчас дети получают примерно одинаковый каркас знаний. Но, конечно, обычная школа по-прежнему сильно отличается от гимназий и лицеев:
- Условия поступления: в приеме в общеобразовательную школу ребенку не имеют право отказать, тогда как перед поступлением в лицей или гимназию ученику придется пройти вступительные испытания, от результата которого зависит многое;
- Форма собственности: школа – это всегда государственное учреждение, обучение в котором бесплатно; гимназии и лицеи часто бывают частными, и, соответственно, платными;
- Оснащенность: материально-техническая база лицеев и гимназий обычно бывает более совершенной, чем оснащение простых школ. Это объясняется тем, что у элитных учебных заведений больше спонсоров (часто из числа родителей учеников), также в них существуют попечительские советы;
- Уровень обучения: школьная программа не выходит за рамки госстандартов, а в гимназиях и лицеях предметы изучаются более серьезно и глубоко. Кроме того, в элитных учебных заведениях учащиеся на постоянной основе принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, готовят творческие проекты и т.д. ;
- Ориентация на результат: в школах до последнего «тянут» даже откровенно слабых и незаинтересованных учебой детей, из гимназии же или лицея легко можно «вылететь» (в ту же обычную школу) за неуспеваемость;
- Преподавательский состав: учителей в элитные образовательные организации нередко выбирают на конкурсной основе: это преподаватели высших квалификаций, победители всевозможных конкурсов, новаторы и энтузиасты; в школе же такой тщательный отбор не практикуется, здесь встречается проблема нехватки квалифицированных кадров и некомплектности состава;
- Отношение к одаренным ученикам: школа рассчитана на среднего ребенка, в гимназиях и лицеях всячески поддерживают и поощряют таланты учащихся, здесь реализуется более адресный подход к детям.
Поставьте себя на место
Когда вы впервые пойдете в колледж, будет много изменений, и вам будет легко проводить время в комнате общежития и писать сообщения своим школьным друзьям. Однако вам следует противостоять этому побуждению.
Колледж, вероятно, лучшее время, когда вам когда-либо придется знакомиться с новыми людьми и пробовать что-то новое, поэтому вам следует воспользоваться всеми преимуществами. Держите дверь своей комнаты в общежитии открытой, чтобы познакомиться с соседями. Заведите разговор со своим партнером по химической лаборатории. Присоединяйтесь к клубу или спорту, которым вы никогда раньше не занимались. Это не только упростит переход из средней школы в колледж, так как вы будете встречать больше людей, но и откроете для себя нового друга или хобби.
Педагоги
Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами. Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они. Надзирателю пришлось уехать в тот же день.
Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.
Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения. Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж. И по прибытии назначены профессорами в Лицей.
Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее. Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.
Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы. Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.
Как извлечь максимальную пользу из обучения
Даже самый лучший преподаватель в мире не сможет ничему обучить студента, пока тот сам не захочет учиться. Поэтому в первую очередь необходимо начать со своего отношения к получению образования.
Не позволяйте окружающим расхолаживать вас. И помните о цели поступления – приобретении практических навыков, которые помогут обеспечивать себя. Рассматривайте период обучения как инвестирование в будущее. Время – один из ценнейших ресурсов, которым все мы обладаем. Не стоит бездарно спускать его на ветер.
Практика показывает, что когда студент проявляет интерес к предмету, преподаватель сам загорается энтузиазмом. Своим отношением вы можете побудить его поделиться с вами действительно ценными знаниями даже на фоне безразличия всей остальной группы.
Как этого добиться? Просто попробуйте внимательно слушать. Постарайтесь по-настоящему заинтересоваться избранной профессией. В конце концов, именно с этим делом вы решили связать свою жизнь, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Зачем же сознательно превращать эти годы в каторгу, если вполне возможно получать настоящее удовольствие от интересного дела?
Плата за обучение
Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.
В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:
- дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
- учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
- десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).
Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.
# 14: У вас будет меньше оценок в классе
В старшей школе у вас, вероятно, были ежедневные домашние задания, которые вам нужно было выполнять и за которые вы получали оценку. Они, наряду с некоторыми более крупными проектами, викторинами и тестами, составили вашу окончательную оценку в классе. Если у вас низкий балл по одному из них, это обычно нормально, так как было много других шансов компенсировать низкий балл.
Когда вы пойдете в колледж, вы можете обнаружить, что во многих классах гораздо меньше заданий, а это значит, что вы получите меньше оценок, и каждая из этих оценок будет стоить дороже. Вместо обычных домашних заданий и викторин, многие классы колледжа основаны только на промежуточных и выпускных классах. Это означает, что вам нужно очень серьезно отнестись к этим экзаменам / работам / проектам, потому что, если вы испортите один из них, будет очень сложно поднять свою классную оценку до того уровня, который вы хотите.
Заключение
Несмотря на то, что действующий с конца 2012 года закон «Об образовании в РФ» не разделяет средние общеобразовательные учреждения на типы, на практике гимназии как элитные учебные заведения все еще существуют и продолжают славные педагогические традиции прошлого. Даже если вчерашнюю гимназию переименовывают в школу (а в Москве, например, это в последнее время делается целенаправленно), она все равно сохраняет сильный преподавательский коллектив, профильные классы, расширенную систему факультативов и прочие атрибуты престижного учебного заведения. Поэтому ответ на вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в гимназию, будет утвердительным.
Что в итоге выбрать?
В этом вопросе придется принимать совместное решение вместе с родителями или теми, кто отвечает за абитуриента, так как не все могут позволить оплачивать обучение в том или ином месте. Также родители не должны руководствоваться своими предпочтениями, выбирая заведение попрестижнее или реализовывая свои несбывшиеся желания. Все должно зависеть от предпочтений ребенка и насколько хорошо ему даются определенные знания.
С решением вопроса может эффективно помочь школьный психолог, который проведет с учеником различные тесты на профессиональную пригодность, понаблюдает за ним на уроках и подскажет какую профессию выбрать для дальнейшей самореализации.
Также стоит учитывать, что планирует делать молодой человек после окончания учебы. Если есть желание идти на высшее образование, то стоит изначально идти в колледж. Если же подросток хочет работать, то в этом случае подойдет техникум.
Бывали случаи, когда ученики учатся в школе на двойки и тройки, а поступая в ПТУ, становились прекрасными поварами или плотниками и заканчивали учебные заведения с красными дипломами. Именно поэтому необходимо ответственно подойти к вопросу о выборе будущей профессии, учитывая все факторы, критерии и сложности, которые могут возникнуть в процессе обучения, чтобы успешно закончить выбранное учебное заведение.
В следующем видео психолог расскажет, как помочь подростку выбрать профессию: