Кафедра органического синтеза и нанотехнологий
Содержание:
- Принцип действия препаратов для улучшения памяти и работы мозга
- Овощи и зелень
- Пищевые добавки, стимулирующие работу мозга
- Виды памяти
- Возможные трудности при приеме антидепрессантов
- Разновидности стимуляторов
- Как развить память и внимание ребенку
- Ноотропы для детей
- Витамины для памяти взрослым
- Эффект Моцарта
- Диета
- Как понять, что ребенку недостаточно витаминов для мозга?
- Компоненты, компенсирующие недостатки рациона
- Продукты, которые истощают мозг.
- Интеллект и образование
Принцип действия препаратов для улучшения памяти и работы мозга
Ноотропное воздействие лежит в поддержании функциональных обязанностей центральной нервной системы. Такой результат необходим, чтобы:
- увеличить мозговую деятельность;
- запоминать больший объем информации;
- иметь безграничные речевые навыки.
Такой эффект наблюдается по причине:
- налаживания обмена веществ в мозговых клетках нервной системы;
- при помощи обменных процессов в клетках тканей при дыхании;
- стимулирования окислительных и восстановительных реакций;
- скорого увеличения оборотов биосинтеза в мозге.
Ноотропное воздействие способствует функциональности всего организма:
- изменение кровотока в мозговые сосуды, что содействует их лучшему питанию и обогащению кислородом;
- оказывает благотворное воздействие на рассудок человека;
- понижение ярко проявляющейся заторможенности клеток мозга;
- менее проявляющаяся пассивность;
- усиление работоспособности мозга;
- для мозговой активности людям старшей возрастной категории;
- для укрепления внимания и памяти.
Помимо того, что ноотропные средства для улучшения памяти воздействуют на восстановительные функции мозга, они также воздействуют и на нервную систему:
- оказывают успокоительный эффект;
- снижается раздражительность нервной системы;
- противоэпилептическое воздействие;
- снижается уровень возбудимости человека;
- оказывает благотворное воздействие на симптоматику болезни Паркинсона.
Ноотропные лекарства имеют низкую токсичность на организм, поэтому практически не провоцируют сторонних реакций. Такая группа средств для улучшения мозговой деятельности и памяти уживаются со всеми медикаментами фармакологических лекарственных групп.
Овощи и зелень
Шпинат, салат айсберг и другие зеленые овощи снижают риск возникновения патологий познавательного характера и способствуют активному росту новых клеток мозга. Дети не очень любят зелень, поэтому можно применять маленькие хитрости — добавлять ее в омлеты и пиццу, коктейли и крем-супы.
Морковь содержит лютеолин, который улучшает память и снижает риск развития воспалительных процессов в головном мозге. В свекле присутствуют самые полезные для мозговой деятельности компоненты: глюкоза, железо и йод. Капуста стимулирует память благодаря содержанию витаминов группы В, фолиевой кислоты и железа.
Пищевые добавки, стимулирующие работу мозга
Пищевые добавки сами по себе не являются достаточными средствами, обеспечивающими бесперебойную работу мозга. Но для улучшения памяти их тоже можно и нужно пропить, поскольку благодаря им восполняется нехватка элементов, от которых напрямую зависит интеллектуальная работоспособность.
Предполагается, что в сбалансированном рационе, с учётом правильного сочетания продуктов, должно быть достаточное количество элементов, необходимых для полноценной работы мозга и обеспечения когнитивных функций. На практике такой сбалансированный рацион регулярно удаётся поддерживать единицам. В большинстве же случаев стабильная нехватка витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот должна восполняться в капсулах и таблетках.
Рыбий жир
Восполняет нехватку Омега-3 и продаётся в капсулах как отечественными так и иностранными производителями. Разница в количестве полиненасыщенных жирных кислот в зависимости от производителя может быть огромна. Предпочтение как источнику следует отдавать океанской рыбе жирных пород
Однако из-за того, что Омега-3 легко окисляются под воздействием кислорода и света, внимание также нужно уделять формату упаковки и способу хранения
Витамины
Лучше применять поливитаминные комплексы, в которых сочетание витаминов способствует их усвоению организмом. Если выбирать моновитаминные средства, то необходимо будет позаботиться о дополнительных средствах, помогающих усвоению. Так, например, для улучшения работы мозга вместе с витаминами группы В, рекомендуют принимать магниевосодержащий комплекс.
Отдельный вопрос, как принимать фолиевую кислоту (В9), которую вообще очень сложно получить в необходимом количестве (от 400 мкг) с питанием. Даже изменение меню, в котором фолиевая кислота появлялась в качестве составляющего продуктов, не улучшает положения из-за трудностей с усвоением этого элемента. При этом, согласно данным исследования учёных Тафтского университета, чем меньше в крови В9, тем выше риск сужения и закупорки сосудов, а, значит, и выше риск ухудшения снабжения мозга. Причём курильщикам необходимо выпить 600-800 мкг в день, чтобы обеспечить себя достаточным количеством фолиевой кислоты. Для восполнения недостатка её приходится принимать вместе с витамином В12. Однако дефицит кислоты возникает при нехватке, не только В12, но и белка, метионина, витамина С или биотина.
Аминокислоты
Для повышения уровня мотивации и для улучшения сна следует употреблять тирозин и фенилаланин, которые влияют на уровень мелатонина, дофамина и норадреналина. При добавлении аминокислот при каждом приёме пищи увеличивается производительность интеллектуального труда. А тем, чья деятельность постоянно связана с активной загрузкой мозга, рекомендованы даже повышенные дозы аминокислот.
Виды памяти
Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.
Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи. Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства. |
Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.
По времени сохранения информации бывает:
Возможные трудности при приеме антидепрессантов
Отсутствие или наличие нежелательного эффекта от данной группы препаратов происходит по разным причинам:
- некомпетентное назначение средства (самостоятельно или по врачебной ошибке);
- преждевременная отмена одного препарата и назначение другого;
- неправильно подобранная доза – недостаточная дозировка, отсутствие индивидуального подхода в ее назначении, доза не была вовремя увеличена;
- преждевременная поддерживающая терапия;
- применение нескольких препаратов вместо монотерапии.
Чаще всего трудности в приеме антидепрессантов появляются в случае несоблюдения схемы их приема.
Пациенты могут преждевременно отказываться от продолжения использования препаратов, например, если почувствовали улучшение. Но это становится фатальной ошибкой при терапии депрессии, так как такие первые улучшения еще нестабильны и прерывание терапии на этом этапе с большой вероятностью возобновит нежелательные симптомы.
Для закрепления результата антидепрессивные средства следует принимать длительно.
С другой стороны, человек резко отменяет прием препарата, если не чувствует эффекта от него. При этом нужно учитывать, что действие средства развивается не сразу: первые сдвиги в терапии наступают в течение 1–2 месяцев.
Если менять дозировку медикаментозных средств, то делать это нужно постепенно. Резкая отмена способна усугубить состояние. И конечно, не забывать принимать лекарства систематически в дозе, указанной врачом.
И не стоит переживать, что со временем возрастает количество таблеток. Просто постепенно увеличивается их дозировка.
А бывает и так, что больной откладывает начало медикаментозной терапии. По разным причинам. Но ведь гипертоник принимает гипотензивные средства, не задумываясь об их надобности, потому что знает: без них он подвергает риску свое здоровье. Так и с депрессией. Отдельные ее формы просто требуют медикаментозного вмешательства.
Что касается побочных эффектов от приема препаратов, то в начале лечения возможно их присутствие. Это могут быть запоры, жажда или астения. Но обычно они проходят в течение нескольких недель. Если же они сохраняются, то стоит предупредить лечащего врача.
Много разговоров ходит по поводу абстинентного синдрома при приеме антидепрессантов. Стоит отметить, что при корректном назначении они не вызывают привыкания и тяжелых негативных проявлений. Синдром отмены появляется как следствие грубого нарушения схемы лечения. Поэтому помните, что препараты назначаются исключительно врачом-психиатром и не допускают самостоятельной корректировки.
Вообще, существует много интересных фактов приема антидепрессивных средств. Например, препарат Кломипрамин у некоторых пациентов вызывал оргазм во время зевания!
Разновидности стимуляторов
К стимуляторам относятся синтетические и природные вещества, лекарственные средства и некоторые продукты питания. В этом классе есть наркотики – синтезированные и природные, полученные из растительного сырья.
Лекарства
В медицинских целях используют дезоксин, милдронат, цитофлавин, экстракты левзеи, элетеурококка, родиолы розовой и другие препараты, которые врачи назначают больным при различных нарушениях психической деятельности. Стимуляторы помогают избавиться от повышенной сонливости, используются при лечении шизофрении, дефицита внимания и гиперактивности. Дезоксин входит в курс терапии ожирения.
Все стимуляторы отпускаются строго по рецепту. В некоторых странах разрешены к использованию запрещенные у нас медицинские препараты на основе амфетамина и метамфетамина. Любые стимуляторы, выписанные для лечения, можно использовать с немедицинскими целями для создания эйфории.
Продукты
В некоторых широко распространенных блюдах и напитках находятся природные вещества-стимуляторы. Это кофе, чай, энергетические безалкогольные и спиртные напитки, табак. Все они разрешены к применению, для их покупки не нужно рецепта.
Наркотики
В эту группу входят амфетамины, кокаин и эфедрин, синтезированный наркотик экстази. В 80-х годах появилась новая группа психоактивных веществ синтетического происхождения, так называемые «дизайнерские наркотики». Они действуют как наркотики и включают в себя соединения аналогичные тем, которые содержатся в каннабисе, кокаине, ЛСД – имеют галлюциногенное действие. В группу входят мефедрон, бензофуран, фтормфетамины и другие синтетические вещества.
Эффекты
Перечислим основные эффекты и последствия употребления стимуляторов. Сразу же после приема начинается стимуляция центральной нервной системы. Результаты могут быть немедленными, кратковременными и долговременными.
Сила, яркость и продолжительность немедленных эффектов зависят от индивидуальных особенностей человека. В основном испытывают эйфорию, прилив энергии. Этот приятный опыт заставляет продолжать употребление наркотика. После приема стимулятора люди лучше концентрируются, мало спят, меньше едят, больше работают. У них повышается сексуальная активность и физическая выносливость. Стимуляторы типа МДМА увеличивают эмпатию, помогают общаться с людьми.
По мере развития толерантности положительные эффекты снижаются, требуются более высокие дозы для достижения положительного эффекта. Увеличение дозировки приводит к беспокойству, раздражительности, плохому настроению. Человек ведет себя неадекватно, возможно появление галлюцинаторных видений. При чрезмерно высоких дозах возникает стимуляторный делирий, признаками которого является помрачение сознания и дезориентация.
Долговременные эффекты от употребления стимуляторов – это поведенческие и физические изменения, развитие расстройств, зависимость, требующая прохождения курса лечения у нарколога.
Как развить память и внимание ребенку
От того, насколько развитым и натренированным будет мозг человека в детстве, во многом зависят когнитивные функции во взрослом возрасте. Для правильного развития памяти ребенка специалисты рекомендуют следующее:
- Подбирайте развивающие и интеллектуальные игры, которые будут интересны малышу. Сейчас детские магазины не испытывают дефицита в ассортименте, поэтому найти подходящие развивашки не составит труда.
- Избегайте многозадачности. Ребенок должен учиться сосредотачиваться на одном объекте. Следите за тем, чтобы изучение стихотворения не совмещалось с фоновым прослушиванием телевизора.
- Тренируйте визуализацию. Можно озвучить ребенку вымышленную ситуацию, чтобы он описал ее детали. К примеру, скажите: “По лесной дороге едет велосипедист”. Пусть малыш представит и расскажет, какого цвета велосипед, что видит человек по пути, во что он одет, насколько широка дорога и т. п. Также можно попросить нарисовать эту ситуацию.
- Предлагайте ребенку рассказывать в деталях разные события из его жизни: как прошел день в школе, о чем был прочитанный рассказ, по каким правилам нужно играть в его игру на компьютере и т. п.
- Следите за тем, чтобы сон ребенка был полноценным и здоровым. Не позволяйте засыпать под телевизор или телефон, ведь голубой свет экрана делает сон неглубоким и неспокойным, что не дает мозгу как следует отдохнуть.
- Еще пара важных компонентов для здоровья мозга – это физическая активность и полноценное питание. Корректное поступление витаминов и прогулки на свежем воздухе способствуют развитию внимания и облегчают усвоение новой информации.
Ноотропы для детей
В педиатрии применяются только те лекарства, что обладают минимумом побочных действий, противопоказаний. Но у малышей при длительном лечении они все равно могут повышать нервную возбудимость, вызывать нарушения сна, поэтому показания к приему очень строгие:
- задержка развития;
-
синдром гиперактивности, дефицита внимания;
- ДЦП, врожденные болезни нервной системы;
- гипоксия в родах.
Детям чаще всего назначаются лекарства Фенибут, Пантогам в сиропах, ребенку постарше можно давать таблетки, капсулы. Безвредным для организма считается Глицин — аминокислота, родственная организму. Также в педиатрии используются Кортексин, Пикамилон, ограниченно — Мексидол, Нейромультивит. Курсовое применение корректирует детские патологии ЦНС и является профилактикой прогрессирования заболеваний.
Витамины для памяти взрослым
Роль нервной системы заключается в восприятии и анализе поступившей извне информации. Кроме того, она руководит движениями человека и отвечает за слаженную работу всего организма. Проявлением высшей нервной деятельности являются речь, эмоции, память и интеллект. Интересно, что нарушение биохимических реакций в мозгу, в первую очередь, отражается на качестве запоминания.
Перечень препаратов для улучшения памяти:
- «Нейростронг» (Artlife, Россия). Биоактивный комплекс, предназначенный для укрепления нервной системы, ускорения восстановительных процессов после инсульта, профилактики дисфункций микроциркуляторного русла головного мозга. В состав препарата входят: L-глутаминовая кислота, имбирь, солодка, гинкго билоба, лецитин, черника, витамины В1, В3, В6.
БАД назначают по 1 таблетке 3 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.
- «Интеллан» (Herbion Pakistan, Пакистан). Органическая добавка, в состав которой входят 6 видов целебных трав (гинкго билоба, центелла азиатская, херпестис монниерра, кориандр посевной, амомум шиловидный, эмблика лекарственная). Препарат используют для стимуляции мозговой деятельности путём активации нейротрансмиттерных центров, купирования тревожности психогенной и невротической природы, повышения интеллектуальных способностей, ликвидации головокружений, вызванных нейросенсорными изменениями.
Стандартная схема приёма: по 1 капсуле или 10 миллилитров сиропа дважды в день.
«Нейро Плас» (Vitaline, Россия)
Натуральный биокомплекс, повышающий память, внимание, настроение. Активные компоненты состава: готу кола, имбирь, солодка, гинкго билоба
При регулярном приёме добавки улучшается приток крови, а значит и кислорода к тканям, снижается проницаемость сосудистой стенки, повышается жизненный тонус организма, ускоряется регенерация пигмента сетчатки, ускоряется психомоторное и речевое развитие.
Препарат принимают трижды в день по 1 капсуле после еды.
- «Мемори райз» (Artlife, Россия). Лечебно-профилактический препарат для оптимизации питания клеток мозга, повышения концентрации внимания, улучшения памяти. Биодобавка включат в себя растительные экстракты (готу-кола, пустырник пятилопастный, гинкго билоба, боярышник колючий, женьшень корейский, гуарана, каштан конский), аминокислоты (L-глутамин, L-метионин, L-тирозин, L-фенилаланин, L-карнитин, гамма-аминомасляную кислоту), витамины (В1, В3, В4, В5, В6, В8, В9, В12), макроэлементы (кальций, магний).
С профилактической целью препарат принимают по 1 – 2 таблетки дважды в день, с лечебной – 2 пилюли 3 раза в сутки.
- «Мозг и память» (Herb Pharm, США). Коллоидный раствор для нормализации умственной деятельности, снижения нервной возбудимости и улучшения сна. Концентрат содержит экстракты готу кола, гинкго билоба, шлемника бокоцветного, шалфея и розмарина.
Препарат употребляют в перерывах между едой по 0,7 миллилитров 2-3 раза в день.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.
Диета
Нет единой точки зрения на правильный набор продуктов питания для улучшения памяти. Как нет и единой точки зрения на влияние диеты на память. Существует, пожалуй, несколько основных правил для диеты, которые лично я могу выделить. И главное из них – мера.
Так, например, исследования показывают, что риск ухудшения памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем, выше, нежели у лиц, не имеющих такой пагубной привычки, но, при этом, лица, совсем не употребляющие алкоголь, тоже имеют достаточно высокие риски ухудшения памяти. Примерный ежедневный объем алкоголя при этом, конечно, но не должен превышать 30-50 граммов в пересчете на спирт (бокал вина, как классический пример). При этом в качестве алкоголя Вы должны быть уверены, ведь один раз приема суррогата может испортить не только память, но и в целом лишить жизни.
Как понять, что ребенку недостаточно витаминов для мозга?
- Внешне их недостаток по ребенку малозаметен. Малыш дошкольного возраста весел, общителен, легко вступает в контакт и подвижен. Но, у него может наблюдаться плохой аппетит, быстрая утомляемость и повышенная склонность к капризам.
- Умственные занятия ребенок не любит. Быстро устает от познавательной деятельности. Интерес к окружающему понижен. «Почемучкой» такого малыша назвать нельзя.
- Трудности в учебе появляются с первого дня обучения в школе. Учителя жалуются родителям на плохую старательность сына или дочки. Говорят о неусидчивости и невнимательности. Требуют новых и новых дополнительных занятий.
- Но дополнительные занятия здесь не помогут. Мозг систематически недополучал нужные витамины. Единственный выход из ситуации – сбалансированное питание и витаминные комплексы.
Страдает и эмоциональная сторона личности ребенка. Позитивная роль витаминов в развитии мозга ребенка состоит и в создании правильного эмоционального фона. Они обеспечивают выработку серотонина и регуляции процессов возбуждения и торможения. Недостаток серотонина влияет на формирование характера. Ребенок растет капризным, нервным, возбудимым.
Компоненты, компенсирующие недостатки рациона
Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.
Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца – 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.
Рыбий жир. Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.
Поливитаминные комплексы. Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.
Аминокислоты. К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:
- тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
- триптофан / 5–НТР, который известен как предшественник серотонина – гормона радости,
- S–аденозил–метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.
Продукты, которые истощают мозг.
Теперь, когда вы знаете про правильные витамины для мозга детям, внесём ясность по некоторым элементам, которые могут быстро слить энергию и уровень внимания детей, часто вызывая короткие скачки в деятельности, а затем сбой в организме от избыточного сахара и искусственных ингредиентов.
Обходите эти продукты стороной в следующей поездке в продуктовый магазин:
— продукты питания с искусственными подсластителями или неестественной окраской;
— высокофруктозный кукурузный сироп;
— сладкие фруктовые напитки, кола и соки;
— рафинированный белый сахар;
— транс-жиры и частично гидрогенизированные масла;
— обработанные закуски и колбасные изделия.
Теперь вы узнали больше про витамины для мозга детям, а для взрослых есть специальная статья витамины для памяти и работы мозга взрослым.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции
Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями
Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Экономика образования
Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.