Дифференциально-диагностический опросник климова
Содержание:
- Второй ярус: цели
- Инструкция к тесту
- Лист ответов
- Инструкция к тесту
- Анализ результатов
- Обработка и интерпретация результатов теста
- Как правильно выбрать будущую профессию?
- Как проходить тест на профориентацию
- Психологические требования к профессиям «человек – человек»
- Результаты
- Методы диагностики профессиональной направленности личности
- Классификация профессий по предмету труда
Второй ярус: цели
По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:
Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик
Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий. Преобразующие цели
Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного)
Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник. Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь
Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник. Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.
Инструкция к тесту
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
Содержание теста:
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. |
или |
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
Ключи к тесту:
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
Ч-Ч |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-3 |
Ч-X |
|
2а |
1б |
1а |
2б |
За |
|
4б |
4а |
3б |
5а |
5б |
|
6б |
7б |
6а |
9б |
7а |
|
8а |
9а |
10а |
10б |
8б |
|
12а |
11б |
11а |
126 |
13а |
|
14б |
14а |
13б |
15а |
15б |
|
16б |
17б |
16а |
19б |
17а |
|
18а |
19а |
20а |
20б |
18б |
|
+ |
|||||
— |
|||||
Сумма |
Лист ответов
П | Т | Ч | З | ХО |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б | |||
Примечание.Обработка данных:Если применялся первый вариантИнтерпретация результатов:Он позволяет определить только факт наличия или отсутствия (!) склонности. Психологическое заключение:Некоторые рекомендации по формулированию заключения.испытуемого привлекаетчасти заключения следует конкретно указывать(дан 1-й вариант инструкции, немного изменены формулировки 2а, 5б, перепутаны местами формулировки 15а и 15б)(немного изменена форма Листа ответов)
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б | |||
ИнструкцияСледить за состояниемОсуществлять монтаж или сборку машинперейти в каталог файлов
Инструкция к тесту
Проходить тест Климова на профориентацию можно не только онлайн, но и на бумажном бланке. Таким способом чаще всего проводятся тестирования в школах и колледжах.
Е.А. Климов — один из основоположников психологии труда
Инструкция везде одинакова:
- Необходимо внимательно прочитать каждое утверждение.
- Человек должен определить, насколько это утверждение относится к нему, и выбрать подходящий вариант. Например, рядом с утверждением «Я с удовольствием ухаживаю за растениями и животными» нужно указать ответ «Да» или «Нет». Можно поставить плюс или минус.
- На вопросы надо отвечать честно, иначе результат получится недостоверным.
Важно! Следует понимать, что в результатах теста, в первую очередь, заинтересован опрашиваемый. Тест призван помочь молодым людям определиться с дальнейшей жизнью
Анализ результатов
Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов — симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.
Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой — менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого — 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).
Обработка и интерпретация результатов теста
Расшифровка и интерпретация результатов содержит много подробностей. Там будут перечислены все 5 психотипов. В начале этого списка указан наименее подходящий тип. В конце перечня назван вариант, к которому человек имеет таланты и склонности.
Интерпретация включает в себя подробное описание профессий, к которым склонен отвечающий. Там можно узнать, какие специальности стоит рассмотреть, а какие лучше не выбирать.
Интерпретация результатов не дает однозначный ответ, но подсказывает
Тест Климова на профориентацию позволяет выявить склонности человека к определённой профессии. С помощью этого теста школьник может в общих чертах узнать, какая специальность ему подходит, а в будущем — найти своё призвание.
Как правильно выбрать будущую профессию?
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать три ключевых момента:
- Сферу своих интересов. Чем Вам вообще устойчиво, на протяжении долгого времени интересно заниматься.
- Свои возможности. Личные психологические характеристики, интеллект, коммуникативность и социализацию.
- Знания и умения. Но здесь многому можно научиться.
Подробнее все факторы, которые нужно учитывать при выборе профессии, мы собрали для Вас в специальном чек-листе.
Ну а полную картину, можно получить в ходе профориентационного тестирования.
После прохождения профориентации:
- Вы лучше узнаете себя или своего ребенка (получите личностный портрет, особенности психики, характера и пр.);
- определите путь правильного профессионального выбора и карьерного развития (сферы деятельности, список подходящих профессий, прогноз карьерного роста);
- станете тратить деньги только на действительно нужные курсы, семинары, тренинги;
- Вы также получите рекомендации специалиста: направления профессионального развития, направления развития личности;
- подросток, поступающий в ВУЗ, получает еще и список подходящих ВУЗов и факультетов, необходимые экзамены и проходные баллы.
Подробнее о том, как проходит профориентационное тестирование в нашем Центре, Вы можете посмотреть здесь.
Теперь Вы понимаете, для чего нужен тест Климова. Он позволяет выявить сферу профессиональных интересов, то есть определить сферы деятельности, которые Вам наиболее интересны.
Все что нужно знать о тесте Климова
Тест по методике академика Климова Е. А. представляет из себя дифференциально-диагностический опросник. Сокращенно ДДО Климова Е. А.
Дифференциальный, так как при помощи альтернативных пар ответов он позволяет дифференцировать или определить ваши интересы к той или иной сфере деятельности.
Нужно понимать, что он достаточно простой и не предполагает, что Вы будете давать “социально значимые ответы”. Выбирайте ответ честно, так как это именно Вам нужно лучше узнать себя.
На выходе Вы наберете определенное количество баллов по 5 шкалам: «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-художественный образ» и «Человек – знаковая система». Из названия шкалы и следует сфера интересов.
Вы можете просто пройти тест — в расшифровке будут и шкалы и подходящие профессии. Но если Вам интересно, можете прочитать и расшифровку шкал:
«Человек-природа». Предрасположенность к профессиям, связанным с живой природой. Такие люди любят работать с растениями и животными, обеспечивать условия для их роста, жизни. Особенность профессиональной деятельности: наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, умение видеть картину окружающей среды целиком, работа вне коллектива, готовность к физическому труду, работа в сложных природных условиях, на открытом воздухе.
«Человек-техника». Профессии, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом технических системам: механизмов, станков, оборудования и т.д. В основном это профессии, связанные с эксплуатацией и ремонтом технических устройств: монтаж и установка технических систем, работа на станках, управление транспортным средствами, выявление неисправностей в приборах и механизмах, их регулирование и ремонт. Профессии могут быть связаны с физическими нагрузками и сложными условиями работы: освещение, шум, вибрация, пожароопасность, и т.п.
«Человек – знаковая система». Профессии, связанные с аналитической работой. Работа с вычислениями, алгоритмами, чертежами и схемами, систематизацией и обработкой информации. К «чистым» профессиям «человек – знак» (значение максимальное, значение по остальным шкалам меньше на 2 и более баллов) относятся: программисты, статистики, экономисты (финансовые аналитики, бухгалтера, плановый отдел и т.д.), делопроизводители, стенографисты, секретари и т.д.
«Человек-художественный образ». Работающие в этой профессиональной сфере выполняют в основном деятельность творческого характера в разных областях: художник, скульптор, писатель, журналист, музыкант, певец, композитор, балетмейстер, татуировщик, ювелир.
«Человек-человек». Профессии с высокой социальной активностью. Это профессии, связанные с педагогической сферой, общие медицинские специальности, бытовыми услугами, сферой безопасности. К ним относятся: воспитатель детских садов, учителя, тренер в спортивной секции, медицинский персонал (терапевты, медсестры и т.п.), психологи, маркетологи, работники сферы торговли и коммерческих услуг (продавец, операционисты в банке, парикмахер, официант), адвокаты, юрисконсульт, сотрудник органов внутренних дел, военнослужащие и т.д.
Как проходить тест на профориентацию
Отвечать на вопросы теста желательно в спокойной и приятной обстановке. Ничто не должно отвлекать и волновать отвечающего.
Над вопросами можно долго размышлять. Не стоит браться за тестирование, находясь под впечатлением от книг или фильмов о какой-либо профессии, а также после личной встречи и близкого знакомства с профессионалом. Эти впечатления могут исказить результаты теста и подтолкнуть человека к неправильному выбору.
Внимание! Известны случаи, когда под впечатлением от сериала «Доктор Хаус» многие молодые люди поступали в медицинские вузы, а потом понимали, что профессия врача им не подходит. Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы
Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы.
Трудности выбора
Психологические требования к профессиям «человек – человек»
Какие черты характера должны иметь специалисты, работающие в данной сфере? Для них важно:
— обладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми; — стремиться к общению; — обладать устойчивым и хорошим самочувствием при работе с людьми; — быть отзывчивыми и доброжелательными; — иметь выдержку; — быть способным сдерживать собственные эмоции; — уметь анализировать поведение не только окружающих, но и свое собственное; — предвидеть намерения и понимать настроение других людей; — разбираться в человеческих взаимоотношениях; — сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми; — иметь способность поставить себя на место собеседника, уметь выслушать и учесть его мнение; — владеть жестами, мимикой и речью; — уметь убеждать людей; — быть пунктуальными, аккуратными и собранными; — знать психологию людей.
Представители профессий, находящихся в сфере «человек – человек», должны понимать, что все люди воспринимают этот мир по-своему. При этом многие трудности, возникающие в человеческих отношениях, вызваны нежеланием принять точку зрения собеседника.
Результаты
Не смотря на то, что тест опросник был создан Евгением Александровичем Климовым еще в прошлом столетии, он является актуальным. Хотя с того времени появилось множество новых профессий, все они относятся к одной из 5 перечисленных сфер. Так что тест в любом случае поможет вам определиться с предпочтительными сферами деятельности.
Давайте подробнее поговорим о результатах и о том, как их можно интерпретировать. Тест Климова на профориентацию включает пять областей деятельности. Их соотношение вы получите после прохождения ДДО по методике.
Человек — природа
Любовь и интерес к природе — определяющие качества для людей этой сферы. Это геологи, биологи, географы, физики и другие ученые в разных областях науки о природе
Здесь важно уметь ставить эксперименты, изучать, наблюдать, но большая часть работы в сфере «человек-природа» носит практический характер. Это уход за животными, охрана экологии и так далее, область довольно разнообразна:
- охрана природы (эколог, инспектор, лесничий)
- научно-исследовательская деятельность (геолог, микробиолог, ботаник, генетик, химик и т.д.)
- живая природа (ветеринар, зоолог, зоотехник, цветовод)
- сельское хозяйство (агроном, рыбак, птицевод, животновод, овощевод)
Человек — техника
Сюда относится все профессии, которые связаны с техникой. Например: инженер, строитель, машинист. Из современных профессий это программисты, разработчики, системные администраторы и т.д. Естественно, что человек технической профессии должен быть внимательным и точным, необходим аналитический склад ума, интерес к различным механизмам и их работе. Какие здесь варианты?
- строительство и монтаж (строитель, инженер, слесарь, монтажник, отделочник, сварщик, электрик)
- транспорт (машинист, водитель, экспедитор, специалист технического обслуживания, механик)
- машиностроение (инженер, конструктор)
- IT-сфера (программист, разработчик ПО и мобильных приложений и т.д.)
Некоторые из профессий могут быть связаны с повышенными физическими нагрузками, шумом и сложными условиями работы.
Человек — человек
Это довольно обширная сфера, куда входят все профессии, основанные на взаимодействии с людьми. Врачи, учителя, продавцы — самые яркие примеры. Человек, выбравший для себя работу с людьми должен уметь общаться и управлять своими эмоциями, обладать эмпатией, развитой речью, терпением и отзывчивостью. Самые распространенные виды деятельности в рамках «человек-человек»:
- обучение и воспитание (учитель в школе, преподаватель в вузе, воспитатель в дошкольном учреждении, репетитор, экскурсовод)
- оказание медицинской помощи (врач, медсестра)
- политика и право (адвокат, политик, полицейский, судья, следователь)
- сфера обслуживания (продавец, менеджер, администратор, консультант)
- гуманитарные науки (психолог, социолог, библиотекарь)
Человек — знаковая система
Эта группа включает профессии, связанные с обработкой информации: бухгалтер, лингвист, диспетчер и другие
Для таких специальностей важны внимание и память, усидчивость и терпение, острый ум. Возможные варианты работы:
- расчеты и ведение учета (бухгалтер, экономист, статистик)
- языкознание (лингвист, филолог, переводчик)
- документоведение (нотариус, архивариус, делопроизводитель)
- гуманитарные науки (историк, математик)
- тексты (корректор, редактор, наборщик)
К этой же группе относится множество новых современных профессий: таргетолог, SSM-специалист, вебмастер и другие.
Человек — художественный образ
Самая творческая группа профессий, куда можно отнести всех, кто работает с художественными образами. Это актеры, певцы, дизайнеры, Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
- изобразительное искусство (дизайнер, фотограф, архитектор, модельер, художник, оформитель)
- музыка (певец, композитор, музыкант, дирижер,
- кино (актер, режиссер, продюсер, ведущий)
- литература (писатель, автор, критик)
Для работы в таких творческих специальностях необходимы следующие качества: креативность, наглядно-образное мышление, творческое воображение и талант.
Методы диагностики профессиональной направленности личности
Пожалуй, одним из самых важных вопросов в жизни человека является вопрос о выборе профессии. Часто молодые люди, руководствуясь экономическими соображениями или романтическими порывами, отдают предпочтение делу, которое в будущем начинает их угнетать и превращается в необходимую обузу. Вследствие этого профессиональные обязанности выполняются формально, а работа не радует.
Однако, как правило, сложившиеся обстоятельства не связаны с индивидуальными наклонностями человека к той или иной сфере деятельности. Во избежание казусов сегодня существуют разнообразные методики психологического тестирования, которые помогают определить те или иные способности личности. Специалист-консультант не только проведет диагностику, но и объяснит клиенту, как выбрать профессию. Тесты, как правило, проходить совсем несложно. Необходимо лишь вдумчиво и правдиво отвечать на предложенные вопросы.
Среди часто используемых методик определения профессиональных наклонностей можно назвать:
- Опросник «Карта интересов», разработанный А. Е. Голомштоком. Отвечая на вопросы, можно определить сферу возможной будущей деятельности. Тест предназначен и для подростков, и для людей, желающих поменять свою профессию.
- Методика Л. А. Йовайши, которая помогает определиться с профессиональными наклонностями и пристрастиями.
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда. Согласно данному тесту можно узнать тип личности респондента и соотнести его со сферой деятельности.
- Одним из часто используемых тестов профориентации является «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО Е. А. Климова). Пожалуй, данная методика – неотъемлемый инструментарий школьных практических психологов и консультантов из служб занятости.
Классификация профессий по предмету труда
В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:
- человек — человек;
- человек — техника;
- человек — природа;
- человек — знак;
- человек — художественный образ.
Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.
Человек — человек
Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.
Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость
Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность
Требования к специалисту:
- умение взаимодействовать с людьми;
- толерантность;
- способность выслушать;
- умение находить радость в общении;
- низкий уровень агрессии.
Примеры профессий:
- медик,
- преподаватель,
- психолог,
- логопед,
- воспитатель,
- юрист,
- продавец,
- экскурсовод.
Человек — техника
Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.
Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:
концентрацию,
внимание к мелочам,
практичность,
продуктивность,
изобретательность.
А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.
Примеры профессий:
- инженер,
- строитель,
- механик,
- водитель,
- пилот.
Человек — природа
Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».
Возможные виды деятельности для них:
- исследование живой и неживой природы;
- использование природных ресурсов;
- лечение животных;
- уход за растениями и животными;
- выведение новых сортов растений и пород животных.
Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).
Примеры профессий:
- агроном,
- зоотехник,
- ветеринар,
- эколог,
- кинолог,
- селекционер,
- лесник.
Человек — знак
Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:
- текстами;
- языками (как человеческими, так и языками программирования);
- числами;
- графическими объектами.
Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.
Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.
Этим специалистам необходимы:
- хорошая память;
- высокая способность к концентрации;
- обширные знания.
Примеры профессий:
- бухгалтер,
- нотариус,
- программист,
- экономист,
- лингвист,
- математик.
Человек — художественный образ
В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.
Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.
Примеры профессий:
- связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
- связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
- литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
- сценическая деятельность (актер, режиссер).
Важно!
Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.