Предмет естествознание: что изучает в школе и в колледже
Содержание:
- Задачи дисциплин
- Г
- История естествознания
- Социально-гуманитарные знания
- Наука и общество
- ↑ Функции науки
- К
- Наука и система наук
- Естественные науки
- Найдено научных статей по теме — 15
- Гуманитарные особенности естественно-математических дисциплин
- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Инновационный процесс в преподавании естественно-научных дисциплин
- Межпредметные связи естественно-научных и общетехнических дисциплин
- Естественно-научная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор
- Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин
- Модификация системного подхода к изучению естественно-научных дисциплин
- О концепции интеграции знаний естественнонаучных и специальных дисциплин
- Роль экологических исследований при изучении естественнонаучных дисциплин
- Дисциплины естественнонаучного цикла в контексте компетентностного подхода
- Преподавание естественно научных дисциплин в условиях открытого образования
- К проблеме целостности естественнонаучного цикла дисциплин технического вуза
- Что изучают естественные науки?
- История естествознания
- А
- Литература
- Цели и особенности
- История появления
- Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?
Задачи дисциплин
И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.
Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:
- открытие неизвестных фактов;
- систематизация полученных знаний;
- формулировка законов и открытий;
- формирование теории.
Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.
Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.
Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.
Г
- Гаплология
- Гастроэнтерология
- Гектография
- Гелиобиология
- Гелиография
- Гельминтология
- Гематология
- Гемотрансфузиология
- Генеалогия
- Генетика
- Геномика
- География
- Геодезия
- Геоинформатика
- Геокриология
- Геология
- Геометрия
- Геомеханика
- Геоморфология
- Геостатистика
- Геотехнология
- Геофизика
- Геохимия
- Геохронология
- Гепатология
- Германистика
- Геронтология
- Геронтопсихология
- Герпетология
- Гибридология
- Гигрометрия
- Гидроакустика
- Гидробиология
- Гидрогеология
- Гидрография
- Гидродинамика
- Гидрология
- Гидрометеорология
- Гидрометрия
- Гинекология
- Гиппология
- Гипсометрия
- Гистология
- Гистопатология
- Глиптография
- Глоттология
- Глоттохронология
- Гляциология
- Гносеология
- Гнотобиология
- Голография
- Голубеводство
- Гомойология
- Гомология
- Гониометрия
- Гравиметрия
- Гранулометрия
- Графология
- Гусеводство
История естествознания
Наверняка естествознания зародилось еще в первобытные времена, и среди наших далеких предков встречались наблюдательные и мудрые люди, которых соплеменники по невежеству могли звать шаманами, колдунами или друидами, а они-то были первыми учеными! Наблюдая за окружающей природой, они подмечали особенности поведения животных, изучали лекарственные свойства разных трав, по косвенным признакам могли предсказать погоду или излечить болезнь. Знания этих мудрых людей устно (так как еще не было письменности) передавались из поколения в поколение.
С изобретением письменности и появлением первых развитых цивилизаций все полезные знания, накопленные первыми учеными, бывшими в древних обществах жрецами, начали систематизироваться и писаться. Так в древнем Египте, Месопотамии, древнем Китае, Индии и других колыбелях цивилизации появились первые письменные научные труды касательно естествознания.
Но главными систематиками знаний естественных наук стали древние греки, и именно в античной Греции зародилась наука в ее классическом виде. Более того, некоторые открытия древнегреческих ученых удивляют своей современностью и актуальностью даже в наше время. Судите сами:
- В VI веке до н. е. Фалес из Милета впервые объясняет природу землетрясений, не как следствие божественных сил, а как следствие определенных физических законов. Он же первым из ученых, наблюдая за небом, точно предсказал появление солнечного затмения, чем немало поразил своих современников.
- В V веке до н. е. философ Левкипп, высказал идею о том, что весь мир состоит из неких неделимых частиц, ставших позднее именоваться атомами. Лишь впоследствии оказалось, что и атомы не самые маленькие, и в свою очередь состоят из множества еще более мелких элементарных частиц.
- Главным ученым античного мира был конечно же Аристотель, живший в IV веке до н. е. Аристотель оставил после себя множество научных трудов по естествознанию: тут и труды по астрономии и математики, по физике и метеорологии, а его труд «История животных» состоявший из наблюдений за нашими братьями меньшими, пожалуй не потерял своей актуальности и сегодня. Разумеется, не все из научных теорий Аристотеля правдивы, но размах его научной деятельности поистине грандиозен, поэтому его вполне заслужено считают «отцом науки» (по крайней мере, в ее традиционном академическом виде).
В средние века труды Аристотеля и его натурфилософия стали непогрешимой догмой и лишь с наступлением эпохи Возрождения начинает ускоряться научно-технический прогресс, а вместе с ним происходит переворот в естествознании. Особенно сильно на развитие научных идей влияет появление книгопечатания, изобретение микроскопа и телескопа.
И вот после научной революции XVII века, зарождается современная наука, оперирующая теми особенностями естествознания, которые мы описали выше.
Социально-гуманитарные знания
Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.
Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.
В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.
Список подобных дисциплин очень большой:
- социология;
- история;
- философия;
- политология;
- филология;
- теология;
- культурология.
Наука и общество
Когда человечество вооружилось методами научного познания, оно пришло к научно-техническому прогрессу. Это привело к уменьшению младенческой смертности, увеличению средней продолжительности жизни, огромному росту населения, которое по своему количеству стало бить рекорды. Многим жителям цивилизованных стран понятие эпидемий, голода или же других подобных бедствий знакомы скорее как определение из учебников. Общество многим обязано науке.
Однако в то же время развитие последней постоянно опережает человеческую мысль и даже готовность социума к новым открытиям. В современном мире вполне осуществимо использовать эмбрионов для лечения разных заболеваний, но люди не знают, как к этому относиться. Более того, наука значительно опережает даже техническое развитие. Открытия, сделанные сейчас, будут воплощены в жизнь в лучшем случае через десятилетия. Разумеется, есть счастливые исключения, но они не являются решающими.
Нужно отметить, что многие научные определения не успевают укорениться в повседневной жизни. Учёные и остальные люди в буквальном смысле слова говорят на разных языках. С одной стороны это понятно, поскольку профессиональная лексика всегда существовала. И логично, что овладеть ею могут только специалисты.
Но исследователи обращают внимание на увеличивающийся интеллектуальный разрыв, который наблюдается сегодня у человечества. По мере того, как одни специалисты придумывают очень сложную технику, которая заметно облегчает всем жизнь, другие люди перестают понимать, как выйти из нетрудных ситуаций
Они привыкают быть потребителями, и вне рамок того, за что им платят деньги, часто умеют просто нажимать на кнопочки.
Соответственно, наука, обеспечивая человечество всё большим комфортом в некотором смысле, провоцирует часть населения всё меньше думать над тем, что происходит и зачем. Нередко поднимается вопрос о функциональной безграмотности, то есть о явлении, когда человек просто не в состоянии осознать смысл довольно простых инструкций.
Резкий рывок, которые за два последних столетия совершила наука, обнаружил заметное отставание в других сферах, особенно в духовных. Многие страны также констатировали у себя кризис образования, потому что существовавшие системы обучения оказались неспособными дать необходимый минимум знаний по всем наукам с учётом их прогресса. В итоге часть людей стала беспокоиться по поводу того, насколько наука повлияла на жизнь. Что привело даже к появлению такого течения как антисциентизм как крайней реакции на достижения и открытия. Таким образом, можно сказать, что даже научный прогресс не оценивается однозначно.
↑ Функции науки
Функция | Характеристика |
культурно-мировоззренческая | Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения. |
познавательно-объяснительная | Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира. |
прогностическая | Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п. |
социальная | Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества. |
производственная | Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д. |
К
- Кавернометрия
- Какография
- Каллиграфия
- Калориметрия
- Калькография
- Капиллярография
- Каракулеводство
- Кардиография
- Кардиология
- Кариология
- Карпология
- Картография
- Картометрия
- Картофелеводство
- Карцинология
- Кататермометрия
- Каучуководство
- Квантовая механика
- Квантовая теория поля
- Квантовая физика
- Квантовая химия
- Кефалометрия
- Кинезиграфия
- Кинематография
- Кинология
- Кладистика
- Климатография
- Климатология
- Козловодство
- Козоводство
- Колеоптерология
- Колориметрия
- Комбустиология
- Комедиография
- Кондуктометрия
- Коневодство
- Коноплеводство
- Конхилиология
- Конхиология
- Кормопроизводство
- Косметология
- Космография
- Космология
- Космохимия
- Краниография
- Краниология
- Краниометрия
- Криминология
- Криобиология
- Криология
- Криптография
- Криптозоология
- Кристаллография
- Кроатистика
- Кролиководство
- Ксерография
- Ксилография
- Куроводство
- Курортология
Наука и система наук
Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.
Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами ил опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.
Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.
Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.
Система наук
По своему предмету изучению наука не является однородной, она образовывает множество отдельных систем наук. В период античности все научные знания были объединены философией — то есть существовала единая научная система.
Со временем от философии отделилась математика, медицина и астрология. В эпоху Возрождения отдельными системами наук стали химия и физика.
— общественные науки (социология, история, религиеведенье, обществознание);
— технические науки (агрономия, механика, строительство и архитектура);
— естественные науки (биология, химия, физика)
Естественные науки
Естественные науки – это система наук, которые изучают влияние внешних природных явлений на жизнедеятельность человека. Основой естественных наук является соотношение законов природы с законами, которые вывел человек в ходе своей деятельности.
В основе всех естественных наук лежит естествознание – наука, которая непосредственно изучает природные явления. Наиболее значимый вклад в развитие естественных наук сделали такие великие ученые как Исаак Ньютон, Блез Паскаль и Михаил Ломоносов.
Общественные науки
Общественные науки – это система наук, главным предметом изучения которых является изучение закономерностей функционирования общества, а также основных его составляющих. Проблемы общества интересовали человечество еще в период античности.
Именно тогда начали впервые поднимать вопросы о том, какова роль индивида в общественной жизни, каким должно быть государство, что нужно для того, чтобы создать общество всеобщего благоденствия.
Основоположниками современных общественных наук являются Руссо, Локк и Гоббс. Именно они впервые сформулировали философскую основу развития общественности.
Методы исследования
В современной науке выделяются два основных метода исследования: теоретический и эмпирический. Эмпирический метод исследования представляет собой накопление фактов, наблюдение явление и поиск логической связи между фактом и явлением.
Теоретический метод исследования – это философское осмысление данных, полученных в результате эмпирических исследований.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Понятие цивилизации: возникновение цивилизации и этапы ее развитияСледующая тема: Понятие морали и ее связь с правом: общественное мнение и его влияние на человека
Естественные науки
Естественные, или природные («естество» — природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям.
Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно — исключая произвол человеческой воли.
Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками.
Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.
БАЗОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:
Биология — это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой;
География — единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей;
Физика — определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности,которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания;
Химия— одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций, а также фундаментальных законах, которым данные реакции подчиняются;
Астрономия — естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел, вплоть до Вселенной в общем.
Астрономия, в частности, изучает Солнце, все планеты Солнечной системы и их спутники, метеориты, кометы, астероиды, звезды и внесолнечные системы, межпланетное вещество, туманности, межзвёздное вещество, галактики, скопления, квазары, пульсары, чёрные дыры и так далее.
Все существующие современные естественные науки, применяют математическую модель для описания и понятия рассматриваемых явлений. Естественные дисциплины дают точное определение закономерностей, которые описывают рассматриваемые явления природы.
Также, рассматривают формульную запись новых теорий и гипотез естественных дисциплин. В результате этого, обеспечиваемые естественными науками. Точные описания содержат численные значения.
Без лишних слов можно сказать, что естественные науки — это фундамент современного общепринятых правил в научном мире, с помощью которого строится и развивается современное общество.
Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.
Найдено научных статей по теме — 15
Гуманитарные особенности естественно-математических дисциплин
Уринбоева Лолахон Уктамовна
Эта статья посвящена гуманитарным особенностям естественно-математических дисциплин.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Ярашева Фотима Киемовна
В статье рассмотрены некоторые аспекты истории и методологии математики, различные подходы к математике, такие как логицизм, интуиционизм, формализм и теоретико-множественный подход.
Инновационный процесс в преподавании естественно-научных дисциплин
Золотухина Наталья Анатольевна
В статье рассматривается возможность использования в учебном процессе компьютерных и мультимедийных средств для самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов
Межпредметные связи естественно-научных и общетехнических дисциплин
Алонцева Е. А., Гилев А. А.
Показано, что сложившаяся предметная система профессионального образования формирует противоречия между разрозненными по учебным предметам знаниями и профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обуче
Естественно-научная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор
Мумриков Олег Александрович
В настоящее время многие преподаватели естественно-научных и культурологических дисциплин прибегают к апологетике как важнейшему компоненту христианского свидетельства в школе и вузе.
Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин
Петунин Олег В.
Статья посвящена актуальной проблеме интеграции школьных курсов физики, химии, биологии, экологии и физической географии.
Модификация системного подхода к изучению естественно-научных дисциплин
Жданова Наталья Николаевна
В статье предложены рекомендации по составлению учебных заданий для дисциплин компьютерного плана, использующих модификацию системного принципа построения учебного материала.
О концепции интеграции знаний естественнонаучных и специальных дисциплин
Логиновская Тамара Николаевна, Вопилова Людмила Владимировна
В работе рассматривается решение проблемы профессиональной направленности в обучении студентов технического вуза через интеграцию естественнонаучных и профессиональных дисциплин.
Роль экологических исследований при изучении естественнонаучных дисциплин
Файрушина Сакина Минисалимовна, Гайсин Ильгизар Тимергалиевич
В работе рассматривается роль экологических исследований в формировании бережного отноше-ния к растительным и животным организмам в природной среде, в изучении их территорий обита-ния, в решении проблем, возникающих при возникнове
Дисциплины естественнонаучного цикла в контексте компетентностного подхода
Кокшарова Н. М.
Рассматривается проблема формирования ключевых компетенций будущего специалиста в ходе изучения естественнонаучных дисциплин.
Преподавание естественно научных дисциплин в условиях открытого образования
Калачев Николай Валентинович, Ланских Анатолий Николаевич
Описаны методы преподавания естественнонаучных дисциплин (математики) на факультете открытого образования Финакадемии, образовательный портал, обобщен опыт работы с абитуриентами, студентами заочного и дистанционного отделений.
К проблеме целостности естественнонаучного цикла дисциплин технического вуза
Михалкин Владимир Сергеевич
Рассматривается важнейшая и нерешенная проблема естественнонаучного образования овладение студентами технических вузов методами математического моделирования технических объектов, которые не входят в формальную структуру математич
Что изучают естественные науки?
Естественные науки описывают и объясняют закономерности природы. Физика изучает общие природные закономерности и причины явлений, а также пытается как можно более точно описать окружающий мир. Физические закономерности являются основой всех других естественных наук. Химия – это естественная наука, изучающая вещества и их превращения в другие вещества; происходящие с веществами изменения описываются при помощи физических закономерностей. Биология является естественной наукой, изучающей живую природу. Живые организмы состоят из веществ и находятся под воздействием окружающей среды, поэтому для понимания происходящих с ними изменений необходимы знания из химии и физики.
К основным направлениям естественных наук принадлежат химия, физика, биология и география, которые тесно переплетены между собой.
Биохимики изучают проходящие в организмах химические процессы.
Электрохимикам важно понимать физические закономерности.
Геофизики используют не только знания из геологии, но и физики.
Подумай!
- Какие естественные науки ты можешь назвать?
- Назови приспособления, которые делают повседневную жизнь более удобной.
- Живая природа
- Вещества и их превращения в другие вещества
- Общие природные закономерности
Seotud sisu
Muud tegevused
- Kopeeri link
- Teata veast
История естествознания
Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.
Доаристотелева эпоха
Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.
Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.
Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.
Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.
Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:
- VI век до н. э. — философ Фалес из Милета объясняет землетрясение не божественной деятельностью, а как событие физического мира.
- V век до н. э. — Левкипп высказал идею о том, что мир состоит из неделимых частиц.
- IV век до н. э. — Аристотелем пишется большой труд «История животных», не потерявший влияние на научную мысль даже в XVI веке. Ему принадлежат также труды по физике и метеорологии.
Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии. Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:
Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:
- Изучение чужого опыта.
- Поиски общего согласия по вопросу.
- Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.
От философии к естествознанию
Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.
Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.
А
- Автобиография
- Автография
- Автолитография
- Автометрия
- Авторадиография
- Агиография
- Агиология
- Аграфия
- Агробиология
- Агроклиматология
- Агрометеорология
- Агрономия
- Агрохимия
- Акарология
- Акваметрия
- Аксонометрия
- Актинометрия
- Акустика
- Акцентология
- Албанистика
- Алгебра
- Алкалиметрия
- Алкоголиметрия
- Аллергология
- Аллометрия
- Альгология
- Альграфия
- Альтиметрия
- Американистика
- Ампелография
- Ампелология
- Амперометрия
- Аналитическая химия
- Аналогия
- Анатомия растений
- Анатомия
- Ангиография
- Ангиология
- Андрология
- Анемометрия
- Анестезиология
- Антология
- Антропография
- Антропология
- Антропометрия
- Антропоморфология
- Апология
- Арабистика
- Арахнология
- Аргентометрия
- Ареография
- Ареометрия
- Артериология
- Артрология
- Археография
- Археология
- Архивоведение
- Асимметрия
- Аскорбинометрия
- Ассириология
- Астробиология
- Астрогеография
- Астрогеология
- Астродинамика
- Астроколориметрия
- Астрометрия
- Астрономия
- Астроспектрофотометрия
- Астрофизика
- Астрофотография
- Астрофотометрия
- Астрохимия
- Атомная физика
- Аудиология
- Аудиометрия
- Африканистика
- Ацидиметрия
- Аэрография
- Аэроклиматология
- Аэрология
- Аэрометрия
- Аэронавтика
- Аэрофотограмметрия
- Аэрофотография
- Аэрофототопография
Литература
Основные научные труды по естественной истории:
- Плиний Г. Естественная история, 77.
- Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба, 1755.
- Бюффон Ж. Естественная история в 36 томах, 1749—1788; Граф де Бюффон Всеобщая и частная естественная история. Перевод акад. С. Румовский и И. Лепёхин. Ч. 1. Санктпетербург: Императорская Академия наук, 1801. (3 издание с прибавлениями. и правками). 380 с.
- Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. — Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с. — 23 000 экз. (в пер.)
- Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV — середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416, с. — 400 экз. — ISBN 978-985-6868-45-3. (в пер.)
Цели и особенности
Главная цель естествознания, как совокупности всех естественных наук, заключается в том, чтобы объяснить законы Природы, происходящие вокруг нас. И зная, как работают те или иные природные законы, мы предсказывать происходящее в окружающем мире.
Среди основных признаков естественных наук можно выделить следующие:
- Сосредоточенность на причинно-следственном объяснении. Иными словами каждое явление должно иметь свою причину, ничего не происходит «просто так».
- Применение экспериментов и математических моделей.
- Преобладание количественных методов.
- Объективность и непредвзятость – исследователи должны стремиться избавиться от всяких субъективных суждений и оценок.
- Воспроизводимость результатов.
- Возможность экспериментальной проверке.
- Попытки обнаружить общие принципы устройства мироздания.
Развитие естествознания неотделимо от научно-технического прогресса, чем дальше он идет, тем большие возможности у ученных. Так астрономы средневековья не могли видеть те вещи, которые доступны их современным коллегам. И вполне возможно, что астрономы будущего с помощью новых технологий получат возможность еще глубже проникнуть в тайны Вселенной. Наверное, ограниченность инструментов исследования является главной проблемой естественных наук.
Тем не менее, наши знания об окружающем мире еще далеки от совершенства и часто могут быть ошибочными. Например, на протяжении многих веков люди были уверены, что наша Земля является центром Вселенной и Солнце и другие планеты вращается вокруг нее, пока Николай Коперник и Галилео Галилей не доказали обратное.
История появления
Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.
Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:
- логику;
- историю;
- литературу;
- юриспруденцию;
- экономику и т. д.
Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».
Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?
В о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат:
Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят:
- Прикладные математика и физика (03.03.01)
- Физика (03.03.02)
- Радиофизика (03.03.03)
В этом же разделе есть химия, куда входят:
- Химия (04.03.01)
- Химия, физика и механика материалов (04.03.02)
Здесь же находятся и науки о земле:
- Геология (05.03.01)
- География (05.03.02)
- Картография и геоинформатика (05.03.03)
- Гидрометеорология (05.03.04)
- Прикладная гидрометеорология (05.03.05)
- Экология и природопользование (05.03.06)
Биологические науки:
- Биология (06.03.01)
- Почвоведение (06.03.02)
Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:
- Лесное дело (35.03.01)
- Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (35.03.02)
- Агрохимия и агропочвоведение (35.03.03)
- Агрономия (35.03.04)
- Садоводство (35.03.05)
- Агроинженерия (35.03.06)
- Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (35.03.07)
- Водные биоресурсы и аквакультура (35.03.08)
- Промышленное рыболовство (35.03.09)
- Ландшафтная архитектура (35.03.10)
- Гидромелиорация (35.03.11)
Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:
- Ветеринарно-санитарная экспертиза (36.03.01)
- Зоотехния (36.03.02)
На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:
Электроника, радиотехника и системы связи:
- Радиотехника (11.03.01)
- Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02)
- Конструирование и технология электронных средств (11.03.03)
- Электроника и наноэлектроника (11.03.04)
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:
- Приборостроение (12.03.01)
- Оптотехника (12.03.02)
- Фотоника и оптоинформатика (12.03.03)
- Биотехнические системы и технологии (12.03.04)
- Лазерная техника и лазерные технологии (12.03.05)
Ядерная энергетика и технологии:
- Ядерная энергетика и теплофизика (14.03.01)
- Ядерные физика и технологии (14.03.02)
Физико-технические науки и технологии:
- Техническая физика (16.03.01)
- Высокотехнологические плазменные и энергетические установки (16.03.02)
- Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (16.03.03)
Химические технологии:
- Химическая технология (18.03.01)
- Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (18.03.02)
Промышленная экология и биотехнологии:
- Биотехнология (19.03.01)
- Продукты питания из растительного сырья (19.03.02)
- Продукты питания животного происхождения (19.03.03)
- Технология продукции и организация общественного питания (19.03.04)
Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.