Вузы по специальности химические технологии , специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021
Содержание:
- Введение
- Преимущества и недостатки профессии
- «Газпром» и MOL group: кого берут в нефтяники
- Профильные дисциплины
- Нефтяное оборудование и нефтепродукция
- Какими личностными качествами должен обладать химик
- Собственный бизнес в отрасли
- Преимущества обучения в магистратуре
- Знания и навыки
- Курсы
- Профессии, связанные с химией и биологией
- Плюсы и минусы
- Химик: особенности и разновидности профессии
- Необходимые личные качества для освоения профессии
- Описание профессии
- Где можно получить профессию инженера?
- Навыки
- О профессии
- Знания и навыки
- Теоретические основы химической технологии
Введение
Химия представляет собой дисциплину научного цикла, имеющую дело с соединениями и различными элементами, реакциями, которым они подвержены, и энергией, выделяемой либо поглощаемой в ходе данных процессов. Имеет отношение эта наука ко всему прочему и к таким прикладным сферам, как розничная торговля, пищевая промышленность, искусство, транспорт и домашнее хозяйство.
В большинстве своем именно химические технологии повышают качество жизни человека, позволяя находить новые решения проблемных ситуаций в плане здоровья, энергии, потребления материалов.
Если абитуриент тянется к указанной науке, имеет способности и желание развиваться в данном направлении, стоит обязательно свою жизнь связать с химией или смежными ей дисциплинами. Образование бакалавра химии свидетельствует о том, что специалист получил качественную подготовку для предстоящей деятельности в промышленности, на государственной службе или в сфере сфере образования.
К любой отрасли, к которой бы профессия, имеющая отношение к химии, ни относилась, она диктует определенные требования. Последним обязан отвечать специалист:
- математические склонности;
- скрупулезность;
- аналитический склад ума;
- логическое мышление;
- концентрация внимания;
- точность;
- отличная память.
Преимущества и недостатки профессии
К минусам профессии можно отнести:
- монотонный труд;
- высокую степень ответственности;
- необходимость работы с веществами, многие из которых потенциально опасны.
Любое нарушение техники безопасности способно привести к ухудшению состояния здоровья – в первую очередь страдают дыхательная система, печень, почки.
Преимущества профессии: высокая зарплата, хорошие возможности для карьерного роста, льготы за вредные условия труда, возможность работать практически в любой отрасли промышленности. Специальность «химическая технология органических/неорганических веществ» считается редкой, что провоцирует высокий спрос на специалистов.
«Газпром» и MOL group: кого берут в нефтяники
В России имеется спрос на технологов нефтегазовой сферы. Многие из потенциальных кандидатов мечтают о том, чтобы попасть в крупные корпорации, например, «Газпром» и MOL Group. Несмотря на то, что конкуренция за право работать в таких компаниях довольно высока, у потенциальных соискателей есть все шансы.
К примеру, в последние 8 лет в компанию MOL Group устроилось 1,5 тыс. человек. Студенты профильных вузов имеют право прослушать лекции топ-менеджеров и пройти стажировки.
Обязательными условиями работы в компании являются:
- наличие профильного образования;
- знание английского;
- готовность к переменам и перегрузкам в производственных условиях;
- умение общаться и осознанно подходить к рискам.
Отбор кандидатов в MOL Group осуществляется прямым способом ‒ с помощью собеседований.
Условия контракта с нефтяной компанией, перечень обязанностей и должностные инструкции зависят от того, какую должность займет претендент.

Профильные дисциплины
Учебный план подготовки специалистов включает следующие профильные предметы:
- Химия (органическая, физическая, коллоидная, аналитическая).
- Физико-химические методы исследования.
- Метрология, стандартизация и сертификация.
- Информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Охрана труда.
- Мониторинг загрязнения окружающей среды.
- Качественный и количественный анализ природных и промышленных материалов.
- Химические основы биологических процессов.
- Организация лабораторно-производственной деятельности.

Формат обучения включает лекции, семинары, разбор конкретных кейсов и групповую работу над собственными проектами, а также практикумы в лабораториях учебного заведения, на производствах и в полевых условиях.
Нефтяное оборудование и нефтепродукция
Добыча нефти ‒ это процесс, имеющий множество технических сложностей. Оборудование, используемое в этой сфере, довольно разнообразно. К нему относится:
- Оборудование, предназначенное для поддержания нормального функционирования скважин (фильтры, колонные трубы и другое).
- Оборудование, предназначенное для эксплуатации и управления скважин (насосные установки, запорные агрегаты).
- Аппаратура для хранения, подготовки и перекачки нефтяной продукции.
- Оборудование для ремонта, обслуживания и обработки скважин.
- Аппаратура для проведения нефтяных мероприятий в море (платформы, танкеры и другое).

Какими личностными качествами должен обладать химик
Без искреннего интереса к химии добиться успеха данной области практически невозможно. Для качественного выполнения работы химику необходимо наличие таких личностных качеств, как:
- внимательность,
- ответственность,
- аналитический ум,
- способность к систематизации,
- усидчивость,
- умение фокусироваться на задаче и долгое время заниматься одним делом, удерживая концентрацию.
Также для специалиста химической отрасли важны хорошая память, чуткое обоняние, острое зрение, развитая мелкая моторика рук, аккуратность и собранность.
Нельзя не отметить, что любознательность и желание овладеть новыми знаниями позволяют специалисту не только постоянно совершенствоваться, но и находить новые решения рабочих задач, что по-настоящему ценно в этой сфере.
Собственный бизнес в отрасли
Развитие предпринимательства в нефтегазовой сфере ‒ это один из вариантов изменения экономики в интересах населения всей страны.
Собственный бизнес в нефтяной отрасли ‒ мечта многих работников. Но, к сожалению, специфика данной сферы такова, что требует крупных вложений и большой ответственности от владельца компании.
Для того чтобы сделать первые шаги в этом направлении, сперва стоит поработать в нефтяной фирме, чтобы узнать все тонкости этого бизнеса, а затем уже предпринимать дальнейшие действия. Наиболее простой вариант ‒ покупка пакета акций уже существующей компании, например, «Газпромнефть».
Преимущества обучения в магистратуре
Среди лауреатов Нобелевской премии химиков довольно много. Если студент проявляет способности к исследовательской деятельности, то магистратура вполне может проложить путь к получению этой или любой другой престижной награды.
После окончания бакалавриата можно поступить в магистратуру. Кроме общеобразовательного цикла предметов, здесь более подробно изучаются профессиональные дисциплины, а также выделяется время для научно-исследовательской деятельности.
Право поступления в магистратуру имеют обладатели диплома бакалавра или специалиста с высшим образованием.
Знания и навыки
Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.
Среднее профессиональное образование
Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.
Специальности:
- «химическая технология органических веществ»;
- «химическая технология неорганических веществ»;
- «переработка нефти и газа»;
- «коксохимическое производство»;
- «электрохимическое производство»;
- «биохимическое производство»;
- «технология разделения изотопов»;
- «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
- «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
- «аналитический контроль качества химических соединений» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
- Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
- Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
и многие другие ссузы в разных регионах России.
Начальное профессиональное образование (НПО)
НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.
Рабочие профессии:
- «лаборант-аналитик»;
- «лаборант-эколог»;
- «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
- «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
- «аппаратчик-оператор экологических установок»;
- «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
- Пермский краевой колледж «Оникс».
- Профессиональное училище №36 Ростовской области
и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.
Курсы
МАЭО
В этом учреждении можно пройти профессиональную переподготовку по курсу «Химические технологии». Обучение длится 3 месяца и включает в себя занятия продолжительностью 520 часов. По завершении прохождения программы студенты получают диплом установленного образца. Пройти курс можно при наличии среднего специального или близкого по профилю высшего образования. Занятия проводятся в дистанционном формате, поэтому обучаться в МАЭО можно из любой точки страны, без отрыва от работы и других занятий.
Вузы
Лучшие вузы для химиков-технологов
- МГУ им. И.В. Ломоносова
- МИРЭА
- РГУНиГ им. И.М. Губкина
- РХТУ им. Д.И. Менделеева
- СПбГХФУ Минздрава РФ
- СПбГУ
Профессии, связанные с химией и биологией
Наиболее часто соседствуют такие дисциплины, как химия и биология. Абитуриент, сдающий на ЕГЭ эти предметы, чаще выбирает одну из предложенных профессий:
Фармацевт. Продавать лекарственные препараты в аптеке должен исключительно человек, имеющий соответствующее образование. Многие путают работу фармацевта с продавцом. Компетентный специалист способен предотвратить угрозу совмещения некоторых лекарственных средств, он четко в них разбирается и может посоветовать аналоги, чтобы человек сделал верный выбор среди подходящих препаратов.
Ветеринар. Данный специалист несет ответственность за здоровье братьев наших меньших. Востребована и необходима эта профессия в зоопарках, цирках, животноводческих фермах и любых организациях, где находятся животные. Огромная роль принадлежит ветеринару и на мясоперерабатывающем заводе, поскольку он отвечает за безопасность продуктов.
Инженер-технолог косметического производства. Специалист, увлеченный и косметологией, и химией, занимается разработкой новых формул в области косметологии, создает оптимальные составы и текстуры средств. Эта профессия идеально подходит девушкам. Косметический технолог исследует компоненты, оказывающие влияние на структуру волос, кожи человека, тем самым продлевая молодость и красоту. К этому направлению относятся и парфюмеры, применяющие знания по химии при создании новых ароматных композиций.
Технолог пищевой промышленности
Этот специалист отслеживает качество пищевой продукции, которое важно в столовых, на пищевых предприятиях, чайных компаниях и пр. Как раз благодаря данным технологам разрабатываются новые рецептуры блюд, их составляющие
Они ответственны за преобразование продукции в новую форму без утраты вкуса и других свойств. Профессия специалиста востребована в ходе производства специй, напитков, кондитерских изделий, молочных, мясных и колбасных продуктов.
Агроном. Профессия этого специалиста важна в сельскохозяйственной отрасли. Агроном ответственен за посадку разных пищевых культур и получение высокой урожайности. Он разрабатывает способы селекции, определяет метод удобрения почвы, а также защиты растений.
Биоинженер. Невзирая на широкое использование биоинженерии, последняя отвечает за проектирование и создание новых методов лечения болезней. Именно биоинженерия оказывает развитие на медицину, повышая ее продуктивность. Кроме того, биоинженер исследует проблемы генетики, клонирования, а также трансплантации органов.
Токсиколог. И хотя это врач, данную профессию впору выделить среди других. Деятельность токсиколога очень важна, ведь он исследует воздействие всяческих химических элементов на человека. В задачи данного специалиста входит определение безопасных и опасных химических веществ в пище, лекарственных препаратах, а также оценка вреда от отрицательной экологии.
Юноша, имеющий химическое образование, может проходить службу в важном подразделении армии, изучать химическое оружие, а также заниматься разработкой мер по его нейтрализации и сопротивлению. Кроме того, выбирая для поступления химию и биологию, в дальнейшем студент способен сделать блестящую карьеру эколога, ученого, провизора, преподавателя, врача либо лаборанта (подробнее читайте в статье: профессии, связанные с биологией)
Кроме того, выбирая для поступления химию и биологию, в дальнейшем студент способен сделать блестящую карьеру эколога, ученого, провизора, преподавателя, врача либо лаборанта (подробнее читайте в статье: профессии, связанные с биологией).
Плюсы и минусы
Плюсы
- Интересная профессия (при наличии склонностей к химии), в которой можно регулярно открывать для себя, создавать что-то новое.
- Возможность работать практически в любых отраслях промышленности.
- Возможность заняться научно-исследовательской или управленческой деятельностью.
- Перспективность специальности, возможность приносить реальную пользу людям, экономике, экологии.
- Достойная заработная плата (при успешном трудоустройстве).
Минусы
- Вероятность работы во вредных для здоровья условиях.
- Необходимость справляться с большим объемом рабочих задач и разными видами трудовой деятельности.
- Высокая личная ответственность.
Химик: особенности и разновидности профессии
Химия представляет собой науку не только о разнообразных веществах и их свойствах, особенностях взаимодействия. Данная наука оказывается всеобъемлющей и поистине привлекательной, многогранной. Более того, любое вещество изначально включает в себя многочисленные атомы, которые и требуют к себе повышенного внимания.

Химик может быть успешным только, если он будет ориентироваться на определенные нюансы и аспекты, правильно определит оптимальное направление своей профессиональной деятельности. Эти аспекты, вне всяких сомнений, приводят к разнообразию специальностей химиков:
- Технолог.
- Ядерщик.
- Инженер.
- Аналитик.
- Лаборант.
Каждый из вышеперечисленных видов профессии предполагает свои особенности и рабочие задачи.
- Инженер – химик должен проводить контроль какого-либо вещества или сырья, оценку вспомогательных компонентов. Кроме того, предполагается разработка рецептуры с внимательным исследованием показаний. Инженер – химик должен не только контролировать химические реакции и разрабатывать рецептуры, но и правильно заполнять соответствующие виды документации.
- Химик-технолог является ответственным за разработку многочисленных составов, исследования сырья, а затем – внедрения в производство.
- Химик-аналитик должен проводить анализ различного вида сырья и составлять полноценные описания разных реакций, особенностей состава сырья и пригодности для использования. В этом случае предполагается потребность знаний органической и неорганической химии, наличие аналитического мышления.

В большинстве случаев химики должны обладать не только оптимальной базой общих и теоретических знаний, но и готовностью к поиску логических выводов на существующие вопросы. В профессиональной деятельности, вне всяких сомнений, помогут отличная память в сочетании с пытливым умом и настоящей жаждой к знаниям.
Необходимые личные качества для освоения профессии
Востребованный химик-технолог должен обладать следующими качествами:
- Увлеченность профессией. Часто работа химика связана с монотонными действиями, когда приходится часами подбирать подходящие вещества и ждать необходимой реакции. При этом на рабочем месте практически не будет возможности даже немного отвлечься на разговоры с коллегами. Поэтому студент должен быть всецело увлечен тем, чем занимается. В противном случае лаборатория станет для него не местом занимательного исследования, а пыточной;
- Аналитический склад ума;
- Трудолюбие. Кропотливая работа часто совмещена с тем, что специалисту приходится подолгу стоять перед реактивами или микроскопом. Сюда же следует прибавить необходимость постоянно записывать различные данные, вносить информацию в таблицы и т. д.;
- Стремление к самосовершенствованию. Химия относится к области знаний, которая бурно развивается. Появляются новые приборы и методы синтеза веществ. Поэтому на солидном предприятии или в крупной лаборатории будет востребован тот химик-технолог, который всегда в курсе новостей из мира науки;
- Хорошая память.
Описание профессии
Химик-технолог занимается тем, что оптимизирует уже существующие или создает новые варианты производства того или иного продукта в пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности, фармакологической и косметологической индустриях, на нефтеперерабатывающих и металлургических предприятиях, на военных объектах, на заводах по изготовлению синтетических материалов, удобрений и т. д. «На выходе» должен получиться объект потребления или средство производства с заданными свойствами, которое можно производить в промышленных масштабах с применением определенного алгоритма.
В ходе своей деятельности профильный специалист знакомится с образцами, исследует их состав и свойства, определяет расход сырья, количество и состав отходов производства, способы их утилизации. Кроме того, химик-технолог контролирует сначала образцы поступающего сырья, полуфабрикатов и расходных материалов, а затем – и качество готовой продукции на соответствие его заявленным характеристикам.
При этом к практической деятельности специалиста нередко добавляется научно-исследовательская, а также административно-управленческая. Процесс внедрения технологии требует применения организаторских способностей и менеджерских навыков ведения проектов.
Работа специалистом может проводиться как самостоятельно, так и в группе коллег. Масштабные проекты, как правило, «поднимаются» коллективами и отделами предприятий под управлением руководителя лаборатории, цеха, направления.
Где можно получить профессию инженера?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на инженера. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Инженер, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Получить профессию инженера можно в любом техническом ВУЗе России, на базе которого функционирует инженерный факультет. Отметим, что выбирать ВУЗ необходимо не только с точки зрения престижности и востребованности его выпускников среди работодателей, но и с учетом той специализации, которую Вы хотите получить. Все инженерные специальности можно условно разделить на несколько направлений:
- технологическое (технологические процессы и схемы производства);
- конструкторское (разработка приборов, техники или архитектурных форм);
- организаторское (руководящий состав);
- экономическое (поиск решений и аналитика финансового положения).
Если же говорить о престижности высших учебных заведений, то лучшими техническими ВУЗами России сегодня считаются:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
- Новосибирский государственный технический университет;
- Национальный исследовательский технологический университет МИСиС;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Московский физико-технический институт.
![]()
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Москва
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 284 050,00 ₽ |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Москва
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 274 270,00 ₽ |
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 274 270,00 ₽ |
![]()
Университет ИТМО
Санкт-Петербург
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 250 000,00 ₽ |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 230 000,00 ₽ |
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 230 000,00 ₽ |
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Заочная | 60 000,00 ₽ |
| Бакалавриат | Очная | 230 000,00 ₽ |
Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова
Санкт-Петербург
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 228 000,00 ₽ |
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева
Красноярск
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Заочная | 45 000,00 ₽ |
| Бакалавриат | Очная | 199 620,00 ₽ |
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 199 620,00 ₽ |
| Бакалавриат | Заочная | 45 000,00 ₽ |
Амурский государственный университет
Благовещенск
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 185 000,00 ₽ |
![]()
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)
Самара
![]()
Новосибирский государственный технический университет
Новосибирск
| Тип | Форма | Стоимость |
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 170 532,00 ₽ |
![]()
Иркутский государственный технический университет
Иркутск
Навыки
По окончании техникума или колледжа специалист среднего звена может выполнять свои профессиональные обязанности. В его компетенцию входит:

- Выбор наиболее подходящего метода анализа, чтобы результат был максимально точным.
- Подготовка материалов и реагентов для его проведения.
- Взаимодействие с химическими компонентами с учетом установленных норм безопасности.
- Использование и обслуживание лабораторного инструмента, измерительного и другого оборудования.
- Проведение качественного и количественного анализа, обработка полученных результатов.
- Планирование и организация рабочего процесса, контроль его соответствия стандартам безопасности на всех стадиях исследования.
- Экономическая оценка эффективности работы лаборатории.
О профессии
Химик-технолог – профессия, требующая математического склада ума, точности, терпеливости, ответственности и дисциплинированности. Получить ее можно только в высших учебных заведениях.

Код специальности – 18.03.01. Срок обучения на бакалавриате:
- 4 года для дневной формы обучения;
- 5 лет для заочной и очно-заочной форм.
Абитуриенты сдают ЕГЭ по следующим предметам:
- химия;
- математика;
- русский язык.
Практика занимает особое место в учебном процессе. Уже с первого года обучения студенты проводят часть учебного времени в лабораториях и работают с реактивами в условиях, максимально приближенных к настоящим научным и производственным лабораториям. С каждым курсом количество лабораторных часов и сложность экспериментов возрастает. Это необходимо для приобретения практических навыков и профессионализма – качеств, обязательных для химика-технолога.

У этой сферы есть много общего с медициной – и там, и там большое количество специализаций. В ходе обучения студент получает фундаментальные знания о человеческой анатомии и заболеваниях, а затем уже выбирает определенное направление и занимается его углубленным изучением. В «Химической технологии» то же самое: сначала базовые знания из общей, органической и неорганической химии, а затем уже выбор, кем работать. Это может быть:
- разработка фармацевтических препаратов;
- создание новых химикатов и удобрений для сельского хозяйства и промышленности;
- производство по переработке отходов;
- биохимическое производство;
- другие ответвления – в общей сложности их около 50-ти.
В должностные обязанности инженеров и технологов входит:
- Организация исследований, экспертиз продукции.
- Разработка новых составов.
- Контроль за технологическим процессом.
- Разработка и внедрение новых технологий производства.
- Контроль качества продукции, ее безопасности для здоровья человека и животных.
- Настройка оборудования и ПО, профилактические осмотры и ремонты техники.
- Ведение технической документации.
- Решение организационных вопросов в коллективе.
Знания и навыки
Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.
Среднее профессиональное образование
Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.
Специальности:
- «химическая технология органических веществ»;
- «химическая технология неорганических веществ»;
- «переработка нефти и газа»;
- «коксохимическое производство»;
- «электрохимическое производство»;
- «биохимическое производство»;
- «технология разделения изотопов»;
- «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
- «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
- «аналитический контроль качества химических соединений» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
- Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
- Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
и многие другие ссузы в разных регионах России.
Начальное профессиональное образование (НПО)
НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.
Рабочие профессии:
- «лаборант-аналитик»;
- «лаборант-эколог»;
- «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
- «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
- «аппаратчик-оператор экологических установок»;
- «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
- Пермский краевой колледж «Оникс».
- Профессиональное училище №36 Ростовской области
и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.
Теоретические основы химической технологии
Основа химических технологий заключается в том, чтобы посредством химического процесса превратить одно вещество в другое. Тем не менее, не всегда конечным продуктом является новое вещество.
К химическим технологиям относятся не только процессы с применением химических реакций (например, в первичной нефтепереработке). Но не всегда процессы, связанные с химическими превращениями, основаны на химических технологиях (металлургия).
К научным областям химических технологий относятся:
- основной неорганический синтез (производство кислот, щелочей, солей, минеральных удобрений);
- основной органический и нефтехимический синтез (крупнотоннажное производство полимеров, химического волокна, органических кислот, спиртов, эфиров, гликолей);
- тонкий органический синтез (фармацевтика, производство реактивов и средств защиты растений);
- переработка растительного и животного сырья (деревообработка, производство бумаги и биотоплива, пищевая промышленность);
- биотехнологии (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферменты, антибиотики);
- утилизация отходов;
- технологическое воздействие на некоторые виды природных систем (лесные пожары, внутрипластовые возгорания нефти).