Эссе по истории: пишем на отлично

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

СОЧИНЕНИЕ 1

Тема сочинения март 1801 — май 1812

Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г.  и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере  образования. 

Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были  до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата. 

Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения

В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.

В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.

Комментарий эксперта:

К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.

К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея.  Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра. К6 снижен из за наличиня фактических ошибок

К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.

Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать  1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца

К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий  и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил  бы оценить уровень знания автором истории.  Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок

ИТОГО 6 баллов

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Важные моменты

Для кого эти шаблоны:

  • Для ребят, которые готовятся сдавать ЕГЭ по истории в 2021 году. Вы можете заполнять шаблоны, учиться писать сочинения.
  • Для учителей и преподавателей. Вы можете давать эти шаблоны ученикам для подготовки их к сочинению ЕГЭ 2021 по истории.

Пример шаблона

Тема шаблона сочинения на тему: Движение декабристов

Движение декабристов — это знаменательное историческое явление, которое характеризуется ростом общественно-политического движения в армии и гвардии. Рассмотрим его более подробно.

Сразу после изгнания войск Наполеона из России и окончания заграничного похода русской армии, в России в среде гвардии начинают оформляться полулегальные организации. К ним можно отнести…. Причиной их появления было: …….Следствиями их появления стало……

Далее возникли нелегальные декабристские организации:… Программными документами их были….. Разница между ними была в том, что…..

Свое выступление декабристы запланировали на период междуцарствия. Междуцарствие стало возможно, потому что великий князь Константин Павлович….  Это привело к тому, что…. 

В ходе декабристского восстания произошли следующие события… Ведущую роль в восстании сыграли……Декабрист Каховский застрелил градоначальника Петербурга, что привело к…Причинами поражения восстания было то, что…..Последствия восстания декабристов заключаются в том, что….

Среди историков нет однозначной оценки как движения декабристов. Историк С. Платонов рассматривал восстание декабристов как попытка гвардии восстановить утраченные позиции — как очередной дворцовый переворот, который не удался. Однако верно также и то, что в лице декабристов монархия лишилась опоры в гвардии — костяке русской армии. Это означало глубокий социально-экономический и политический кризис, выход из которого должен был найти новый монарх или его потомки.

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление с общей характеристикой периода;
  2. Первая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
  3. o какое событие из-за этого произошло;
  4. o личность и ее роль в событии;
  5. o какие факты имели место;
  6. o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  7. Вторая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
  8. o какое событие из-за этого произошло;
  9. o личность и ее роль в событии;
  10. o какие факты имели место;
  11. o как это отразилось в дальнейшем;
  12. Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.

Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.

Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.

Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава). Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу

Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.

Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Вариант 2

История – это то, благодаря чему мы можем узнать подробности о жизни наших далеких предков. Уточнить детали становления государств, политических и революционных событий. Если брать исторические события, описанные русскими авторами, то мне больше всего импонирует период революционных событий, происходивших в 1917 году.

Лично для меня, данное время было очень важно для русского народа, поскольку именно тогда происходили глобальные перемены в государстве и власти. Благодаря авторам, которые жили в тот период и принимали самое активное участие, мы можем достоверно узнать многие тонкости и нюансы того времени

Пьеса «Бег», принадлежащая перу М.А. Булгакова не может оставить равнодушным никого. Чувство жалости и безумной тоски возникает при прочтении данного произведения. Название появилось неспроста – оно показывает то, с чем пришлось столкнуться людям того времени. Они вынуждены были бежать и эмигрировать, чтобы остаться в живых.  Хорошее сравнение с тараканьими бегами. Ведь людям пришлось стать подобными насекомым, спасаясь бегством от неминуемой гибели. Ведь в родной стране им не осталось места, поскольку новой власти они были неугодны.

Но и за границей им не становится проще. Жизнь повернулась совершенно не так, как они того хотели. А столь привычный уклад жизни рухнул как карточный домик в один момент. Когда серафиму бросает супруг, она вынуждена была пойти работать, зарабатывая своим телом на жизнь. С ней сыграло злую шутку её воспитание. Поскольку её готовили к жизни в благоприятных условиях, находясь за мужем, то делать она особо ничего не умела. Каких-либо навыков как жить самостоятельно она не имела.

Что же касается мужской половины, живущей за границей, то их жизнь тоже была не сахар. Генерал Чернота был вынужден продать абсолютно все, чтобы потом большую часть денежных средств проиграть на тараканьих бегах. Его постигла такая участь по той причине, что он так же ничего не умел делать и зарабатывать себе на жизнь.

Привыкшие к хорошей жизни люди, были вынуждены оказаться в нищете, не имея абсолютно никаких перспектив в будущем. Люди с прекрасным образованием столкнулись с проблемами, к которым были абсолютно не готовы. Их таланты так и остались нераскрытыми и никому не нужными. Они были не готовы к такому повороту судьбы и, как следствие, сломались от нахлынувших обстоятельств.

Не так уж много времени прошло с момента тех страшных событий, поэтому данная тема актуальна до сих пор. Она вызывает интерес у многих слоев населения, и вряд ли потеряет свою актуальность в ближайшее время.

Революционные события 1917 года внесли весомые изменения в нашу историю и жизнь большинства граждан. Данные изменения были необходимы, поскольку было необходимо дальнейшее развитие различных сфер жизни. Другой вопрос в том, а были ли те жертвы, которые понесла наша страна, оправданы? Окупил ли результат переворота и Гражданской войны все те лишения и страдания, с которыми пришлось столкнуться?

В любом случае это был серьезный урок для всего народа, который, возможно, поможет в будущем избежать многих трагедий.

Изучение истории всегда положительно сказывается на человеке, потому что на примере тех или иных исторических событий, люди могут избежать повторения ошибок. Будет возможность не повторить те действия, которые привели к большой беде. В любом случае, читая произведения, в которых достоверно описываются события того времени, делаешь выводы, которые помогут решить многие проблемы и не допустить повторения истории.

История России в литературе

Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин. Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным. Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей. В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.

Перенимаем опыт

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

Данный критерий является одним из самых сложных, поэтому обратите на него особое внимание. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи (То есть вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода. )

).

ВНИМАНИЕ!

Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания

:«Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории». В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1

:«Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени». В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2

:«Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года». В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере). Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде. Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст  

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector