Скорочтение: с чего начать, чтобы научиться быстро читать?
Содержание:
- Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели
- Рекомендации
- Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
- Инструменты для обучения быстрому чтению
- Правила быстрого чтения
- Упражнения для обучения
- Быстрое чтение. Концентрация
- Урок по таблицам Шульта
- Видеоинструкция
- Тренировка работы с таблицами
- Советы как научиться читать быстро
- Новый взгляд на книгу
- Главное от Питера Кампа
- Важные правила чтения книг
- Личный опыт
- Манн, Иванов и Фербер. Ускоритель чтения
- Упражнения
- Полезные советы
Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели
Существует хорошие упражнения для постепенного повышения читательского мастерства
Для их выполнения важно подготовиться физически: сидеть прямо, не сгибаясь, а левую руку расположить на источник информации. Тренирующийся человек должен обладать минимальными навыками чтения, понимания прочитанного, проработки текста
Только в этом случае наступит положительный результат. Итак, учимся читать быстро и легко:
Photo by Alfons Morales
- Прочтите небольшую книжку (максимальным объемом в несколько десятков страниц). Затем сделайте это в обратном порядке – до тех пор, пока скорость проработки не станет выше.
- Попросите друга или родственника выбрать из текста на исходной странице любое слово. Затем постарайтесь найти его. Желательно делать это как можно быстрее.
- Учитесь проводить мониторинг текста – не всего подряд, а лишь тех фактов и словосочетаний, которые имеют первоочередное значение, несут основную смысловую нагрузку. Вспомните школьные уроки языка и литературы, когда велась работа с ключевыми словами.
- Просмотр листа тоже позволяет усовершенствовать скорость чтения. Например, учитесь читать заголовки или маленькие абзацы так, чтобы хватало одного взгляда. Каждая страница не должна отнимать более двадцати секунд времени. После этого выберите в тексте отдельные слова для дальнейшего построения из них предложений. При этом важнейшим условием успеха является сохранение и удерживание сути текста.
Photo by Aaron Burden
- Избавляйтесь от привычки медленно читать книги, останавливаясь для повторного перечитывания отдельных фрагментов. Пробуйте читать сразу несколько предложений, постепенно искореняя ненужную привычку. Чтобы помочь себе, возьмите бумагу и разместите ее на прочитанные предложения. Постарайтесь успеть максимально быстро прочесть текст – до момента, пока лист не не закрыл их собой. Практические сложности будут только поначалу – со временем навык устойчиво выработается.
- Помогите глазам: левой рукой водите пальцем по странице. Соблюдайте интервальное расстояние два-три сантиметра от каждого предложения.
- В некоторых случаях подходит еще одно упражнение – зигзагообразное движение с возвращением в начало строки. Исключением может стать литература, подразумевающая вдумчивое чтение. Зато подобная методика позволяет «сканировать» текстовые фрагменты и понять его суть за короткий срок.
- Читайте между строк в прямом понимании этой фразы. Фиксируйте количество одномоментных слов в поле своего зрения. Не прочитывайте их, а смотрите словно «сквозь», отмечая лишь контуры слов. Со временем можно получить приятный сюрприз – механической фиксации окажется достаточно для эффективного усвоения информации.
Если возникает необходимость в чтении текстов с неизвестными словами или иностранными терминами, походит техника «присвоение», когда важно не быстро читать вслух, а, в первую очередь, осмыслить и понять прочитанное
Постарайтесь «фильтровать» информацию, опуская все известное и понятное, одновременно акцентируя внимание на новом и ярком.
Обращаясь к художественной литературе, человек в большинстве случаев спокоен и расслаблен, он четко представляет себе образы героев, иногда даже ставит самого себя на место описанных персонажей. Этот вид чтения, который можно применить, чтобы научиться быстро читать ребенку, называется «сопереживание».
В военной сфере часто используют разведчиков, которые за короткое время успешно осваивают информацию с четким определением ее сути
Поэтому существует специальное упражнение, получившее название «метод штурма»
Он состоит в предоставлении чтецу небольших кусочков статей, которые сменяются в быстром темпе. При этом с каждым разом тексты меняют с большей скоростью, а человек должен почти дословно запомнить основной смысл.
Помните, что чем чаще вы читаете, тем больше у вас возможностей научиться делать это быстро. Для достижения успеха вы должны сознательно применять навыки скоростного чтения на всё, что вы читаете в повседневной жизни. Выработка такой привычки поможет обрести способности скорочтения даже на подсознательном уровне. Для начала отдавайте предпочтение легкому материалу, который приносит удовольствие и одновременно легок для понимания. Как вариант, можно практиковаться с уже прочитанной книгой, чтобы было легче привыкнуть к пропускам слов, отрывков, фраз. Продуктивных вам чтений!
Как часто вы читаете книги?
Каждый день 22.22%
Пару раз в неделю 11.11%
Читаю очень редко 33.33%
Читаю только специальную литературу 33.33%
Не читаю ничего 0%
НравитсяНе нравится
Рекомендации
Преуспеть в быстрочтении вам помогут маленькие секреты, о которых вы могли не знать раньше.
- Полчаса в день – обязательно. Это минимум, от которого не нужно отступать никогда. Со временем вы увидите, что с тайм-менеджементом, возможно, придется поработать. Посчитайте, сколько времени вы тратите на соцсети, изучение новостных сайтов и просмотр видео. Ответ может поразить вас, и после этого стыдно будет сказать, что на чтение не остается времени.
- Читайте книги по связкам. Например, вам интересна история Древнего Египта. Подберите 5–6 рекомендованных экспертами книг на эту тему и прочтите их за месяц. Во-первых, вы получаете разностороннюю информацию, не ограничиваетесь одним источником. Во-вторых, вы учитесь анализировать, сравнивать, делать выводы. В-третьих, аппетит приходит во время еды – хочется прочесть больше.
- Фотографируйте прочитанные за заданный период книги. Стопку книг на стол – и фото. И держите эти снимки в отдельной папке. Подсознательно вам захочется увеличить стопку. Если же вы читаете электронные книги, составляйте списки прочитанного за месяц, год и тоже фотографируйте.
- Заведите дома открытую книжную полку. Особенно полезен этот прием для детей. Книги на эту полку ставятся не корешком вперед, а обложкой. Ребенок видит не «бочок» книги, а ее обложку, и это само по себе привлекает, вынуждает взять книжку в руки.
- Если вы хотите приучить ребенка к чтению, самый эффективный метод очень прост – читайте сами. Если ребенок видит, что родители дома частенько сидят с книжкой, он неминуемо будет копировать родительское поведение. Если же вы довольствуетесь только нравоучениями и примерами из своего детства, это не работает.
- Сначала книга, потом фильм. Иногда можно и наоборот. Но первый вариант интереснее и полезнее для мозга. Читая текст, вы в голове визуализируете его, конструируете, проводите серьезную мыслительную работу. А потом можете сравнить свои представления и то, как увидел это режиссер.
- Начните прямо сегодня. Не надейтесь на понедельник, Новый год, отпуск. Прямо сегодня возьмите книгу в руки и начните читать. Знания не бывают лишними, мыслительный труд – это новые нейронные связи.
Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
Как же здорово не просто уметь много и быстро читать, но еще и запоминать прочитанное. И в этом деле вам нужно понять – прерогативой будет тренировка внимания. Это ключевое понятие высокого уровня запоминания.
Характеристика факторов внимания:
концентрация – уровень вашей собранности;
устойчивость показывает, как долго вы можете концентрироваться;
переключение внимания – как быстро вы можете сменить объект концентрации;
объем – количество предметов, охваченных вниманием при условии быстрого их предъявления.
Ежедневная обязательная норма внимания – это 2–3 газеты, 1 журнал, 100–150 страниц любой книги.
Теперь рассмотрим самые интересные технологии чтения с запоминанием.
- Пересказ. Прочитайте на предельной своей скорости страницу любого текста. Отложите книгу в сторону. Вслух перескажите прочитанное. Если сделать именно так, то вероятность того, что через 3–7 дней вы вспомните прочитанное, велика. Если игнорировать пересказ, остаточная информация через неделю может равняться паре строк.
- Приучите себя первое время вручную работать с текстом. В ход идут выделения, подчеркивания, обводки важных мест в тексте. Если вы к тому же визуал, для вас это особо ценная привычка. Лучше запоминать информацию помогает ее деление (главные мысли, важные уточнения), а выделенные фрагменты проще запоминаются зрительно.
- Прочитайте страницу текста очень быстро. Постарайтесь (можно перед зеркалом) вспомнить содержание первого абзаца, а потом последнего. Прочтите текст еще раз. Напишите на листке 5–6 тезисов текста, которые позволяют не просто понимать его смысл, а служат опорой для пересказа.
- Сделайте полезной привычкой заучивание стихов. Это подходит и взрослым, и детям. Стандартная норма – одно стихотворение в неделю (не менее 5 «столбиков»). Для детей это одна из лучших тренировок памяти, а еще развитие речи, эмоционального отношения к чтению и т. д. Взрослые тоже через пару месяцев еженедельного запоминания стихов заметят, что память их улучшилась. Поразительно, но и скорость чтения тоже вырастет.
- Читайте на ночь. В спокойной, тихой обстановке, не «приправляя» чтение чем-нибудь вкусненьким, не включая фоном телевизор. 30–60 минут сконцентрированного чтения. После этого примите душ и сразу спать. А утром попробуйте про себя воспроизвести прочитанное. Многим это помогает – текст вспоминается в подробностях.
- Пишите изложения. Повторяйте это школьное упражнение 2–3 раза в неделю. Читаете статью, одну страницу книги или одну часть учебного параграфа. Читайте быстро, один раз, после чего пишите изложение этого текста (можно и печатать). Смысл не в том, что вы должны написать близко к тексту, а в сознательной замене слов синонимами, реструктуризации текста. Это упражнение позволит научиться читать таким образом, чтобы информация запоминалась не так, как она предстает в тексте, а так, как вам удобнее ее понять и воспроизвести.
Инструменты для обучения быстрому чтению
Для более эффективного и удобного обучения существует множество специальных инструментов. Самыми ценными из них, помимо самой книги или текста, можно назвать только два типа – таблицы Шульте и программы для чтения по словам.
Таблица Шульте – это таблица, в ячейках которой в случайном порядке расположены объекты (чаще всего цифры). Их необходимо находить и выстраивать в определенной последовательности. Пример таблицы представлен ниже.
Таблица может быть как печатной (с шириной стандартного книжного листа), так и электронной. Видео-инструкция по работе с таблицами Шульте.
Не рекомендуется использовать таблицы на компьютере, при поиске и нажатии на цифры глаза непроизвольно следуют за курсором мыши. Лучше выбрать мобильное приложение, например, вот это или это. Начинать тренировки оптимально с таблицы 5х5, по мере развития навыков пропорционально увеличивать количество строк и колонок. Сама тренировка с таблицей крайне проста. Необходимо сфокусироваться на центральной ячейке и не отрывая от нее взгляд найти в нужной последовательности все цифры.
Программы и приложения для чтения по словам в большинстве своем похожи, поэтому выбирать можно практически любые.
Главная их цель – показывать текст в виде периодически сменяемых отдельных слов, в которых для более быстрого восприятия специально выделена одна буква. Чем лучше навыки скорочтения, тем больше можно установить скорость. Можете попробовать это приложение и разобраться во всем на практике.
Загоревшись желанием изучить скорочтение и сэкономить уйму времени, помните о приоритете качества, не скорости. Не стремитесь получить все и сразу, помните об отдыхе
Многочасовые самоистязания будут совсем не такими эффективными, как это может казаться.
Уделяйте большое внимание тренировке памяти и концентрации. Без них действительно эффективное скорочтение просто невозможно
Используйте полученную информацию в жизни, выходите на новый уровень и добивайтесь потрясающих результатов.
Правила быстрого чтения
Нет регрессии.
Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:
- первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
- вторая причина – это переосмысление прочитанного.
Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.
Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.
Нет артикуляции.
Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.
Это явление имеет свою классификацию:
- сопровождение текста механическими движениями;
- проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.
Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.
Интегральный алгоритм чтения.
Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.
Вертикальное движение глаз.
Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.
Выделение доминанты.
Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:
- определение и выделение центральных смысловых пунктов;
- интуитивное осмысление текста.
В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.
Развитие памяти и внимания.
Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике. Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот
Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу
Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.
Обязательный ежедневный минимум.
Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.
Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.
Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.
Упражнения для обучения
Упражнения будут полезны и для взрослых людей
Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
Быстрое чтение. Концентрация
Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения.
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.
Урок по таблицам Шульта
Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.
Видеоинструкция
Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Тренировка работы с таблицами
Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.
Советы как научиться читать быстро
Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
Новый взгляд на книгу
Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.
Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
Главное от Питера Кампа
Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.
Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.
Важные правила чтения книг
В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.
Личный опыт
Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.
Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
Манн, Иванов и Фербер. Ускоритель чтения
Описание. В книгах всегда есть много интересного: будь то художественное или научное произведение. Например, вы бы хотели прочитать несколько книг по своей профессии. Но это занимает много времени да и далеко не вся информация сохраняется в памяти. Что же делать? Пройти курс от издания “Манн, Иванов и Фербер” — Ускоритель чтения. Вы научитесь не только читать в 8 раз быстрее, но и запоминать всю полученную информацию.
Многие ошибочно полагают, что скорочтение и хорошее запоминание — это какой-то врожденный навык. Но уже не раз было доказано, что любой навык можно обрести на хорошей тренировке. Издание собрало лучших специалистов этой сферы, опросила их и так получился данный курс, состоящий из 8 писем-уроков.
В этом курсе для детей и взрослых вы найдете:
- Основы скорочтения. Получите основную теоретическую информацию, познакомитесь со страшной (но оказалось, что это совсем не так) терминологией и т.п.
- Советы по усвоению информации. Изучите лучшие техники по хорошему усвоению полученной информации и запоминанию на долгий срок.
- Упражнения. По каждой теоретической теме будет дано практическое домашнее задание. Оно занимает не больше 10-15 минут, но помогает закрепить полученные навыки.
- Материалы и плюшки. После окончания обучения получаете список полезных материалов по теме, а также промокоды, где их можно купить с хорошей скидкой.
- Лайфхаки и истории экспертов. Эксперты рассказали создателям курса много разных интересных историй и советов. Например, как читать по одной книге в неделю и структурировать информацию. Все самое полезное.
Обучение длится 24 дня, то есть один урок раз в 3 дня. Это сделано для удобства учеников, чтобы у них не возникло проблем с распределением собственного времени.
Авторы: Манн, Иванов и Фербер.
Стоимость: прохождение в режиме онлайн бесплатно.
Пройти курс
Упражнения
Читать бегло, легко, внимательно, выдерживая ритм, – это прекрасная цель. Подойдет она взрослому человеку, но и школьники могут попробовать натренировать навык.
Есть 10 отличных упражнений для скорочтения.
- Чтение с указкой. Метод карандаша является базовым, потому от него не уйти. А чтобы не чувствовать себя школьником (если вы не школьник) замените карандаш, к примеру, палочкой для суши, кисточкой, шпажкой. Это простейшее упражнение форсирует скорость чтения.
- «Зеленая точка». В центре страницы с любым текстом нарисуйте зеленую точку, 10 минут смотрите на нее. Мысленно представляйте эту точку даже перед сном, даже закрыв глаза, лежа в постели. И такую концентрацию на точке проделывайте ежедневно в течение 7–10 дней. После этого начните рассматривать текст, который окружает точку. Читать слова не нужно – достаточно только видеть их.
- Читайте вверх ногами. Веселая детская забава отлично тренирует мозг и способствует скорочтению. Попробуйте прочесть сначала предложение, потом абзац, потом два.
- Распечатайте любой незнакомый текст. Отдельные его места (небольшие, не шире 1 см) заклейте цветными наклейками. Читайте текст про себя, в уме его восстанавливая. На следующем занятии заклеивайте уже фрагменты побольше.
- Составляйте карту текста в уме. Для этого просто бегло пробегите по странице, окиньте ее взглядом. Ваш мозг уже начал запоминать текст.
- Перед тем как штурмовать текст, вспомните все, что вам уже известно по этой теме. Интересно только то, что уже сопоставимо с опытом, с имеющейся информацией. Потому интерес нужно пробудить предварительной оценкой имеющихся знаний.
- Возьмите любой текст, проведите на странице волнистую линию (два изгиба). Движению глаз при чтении можете помогать указкой. Когда возникнет ощущение, что глаз способен уловить большую часть слов, генеральную линию можно выпрямлять.
- Читайте без коротких слов. Есть такие тренажеры: автоматически программа убирает из текста предлоги, местоимения, междометия. И этот текст вам нужно прочитать.
- Читайте тексты, написанные задом наперед. Етйатич ытскет, еыннасипан модаз дерепан.
- Читайте тексты, в которых не хватает букв. Мозг начнет достраивать слова, и это тоже отлично тренирует скорочтение. Это могут быть и стихи.
Полезные советы
В перерывах между занятиями также нужно контролировать процесс чтения, чтобы не было регресса. Запомните основные принципы, правила и секреты.
Не возвращайтесь назад
Часто люди отвлекаются во время чтения и начинают думать о чем-то своем. Приходится возвращаться и перечитывать куски текста по второму разу. Это сильно замедляет весь процесс и сбивает ритм. Постарайтесь впредь так не делать.
Чтобы не было соблазна подглядеть в прочитанный текст, закрывайте его листком бумаги. Если считаете, что часть информации не усвоилась как следует, сделайте пометку карандашом на полях, чтобы вернуться к данному отрезку после прочтения всего текста.
Сначала читайте, потом обдумывайте
Часто в тексте встречается информация, которая требует серьезного осмысления. Человек перестает читать и начинает обдумывать ее. После этого ему нужно снова возвращаться к чтению, наращивать темп, ловить нить повествования. Это отнимает время и негативно сказывается на усвоении данных.
На помощь вам вновь придут пометки карандашом на полях. Делайте их в местах, где вам что-то непонятно и где нужно хорошенько вникнуть в суть. Когда закончите читать, сможете вновь вернуться к ним и спокойно обдумать.
Устраните все отвлекающие факторы
Позаботьтесь о том, чтобы во время чтения вас ничто не отвлекало. Не стоит читать под музыку, во время еды, за просмотром телевизора.
Сосредоточьтесь на чтении
Учитесь концентрироваться на тексте. В голове у вас не должно быть посторонних мыслей. Если фокус внимания так и норовит улететь куда-то далеко, возвращайте его на место усилием воли. Так вы сможете усвоить больше информации. И вам не придется потом возвращаться к прочитанному.
Каждый раз перед началом чтения составляйте список вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Когда у чтения есть цель и заданный вектор, усвоение информации происходит в несколько раз быстрее. Вопросы – это своего рода крючки, за которые цепляется информация и оседает в нашей памяти.
Тренируйте память
Что толку читать быстро, если большую часть прочитанного человек все равно не может запомнить? Важным дополнением к скорочтению должен стать высокий уровень запоминания информации. Его нужно развивать отдельно. И в этом вам помогут упражнения для улучшения памяти.
Какую книгу вы прочитали последней? Попробуйте вспомнить и пересказать ее содержание. Если всплывают лишь сумбурные отрывки прочитанного, то вам нужно учиться эффективно запоминать информацию.
Не можете справиться самостоятельно? Вот вам в помощь подборка специальных курсов по развитию памяти.
Не читайте в темноте
Чем больше света попадает на сетчатку глаза, тем больший объем текста вы можете захватить одним взглядом. Поэтому прежде чем начать читать, позаботьтесь о нормальном освещении.