Профессия капитан судна: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание:
- Не следует путать[править]
- Законодательные требования в отношении капитана судна
- Сложности
- Краткое описание
- Где можно получить профессию судоводитель?
- Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей
- Особенности профессии
- Сколько зарабатывает
- Обучение на капитана торгового мореплавания
- Как найти работу после вуза?
- Об исполнении детской мечты
- Яхт-клуб Яхт Релакс (СВАО)
- Особенности профессии
- Большие развлекательные регаты
- Об отношениях с собой и другими
- Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
- Военные корабли
- Плюсы и минусы профессии
- Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
- Как стать
- В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой
- Кругом одна вода
- Какими бывают
Не следует путать[править]
- С капитаном сухопутных войск (примеры — «Капитан Сорвиголова», , и отец капитанской дочки из одноимённой повести А. С. Пушкина). Если в сухопутных войсках капитан — это только мелкий офицер, который нередко ползает в грязи под дождём вместе с сержантами и рядовыми, то флотские капитаны — это по-сухопутному подполковник или полковник, в зависимости от ранга.
- С капитаном спортивной команды.
- С супергероем по прозвищу «Капитан» (Америка, Марвел, Фьючер, Очевидность
В стёбных комиксах про пародийного супергероя — капитана Бласто — у протагониста, внезапно, воинское звание капитан. Но начальство торжественно объявило ему, что его никогда не повысят и не понизят в чине.
и т. д.).
- С главарём (банды средневековых разбойников), вожаком (повстанцев) или атаманом (например, казачьим), которые по-английски тоже называются captain, и по-французски capitaine, и по-итальянски capitano, что создаёт немалые трудности надмозгам.
- С начальником какой-нибудь силовой структуры (например, стражи, полиции…) или командиром наёмного отряда — в средние века такие люди тоже назывались капитанами. Капитан Алатристе капитаном не был (в армии дослужился только до прапорщика), но прозвище таки получил.
- С бразильским помещиком. Да, они титуловались «капитан».
- С наследственным главой барангая (городского квартала или поселка) на колониальных Филиппинах. Капитан Тиаго у Рисаля ни кораблем, ни ротой никогда не командовал.
- С капитан-генералом — военным губернатором испанских колоний времен Конкисты, которые назывались, соответственно, «генерал-капитанствами» (Capitanía general). Также капитан-генералом назывался главнокомандующий венецианского флота в XIII веке.
- С капудан-пашой — потому что это фактически турецкий адмирал. Капудан-ы дерья — главнокомандующий турецкого флота.
- С персонажем итальянской комедии дель арте. Пример — Т. Готье, «Капитан Фракасс».
- С капитаном народа — выборной административной должностью в средневековых итальянских городах. Два выборных главы Сан-Марино и сейчас именуются «капитан-регент».
- С вообще любым заведующим или руководителем любой бригады, от шахтёров до прислуги. В песне «Hotel California», например, под словом «Captain» имеется в виду метрдотель или старший официант, о чём многие не догадались при попытке её переводить.
- С бригадиром итальянской мафии, который традиционно тоже «капо», хотя в последние двадцать лет италоамериканцы чаще используют синонимичное слово «шкипер».
Впрочем, сабж статьи, а равно и все эти случаи, происходит от латинского слова caput — голова, глава; также познелатинское capitaneus — военачальник.
- А еще, как ни странно, не надо путать капитана с капитаном. В смысле, капитана корабля с морским офицером в звании капитана (точнее, капитан-лейтенанта, капраз, капдва или каптри). Потому что — в зависимости от ранга корабля и от превратностей судьбы — должность командира корабля может занимать лейтенант (даже не капитан-лейтенант), а капитан второго ранга по должности может быть старпомом или командиром БЧ.
- И капитана с флаг-капитаном. Который тоже на флоте, но штабная должность. Может быть начальником штаба (а то и всем штабом в одном лице) флагмана, т.е. командующего соединением кораблей, и в этом случае иногда может принять командование как заместитель отсутствующего флагмана. А иногда не может — нужно читать соответствующий устав. Может быть помощником начальника штаба флота, и тогда наверняка обитает на берегу. И даже может сам осматривать корабль перед отплытием, проверять документы на грузы, всю дорогу стоять над душой у штурмана, и вообще всюду совать свой нос: во времена Александра III и Николая II флаг-капитан Его Императорского Величества лично отвечал за безопасность императора и членов его семьи во всех случаях, когда те покидают сушу — будь то прогулка на яхте в Петергоф или кругосветное путешествие с эскадрой.
Законодательные требования в отношении капитана судна
Обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены:
- Международными конвенциями, соглашениями, обязательными нормами;
- Нормами национального законодательства Государства Флага (РФ);
- Кодексом торгового мореплавания;
- Уставом службы на судах;
- Дисциплинарным уставом;
- Ведомственными организационно-распорядительными документами – приказами, распоряжениями, положениями, правилами, инструкциями, и т. п.;
- Уставом компании;
- Организационно – распорядительными документами компании – приказами, распоряжениями, циркулярами, и т. п.;
- “Руководствами” по “СУБ” компании.
В “Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации” (“КТМ-99”) обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в главе 2 (Статьи 61-75).
Согласно ст. 61 “Управление судном и другие обязанности капитана судна”, на капитана “возлагается управление судном, в том числе – судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу”.
В действующем “Уставе службы на судах Министерства морского флага Союза ССР” (1976 года) обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в Главе V (статьи 60-125).
Место капитана
Согласно ст. 60, капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Согласно ст. 61, капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства.
На капитана судна в полной мере распространяются положения “Устава о дисциплине работников морского транспорта”, введенного в действие с 1 сентября 2000 года.
Требования “МКУБ” в отношении капитана судна определены в главе 5 “Ответственность и полномочия капитана” (пп. 5.1-5.2). а также в п. 6.1 “МКУБ”.
Компания должна обеспечить, чтобы “СУП”, использованная на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить, что капитан осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решении по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды, и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.
Квалификационные требования в отношении капитана судна определены в МК “ПДМНВ – 78/95” (Правило 11/2, Разделы A-II/2 и В II/2 “Кодекса ПДМНВ”).
Общие обязанности капитана судна должны быть определены компанией на основании документов, указанных в п. 1.5.2, с учетом специфики деятельности судов компании.
Сложности
Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.
Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет
Процесс обучения на капитана корабля включает:
- заучивание правовой теории — морское законодательство, кодекс, юридические правила;
- теоретическая и опытная работа с техническим оборудованием — вычисление разных данных, ведение документации, отслеживание изменений, выстраивание последовательности действий;
- экологические правила;
- строение судов и характеристика;
- работа в команде — решение социальных связей;
- управление людьми;
- правила международных вод;
- умение делать грамотную отчётность;
- навигация речная и морская, а также хождение в порту;
- способность управлять судном посредством команды и технологий.
Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.
Краткое описание
Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту. Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.
История профессии
История мореплавания и судоходства насчитывает почти 5000 лет. Еще в доисторические времена люди активно пытались путешествовать по воде. С развитием внешней и внутренней торговли возникла потребность наладить соединение между дальними странами и городами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга. Позволить себе иметь личный корабль могли очень состоятельные люди.
Многие купцы арендовали судно, чтобы перевезти товары через реки, моря и океаны. Самым главным человеком на корабле являлся капитан. Он выбирал наиболее удачный маршрут и координировал действия команды на протяжении всего пути.
Где можно получить профессию судоводитель?
Освоить навыки судовождения может любой совершеннолетний матрос под непосредственным руководством капитана судна или одного из помощников. Но для дальнейшего карьерного роста ему потребуется диплом о получении специального технического или высшего образования.
Обучение профессии проводится в ССУЗах по таким специальностям, как:
- Управление судном и его эксплуатация;
- Погрузочно-разгрузочные операции;
- Эксплуатация технических средств судовождения, палубных и других механизмов;
- Ведение штурманской и другой судовой документации;
- Организация управления коллективом.
Учебные заведения, как правило, находятся в регионах, где есть возможность получить, одновременно, как теоретические, так и практические навыки. А также трудоустроиться сразу же после получения диплома колледжа.
Регионы, где можно получить специальность:
- Амурская область;
- Приморский край;
- Сахалинская область;
- Астраханская обл.;
- Ростовская область;
- Краснодарский край;
- г. Санкт-Петербург;
- Мурманская область.
Срок обучения – 2-4 года, в зависимости от выбранной специальности.
Продолжить обучение и повысить квалификацию можно в таких ВУЗах:
- Калининградский государственный технический университет;
- Морской государственный университет им. Адмирала Г.И. Невельского;
- Мурманский государственный технический университет;
- Севастопольский государственный университет;
- Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова.
Конкурс при поступлении в ВУЗы – достаточно высокий, но для выпускников колледжей, работающих по специальности, существует программа лояльности.
Источники изображений: captainbook.com.ua, adukar.by, pikabu.ru
Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей
Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.
Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:
- АГТУ
- ГУМРФ им. Макарова
- ДВФУ
- КАИ
- МГАВТ
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева
- СГУВТ
Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:
- 25.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
- 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
- 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
- 26.05.05 Судовождение
- 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:
Колледж | Специальности |
Ломоносовский морской колледж | 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
26.01.12 Электрик судовой | |
35.02.10 Обработка водных биоресурсов | |
26.01.08 Моторист (машинист) | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
26.01.07 Матрос | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж | 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) |
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство | |
35.02.11 Промышленное рыболовство |
Судостроение является одним из видов морских профессий
Особенности профессии
Капитан, что зависит от полученного образования и опыта, может специализироваться на морском, речном или смешанном судоходстве. Он может работать на гражданских (пассажирских), грузовых и грузопассажирских, рыболовных (промысловых) и других судах. В любом случае в обязанности капитана судна входят следующие работы:
- обеспечение безопасности во время перевозки грузов, пассажиров;
- соблюдение графика и расписания движения с учетом погодных условий, текущей обстановки;
- соблюдение стандартов, касающихся окружающей среды и международного права в области судоходства;
- ведение отчетности и сопроводительной документации;
- своевременное уведомление судовладельца о форс-мажорах, порче груза и т. д.;
- управление экипажем судна, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и сохранности грузов;
- оценка технического состояния судов, обеспечение своевременного технического обслуживания.
Это лишь малая часть обязанностей капитана, ведь в случае нападения на судно он занимается организацией мероприятий, направленных на защиту или процесс переговоров. Также он несет ответственность за управление командой во время непредвиденных ситуаций: эвакуация, первая помощь и другие.
Сколько зарабатывает
Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.
Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах
Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.
Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.
Обучение на капитана торгового мореплавания
Чтобы стать капитаном торгового флота, необходимо получить квалификацию «Морской вахтенный помощник » в техническом колледже или университете прикладных наук в Германии . За этим следует стаж вождения не менее двух лет нетто. Затем вы получите сертификат о квалификации морского офицера / капитана.
Чтобы получить сертификат о квалификации в университете прикладных наук, необходимо иметь как минимум квалификацию для поступления в технический колледж.
Чтобы получить свидетельство о компетентности в техническом колледже, необходимо изучить профессию, связанную с мореплаванием, включая необходимое время работы в море (моряк, судовой механик или судовой технический помощник). Тем не менее, сторонние абитуриенты также имеют возможность записаться в техникум по специальности металлообработка и иметь опыт вождения.
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Об исполнении детской мечты
Решение стать капитаном девушка приняла в возрасте 12 лет после небольшого круиза с семьей. «Я сказала отцу, что хочу быть круизным директором, когда вырасту, а папа ответил, что я могу делать все, что захочу, и даже управлять этой штукой», — вспоминает Кейт. Для осуществления заветной мечты будущий капитан поступила в морскую академию, где получила лицензию на управление абсолютно любым типом судна: от буксира до супертанкера, а также степень в области делового администрирования. Идея заключалась также в том, чтобы иметь запасную профессию на тот случай, если девушке когда-нибудь надоест ходить под парусом. Однако с годами страсть Кейт к морю только крепнет, менеджерские знания пришлись кстати для руководства 1200 членами экипажа. Капитан шутит, что «теоретически похожа на генерального директора и руководит судном, как малым бизнесом»: «Все на борту касается капитана, даже холодная пицца — это моя проблема. К счастью, такое бывает нечасто».
Карьеру Кейт начала с самых низов: работала на грузовых судах, которые перевозили бананы между Калифорнией и Эквадором. Параллельно героиня рассылала резюме во все круизные компании. Не получив ответа, она даже пробовалась на позицию бармена на один из лайнеров. «Скорее всего, поскольку я никогда не стояла за стойкой и была слишком квалифицирована для такой работы, мое резюме передали в другой отдел и предложили должность третьего помощника капитана», — рассказывает Кейт. Так, c 2003 по 2015 год она стояла на вахте по восемь часов в сутки, пройдя путь от этой самой низовой позиции до должности штаб-капитана. Целеустремленность и вера в себя оправдались и позволили ей вписать себя в историю: сегодня она первая американка, которой доверили управление мегалайнером cтоимостью $1 млрд, а за ее приключениями следят более чем 144 тысячи пользователей со всего мира.
Яхт-клуб Яхт Релакс (СВАО)
Теоретический курс проходит в Москве в группах от 5 чел. Возможно индивидуальное обучение и обучение в вашем офисе. Практический курс может быть организован в любом месте, включая акватории Италии, Черногории, Турции, Хорватии Франции, Испании ,Таиланда, Малайзии, островов Карибского бассейна.
Курсы:
- International Crew Certificatе Компетентный член экипажа (вводный курс)
- International Bareboat Skipper Sail 10 дневный курс обучения (теория + практика)
- International Bareboat Skipper Sail + Power 12 дневный курс обучения (теория + практика)
- International Bareboat Skipper Power 7 дневный курс обучения (теория + практика)
- VHF Radio Operator / Marine Communications 1 дневный курс обучения (теория + практика)
- Программы для опытных яхтсменов (повышение квалификации)
Особенности профессии
Деятельность моряков дальнего плавания тесно связана с путешествиями, постоянным общением, высокой ответственностью и сложной физической работой. Многие моряки выбирают длительные рейсы с целью получения материальной выгоды, ведь за 2-3 года активной работы можно быстро собрать деньги на крупную покупку: квартира, машина, дом и т. д. Главный человек на судне – капитан, однако в экипаж также входят:
- помощники капитана,
- механики и электромеханики,
- боцман,
- судовой повар (кок),
- радиоспециалисты,
- матросы и другие специалисты.
Все члены экипажа разделены на руководящий состав и судовую команду (палубная, машинная). На судне царит строгая иерархическая система подчинения, которая необходима для соблюдения порядка. Каждый специалист несет ответственность за свой участок работ: капитан осуществляет руководство экипажем, матрос – убирает, кок – готовит и т. д. Моряк имеет отличное здоровье, медкомиссия не пустит в рейс человека, страдающего, например, от проблем со зрением.
Большие развлекательные регаты
Одним из самых приятных способов первого знакомства с яхтингом могут стать большие развлекательные регаты, в рамках которых устраиваются вечеринки, квесты, игры, фотосессии, любительские гонки, посещение интересных мест и достопримечательностей. В таких регатах могут принимать участие 10-20 яхт по 8-12 человек на каждой! Подобные мероприятия обычно проводятся в средиземноморских странах, в удобных акваториях без сильных приливов и отливов, штормов и опасной фауны, с возможностью остановливаться на ночь в маринах со всеми удобствами. Флотилия день за днём перемещается по определённому маршруту, при этом у каждого члена экипажа есть возможность поучиться азам яхтенного дела: вязать основные узлы, ставить паруса, помогать швартовать лодку. По вечерам — безудержное веселье, вечеринки, посещение клубов и ресторанов.
Об отношениях с собой и другими
«Как-то раз я встретила на палубе пожилую пару, которая поинтересовалась, зачем женщине плавать по морям? «А почему нет?» — ответила я им. Это я к тому, что никаких границ нет. Они возникают, только если вы их сами себе ставите. Поэтому не бойтесь узнавать новое, вникать в культуру и обычаи других стран, путешествуйте и расширяйте кругозор. И главное, окружайте себя позитивными людьми, среди которых нет тех, кто говорит, что вы чего-то не можете сделать. Просто двигайтесь вперед к намеченной цели, и в конечном итоге вы обязательно получите желаемое».
Кейт также на своем примере доказывает, что профессия капитана совместима с личной жизнью. Ее муж Никола Петрович работает главным инженером на другом круизном лайнере. Оба супруга проводят в море по три месяца, после которых получают по три месяца отпуска, во время которого обычно путешествуют. «Муж очень гордится мной, ходит с таким видом: «Да вы знаете, кто я такой? Я — муж единственной в США капитанши». Шучу, конечно, но он прекрасно меня понимает и во всем поддерживает. Иногда мы бываем в разных полушариях и месяцами общаемся в режиме видеоконференции. Зато когда случается долгожданная встреча, ценим каждый миг, проведенный вместе», — рассказывает Кейт.
Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.
Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.
Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.
Военные корабли
Ганс Фрайхерр фон Штакельберг , 1972–78, комендант Горх-Фока (1976)
Термин «командир» как лидер боевых кораблей означает должность, не зависящую от военного звания шкипера. Командир корабля либо штабной офицер ( капитан корвета , фрегат капитан , редко также морской капитан ) или, на небольших судах и лодках ( например , подводных лодок ), с капитаном лейтенанты . В отличие от правила, согласно которому командиры являются в основном офицерами, командир десантного корабля обычно является сержантом-портье .
В принципе, ко всем штабным офицерам ВМФ, за исключением офицеров-медиков, обращаются как «мистер или миссис капитан», независимо от их точного звания, но на военно-морском жаргоне без произношения i в слове, т. Е. «Мистер Капитан». На военно-морском жаргоне к капитан-лейтенантам обычно обращаются как «мистер Калеу». С другой стороны, не принято использовать адрес «господин или госпожа командир».
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Высокий уровень дохода. Во время рейса моряк практически не тратит заработанные деньги.
- Получение хорошего опыта, узкопрофессиональных знаний, а также полезных навыков.
- Профессия овеяна романтизмом, ведь моряки постоянно путешествуют, имеют возможность увидеть новые страны и пообщаться с людьми, выросшими в другой культурной среде.
- Возможность повысить уровень знания иностранного языка.
- Работа на судне очень сложная, но у моряков есть свободное время, которое они могут использовать для самообразования и развития.
- Большое количество вакансий.
Минусы
- Суда нередко подвергаются атакам пиратов, также они могут попасть в шторм или потерпеть кораблекрушение. Поэтому профессию можно назвать достаточно опасной и нервной.
- Нужно инвестировать в образование, повышение квалификации, получение международных сертификатов.
- После возвращения на сушу большинство моряков испытывают проблемы с социализацией.
- Длительные рейсы могут стать причиной проблем в личной жизни.
Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.
Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.
Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.
Как стать
Путь к званию капитана чрезвычайно сложен и тернист. Это связано не только с необходимостью прохождения курса специальной подготовки, но и овладевания многими навыками. Вам необходимо:
- Сделать выбор, в каком именно флоте вы хотели служить. Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова. Если вам уже исполнилось 14 – 15 лет, вы являетесь гражданином Российской Федерации, годны по состоянию здоровья и успешно прошли программу восьмилетнего обучения в средней школе с углубленным изучением английского языка, то вы можете стать курсантом этого знаменитого училища. Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.
- После окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома, вы приступаете к поиску места работы. Очень не многие выпускники сразу получают заветное звание. Это касается как военно-морского, так и гражданского флота. Скорее всего, вы найдете должность третьего или второго помощника капитана.
- Если вас не устраивает должность помощника капитана, и вы стремитесь к продвижению по службе, вам необходимо будет сдавать разнообразные тесты и экзамены. Их успешная сдача, равно как и получение звания бакалавра или магистра наук, позволят вам претендовать на продвижение в служебной иерархии и получение лицензии более высокого уровня. Также, сдача экзаменов позволяет заработать учетные баллы для MerchantMariner (MMC) и Международной идентификации учетных данных транспортных служащих (TVICK). Данная процедура касается гражданского флота. В военно-морском флоте, ваш путь будет отличаться только знаниями, которыми вам необходимо овладеть.
В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой
На таких кораблях предстоит работать после обучения
Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги, в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.
В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.
В заключение хочу сказать, что профессия эта, совсем не сложная в плане обучения, но для некоторых невозможная на практике. Знания моряка и знания профессионального юриста имеют огромный отрыв, но, тут акцент идет конкретно на вашу психологическую выносливость.
Надеюсь мой опыт будет вам полезен, ну и семь футов под килем вам!
Кругом одна вода
Чтобы получить разрешение управлять судном, мало окончить «земной» колледж. Путь к штурвалу долгий.
«Техник-судоводитель — это специальность речная, в итоге ты получаешь документ о профессиональном образовании, затем сдаешь экзамены в службе дипломирования и получаешь уже рабочий диплом. Так, мы уже сдавали квалификационные экзамены рулевого, моториста, и это позволяет нам работать на реке. Через несколько навигаций можно повысить квалификацию, к примеру, до третьего, второго помощника капитана и только потом, через несколько лет, занять должность капитана. Учеба в колледже не говорит о том, что ты можешь занять какую-то должность «на реке», — говорит Анна.
За спиной у Анны две навигации и в должности рулевого, моториста. Этим летом она может продипломироваться по должности третьего помощника капитана и работать. Опыт в помощи управления судном у нее уже есть.
«В этом году была навигация в Обской губе, и, в сравнении с речным судовым ходом, там было легче. Задаешь курс и уже по приборам ориентируешься, держишь теплоход по этому курсу. Ничего страшного и сложного нет, если вода спокойная. На реке сложнее, потому что очень много поворотов, здесь уже надо уметь «рулить» вручную», — рассказывает девушка.
Но на воде может случиться всякое. Так, в навигации 2016 года Анне пришлось помогать капитану управлять стареньким теплоходом, на котором из «умной» техники был лишь навигатор. К слову, ни один капитан на судне не надеется только на навигатор, ведь он не показывает различные образования на реке, не гарантирует того, что судно не сядет на мель.
«А именно это и случилось с нашим теплоходом — мы сели на мель. В итоге шли от Тюмени до Тобольска целый месяц, когда при хороших условиях можно добраться за три дня», — говорит Анна.
Статья по теме
Шкипер в шляпке. Как советская девушка стала первой женщиной-капитаном
«Это очень здорово: ты скучаешь по «большой земле», по людям, транспорту, гипермаркетам. В первое время после навигации чувствуешь себя дикарем, когда ходишь и оглядываешься по сторонам, наслаждаешься элементарной возможностью сходить в магазин», — объясняет Анна.
Какими бывают
Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.
Для тех, кто хочет ходить по морю:
- Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
- Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
- Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
- Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
- Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
- Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
- Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.