Клинический психолог

Результаты освоения программы

Теоретические знания в областях:

  • Психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых
  • Психологическая диагностика и психологическое вмешательство в клинике
  • Психология кризисов и экстремальных состояний
  • Психология здоровья
  • Судебная и криминальная психология
  • Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Психология спорта и физической активности

Практические навыки:

  • психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы
  • применения специализированных методов психологической диагностики и психологической помощи
  • проведения различных видов психологической экспертизы (включая медико-педагогическую, социально-трудовую и судебную)
  • разработки и реализации превентивных программ
  • психологической подготовки и психологического сопровождения спортсменов и тренеров на всех этапах спортивной деятельности
  • оказания экстренной и долгосрочной психологической помощи при психотравмирующих ситуациях и проблемах, связанных со здоровьем
  • педагогической деятельности в области психологии

Описание программы:

Самая первая программа клинической психологии на Урале!

За 20 лет деятельности выработана уникальная образовательная методика, которая включает в себя практику в таких учреждениях, как «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий» и др. Студенты занимаются в научной и учебной лабораториях Департамента психологии, исследуя особенности  нейрокогнитивного развития детей раннего возраста (0-3 года), в частности, недоношенных детей, детей с семейным риском развития РАС и СДВГ, детей, перенёсших ишемический инсульт, а также специфику рабочей памяти и когнитивной перегрузки. Будущие клинические психологи подключаются и к международным проектам (Великобритания, Швеция, Германия).

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «»!

Чему я буду учиться?

Студенты осваивают широкий спектр дисциплин: «Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля», «Психология кризисных ситуаций», «Психосоматика», «Дистанционные методы психологического консультирования», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Спецпрактикум-тренинг по работе с семьей», «Психологическая профилактика зависимого поведения», «Практикум по детской патопсихологии»; «Расстройства личности», «Клиническая психология в геронтологии», «Проективные методы в клинической психологии» и др. Также в программу включены дисциплины: «Основы психотерапии», «Введение в клинический психоанализ», «Когнитивно-бихевиоральная терапия», «Основы психокоррекционной работы». Широко представлен модуль «Нейропсихология детского возраста».

Почему стоит выбрать программу «Психология»?

Преподаватели – ведущие специалисты с разнообразными научными и практическими интересами (психофизиология, нейропсихология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия, психология экстремальных состояний и др.).  Во время обучения студенты получают практические навыки работы в психологических и реабилитационных центрах города. 

Кроме этого, будущие клинические психологи активно участвуют во внеучебной деятельности  (студенческое научное сообщество, студенческий психологический клуб, сообщество «Арт-терапевтические пятницы», клуб игротехник, волонтерская деятельность).

Кем я буду работать?

Наши выпускники востребованы в учреждениях здравоохранения, МЧС, образовательных учреждениях, коррекционных центрах города, области и России. Большинство выпускников выбирают работу по специальности «медицинский психолог», «психолог».

Партнеры и работодатели

Партнерами программы выступают «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», психологические центры.

Работодателями выступают: «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», медицинские учреждения, нейропсихологические центры. 

Исследования сотрудников кафедры были поддержаны грантами РФФИ, РНФ, Министерства образования Российской Федерации и других фондов.

Видео о программе

Есть вопросы? Задайте их во «» и «Фейсбуке»  или по телефону горячей линии по приему-2021 8 905 800 35 95 (работает WhatsApp)

Сходства и отличия понятий

Для начала рассмотрим сходства двух обсуждаемых нами понятий. Как клинический, так и «классический» психолог могут оказывать своим пациентам не только консультационную, но и психотерапевтическую помощь. Оба специалиста также могут работать с детьми, семьями, парами супругов и т. д. с целью решения специфических проблем индивидуального характера. К тому же оба они используют сходные методы диагностики и коррекции, а также имеют право разрабатывать и апробировать новые методы психокоррекции.

Основным же отличием клинического психолога будет углублённая специализация: дело в том, что область его исследовательских интересов более обширна. Она направлена в сторону изучения того, как те или иные физические патологии организма могут повлиять на психоэмоциональное состояние пациента. Клинические специалисты постоянно находятся в поисках новых взаимосвязей между физическим и эмоциональным состоянием человека, новых методов лечения уже известных патологий, развивающихся на почве физических недугов.

Не стоит думать, что местом работы клинического психолога обязательно должна быть клиника – эти специалисты в последнее время работают и в частном порядке, осуществляя приём даже на дому.

Разделы клинической психологии

Эта наука является обширной, поэтому выделяют разные отрасли клинической психологии:

  1. Психосоматика . Помогает понять наличие и происхождение психо- и соматических проблем человека. В этом разделе изучается взаимосвязь серьезных заболеваний и психических факторов.
  2. Психотерапия . Это основной метод, используемый в психокоррекции. Он включает большое количество методик и техник, позволяющие определить наличие проблемы, улучшить настроение, скорректировать поведение и так далее. Описывая, что такое клиническая психология, отметим, что этот раздел может применяться как индивидуально, так и в группе.
  3. Нейропсихология . Отрасль, которая занимается изучением головного мозга и ЦНС. Чтобы понять, как функционирует сознание человека, применяется психиатрия, неврология и так далее.
  4. Психокоррекция . Этот раздел направлен на оказание помощи человеку. Он включает не только терапию, но и программу дальнейшей реабилитации. Благодаря психокоррекции человек может восстановиться и снова стать полноценным членом общества.
  5. Патопсихология . Базируется на исследовании вопросов, связанных с психическими нарушениями и расстройствами, неправильным восприятием мира и так далее.

Отличия клинической психологии от других отраслей

Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.

Предметом изучения выступают:

  • природа психических расстройств;
  • возрастные нарушения развития;
  • создание и внедрение методик изучения психики;
  • проявления и симптоматика расстройств;
  • методики психотерапии;
  • особенности клинических исследований;
  • методы воздействия на психику.

Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений

Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Разделы медицинской психологии

Психология здоровья предполагает целый ряд областей профессиональной деятельности, например:

  • Клиническая психология. В данной сфере работа специалистов включает в себя психотерапию наряду с модификацией поведения и санитарным просвещением.
  • Здоровье населения. Люди, которые работают в этой сфере, заняты разработкой всевозможных профилактических мер. Выполняя работу с группами, они занимаются пропагандой здорового образа жизни.
  • Психология здоровья общества. Такие специалисты занимаются исследованием здоровья на уровне населения государства и часто дают советы и рекомендации работникам сферы здравоохранения, а кроме того, государственным учреждениям.

Что нужно, чтобы получить работу медицинскому психологу?

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Работа клинического психолога

Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.

Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.

Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.

Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.

Расписание тренингов и семинаров9

2 октября
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

10 октября
Воскресенье,
12:00

Очный и онлайн курс «Канистерапия в психологии, обучении и реабилитации»

Узнать подробности

80 ак. часов
Москва

Центр психологической поддержки и пет-терапии «Хронос»

13 ноября
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

11 декабря
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

22 января
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

12 февраля
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

12 марта
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

16 апреля
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

Разделы клинической психологии

Разделы клинической психологии в себя включают:

  1. психология больных людей;
  2. психология лечебного взаимодействия;
  3. норма и патология психической деятельности;
  4. психология девиантного поведения;
  5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
  6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

Патопсихология и клиническая психопатология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я.  Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.

Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Этика в клинической психологии

Эта сфера изучается в деонтологии, которая в большей степени связана с пониманием разных форм психологического воздействия медработников на человека с проблемами. Основы клинической психологии выделяют четыре модели медицинской этики:

  1. Модель Гиппократа . Включает моральные принципы врачевания того времени, на основе которых составлялась клятва. Она касалась обязательств о не причинении вреда, оказании помощи и проявлении уважения, отказа от сексуальных отношениях с пациентами и так далее.
  2. Модель Парацельса . Основана на понимании отношений между врачом и пациентом. Она сформировалась в Средние века. Основной принцип этой модели – делай добро.
  3. Деонтологическая модель . Проводит оценку действия не только учитывая результат, но и помыслы. Она функционировала до революции.
  4. Модель биоэтики . Сформировалась в 60-70-х г., она рассматривает медицину с учетом прав человека.

1 С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи, психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога — это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача — помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов — люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм

Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога — семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector