Клинический психолог
Содержание:
- Результаты освоения программы
- Описание программы:
- Сходства и отличия понятий
- Разделы клинической психологии
- Отличия клинической психологии от других отраслей
- Обязанности
- Разделы медицинской психологии
- Кем и как работают психологи
- Работа клинического психолога
- Расписание тренингов и семинаров9
- Разделы клинической психологии
- Этика в клинической психологии
- 1 С чем работает клинический психолог
- Место работы
Результаты освоения программы
Теоретические знания в областях:
- Психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых
- Психологическая диагностика и психологическое вмешательство в клинике
- Психология кризисов и экстремальных состояний
- Психология здоровья
- Судебная и криминальная психология
- Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
- Психология спорта и физической активности
Практические навыки:
- психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы
- применения специализированных методов психологической диагностики и психологической помощи
- проведения различных видов психологической экспертизы (включая медико-педагогическую, социально-трудовую и судебную)
- разработки и реализации превентивных программ
- психологической подготовки и психологического сопровождения спортсменов и тренеров на всех этапах спортивной деятельности
- оказания экстренной и долгосрочной психологической помощи при психотравмирующих ситуациях и проблемах, связанных со здоровьем
- педагогической деятельности в области психологии
Описание программы:
Самая первая программа клинической психологии на Урале!
За 20 лет деятельности выработана уникальная образовательная методика, которая включает в себя практику в таких учреждениях, как «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий» и др. Студенты занимаются в научной и учебной лабораториях Департамента психологии, исследуя особенности нейрокогнитивного развития детей раннего возраста (0-3 года), в частности, недоношенных детей, детей с семейным риском развития РАС и СДВГ, детей, перенёсших ишемический инсульт, а также специфику рабочей памяти и когнитивной перегрузки. Будущие клинические психологи подключаются и к международным проектам (Великобритания, Швеция, Германия).
Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «»!
Чему я буду учиться?
Студенты осваивают широкий спектр дисциплин: «Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля», «Психология кризисных ситуаций», «Психосоматика», «Дистанционные методы психологического консультирования», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Спецпрактикум-тренинг по работе с семьей», «Психологическая профилактика зависимого поведения», «Практикум по детской патопсихологии»; «Расстройства личности», «Клиническая психология в геронтологии», «Проективные методы в клинической психологии» и др. Также в программу включены дисциплины: «Основы психотерапии», «Введение в клинический психоанализ», «Когнитивно-бихевиоральная терапия», «Основы психокоррекционной работы». Широко представлен модуль «Нейропсихология детского возраста».
Почему стоит выбрать программу «Психология»?
Преподаватели – ведущие специалисты с разнообразными научными и практическими интересами (психофизиология, нейропсихология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия, психология экстремальных состояний и др.). Во время обучения студенты получают практические навыки работы в психологических и реабилитационных центрах города.
Кроме этого, будущие клинические психологи активно участвуют во внеучебной деятельности (студенческое научное сообщество, студенческий психологический клуб, сообщество «Арт-терапевтические пятницы», клуб игротехник, волонтерская деятельность).
Кем я буду работать?
Наши выпускники востребованы в учреждениях здравоохранения, МЧС, образовательных учреждениях, коррекционных центрах города, области и России. Большинство выпускников выбирают работу по специальности «медицинский психолог», «психолог».
Партнеры и работодатели
Партнерами программы выступают «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», психологические центры.
Работодателями выступают: «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», медицинские учреждения, нейропсихологические центры.
Исследования сотрудников кафедры были поддержаны грантами РФФИ, РНФ, Министерства образования Российской Федерации и других фондов.
Видео о программе
Есть вопросы? Задайте их во «» и «Фейсбуке» или по телефону горячей линии по приему-2021 8 905 800 35 95 (работает WhatsApp)
Сходства и отличия понятий
Для начала рассмотрим сходства двух обсуждаемых нами понятий. Как клинический, так и «классический» психолог могут оказывать своим пациентам не только консультационную, но и психотерапевтическую помощь. Оба специалиста также могут работать с детьми, семьями, парами супругов и т. д. с целью решения специфических проблем индивидуального характера. К тому же оба они используют сходные методы диагностики и коррекции, а также имеют право разрабатывать и апробировать новые методы психокоррекции.
Основным же отличием клинического психолога будет углублённая специализация: дело в том, что область его исследовательских интересов более обширна. Она направлена в сторону изучения того, как те или иные физические патологии организма могут повлиять на психоэмоциональное состояние пациента. Клинические специалисты постоянно находятся в поисках новых взаимосвязей между физическим и эмоциональным состоянием человека, новых методов лечения уже известных патологий, развивающихся на почве физических недугов.
Не стоит думать, что местом работы клинического психолога обязательно должна быть клиника – эти специалисты в последнее время работают и в частном порядке, осуществляя приём даже на дому.
Разделы клинической психологии
Эта наука является обширной, поэтому выделяют разные отрасли клинической психологии:
- Психосоматика . Помогает понять наличие и происхождение психо- и соматических проблем человека. В этом разделе изучается взаимосвязь серьезных заболеваний и психических факторов.
- Психотерапия . Это основной метод, используемый в психокоррекции. Он включает большое количество методик и техник, позволяющие определить наличие проблемы, улучшить настроение, скорректировать поведение и так далее. Описывая, что такое клиническая психология, отметим, что этот раздел может применяться как индивидуально, так и в группе.
- Нейропсихология . Отрасль, которая занимается изучением головного мозга и ЦНС. Чтобы понять, как функционирует сознание человека, применяется психиатрия, неврология и так далее.
- Психокоррекция . Этот раздел направлен на оказание помощи человеку. Он включает не только терапию, но и программу дальнейшей реабилитации. Благодаря психокоррекции человек может восстановиться и снова стать полноценным членом общества.
- Патопсихология . Базируется на исследовании вопросов, связанных с психическими нарушениями и расстройствами, неправильным восприятием мира и так далее.
Отличия клинической психологии от других отраслей
Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.
Предметом изучения выступают:
- природа психических расстройств;
- возрастные нарушения развития;
- создание и внедрение методик изучения психики;
- проявления и симптоматика расстройств;
- методики психотерапии;
- особенности клинических исследований;
- методы воздействия на психику.
Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.
Обязанности
В компетенции клинического психолога входит:
- Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
- Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
- Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
- Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
- Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
- Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
- Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений
Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:
Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.
Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:
- Наличие знаний в проведении психологических обследований;
- Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
- Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
- Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
- Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
- Умение применять приемы восстановительного обучения;
- Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
- Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
- Умение использовать различные методы психологической коррекции.
Разделы медицинской психологии
Психология здоровья предполагает целый ряд областей профессиональной деятельности, например:
- Клиническая психология. В данной сфере работа специалистов включает в себя психотерапию наряду с модификацией поведения и санитарным просвещением.
- Здоровье населения. Люди, которые работают в этой сфере, заняты разработкой всевозможных профилактических мер. Выполняя работу с группами, они занимаются пропагандой здорового образа жизни.
- Психология здоровья общества. Такие специалисты занимаются исследованием здоровья на уровне населения государства и часто дают советы и рекомендации работникам сферы здравоохранения, а кроме того, государственным учреждениям.
Что нужно, чтобы получить работу медицинскому психологу?
Кем и как работают психологи
Направления работы
Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.
По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.
Сколько зарабатывают
Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.
Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.
Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.
Работа клинического психолога
Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.
Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.
Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.
Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.
Расписание тренингов и семинаров9
2 октября |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
10 октября |
Очный и онлайн курс «Канистерапия в психологии, обучении и реабилитации» Узнать подробности 80 ак. часов |
|
13 ноября |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
11 декабря |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
22 января |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
12 февраля |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
12 марта |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
16 апреля |
Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации Узнать подробности 2 дня |
|
Разделы клинической психологии
Разделы клинической психологии в себя включают:
- психология больных людей;
- психология лечебного взаимодействия;
- норма и патология психической деятельности;
- психология девиантного поведения;
- психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
- неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.
Патопсихология и клиническая психопатология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.
Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.
Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.
Психосоматика
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.
Психологическая коррекция и психотерапия
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).
Этика в клинической психологии
Эта сфера изучается в деонтологии, которая в большей степени связана с пониманием разных форм психологического воздействия медработников на человека с проблемами. Основы клинической психологии выделяют четыре модели медицинской этики:
- Модель Гиппократа . Включает моральные принципы врачевания того времени, на основе которых составлялась клятва. Она касалась обязательств о не причинении вреда, оказании помощи и проявлении уважения, отказа от сексуальных отношениях с пациентами и так далее.
- Модель Парацельса . Основана на понимании отношений между врачом и пациентом. Она сформировалась в Средние века. Основной принцип этой модели – делай добро.
- Деонтологическая модель . Проводит оценку действия не только учитывая результат, но и помыслы. Она функционировала до революции.
- Модель биоэтики . Сформировалась в 60-70-х г., она рассматривает медицину с учетом прав человека.
1 С чем работает клинический психолог
Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи, психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога — это упор на специальные предметы:
- наркологию;
- психиатрию;
- фармакологию;
- неврология;
- анатомию центральной нервной системы.
Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача — помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.
Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.
Отдельная категория пациентов — люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм
Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога — семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.
Место работы
Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.
Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.
Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.
Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.
Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим
Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути