Что такое коучинг простыми словами

Содержание:

Определение и понятия

Коучинг своеобразный микс тренингов и консультаций психолога, но его целью является мотивация клиента на дальнейшее развитие. Проще говоря, задавая вопросы клиенту, коуч помогает лучше разобраться в себе, своих поступках, найти ошибки или наоборот увидеть сильные стороны. Таким образом, создаются благоприятные условия для всестороннего личностного развития.

Основные принципы работы в коучинге базируются на следующих четырех позициях:

  • Определение и постановка цели
  • Определение того насколько на данном этапе реально достичь цели;
  • Разработка пошагового плана достижения поставленной цели, поиск путей реализации задуманного;
  • «Этап воли»– переход к реальным действиям.

К сожалению коуч не в силах помочь человеку, не желающему менять свою жизнь, не готовому к активным действиям.

Основные понятия, связанные с коучингом:

  • клиент,
  • сессия,
  • формат.

В коучинге под клиентом понимается как человек, проходящий индивидуальный курс, так и организация, руководство которой обратилось к коучу для повышения эффективности работы.
Сессией называется непосредственная работа коуча с клиентом. Это беседа, построенная по определенным правилам.

Формат – это то, как коуч взаимодействует с клиентом. Это может быть как индивидуальное занятие, так и групповое. Личная беседа или ондайн. Коуч может давать задания клиенту, а может просто просить рассказать о том каких успехов тот добился за прошедшее время или какие неудачи потерпел.

Кто такой коуч?

Коуч – консультант помогающий клиентам ставить реальные цели и достигать их. Как правило – это состоявшийся и успешный человек, готовый развиваться как личность и профессионал, не прекращающий работать над собой.

Коучу необходимо получить сертификат одной из международных «школ» коучинга.

Работа коуча направлена на мотивацию клиента к активным действиям личностный и профессиональный рост, грамотной постановке целей и выявлению собственного потенциала.

Чем отличается коучинг от тренинга?

Тренинги (бизнес, личностного роста и так далее) и коучинг довольно близкие понятия и иногда их путают. Если отбросить рекламные высказывания в стиле: «Коучинг – это возможность найти свой собственный путь, найти все ответы внутри себя», то главное отличительной особенностью будет заключаться в том, что коучинг – это индивидуальная работа с клиентом, а тренинг – групповое занятие.

Конечно, и тренеры могут переходить на индивидуальные занятия, а коучи – работать с группой. Но в классическом понимании термина, коучинг всегда индивидуальные консультации.

Основные методы

Коучинг быстро развивающиеся направление консультирования и новые техники появляется довольно таки часто. Но общие принципы коучинга можно определить следующим образом:

  • Отказ от «навешивания ярлыков» и «постановки диагнозов». Коучинг учит тому, что все люди хорошие и достойны уважения.
  • Каждый человек может добиться желаемого и у него достаточно на это сил. Метод коучинга основывается на том, что нужно избавляться от негативных установок и верить в себя, не забывать развиваться и пополнять багаж знаний;
  • Человек всегда принимает верные решения. Следуя этому принципу коучинга можно научиться примеряться со сделанным выбором и его последствиями;
  • Основа любых действий всегда позитивна, каждый человек, совершая то или иной поступок, стремится к счастью, используя для этого разные методы.
  • Изменения часть жизни и они неизбежны. Процесс изменений неизбежен, но от того какой человек сегодня, зависит кем он станет завтра.

Как выбрать коуча

В любой профессии, особенно в той, что тесно связана с психологией, всегда найдётся огромное количество мошенников, выдающих себя за квалифицированных специалистов. Реальная их квалификация, конечно же, равна нулю или минимальна.

В западных странах уже есть целый блок проверенных компаний, предлагающих услуги подобного наставничества десятилетиями.

К сожалению, в России они появились сравнительно недавно, поэтому полагаться на авторитет компании не приходится.

Чтобы понять, что перед вами хороший специалист, надо:

  • Увидеть доказательства того, что у него действительно есть опыт работы.
  • Посмотреть на его личные качества.
  • Рыночная цена услуг, сравнимая с конкурентами.
  • Наличие бумаг, подтверждающих квалификацию (к примеру, сертификатов о получении образования).
  • Почитать отзывы реальных клиентов.

Для чего нужны коучинги

Начиная заниматься с коучем, следует помнить об основной цели – раскрытие потенциала личности и применение внутренних энергетических ресурсов.

Достижению главной цели помогут следующие задачи:

  • определение целей, подходящих человеку и отвечающих его потребностям;
  • поиск баланса между личной и рабочей сферой;
  • избавление от страхов и предрассудков;
  • карьерный рост;
  • гармоничные взаимоотношения с собой;
  • прилив энергии и вдохновения;
  • развитие себя или бизнеса;
  • выход на более высокий заработок;
  • решение старых проблем и перезагрузка личности;
  • осознанная и организованная жизнь;
  • нахождение ориентира в жизни;
  • разработка стратегии по улучшению себя;
  • освобождение от пороков прошлого и ненужного.

Все выше перечисленное и многое другое вы получите после занятий с коучем. Главное, выбрать достойного опытного специалиста, быть с ним честным и открытым, слушать рекомендации, идти на диалог и анализировать полученный опыт.

В СНГ не все могут понять идею и философию коучинга. Если в США уже более 50 тысяч коучей, и их число только растет, в России подобных специалистов лишь 3 тысячи. Люди не верят в коучинг и не хотят платить деньги за «абстрактные» изменения. Легче купить то, что можно потрогать, ощутить, увидеть разницу в цифрах.

Но занимаясь коучингом, вы будете личностно расти, двигаться вперед по карьерной лестнице, изменяются приоритеты и мышление. Изменения будут постепенные, от занятия к занятию, но они того стоят, ведь мышление определяет всю нашу жизнь и именно от взглядов, установок зависит будущее.

Какой бы новой и непривычной не казалась эта практика, она работает:

  • у 80% людей, прошедших занятия с коучем, повысилась уверенность в себе;
  • 72% заметили улучшения в навыках общения, что привело к новым личным и рабочим связям;
  • 70% клиентов коучей повысили свою продуктивность и стали эффективнее работать;
  • 61% руководителей сообщили об улучшении в ведении бизнеса;
  • 57% научились управлять временем, стали проводить его с пользой и теперь у них есть свободные часы для отдыха и любимых людей.

Данные, написанные выше, взяты из исследования 2014 года, проведенного Международной Федерации Коучинга. Если хотите изменить жизнь или развить бизнес, ищите квалифицированного коуча и не бойтесь непонимания со стороны общества.

Дистанционный курс «НЛП-Практик» от центра НЛП в образовании под руководством А. Плигина

Курс позволяет учиться коучингу, не выходя из дома. Вы научитесь чувствовать клиента, располагать его к себе, помогать решать вопросы и достигать целей. 48 видеолекций и 14 практических уроков. Есть возможность выбрать формат обучения: самостоятельные занятия с доступом сразу после оплаты, обучение с практикой и программа с сертификацией.

Преимущества:

  • Круглосуточная поддержка наставников.
  • Сертификат международного образца по окончании обучения.
  • Основатель Андрей Плигин — доктор психологических наук, является тренером международного класса с 1995 года.
  • Школа является представителем Европейской Ассоциации Нейролингвистической Психотерапии на территории России.

Программа обучения:

  1. Коммуникация и способы защиты от манипуляций: НЛП и его структура, доверие, искусство задавать вопросы.
  2. Управление состояниями: научитесь бороться со страхом, контролировать стресс и управлять эмоциями.
  3. Достижение целей через НПЛ: поставите цели, построите стратегию по достижению, научитесь работать с целями клиента.
  4. Внешние и внутренние конфликты: стратегии решения, обратная связь для собеседника, научитесь нейтрально относиться к клиенту и прорабатывать внутренние противоречия.
  5. Коучинг через НПЛ и системное мышление: технология самоанализа, решение вопросов, применение полученных навыков.

Завораживающее видео о курсе от автора Андрея Плигина:

Что такое коучинг, и для чего он нужен

Давайте разберем, что же такое коучинг. Значение слова «коуч» (couch) нужно искать в английском языке. Оно переводится как «тележка, фургон для перемещения людей по местности». И ведь правда, коуча можно считать своего рода средством перемещения людей в пространстве и времени, однако за управление этим средством отвечает сам человек.


Что такое коучинг, и для чего он нужен

Говоря о коучинге, имеют в виду тренинг, целью которого является помощь человеку в достижении планируемых им результатов. При этом люди применяют наиболее развитые у них умения и способности.

Независимо от того, с кем ведется работа, цель коучинга состоит в развитии чувства ответственности и осознанном подходе к делу. Если человек практикует осознанность, он более заинтересован, замотивирован и лучше поддается обучению. Принимаясь за любой вид деятельности осознанно, человек становится более ответственным, что способствует повышению его самоуверенности, самоуважению.

Осознанное и ответственное отношение — это состояние ума, а именно это и является главным. Конечно, для успешной работы необходимы знания и практика, однако состояние ума является решающим фактором. Коучинг и работает в этом направлении. Методы коучинга направлены на смещение акцента с промахов и ошибок, совершенных людьми когда-то, на перспективы, ожидающие их в будущем.

Принципы коучинга далеко не новые, им свыше 30 лет, и они продолжают привлекать массы людей. Профессиональный коуч, с которым человек или группа работает, не даст вам готовых решений. Его работа состоит в том, чтобы подтолкнуть вас к самостоятельному выбору верного пути. Его цель—сделать вас ведущим в вашей собственной жизни, умеющим руководить ею и знающим, какие действия приведут к более быстрому осуществлению ваших планов.

Коучинг-обучение, говоря простыми словами, подразумевает работу в течение какого-то промежутка времени, когда человек должен проявить свои скрытые умения и навыки. Тренинги ведут коучи – специалисты, работающие с людьми конкретно в этот промежуток времени или коуч-сессию.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Мария Самарина
Основатель крупнейшей онлайн-школы
осознанности «Поток»

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого
доступа.Скачивай и используй уже сегодня:

Как совершить финансовый прорыв за 2 недели

5 ошибок, которые убивают любовь

В чем мое предназначение

Как гарантированно исполнить желание за 30 дней

Скачать подборку

Когда может понадобиться коучинг? Практически в любой момент жизни человека: от развития самосознания до продвижения по карьерной лестнице. Многие проблемы удается решить, работая с коучем. Это и разрешение трудных жизненных ситуаций, и развитие мотивации, и выбор верного способа решения задач.

Коучинг основывается на том, что любой человек имеет не только проблему, с которой ему надо справиться, но и способы ее решения. Не всегда люди могут сами найти нужный путь, поскольку они погрязли в стереотипах и сомнениях. Работая с наставником, ученик обнаруживает в себе такие умения и способности, о которых он и не догадывался. Использование этих навыков помогает эффективнее находить пути решения проблем.

В качестве успешного прохождения тренинга можно считать тот момент, когда вы в состоянии обойтись без помощи наставника и можете самостоятельно справиться с задачей, применив те свои качества, о которых вы узнали.

А когда коучинг не поможет

Коучинг вряд ли поможет людям с уровнем интеллекта ниже 90 IQ. Также, если речь идет о ценностях, миссии, корпоративной культуре, важен и определенный уровень духовного интеллекта (SQ), иначе человек не сможет понять вдохновляющего потенциала этих идей.

В корпоративном формате коучинг как метод коммуникации тоже следует применять не всегда и не со всеми. Например, есть концепция ситуативного лидерства Херси и Бланшара, в котором связали 4 уровня развития коллектива с 4 методами коммуникации с этими коллективами.

Первый уровень, когда сотрудники не умеют работать и не хотят работать и учиться. В этом случае лучше использовать директивные методы управления.

Фото с сайта stmegi.org

Второй уровень развития коллектива, когда присутствует достаточная мотивация, но сотрудники еще не умеют работать. Например, студенты после университета. В этом случае основные методы работы с персоналом — тренинг как обучение навыкам работы, менторинг.

Третий уровень — когда сотрудники уже освоили методы работы, получили опыт, но мотивация при этом угасла. Здесь наиболее оптимальным способом повышения мотивации сотрудников будет коучинг и вовлечение их в принятие решений. То есть коучинг как метод менеджмента наиболее важен при работе именно с опытными сотрудниками.

Четвертый уровень — когда сотрудники и мотивированы, и являются специалистами своего дела. Здесь используются и коучинг, и различные формы делегирования принятия управленческих решений.

Использование методов, противоречащих уровню развития сотрудников, обычно снижает эффективность. То есть не стоит использовать коучинг с сотрудниками, у которых уровень развития —  1 и 2. А использование методов авторитарного руководства с сотрудниками 3 и 4 уровня развития приводит к деградации коллектива на предыдущие уровни.

Лучшие вузы и курсы для обучения

Что касается вопроса, где учиться, то лучше выбирать престижный вуз с сильным преподавательским составом и новыми технологиями обучения. Большинство таких университетов расположено в столицах:

  • Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы дает знания по психологии здоровья и личности, консультированию пациентов, а также в сфере практической конфликтологии.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук (г. Москва). Здесь на специализированном факультете учат возрастной, педагогической и организационной психологии, основам психодиагностики и развития личности.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – в его составе целый ряд специализированных факультетов (консультативной, юридической, социальной, клинической, экстремальной психологии). Выпускники вуза работают в медицинских, реабилитационных, образовательных учреждениях, а также в HR-сфере.
  • Московский институт психоанализа. После его окончания можно стать коучем, поскольку в вузе дают навыки психологической и педагогической деятельности.
  • Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина в своем Институте социальной инженерии учит студентов по профилю «Социальная психология». Также в вузе можно получить диплом по управлению персоналом, особенно полезными будут направления, касающиеся консалтинга, мотивации и стимулирования сотрудников.

Среди нестоличных вузов можно отметить Новосибирский государственный университет, который имеет в своей структуре Институт медицины и психологии, в котором готовят практических психологов. Также можно пройти программы подготовки по бизнес-тренингу и управлению персоналом.

После получения хорошего базового образования можно задуматься о том, как стать коучем. Для этого необходимо пройти специальные курсы, которых организовывается немало в различных учебных заведениях, например:

  • Международный союз коучей организовывает обучение при поддержке американского Университета Франклина в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре по стандартам ICU & ICTA, что подтверждается соответствующими сертификатами Professional Coach ICU. Программа состоит из 8 специализированных двухдневных модуль-сессий (по 20 учебных часов), одна сессия стоит 14 тысяч рублей.
  • Международная академия Virtuscoach в очном и онлайновом формате обучает лайф-коучингу, а также дает навыки профессионального уровня, подтверждая это сертификатом INCFM. Слушатель сам выбирает для себя формат обучения.
  • Международный Эриксоновский университет коучинга предлагает разнообразные курсы для всех желающих (мастер-классы, обучение тренеров, корпоративные программы), а также авторские разработки Мэрилин Аткинсон и Питера Стефани.

В России действует ряд провайдеров обучения коучингу, которые предлагают аккредитованные программы: Международная академия глубинной трансформации, Международный университет Global Coaching, Ассоциация карьерных профессионалов и др.

Методы коучинга

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

• активное слушание;

• метод постановки сильных вопросов;

• психология разрешения конфликтов;

• стресс-менеджмент;

• метод мозгового штурма;

• методы построения и управления командой;

• технологии эффективного управления персоналом;

• коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

• тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Чем коуч-тренер отличается от других тренеров

Коуч-тренер отличается от психологов, психотерапевтов, бизнес-тренеров и других специалистов, работающих в смежных направлениях. Каждый клиент для коуча – это неповторимая личность, индивидуальность, которой нет равных и которую следует воспринимать такой, какая она есть. Коуч не оценивает человека, а видит в нем потенциал, скрытые возможности, которые можно использовать для достижения практически любых целей.

Специалист в области коучинга не дает рекомендаций. Он создает условия, благоприятные для движения человека в правильном направлении. Очень часто человек, обратившийся к коучу, находится в состоянии неопределенности и неуверенности в собственных силах, знаниях, умениях. Задача тренера – показать, что в клиенте есть скрытые ресурсы, которые помогут тому наметить жизненный план и пути следования к своей мечте.

Разные методы коучинга для достижения разных целей

Коучинг в зависимости от той сферы, в которой он применяется и с какими задачами он работает, может быть представлен несколькими разновидностями:

  1. Личностный коуч. Несложно догадаться, что он направлен на решение проблем личного характера, устранение того, что человеку мешает чувствовать себя успешным и счастливым, например, в близких отношениях, взаимодействии с окружающими и т.д.
  2. Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальный подход к каждой личности, позволяющий качественно изменить жизнь путем поднятия самооценки, совершенствования взаимоотношений и т.п.
  3. Бизнес-коучинг. Направлен на достижение бизнес-задач. Если речь идет о предприятии или фирме, то консультации должны проводиться отдельно для руководителей и отдельно для сотрудников.

Благодаря современным достижениям есть возможность проводить тренинги не только лично с клиентом, но и заочно, используя Интернет.

Когда и зачем появились коучи

Английские студенты стали так называть на сленге репетиторов, которые не просто помогали им изучить какой-то предмет, а готовили к сессии за ограниченный промежуток времени. Хорошим коучем тогда был преподаватель, который помогал студенту быстро разобраться в его сильных и слабых сторонах, мог замотивировать на изучение предмета и сдачу экзамена. Он сопровождал студента, помогая ему концентрироваться именно на слабых, но важных для сдачи экзамена зонах.

Потом коучи появились в спорте — они помогали определенному спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Причем, вопреки расхожему мнению, хороший в прошлом спортсмен далеко не всегда был таким же коучем.

Чтобы стать хорошим коучем, нужны другие, в основном особые коммуникативные компетенции. Через какое-то время коучи начали работать и в командных видах спорта.

Во второй половине XX века роль коучей и технологии коучинга вышли за пределы спортивной деятельности. Этому способствовали работы спортивного тренера, выпускника Гарвардского университета Тимоти Голви. В 1974 году он написал книгу «Теннис как внутренняя игра». Голви показал ошибочность многих стандартных подходов к спортивному обучению. Например, то, что излишняя жесткость и директивность не повышают ни скорость усвоения навыка, ни эффективность.

Он также показал, что как критика, так и похвала стимулируют работу так называемого оценочного разума, что лишь включает внутренний диалог спортсмена, а не улучшает его игру. Спортсмен начинает лучше играть, когда активность оценочного разума снижается, начинает работать интуитивный разум, а это происходит, когда человек сам понимает, что ему нужно поменять в игре. Голви рекомендовал директивные указания заменять вопросами или созданием такой ситуации, когда спортсмен, например, играя перед зеркалом, сам понимает свои ошибки и методы их исправления.

Фото с сайта righteousbrothers.com

Тим Голви потом написал еще несколько книг, в которых перенес методику недирективного коучинга в другие виды спорта и в бизнес. Использование методик коучинга в бизнесе развили Джон Уитмор, Томас Леонард. Последний систематизировал подход и предложил использовать коучинг и в других областях жизни: семья, воспитание детей и многих других. Использование коучинга в бизнесе сейчас называется бизнес-коучинг, а в других областях жизни — лайф-коучинг. В 1995 году в США коуч стал официальной профессией.

Что в поведении коуча может и должно насторожить?

Чтобы не попасть в опасную ситуацию, перед регистрацией и оплатой любого курса или тренинга, необходимо проверить документы человека, который будет предоставлять вам услуги

Важно узнать, по какому методу работает специалист, и есть ли у него разрешительные документы, подтверждающие его право работать по этому методу. Хорошо было бы получить изначально какой-то план того, что будет происходить в ходе коучинг-сессий

Если коуч требует от вас переступить эмоционально допустимую для вас границу, это повод насторожиться

Если он уверяет вас в том, что это важно для достижения результата, то все равно стоит усомниться в его компетенциях

Как отличить качественный коучинг от низкопробного и вредного?

Для начала поискать в Интернете информацию о коуче и его курсах, а также честные отзывы о нем.

К основным признакам некачественного коучинга можно отнести следующее:

  • Нескромные обещания (на уровне золотой рыбки).
  • Несоответствие цены курса опыту коуча.
  • Несоответствие биографии коуча его возможностям. То есть если коуч по семейным взаимоотношениям не имеет семьи, это подозрительно.
  • Если за цветистыми рекламными формулировками скрывается информация о том, что именно будет происходить на тренинге. У профессиональных и добросовестных коучей всегда есть масса бесплатных материалов и открытых мероприятий. Всегда можно напрямую задать вопрос и понять, насколько курс подходит лично тебе.

На чем базируется коучинг? Какие приемы и методы коуч использует в работе?

Большинство подходов в коучинге основаны на бихевиоральных методах — то есть они тренируют то или иное поведение, те или иные навыки в решении проблем.

Зачастую коучи используют провокационные методы. Часто они дают своим клиентам задания, которые отнюдь не помогают людям, а приносят в их копилку тяжелый негативный опыт.

Например, люди с обсессивно-компульсивными расстройствами (то есть с навязчивыми идеями) тоже могут получать провокационные советы от своего психолога. Скажем, пациент, который боится повернуть ручку двери и открыть ее, получит совет от психолога все же попробовать преодолеть себя и сделать это. Но нужно понимать, что эта провокация используется на определённом этапе терапии, когда пациент готов к подобному шагу. Обычно это происходит через несколько месяцев после начала терапии и делается строго в присутствии психотерапевта

Человека никто не бросает в открытый океан: это важно. А вот провокация для неподготовленного человека опасна

В чем заключается философия коучинга?

Основополагающее положение в философии коучинга следующее: у человека есть неизмеримые ресурсы энергии, мудрости, способностей и творческого гения, которые ожидают своего часа и всегда готовы прийти в движение. Все мы способны создавать ту жизнь, которой хотим. И сотрудничая с тренером, сделать это можно быстрее и легче. Он помогает нам использовать эти ресурсы, а также облегчить процесс изменений и реализовать наш потенциал.

Многие из базовых психологических теорий (работы Адлера и Юнга, например) и нынешних концепций («позитивная психология» и «ориентированная на решения терапия») являются предшественниками коучинга. Вместо того чтобы держать в фокусе непосредственно патологию, эти психологические концепции сосредоточены на изменении поведения — за счет повышения осведомленности и выбора желаемых будущих результатов. А также за счет решения текущих проблем в жизни. При этом человек рассматривается как создатель и художник своей жизни.

Основная философия лайф-коучинга:

Если между вашим нынешним положением и тем, где вы хотели бы оказаться, есть разрыв, то это разрыв — место для лайф-коучинга. Зачем бороться у мучиться самостоятельно, когда вы можете получить желаемое в гораздо более короткие сроки, с поддержкой со стороны и правильными инструментами?

«Международный профессиональный коуч» от Высшей школы коучинга

Освоите профессию международного коуча ICF. Научитесь проводить коуч-сессии, понимать мотивацию и состояние клиентов.

Преимущества:

  • Международный сертификат ACTP ICF по окончании обучения.
  • 72 часа практики в парах и под наблюдением ментора.
  • Преподаватели — сертифицированные коучи PCC ICF и менторы международного уровня.
  • Разбор и анализ коуч-сессий от экспертов уровня PCC и MCC ICF.

Программа обучения:

  1. Основы коучинга. Познакомитесь с компетенциями ICF и основами работы профессионального коуча — контракт, партнерские отношения, коуч-сессии.
  2. Компетенции ICF. Изучите все компетенции, научитесь коммуникации и работе с эмоциями клиента. Выберите свое направление.
  3. Создание сильного соглашения. Узнаете про нормы и позиционирование, результат сессии и безоценочный подход, проработаете целеполагание и эмоциональный интеллект
  4. 3 кита коучинга. Научитесь слушанию, пониманию и эффективной коммуникации с клиентом. Разберете работу с ценностями, убеждениями и страхами. Попрактикуетесь на кейсах и в малых группах.
  5. Пробуждение осознанности. Освоите принципы развития осознанности у клиента, научитесь работе с сопротивлением и поддерживающими действиями, выстроите взаимосвязь всех компетенций в работе коуча. Рассмотрите требования для получения сертификации уровня ACC или PCC

Другие курсы школы: Психология для коучей и курсы в разработке — Executive & Leadership коучинг, Бизнес коучинг, Командный коучинг, Финансовый коучинг, Продвижение и маркетинг для коучей, Метафорические карты в коучинге.

Кто такой коуч

С английского языка «коуч» переводится как «наставник», «тренер», то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы. А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча – не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно. Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко – так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет. И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

Значение слова коучинг

Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как “коучинг” имеет вполне прозаическое значение. Это – производное от слова “коуч” (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало “частного репетитора”. Точнее сказать, слово “coach” существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, “тележку” или “карету”.

Исследователи считают, что “коуч” начал использоваться в переносном значении, потому что частные репетиторы помогали студенту быстро добраться из “точки А” в “точку Б”. Совсем как кареты и упряжки в те далекие времена.

С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни. У нас слова “коуч” и “коучинг” прижились моментально, потому что представляться “коучем успеха” гораздо приятнее, чем просто “репетитором успеха”.

Чем отличается коучинг от тренинга

Кстати, если затрагивать терминологию, многие люди не могут понять – чем отличается коучинг от тренинга. Даже сами коучи и тренеры не могут это внятно объяснить простыми словами.

Если вы спросите определение коучинга у самих коучей, то чаще всего вам начнут рассказывать красивые байки про то, что “коуч не учит, а помогает человеку найти свой собственный путь”, и про то, что подопечный коуча должен “услышать ответы на все свои вопросы внутри самого себя”. Именно это, с их точки зрения, отличает коучинг от тренинга.

Не знаю как вам, но мне такие объяснения никогда не давали понимания, что же такое этот самый коучинг.

А на самом деле, все опять намного проще, чем может показаться. Тренер – это человек, который работает с группой людей, а коуч работает индивидуально. Просто зачастую и тренеры переходят на индивидуальный формат (тут еще “примешиваются” консультанты со своим консалтингом), и коучи соглашаются на групповые занятия, и тем самым путают всех окончательно.

 Смотрите на эту же тему: “Как стать бизнес-тренером – 3 простых способа” (откроется в новой вкладке)

Да, кушать хочется всем, и вся братия коучей/тренеров/консультантов работает в том формате, какой у них в данный момент купили. Запомните главное – если человек работает индивидуально, то скорее всего вы имеете дело именно с коучингом. А если сам он себя называет как-то иначе – то вероятнее всего ему просто не нравится слово “коучинг”.

Думаю, с терминологией мы разобрались, и давайте теперь говорить про коучинг и коучей в классическом смысле этих слов. То есть как об индивидуальной помощи человеку в решении тех или иных проблем в его жизни.

«Карьерный коуч. Специалист по развитию карьеры» от Ассоциации карьерных профессионалов

Единственная программа на русском языке, аккредитованная Международной ассоциацией коучинга, как ACSTH training program. Вы научитесь помогать клиенту находить его сильные стороны и качества, определять ценности и расти в карьере. Подойдет руководителям, тренерам, коучам, психологам, сотрудникам кадровых агентств и тем, кто хочет сменить профессию.

Преимущества:

  • Практика с настоящими клиентами.
  • В каждом модуле практические занятия по стандартам ICF и ACPI.
  • Сертификат по окончании обучения.
  • Преподаватель и автор Светлана Бергер — профессиональный коуч PCC ICF.
  • Бесплатная онлайн-презентация для ознакомления с профессией и программой обучения.

Программа обучения:

  1. Человек в работе: научитесь этике и выстраиванию доверительных отношений.
  2. Планирование и построение карьеры: освоите активное слушание, улучшите навыки коммуникации и повысите осознанность.
  3. Работа с клиентами и разбор кейсов: научитесь задавать вопросы, ставить цели и следить за процессом.
  4. Работа карьерного коуча в организации: сможете внедрять этические принципы, повышать доверие и продумывать действия.
  5. Групповой коучинг: изучите принципы, возможности и способы формирования сессий.
  6. Супервизии: создадите свой план развития и стиль работы, выберете методы и разработаете стратегию.
  7. Работа в современных условиях рынка труда: переход к действию, освоение нетворкинга.
  8. Коучинг как бизнес: перспективы карьеры, этапы развития, принципы ведения бизнеса.

Использует ли коучинг в своей работе запрещенные психологические приемы?

Это преимущественно элементы гипноза и приемы НЛП (нейролингвистического программирования). То есть введение в состояние измененного сознания плюс приемы ментальной манипуляции. Формально они не запрещены, но вы должны понимать, что вашим сознанием манипулируют. Зачастую коучи применяют именно эти инструменты.

В России, к сожалению, мы все еще имеем проблему недостаточного контроля не только над коучингом, но и над психотерапией, при том, что существуют институции, которые сертифицируют психотерапевтов. Как следствие — у нас есть большой пробел в контроле за тем, чем занимаются люди на местах.

Уметь учить и уметь делать, это разные вещи

Наставник не обязательно должен быть профессионалом в той области, в которой он ведет работу с клиентом. Мастеру нужно именно научить клиента делать это самому. Если, например, человек умеет кататься на велосипеде, то это не значит, что он с легкостью научит этому другого человека.

Пример со спортом очень показательный, потому как далеко не все тренеры в прошлом именитые спортсмены. И наоборот, не каждый спортсмен — хороший тренер. Именно потому что он умеет делать сам, но не умеет этому правильно научить, учитывая индивидуальные качества того или иного спортсмена. Он судит “со своей колокольни”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector