Профессия: логопед

ВУЗы и академии

В Москве высшее образование по специальности «Логопед» можно получить в нескольких ВУЗах.

  1. Российский новый университет. Это негосударственное учебное заведение, которое готовит специалистов по профилю «Логопедия». Присутствуют бюджетные места, стоимость контракта – 140 000 рублей в год. Обучение ведется 4 года.
  2. Московский государственный областной университет. Предоставляет специальное образование на бюджетной основе. Цена контракта – 228 500 рублей.
  3. Московский психолого-социальный университет. Предлагает дефектологическое образование по профилю «Логопедия». Бюджетные места отсутствуют, стоимость контракта – от 100 000 рублей в год.
  4. Московский институт психоанализа. Негосударственный ВУЗ готовит логопедов-дефектологов в бакалавриате. Цена контракта – 990 000 в год.
  5. Московский городской педагогический университет. Направление «Логопедия» здесь представлено на факультете психологии. Есть бюджетные места, присутствует контрактное обучение, которое стоит 208 000 рублей.

В Санкт-Петербурге также существуют ВУЗы, которые готовят логопедов и дефектологов.

  1. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Государственное учебное заведение с 10 бюджетными местами по профилю дефектологии и логопедии. Стоимость контракта составляет 98 000 рублей.
  2. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Подготовка клинических логопедов ведется на базе бакалавриата. Есть бюджетные места и контрактная форма обучения – 121 000 рублей.
  3. Институт специальной педагогики и психологии. Это негосударственный ВУЗ, поэтому бюджетные места здесь отсутствует. Стоимость контракта – от 134 000 рублей.
  4. Российский государственный педагогический институт имени Герцена. Выпускает специалистов по профилям сурдопедагогики, олигофренопедагогики, специальной психологии и логопедии. Обучение ведется за счет бюджетных средств.
  5. Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика Павлова. Ведет общую подготовку на базе бакалавриата. Присутствуют бюджетные места, а также возможно контрактное обучение стоимостью в 235 000 рублей.

В институтах Москвы:

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Стал в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России.

  • Средний балл ЕГЭ: 66.67
  • Общежитие: есть
  • Бюджетные места: есть
  • Платные места: есть
1 м. Фрунзенская 643 м

ул. Малая Пироговская, д. 1

Московский государственный областной университет МГОУ параллельно с педагогическим направлением целенаправленно продвигает вперед чисто классические направления, связанные с подготовкой специалистов для народного хозяйства и социальной сферы страны.

  • Средний балл ЕГЭ: 63.05
  • Общежитие: есть
  • Бюджетные места: есть
  • Платные места: есть
3 м. Бауманская 1.15 км

ул. Радио, д. 10а

Московский институт современного академического образования НОУ ВПО «МИСАО» — это перспективный, динамично развивающийся институт, работа которого обусловлена спецификой социальных реконструкций современного общества.

  • Средний балл ЕГЭ: 55.36
  • Платные места: есть
10 м. Волжская 678 м

ул. 7-я Текстильщиков, д. 14.

В чем отличия детского логопеда от афазиолога и дефектолога?

Этих специалистов часто путают, ведь они так или иначе работают с постановкой речи. Кроме того, все они в той или иной степени имеют дело с психологией.

Приведем сравнительную таблицу:

Логопед в школе или детсаду
Психолог Общее: работают с людьми, имеющими логопедические отклонения. Различия: задача логопеда – профилактическая и коррекционная помощь, психолога – снятие тревожности, моральная поддержка.
Афазиолог Общее: специализируются на проблемах речи. Различия: логопед-афазиолог занимается устранением приобретенных вследствие болезней (инсульта, опухолей) речевых нарушений. Другие логопеды работают, как правило, над врожденными дефектами.
Дефектолог Общее: и те, и другие специалисты изучают специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию), занимаются коррекцией звукопроизношения. Различия: логопед широкого профиля работает со всеми желающими, дефектолог – с детьми, имеющими физические и психические нарушения развития. Соответственно, логопед учит умению говорить и общаться, а дефектолог – в большей степени содержанию общения, адаптации к окружающей среде.

И детскому логопеду, и афазиологу, и дефектологу необходимо иметь высшее педагогическое образование. В медучреждениях, как правило, на работу принимают дефектологов.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью

Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

Где получить образование чтобы стать логопедом

Чтобы получить логопедическое образование, необходимо закончить высшее или среднее учебные заведения. На территории РФ таких учреждений достаточно много. Это должен быть не обязательно педагогический университет, институт или колледж.

Чтобы получить логопедическое образование, необходимо закончить высшее или среднее учебные заведения

Профиль «логопедия» достаточно распространён и найти платформу для обучения можно в каждом регионе. Ниже приведен список с региональными вузами.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Кубанский государственный университет
  • Южный Федеральный Университет
  • Северо-Кавказский федеральный университет
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  • Самарский государственный социально- педагогический университет
  • Астраханский государственный университет
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Удмуртский государственный университет и др.

Помимо бюджетных мест, возможна и коммерческая основа обучения. В каждом учебном заведении стоимость варьируется- от 48 т.р. до 400 т.р. (данные взяты с www.ucheba.ru). Обучение длится от 2 до 4 лет. Также достаточно часто люди получают второе высшее логопедическое образование.

Возможна заочная форма обучения. Выучиться логопедии можно и с 9 класса (но только в Ссузе и получить в итоге среднее специальное образование), и с 11 (вуз). За это время обучающийся знакомится с базовой частью логопедии, обязательными дисциплинами (онтогенез, ранняя диагностика, коррекционно-логопедическая работа и др.), дисциплинами по выбору. Так же в обучение входит практика (научно-исследовательская, производная, педагогическая, преддипломная).

Даже при дистанционном обучении (заочном) необходимо прохождение практики. Место прохождения не имеет значения. То есть при заочном обучении в Москве, студент может проходить практику в Краснодаре. Главное здесь-подтверждающая документация. Сессии бывают трижды в год. Осенью (установочная), зимняя и летняя. Если студент работает официально, то работодатель может оформить оплачиваемый учебный отпуск. Для этого достаточно взять справку-вызов в учебном заведении.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться

А в профессии педагога это важное качество

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?

Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

С каким образованием можно работать логопедом по закону?

Это непростой вопрос, если учитывать сложившуюся практику.

Наконец, есть частная практика. Ее можно успешно вести без высшего дефектологического образования, но с дополнительным обучением в сфере логопедии — многие именно так и поступают. Главное здесь — не останавливать профессиональный рост, регулярно повышать квалификацию, изучать новые методики и технологии, делать всё возможное, чтобы помочь клиентам. Тогда люди будут с удовольствием обращаться к вам.

Безусловно, проще всего перейти в логопедию с дефектологическим, психологическим или педагогическим образованием, но наш опыт показывает — успешно работать в этой сфере могут и бывшие бухгалтеры, врачи, юристы и пр. Среди наших выпускников, которые выучились на логопеда, очень много людей старше 30-35 лет с опытом работы по другим специальностям. Их опыт показывает, что найти работу и реализовать себя в новой профессии абсолютно реально.

А как насчет медицинского образования?

Многие отмечают, что дисциплина «Логопедия» находится на стыке педагогики и медицины. Мы уже упомянули о том, что для работы логопедом достаточно педагогического образования. К тому же на первых курсах дефектологических факультетов довольно подробно изучают аспекты, связанные с медициной. Будущие логопеды знакомятся с детской невропатологией, получают все необходимые знания о работе мозга и речевого аппарата, центральной и периферической нервных систем.

При этом многие логопеды, имеющие помимо педагогического образования медицинское, отмечают, что глубокие познания в медицине им очень помогли. И наоборот, те, кто получил недостаточно глубокие медицинские знания в рамках педагогического курса, указывают на то, что периодически вынуждены заниматься самообразованием. Так что работа логопедом на базе медицинского образования совсем не лишена смысла.

Кстати, до 1960-х годов логопедия в России квалифицировалась как область медицины, а в некоторых странах и сейчас остается направлением работы исключительно людей с «медицинским» дипломом.

Что нужно сдавать дополнительно

Не стоит забывать и про такое дополнительное испытание, как собеседование с абитуриентом. Именно на нём поступающий может проявить себя и продемонстрировать своё желание учиться именно на этом направлении подготовки.

На личном собеседовании вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического

Поскольку это очень ответственная профессия и она требует специальных навыков, на собеседовании могут задать вопросы. Вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического плана. Поэтому будет совсем не лишним целенаправленно к нему подготовиться, читая профессиональную литературу.

Сколько получают

У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.

По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.

Россия
10000—50000 ₽

Москва
20000—60000 ₽

Перспективы профессии

Одним из минусов логопедии считается то, что в ней практически нет карьерного роста. При наличии административных талантов такой сотрудник может стать руководителем направления или коррекционного центра. Чаще всего дефектологи так и остаются рядовыми сотрудниками. Правда, тот, кто делает осознанный выбор профессии и имеет четкий план развития, нередко даже на такой позиции достигает отличных результатов. Чаще всего это становится возможным благодаря открытию частной практики.

Итог

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности и минусы. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.

Кто такой логопед?

Логопед – высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи – по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться «богатым» прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, «возрастное» разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к «пациентам». Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Когда логопеды должны повышать квалификацию?

Законодательство предусматривает обязательное направление логопедов на повышение квалификации каждые три года (не менее 144 часов). Повышение квалификации можно пройти как от организации, так и самостоятельно. Особой популярностью у специалистов пользуется дистанционная учеба, позволяющая сотруднику не отрываться от работы и выбирать любое учебное учреждение, не ограничиваясь своим городом. Правда, перед началом учебы у вас потребуют паспорт и документ, подтверждающий получение высшего образования – ксерокопии придется отправить по электронной или обычной почте.

Некоторые считают, что постоянно повышать квалификацию важно в первую очередь логопедам, трудящимся в медучреждениях, а на то, как давно обучение проходил учитель-логопед, работодатели почти не смотрят. Однако на логопедических форумах можно встретить жалобы вроде: «Работаю в садике 30 лет – и вдруг заставили идти на повышение квалификации логопедов»

В любом случае, работать над своей квалификацией полезно в любом возрасте и с любым стажем работы. Тем более, повышение квалификации намного дешевле, чем обучение на логопеда – стоимость начинается от 4 тысяч рублей.

Курсы повышения квалификации для логопедов

Если вы считаете, что необходимо углубить свои знания в логопедии, педагогических и психологических методиках, нужно пройти курсы повышения квалификации.

В большинстве случаев они длятся 2 недели, если уделять изучению материала 6-8 часов.

Курсы могут быть очными, заочными и дистанционными. Также по окончании курсов выдается удостоверение о повышении квалификации, которое позволит использовать новые знания и методики в профессии.

Учебные планы для специалистов могут быть как типовыми, соответствующими нормами ФГОС, так и индивидуальными. Индивидуальные курсы можно составлять с учетом дополнительных потребностей на рабочем месте, увеличивать количество часов на обучение определенного направления, выбирать дополнительные направления и т. д.

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Что сдавать на логопеда после 11 класса?

Самый правильный вариант получения образования логопеда – это окончание 11 классов школы и поступление в вуз. Вузовское обучение открывает практически безграничные возможности для дальнейшей карьеры и трудоустройства.

Что же нужно сдавать на логопеда после 11 класса, чтобы стать студентом вуза? В общем-то предметы, которые необходимо успешно сдать на ЕГЭ, чтобы поступить на логопедию, не отличаются от тех, что нужны после 9 класса. Однако, при поступлении на данную специальность после 11 класса есть свои особенности.

Прежде всего на сайте вуза, важно уточнить, необходимо ли на логопеда сдавать экзамен по математике. Если на странице специальности указано, что этот предмет нужен при поступлении, то следует понимать, что имеется в виду профильная математика, подготовку к которой важно начать, как минимум, за год до сдачи ЕГЭ.. Кроме того, большое значение имеет рейтинг предметов

Так, например, биология на данной специальности является приоритетной, и при равном количестве баллов вуз зачислит того абитуриента, чей балл по этому предмету выше. При этом, стоит помнить о том, что при сдаче экзаменов важны как баллы за каждый предмет в отдельности, так и их сумма в целом.

Кроме того, большое значение имеет рейтинг предметов. Так, например, биология на данной специальности является приоритетной, и при равном количестве баллов вуз зачислит того абитуриента, чей балл по этому предмету выше. При этом, стоит помнить о том, что при сдаче экзаменов важны как баллы за каждый предмет в отдельности, так и их сумма в целом.

Сложно ли поступить на логопеда? Если начать подготовку заранее, поступить на логопеда реально. Самое простое – сдать русский язык.

А самым важным предметом на экзаменах для логопеда будет биология, к ней нужно готовиться заранее.

Если при поступлении в вуз, одним из ключевых на ЕГЭ предметов будет профильная математика, повезет тем, кто не испытывает сложностей в математических науках. А остальным, возможно, есть смысл рассмотреть другие учебные заведения – в большинстве случаев экзамены по математике на логопеда не сдают.

Третий базис — отягчающие обстоятельства

И третий базис, после определения которого мы перешли к обсуждению вариантов профессий, это «отягчающие обстоятельства», которые могут помешать в реализации мечты. Их три, но достаточно весомые:

  • Проживание в городе Дубна. Город славный, семейный, но маленький.
  • Отсутствие бабушек «на подхвате» и подмоги в воспитании ребенка.
  • Запланированные на ближайшее время постройка дома и рождение второго ребенка.

Обо всех этих вещах мы беседовали в течение 2 часов, Эльмира предлагала мне различные варианты, мы их вместе обсуждали, градировали и отметали.

Варианты профессий, которые мне бы подошли, которые мы рассматривали, но пока не очень вяжутся с моими жизненными обстоятельствами:

  • Системный аналитик, руководитель проектов. С воспитанием малолетнего ребенка не увяжешь как ни крути.
  • HR-директор. Почему нет? Смотри выше.
  • Научный журналист, продюсер. Требует переезда в другой город.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector