Логопед
Содержание:
- Плюсы и минусы
- Факты о профессии
- Доходы специалистов в России
- Логопед педагог или врач. Логопед — это врач или учитель?
- На что обращают внимание клиенты при выборе логопеда
- Профессиональная этика логопеда
- Плюсы и минусы профессии
- История профессии
- Когда логопеды должны повышать квалификацию?
- Качества, которыми должен обладать специалист
- Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
- Профессия логопед: плюсы и минусы
- Преимущества и недостатки профессии логопед
- Чем конкретно занимается логопед
- С чем работать?
- Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша
- Логопед – кто это и зачем он нужен?
- Особенности профессии дефектолог
- Профессия логопед: плюсы и минусы
Плюсы и минусы
Многие люди ошибочно предполагают, что логопед – это более врач, чем специалист, знающий педагогические аспекты. С одной стороны, это может выглядеть и так, но профессия учителя-логопеда подразумевает симбиоз педагогики и в определенной степени – медицины. Перед педагогом стоит задача не лечения пациента, а обучения его произношению букв и звуков. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что как таковой профессии, называемой «врач-логопед», не существует. Так нередко люди называют специалиста с высшим медицинским образованием, который прошел курсы повышения профессиональной квалификации по направлению дефектологии.
Профессия учителя-логопеда имеет не только общепризнанную полезность, но и высокую востребованность. Она позволяет людям улучшить качество их жизни и дает возможность реализовать себя в ней. Но кроме общечеловеческих ценностей, логопедия имеет и другие плюсы.
- Зарплата педагога-дефектолога не предусматривает большого денежного вознаграждения, но у такого специалиста всегда есть возможность для подработки в виде частных консультаций по договорным ценам, а время для таких частных практик каждый дефектолог волен выбирать по своим возможностям.
- Специалисты в области логопедии имеют повсеместную востребованность. Трудоустройство возможно в детском саду, школе, поликлинике, частном обучающем центре, в реабилитационном отделении и так далее.
- Продолжительность работы учитель-логопед определяет для себя сам. В этой профессии нет таких негласных предпосылок, как возраст. Даже находясь на пенсии, этот специалист вполне может продолжать свою трудовую деятельность как в официальном порядке, так и в частном.
Несмотря на все положительные моменты, как и в любом другом деле, в логопедии есть и свои определенные недостатки.
- Занятия, проводимые с разными по складу характера детьми, постоянно требуют большой психологической нагрузки и физической выносливости. Нередко учитель-логопед вынужден не только заниматься проблемами речевой функции, но и выступать в роли психолога, которому нужно выслушать историю пациента и отнестись к ситуации с сочувствием и пониманием.
- Помимо любой другой нагрузки, на педагоге лежит обязанность ведения необходимой документации, особенно это актуально для тех специалистов, которые работают в государственных учреждениях. С каждым годом число документов, оформляемых на каждого обучаемого, только возрастает, и это является довольно серьезной нагрузкой для любого специалиста.
- Успех и результат от проделанной логопедом работы в основном зависит от самого пациента, его желания и настроя устранить свои речевые недостатки. Работоспособность и мотивация у всех людей различны, и иногда обучаемый по ряду причин не стремится к результативности проводимых с ним занятий, несмотря на старания и высокий уровень профессионализма педагога-дефектолога.
- Результаты занятий или хотя бы небольшие улучшения, например, при алалии, заиканиях, афазии могут появиться нескоро, иногда их можно ожидать только спустя 3 или даже 5 лет упорного труда.
Факты о профессии
Здесь постараемся подробно рассказать, чем занимается логопед и что входит в круг его компетенции.
Начнем с того, что этот специалист осуществляет коррекцию дефектов речи, как у детей, так и у взрослых. Причем, для тех и других методика работы будет значительно отличаться.
Основная масса пациентов страдает проблемами с устной речью, то так же встречаются и те, кто не в ладах и с письмом.
Логопед может исправить такие недостатки, как:
- Заикание;
- Картавость;
- Проявления шепелявости и многие другие причины.
Среди логопедов существуют специалисты, которые имеют широко-профильное назначение, а так же те, кто занимается узкой специализацией.
Доходы специалистов в России
Профессионалы работают во многих образовательных и медицинских учреждениях. Места, где они трудятся:
- детские сады;
- центры раннего развития;
- дома-интернаты;
- санатории;
- медицинские центры и т.д.
Заработки дефектологов зависят от их специализации:
Обязанности | Средняя зарплата | ||
RUB | USD | ||
Логопед | исправляет дефекты речи у детей | до 80000 | 1167 |
Сурдопедагог | помогает детям и взрослым с нарушениями слуха | 47000 | 686 |
Тифлопедагог | адаптирует к нормальной жизни детей с нарушениями зрения | 27000 | 394 |
Амблиолог | занимается реабилитацией слепых и слабовидящих людей | 40000 | 584 |
Сурдотифлопедагог | работает со слепоглухонемыми детьми | 33000 | 482 |
Олигофренпедагог | адаптирует детей с интеллектуальной недостаточностью | 45000 | 657 |
Ортопедагог | учит детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата самостоятельности в быту | 50000 | 730 |
Кроме профессиональных знаний, дефектологи должны обладать большим терпением, любить малышей, понимать их проблемы и мотивы поведения. Если логопед работает со здоровыми детьми, то дефектолог логопед – с больными.
Кроме того, чтобы научить их правильно выговаривать слова, нужно найти к каждому ребенку подход, суметь привлечь его внимание. Рейтинг средней зарплаты по стране:. Рейтинг средней зарплаты по стране:
Рейтинг средней зарплаты по стране:
- Республика Саха – 36133 руб. ($528);
- Московская обл. – 30000 ($438);
- Архангельская – 26000 ($379);
- Мурманская – 23500 ($343);
- Липецкая – 20000 ($292).
В крупных городах России специалисты зарабатывают:
- Москва – 30000 руб.;
- Санкт-Петербург – 25000 ($365);
- Красноярск – 18000 ($263);
- Новосибирск – 17000 ($248);
- Екатеринбург – 15000 ($219).
Почти половина всех вакансий дефектолога в стране находятся в Москве и Московской области. Работодатели предлагают зарплату до 29000 руб. ($423) в месяц. Средняя зарплата логопеда в Москве – 25000 ($365), а в Екатеринбурге – 15000 ($219).
В зависимости от специализации, он зарабатывает:
- логопед в детском саду – 26667 ($389);
- / детский – 23333 ($341);
- / учитель – 14867 ($217).
Одно занятие с логопедом на дому для малыша 2 – 5 лет стоит 1500 руб. ($21,9). В частном логопедическом центре специалисты зарабатывают от 45 до 75 тыс. ($657 – 1022) в месяц.
Олигофренпедагог зарабатывает от 35 до 50 тыс. руб. ($511 – 730). Учитель дефектолог, обучающий детей с интеллектуальной недостаточностью по специальной программе, зарабатывает от 10000 ($148) до 65000 руб. ($949) и выше. Частная практика приносит доход около $1500 в месяц.
На уровень зарплаты влияют такие факторы:
- место проживания специалиста – в крупных городах на них больше спрос;
- трудоустройство в бюджетном или частном учреждении;
- опыт работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения здоровья;
- репутация профессионала – особенно важна для частных дефектологов.
В Москве они получают жалованье в пределах от 15000 до 85000 руб. ($219 – 1240). Опытному сурдопедагогу родители слабослышащего малыша готовы платить до $30 за час занятий. Экспериментальные новшества помогают детям восстановить нормальный слух и учиться в обычной школе среди своих ровесников.
Логопед педагог или врач. Логопед — это врач или учитель?
Образовательные вебинарыдля педагогов
Сертификат выдается сразу после прохожденияЛицензия на образовательную деятельность – №0001058
4 вебинара
3 вебинара 
Врачом на курсах переподготовки не стать. Для этого недостаточно прослушать несколькочасовой курс. Вот дефектолог — это другое дело! Это и врач, и учитель. Естественно, в идеале. Бездарностей, посторонних, бездушных людей среди представителей любых профессий полно. Если логопед (с любым уровнем подготовленности) справляется со своими обязанностями, честь ему и хвала! Многие и без дефектологического образования добиваются многого. Особенно когда относятся к детям и своей работе с душой. Как и положено УЧИТЕЛЮ. Вот и ответ. Не каждый логопед — учитель. А только тот, кто учитель по сути.
(эксперт сообщества)
Есть такое постановление.ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙРУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙВ нём чётко прописано, что в образовательных организациях есть должность УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, а наименование должности «ЛОГОПЕД» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.Логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). В каждой детской поликлинике должен быть кабинет логопеда.Итак, в школе учитель-логопед, а в в сфере здравоохранения -логопед.Но образование у них педагогическое.
Есть логопед врач, который обследует детей, выявляет причины нарушения речи и ставит правильный диагноз, пишет рекомендации по устранению дефекта, прописывает медикаментозное лечение, если это необходимо, а учитель -логопед корректирует развивающими занятиями речь, опирается на рекомендации логопеда врача.
А почему вдруг возник такой вопрос? Всегда было так- в поликлинике врач, а в образовательных организациях -учитель, как сказали выше. Я думаю, что врач-логопед без медицинского образования не должен работать в мед.учреждении. Есть специфика.
Здравствуйте, Анна Юрьевна! Смотря с какой стороны посмотреть. Если логопед имеет медицинское образование и работает в этой области, то возможно, что и врач. Мы с сыном у такого специалиста наблюдались. Ну, а так это в основном учитель, особенно если еще прошел профессиональную переподготовку. Так что все зависит от ситуации.
На что обращают внимание клиенты при выборе логопеда
Клиенты принимают во внимание несколько факторов, включая репутацию логопеда. 1
Уровень профессиональной подготовки и стаж
1. Уровень профессиональной подготовки и стаж.
2. Профессиональное развитие. Наличие у логопеда удостоверений о повышении квалификации свидетельствует, что специалист совершенствуется и осваивает новые подходы. Даже если вы занимаетесь частной практикой и ни перед кем не отчитываетесь, желательно повышать квалификацию каждый год.
Тем более что сегодня нет проблем с выбором программ обучения, которые можно пройти дистанционно*. Например, АНО «НИИДПО» предлагает более 30 курсов для логопедов, а зачисление проводится регулярно, в течение всего года.
Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата
108 часов (1.5 мес.)
6900 руб. 4959 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков
144 часа (2 мес.)
9200 руб. 4959 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
108 часов (1 мес.)
6900 руб. 4108 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
3. Опыт работы с конкретными нарушениями. Получив диплом, логопед теоретически может работать с любыми проблемами. На практике каждый специалист со временем выбирает определенную категорию клиентов.
4. Сотрудничество со смежными специалистами. Логопеды объединяются в команды с дефектологами, психологами, нейропсихологами. Если ребенку требуется помощь нескольких специалистов, удобнее, если они будут иметь возможность разработать совместный план действий.
5. Отзывы и рекомендации. Имеют значение не просто отзывы, а опыт людей с похожими проблемами, которым помог специалист.
6. Стоимость. Высокая цена не всегда служит гарантией профессионализма. А если вы только начинаете, честно признайтесь в этом и сделайте более низкую цену на свои услуги, компенсируя недостаток опыта добросовестным подходом.
7. Локация. Удобно, если кабинет логопеда находится рядом со станцией метро или остановками общественного транспорта с большим выбором маршрутов.
► Как сформировать образ логопеда и стать востребованным, если вы решили начать частную практику?
Профессиональная этика логопеда
Работа логопеда сложна: порой ему приходится иметь дело с тяжелыми нарушениями, которые с трудом поддаются коррекции. Необходимо изо дня в день повторять одно и то же, отрабатывая и закрепляя навыки. Люди выбирают логопеда не только по профессиональным достижениям, но и по личным качествам. Логопед должен:
- быть терпеливым, гуманным и тактичным;
- владеть культурой педагогического общения;
- быть доброжелательным и открытым, уметь слушать собеседника;
- относиться к пациенту, даже самому маленькому, как к личности, настраиваться на диалог;
- уметь вызывать в обществе интерес к методам и результатам своей работы.
Соблюдая все эти правила, вы станете востребованным логопедом, которого с готовностью будут рекомендовать друзьям и знакомым. Желаем вам успехов!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Автор статьи:
АлешинаСветлана Геннадьевна
Практикующий учитель-логопед высшей квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности.
Другие статьи автора
- Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения
- Работа логопедом в условиях ФГОС
- Современные технологии в логопедии: чему учиться?
Все статьи этого автора
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Плюсы и минусы профессии
Раздел статьи будет интересен как для детей, так и для взрослых, которые помогают своим отпрыскам в выборе профессии. Здесь подробно рассмотрим, с какими плюсами и минусами специальности придется столкнуться.
Преимущества профессии:
- В настоящий момент профессия востребована на рынке труда, поэтому специалист имеет возможность выбора организации, где будет заниматься своей деятельностью;
- Нормируемый рабочий день, где нет переработок и ночных смен;
- Очередной отпуск всегда в летнее время;
- Логопед имеет возможность вести свою частную практику или подрабатывать в свободное время;
- Успешная работа влечет за собой признание и благодарность, как от пациентов, так и их родителей;
- Возможность регулировать свой заработок.
А теперь разберем недостатки специальности:
- Высокая эмоциональная нагрузка;
- Работа с трудными пациентами, нежелающими идти на контакт;
- Общение с агрессивными и избалованными детьми;
- Большое количество отчетных документов.
История профессии
Еще 50 лет назад профессия «логопед» относилась к категории редких видов деятельности. Раньше люди не так сильно желали исправить свои речевые дефекты, как в современное время. Да и ранее неправильное произношение букв и звуков не считалось болезнью и проблемой.
Первые логопеды появились еще в 17 веке в Европе, там такие специалисты помогали детям со слабым слухом правильно произносить слова и звуки. Так же в те времена ошибочно полагали, что дефекты речи необходимо лечить медикаментозными препаратами, а не с помощью упражнений.
В 19 веке нашей эры логопедия стала самостоятельной наукой, а вследствие этого появились официальные специалисты логопеды.
Эти люди изучали причины, вызывающие недостатки речи, разрабатывали методы лечения подобных случаев.
Современные специалисты в своем арсенале пользуются не только методами коррекции дыхательных путей и связок и челюстных составляющих, но и знаниями в области дефектологии, психологии и педагогики.
Когда логопеды должны повышать квалификацию?
Законодательство предусматривает обязательное направление логопедов на повышение квалификации каждые три года (не менее 144 часов). Повышение квалификации можно пройти как от организации, так и самостоятельно. Особой популярностью у специалистов пользуется дистанционная учеба, позволяющая сотруднику не отрываться от работы и выбирать любое учебное учреждение, не ограничиваясь своим городом. Правда, перед началом учебы у вас потребуют паспорт и документ, подтверждающий получение высшего образования – ксерокопии придется отправить по электронной или обычной почте.
Некоторые считают, что постоянно повышать квалификацию важно в первую очередь логопедам, трудящимся в медучреждениях, а на то, как давно обучение проходил учитель-логопед, работодатели почти не смотрят. Однако на логопедических форумах можно встретить жалобы вроде: «Работаю в садике 30 лет – и вдруг заставили идти на повышение квалификации логопедов»
В любом случае, работать над своей квалификацией полезно в любом возрасте и с любым стажем работы. Тем более, повышение квалификации намного дешевле, чем обучение на логопеда – стоимость начинается от 4 тысяч рублей.
Качества, которыми должен обладать специалист
Как и любой врач, логопед обязан разбираться хотя бы в азах психологии, так как часто причиной дефектов речи являются самые разнообразные комплексы. Нередко им приходится сталкиваться с пациентами, которые проявляют агрессию или находятся в депрессивном состоянии. Поэтому логопеду просто как воздух необходимо иметь выдержку, терпение и самообладание.
Понадобятся в процессе работы и такие свойства характера как:
коммуникабельность
Логопеду нужно будет находить общий язык с маленькими и большими пациентами, чего без умения общаться достичь будет крайне затруднительно;
наблюдательность и обостренное внимание. Эти качества потребуются, чтобы поставить верный диагноз и выбрать грамотную, подходящую конкретному клиенту, тактику лечения;
умение убеждать
Зачастую при лечении от пациента требуется приложение многих сил и стараний, а чтобы простимулировать его, логопед обязан быть убедительным;
настойчивость. Если логопед видит, что его подопечный не справляется с заданиями или не верит в свои силы, ему нужно проявлять терпение и выдержку, направляя усилия пациента в нужное русло.
Такт, толерантность, дипломатичность, устойчивость к стрессам, умение обходить острые углы при общении с пациентами — это также очень важные черты, которые должны быть присущи логопеду. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе работы. Также понадобится такое качество, как уверенность в своих силах.
Однако даже присутствие всех упомянутых выше личностных характеристик могут быть бесполезными, если у специалиста нет соответствующего опыта. А это значит, что он обязан постоянно развиваться — как лечащий врач и как разносторонне развитой человек.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.
Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»
Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.
В программу входит изучение следующих разделов:
- Основы специальной психологии и педагогики
- Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
- Развитие речи в норме и недоразвитие речи
- Основы логопедии
- Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
- Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
- Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
- Нарушения письменной речи
- Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
- Формы логопедической работы с детьми
- Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи
Кем вы сможете работать после получения доп. образования:
- В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
- Частная практика
- Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
- Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории
Что входит в стоимость программы:
- Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
- Тестирование после каждой дисциплины
- 30 практических заданий и кейсов
- Общение с преподавателями
- Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
- Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования
Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:
- Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
- Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
- Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
- Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
- Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
- Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
- Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
- Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
- Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
- Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
- Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
- Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
и другие программы
Профессия логопед: плюсы и минусы
Преимуществами работы можно считать:
- большой выбор организаций для трудоустройства;
- высокую востребованность логопедов;
- непродолжительный рабочий день;
- длительный отпуск в летнее время;
- возможность заниматься частной практикой;
- искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.
Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.
Преимущества и недостатки профессии логопед
Специалист, который обожает собственное дело, всегда будет греть мысль о том, что он приносит пользу — и не малую — обществу. Это, вероятно, главное преимущество профессии, так как в денежном отношении логопед мало что сможет выиграть: средняя его зарплата не превышает 20 000 рублей. Конечно, если он вознамерится отрыть свой центр, его доход существенно повысится, но на это мало кто решается.
И что за профессия, в которой нет положительных и отрицательных сторон? Википедия подробно освещает плюсы и минусы этой профессии.
Так, недостатки состоят в следующем:
- огромной количество бумажной работы: все результаты и достижения пациентов приходится фиксировать письменно, что отнимает много времени;
- затрата психических и физических сил, так как пациенты требуют индивидуального подхода, и далеко не каждый сможет выдержать общение с не вполне адекватными клиентами;
- не самая роскошная зарплата. Логопед — профессия, в которой не предусмотрены надбавки и премии.
Логопед кто это? Прежде всего, энтузиаст, который стремится сделать мир лучше и проще. Ведь чем грамотнее человек говорит, тем его быстрее понимают. Обучение на логопеда можно пройти в одном из государственных университетов.
На этом у нас все. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи вам стало понятно, чем занимается логопед и вы смогли определиться с выбором своей будущей профессии.
Spread the love
Чем конкретно занимается логопед
Уже около трехсот лет назад зародились основы сурдопедагогики — науки, которая занимается вопросами адаптации в обществе слабослышащих и полностью глухих детей. Именно благодаря ей и появилась на свет профессия логопед. Сегодня практически каждый знает, чем занимается этот специалист. Они трудятся в детских садах, клиниках и больницах, входят в штат любого центра психологической реабилитации. А иногда встречаются частные кабинеты, где можно пройти обследование и лечение.
В компетенцию логопеда, как правило входит:
- первичный осмотр, при котором выявляются особенности развития речи;
- поиск способов и методов лечения на основе диагноза;
- групповые и индивидуальные занятия, направленные на улучшение речи.
После того, как занятия подходят к своему логическому завершению, логопед оценивает результаты и при необходимости назначает дополнительное лечение.
Профессиональные обязанности логопеда таковы:
- выявление первопричин дефектов речи;
- дальнейшая их корректировка;
- организация мероприятий, целью которых является формирование культуры речи.
Кроме того, в ведении логопеда находится отчетная документация, опираясь на которую, он может следить за целесообразностью применяемых им методик и способов лечения.
Интересно, что дефекты речи, такие как шепелявость, картавость, дислексия, заикание, могут возникать даже у взрослых. Так что можно с уверенностью утверждать, что логопед — это врач не только для детей, но и для взрослых.
С чем работать?
Специальность «логопед-дефектолог» есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.
Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.
Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр – при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо – анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.
Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша
На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.
Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.
Нормы:
- от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
- от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
- до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.
Логопед – кто это и зачем он нужен?
Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей. С его помощью можно правильно «поставить» звуки, устранить заикания и другие дефекты разговорного жанра.
Помимо этого поход к логопеду открывает массу дополнительных возможностей в плане развития ребенка: физическое формирование речевого аппарата, концентрация зрительного и слухового внимания, проверка соответствия возраста малыша и его интеллектуальной развитости. Диагностика и обучение проходит в форме и игры, которая, без сомнения, придется ребенку по вкусу.
Занятия с логопедом помогут ребенку правильно и быстро формулировать свои мысли. Это дает более широкие возможности для познания окружающей действительности и общения со сверстниками. К логопеду рекомендуется обратиться при наличии следующих нарушений:
- фонематические – нарушения при произношении звука или группы звуков;
- общее недоразвитие речи – нарушения звукопроизношения, дефицит словарного запаса;
- фонетико-фонематические – нарушение звукопроизношения и замена одних звуков другими;
- заикание – непроизвольное повторение слогов и букв, вынужденные остановки во время речи.
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д
Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми
В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д
Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми
Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем. И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.
Профессия логопед: плюсы и минусы
Преимуществами работы можно считать:
- большой выбор организаций для трудоустройства;
- высокую востребованность логопедов;
- непродолжительный рабочий день;
- длительный отпуск в летнее время;
- возможность заниматься частной практикой;
- искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.
Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.